Конкурс проектов по литературе. Творческий проект на уроке литературы (5 класс) Темы проектов по литературе 5

На этой странице предлагаются темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса с целью развить творческие способности в литературе, провести увлекательное исследование и написать свой индивидуальный исследовательский проект, сформировать навыки проведения научно-исследовательской работы.

Правильно выбранная тема проекта по литературе в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классе школы, соответствующая уровню подготовки и знаний учащегося, его интересам и хобби, способствует действительно проведению познавательной и интересной работы над ней.

Приведенные ниже темы проектов по литературе являются примерными и очень интересными в плане исследования, изучения, сбора и поиска информации для реализации по ним индивидуального проекта. Данные темы исследовательских проектов по литературе показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека.

Любую тему исследовательской работы по литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса можно выбрать из списка тем класса постарше, если уровень знаний школьника это позволяет и есть желание изучить более глубокий и интересный материал.

Ниже на странице темы исследовательских работ и проектов по русской и зарубежной литературе распределены в соответствии с разделами Русская литература, Классическая литература, Современная литература, планируется добавить раздел зарубежной литературы.

Темы проектов по литературе

Примерные темы исследовательских проектов учащихся по русской литературе:
Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ.
Добро и зло в русской литературе.
Изучение физики по произведениям русских классиков.
Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
Изображение национального характера в народных сказках.


Искусство создания книги.
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Лингвистическая стилизация и пародия.
Мое имя в литературе.

Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Проблемы молодежи в современной русской литературе.
Птичьи фамилии в литературе.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия.
Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема памятника в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Тема добра и зла в литературе.
Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.

Темы исследовательских работ по литературе

Примерные темы исследовательских работ по классической литературе:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы).
«Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева).

Цветовые обозначения в лирике И. Северянина: психологический аспект.

Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Образ женщины в литературе разных эпох.

Темы проектов по современной литературе

Примерные темы исследовательских работ по современной литературе:


Бардовская песня сегодня.
Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя.
Жанр и язык стихотворений И. Губермана.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Использование современного бестселлера в изучении классической литературы.
Как интернет влияет на язык?
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Молодежный жаргон в речи современных школьников.
Мусорный язык рекламы.
Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского.
Особенности языка СМС сообщений..
Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит».
Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой.
Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма.
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек».
Рок - революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого.

Своеобразие поэзии Виктора Цоя.
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Способы актуализации газетного заголовка.
Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника».
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»).
Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой.
Фразелогизмы в рекламе.
Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект.
Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – Теренгульская средняя общеобразовательная школа

« Баба Яга – ведьма или богиня?»

Выполнила:

ученица 5 класса

Квас Наталия

Руководитель:

Цымбал Е. В.

учитель русского языка

И литературы

Тема проекта: « Баба Яга- ведьма или богиня?»

I .Введение

Актуальность проекта : Баба Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских народных сказок. Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. А может Баба Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться?

Цель: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.

Задачи:

1) Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить ее добрые и злые поступки.

2) Изучить некоторые традиции русского народа.

Методы исследования:

1) Изучение литературы (анализ русских народных сказок).

2) Работа с Интернет- ресурсами.

3) Практическая работа (систематизация и обобщение полученных данных).

II . Практическая часть

Баба Яга-это очень запоминающийся персонаж: и по своему виду, и по характеру. Но вот что удивило нас: а такая ли уж плохая, эта Баба Яга? Перечитав множество сказок, пересмотрев большое количество художественных фильмов и мультфильмов, где мы встретились с самой Бабой Ягой, мы разобрались в ее характере и сделали поразительное открытие – Бабу Ягу не справедливо обвиняют в злодействах. Мы беремся доказать, что Баба Яга положительный сказочный герой.

Многие говорят, что Баба Яга – ведьма. Я обратилась к большой советской энциклопедии и узнала что Ведьма, колдунья, женщина – служительница дьявола, якобы обладающая сверхъестественной способностью вредить людям и животным.

Другие имена Яги вы видите на слайде.

Проанализировав множество сказок с участием Бабы Яги можно предположить что она Ведьма, потому что:

    Она всем вредит.

    Создает на пути трудности.

    Похищает детей.

    Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть.

    У неё страшный вид.

Исходя из этого я узнала, что Баба Яга - одноногое божество -божество, имеющее недостаток в ноге (хромоногое);

Баба Яга – змея -человекоподобное существо со змеиным хвостом;

Баба Яга - вполне «очеловеченный» персонаж с костяной ногой.

Я предполагаю что Баба Яга все таки не такой уж отрицательный персонаж в сказках. И мы решили узнать кто же такая богиня, обратившись к советской энциклопедии.

Мы выяснили что Бог - фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающего как предмет религиозного поклонения и веры.

Просмотрев ряд мультфильмов и сказок, а также изучив некоторые материалы о некоторых традициях русского народа, я пришла к мыслям что, Баба Яга может быть богиней, потому что она Умеет делать волшебство.

    Указывает герою дорогу.

    Дает добрые советы.

    Может понимать язык зверей и птиц, повелевает ими.

    Её боятся отрицательные персонажи.

В доказательство этому представляю вам иллюстрации, взятые из сказок и мультфильмов.

Выводы по результатам исследования:

    Так как Баба Яга живет в лесу и повелевает животными, то она-богиня леса, БЕРЕГИНЯ леса и природы.

    Баба Яга могла лечить людей-она хорошо знала все лекарственные травы, толкла их ПЕСТОМ в СТУПЕ и делала отвары. Во многих сказках говорится, что она сажала детей на лопату, чтобы изжарить в ПЕЧИ. Но в прежние времена больного ребенка обмазывали тёплым тестом, сажали на лопату и трижды засовывали в натопленную печь.

    Баба Яга- древняя славянская БОГИНЯ.

Список использованной литературы:

1.Афанасьев А.Н. Баба-Яга. Русская народная сказка. – М.: Эксмо, 2002.

2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. – М., 1985.

3. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. – М.: Вече, 2001.

4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Русский язык, 1991.

5. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.


Предварительный просмотр:

Титульный лист

Проектная работа

По литературе

на тему__________________________

учащегося ________класса

Ф.И. ____________________________

Требования к выполнению работы

  1. Работа должна быть выполнена в строгом соответствии одной из тем, заявленных в перечне проектных работ.
  2. Содержание работы должно раскрывать тему.
  3. Работа должна быть написана от руки по трафарету или распечатанным линиям (допускается использование линованой бумаги формата А4).
  4. Работа не должна содержать орфографических, пунктуационных и других ошибок.
  5. Допускается использование картинок из Интернета с подписями к ним.
  6. Работа должна быть аккуратной и эстетически привлекательной.

проектных работ по литературе

В 5 классе

  1. Иллюстрации к произведению.
  2. Литературная география.
  3. Викторина для друзей.
  4. Живое слово
  5. История в литературе
  6. Сценарий.

Инструкции по выполнению проектных работ

«Иллюстрации к произведению»

Основное задание предполагает создание цветных рисунков к изучаемому художественному произведению в количестве 1-3 .

Каждое изображение должно сопровождаться выдержкой из текста произведения или выпиской фрагмента, которому соответствует.

Допускается раскрашенное красками (карандашами) контурное изображение, распечатанное из Интернета.

Как выполнить задание под рубрикой

«Литературная география» и

«История в литературе»

Основной вид деятельности заключается в подборе информационного материала по одной из тем, заданных в перечне работ.

Материалы можно брать из любых доступных источников. Его следует переработать и оставить самое основное.

Далее нужно от руки переписать текст сообщения на линованую бумагу формата А4 и оформить титульный лист в соответствии с заданными требованиями.

Не допускается использование слов «реферат», «доклад» и др. в оформлении итоговой работы.

Как выполнить задание под рубрикой

«Живое слово»

Задания в данной рубрике предполагают исследование словарного состава художественного произвдения или творческой лаборатории писателей.

  1. Задание «Словарик» должно содержать толкование слов и оформляться по типу словарных статей.
  2. Задание «Афоризмы» включает поиск высказываний писателей и поэтов, которые известны многим людям и используются в качестве цитат. Данные высказывания следует оформлять крупно, так, чтобы они были легко читаемы в классе с доски.
  3. Задание «Что бы это значило?» должно содержать объяснение смысла какого-либо заданного высказывания, фразы и состоять из 3-4 предложений.

Как выполнить задание под рубрикой

«Викторина для друзей»

В данной рубрике размещаются задания, в которых учащиеся придумывают вопросы и упражнения по тексту изучаемого художественного произведения или биографии писателя. Вопросы могут быть с ответами или без них. Допускается свободное оформление: обычный перечень заданий, кроссворды, анаграммы, ребусы и др.

Предварительный просмотр:

Проектные работы по творчеству И.А.Бунина, Л.Н.Андреева, А.И.Куприна

  1. Иллюстрации к произведению . Нарисовать по 1 рисунку к рассказам И.А.Бунина «В деревне», Л.Н.Андреева «Петька на даче», А.И.Куприна «Золотой петух» и подписать их выдержками из текста.
  2. Литературная география.
  1. «На родинеИ.А.Бунина»;
  2. «Орёл. Край детства Л.Андреева»;
  3. «Родина А.И. Куприна».
  1. Викторина для друзей . Составить 10 вопросов по Биографии одного из писателей.
  2. Живое слово. Напишите рассуждение на одну из тем:
  1. Как в рассказах решается вопрос детского счастья?
  2. Город и деревня: где человек становится счастливым по мнению авторов рассказов?
  1. История в литературе

Написать сообщение на тему «И.А.Бунин. Нобелевская премия»

  1. Сценарий.

Составить сценарий к любому рассказу одного из трёх авторов.

Предварительный просмотр:

Проектные работы по творчеству А.Блока и С.Есенина

  1. Иллюстрации к произведению . Нарисовать рисунки к стихотворениям А.Блока и С.Есенина и подписать их выдержкой из текста (по 1 рисунку для каждого автора).
  2. Литературная география. Написать сообщение на одну из тем:
  1. «Шахматово – лучшее место на земле (о родине А.Блока)»;
  2. «Петербург А.Блока»
  3. «Село Константиново – родина С.Есенина;
  4. «Город и деревня в жизни С.Есенина».
  1. Викторина для друзей . Составить 10 вопросов по стихотворениям А.Блока и С.Есенина.
  2. Живое слово. Провести анализ одного из стихотворений А.Блока и С.Есенине, помещённых в учебнике.
  3. История в литературе. Написать сообщение на тему «Памятник поэту» (о памятниках А.Блоку или С.Есенину)

Предварительный просмотр:

Проектные работы по творчеству А.П.Чехова

  1. Иллюстрации к произведению . Нарисовать рисунки к рассказам и подписать их выдержкой из текста.
  2. Литературная география.

Написать сообщение на одну из тем:

  1. «На родине А.П.Чехова»;
  2. «Донской край в жизни А.П.Чехова»;
  3. «Таганрог – родина А.П.Чехова».
  1. Викторина для друзей . Составить 10 вопросов по Биографии А.П.Чехова
  2. Живое слово

Найти и красиво оформить 5 афоризмов (поучительных, мудрых выражений) А.П.Чехова или высказываний о нём других людей.

  1. История в литературе

Написать сообщение на тему «Памятники А.П.Чехову»

  1. Сценарий.

Составить сценарий к любому рассказу А.П.Чехова.

Предварительный просмотр:

Проектные работы по творчеству И.С.Тургенева

  1. Викторина для друзей . Составить 10 заданий по тексту рассказа «Муму».
  2. Живое слово
  1. История в литературе

Напиши сообщение на тему «Положение крестьян в XIX веке», используя факты приведённые Тургеневым в рассказе «Муму».

Учебник. Задание под рубрикой «Минуты творчества», стр. 243.

Предварительный просмотр:

  1. Иллюстрации к произведению
  2. Литературная география.

Написать сообщение на одну из тем:

  1. «На родине П.Н.Толстого»;
  1. Викторина для друзей
  2. Живое слово
  1. История в литературе
  1. Сценарий.

Предварительный просмотр:

Проектные работы по творчеству М.А.Шолохова

  1. Прочитать рассказ «Судьба человека»
  2. Выполнить одно из заданий на выбор.
  1. Иллюстрации к произведению . Нарисовать 3 картинки к тексту рассказа «Судьба человека» или подобрать 3 картинки из любых источников. Сопроводить каждую выдержкой из текста, которой соответствует рисунок.
  2. Литературная география.

Написать сообщение на тему «Донской край – Родина М.А. Шолохова».

  1. Живое слово

Найти в тексте рассказааааа описание внешности героев и проанализировать речевое оформление.

  • Викторина для друзей . Составить 10 заданий по биографии Н.А.Некрасова.
  • Живое слово
  • Составьте словарик данных слов: вереница, вирши, умиленье, забрёл, утомлённый, шпионы, мякины, плуты, нега, лудильщик, шерстобит, потрафлять, роптать, прибаутки, пожня, лукошко, снопы, рига, цепы, гарцевать .

    Напиши сообщение на тему «Положение крестьян в XIX веке», используя факты приведённые Н.А.Некрасовым в стихотворении «Крестьянские дети» «Муму».

    Составить сценарий к стихотворению «Крестьянские дети».

    Проектные работы по творчеству Л.Н.Толстого

    1. Иллюстрации к произведению . Нарисовать 3 картинки к тексту рассказа «Кавказский пленник». Сопроводить каждую выдержкой из текста, которой соответствует рисунок.
    2. Литературная география.

    Написать сообщение на одну из тем:

    1. «На родине П.Н.Толстого»;
    2. «Кавказ в жизни Л.Н.Толстого»;
    3. «Ясная Поляна – родина Л.Н.Толстого сегодня».
    1. Викторина для друзей . Составить 10 воросов по содержанию рассказа «Кавказский пленник».
    2. Живое слово

    Найти и красиво оформить 5 афоризмов (поучительных, мудрых выражений) Л.Н.Толстого (см. учебник с.298)

    1. История в литературе

    Напиши сообщение на тему «Как велась война с горцами», используя факты приведённые Л.Н.Толстым в рассказе «Кавказский пленник».

    1. Сценарий.

    Составить сценарий к рассказу «Кавказский пленник» .


  • Шишкина Светлана, 5 класс (Алтайский край, Заринский район, МКОУ «Зыряновская СОШ»). Имена собственные в пословицах и поговорках: –– ;
    –– .
  • Волченко Н.А., учитель русского языка и литературы (Челябинская область, Сосновский район, МОУ Полетаевская СОШ). Галка в Обители Цукербринов (наброски для главы электронного учебника, раздел «Современная литература. Проблема семьи в реальности XXI века»):
  • Капустина Диана, 5 класс (Алтайский край, Петропавловский район, с. Алексеевка). Проект по истории дома и домашних оберегов «Возвращение к истокам. Куклы – обереги»:
  • Резвых Софья, 5 класс (Алтайский край, Петропавловский район, МБОУ «Петропавловская СОШ имени Героя Советского Союза Д.А. Жукова»). Тайна неизвестной могилы моего прапрадедушки (информационно-поисковый проект):
  • Ряшина И.Б. (Челябинская область, Сосновский район, МОУ Долгодеревенская СОШ). Веб-квест «Образ патриархальной семьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере семьи Ростовых):
  • Волкова Е.А., учитель русского языка и литературы, учащиеся 10Б класса (Алтайский край, Алейский район). Коллективный творческий проект как форма внеурочной работы по литературе: Создание сценария к 200-летию со Дня рождения Михаила Юрьевич Лермонтова и подготовка его презентации:
  • Обухова Анна (Алтайский край, МБОУ «Лицей № 124»). Визитка проекта по литературе Календарь «Родная природа в стихотворениях русских поэтов»:
  • Кирилина Екатерина, 8 класс (Алтайский край, МБОУ «СОШ № 59»). Почему мы верим в приметы (проектно-исследовательская работа):
  • Цыбанова И.В. (Брянская область, п. Чемерна, МБОУ Чемерновская средняя общеобразовательная школа). Мысль «семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»: Веб-квест:
  • Маматов Владимир, 4 класс (Алтайский край, Шипуновский район, с. Кособоково). Проект: Моя Малая Родина и Великая Отечественная война:
  • Дворко Григорий, 5 класс (Алтайский край, Немецкий район, МБОУ «Гальбштадская СОШ»). Проектно-исследовательская работа «Педагоги в моей семье»:
  • Бердюгина Л.А., Головизина О.Г. (Алтайский край, Заринский район). Создание Wеb-страницы «Новые имена в литературе. Светлана Алексиевич». Интегрированный урок-проект литературы и информатики в 11 классе:
  • Каратаева Н.А., учитель русского языка и литературы (Алтайский край, Бийский район, МБОУ «Енисейская СОШ»). Педагогический проект школьного конкурса – Битва чтецов «Ты мой дом, ты мой берег, родная Земля!»:
  • Масликова Н. А, учитель русского языка и литературы (Алтайский край, Тюменцевский район, МКОУ Заводская СОШ) . Проект: интерактивная игра. Викторина по литературе «Своя игра»: ––
    ––
    ––
    ––
  • Проектно-исследовательская работа «Что в имени моём…»:
  • Маркграф Ирина, Корнаго Валентина, Бебекина Наталья, Маркова Алина, Циттель, учащиеся 8 класса (Алтайский край, Тюменцевский район, МБОУ Тюменцевская СОШ). Литературно-творческий проект «Образы героев в сказе Н.С. Лескова «Левша»:
  • Обухова Анна, 8 класс (Алтайский край, МБОУ «Лицей № 124). Проект: Календарь «Родная природа в стихотворениях русских поэтов»:
  • Троян Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы (Алтайский край, Целинный район, МБОУ «Воеводская СОШ»). Веб-квест «Аз-Буки-Веди», посвящённый празднованию Дня славянской письменности и культуры:
  • Плех Антон, 5 класс (Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск, МБОУ СОШ №5). Проектно-исследовательская работа «Герои моей семьи»:
  • Тулинова Татьяна, 6 класс (Алтайский край, Панкрушихинский район, МКОУ «Панкрушихинская СОШ»). Заочная экскурсия: Малая Родина в судьбе В.С. Золотухина:
  • Шадринцева Лиана, 10 класс (Алтайский край, Целинный район, МБОУ «Воеводская СОШ»). Индивидуальный проект по литературе: Литературная викторина «Отцы и дети в русской литературе»:–– ;
    –– .
  • Ряполова Любовь Викторовна, учитель русского языка и литературы (Алтайский край, Бийский район, МБОУ «Енисейская СОШ»). Проект: Интерактивная викторина «Родному краю – 75»:–– ;
    –– .
  • Грачева В.Г., учитель английского языка, Тараскина И.И., учитель русского языка и литературы, Бачурин Д.Н., учитель информатики (Алтайский край, Бийский район, МБОУ «Первомайская СОШ № 2). Проект: «Интегрированный урок на тему «Несу родину в душе» (в форме телемоста «Бийск – Лондон»): ––
    ––
    –– .
  • Потехина Н.В., учитель русского языка и литературы (Алтайский край, Бийский район, МКОУ «Светлоозёрская СОШ»). Проект: «Своя игра»: Викторина по биографии и творчеству Шукшина. 11 класс:
  • Жумабаева Алия, 4 класс (Омская область, БОУ «Гимназия №140», Гимназическое научное общество учащихся «Поиск»). Влияние художественной литературы на духовный мир младшего подростка: проект в области литературы:
  • Шаучулене Е.М., учитель русского языка и литературы (Республика Алтай, МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа»). ПРОЕКТ: Студия «Академия творчества»:
  • Гимназия № 11, творческий коллектив (Новосибирская область). Письмо Чарли Чаплина своей дочери Джеральдине:
  • Попова Е.Б., учитель русского языка и литературы (МБОУ Алтайская
    основная общеобразовательная школа №3) УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ «Семейные традиции в «Повести о Петре и Февронии Муромских»»:––
  • Дата публикации: 16.11.2015

    Краткое описание:

    предварительный просмотр материала

    МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

    с.Новоархангельское

    Доклад на тему:

    «Организация проектной деятельности

    учащихся 5 классов»

    Проект урока по литературе:

    «И мораль в ней и урок, каждый басни смысл поймёт!»

    Выполнила: учитель русского языка и литературы

    Васильева М.А.

    Проектная деятельность.

    Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

    Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности.

    Проектная деятельность является средством освоения действительности, её главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

    Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

    Цель и задачи «Проектной деятельности»

    Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной деятельности.

      формировать представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;

      обучать специальным знаниям, необходимым для выполнения самостоятельных работ;

      формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

      развивать познавательные потребности и способности, креативность,

      развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);

      формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

      формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

    Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект - буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

    Результат проектной деятельности - личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.

    Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4-6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.

    Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап - интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части - мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.

    Второй этап работы - это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

    Главная цель защиты проектной работы - аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

    Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

    Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

    1. Постановка проблемы

    Проблема может идти от ребенка, а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.

    2. Тема проекта

    Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом - проблема, которая определила название проекта.

    3. Цель проекта

    После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.

    4. Задачи проекта

    Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:

    Задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);

    Задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент);

    Задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).

    При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше - с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.

    5. Гипотеза

    Гипотезу выдвигают исходя из цели.

    6. План работы

    Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

    Подумать самостоятельно;

    Посмотреть книги;

    Спросить у взрослых;

    Обратиться к компьютеру;

    Понаблюдать;

    Проконсультироваться со специалистом;

    Провести эксперимент;

    В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.

    Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта - другими словами, кратко представить свой «подпроект».

    Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей защиты проекта.

    7. Продукт проекта

    Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта.

    Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, каталог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.

    Таким образом, продукт проекта - это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.

    8. Выводы (итог) проекта

    Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.

    Проект урока литературы для учащихся 5 класса.

    Тема проекта: «И мораль в ней и урок, каждый басни смысл поймёт!»

    Проблема: «Как создать басню?»

    Цель: создать басню.

    Провести блиц-опрос среди учащихся по теме «Басня» в 5 классе;

    Дать определение жанра «басня»;

    Изучить виды басен и выявить характерные черты;

    Придумать сюжет и составить план басни;

    Написать и оформить басню.

    Гипотеза: создание собственной басни на основе полученных знаний.

    План работы:

    1.Проведение блиц-опроса среди учащихся (подведение к проблеме проекта).

    Что вы знаете о русском народном жанре «басня»?

    Каких баснописцев вы знаете?

    Что есть в каждой басне?

    Какие герои чаще всего встречаются в басне?

    Какие чувства и эмоции вызывает у вас прочтение басни?

    Хотели бы вы сами создать басню?

    Что нам потребуется для создания собственной басни?

    2. Дать определение жанра «басня».

    Басня - это стихотворное или прозаическое литературное произведение, нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

    Басня - один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до н. э.) , писавший басни в прозе. В Риме - Федр (I век н. э.) . В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век) .

    В России развитие жанра басни относится к середине XVIII - началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в 1-й пол. XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.
    Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, С. Михалкова и др.

    3. Виды басен и их характерные черты.

    Басни бывают стихотворными и прозаическими. Пример первых - басни Жана де Лафонтена, И. А. Крылова, С. Михалкова и др. ; вторых - античные басни Эзопа, Федра и др.
    Еще басни можно разделить на "животные" и "бытовые". В первых героями являются различные звери, во- вторых - предметы, люди или мифологические персонажи.

    Басня отличается сжатостью изложения и законченностью действия.

    Особенности басни:

    А) мораль;

    Б) аллегорический (иносказательный) смысл;

    В) типичность описываемой ситуации;

    Г) характеры-персонажи;

    Д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

    В басне используются различные средства художественной выразительности, а именно - метафора, эпитет, олицетворение, аллегория,

    гипербола, ирония.

    Постановка проблемы: зная основные понятия о басне, особенность её написания и содержания, познакомившись с авторами и героями басен, ученикам предлагается разработать сюжет и план собственной басни (опираясь на знания полученные ранее).

    4. Сюжет и план басни.

    Предлагаются сюжеты на выбор (если учащиеся затрудняются придумать свой):

    Сильный использует слабого в своих целях;

    Идея лести и обмана;

    Идея невежества и глупости;

    Идея доброты и жалости;

    Идея хитрости и умения приспосабливаться к нужной ситуации;

    План написания басни.

    Выберите мораль. Поскольку мораль - это суть басни, поэтому перед тем, как приступить к ее написанию, определите ее мораль. Читатель должен вынести важный нравственный урок, прочитав вашу басню. Кроме того учтите, что выбранное вами нравоучительное заключение должно затрагивать многих людей.

      Прочитайте несколько басен для того, чтобы получить общее представление о том, как правильно писать такого рода произведения:

      • "Блоха и Человек".

        "Собачья дружба".

        "Кукушка и Петух ".

        "Лев, Медведь и Лиса".

        "Крестьянин и Работник".

    • Вы можете познакомиться с баснями Эзопа, легендарного древнегреческого поэта-баснописца.

    Определите, какую проблему (конфликт) или распространенную жизненную ситуацию вы будете освящать в своей басне.Нравоучительное заключение должно быть решением этой проблемы.

      Поскольку вам необходимо преподать ценный нравственный урок, выбранная вами проблема должна касаться многих людей.

      Например, в басне "Черепаха и Заяц", с первых строк читатель понимает, в чем состоит конфликт, когда узнает о том, что два персонажа решают устроить соревнование.

    Определите, кто будет главным героем вашей басни. Подумайте о том, какой должна быть личность главного героя, он должен иметь возможность понять ваше моральное наставление.

      Поскольку басни отличаются простотой и лаконичностью, не стремитесь создавать сложных многогранных персонажей. Каждый персонаж может отражать всего одну черту, что собственно и будет отличать его от других.

      Подумайте о том, как персонажи будут соответствовать моральному наставлению.

      В басне "Черепаха и заяц" главными героями являются черепаха и заяц. Всем нам известно, что черепаха передвигается очень медленно, все время делает это с усилием, а зайцу по природе дана способность быстро бегать и это у него легко получается.

    Определите архетипы персонажей. Выбирая персонажа, подумайте о том, какими чертами характерами отличается он от природы.

      Например, в басне "Черепаха и Заяц", медлительность черепахи связана с уравновешенностью и настойчивостью, а быстрота зайца связана с опрометчивостью и самоуверенностью.

      Существует ряд классических архетипов, используемых в баснях, которые широко признаны и связаны с конкретными чертами характера. Если вы хотите создать конфликт, выберите два персонажа с противоположными чертами характера.

      Некоторые из наиболее распространенных архетипов:

      • Лев: сила, гордость

        Волк: нечестность, алчность, хищничество

        Осел: невежество

        Муха: мудрость

        Лиса: ум, хитрость

        Ястреб: предприимчивость, абсолютизм

        Курица: тщеславие

        Ягненок: невинность, застенчивость

    Выберите обстановку. Подумайте о месте, где будут происходить события? Как и в случае с конфликтом, выберите обстановку, которая будет понятна и интересна людям.

      Обстановка должна быть связана с персонажами и их отношениями.

      Место, где происходят события, должно быть простым и легко узнаваемым. Читатели должны легко узнать и понять, где происходят события. Благодаря этому вам не придется включать в свое произведение дополнительное описание местности.

      Например, в вышеупомянутой басне "Черепаха и Заяц", местом, где происходят события, является дорога через лес, которая создает условия для действия (соревнование по дороге), и связана с персонажами басни (лесные животные).

    Подумайте о развязке конфликта или проблемы. Развязка должна быть интересна читателю, а также быть связана с основными персонажами, их отношениями и местом, где происходят события.

      Подумайте, как персонажи смогут разрешить конфликт, и какой урок читатель сможет извлечь из басни.

      Например, в басне "Черепаха и Заяц" конфликт разрешает заяц. Своей поспешностью он проигрывает соревнование настойчивой черепахе.

    Написание басни.
    Составьте план. После того как вы наметили основные моменты истории, поэтапно начните описывать каждый.

      Опишите место, где происходят события, а также отношение персонажей к этому месту. Как уже упоминалось, обстановка или место должно быть легко узнаваемым и напрямую должно быть связано с событиями, о которых идет речь в басне.

    Опишите сюжет. Опишите конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того читателю должно быть интересно каким образом будет разрешен конфликта.

      В основе вашей истории должна прослеживаться причинно-следственная связь.

      Все, что происходит в истории, должно быть четко связано с конфликтом и его разрешением.

      Помните, ваша басня должна быть простой и лаконичной. Не тратьте время, подробно описывая ненужные детали.

      Например, в басне "Черепаха и Заяц", события развиваются достаточно быстро: заяц приглашает черепаху посоревноваться, а затем черепаха выигрывает соревнование.


    Составьте диалог.
    Хорошо составленный диалог покажет читателю, какими чертами характера обладает ваш главный герой. Если вы правильно составили диалог, не будет необходимости указывать отличительные черты вашего персонажа, читатель сам поймет это из вашего диалога.

      Диалог между персонажами должен иллюстрировать отношения между ними и конфликт, который будет разрешен в конце басни.

      Например, два персонажа, черепаха и заяц, предстают перед нами как уравновешенная и спокойная, с одной стороны, и хвастливый и быстрый, с другой. Эти качества читатель может увидеть в диалоге: "Я никогда еще не был побежден, - сказал заяц, - когда я наберу свою полную скорость… я бросаю вызов любому здесь, чтобы он соревновался со мной". Черепаха тихо сказала: "Я принимаю ваш вызов". "Это хорошая шутка, - сказал заяц, - я мог бы танцевать вокруг вас всю дорогу". Черепаха возразила спокойным голосом: "Придержите хвастовство, пока вы не выиграете, - ответила черепаха, - начнем гонку?"

    Напишите разрешение конфликта. После того как вы описали персонажей и конфликт, переходите к его разрешению.

      На этом этапе написания басни должна четко прослеживаться связь между действиями героев, развитием конфликта, и его разрешением.

      Убедитесь, что каждая упомянутая проблема в басне, имеет свое логическое разрешение.

      Обратимся снова к басне о черепахе и зайце, разрешение конфликта наступает тогда, когда хвастливый заяц, рванув вперед, останавливается, чтобы вздремнуть, а уравновешенная черепаха, медленно двигающаяся к своей цели, в конце концов, выигрывает соревнование.

    Сформулируйте мораль. Когда сюжет басни завершен, сформулируйте нравоучительное заключение.

      В баснях, мораль, как правило, излагается в одном, содержательном предложении.

      Моралью вы должны подвести итог проблеме и ее разрешению.

      Мораль басни «Черепаха и Заяц» заключается в следующем: победа достается тем, кто знает о слабостях противника, а самоуверенность приводит к проигрышу. Кроме того эта басня учит быть усердными и стараться добиваться результата.

    Придумайте название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.

      Как правило, лучше всего придумать название, после того как вы напишите басню или, по крайней мере, продумаете ее сюжет. Благодаря этому название будет связано с содержанием басни.

      Вы можете выбрать простое название, подобно названиям басен Эзопа (например, "Черепаха и Заяц"), или подойти к этому более творчески. Яркими примерами креативных названий басен являются: "Потерпевший кораблекрушение" или " Трус, отыскавший золотого льва".

    Редактирование басни.

    Прочитайте свою басню. Прочитайте басню от начала до конца, и убедитесь, что все части согласуются друг с другом.

      Уделите особое внимание сложным местам. Однако помните, что басня - это простой лаконичный рассказ, поэтому избегайте сложных запутанных фраз.

      Убедитесь, что каждая часть - место, где происходят события, персонажи, конфликт, его разрешение и мораль - четко определены и понятны читателю.

    Исправьте грамматические и орфографические ошибки. После того как вы исправили все стилистические ошибки, перечитайте басню еще раз, чтобы исправить грамматические и орфографические ошибки.

      Вы можете воспользоваться справочниками и словарями, когда проверяете ошибки.

    Продукт проекта - басня, художественно оформленная обучающимся.

    Итог проекта.

    Подводя итоги проекта, прежде всего, нужно остановиться на его реализации, учащимися была проделана индивидуальная работа.

    Работы зачитываются учителем, а учащиеся делятся мыслями, эмоциями, выводами, а главное на этом этапе идёт выявление цели проекта, понимание проблемы. А также учитывается способность работать самостоятельно, следовать плану, подходить ответственно к выполнению работы.

    Неотъемлемой частью является самооценка и рефлексия, которые предполагают письменный вариант. Чтобы научить детей уже в 5 классе писать отчёт о работе, можно предложить им воспользоваться шаблоном.

    Отчёт состоит из трёх разделов: введение, основная часть и заключение.

    Введение

    Тема моего проекта …………………………………………………...

    Я выбрал эту тему, потому что …………………………………....

    Цель моей работы - ……………………………………….....……….

    Проектным продуктом будет.………………………………………

    Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………

    План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):

    Выбор темы и уточнение названия………………………………

    Сбор информации (где и как искал информацию)……………

    Изготовление продукта (что и как делал)………………………

    Написание письменной части проекта (как это делал)………

    Основная часть

    Я начал свою работу с того, что …………………………………..

    Потом я приступил к ………………………………………………….

    Я завершил работу тем, что…………………………………………

    В ходе работы я столкнулся с такими проблемами……………

    Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………

    Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)

    План моей работы был нарушен, потому что…………………

    В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как…………………………………………………….

    Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что…

    Заключение

    Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например……..

    Это произошло, потому что …………………………

    Если бы я начал работу заново, я бы ……………….

    В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы………………………………….

    Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как …………………………………………………

    Работа над проектом показала мне, что (узнал о себе и о проблеме, над которой работал)

    Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском



    
    Top