Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание. Неизведанные факты о «Даме с горностаем» да Винчи, которые открыли только после ее сканирования

Вокруг личности одного из самых культовых художников всех времен и народов Леонарло да Винчи ходит немало легенд. А вокруг его бессмертных творений - и подавно.

Сегодня речь пойдет о полотне, которое наряду с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньерой» принадлежит к числу четырех женских портретов Леонардо.

Итак, мы знаем, что изучать что-то, - это обычно очень скучно, поэтому редакция публикует интересные факты о картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем».

1. По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани - любовницы Лодовико Сфорца, герцога миланского.

2. Кто вообще такая, эта Чечилия? Чечилия родилась в большой семье в Сиене. Ее отец Фацио занимал несколько приличных должностей в миланском суде, в том числе должность посла во Флоренции. Вместе со своими братьями Чечилия изучала латинский язык и литературу.

В 1483 году в возрасте 10 лет девушка была помолвлена со Стефано Висконти, но в 1487 году по неизвестным причинам помолвка была расторгнута. В 1489 году Чечилия уходит из дома в монастырь Нуово и там встречает своего герцога. 3 мая 1491 года она родила ему сына Чезаре. Но Лодовико вступает в брак с некой Беатриче д"Эсте. После женитьбы Лодовико Чечилия какое-то время продолжает жить в его замке, хотя к этому времени у него уже появилась новая фаворитка - Лукреция Кривелли.

Позже Беатриче умирает. Чечилия заводит доверительные отношения с любовницей Лодовико, Лукрецеей, и становится законной женой герцога и рожает мужу еще четырех детей. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла Чечилия получает от в подарок дворец Карманьола.

3. Чечилия познакомилась с Леонардо в замке Сфорца. И в 1489 году художник начал писать ее портрет. Чечилия частенько приглашала мастера на встречи миланских интеллектуалов. У да Винчи сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня...». Также известно, что эти двое были между собой на «ты», хотя в те времена даже друзья обращались друг к другу на «вы». Исследователи подозревают, что между ними была интимная связь.

4. «Даму с горностаем» Леонардо да Винчи писал в три этапа. По мнению Паскаля Котта, изучающего шедевр с помощью специального фотосканера, поначалу никакой зверушки на картине и в помине не было, как и не было на переднем плане мастерски выписанной кисти правой руки. Всему виной вечные сомнения и врожденный перфекционизм художника.

Очистив картину от вековой грязи и лака, Котт заметил любопытную деталь: сначала дама была вообще с пустыми руками. Позже в ее руках появился горностай и парадная голубая накидка.

5. Сначала голову женщины украшала прозрачная вуаль, которая позже была зарисована волосами. Кроме того, была изменена переносица и линия роста волос.

6. Спрашивается: зачем даме понадобился горностай? Так вот, существует несколько версий по этому поводу. Соответственно первой версии, горностай по-гречески звучит как γαλῆ (гале). На полотне, скорее всего, изображена Чечилия Галлерани - любовница герцога миланского Людовико Сфорца. Как известно, горностай был эмблемой рода Сфорца. Следовательно второй версии, Чечилия во время написания картины, возможно, была беременна, а горностай, прикрывающий ее живот, - это символ целомудрия и чистоты. По третьей версии Чечилия была властной барышней и держала герцога, так сказать, в ежовых рукавицах.

7. И вообще это не горностай... Девушка держит на руках не горностая, а белого хорька. Название же картины, очевидно, берет начало от игры слов: на древнегреческом слово «горностай» звучит как «гале», созвучно с фамилией Галлерани.

8. Кстати говоря, ранее предполагалось, что картина была нарисована учениками Леонардо: Марко д"Оджоно, Амброджио де Предис и Больтраффио. Лишь в ХХI веке Паскалю Котту всё же удалось доказать авторство Леонардо: он разглядел на ней отпечатки пальцев самого да Винчи.

9. Во время Первой мировой войны «Даму с горностаем» для безопасности отправили в Дрезденскую галерею. Незадолго до начала Второй мировой войны ее снова спрятали, но в сентябре 1939 года она всё-таки попала в руки нацистов.

После оккупации Польши в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в Музей Гитлера в Линце и помещена в берлинский Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде). В 1940 году Ганс Франк, генерал-губернатор Польши, приказал вернуть ее в Кракове. В конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу.

Сегодня картина находится в Музее Чарторыйских в Кракове. И это единственная картина да Винчи на территории Польши.

Быть может, ты не очень любил искусствоведение в школе или университете. Но всё, в первую очередь, зависит от подачи материала. Согласен? Тогда делись этими любопытными фактами об одном из самых известных полотен ХV века со своими приятелями.

Дама с горностаем - Леонардо да Винчи. Дерево, масло.54 х 40 см. 1489 – 1490



Эта картина – один из четырех известных женских портретов, принадлежащих кисти Леонардо. У нее весьма увлекательная история и многозначный символизм, свойственный большинству изображений да Винчи. Даже если не углубляться в многочисленные теории о принадлежности титана Возрождения к разнообразным тайным обществам, сама картина дает большое количество отсылок к различным ассоциациям и игре слов.

Это полотно достаточно сильно пострадало от многочисленных реставраций и ремонтов. После проведенных современными методами исследований было обнаружено, что под существующим ныне изображением есть еще несколько, принадлежащих кисти Леонардо. Среди них есть вариант, где горностая на картине вообще нет, и такой, где вместо этого зверька на руках у дамы какое-то более мелкое серое животное. Также есть факты, подтверждающие, что первоначальный фон картины был синим, а затем с него исчезло изображение двери или окна за левым плечом женской фигуры.

Предположительно, на картине изображена одна из любовниц герцога Сфорца Чечилия Галлерани, но точных документальных подтверждений этому факту нет. Косвенным аргументом принято считать игру слов в названии зверька и фамилии героини портрета, а также в совпадении геральдического символа на гербе Сфорца с горностаем на руках дамы. Однако нет подтверждения того, что на картине запечатлен действительно горностай, а не куница, белый хорек фуро или даже «блошиный мех» - чучело, призванное защищать свою хозяйку от нападения насекомых.

Эта картина относится к числу самых красивых женских портретов. Характерный для Леонардо поворот головы в три четверти позволяет зрителям любоваться исключительной красотой лица дамы. Она одета по моде, принятой в то время – чепец из прозрачной ткани по лбу подхвачен особым украшением – ферроньерой, темные волосы пропущены под подбородком, гладко зачесаны и создают своеобразную рамку для нежного лица с мягкими чертами. На даме модное платье с крупным квадратным декольте и разрезными многослойными рукавами. Шею и красивую плавную линию плеч украшает двойная нитка черного жемчуга.

Особенностью портрета можно считать изображение рук. У художников это всегда считалось большой сложностью, но Леонардо с его огромными знаниями в анатомии виртуозно справлялся с такой работой. Руки Чечилии поражают своей тонкостью и изяществом. Жест, которым она прикасается к шубке зверька, утонченный и необыкновенно чувственный. Животное от удовольствия от прикосновений хозяйки, как домашняя кошка, перебирает лапками и выпускает острые коготки.

Необычна и композиция картины. Поворот головы и направление взглядов и женщины, и животного дают возможность представить, что в момент создания картины их внимание было отвлечено чем-то, находящимся сбоку от них. Этот прием создает иллюзию точного, почти фотографического запечатления момента.

Колористика картины, как всегда у Леонардо, богатая и благородно сдержанная. Однако многочисленные записи не позволяют в полной мере оценить изначальный замысел творца.

В Кракове в музее Чарторыйских находится картина, которая составляет предмет национальной гордости поляков: полотно кисти предположительно Леонардо да Винчи - "Дама с горностаем" (Dama con l"ermellino).

Наряду с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроноерой» картину относят к числу четырёх женских портретов кисти Леонардо.

Считается, что портрет написан в 1489—1490 гг. По мнению многих исследователей, это портрет 17-летней Чечилии Галлерани, любовницы Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога Миланского. Но существуют и другие версии и с другими датами, и с другими варинатми героинь.

Авторство

В картине чувствуется высокое мастерство иполнения, но портрет сильно переписан, что не позволяет с полной уверенностью сказать, что его автором является Леонардо. Также авторство приписывалось Марко д"Оджоно, Амброджио ди Предису, Больтраффио.

Реставрация и правки

Рентгенологическое исследование картины показало, что она переписывалась. Её фон сделали темнее (возможно, вначале он был тёмно-синим), а дверь (окно), находившаяся справа вверху (за левым плечом дамы), была удалена. Фон был сделан темнее при реставрации картины между 1830—70 гг. Предполагается, что это мог сделать художник Эжен Делакруа.

На оригинальном изображении голову женщины украшала прозрачная вуаль, которая была заретуширована волосами. Изменена переносица и линия волос. Положение двух нижних пальцев на правой руке тоже изменено, и они выглядят менее естественно, чем другие.

Надпись «LA BELE FERONIERE LEONARD D’AWINCI» в левом верхнем углу выполнена позднее и не рукой Леонардо — предполагают, что она была сделана в начале XIX века после покупки картины Чарторыйским, который предполагал, что на этом портрете — та же женщина, что на «Прекрасной Ферроньере» из Лувра. В любом случае, надпись сделана не в Италии, так как там имя Леонард написали бы с «О» в конце и не использовали бы «W».

Рентген также выявил следы техники spolvere на контурах фигуры и головы, что подтверждает использование «картона» — первоначального рисунка, который был перенесён на доску картины наложением и прорисовкой сверху. Следы пальцев, которые обычно встречаются в картинах Леонардо этого периода (он слегка размазывал краски), также были выявлены на лице Чечилии и голове зверька. Рентген показал, что Леонардо хотел сначала окружить фигуру аркой или полукруглым окном, но затем передумал.

Собственно, о портрете.

К. Педретти писал: "Возможно, самая красивая картина Леонардо да Винчи. Основание — оригинальность позы, яркая выразительность, которая как бы устанавливает символические отношения между аристократическим лицом женщины и геральдическим знаком зверька. Этой картиной Леонардо да Винчи начинает традицию портретов пятнадцатого века: дается уже не профиль модели, как на медали, а трёхчетвертное изображение, типичное для бюстов. В нём присутствует естественность, фиксация одного мгновения, похожая на кадры в ленте кинематографа". " В портрете синьоры Чечилии Галлерани плечи развернуты таким образом, что совершенно понятно, насколько их движение зависит от положения рук и поворота головы. Если плечи двинутся далее, повернется и голова, однако в согласии с правилом контрапоста в противоположную сторону. Отроческая по своим пропорциям и худобе кисть синьоры Чечилии сложена ковшиком и средние фаланги пальцев раздвинуты: ковшиком огорожен прижавшийся в испуге к плоской груди синьоры зверек - белая куница, каких держат в домах ради развлечения. Изображение куницы истолковывается двояко — как символ девственности и как символ власти. Первое сюда не подходит — остается второе: куница может стать горностаем, а Лодовико Моро — герцогом Миланским". (Из "Жизнь замечательных людей" Гастеева А.А.)

К слову, горностай считался символом чистоты и целомудренности и по легенде умирал, если его шкура пачкалась и теряла белый цвет.

В письменных источниках картина упоминается с конца XVII века: предположительно в 1798 году полотно было привезено из Италии в Краков польским князем Адамом Чарторыйским, корый подарил картину своей матери Изабелле. Она же поместила картину в музей, основанный ею в своем имении Пулавы в 1802 году.

Затем картина немного попутешествовала. Так, во время Польского восстания 1830 года Чарторыйский отослал картину в Париж, где она находилась в Отеле Ламбер вместе с остальной коллекцией князя (основное имущество Чарторыйских было конфисковано Российской империей). Внук Изабеллы Владислав, спасаясь от франко-прусской войны покинул уже Францию, а собрание вернул в Польшу в 1876 году, где в Кракове открыл музей Чарторыйских, в котором разместил "Даму с горностаем".

Во время Первой мировой войны полотно было отправленно в Дрезденскую галерею для сохранности, перед Второй мировой войной она опять была спрятана, но в сентябре 1939 года все же попала в руки нацистов. Затем уже в окуппированной немцаме Польше ее собирались отправить в Музей Гитлера в Линце, временно разместили в брелинском Музее кайзера Фридриха, в 1940 г. генерал-губернатор ПОльши приказал вернуть ее в Краков, в свою резиденцию. А в конце войны "Дама с горностаем" была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году была возвращена в Польшу.

В декабре 2016 года правительство Польши приобрело всю коллекцию Чарторыйских (86 тыс. произведений искусства, библиотеку из 25 тыс. книг и рукописей, а также несколько зданий в Кракове), включая картину Леонардо, за $100 млн.

  • Год создания: 1483-1490
  • Техника живописи: и на панели
  • Жанр живописи: портрет
  • Стиль: живопись эпохи Возрождения
  • Выставка: королевский замок на Вавеле в Кракове

Картина «Леди с горностаем» (известная как «Дама с горностаем») создавалась в течение 7 лет в Милане. Автором этой картины является итальянский художник эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи.

На картине изображен , держащей горностая, которого ранее считали за ласку или хорька. Это животное имеет символическое значение, потому что его имя в переводе с греческого означает «GALE», которое также имеет отношение к имени модели – Галлерани Сесилия, любовницы Лодовико Сфорца, на чьем родовом гербе нарисован горностай. К сожалению, в процессе создания этой работы Леонардо да Винчи не мог нарисовать Сесилию и Людовика в любящих объятиях, потому что Сесилия уже была обручена с Беатриче д’Эсте. Животное, отдыхающее на руках девушки является символическим представлением о ситуации. Возможно, оно показывает беременность Галлерани, которая вскоре родила внебрачного сына Sforzie — Cesar.

Это аллегорический портрет был сделан в технике смешения масла с темперой. Исследования, проведенные в 1992 году показали, что под черным фоном этой работы лежит оригинальный серо-голубой рисунок, который, вероятно, не смог передать все мастерствохудожника кисти Ренессанс. Значительное затемнение фона дает картине «Дама с горностаем» эффект глубины персонажа.

На переднем плане можно увидеть молодую красивую женщину с ярким , повернутым к нам в три четверти. Ее темного цвета, лоб опоясывает тонкий ремень, который плавно забран назад. Волосы также покрыты прозрачной вуалью. Прекрасные серые большие смотрят налево, в то время как тело наклонено в обратном направлении. На тонкой алебастровой шее — черные кораллы. Женщина одета в бархатное красочное платье с разрезом, широкими рукавами и глубоким вырезом. На руках у нее находится небольшое светло-бежевое животное. Горностай поднимает голову и также глядит влево. Фоновое изображение слишком темное, чтобы там можно было что-либо рассмотреть. Светотень умело показывает все изгибы тела девушки Галлерани и горностая.

В 1800 году «Дама с горностаем» была преподнесена князю Чарторыйскому в качестве подарка для своей матери — Изабелы. Тогда еще не знали доподлинной истории модели, позировавшей для портрета. История этой работы стала известна только в ХХ веке, в результате чего мы теперь знаем наиболее вероятное толкование «Дамы с горностаем». Это изображение, первоначально выставлялось в Готическом доме в Пулавах. Во время ноябрьского восстания картина была доставлена в Париж. В 1880 году она прибыла в Краков в музей Чарторыйских. Во время Второй мировой войны картина да Винчи была разграблена нацистами, но в 1946 году она вернулась в Польшу.

Сегодня, «Леди с горностаем» находится на Вавеле в Кракове. Это единственная картина Леонардо да Винчи в Польше.


Леонардо да Винчи и герцог Сфорца. Гравюра XIX века.

Одним из самых ярких государей эпохи ренессанса можно назвать правителя Милана - герцога Людовико Сфорца, который носил прозвище Мавр (il Moro - итал.). Правление Людовико Сфорца длилось всего 19 лет (1480 - 1499 годы) и стало для Милана эпохой политического, экономического и культурного рассвета города. Его блестящая эпоха завершилось упадком, захватом и разграблением Милана французской армией.

Миланское герцогство было одним из богатых государств в Европе, доходы которого составляли 700 тысяч дукатов. Для сравнения - это половина доходов Франции и общий доход Англии того времени.

При дворе герцога в качестве военного инженера трудился гениальный Леонардо да Винчи , который предложил на вооружение свои изобретения «очень лёгких и прочных мостов», «пушек, мортир и лёгкого вооружения новой удобной формы, сильно отличающегося от всего известного; вооружённых повозок, неуязвимых и неприступных». «Милан находился в состоянии войны, поэтому ясно, что Леонардо мог быть полезен скорее как инженер, чем как художник» - пишет историк Коллинсон-Морлей Леси в книге «История династии Сфорца».

По одной из версий, свое прозвище Моро герцог получил благодаря смуглой коже. По другой версии, прозвище Моро от слова «Morus» - название дерева «шелковица», которые считалось символом мудрости.



Крепость Сфорца в Милане неспроста напоминает Московский кремль. В 1493 году Милан посетили послы из Московии, искавшие мастеров и архитекторов для укрепления кремля в Москве. Герцог радушно принимал гостей из дальних земель, устроив охоту в их честь.


Башня миланской крепости "как в Москве"

Конечно, как у большинства влиятельных правителей, в жизни герцога Сфорца среди войны и политики было место любовным переживаниям. Как отмечали летописцы, «Лодовико не был вульгарен в своих любовных связях» и испытывал к своим дамам сильную искреннюю привязанность. Герцог, увлеченный науками и искусством, отдавал предпочтение образованным дамам.

Первой знаменитой фавориткой герцога стала Чечилия Галлерани «восторженные поклонники считали ее одной из самых образованных женщин в Италии».


Фаворитка герцога Чечилия Галлерани предстала перед потомками в образе «Дамы с горностаем» (Dama con l"ermellino) работы Леонардо да Винчи. Горностай был геральдической эмблемой семьи Сфорца. На портрете Чечилии примерно 18 лет.

Поэт Беллинчони посвятил картине стихи.

– Природа, сердишься, завидуешь чему-то?
– Да Винчи, что звезду земную написал,
Чечилию, чей взгляд прекрасный так блистал,
Что солнца лик сумел затмить он на минуту.

– Вся честь – одной тебе, Природа; хоть как будто
На полотне – вся слух, сомкнувшая уста…
Знай, ведь она теперь живая навсегда,
И стала вечным твоей славы атрибутом.

За это – славь Иль Моро. Или всё же,
Талант и руку Леонардо восхвали,
Он сохранил тебя навеки для потомства.

Портрет увидев, люди скажут грёжа,
Что им сейчас как дар преподнесли,
Пленительный пример природы чудотворства.

«Ломбардским увальням и обжорам дан прекрасный урок: в конюшне, полной навоза, тосканец сумел отыскать перл чистоты и изящества, лютню, бренчание которой заглушает пьяные вопли этих наглецов и бездельников» - писал Беллинчони.


Молодой герцог Сфорца (?)

Леонардо обращался к Чечилии с почтением «Возлюбленная моя богиня…» (amantissima mia diva), но общении они перешли на «ты», что по тем временам это считалось слишком фривольно. Есть версия о любовной связи Леонардо и Чечилии. Не думаю, чтобы честный Леонардо, получающий от герцога жалование за службу, опустился бы до такого предательства.

Спустя годы, Чечилия в ответ на просьбу прислать портрет для сравнения с другими работами Леонардо писала о слабом сходстве портрета с ней: «…не подумайте, ваша милость, что это вызвано какой-то ошибкой мастера - хотя, с другой стороны, я не уверена в его точности, - но это лишь следствие того, что портрет был написан в то время, когда я еще была так неразвита, и с тех пор я так сильно изменилась. Никто, видя меня и этот портрет вместе, не подумал бы, что это мое изображение».


Портрет Чечилии (?) работы Леонардо да Винчи

Неудивительно, Леонардо любил творческие эксперименты.

В Милане у Леонардо да Винчи появились возможности осуществить свои идеи, которые его современниками казались безумством: «Если он начинает работать над планом купола для миланского собора, то тотчас же погружается в расчеты общих для всех куполов механических и архитектурных законов. Если он берется соорудить конную статую Франческо Сфорца, то его энергия вскоре уходит на изучение анатомии животных или на исследование вопросов, связанных с плавкой металла в нескольких печах. Работы не закончены, но теории разрастаются, обогащаются и расширяются во всех направлениях, отвечая ненасытным устремлениям мастера и снабжая его идеями для новых трактатов».


Бартоломео Венето."Святая Цецилия, играющая на лютне" Возможно, портрет Чечилии

Современники очень доброжелательно отзывались о Чечилии.
«В то время, когда благороднейшая и достойнейшая синьора Цецилия, графиня Бергамини, пила минеральные воды в Баньо д"Аквано, чтобы поправить свои недуги, ее навещали многие господа и дамы, отчасти из-за того, что она была приветлива и добра, отчасти из-за того, что в ее компании можно было встретиться с самими лучшими и выдающимися умами Милана, как, впрочем, и с иностранцами, которым случилось здесь оказаться» - писал Маттео Банделло.


Во дворе крепости герцога Сфорца в Милане

Предположительно, отношения Людовико Сфорца и Чечилии продолжались около трех лет пока герцог не решился заключить династический брак с принцессой Беатриче д’Эсте – дочерью герцога Эрколе д"Эсте – правителя Феррары. Договоренность об этом династическом союзе была заключена несколько лет назад, но герцог был слишком увлечен фавориткой, он медлил и переносил свадьбу, «ссылаясь на юный возраст невесты».

Свадьба состоялась в 1491 году. Многогранный Леонардо да Винчи выступил распорядителем свадебной церемонии.
Леонардо был не только художников и ученым, но и организатором утонченных праздников с музыкой, пением и театрализованными представлениями. Он сам придумывал костюмы для актеров, развлекавших гостей.

Паоло Джовио писал о Леонардо: «Он был творцом всех изысканных представлений и в особенности утонченных сценических зрелищ, опытным также и в музыке; он играл на лютне и прекрасно пел, и стал в высшей степени угоден всем знавшим его государям».

Беатриче «поначалу не питала никаких чувств к Людовико, но впоследствии была совершенно очарована его добротой и учтивостью».

Узнав, что во дворце в соседних покоях живет любовница мужа и его внебрачный сын, гордая принцесса пришла в негодование. Беатриче не намеревалась терпеть унижение. Она грозилась аннулировать брак и вернуться домой к своей семье. Ее отец не собирался терпеть оскорбление дочери и наставал, чтобы Чечилию либо отправили в монастырь, либо выдали замуж, иначе он разорвет брачный договор. Принцесса не скрывала неприязни к Чечилии и всегда старалась выставить соперницу на посмешище. Герцогу пришлось согласиться.


Гордая принцесса - Беатриче д’Эсте

Как гласит предание - «Беатриче, только что выйдя замуж и узнав об этой связи герцога, ревновала его, грозила вернуться в дом отца, феррарского герцога, Эрколе д`Эсте». Благородный Сфорца «вынужден был поклясться торжественно, в присутствии послов, не нарушать супружеской верности».

Чечиллия была выдана замуж за разорившегося графа Бергамини «готового на всякие услуги». В качестве прощального подарка от герцога Сфорца она получила богато украшенный дворец. Герцог желал «подчеркнуть свое уважение к ней и воздать должное ее достоинствам». В браке у Чечилии и с графом родилось четверо детей.

Исход оказался благоприятным для Чечилии. Обычно в те времена неугодных легко устраняли при помощи яда. Отравленный порошок могли подсыпать не только в еду и напитки, но и в косметику. Яд, смешанный с пудрой, проникал сквозь поры кожи в кровь жертвы.


Герцог Сфорца в латах

Законная супруга Беатриче д’Эсте стала достойной правительницей Милана. Принцесса «с характером решительным и упорным и острым умом, увлекаемым всеми соблазнами роскоши и очарованным искусством» принимала прямое участие в государственных делах.

«Её безграничная, бурлящая жизнерадостность совершенно покорила её умеренного, уже зрелого супруга, который едва мог устоять под напором её темперамента» - пишет летописец.

Как писал Галеаццо да Сансеверино, «между ними возникла такая любовь, что мне кажется, едва ли два человека могут любить друг друга сильнее».

Продолжение следует...




Top