Каково отношение пьера к войне. Отношение князя Андрея к Наполеону до и после Аустерлица (по роману Толстого «Война и мир»)

Один из главных героев эпопеи «Воина и мир» - Пьер Безухов. Характеристика персонажа произведения раскрывается через его поступки. А также через мысли, духовные искания главных героев. Образ Пьера Безухова позволил Толстому донести до читателя понимание смысла эпохи того времени, всей жизни человека.

Знакомство читателя с Пьером

Образ Пьера Безухова кратко описать и понять очень непросто. Читателю надо пройти с героем весь его

Знакомство с Пьером отнесено в романе к 1805 году. Он появляется на светском приеме у Анны Павловны Шерер, московской высокопоставленной дамы. К тому времени молодой человек ничего интересного для светской публики не представлял. Он был незаконнорожденным сыном одного из московских вельмож. Получил хорошее образование за границей, но вернувшись в Россию, не нашел себе применения. Праздный образ жизни, кутежи, безделье, сомнительные компании привели к тому, что Пьер был выслан из столицы. С этим жизненным багажом он и появляется в Москве. В свою очередь, высший свет тоже не привлекает молодого человека. Он не разделяет мелочность интересов, эгоизм, лицемерие его представителей. «Жизнь - это что-то более глубокое, значительное, но неведомое ему», - размышляет Пьер Безухов. «Война и мир» Льва Толстого помогают понять это читателю.

Московская жизнь

Перемена места жительства не повлияла на образ Пьера Безухова. От природы он очень мягкий человек, легко попадает под чужое влияние, сомнения в правильности поступков постоянно преследуют его. Незаметно для себя он оказывается в плену у праздной с ее соблазнами, пирами и разгулами.

После смерти графа Безухова Пьер становится наследником титула и всего состояния отца. Отношение общества к молодому человеку резко меняется. Именитый московский вельможа, в погоне за состоянием молодого графа выдает за него замуж свою дочь-красавицу Элен. Этот брак не предвещал счастливой семейной жизни. Очень скоро Пьер понимает коварство, лживость жены, ее распутство становится очевидным для него. Мысли о поруганной чести не дают ему покоя. В состоянии ярости он совершает поступок, который мог оказаться роковым. К счастью, дуэль с Долоховым закончилась ранением обидчика, а жизнь Пьера была вне опасности.

Путь исканий Пьера Безухова

После трагических событий молодой граф все больше задумывается о том, как он проводит дни своей жизни. Все вокруг запутано, отвратительно и бессмысленно. Он понимает, что все светские правила и нормы поведения ничтожны по сравнению с чем-то великим, таинственным, неведомым ему. Но Пьер не обладает достаточной силой духа и знаниями, чтобы открыть это великое, найти истинное предназначение человеческой жизни. Раздумья не оставляли молодого человека, делая его жизнь невыносимой. Краткая характеристика Пьера Безухова дает право говорить о том, что это был глубокий, думающий человек.

Увлечение масонством

Расставшись с Элен и подарив ей большую долю состояния, Пьер решает вернуться в столицу. На пути из Москвы в Санкт-Петербург, во время короткой остановки, он встречает человека, который рассказывает о существовании братства масонов. Только они знают истинный путь, им подвластны законы бытия. Для истерзанной души и сознания Пьера эта встреча, как он считал, была спасением.

Приехав в столицу, он, не задумываясь, принимает обряд и становится членом масонской ложи. Правила другого мира, его символика, взгляды на жизнь увлекают Пьера. Он безоговорочно верит всему, что слышит на собраниях, хотя многое из его новой жизни ему кажется мрачным и непонятным. Путь исканий Пьера Безухова продолжается. Душа по-прежнему мечется и не находит покоя.

Как облегчить жизнь народа

Новые переживания и поиски смысла бытия приводят Пьера Безухова к пониманию того, что жизнь отдельного человека не может быть счастливой, тогда, когда вокруг много обездоленных, лишенных какого-либо права людей.

Он решает предпринять действия, направленные на улучшение жизни крестьян в своих имениях. Многие не понимают Пьера. Даже среди крестьян, ради которых все это затевалось, есть непонимание, неприятие нового уклада жизни. Это обескураживает Безухова, он подавлен, разочарован.

Разочарование было окончательным, когда Пьер Безухов (характеристика которого описывает его как человека мягкого, доверчивого) понял, что он жестоко обманут управляющим, средства и усилия пущены по ветру.

Наполеон

Тревожные события, происходящие во Франции, в то время занимали умы всего высшего общества. будоражил сознание молодежи и стариков. Для многих молодых людей образ великого императора стал идеалом. Пьер Безухов восхищался его успехами, победами, он боготворил личность Наполеона. Не понимал людей, которые решались оказать сопротивление талантливому полководцу, великой революции. Был момент в жизни Пьера, когда он готов был присягнуть Наполеону и встать на защиту завоеваний революции. Но этому не суждено было случиться. Подвиги, достижения во славу Французской революции остались лишь мечтами.

А события 1812 года разрушат все идеалы. Обожание личности Наполеона сменится в душе Пьера презрением и ненавистью. Появится непреодолимое желание убить тирана, отомстив за все беды, которые он принес на родную землю. Идеей расправы с Наполеоном Пьер был просто одержим, он считал, что это предначертание, миссия его жизни.

Бородинское сражение

Отечественная война 1812 года сломала сложившийся устой, став настоящим испытанием для страны и ее граждан. Это трагическое событие напрямую коснулось и Пьера. Бесцельная жизнь в богатстве, удобстве была без раздумий оставлена графом ради служения отечеству.

Именно на войне Пьер Безухов, характеристика которого до сих пор не была лестной, начинает по-другому смотреть на жизнь, понимать то, что было неведомо. Сближение с солдатами, представителями простого народа, помогает переоценить жизнь.

Особую роль в этом сыграло великое Бородинское сражение. Пьер Безухов, находясь в одном строю с солдатами, увидел их настоящий патриотизм без фальши и наигранности, готовность без раздумий ради отчизны отдать жизнь.

Разрушения, кровь, и связанные с этим переживания дают начало к духовному перерождению героя. Вдруг, неожиданно для себя, Пьер начинает находить ответы на вопросы, мучившие его так много лет. Все становится предельно ясно и просто. Он начинает жить не формально, а всем сердцем, испытывая, незнакомое ему чувство, объяснение которому в этот момент дать еще не может.

Плен

Дальнейшие события разворачиваются так, что испытания, выпавшие на долю Пьера, должны закалить, окончательно сформировать его взгляды.

Оказавшись в плену, он переживает процедуру допроса, после которой остается жив, но на его глазах совершается казнь нескольких русских солдат, вместе с ним попавших к французам. Зрелище казни не оставляет воображение Пьера, доводя его до грани сумасшествия.

И только встреча и разговоры с Платоном Каратаевым снова пробуждают в его душе гармоничное начало. Находясь в тесном бараке, испытывая физическую боль и страдания, герой начинает ощущать себя по-настоящему Жизненный путь Пьера Безухова помогает понять, что быть на земле - это огромное счастье.

Однако герою еще не раз придется пересматривать свое и искать свое место в ней.

Судьба распоряжается так, что Платон Каратаев, подаривший Пьеру понимание жизни, был убит французами, так как заболел и не мог передвигаться. Смерть Каратаева приносит герою новые страдания. Сам Пьер был освобожден из плена партизанами.

Родные

Освободившись из плена, Пьер одно за другим получает известия от родных, о которых долгое время он ничего не знал. Ему становится известно о смерти своей жены Элен. Лучший друг, Андрей Болконский, тяжело ранен.

Смерть Каратаева, тревожные известия от родных снова будоражат душу героя. Он начинает думать, что все произошедшие несчастья случились по его вине. Он является причиной смерти родных ему людей.

И вдруг Пьер ловит себя на мысли о том, что в трудные минуты душевных переживаний неожиданно приходит образ Наташи Ростовой. Она вселяет в него спокойствие, придает силу и уверенность.

Наташа Ростова

При последующих встречах с ней он понимает, что у него зародилось чувство к этой искренней, умной, богатой духовно женщине. У Наташи вспыхивает ответное чувство к Пьеру. В 1813 году они поженились.

Ростова способна на искреннюю любовь, она готова жить интересами мужа, понимать, чувствовать его - в этом главное достоинство женщины. Толстой показал семью как способ сохранения человека. Семья - маленькая модель мира. От здоровья этой ячейки зависит состояние всего общества.

Жизнь продолжается

Герой обрел понимание жизни, счастье, гармонию внутри себя. Но путь к этому был очень непрост. Работа внутреннего развития души всю жизнь сопровождала героя, и она дала свои результаты.

Но жизнь не останавливается, и Пьер Безухов, характеристика которого, как человека ищущего, дана здесь, снова готов к движению вперед. В 1820 году он сообщает жене о том, что намерен стать членом тайного общества.

Меню статьи:

Часто читатели романа Толстого «Война и мир» воспринимают исторические личности, отображенные в романе, в качестве документального изображения, забывая при этом, что произведение Толстого в первую очередь является литературной мистификацией, а значит изображение любых персонажей, в том числе и исторических, не лишено авторской, художественной выдумки или субъективного мнения.

Порой авторы специально идеализируют или обрисовывают с негативной стороны персонажа для того, чтобы воссоздать определенный настрой фрагмента текста или целого произведения. Образ Наполеона в романе Толстого имеет также свои особенности.

Внешность

Наполеон обладает непривлекательной внешностью – его тело выглядит слишком потолстевшим и некрасивым. В романе Толстой подчеркивает, что в 1805 году император Франции не выглядел столь отвратительно – он был вполне стройный, а лицо и вовсе худощавое, однако в 1812 телосложение Наполеона выглядит не самым лучшим образом – у него появился живот, который сильно выпирал вперед, автор в романе его саркастично называет «сорокалетнее брюшко».

Руки его были маленькими, белыми и пухлыми. Лицо его также располнело, хотя при этом еще выглядело моложавым. Лицо его обозначили большие выразительные глаза и широкий лоб. Плечи его стали слишком полными, как и ноги – при его невысоком росте такие изменения казались ужасающими. Не скрывая своего отвращения по поводу внешнего вида императора, Толстой называет его «жирным».

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Одежда Наполеона всегда отличается внешним видом – с одной стороны она довольно типична, для людей того времени, но не лишена шика: обыкновенно Наполеон одет в синюю шинель, белый камзол или синий мундир, белый жилет, белые лосины, ботфорты.

Еще одним атрибутом роскоши является лошадь – это породистый арабский скакун.

Отношение русских к Наполеону

В романе Толстого можно проследить создаваемое впечатление Наполеоном на русскую аристократию до начала военных событий и после. В начале большинство представителей высшего общества относятся с явным почтением и восхищением к Наполеону – они польщены его напористым характером и талантом в военной сфере. Еще одним фактором, заставляющим многих относиться с уважением к императору, становится его стремление к интеллектуальному развитию – Наполеон не выглядит откровенным солдафоном, ничего не видящим дальше мундира, он всесторонне развитая личность.

После активизации военных действий со стороны Наполеона по отношению к Российской империи, восторженность русской аристократии по отношению к императору Франции заменяется раздражением и ненавистью. Особенно ярко такой переход от восхищения до ненависти показан на примере образа Пьера Безухова – когда Пьер только вернулся из заграницы, восхищение Наполеоном его просто переполняло, но позже имя императора Франции только вызывает у Безухова горечь и злость. Пьер даже решается убить своего «бывшего кумира», которого к тому времени уже считает откровенным душегубом и почти людоедом. Похожий путь развития прошли множество аристократов – некогда восхищавшиеся Наполеоном как сильной личностью они испытали на себе губительное воздействие его разрушительной силы, и пришли к итогу, что человек, несущий столько страданий и смерти, априори не может быть примером для подражания.

Характеристика личности

Основная черта Наполеона – это самовлюбленность. Он считает себя на порядок выше других людей. Толстой не отрицает того, что Наполеон является талантливым полководцем, но при этом его путь в императорству выглядит как чистая случайность.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которое вышло из-под пера легендарного автора-классика Льва Толстого.

Исходя из того, что Наполеон считает себя лучше других людей, вытекает его отношение к другим людям. В основной массе пренебрежительное – он как человек, пробившийся из народных масс на верхушку аристократии, в частности государственного аппарата, считает людей, не совершивших подобное, не достойными его внимания. Сопутствующими качествами к этому набору являются эгоизм и эгоцентризм.

Толстой обрисовывает Наполеона как избалованного человека, любящего комфорт и изнеженного комфортом, но при этом обращает внимание читателей на то, что Наполеон неоднократно был на полях сражения, причем не всегда в роли почитаемого полководца.

В начале своей политической и военной карьеры Наполеону часто доводилось довольствоваться малым, поэтому беды солдат ему знакомы. Однако со временем Наполеон отдалился от своих солдат и погряз в роскоши и комфорте.

Ключевым к понятию личности Наполеона, по Толстому, становится еще и желание императора быть значимее всех – Наполеон не принимает никакого другого мнения, кроме своего. Император Франции думает, что он достиг значительных высот на военном поприще, и ему здесь нет равных. В понятии Наполеона, война – его родная стихия, но при этом император не считает себя виноватым за разрушения, причиненные его войной. По мнению Наполеона, главы других государств сами виноваты в начале военных действий – они провоцировали императора Франции начинать войну.

Отношение к солдатам

В романе Толстого Наполеон показан как человек лишенный эмоциональности и эмпатии. В первую очередь это касается отношения к солдатам его армии. Император Франции принимает активное участие в жизни армии вне военных действий, он интересуется делами солдат и их проблемами, но делает это от скуки, а не потому, что он действительно переживает за своих солдат.


В разговоре с ними Наполеон всегда держится немного высокомерно, по мнению Толстого, неискренность Наполеона и его показная забота лежат на поверхности, а потому легко прочитываются солдатами.

Авторская позиция

В романе Толстого можно проследить не только отношение других персонажей к Наполеону, но и отношение самого автора к личности Наполеона. В целом отношение автора к личности императора Франции негативное. Толстой придерживается мнения, что высокий чин Наполеона – это случайность. Особенности характера и интеллекта Наполеона не способствовали тому, чтобы он стал лицом нации с помощью кропотливого труда. В понятии Толстого, Наполеон – это выскочка, большой обманщик, который неизвестно почему оказался во главе французской армии и государства.

Наполеоном руководит желание самоутвердиться. Он готов действовать самыми бесчестными способами, лишь бы добиться своей цели. А сама гениальность великого политического и военного деятеля – ложь и выдумки.

В деятельности Наполеона можно с легкостью отыскать множество нелогических поступков, а некоторые его победы выглядят откровенным стечением обстоятельств.

Сравнение с исторической личностью

Изображение в романе Толстым Наполеона построено таким образом, чтобы оно противопоставлялось Кутузову, а потому в большинстве случаев Наполеон преподносится как абсолютно негативный персонаж: он человек, не отличающийся хорошими качествами характера, плохо относится к своим солдатам, не держит себя в форме. Единственным его бесспорным плюсом является военный опыт и знание военного дела, да и то не всегда помогает победить в войне.

Исторический Наполеон во многих моментах схож с тем образом, который обрисовал Толстой – к 1812 году французское войско уже не один год пребывало в состоянии войны и было измучено таким длительным военным способом жизни. Все больше и больше они начинают воспринимать войну как формальность – среди французской армии распространяется апатия и ощущение бессмысленности войны, что не могло не сказаться ни на отношении императора к солдатам, ни на отношении солдат к своему кумиру.

Реальный Наполеон был очень образованным человеком, Ему приписывают даже создание математической теоремы. В романе же Наполеон показан как выскочка, ведь он случайно оказался на месте значимого человека, лица всей нации.

В большинстве случаев о Наполеоне говорят как о талантливом политическом и военном деятеле, его физические и умственные способности часто ставят в пример. Однако во время анализа образа Наполеона в романе следует проводить четкую параллель между исторической личностью и литературным персонажем.

Оценивая человека в реальной жизни, мы осознаем, что невозможно обладать исключительно положительными или исключительно отрицательными качествами характера.

Литературный мир позволяет создать персонаж, который бы не придерживался такого критерия. Естественно как историческая личность, Наполеон смог достичь значительных успехов для своей страны на политическом и военном поприще, даже несмотря на его неумение остановится вовремя, но обозначить его деятельность с коннотацией в одном полюсе («хорошо» или «плохо») невозможно. Так же происходит с его качествами характера и поступками на поприще «Наполеон, как человек» – его поступки и дела не всегда были идеальны, однако они не выходят за рамки общечеловеческих. Другими словами, его поступки являются довольно типичными для человека в определенных ситуациях, однако, когда речь идет о «великих людях», которые представляют собой героя определенной нации, личность которого обросла легендами и преднамеренной идеализацией, подобные проявления типичности разочаровывают.


В романе Толстой, обрисовывает Наполеона как резко негативного персонажа – это соответствует его замыслу в романе – по авторской задумке, образ Наполеона должен противопоставляться образу Кутузова и частично образу Александра І.

Почему Наполеон проиграл войну

В «Войне и мире» так или иначе можно найти ответ на вопрос «почему Наполеон, выиграв большинство боев, проиграл войну. Конечно, в случае Толстого, это очень субъективное мнение, но оно также имеет право на существование, так как базируется на философских понятиях, в частности таком элементе как «русская душа». По мнению Толстого, Кутузов победил в войне потому, что в его действиях прослеживается больше душевности, в то время как Наполеон руководствуется исключительно уставом.
При этом Толстой не считает знания тактики и стратегии боя важными – не зная ничего об этом можно быть успешным полководцем.4.6 (91.03%) 29 votes


И поэтому его образ крайне важен для нас. В этой статье мы посмотрим на Пьера Безухова через призму трех событий или цепочек разных происшествий: это приход Наполеона к престолу, Бородинское сражение и поговорим о плене. Более вы также можете прочитать на нашем сайте.

Приход Наполеона

Франция находилась в состоянии тревоги и неуверенности в будущем. Все высшее общество было поглощено этими мыслями, а то, что Наполеон пришел к власти, сильно повлияло на умы молодых и пожилых людей. Молодежь восхищалась образом великого полководца, многие считали его образцом. Когда мы говорим о Пьере Безухове в романе "Война и мир", стоит сказать, что он тоже был восхищен тем, что делал Наполеон, его личностью и его талантом, и трудно было понять Пьеру, почему находились люди, препятствующие императору, творящему великую революцию.

Одно время Пьер даже хотел принять присягу, чтобы стоять на стороне Наполеона, но этого так и не произошло. Мыслимым подвигам и достижениям на пользу революционному движению Франции пришлось рухнуть в душе Пьера. В 1812 году, когда идеалы были потеряны, Пьер стал презирать Наполеона и даже возненавидел его. Вместо обожания этой личности Пьер решил, что должен сам уничтожить этого врага, тираническое господство которого принесло лишь беды родной земле. Если посмотреть на этого героя Толстого в тот момент, можно сказать, что Пьер Безухов в романе "Война и мир" - это человек, одержимый желанием расправиться с Наполеоном. Причем, он верил, что этим он выполнит свою миссию на земле, и вот оно - его предназначение.

Пьер в Бородинском сражении

В 1812 году разразилась Отечественная война, и все устои общества поломались. Конечно, все это затронуло и Пьера, который до этого вел совершенно бесцельную и разгульную жизнь. Теперь же, чтобы послужить Родине, Пьер оставил всё и отправился воевать. И как же меняется здесь личность Пьера Безухова в романе "Война и мир"! Он столько искал себя, тщетно метался в поисках смысла в жизни, и тут ему представилась возможность сблизиться с солдатами - выходцами из простых людей, дать жизни другую оценку. И во многом это стало возможно благодаря Бородинскому сражению.

Солдаты в основном были настоящими патриотами, и это было не фальшиво и не наигранно. Они готовы были пожертвовать жизнью ради отечества и Пьер увидел все ужасы войны и настрой простых солдат. Пьеру вдруг начинает открываться понимание тех вопросов, которые мучают его столько времени. Оказывается, все так понятно. И Пьер Безухов хочет, идя за появившимся незнакомым чувством, дышать полной грудью и отдать жизни все сердце.

Пьер Безухов в романе "Война и мир" - плен

Лев Толстой продолжает показывать становление личности Пьера, и то, что происходит с ним дальше, в полной мере закаляет его и формирует зрелые взгляды на жизнь. Пьер Безухов попадает в плен, и французы учиняют ему допрос, оставляя жизнь. Однако некоторых других пленных казнят, и Пьер после этого почти сходит с ума. Встреча Безухова с человеком по имени Платон Каратаев помогает герою обрести гармонию в душе.

Хотя барак тесен, в теле физическая боль и гнетут переживания, Пьер Безухов вдруг понимает, что он действительно счастливый человек. Что-то изменилось в его сердце, он переоценил идеалы и по-другому взглянул на все вокруг. В итоге французы убивают и Платона Каратаева, который подарил Пьеру возможность посмотреть на жизнь правильно. Герой безумно страдает, а вскоре его освобождают из плена партизаны.

Напоминаем, что полную характеристику Пьера вы можете прочитать . А в данной статье мы рассмотрели тему: Пьер Безухов в романе "Война и мир".

Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер - натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя - искание оуспокоения, согласия с самим собойп, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.

Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: омассивный, толстый молодой человекп с оумным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостинойп. Именно таким изображен Пьер на рисунке Боклевского: иллюстратор подчеркивает в портрете героя те же черты, что и Толстой. А если вспомнить работы Шмаринова, то в них больше передано душевное состояние Пьера в тот или иной момент: иллюстрации этого художника помогают глубже понять персонаж, яснее уловить его духовный рост. Постоянный портретный признак - омассивная, толстаяп фигура Пьера Безухова может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной. может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. Иначе говоря, у Толстого постоянная художественная деталь каждый раз обрастает новыми, добавочными оттенками. А какая улыбка у Пьера? о...Не такая, как у других... У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное... лицо и являлось другое-детское, доброе...п

В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и Французской революции. Пьер - поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека,

С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов. Чувственное сначала одерживает верх над духовным: он женится на чуждой ему Элен. Это одна из важных вех в жизни героя. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время дуэли, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова, Глупо...глупо! Смерть... ложь... - твердил он, морщась. Глупо и ложь - это опять относится только к нему самому.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собою и связанное с этим желание изменить свою жизньп построить ее на новых, добрых началах. Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные (овечныеп) вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен, Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя.

В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью. Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пытается преобразовать орден масонов, составляет проект, в котором призывает к деятельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире... Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве средство расширения своих светских связей, что масонов - этих ничтожных людей - интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а омундиры и кресты, которых они добивались в жизнип.

Новый душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим подъемом во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Бородинском сражении. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Его глазами Толстой передает свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий. Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение убить Наполеона.

В одной из иллюстраций Шмаринов хорошо передает эту черту: Пьер изображен переодетым в простонародное платье, делающее его неуклюжим, мрачно-сосредоточенным. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, он совершает благородные поступки: спасает девочку из горящего дома, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется авторский нравственно-эстетический критерий прекрасного в человеке: Толстой находит его в слиянии с народом и природой. Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми.

В плену Пьер обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился преждеп. Здесь он осознал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей...п Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: ...он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули егоп. И вот, наконец, с помощью Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в Каратаеве - верность и неизменность. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует Пьер.

В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств. Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков.

Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. оДеятельная добродетельп, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объединение честных людей. Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия.

Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования. Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.

Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлостьп.

Введение

Исторические личности всегда представляли особый интерес в русской литературе. Некоторым посвящены отдельные произведения, другие являются ключевыми образами в сюжетах романов. Таковым можно считать и образ Наполеона в романе «Война и мир» Толстого. С именем французского императора Наполеона Бонапарте (Толстой писал именно Бонапарте, да и многие герои называли его только Буонопарте) мы встречаемся уже на первых страницах романа, а расстаемся лишь в эпилоге.

Герои романа о Наполеоне

В гостиной Анны Шерер (фрейлины и приближенной императрицы) с большим интересом обсуждают политические действия Европы по отношению к России. Сама хозяйка салона говорит: «Пруссия уже объявила, что Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него…». Представители светского общества – князь Василий Курагин, приглашенный Анной Шерер эмигрант виконт Мортемар, аббат Морио, Пьер Безухов, Андрей Болконский, князь Ипполит Курагин и другие члены вечера не были едины в отношении к Наполеону. Кто-то его не понимал, кто-то им восхищался. В «Войне и мире» Толстой Наполеона показал с разных сторон. Мы видим его как полководца-стратега, как императора, как человека.

Андрей Болконский

В разговоре с отцом – старым князем Болконским, Андрей говорит: «…а Бонапарте все-таки великий полководец!». Он считал его «гением» и «не мог допустить позора для своего героя». На вечере у Анны Павловны Шерер Андрей поддержал Пьера Безухова в суждениях о Наполеоне, но все же сохранил и собственное мнение о нем: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но…есть другие поступки, которые трудно оправдать». Но спустя время лежа на поле Аустерлица и глядя в голубое небо, Андрей услышал слова Наполеона о нем: «Вот прекрасная смерть». Болконский понял: «…это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…» Во время осмотра пленных Андрей думал «о ничтожности величия». Разочарование в своем герое пришло не только к Болконскому, но и к Пьеру Безухову.

Пьер Безухов

Только что появившийся в свете, молодой и наивный Пьер рьяно защищал Наполеона от нападок виконта: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав все хорошее, – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Пьер признавал за французским императором «величие души». Он не защищал убийств французского императора, но расчет его действий во благо империи, готовность взять на себя столь ответственное дело – поднять революцию – это казалось Безухову настоящим подвигом, силой великого человека. Но столкнувшись лицом к лицу со своим «кумиром», Пьер увидел всю ничтожность императора, жестокость и бесправие. Он лелеял мысль – убить Наполеона, но понял, что тот не стоит этого, так как не заслужил даже геройской смерти.

Николай Ростов

Этот юноша называл Наполеона преступником. Он считал, что все его действия неправомерны и по наивности души ненавидел Бонапарта «как мог».

Борис Друбецкой

Перспективный молодой офицер, протеже Василия Курагина высказывался о Наполеоне с уважением: «Я бы желал видеть великого человека!»

Граф Растопчин

Представитель светского общества, заступник русской армии говорил о Бонапарте: «Наполеон поступает с Европой, как пират на завоеванном корабле».

Характеристика Наполеона

Неоднозначная характеристика Наполеона в романе Толстого «Война и мир» представляется читателю. С одной стороны он – великий полководец, властелин, с другой – «ничтожный французишка», «холопский император». Внешние черты опускают Наполеона на землю, он не так высок, не так красив, он толст и неприятен, как нам хотелось бы его видеть. Это была «потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью». Описание Наполеона присутствует в разных частях романа. Вот он перед Аустерлицким сражением: «…худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место…Он стоял неподвижно… и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика». Кстати, этот день для него был особенно торжественен, так как это был день годовщины его коронования. А вот мы видим его при встрече с генералом Балашевым, приехавшего с письмом от государя Александра: «…твердые, решительные шаги», «круглый живот…жирные ляжки коротких ног…Белая пухлая шея… На моложавом полном лице… выражение милостивого и величественного императорского приветствия». Интересна и сцена награждения Наполеоном самого храброго русского солдата орденом. Что хотел показать Наполеон? Свое величие, унижение русской армии и самого императора, или преклонение перед храбростью и стойкостью солдат?

Портрет Наполеона

Бонапарт очень ценил себя: «Бог дал мне корону. Горе тому, кто её тронет». Эти слова были произнесены им во время коронации в Милане. Наполеон в «Войне и мире» выступает для кого кумиром, для кого врагом. «Дрожание моей левой икры есть великий признак», – говорил Наполеон о себе. Он гордился собой, он любил себя, он восславлял свое величие над всем миром. Россия стояла на его пути. Победив Россию, ему не стоило уже труда подмять под себя всю Европу. Наполеон вел себя надменно. В сцене разговора с русским генералом Балашевым Бонапарт позволил себе дернуть его за ухо, сказав при этом, что это великая честь – быть вздернутым за ухо императором. Описание Наполеона содержит много слов, содержащих негативную окраску, особенно ярко Толстой характеризует речь императора: «снисходительно», «насмешливо», «злобно», «гневно», «сухо» и т.д. Дерзко высказывается Бонапарт и о русском императоре Александре: «Война – мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?»

Раскрытый в этом сочинении образ Наполеона в «Войне и мире» позволяет нам сделать вывод: ошибка Бонапарта в переоценке своих возможностей и излишней самоуверенности. Желая стать властелином мира, Наполеон не смог победить Россию. Это поражение сломило его дух и уверенность в своей силе.

Тест по произведению




Top