Картины мясоедова с названиями и описанием. Григорий григорьевич мясоедов - биография и картины

Портрет работы И. Репина (1904)

Григорий Григорьевич Мясоедов (7 апреля 1834, село Паньково Тульской губернии, ныне Новодеревеньковского района Орловской области - 18 декабря 1911, Полтава) - российский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок.

Основная тема, к которой обращался художник - крестьянский быт.

Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в Академию Художеств.

Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.

Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину "Поздравление молодых в доме помещика" (1861) и полотно на историческую тему "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе" (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Поздравление молодых в доме помещика

Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).

А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину "Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)" (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане. В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова - "Земство обедает" (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук - вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же - множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет - сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.

«Земство обедает»

В другом фундаментальном полотне Мясоедова - "Чтение манифеста 19 февраля 1861 года" (1873) - раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. "Признаюсь, - писал один из критиков, - мне не удавалось видеть (после "Бурлаков" г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц". Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине "Опахивание" (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек.

1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами "Засухи", где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину "Самосжигатели" (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.

К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887). Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг.

Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников. Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.

Осеннее утро. 1893

Дорога во ржи.

Лесной ручей. Весной

Пристань в Ялте

Автопортрет

Г.Мясоедов портрет И.Репина. Этюд 1883

Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902

Портрет Шишкина

Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г)

Испанец. 1866

Молебен во время засухи. 1880

Имя художника Григория Мясоедова вошло в энциклопедию русской живописи XIX века как певца крестьянской доли. Образ русского крестьянина с его проблемами и чаяниями, лики русской природы в ее первозданности - основа творчества великого мастера.

Григорий Мясоедов: страницы биографии

Григорий Мясоедов - уроженец села Панькова то ли Орловской, то ли Тульской губернии, родившийся 7 апреля 1834 года в семье дворянина. С детства увлекавшемуся живописью мальчику очень повезло - его отец не препятствовал недворянскому занятию сына и дал возможность обучаться любимому делу. Григорий впервые познакомился с основами изобразительного искусства еще во время обучения в Орловской гимназии. Первым его наставником в рисовании был И. Волков. С первой же попытки поступивший в Санкт-Петербургскую Академию художеств, Григорий попал в класс Т. Неффа и А. Маркова. Все десять лет обучения в академии (с 1853 по 1863 г.) юноша показывал весьма хорошие результаты, а по окончании был направлен в Европу для обучения за счет государственного бюджета мастерству живописца. В этой поездке Мясоедов знакомится с художественным наследием Франции, Италии, Испании, Бельгии и др. По возвращении в Россию начинает успешно выставляться.

Характер у Григория Григорьевича Мясоедова был сложный и достаточно злой, что затрудняло его общение с другими художниками. Его прямота и бескомпромиссность не привлекали людей. Да и сходился он с ними очень тяжело. Однако он с удовольствием позировал Илье Ефимовичу Репину, когда тот писал свою знаменитую картину "Иван Грозный убивает своего сына", в которой отразился нрав Мясоедова. И тот впоследствии даже этим гордился.

Мясоедов скончался в своем имении на Полтавщине в 1911 году, оставив богатое художественное наследие.

Характеристика творчества Г. Г. Мясоедова

Основными жанровыми направлениями творчества Г. Г. Мясоедова были историческая и жанровая бытовая живопись. Иногда обращался художник и к портретному жанру. Начинал Мясоедов как реалист-передвижник, последователь И. Н. Крамского и др. Он был одним из инициаторов и организаторов Товарищества передвижных выставок.

Но после увлечения пейзажным и портретным творчеством, зарекомендовал себя как неоромантик. В последний период жизни Григорий Григорьевич Мясоедов обратился и к графическому искусству. Но весь свой творческий путь придерживался демократических идей.

Среди картин Григория Григорьевича Мясоедова были полотна:

На остросоциальные темы:

  • о социальном различии разных слоев в обществе ("Земство обедает");
  • о пренебрежительном отношении к женщинам ("Опахивание");

Воспевающие русскую природу ("Зреющие нивы");

Воспевающие крестьянина как личность мудрую и мужественную ("Чтение манифеста 19 февраля 1961 года", "Земский знахарь");

Воспевающие крестьянский труд ("Дорога во ржи", "Страдная пора. Косцы", "Урок пряжи", "Деревенский знахарь");

Размышляющие о древних традициях и их месте в жизни народа ("Опахивание", "Поздравление молодых");

На историческую тематику ("Бегство Григория Отрепьева", "Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской").

"Земство обедает"

Это произведение Григория Григорьевича Мясоедова затрагивает мысль о бесправном положении крестьянства в России второй половины XIX века, после принятия Земской реформы в 1860 году. Суть проблемы заключалась в создании земств - органов местного самоуправления в отдаленных российских губерниях, куда крестьяне могли избираться в качестве гласных, то есть имеющих на заседаниях право голоса. Но при этом, как показала практика, лишь формально. Фактически же власть в земствах забрали помещики.

Картина основывается на двух принципах: противопоставления и углубленной социально-психологической характеристике героев.

"Чтение манифеста 9 февраля 1861 года"

Сюжет картины Мясоедова посвящен изданию в 1861 году императором Александром II Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, ставший, по сути, началом отмены крепостного права в России. Он был принят в разных слоях общества неоднозначно.

На картине Григория Мясоедова крестьяне собрались для чтения Манифеста в самом центре холста у костра вокруг единственно грамотного из них - мальчика, читающего текст документа. Группа служащих освещена ярким солнечным светом. А каждый персонаж выписан крупным планом, что до Г. Г. Мясоедова не было принято в русской бытовой живописи. Герои картины изображены не пассивными слушателями и не бунтарями, а людьми, думающими и оценивающими событие с позиции своего жизненного опыта и мировоззрения. Не все из них, судя по выражению лиц, согласны с реформой, не слишком доверяют ей, ведь много прав еще остается у помещиков и слишком мало возможностей пока дается крестьянам.

Для создания ощущения реальности происходящего художник использовал цветовую гамму, близкую к природной: земляные, охристые, соломенно-желтые, коричневые оттенки. Лишь рубаха читающего мальчугана - красная. Она - как олицетворение надежды русского крестьянства на свободную, благополучную и красивую жизнь.

"Бегство Григория Отрепьева"

Тема из русской истории была выбрана Г. Г. Мясоедовым для конкурсной работы в Академии художеств неслучайно: с одной стороны, для конкурсных работ чаще всего и выбирались мифологические, библейские или исторические сюжеты, с другой - именно в те годы все более растет внимание художников к обыденным явлениям и повествовательности живописного искусства. За картину мастер был удостоен большой Золотой медали.

История Смутного времени на Руси полна легенд и тайн. Очень часто они связаны с персонами лжецарей, одним из которых был и Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I. По одной из версий он - сын одного из монахов Чудова монастыря. Из монастыря Отрепьев сбежал в Литву, а затем в Польшу, принял католичество и при помощи поляков воцарился на русском престоле, но позже был свергнут и убит. В исторических публикациях не упоминается о бегстве Григория Отрепьева именно из корчмы.

"Дорога во ржи"

Рожденный на русской земле в глубинке, Григорий Мясоедов хоть и был из дворянского рода, очень трепетно и бережно относился к отображению в своем творчестве не только сцен из народной жизни, но и картин удивительной русской природы. Через природу легче можно передать свое душевное состояние, чаяния, надежды народа. Наверное, поэтому и возникает в живописи у Мясоедова мотив дороги как путь - у каждого свой, как стремление - тоже у каждого свое. Но в этой картине путь, избранный человеком, безмятежен и спокоен, и возможно, приведет к избранной цели. Ощущение покоя достигается за счет спокойных золотистых тонов, моря из слегка колышущейся золотистой ржи и безмятежно-голубого неба. Лишь на его горизонте видны темные тучи, которые намекают, что путь к цели потребует от путника труда и усилий и не будет совсем легким.

"Деревенский знахарь"

Произведение было написано Григорием Мясоедовым за год до отмены крепостного права. Эта картина выделяется из прочих силой реалистичности выписанных образов крестьянского быта и психологичностью персонажей. Официально не признаваемые обществом, знахари в условиях преследований помогали людям. Жизнь их была тяжела и бедна. Питались они, в основном, за счет природных даров и того, чем расплачивались за помощь люди - это нехитрые продукты питания. Жили в сторонке от всего населения, часто в одиночку в лесных избушках. Помогали людям, используя лечебные травы и корешки, снадобья, из которых варили по передаваемым по наследству рецептам, секрет их строго оберегался. В основном, излечивали от болезней, совершали оберег, привороты и отвороты, снятие сглаза.

Знахарь у Мясоедова - умудренный опытом мужчина, еще не старик, который помогает двум пришедшим к нему в избушку крестьянкам. В его руках ковш со снадобьем, которое знахарь заканчивает готовить.

Григорий Григорьевич Мясоедов. Автопортрет

В 1878 году Г. Г. Мясоедов написал свой автопортрет. Он изобразил себя в четверть оборота, стоящим, до пояса. Мясоедов одет в темный костюм, который практически сливается с почти черным фоном. Ярким пятном выделяется лишь белоснежный накрахмаленный воротничок рубашки и чуть желтоватое, будто подсвеченное светом лицо, повернутое к зрителю почти в профиль так, что освещена лишь одна половина лица. Второй как будто бы нет. Портрет отсылает нас к переходному периоду в развитии живописи - парсуне, где за счет затемненного фона выделяется лицо - именно человек интересен живописцу, человек с его мыслями, чувствами и переживаниями. Так и автопортрет Мясоедова. Он - отражение в его творчестве особого интереса к внутреннему миру обычного человека.

Мясоедов Григорий Григорьевич - выдающийся живописец, вошедший в историю русского искусства как организатор и бессменный руководитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Если судить по отзывам современников, Григорий пользовался репутацией честного и прямого человека, характеризовался начитанностью, оригинальным мышлением, хотя частенько бывал саркастичен и ироничен.

Мясоедов Григорий Григорьевич: биография художника. Детство и юность

Родился будущий художник 7 апреля 1834 года. Его семья, проживавшая в селе Паньково достатком не отличалась, но принадлежала к старинному дворянскому роду. С самого детства Григорий начал интересоваться искусством. Отучившись в Орловской гимназии, в 1853 году он начал обучение в Академии художеств города Петербурга. В его стенах Мясоедовым была написана картина «Поздравление молодых в доме помещика». За нее перспективный автор был удостоен малой золотой медали.

Право пенсионной поездки и большая талантливому живописцу достались за художественное полотно «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862 год). «Бунт четырнадцати», произошедший в 1863 году в Академии художеств, Мясоедов не застал, потому что выпустился раньше.

В путешествии по Европе

По окончании учебного заведения Мясоедов Григорий Григорьевич отправился за границу, работал в Италии, Германии, Бельгии, Испании, Швейцарии. В 1867 году поселился во Флоренции, завел знакомство с семьей опального в те времена А. И. Герцена. Это был наиболее видный критик крепостнической Российской империи. На многие годы другом Григория стал русский живописец Николай Николаевич Ге.

Передвижническое настроение

Помимо художественного таланта, Григорий обладал поэтическим даром и писал стихотворения. В зрелом возрасте он публиковал в журналах и газетах небольшие рассказы. Называемый за свое увлечение «художником-писателем», основным призванием своей жизни Григорий Мясоедов считал отстаивание идей передвижничества - направления, основанного на реалистической манере отображения повседневной жизни и символизировавшего социальное искусство.

Идея формирования Товарищества передвижников, руководство которым художник возложил на себя, пришла в 1860-х годах, после путешествия по Европе. Там Мясоедов мог наблюдать за деятельностью европейских художников, организовывавших передвижные коммерческие выставки. Это он успешно воплотил на территории России. 6 декабря 1870 года - дата первого сбора членов Товарищества, на котором было назначено правление. В него вошли: Мясоедов Г. Г., Г., Клодт М. К., Ге Н. Н., Крамской И. Н.

Правда, хотя и был в молодости новатором, с возрастом Григорий Григорьевич превратился в неуживчивого, желчного старика, озлобленного на всех и вся. Он по-консервативному жестко хранил старые представления об искусстве, не желая признавать творчество молодого поколения, в частности И. И. Левитана, М. В. Нестерова, А. И. Куинджи.

Мясоедов Григорий Григорьевич: картины

Передвижная художественная выставка впервые открылась в Петербурге 21 ноября 1871 года. Свое творчество на ней Мясоедов Григорий Григорьевич представил картиной «Дедушка русского флота (Ботик Петра I)». Произведение, принесшее широкую известность, - «Земство обедает», художник представил на второй выставке в 1872 году.

На этом полотне изображена группа крестьян, собравшихся у подъезда провинциального городка в один из солнечных дней. Один, разместившись на каменных плитах, положил на котомку голову и задремал, остальные неспешно едят лук и хлеб с солью. А в доме только что отобедали чиновники: через распахнутое окно заметен лакей, тщательно вымывающий посуду. В картине отсутствует прямое противопоставление неимущих и имущих земцев, но контраст бедности и богатства бросается в глаза непроизвольно. Стремление к повседневному и реальному - ключевая задача передвижнического реализма - отражено в этом произведении в полной мере.

В 1872 году за картину «Заклинание» Григорий Мясоедов был удостоен звания академика. В произведении «Чтение положения 19 февраля 1861 года» живописец ясно изобразил полное недоумение крестьян в вопросе их судьбы и несбывшихся ожиданий. Люди из народа часто позировали Мясоедову, который, прежде чем вводить в картину персонажей, долго с ними разговаривал, проявляя искренний интерес к судьбе каждого.

Крестьянский мотив в картинах Мясоедова

В 1876 году художник Мясоедов Григорий Григорьевич поселился на хуторе близ Харькова, где занялся садоводством и огородничеством. Именно с этого момента отмечается начало спада его творчества. Изменилось отношение русского художника к крестьянской жизни; живописец выражает искреннюю заинтересованность народными поверьями и традициями. Так, в картине «Опахивание» отображен древний языческий обряд, направленный на защиту домашнего скота от болезни и смерти.

В работе «Молебен на пашне о даровании дождя» русский художник сумел достоверно передать эмоциональное напряжение крестьян, молящих о помощи Господа Бога в засушливое лето. В 1880-х годах Мясоедов наряду с картинами бытового жанра трудился над пейзажами. Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» ярко отражает на протяжении веков объединяющий в единый рабочий коллектив все поколения.

Эта работа насквозь пропитана уважением к тяжелому крестьянскому труду, составляющему основу жизни Российской империи.

Последние годы жизни Григория Мясоедова

В конце 1880-х годов Мясоедов жил в городе Полтаве, в просторном доме с садом, прудом и парком. Осенью и зимой посещал Крым. В Полтаве автор сделал эскиз создал декорации для городского театра, открыл школу рисования, опубликовал брошюру по садоводству. Незадолго до кончины собирался исполнить 3 знаковые картины под общим названием «Святая Русь». Среди современников Мясоедов выделялся страстной любовью к музыке: умел и любил играть на рояле, скрипке, альте, иногда пел. Классики Гайдн, Бетховен, Моцарт, Глинка, Шуман были его любимыми композиторами.

Умер Мясоедов Григорий Григорьевич в 1911 году, 18 декабря, в собственной усадьбе Павленки под Полтавой, в саду которой и был похоронен.

Картин, а также нескольких замечательных пейзажей. Григорий Григорьевич Мясоедов появился на свет в семье мелкопоместного дворянина 7 апреля 1834 года в с.Паньково (Тульская губерния). Григорий Григорьевич рано начал проявлять художественные способности, его отец относился к этому с одобрением. Он начал свою учебу в Орловской гимназии, но, не окончив курса, в 1853 году с успехом поступил в Академию Художеств в Петербурге. Студенческие годы Мясоедова не были сытыми: он жил в маленькой комнате и зарабатывал на жизнь, работая в кондитерской. К тому же обучение в Академии было достаточно суровым.

В 1861 г. он был награжден малой золотой медалью за картину «Поздравление молодых в доме помещика», а в 1862 г. — большой золотой медалью и поездкой заграницу за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». С 1863 г. художник путешествовал по Европе, учился в частной римской Академии, работал в Риме, Париже, Брюсселе, Испании, Италии. В 1867 г. во Флоренции он познакомился с Герценом А.И. и Ге Н.Н. За этот период он создал несколько известных картин, таких как «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента», «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Две судьбы». Во время пребывания в Европе его впервые посетила мысль о создании Товарищества передвижных художественных выставок.

Бегство Григори Отрепьева из корчмы на литовской границе

Поздравление молодых в доме помещика

У чужого счастья (Две судьбы)

Мясоедов Г.Г. возвратился в Россию в 1869 г., а через год он получил звание академика за написание картины «Заклинание». Тогда в русской живописи наметились новые тенденции - отражение литературных тем. Художник развернул активную общественную деятельность: он написал Устав Товарищества передвижных художественных выставок, добился объединения кружка московских художников с Артелью художников Петербурга, и 16 декабря 1870 г. состоялось первое заседание Товарищества, где Мясоедов Григорий Григорьевич вошел в правление на сорок лет.

29 ноября 1871 г. состоялась первая выставка Товарищества в Петербурге, переместившись затем в Москву, Киев и Харьков. Мясоедов представил на эту выставку полотно «Дедушка русского флота». Через год в марте была организована вторая выставка, где художник выставил свою одну из лучших картин — «Земство обедает». Эта картина показывает, какое бывает земство: земство-господа и земство-крестьяне. И не зря он сосредоточил свое внимание на крестьянах: они все разные, но видно их внутреннюю сосредоточенность, красоту человека-труженика.

В 1873 г. Мясоедов пишет другую фундаментальную картину «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», где он опять с неповторимым мастерством изобразил крестьян, которые слушают текст манифеста, но пока еще не могут понять, как к этому событию относиться, они не делают поспешных выводов, проявляя мудрость в этом деле.

Григорий Григорьевич изучал древние обычаи и поверья народа и их роль в жизни крестьянства. Многие из этих обычаев легли в основу картин: например, на полотне «Опахивание» (1876 г.) изображены крестьяне, впрягающие в плуг девушек, таким образом защищая себя от нечистой силы.

Дедушка русского флота

Земство обедает

Молебен на пашне о даровании дождя

Опахивание

Самосжигатели

Сожжение протопопа Аввакума

Мясоедов Г.Г. занимался музыкой, играл на скрипке (в Товариществе был организован квартет, там художник играл на альте). В классической музыке Григорий Григорьевич часто находил отдых от своих душевных терзаний, утверждая, что только минор (а не мажор) отражает правду жизни. Он самозабвенно любил музыку, видя в ней непосредственное отражение подсознания человека, которое не может врать, а говорит только правду. Это было в характере Мясоедова: он был интересным, находчивым, остроумным, сочетая эти черты характера с озлобленностью, едкостью, ироничностью, некоторые его высказывания были просто оскорбительны. Он не любил высшее общество и царских придворных. Несмотря на это Григория Григорьевича радушно принимало дамское общество, а он не оставался в долгу перед ними, но все же он считал женщин корыстными во всех отношениях. Григорий Григорьевич не чурался самокритики, называя себя таким же эгоистом и лжецом, как и все общество в целом.

В работах Мясоедова Г.Г. всюду чувствуется его гражданская позиция, понимание обманутого крестьянства, стремление к демократизму, которое стало овладевать умами всех представителей передовых слоев общества (примером тому могут служить его картины «Чтение манифеста 19 февраля 1961 года», «Земство обедает», «Самосжигатели»). Но Григорий Григорьевич был не только глубоко думающим, но и тонко чувствующим человеком: например, его картина «Дорога во ржи» полна искренней душевной поэзии, она с легкостью остается в памяти у зрителя, оставляя след в душевном теле. На картине изображена рожь, край уходящей тучи на вечернем небе, одинокая фигура нищего идет по тропинке. В этой картине совершенно отсутствует заранее установленная модная тенденция.

Мясоедов Г.Г. в начале своего творческого пути был новатором с оригинальными, передовыми идеями. Но его дальнейший путь был тяжелым, когда модернистские течения в искусстве несмело стали проникать в Товарищество, он показал себя консерватором, не признающим ничего кроме реализма, но все же его терзали сомнения, разочарования и одиночество. О новых талантливых пейзажистах (например, Левитане) Мясоедов имел уничижительное суждение: «писать всякую пакость в природе: тающий снег… да тут без калош не пройти, а они любуются слякотью». Он шел против сложившейся действительности, а она растаптывала все его доводы, увлекая публику модерновыми веяниями. В самом Товариществе начались серьезные разногласия, грозившие расколом. Первыми из его рядов вышли семь выдающихся художников (Серов, Архипов, Васнецов, Досекин, Светославский, Первухин и Левитан). Но после рокового заседания Совета Товарищества в Академии наук в правлении остался один Мясоедов, он готов был в одиночку защищать традиции передвижничества.

С 1876 г. Григорий Григорьевич теряет творческую хватку, он осуществил свое желание уехать: он поселился в имении Павленки под Полтавой, где занимался садоводством и почти оставил мысли о Товариществе, а оно продолжало жить своей жизнью, вбирая в себя новых талантливых художников. В это время он создает полотна, где стремится показать слаженность крестьянского труда («Дорога во ржи», «Косцы» и др.). Этим картинам он придавал особое значение, наполняя их ярким, жарким солнцем и сильными, красивыми фигурами работающих крестьян. Также он нередко выезжал в Крым, где создал много пейзажей.

Дорога во ржи

Крым. Осенний вид

Лесной ручей. Весной 1890 г.

Больше всего люди любят прописные истины и избитые цитаты. Действительно, лучше Фридриха Ницше показные страдания юной девушки из-за неразделенной любви не выразил никто. Как тут не согласиться? Разве «То, что нас не убивает, не делает нас сильнее?» Конечно, делает! Не поспоришь! А фраза «На детях творцов природа отдыхает» вообще превратилась в аксиому. Выдумывая правила жизни, люди по своей глупости не понимают одного - жизни плевать на сочиненные для нее правила.

Усомниться в прописной истине все равно, что плевать против ветра. Но я, человек любопытный и настойчивый, пожалуй, попробую. Плевок первый: отец был скульптором, неужели на сыне природа отдохнула? Плевок второй: родители Бориса Пастернака - люди творческие, но на самом поэте природа тоже решила не отдыхать. Плевок третий – это герой моей статьи. Все шло к тому, что судьба Ивана Мясоедова должна была сложиться не лучшим образом. Но получилось иначе. Перед нами практически неизвестный в России, но великий художник, история жизни которого скорее напоминает шпионский триллер, чем биографию творца.

Он родился в Харькове, а умер в Буэнос-Айресе. Ивану Мясоедову как будто с самого детства предназначалось провести жизнь в дороге, нигде не задерживаться надолго, даже в собственном доме. Его отец, один из лидеров «Передвижников», художник, чьи картины и сейчас украшают стены Русского музея и Третьяковской галереи, в обычной жизни явно был не лучшим человеком. О его тяжелом характере ходили легенды, а отношение к сыну, которого он очень долго не признавал своим ребенком, было настолько отвратительным, что пригласил Григория Мясоедова стать моделью для своей картины: «Иван Грозный и сын его Иван». Репин был убежден, что никого больше подходящего на роль детоубийцы он не найдет.

«Илья взял царя с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня…» - писал позже старший Мясоедов.

В этом он был прав. Григорий Григорьевич в семье был настоящим тираном. Он запрещал своей жене говорить Ивану, что она его настоящая мать, а при первой возможности удалил ребенка из дома, отдав его на воспитание своим знакомым. Воспитание отца, в котором Репин так удачно угадал характер детоубийцы, принесло свои плоды. Иван Мясоедов рос диким ребенком, не признавал никаких правил, постоянно ввязывался в драки.

«Исчадье Ада! Страшно подумать, что из него выйдет!» - говорила про своего воспитанника приемная мать Софья Матвеевна Киселева.


Для таких утверждений были все основания. Как-то на приеме, на котором присутствовали почти все передвижники, маленький Иван подошел к Николаю Маковскому, который был одет лучше всех, высморкался прямо в рукав его нового сюртука, после чего продолжил, улыбаясь, смотреть в глаза обсопливленного живописца. Выражалось ли в этом презрение младшего Мясоедова к реалистической живописи и канонам реалистического искусства? Возможно. Одно известно точно: отца и его товарищей он на дух не переносил. Выбор рукава в виде носового платка стоил Ивану дорого - ребенка отдали в детдом. Правда, ненадолго. Вскоре Григорий Мясоедов официально усыновил его.

Чему мог учиться мальчик в семье, где отец и мать были художниками? Ответ очевиден. Иван поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там же он узнал две шокирующие новости: от туберкулеза умерла мать, и отец официально признал его своим сыном. Эти известия явно не обрадовали молодого живописца.

Обучение в Петербургской Академии художеств тоже проходило не просто. Чаще, чем награды, художник получал выговоры за нарушение уставных правил, а в 1904 году, после очередной ссоры с отцом, сжег около шести тысяч своих рисунков. Похвалы от именитого родителя вообще ждать не приходилось. О первом значительном успехе сына он написал так:

«Бродит, пускает пузыри, а выйдет вино или квас - не известно…»

Вышло вино. В 1909 году Иван Мясоедов получил золотую медаль Академии за картину «Поход минийцев», что дало ему право на обучение в Европе.



Увлеченность античностью вообще сыграла в жизни художника очень большую роль. Это не только тема почти всех первых его картин, не только противостояние отцу, который терпеть не мог сюжетов из древней истории и предпочитал изображать только крестьянский быт. Благодаря увлечению культурой Древней Греции, младший Мясоедов начал профессионально заниматься силовой гимнастикой. Вскоре он уже получал первые призы на соревнованиях по всей Европе, исполнил свою мечту и выступал в Колизее - тогда ему рукоплескал весь Рим. А отец по-прежнему был недоволен.

«Чемпион мира и окрестностей…» - презрительно бросил он, узнав об успехе сына.

Сын мстил изобретательно. Приезжая на летние каникулы в имение отца под Полтавой, он специально разбрасывал в местах его прогулок свои гимнастические снаряды. Старик регулярно натыкался на них, ругался, но сдвинуть их был не в силах.

Иван Мясоедов видел смертный час своего отца и даже изобразил его, вот только сложно сказать, чего в этом наброске больше - мастерства или ненависти. Предсмертная агония родителя явно доставила художнику удовольствие - все, что связано в этом рисунке со страданием, выписано с особой тщательностью.


Но это было только начало мести. Вступив в права наследования, Иван Мясоедов устроил выставку-продажу, где за бесценок избавился от всего наследия отца.

Странно, но именно после смерти Григория Мясоедова в жизни художника начался самый счастливый этап. Его выступления в цирке всегда собирали толпу, его работы отлично продавались, его тоже имели большой успех. Он нашел любовь всей своей жизни, свою музу, которой стала итальянская танцовщица Мальвина Верничи, приехавшая в 1912 году на гастроли в Россию (на родину она так и не вернулась, оставшись с живописцем).

В этот же период Иван Мясоедов создал первую самостоятельную и по-настоящему интересную картину «Художник и модель». Первое, что бросается в глаза, - положение тела девушки в центре картины. Она не шевелится, ни малейшего движения. Ее глаза опущены, а сама она как-будто висит в воздухе. Наш взгляд двигается дальше, и мы видим художника, который не смотрит на свою модель, не смотрит даже на холст, на котором пока нет ничего, даже наброска. Нет, взгляд его устремлен в темноту, расстилающуюся за окном, рука нервно впилась в подлокотник стула. Вообще первая ассоциация, которая приходит в голову, - у них только что был секс! Причем, художника это явно не радует, а модель привыкла, но не все так просто.



Ключ, необходимый для понимания картины, здесь задается через свет. Девушка в центре - мечта, она нерожденная картина, она - та, чье место сейчас пустует на полотне, а не живой человек. Это момент рождения шедевра, когда автор стоит на пороге озарения. И мотив, мотив прекрасный в своей простоте смысла и сложности в своем понимании: художник не случайно смотрит в ночь - свет всегда рождается из тьмы.

Так и в жизни Ивана Мясоедова: свет родился из смерти отца, но счастье продолжалось не долго. Первая Мировая, за ней революция, лидером которой был простой народ, который так любил отец и так ненавидел сын. Ивану Мясоедову казалось, что его деспотичный родитель снова с ним, но уже в другом, незримом, виде. Перед тем как оставить навсегда усадьбу в Павленках, художник тщательно уничтожает в ней все, что было связано с его отцом. Но об этом уже в следующей статье.




Top