Кто назвал возлюбленного маргариты мастером. Почему знаменитый роман Булгакова называется «Мастер и Маргарита», и о чем, на самом деле, эта книга? Чем же отличается образ Маргариты от остальных женских образов


Альтернативное прочтение романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита»


Женщина как нравственный ориентир на примере женских образов «Фауста» И.В.Гете и «Мастера и Маргариты» М.А.Булгакова.


Мужчины чем-то напоминают детей, не только в быту, а вообще в жизни, в частности в определении своих нравственных ориентиров. Они, подобно ребенку, очень часто проверяют нас на прочность, а себя на правильность своего поведения. «До каких пор можно шалить?»- словно спрашивают они. А мы отвечаем. И в какой-то степени на тонком душевном плане ведем их по жизни.

Все самое главное в жизни человека идет от матери, от женщины.

Жизненная позиция женщины всегда была нравственным ориентиром, тонким камертоном и проводником добра и света, справедливости и праведности, любви и милосердия. И это огромная ответственность на самом деле.

Но, к сожалению, современная женщина забывает об этом, переставая быть эталонным нравственным звуком, по которому настраивается весь сложный оркестр нашей жизни. Продав золотому тельцу и собственному ЭГО самые светлые стороны своего внутреннего существа, она деградирует вместе с обществом, которое ее порождает.

Это проявляется в каждом моменте нашей жизни.

Я хочу проследить это на примере литературы. Только на двух произведениях: «Фауст» И.В.Гете и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Положительных героинь этих произведений зовут одинаково – Маргарита.

Их сравнивали уже не раз и не на таком уровне, но мне хочется избежать академичности литературоведения и посмотреть на них с точки зрения читательницы и просто женщины, озабоченной процессом жуткой и неумолимой деградации в обществе священного женского начала.

Меня уже при первом чтении романа что-то смутило в героине Булгакова, было одно очень странное ощущение, как будто я почему-то споткнулась на страницах, описывающих знакомство Мастера и Маргариты. Что-то в нем было не так. В первый момент не хотелось углубляться, так упоителен был сам роман. Но что-то точно зацепилось за классическое восприятие и понимание женского образа и требовало разгадки и возвращения.

Как-то не вязался он ни с образом Лизы Калитиной, ни с Сонечкой Мармеладовой, ни тем более, с Наташей Ростовой. И даже раздираемая противоречиями Анна Каренина воспринималась как-то ближе, без натяжки.

А с Маргаритой все было по-другому. Примитивнее что ли. Эмансипированнее. И почему-то менее симпатично. Что же было не так?

Я представила себе женщину, которая, чтоб привлечь внимание потенциального «любовника», нарочно покупает отвратительные желтые цветы. Не потому что они ей понравились, и не для того, чтоб утешить себя в одиночестве, а именно потому, что она вышла на охоту! Чтоб ее заметили.

Это как флаг для всеобщего обозрения, тревожный сигнал страдания, которое якобы раздирает ее душу. «Она несла в руках отвратительные, тревожные, желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве.

И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет!». «Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам».

Ну, потом вы помните, что она заговорила первой, спросила, нравятся ли ему цветы, он сказал, что нет, и она бросила их в канаву..

Он их поднял, протянул, она оттолкнула, усмехнувшись, вынула из его рук и вновь бросила их на мостовую, «затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом».

А он «неожиданно понял, что всю жизнь любил именно эту женщину!..

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Вам не кажется странной эта лексика и сама эта сцена?

Не вызывает ли она у вас какого-то внутреннего сопротивления?

Мне лично, она кажется нарочитой и странной. Булгаков писатель глубокий и слов на ветер не бросает.

И если кто-то думает, что Маргарита не охарактеризована им вполне однозначно и даже без особой симпатии, тот, мне кажется, читает Булгакова невнимательно!

А все потому, что писатель показывает нам уже не совсем чистое и не ангельское создание, а женщину, умудренную горьким опытом неудачного брака. В этой сцене перед нами потенциальная ведьма, блудница, охотница, которую Азазелло не составило труда уговорить стать королевой на бале сатаны.

Что-то нечистое было уже изначально в этой их встрече.

Маргарита не была одинока в буквальном смысле слова, она жила с другим человеком и вышла нарочно с желтыми цветами, чтоб мастер ее нашел, иначе отравилась бы, потому что жизнь ее пуста. И Мастер жил с этой…, ну этой, как ее…, Варенькой, Манечкой… «еще платье полосатое»…

Вот вам и Мастер – писатель, знаток человеческих душ, автор романа о Понтии Пилате… И такое равнодушие к Манечке… А он ведь жил с ней…

Наконец, я нашла то, что меня невольно расстроило и задело в романе.

Они оба уже в тот момент своей встречи оба были нечисты, не совсем порядочны и очень условно несчастны, чтоб отравиться от безнадеги.

К слову, Маргарита жила неплохо по тем временам. Помните, чулочки, платья своей работнице Наташе дарит. Живет в прекрасной квартире.

«Я стала ведьмой от горя и бедствий…» – пишет она в прощальном письме своему ничего не подозревающему, по-видимому, доброму к ней мужу. Есть в этих строчках что-то пошло театральное, надуманное.

Что-то не вяжется, не складывается в стройную картину страдающей положительной героини, жертвующей собой ради любимого.

Похоже, она вообще особо не расстроена по поводу того, что продает свою душу дьяволу. Вспомните, с каким удовольствием Маргарита натирается кремом, ощущая свою молодость и красоту, и летит, свободная и невидимая на бал, где соберутся все самые страшные негодяи планеты.

Это принесет, конечно, ей некоторые страдания, вроде царапин на лбу и распухшего колена, к которому прикладываются убийцы.

Но назвать это подвигом во имя любви… как-то язык не поворачивается…

Она и за Фриду просит не потому, что так милосердна и добра, а совсем по иной причине.

«Я попросила за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир. Она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь».

Это она о ком? О бедной Фриде, страдающей от вида платка, которым удушила своего ребенка, или о себе, своем собственном покое?

Ее и Мастер изначально интересует лишь как способ выйти из тоски.

Она уже тогда при их первой встрече ведет себя как уверенная в себе женщина, властно спешащая взять в оборот беспомощного и слабовольного писателя. «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером.

Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь».

Именно она настаивает, чтоб Мастер отнес свой роман в издательство. Она жаждет славы.

Но роман не напечатали.

«Что я помню после этого? … осыпавшиеся красные лепестки на титульном листе и еще глаза моей подруги. Да эти глаза я помню».

Что же такое могло быть в этих глазах?

Осуждение, разочарование, презрение?

И это тогда, когда ему так необходима была ее поддержка.

А потом «настали безрадостные дни… теперь мы больше расставались, чем раньше. Она стала уходить гулять.

А со мной случилась оригинальность… меня завелся друг…». Друг этот впоследствии донесет на Мастера и поселится в его квартире.

Но ведь этого могло бы и не произойти, если бы она, его любимая женщина, была менее тщеславной и более чуткой.

Она тоже, как фаустовская Маргарита в Мефистофеле, почувствовала в Алоизии Могарыче подлого человека, но позволила Мастеру с ним сблизиться. «Делай, как хочешь…».

А потом, когда деньги, выигранные Мастером, подошли к концу, а виденья и страх темноты стали овладевать его сознанием, Маргарита предложила ему на последние десять тысяч отправиться к морю и забыть все плохое. «Она была очень настойчива… сказала, что сама возьмет мне билет. Тогда я вынул все свои деньги, то есть около десяти тысяч рублей, и отдал ей.

Зачем так много? – удивилась она.

Я сказал что-то вроде того, что боюсь воров и прошу ее поберечь деньги до моего отъезда. Она взяла их, уложила в сумочку, стала целовать меня и говорить, что ей легче было бы умереть, чем покидать меня в таком состоянии одного, но что ее ждут, что она покоряется необходимости, что придет завтра…»

Странно, правда? Скользкие какие-то моменты. И почему это ей срочно куда-то понадобилось. И почему она вообще до сих пор не ушла от своего мужа, если так любила мастера. Ведь у нее не было детей. Значит, ее держало что-то иное.

Может быть, наличие чулочков и черных бархатных туфелек с пряжками?

После исчезновения Мастера, Маргарита проникается злобой и мстительностью к виновникам его (а точнее ее) несчастий, получив власть от Воланда, она крушит и ломает все в жилищах ненавистных литераторов.

Может в этом возмездии и присутствует некая очищающая сила, но есть и дикая необузданная и агрессивная страсть к разрушению, которая, похоже, ее совсем не тяготит.

Она с удовольствием ужинает у сатаны после ежегодного бала разной нечисти, где была хозяйкой, ведет развязную беседу, пьет спирт, жадно глотает икру.

«После второй стопки, выпитой Маргаритой, свечи в канделябрах разгорелись поярче… Кусая белыми зубами мясо, Маргарита упивалась текущим из него соком.

А скажите, - обратилась Марго, оживившаяся после водки, к Азазелло, - вы его застрелили, этого бывшего барона?

Не желала бы я встретиться с вами, когда у вас в руках револьвер, - кокетливо поглядывая на Азазелло, сказала Маргарита».

Как-то не вяжется все это с образом женщины, которая понимает, с кем имеет дело. Похоже, ей самой все это очень нравится и возбуждает. Это ее среда.

А сколько властной силы звучит в ее последней просьбе к Воладну:

«Я хочу, чтоб сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, - сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой». Королева Марго.

Ни много, ни мало.

И она счастлива, что вступила в сделку с дьяволом.

«Я ведьма и очень этим довольна! Мой единственный, мой милый, не думай ни о чем. Тебе слишком много пришлось думать, и теперь я буду думать за тебя! И ручаюсь тебе, ручаюсь, что все будет ослепительно хорошо», - обещает она ему.

Да, уж! Хорошо…

Мне кажется, что Маргарита никогда по-настоящему не любила Мастера.

Иначе она не позволила бы ему стать тем, кем он стал, по существу, погубив в себе творца. Слабым, усталым и полностью опустошенным человеком. Что его ждет в маленьком тихом доме, где ему уготован покой, где вечно цветут вишни, и нет ни одной живой души, кроме Маргариты, которая даже не даст ему думать самостоятельно, а будет это делать за него?

Мастеру не был дарован свет, то, к чему стремится душа каждого художника. Ему был дарован покой.

А что такое покой для писателя? Это смерть, забвение.

Это тупик, остановка, когда ничего уже не надо, никуда не хочется стремиться, незачем жить. И это не спасение для него, а мука, настоящая мука, из плена которой когда-то хотел избавиться Фауст, потому что ему не хватало живого дыхания жизни в пыльной академичности замкнутого кабинета.

Он продал свою душу Мефистофелю ради познания жизни, ради смелой и дерзостной высокой цели, ради настоящих живых страданий. И это привело его к тому самому свету, которого он искал, несмотря даже на то, что поступки его погубили Маргариту (Гретхен).

И хотя многие критики, сравнивая двух Маргарит, говорят об их праведности и жертвенности во имя любви, это, увы, касается их в совершенно разной степени. Я не могу поставить их рядом. Слишком велика нравственная пропасть между двумя этими женщинами.

И дело тут не только во временных и пространственных различиях, а гораздо глубже. Оно в целом комплексе нравственных понятий и мотивов, которыми руководствуются они в жизни.

Гретхен бедная девушка, после смерти отца и младшей сестрички, которая была полностью на ее попечении, стала единственной опорой матери.

Она трудится с утра до вечера, жизнь ее и помыслы скромны и чисты.

Она не ноет о своих страданиях, хотя разве можно их сравнить с «благополучными» муками московской Маргариты?

Она, действительно, как камертон, тонко чувствует подлость, сразу угадывая в Мефистофеле человека с черной энергетикой, и предупреждает об этом Фауста. Ей свойствена высокая требовательность к себе, когда она думает о своей грешной связи с Фаустом и невозможности отказаться от чувства, поглотившего ее целиком, и страдает Гретхен по-настоящему. Молодость и неопытность не могут служить оправданием ее поступка, она жаждет его искупить, именно поэтому отказывается бежать из тюрьмы вместе с возлюбленным.

Посылом булгаковской Маргариты тоже была любовь, но любовь какая-то иная…Скорее любовь-обладание, любовь-поглощение, и страдание, стремление к наслаждению этим страданием.

Она любит не Мастера, а себя в Мастере, свою боль, свою тоску, свою жертвенность. А впрочем, ее жертвенность приносит ей удовольствие.

Она ближе к Воланду, чем к Мастеру, в какой-то степени, можно сказать, его детище. И думаю, доконает Мастера в том тихом домике. Убьет своим властным и капризным характером остатки его живого ума.

В потоке лунного света они будут являться Ивану Бездомному так: Т«непомерной красоты женщина выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека… Это - тот номер сто восемнадцатый…»

Так Мастер потеряет даже свое высокое звание Мастер, став номером сто восемнадцать, пугливо озирающимся по сторонам.

Вот вам и роман о великой любви!

Мне кажется, настоящая любовь не терпит предательства высоких порывов души, она чиста и бескорыстна, в ней отсутствует рассудочность.

Но Булгаков настоящий художник, прозорливо проникающий в самые тайные причинно-следственные связи жизни, не мог не уловить этого неумолимого процесса, который постепенно разрушает в нашем мире духовность высокого женского начала.

Света не был удостоен Мастер, но не удостоена его и жертвующая Маргарита.

А вот Гретхен, усыпившая до смерти свою мать, чтоб только беспрепятственно встречаться со своим возлюбленным Фаустом, ставшая причиной гибели своего брата, пытавшаяся утопить своего новорожденного ребенка, она все же силой творческого воображения Гете поднята из мрака.

И она прощена небом. И не просто прощена, а возвышена. Хотя на первый взгляд ее грехи намного тяжелее грехов Марго. Но все дело в том, что Гретхен - чистое и светлое создание и, в отличие от Маргариты, действительно страдающее от двойственности страшного своего положения.

И когда Фауст пытается ее спасти и вывести из тюрьмы, отказывается, лишь молит его, чтоб он спас их дочь, которая еще не успела утонуть. Она предпочитает погибнуть и тем самым искупить свой страшный грех.

Маргарита Булгакова, даже умерев и зная об этом, все тщит себя надеждой, вечно наслаждаться покоем и властью над бедным опустившимся и бесцветным мастером в уютном домике на краю света.

Чем-то очень похожа она на современную женщину. Роман Булгакова был закончен в 1940 году, когда вопросы феминизации и эмансипации и общего духовного оскудения высокой женственности были еще не так актуальны, как сейчас.

И что же нас ждет в свете всего вышесказанного, если мы попытаемся двинуться дальше в своих фантазиях.

Что нас ждет в эпоху тотального поиска удовольствий и подмены истинных чувств суррогатами отношений? Какие «маргариты» и какие «мастеры»?

А, может быть, мы движемся к однополой любви и глобальному клонированию человеческих душ?

Гениальность М.А. Булгакова, написавшего действительно великий и страшный роман, заключается в том, что уже в 1940 году он знал и чувствовал, о чем следует предупредить и предостеречь человечество.

Но слишком тонкая и слишком опасная была эта грань между мраком и светом в новой советской России, и слишком тяжела личная судьба Булгакова, чтоб он мог закончить свой роман на такой же оптимистической и прекрасной ноте, как Гете закончил «Фауста».

Дух зла Мефистофель повержен, так и не сумев овладеть душой творца:

Спасен высокий дух от зла

Произволеньем божьим:

Чья жизнь в стремлениях прошла,

Того спасти мы можем.

А за кого любви самой

Ходатайство не стынет,

Тот будет ангелов семьей

Радушно в небо принят.

И стоит ли говорить, что Маргарита Гете в конечном итоге воплощает в финале «Фауста» образ «вечной женственности», деву Марию, спасающую и дарующую свет своему Фаусту?

Чего, увы, не скажешь и не угадаешь в финальной Маргарите, всего лишь «непомерно красивой женщине», в весеннее праздничное полнолуние приводящей под руку в тревожные сны Ивана своего пугливого бородатого Мастера.

Когда книга заставляет тебя задуматься о твоей собственной судьбе и твоем женском предназначении, это великая книга.

Нам нужно только научиться внимательно ее читать и пропускать через свое сердце.

В этой статье мы обратимся к самому известному роману М. А. Булгакова - «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты будет интересовать нас в первую очередь. Именно этой героине мы постараемся дать подробную характеристику и рассмотреть все изменения, которые с ней происходят на протяжении произведения.

Маргарита: общие черты

Героиня воплощает в себе образ любящей и любимой женщины, которая ради избранного мужчины готова пойти на все, даже заключить сделку с дьяволом. Возраст Маргариты на момент встречи с Мастером - 30 лет. Несмотря на это, она не утратила своей привлекательности и стати. Ее характер немного импульсивен, зато эта энергия - как глоток свежего воздуха для Мастера. Маргарита поддерживает и во всем помогает любимому, если бы не ее помощь, его роман не был бы создан.

Героиня связана с любовной линией романа. Ее появление в повествовании оживляет произведение, наделяет его лиричностью и гуманизмом.

Характеристика Маргариты

О том, как жила героиня до знакомства с Мастером, мы узнаем только с ее слов. Жизнь ее была пуста. В тот день она вышла на улицу с желтыми цветами, чтобы любимый наконец-то ее нашел, иначе она бы отравилась. Это говорит о бессмысленности ее существования, отсутствии каких-либо желаний и стремлений.

Маргарита вышла замуж в 19 лет. Ее избранником был уважаемый и богатый человек. Супруги жили в достатке, которому была бы рада всякая женщина: красивый дом, никаких забот о быте, любящий муж. Однако ни одного дня она не была счастлива. В своей жизни она не видела ни смысла, ни цели.

Характеристика Маргариты дает о ней представление как о незаурядной женщине, которой мало материального достатка. Ее душе необходимы эмоции и настоящие чувства. Особняк, в котором она живет, напоминает ей клетку. Она обладает богатым внутренним миром, широтой души, поэтому обывательская серость, царящая вокруг, постепенно убивает ее.

Булгаков описывает героиню как удивительно красивую женщину с живыми, «чуть косящими» глазами, которые лучились «необыкновенным одиночеством». До встречи с Мастером она была несчастна. В сердце скопилось много тепла и энергии, которые она ни на кого не могла потратить.

Любовь

Возлюбленная Мастера и та женщина, с которой он случайно сталкивается на улице, - совершенно разные люди. Маргарита преображается, в ее жизни наконец-то появляется смысл - любовь к Мастеру, и цель - помощь ему в написании романа. Вся скопившаяся в ней душевная энергия отныне направлена на возлюбленного и его работу. Никогда не заботящаяся о быте и не знающая, что такое примус, героиня, войдя в дом Мастера, тут же начинает готовить ужин и мыть посуду. Удивительно, но даже бытовые заботы приносили ей только радость, если она была рядом с любимым. Маргарита предстает перед читателем хозяйственной и заботливой. При этом героине удается балансировать между образами музы писателя и заботливой жены.

Маргарита прекрасно понимает и чувствует Мастера, отсюда ее сопереживание и любовь к его роману, который был выстрадан ими обоими. Именно поэтому героиня с такой злобой и ненавистью реагирует на отказ в издании романа и на критические отзывы о нем. С этого момента в ней начинает копиться ярость к серому и мелочному мирку, которая найдет выход позднее.

Ведьма

Сделка с дьяволом является одним из ключевых мотивов романа «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты очень тесно с ним связан. Находясь в отчаянии, героиня встречается с Азазелло. Женщина сначала не обращала на него никакого внимания, но когда посланник Воланда начал цитировать строки из романа Мастера, верит ему. Именно Азазелло дает ей крем и инструкции. Понимая, кто к ней пришел, Маргарита готова выполнить все, только бы у нее появилась возможность вернуть Мастера.

Ночью героиня решает воспользоваться волшебным кремом и превращается в ведьму. Вновь меняется характер Маргариты. Темная сила преображает ее не хуже любви. Она становится свободной и храброй, а ее импульсивность только увеличивается. В облике ведьмы Маргарита не теряет чувства юмора: шутит над соседом, увидавшим ее в окне, подтрунивает над спорящими хозяйками.

Рождается новая Маргарита. И она уже не держит гнев в себе. Готовая расправиться с обидчиками Мастера, она не упускает шанса разгромить квартиру критика Латунского. В этот момент она похожа на разъяренную фурию.

Маргарита-ведьма - очень яркий и сильный образ, Булгаков не жалеет эмоций и красок, рисуя его. Героиня сбрасывает все, что сковывало ее и мешало ей жить и дышать. Она становится легкой в буквальном смысле слова.

На балу у Воланда

Итак, какой предстает Маргарита на балу у Воланда? Начнем с того, что бал является кульминационным моментом в романе. Здесь поднимаются несколько ключевых (для романа и образа героини) вопросов. Например, проблема милосердия. Эта тема неразрывно связана с образом Маргариты. И мы видим, что, даже превратившись в ведьму, она не утрачивает этой черты, избавляя Фриду от мучений. Маргарита умудряется и в окружении нечистой силы сохранить свои светлые человеческие качества.

Все события главы, описывающей бал, сконцентрированы вокруг героини. Мы видим, как она страдает от украшений, но терпит. Маргарита действительно предстает королевой и хозяйкой на балу. Она мужественно выдерживает все, что выпадает на ее долю. Это отмечает и Воланд, упоминая о силе королевской крови, что течет в Маргарите.

Нет в героине больше ведьмовской удали и бесшабашности, она с достоинством ведет себя и соблюдает все правила этикета. На балу ведьма преображается в королеву.

Награда Маргариты

Именно поступки героини определили развязку книги «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты является двигательной силой, что помогает сюжету развиваться. Только благодаря ее согласию на предложение Воланда, Мастер обретает свободу и получает свой роман. Маргарита достигает той цели, к которой так стремится, - обретение любви и успокоение. Несмотря на то, что образ героини часто трансформируется, мы не видим резких перемен в ее характере. Маргарита остается верна себе, несмотря на все испытания.

И в награду за все страдания ей даруется покой. Духовный мир, в который ее и Мастера отправляет Воланд, - это не рай. Героиня все же не заслужила его, так как пошла на сделку с дьяволом. Однако здесь она обрела долгожданный покой. Влюбленные идут рядом друг с другом, и Маргарита знает, что сделала все возможное, чтобы никогда уже не расставаться с Мастером.

Прототипы

Почти каждый герой имеет свой прототип в романе «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты связан с третьей женой самого Булгакова - Еленой Сергеевной. Писатель часто называл ее «моя Маргарита». Именно эта женщина была с Булгаковым последние годы его жизни и многое сделала для того, чтобы этот самый роман был дописан. Редакция произведения велась уже в то время, когда Булгаков был тяжело болен и умирал. Елена Сергеевна вносила правки под его диктовку, сидя у постели. А после смерти мужа еще два десятилетия боролась с критикой за то, чтобы роман напечатали.

Также у булгаковской Маргариты есть черты Гретхен, главной героини «Фауста» Гете.

Цитаты из «Мастера и Маргариты»

Приведем несколько самых известных цитат нашей героини:

  • «И в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной».
  • «Грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, она вполне естественна, даже тогда, когда знаешь, что в конце этой дороги тебя ждет счастье?».

Цитаты из «Мастера и Маргариты» давно стали крылатыми фразами, которые слышали даже те, кто не читал это удивительное произведение.

При кажущейся идентичности женских образов в наследии мировой литературы, практически невозможно забыть некоторые фигуры женщин, описанных на страницах романов, повестей или новелл. Все грани женской души, покрытые вечной тайной, блестят и переливаются, словно бриллианты, на строках любимой литературной работы. Преданность и вероломство, любовь и ненависть, страсть и безразличие красной нитью проходят сквозь души женских персонажей.

Одним из самых ярких женских образов как русской, так и мировой литературы, бесспорно, является неповторимый образ Маргариты Николаевны, героини Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Образ мастера был во многом связан с М.А. Булгаковым. Можно сказать, что Мастер – автобиографический герой.

Чем была предопределена встреча Мастера и Маргариты?

Что же такого особенного в уникальном и правдоподобном портрете измученной любовью женщины? Читатели знакомятся с Маргаритой в конце второй части романа, а именно в главе «Явление героя».

Мастер, отвергнутый критиками и издателями, повествует Ивану Бездомному свою полную трагизма и боли жизненную историю.

Ему однажды повезло, он выиграл громадную сумму в лотерею, и после этого началась его новая жизнь. Он стал творить, писать книгу своей жизни, погубившую его.

Роман Мастера описывал бытие Иисуса Христа, отличался от трактовки библейской, и вообще был написан в неправильное время. Боясь цензуры и наказания, редакторы просто не печатали роман, считая его пропагандистским и религиозным.

Всё бы было плохо в жизни мастера – этого неизвестного писателя, если бы не любовь. Она, поразив, как финский нож, навсегда осталась в сердце Мастера, так и не пожелавшего назвать своё настоящее имя.

Маргарита Николаевна, а именно так звали возлюбленную Мастера, воплощала в себе эталон красоты для мужчин и предмет зависти для женщин. Она была умна, хороша собой, воспитана…и несчастна.

Перенесёмся во времена действия романа. Нищета была верным спутником всякой женщины, не принадлежавшей к высшему классу. Примусы, заштопанные чулки были чем-то сродни неотъемлемого аксессуара.

Что же было у Маргариты? Хороший муж, прекрасное жилье в особняке, достаток в одежде. Не было только любви. Её она и искала с тем упоением и надеждой, с каким уставший в пустыне путник ищет оазис с водой.

И Маргарита её нашла. Втайне от мужа она начала встречаться с неизвестным писателем, ещё совсем недавно работавшим в библиотеке, а теперь трудившимся над романом о Понтии Пилате.

Казалось, Мастер совсем не подходит Маргарите: он беден, а она богата, он боится выйти в мир литературы, а её решительности хватит на двоих. Но это была самая настоящая любовь, которую без зазрения совести можно назвать вечной.

Чем же отличается образ Маргариты от остальных женских образов?

Прежде всего, к ней не возникает неприязни от её измены. Её любовь настолько чиста, а жертва настолько велика, что читатель начинает ей невольно сочувствовать.

Бал у Сатаны, безграничная верность своему возлюбленному, тяжелое испытание моралью и жалостью (вспомним историю с Фридой) только возвышают Маргариту в глазах читателя. Она не испугалась жизни в нищете после извлечения Мастера из психбольницы.

Она была готова , лишь бы только с любимым мастером. Маргариту нельзя обвинить в меркантильности: она бросила без оглядки богатую обеспеченную жизнь во имя безграничной любви.

Сравним Маргариту с Анной Карениной: последняя была скорее рабой любви, которая хотела лишь собирать с неё сливки. Маргарита же по-настоящему борется за своё счастье. Когда она оказывается к нему близка как никогда, то сразу же бросает мужа. Последнему она оставляет записку с написанным второпях объяснением своего исчезновения.

Образ Маргариты – один из самых ярких женских образов литературы. В нём женщина не слепо верует всем прихотям судьбы, а по-настоящему борется за своё счастье, не боясь связаться с самим Сатаной ради возвращения Мастера из психушки.

Очень интересно, что, читая роман Булгакова “Мастер и Маргарита”, читатель долгое время не может понять, почему произведение названо именно так. Ведь эти герои появляются лишь ближе к середине романа. Впервые образ Маргариты вырисовывается из рассказа мастера о своей возлюбленной.
Иван Бездомный встретился с мастером в сумасшедшем доме. Всю ночь герои пробеседовали, и мастер рассказал историю своей жизни. Неожиданно в его рассказе появилась “Она”: “Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… Эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто… И меня поразило не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!”.
Маргарита была невероятно одинока до встречи с мастером. И именно в тот день она вышла с желтыми цветами, чтобы мастер, наконец, нашел ее. Между героями сразу же вспыхивают сильные, страстные чувства. Но их любовь несет на себе печать тревоги, обреченности. Желтые цветы Маргариты как бы сигнализируют об опасности. Об этом же говорят и ощущения мастера: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”.
Маргарита вдохновила мастера на продолжение работы над романом. Героиня создавала в подвальчике своего возлюбленного уют, читала и перечитывала готовые отрывки романа. Именно она и назвала героя “мастером”. Здесь явно чувствуется, что в образе Маргариты есть черты жены Булгакова – Елены Сергеевны. Она также вдохновляла писателя на работу над его великими произведениями, была с ним всегда рядом, разделяла горести и радости.
Маргарита убеждала мастера, что свет должен увидеть его роман, и произведение, в конце концов, было напечатано. Тогда и начались все несчастья. Критика безжалостно нападала на автора романа о Понтии Пилате. Не выдержав этого, мастер начал сходить с ума. Но и в эти тяжелейшие моменты Маргарита была рядом со своим возлюбленным. Она переживала каждую “хулительную” статью с такой же болью, как и мастер, жаждала отравить самого безжалостного критика – Латунского.
Позднее Маргарита никак не могла простить себе, что посмела в одну ночь оставить мастера одного. Именно тогда он сжег свой роман и попал в клинику. Для героини мастер был утерян, по ее мыслям, навсегда. Маргарита не могла смириться и просто забыть своего возлюбленного. Она была верна ему и себе. Об этом говорит сам автор: “Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви… За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!”
В главе 19 мы более подробно узнаем о возлюбленной мастера. Героиня вышла замуж в девятнадцать лет за человека хорошего, богатого, порядочного, обожающего свою жену. Но ни одного дня Маргарита не была счастлива. Автор восхищается и удивляется своей героине: “Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весной мимозами?” В дальнейшем, тема ведьмовства образа Маргариты получит свое развитие.
Героиня готова на все, чтобы вернуть своего мастера. Так, Маргарита после знакомства с Азазелло становится настоящей ведьмой и оказывается королевой на балу у Сатаны. Воланд, видящий насквозь всех и каждого, недаром выбрал хозяйкой своего бала именно Маргариту. Оказывается, что она являлась потомком одной известной королевы. И королевская кровь дает о себе знать: героиня очень горда, честна, благородна. Она не стала просить после бала законной награды, а затем, получив шанс загадать любое желание, просит за детоубийцу Фриду.
Возвратив благодаря Воланду своего мастера, Маргарита готова быть с ним до конца, не смотря на то, что душевная болезнь сильно изменила ее любимого. Героиня вновь готова идти за мастером, быть с ним каждую минуту жизни.
Очень интересно, что в Маргарите сочетаются черты святой и ведьмы. С одной стороны, ее самоотверженная любовь, верность мастеру восхищают. Ситуация с Фридой говорит о добром сердце Маргариты, ее отзывчивости на чужую боль. Но, с другой стороны, она согласилась стать ведьмой, то есть оказаться частью нечистой силы. Героиня безжалостна к врагам мастера. Я думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что она убила бы критика Латунского, если бы тот оказался дома в момент разгрома его квартиры.
После смерти, освободившей героев, ведьмовское косоглазие Маргариты исчезло, лицо ее посветлело. Она больше не была ведьмой, но, как и мастер, не заслужила света, а лишь вечного покоя вместе со своим возлюбленным.
Образ Маргариты, без сомнения, является одним из главных в романе. Он отличается большой сложностью, неоднозначностью и, вместе с тем, удивительной красотой.

Сочинение по литературе на тему: Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Другие сочинения:

  1. Судьба – загадка, решение которой человечество пытается найти с давних времен. В жизни каждого человека может наступить момент, когда он захочет узнать или даже предопределить свою судьбу. Иногда у человека может появиться выбор: либо изменить свою жизнь, рискуя заплатить за Read More ......
  2. Булгаков написал гениальный роман “Мастер и Маргарита”. Этот роман несколько раз редактировался. Роман разделен не две части: библейская история и любовь Мастера и Маргариты. Приоритет простых человеческих чувств над любыми социальными отношениями Булгаков утверждает самим романом. Михаил Афанасьевич проигрывает в Read More ......
  3. В первоначальном варианте роман “Мастер и Маргарита” был историей современных Фауста и Маргариты, рассказанной Булгаковым. А если так, то это история необыкновенной любви, преступившей законы общества, поисков истины и того мгновения, которое должно по красоте своей затмить все, мгновения, за Read More ......
  4. За свою недолгую жизнь М. А. Булгаков написал много замечательных произведений, таких как “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Похождения Чичикова”. Самое великое среди них – роман “Мастер и Маргарита”, написанный в 1928-1940 годах. Центральный образ в романе – образ Маргариты, ведь Read More ......
  5. Над романом “Мастер и Маргарита” М. Булгаков работал в течение двенадцати лет. Этот роман является вершиной его творчества. Произведение долгое время находилось в рукописях и при жизни автора не было опубликовано. В романе прослеживаются три главные линии: Москва в 20-30-е Read More ......
  6. Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” – одно из наиболее значительных произведений мировой литературы XX века. “Мастер и Маргарита” – произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору впервые удалось достичь философского и сатирического начала. События начинаются “однажды весной, в час Read More ......
  7. Маргарита – она играет в романе очень важную роль. Это красивая Москвичка, возлюбленная Мастера. С помощью Маргариты Булгаков показал нам идеальный образ жены гения. Когда встретила Мастера была замужем, но мужа не любила и была полностью несчастлива. Тогда поняла что Read More ......
  8. Полет Маргариты над Москвой кажется мне одним из самых ярких и динамичных эпизодов романа. Цель Маргариты – встреча с Воландом, но перед этим ей разрешают полетать над городом, чтобы привыкнуть. Маргариту охватывает удивительное чувство полета, порывы ветра раскрепощают как мысли, Read More ......
Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Величайшим литературным произведением и памятником двадцатого столетия является роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты является ключевым. Это персонаж, над которым автор работал достаточно длительное время, выписывая каждую маленькую деталь. В данной статье мы рассмотрим личность героини М. А. Булгакова, определим ее роль в смысловом содержании романа.

Кто такая Маргарита Николаевна?

Читатель знакомится с героиней во второй части книги и сразу оказывается очарован ею. В произведении рассказывается о том, что это была молодая женщина лет тридцати, замужем за богатым, влиятельным человеком. Окруженная роскошью и внешним благополучием, она не была счастлива в браке «ни одной минуты». Описание Маргариты во многом соответствует ее характеру.

Героиня предстает перед читателем серьезной дамой с глубоким чувством душевной неудовлетворенности. Образ Маргариты - яркий, живой, целостный. Глядя на нее, можно сказать, что она постоянно искала чего-то, но не находила. Большие бездонные глаза героини выдают горечь и тоску, которые она годами носила в своем сердце.

Характеристика Маргариты

Обращаясь к внутреннему содержанию героини, можно отметить, что на протяжении долгого времени ее съедало глубокое чувство одиночества и ненужности. Несмотря на то что внешне ее жизнь казалась устроенной и счастливой, душа ее не была удовлетворена, не радовалась всем тем благам, которые ее окружали. Что тому служило причиной? Быть может, жизнь с нелюбимым человеком или скучное, ничем не примечательное существование, в котором не было места новым открытиям, свершениям? Нигде не встречается описания интересных вечеров, веселья, смеха, радости, общения.

Маргарита подчеркнуто одинока. Героиня тихонько страдает, постепенно погружаясь в сон в этом прекрасном роскошном доме. Так со временем погибает живое, не нашедшее близости, сердце. Характеристика Маргариты позволяет читателю понять и осознать истоки проблемы, побудившие героиню превратиться в ведьму и полностью изменить свою жизнь.

Прототип образа

Исследователи в области литературы уже не раз приходили к интересному заключению: отмечали некоторую схожесть между героиней романа и третьей супругой самого писателя. Можно даже сделать смелое предположение, что отчасти образ Маргариты Булгаков создавал, имея перед глазами оригинал - свою жену. Дело в том, что история их отношений с Михаилом Афанасьевичем в чем-то похожа на историю Мастера и Маргариты: на момент знакомства Елена Сергеевна была замужем за другим человеком, отличалась высоким самолюбием и непокорностью.

Именно Елена Сергеевна Булгакова, подобно Маргарите, станет писателю настоящей музой, вдохновляющей его на написание последнего, закатного романа в его жизни. Она будет помогать ему творить, ухаживать за ним, когда он болен, а впоследствии, перед смертью, только ей одной сможет доверить Михаил Афанасьевич свое детище. Со слов Елены Сергеевны, специалисты в области литературы будут работать над корректурой романа. Но без этой женщины, возможно, и роман никогда не увидел бы свет.

Демоническое начало

Одиночество в душе героини порождало ее неудовлетворение жизнью. После встречи с Мастером она признавалась, что если бы этой встречи не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста. Маргарита Булгакова демонстрирует читателю приверженность к темной силе, которой руководит Воланд. Ведь не случайно же Маргариту Николаевну приглашают на бал к Сатане, именно ей доверив эту роль?

По каким признакам это видно? Во-первых, Маргарита продолжительно страдала, а значит, растратила в себе душевные силы, необходимые для того, чтобы сохранить умение радоваться. Во-вторых, женщина ограничила свой круг общения, практически ни с кем не встречалась, часто предавалась грусти, тосковала. В-третьих, Маргарита готова была любую цену заплатить, только чтобы узнать что-нибудь о Мастере, и это, пожалуй, самое главное. Она мысленно согласилась продать душу Дьяволу задолго до того, как ей поступило это предложение. И обо всем этом можно прочитать в романе «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты неоднозначен, включает в себя множество граней и оттенков. Ее невозможно осуждать - героиня восхищает своей самоотверженностью, с какой она любит.

Любовь в жизни Маргариты Николаевны

По книге любовь охватила героев внезапно, ослепила и одновременно раскрыла им глаза на правду. С момента первой встречи с Мастером, когда героиня вышла на улицу с желтыми цветами, многое в ее жизни изменилось. Она перестала быть одинокой, потому как если есть на свете человек, которому нужна ваша помощь и поддержка, то нельзя оставаться одиноким. Маргарита Булгакова и приняла на себя такую роль. Она заботится, переживает, любит всецело, с полной самоотдачей, совершенно не мыслит о том, что с ней будет потом. Героиня думает большей частью не о себе, а о нем, своем возлюбленном. Ради него она готова принести себя в жертву, пойти на любые испытания. Даже смерть не страшна.

На балу у Сатаны

Маргарита без страха и каких бы то ни было опасений принимает приглашение Азазелло, который вручает ей крем и велит ровно в полночь намазать им лицо и все тело. Странное поручение нисколько не удивляет ее. Может быть, ей и не по себе, но она ничем не показывает своего смятения и растерянности, ведет себя так, как будто ждала чего-то подобного.

Маргарита Николаевна хочет казаться независимой, на балу действует несколько отстраненно и с Женщина горда, и именно это нравится Воланду. Она демонстрирует готовность играть свою роль даже тогда, когда у нее почти нет для этого сил.

Прощение и вечный приют

Пройдя все испытания, Маргарита остается верной себе. Она достигла своей цели: потеряв внешнее благополучие, обрела вечную любовь и чувство успокоения. В самом произведении очень хорошо показана трансформация образа героини. Ее характер не меняется, но от унылой и грустной она преображается в борющуюся за жизнь, уверенную в себе и самодостаточную женщину. На этом заканчивается роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты получился незабываемым и весьма оригинальным для столь необычного и трогательного сюжета.

Духовный мир, куда герои попадают после физической смерти, не похож на рай, но там есть все, что необходимо: тишина и покой. Маргарита идет под руку с любимым человеком и знает, что сделала все, что смогла для достижения своего намерения быть с ним вместе навсегда. Герои обрели самих себя и друг друга, а значит, стали по-настоящему счастливыми.

Вместо заключения

Поистине шедевральное произведение - «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты пленяет читателя с первой минуты и не отпускает до конца. Разве можно забыть эти большие грустные глаза, которые смотрели вокруг с самоотверженной тоской и отчаянием? И все-таки героиню можно назвать сильной личностью: Булгаков создал независимую женщину, она знает, чего хочет, и умеет любить.

Жертва Маргариты, которую она приносит, отправляясь на бал к Сатане, не напрасна: свобода становится высшей наградой. Позднее, когда душа любимого будет спасена, Воланд отпустит их с миром, потому что он всегда отступает перед любовью, которая может все. Очевидно, в данном романе М. А. Булгаков хотел показать, что миром правит любовь, а не Сатана.




Top