Какое открытие предсказал писатель жюль верн. Великий путешественник и предсказатель – Жюль Верн

При жизни считался великолепным фантастом, а сегодня, более ста лет спустя, его называют провидцем. Этот человек в своих книгах предсказал около ста изобретений и открытий, которые действительно были сделаны в двадцатом и двадцать первом веках. Всего около десяти его идей остались неосуществленными или были ошибочными. Вряд ли найдется ученый, который мог бы похвастаться таким даром предвидения. Научные предсказания французского фантаста продолжают сбываться и сегодня: он первым придумал телевизоры, электрические автомобили, автоматические ружья, телефоны и множество других вещей. Какие же еще идеи Жюля Верна осуществились на практике?

1. Жюль Верн был одним из первых смельчаков, которые заговорили о космических полетах. До него уже были авторы, отправлявшие своих персонажей в космос - но они использовали различные чудеса и никак не обосновывали такие путешествия научно. Например, английский священник и писатель Фрэнсис Годвин написал роман-утопию под названием «Человек на Луне», но его герой отправился на спутник земли верхом на фантастических птицах, что никак нельзя назвать научным предсказанием. Об этом писатели и даже ученые не задумывались до девятнадцатого века.


А Жюль Верн стал первым, кто решил положиться на силу науки и начать космические путешествия на бумаге. В шестидесятые годы девятнадцатого века наука еще не рассматривала этот вопрос, поэтому писателю пришлось полагаться на свою фантазию и интуицию. Поэтому он отправил своего персонажа на луну с помощью огромной пушки. Это кажется невозможным, ведь человек не сможет выжить в таком случае - но Верн это предусмотрел и создал специальные амортизационные условия для уменьшения перегрузки. В реальности описанные им устройства вряд ли бы сработали, но эта идея значительно повлияла на развитие космонавтики. В середине двадцатого века ученые начали заниматься проблемой создания подобной пушки, и хотя пока им это не удалось, попытки не прекращаются.


2. Часто ошибочно полагают, что Жюль Верн был изобретателем подводной лодки. Это неверно, в его времена подобные суда уже существовали - когда писатель начал свой знаменитый роман «20 тысяч лье под водой», во Франции была спущена первая механическая подводная лодка. Верн собрал о ней информацию, чтобы использовать ее в романе, но значительно улучшил свой «Наутилус». По сравнению с маленькой французской лодкой, не способной погружаться глубже десяти метров, это был настоящий подводный лайнер. Характеристики «Наутилуса» кажутся фантастическими до сих пор, хотя некоторые технологии уже были изучены - Верн отлично предугадал общие тенденции развития подводных лодок.


3. Предсказание Верна, сделанное в его романе «Плавучий остров», еще не сбылось, но оно вполне вероятно и скоро может осуществиться. В книге действие происходит на искусственно созданном острове, где проживали богатые люди, стремившиеся создать идеальный мир. К 2014 году эта идея будет реализована организацией Seasteading Institute, которая собирается построить несколько островов-городов.



4. Жюль Верн жил в мирное время, до начала мировых войн, но видимо он чувствовал накаляющуюся обстановку и предсказал появление жестокого диктатора и новых видов оружия. В романе «Пятьсот миллионов бегумы» описывается злодей профессор Шульце, который был одержим идеей национализма и господства над всем миром. Он придумал огромную пушку с ядовитыми снарядами - так Верн предсказал появление химического оружия. В другой книге француз изобрел прототип ядерной бомбы - огромный снаряд, который мог поразить цель в пределах нескольких тысяч квадратных метров.


5. Одно из самых знаменитых предсказаний французского писателя - это книга «Париж в двадцатом веке», которая была найдена и опубликована только в 1994 году. Она моментально стала бестселлером, а современные ученые осознали, что Верн был талантливым провидцем. Когда писатель отнес рукопись этой книги издателю, тот счел прогнозы слишком пессимистичными и неправдоподобными. В нем описывались небоскребы, электропоезда с огромными скоростями, банки с вычислительными машинами и даже глобальная информационная сеть, правда, на основе телеграфа.



6. Кроме того, Жюль Верн предсказал появление электрического стула, самолета, вертолета, видеосвязи и телевидения. Еще до появления Эйфелевой башни он описал строительство башни в центре Европы, которая очень сильно напоминает символ Парижа. А его книга «Из России в Пекин» довольно точно описывает строительство трансазиатской магистрали. Одно из несбывшихся предсказаний писателя связано с расположением земли на полюсах: он думал, что на северном полюсе находится материк, а южный покрыт океаном, но оказалось, что все наоборот.


Уже много лет люди лелеют надежду научиться управлять секундными стрелками, чтобы хоть краешком глаза созерцать себя в пространстве будущего или вернуться в прошлое, чтобы исправить ошибки и круто перевернуть свою судьбу. Саму идею о возможности создания устройства, способного перемещать людей как в прошлое, так и в будущее, в сознание многих людей внедрил роман Герберта Уэллса «Машина времени». С тех самых пор как эта книга появилась на прилавках книжных магазинов, учёные пытаются проникнуть в тайну времени.


Уэллс там был?

«Машина времени» – это первый роман Герберта Джорджа Уэллса.После смерти писателя его друг и душеприказчик Чарльз Пинк, разбирая бумаги, наткнулся на неизвестные ранее автобиографические записки фантаста, из которых он с удивлением узнал, что сэр Герберт в детстве оказался в машине времени и увидел будущее собственными глазами! Под впечатлением от этого путешествия Уэллс написал свой первый роман – «Аргонавты хроноса». В первоначальном варианте он изобиловал множеством технических подробностей, показавшихся редакторам надуманными. Скрепя сердце сэр Герберт переделал книгу и назвал её «Машина времени».

Несмотря на сопротивление редакторов, Уэллс во введении к роману оставил сцену, в которой Путешественник во Времени (имя его в рассказе не упоминается, но в первом варианте Уэллс назвал его доктором Небо) объясняет теоретические основы своего изобретения:

«Каждое реальное тело, – сказал Путешественник во Времени, – должно обладать четырьмя измерениями: оно должно иметь длину, ширину, высоту и продолжительность существования. Но вследствие прирождённой ограниченности нашего ума мы не замечаем этого факта. И всё же существуют четыре измерения, из которых три мы называем пространственными, а четвёртое – временным. Правда, существует тенденция противопоставить три первых измерения последнему, но только потому, что наше сознание от начала нашей жизни и до её конца движется рывками лишь в одном-единственном направлении этого последнего измерения. Время и есть то, что подразумевается под Четвёртым Измерением. Время ничем не отличается от любого из трёх пространственных измерений, кроме того, что наше сознание движется во времени.

Это означает, что если бы мы могли взглянуть на какого-нибудь человека извне нашего пространства-времени, то увидели бы одновременно прошлое, настоящее и будущее этого человека, так же как в трёхмерном пространстве мы единым взглядом охватываем все части волнистой линии, проведённой на бумажной ленте пером самописца, повторяющего одномерные пространственные движения уровня ртути в барометре».

Но вот что удивительно: читая рассуждения Путешественника во Времени сегодня, можно подумать, что Уэллс был знаком с великолепной работой Германа Минковского по обоснованию специальной теории относительности Эйнштейна. Линия, по которой ползает наше сознание, это, конечно, наша «мировая линия» – линия, которую мы описываем в четырёхмерном пространстве – времени Минковского, перемещаясь в трёхмерном пространстве. Но рассказ Уэллса в своём окончательном варианте появился за четырнадцать лет до того, как Герман Минковский опубликовал книгу «Пространство и время», в которой предложил геометрическое представление кинематики относительности, введя четырёхмерное псевдоевклидово пространство (известное сейчас как «пространство Минковского»). В этой книге Минковский провозгласил: «Отныне время само по себе и пространство само по себе становятся пустой фикцией, и только единение их сохраняет шанс на реальность».

По всей видимости, Уэллс действительно однажды побывал в будущем и узнал там столько удивительного, что этого хватило на всю его последующую писательскую жизнь.

Первые читатели отнеслись к роману как к фантазии, но с течением времени люди обнаружили, что в 76 книгах писателя содержится множество крайне любопытной информации, которую возможно было передать, только заглянув в будущее. В них можно найти описание и боевого лазера, и бытового видеомагнитофона, и автомобильных пробок, и танковых сражений, и даже ядерного оружия.

Удивительным, уникальным прогнозом был «уэллсовский лазер», которым он в романе «Война миров» вооружил марсиан, вторгнувшихся на нашу Землю. Уэллс написал, что луч марсиан, поражающий всё живое, не был расходящимся! Более полувека «заказные» физики глумились над невеждой-дилетантом Уэллсом, поскольку «любой луч света должен расходиться с расстоянием». Но когда лазер был изобретён, все критики Уэллса оказались посрамлены.

Предсказал атомную бомбу

В 1913 г. Уэллс заканчивает роман «Освобождение мира», написанный под явным влиянием Фредерика Содди, открывателя изотопов, лауреата Нобелевской премии 1921 года по химии. В этом романе Уэллс предсказывает изобретение… атомной бомбы. Кстати, именно он изобрёл этот термин – «атомная бомба». В качестве ядерной взрывчатки Уэллс использует искусственный элемент каролиний, по всей видимости, это – нынешний плутоний. Кроме того, Уэллс предрекает, что его атомная бомба является «предтечей ещё более страшных бомб» аналогичного класса.

В этом романе немало мест, подобных таким: «…И по сей день поля сражений той сумасшедшей эпохи содержат радиоактивные вещества и являются центрами вреднейших излучений… В розовеющем небе кружили стреловидные ласточкоподобные монопланы. Эти аэропланы были снабжены атомными двигателями… пять аэропланов с атомными бомбами… После атомных взрывов международные споры словно утратили всякое значение».

Однако тогда и Эйнштейн, и Нильс Бор, и Резерфорд категорически отвергли этот прогноз-предупреждение, а мировое научное сообщество конформистски последовало за корифеями. Но так случилось, что Уэллс дожил до исполнения своих страшных пророчеств – до Хиросимы и Нагасаки. Гениальный провидец умер в августе 1946 года.

И тогда многие поверили, что Уэллс действительно мог побывать в будущем. И вот уже много лет футурологи разных стран пытаются разгадать, очём же предупреждал Уэллс в романе «Машина времени»? Что же он ещё увидел в своём путешествии в будущее? Не появились ли где-то на Земле ужасные морлоки? И что вообще означает эта уэллсовская метафора? Действительно ли человечество окажется в будущем разделённым на два класса – на элоев, маленьких красивых бездельников, живущих на земле, и морлоков, низведённых до животного уровня, работающих глубоко под землёй. И хотя морлоки одевают и обувают элоев, но беспечные элои служат пищей для морлоков, по ночам выползающих «на охоту» из своих подземелий. Секрет «Машины времени» Герберта Уэллса не разгадан до сих пор…

Но, возможно, это всего лишь метафора грядущего мироустройства. Согласно учению индийских мудрецов, в XXI веке мир разделится на два лагеря, на Север и Юг. На Севере жизнь будет вполне благоприятной, это будет территория добра, счастья, всеобщей взаимоподдержки. А вот жизнь тех, кто окажется на Юге, окажется не очень комфортной.

Пророчества Жюля Верна

Не меньшее количество предсказаний содержится и в книгах французского писателя-фантаста Жюля Габриэля Верна, которому, кстати, в 2008 году исполнилось бы 180 лет. Герои Жюля Верна воздвигают новые прекрасные города, орошают бесплодные пустыни, ускоряют рост растений с помощью аппаратов искусственного климата, высказывают предположение о некоей единой природе химических элементов, изобретают цветную фотографию, звуковое кино, автоматическую счётную машину, синтетические пищевые продукты, новые строительные материалы, одежду из стеклянного волокна и немало других замечательных вещей, облегчающих жизнь и труд человека и помогающих ему преобразовывать мир.

Удивительно, что Жюль Верн смог угадать и описать десятки научных изобретений, большинство из которых были сделаны уже после его смерти. Поскольку писатель не имел никакого научного образования, то создаётся ощущение, что он подглядывал за нашим миром и просто описывал увиденное в терминах, которые были доступны читателю его эпохи. На эту мысль наводят удивительные совпадения, которые существуют между событиями двух романов «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» и обстоятельствами реального полёта на Луну.

В космическом корабле Жюля Верна было три человека – три астронавта находились и на борту «Аполлона-11» и «Аполлона-12». Выдуманный Верном космодром находился в Кейптауне во Флориде – вблизи современного космодрома Кейп-Кеннеди на мысе Канаверал, откуда производился запуск «Аполлона-11».

Космический корабль Верна имел конусовидную форму и назывался «Колумбиада» – подобный силуэт имел командный модуль «Аполлона-12», названный «Колумбия».

Жюль Верн подсчитал, что «Колумбиада», путешествуя со скоростью 11 км/с, то есть около 40 тыс. км/ч, достигнет Луны за 4 дня, точнее, за 97 часов 13 минут и 20 секунд.«Аполлон‑11», скорость которого была порядка 39 тыс. км/ч, достиг Луны через 4 дня, 6 часов и 46 минут.

Как и современные «Аполлоны», верновская «Колумбиада» была оснащена ракетными двигателями, выводившими корабль с лунной орбиты и служившими двигателями торможения при входе в земную атмосферу.

Оба космических аппарата приземлились практически в одной и той же точке Тихого океана.

Совпадение ли это?

Те, кто скептически относится к возможности путешествий во времени, уверяют, что высчитать и предугадать можно всё. Но каким образом Верну удалось подсчитать стоимость полёта космического корабля на Луну? Согласно роману «С Земли на Луну», стоимость проекта по запуску людей к спутнику нашей планеты составила 1865 долларов (огромную по тем временам сумму). Как ни странно, в переводе на курс 1969 года, это приблизительно равно стоимости программы «Аполлон-11».

Кстати, интересно отметить, что роман «Вокруг Луны», описавший перипетии путешествия «Колумбиады», был написан ровно за 100 лет до полёта «Аполлона-13» – в апреле 1970 года. И вообще романы «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» больше похожи не на беллетристику, а на добротный журналистский отчёт об увиденных событиях.

Основной претензией к Жюлю Верну является его терминология. «Разве стреляют из пушки на Луну?» – спрашивают скептики, отрицающие возможность путешествия Жюля Верна на настоящей машине времени. Любой современный учёный сказал бы ему, что герой был бы убит начальным ускорением. Но читатели вряд ли поняли Жюля Верна, если бы он стал со всеми подробностями описывать технологию запуска ракеты с Байконура или мыса Канаверал, тем более что к ракетам в те времена относились не очень серьёзно, а идея огромной космической пушки будоражила умы просвещённой части населения Земли. Но разве шахта, из которой запускается баллистическая ракета, не похожа на пушку? Да такая же пушка! Именно запуск такой ракеты и описал Жюль Верн в своих романах.

В романе «Двадцать тысяч лье под водой» Верн описал одного из праотцов современных супергероев – мизантропического капитана Немо и его удивительный подводный корабль «Наутилус». Удивительно, что в те годы, когда подводные лодки были ещё крайне несовершенными и почти не имели практического применения, Жюль Верн смог очень точно описать устройство подводной лодки второй половины ХХ века. Знаменитый «Наутилус», на котором отважный капитан Немо совершал свои путешествия под волнами океана, «имеет два корпуса, один наружный, другой внутренний; они соединены между собой железными балками, имеющими двутавровое сечение, которые придают судну чрезвычайную прочность. В самом деле благодаря такой конструкции судно противостоит любому давлению, подобно монолиту. Крепостью своего корпуса «Наутилус» обязан отнюдь не заклёпкам обшивки: монолитность его конструкции достигнута путём сварки и обеспечена однородностью материалов, что позволяет ему вступать в единоборство с самыми бурными морями.

Электрическая энергия, выработанная батареями, передаётся в машинное отделение, приводит в действие электромоторы, которые через сложную систему трансмиссий сообщают вращательное движение гребному валу. Водонепроницаемые переборки и герметически запиравшиеся двери служили надёжной защитой, если бы в какой-либо части подводного корабля образовалась течь…»

А вот внутреннее пространство подлодки Жюль Верн описал неверно. Когда читаешь роман, создаётся впечатление, что во время путешествия в будущее его не пустили внутрь подводного корабля и он смотрел на прообраз своего «Наутилуса», стоя на набережной Кронштадта либо на берегу севастопольской бухты. Но кто-то посвящённый подробно объяснял писателю, как устроена подводная лодка.

В 1994 году внук Жюля Верна нашёл рукопись неопубликованного романа своего знаменитого деда, который назывался «Париж в ХХ веке». В этом романе Жюль Верн описывает и метро, и автомобили с двигателем внутреннего сгорания, работающем на водороде, и факсы, и вычислительные машины, и многое другое. Значит, он всё-таки побывал здесь?

Богданов: утопия или реальность

Будущее описывал ещё один фантаст-прорицатель, наш соотечественник – русский писатель, учёный и профессиональный революционер Александр Богданов (Малиновский). В своём знаменитом утопическом романе «Красная звезда», вышедшем в 1908 году, а также в его продолжении – романе «Инженер Мэнни» Богданов предсказал и звуковой кинематограф; и пишущие машинки, способные записывать текст под диктовку; и даже цифровые машины, обслуживающие производство. Герой романа, русский революционер, приглашённый марсианами посетить их родную планету, совершая экскурсию по марсианскому кораблю, случайно заглянул в «вычислительную» комнату, в которой стояли непонятные машины с множеством циферблатов и стрелок. Из самой большой машины тянулась длинная лента, заключавшая, очевидно, результаты вычислений, но знаки на ней, как и на всех других циферблатах, оказались гостю незнакомы. Совершенно очевидно, что Богданов описывал в своём романе бортовой компьютер, имевшийся на космическом корабле.

В начале ХХ века русский поэт Велимир Хлебников всячески пропагандировал изобретение Уэллса и даже написал философско-математическую работу «Доски судьбы», в которой сделал попытку овладеть числовыми законами времени. Мало того, что он совершенно серьёзно относился к перемещениям во времени и верил в возможность создания машины времени из зеркал, он описал своё путешествие в Москву будущего, которое удивляет своими совпадениями с реальной Москвой конца прошлого века: проспекты с большими зданиями, дом-тополь, который очень напоминает Останкинскую телебашню…

Можно ли попасть в прошлое

Но если возможны путешествия в будущее, то наверняка можно отправиться и в прошлое?

Средневековые хроники время от времени фиксировали появление тут и там необычно одетых людей, которые вели себя странно и непонятно. Часто такие путешествия для пришельцев заканчивались трагически. В 840 году в средневековой Франции в городе Лионе обезумевшая от страха толпа растерзала трёх незнакомцев, сошедших с некоего «дьявольского круга», – записи об этом сохранились в церковных архивах. К глубокому сожалению, в них нет никаких описаний аппарата, который, возможно, являлся машиной времени, а «дьявольский круг» – это обычное метафорическое выражение той эпохи. По свидетельствам монахов, достаточно подробно описавших событие, «появившиеся ниоткуда» незнакомцы уверяли: они жители Лиона и лишь ненадолго отлучились, чтобы посмотреть на удивительные чудеса. Однако, как ни призывали власти и церковники, в городе не нашлось ни одного человека, который мог бы их опознать. А тогда Лион был во много раз меньше современного, в нём насчитывалось более тысячи жителей.

Человек из будущего

Одна из самых таинственных и загадочных исторических фигур – великий итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

Согласно теории некоторых западных исследователей, Да Винчи – человек из далёкого будущего, попавший в прошлое на машине времени и потерпевший аварию, в результате которой не смог вернуться обратно. Или не захотел. В своих работах Леонардо неоднократно обращался к попыткам создать вертолёт и подводную лодку. Но технологии эпохи Возрождения ещё очень несовершенны и слишком многого не хватает, поэтому все его попытки неизбежно были обречены на неудачу. Однако пытливый ум учёного настойчиво и старательно ищет возможность создать универсальный ткацкий станок, заряжающуюся с казённой части пушку, аппарат для свободного плавания под водой. Он мечтает сделать танк, планер, строит неприступные крепости и рисует зашифрованные картины. Некоторые исследователи полагают, что мессир Леонардо немало поскитался по ленте времени, прежде чем оказался в эпохе Возрождения.

По описанию современников он выглядел, как 17-летний юноша, необычайно развитый во всех отношениях, в том числе и физически: он свободно ломал подковы, сжимая их в ладони левой руки! Прекрасно владея оружием и применяя в фехтовании неизвестные современникам приёмы, Леонардо никогда не воевал, не дрался на поединках и не женился, хотя нет сведений о его нетрадиционной сексуальной ориентации. Уж не опасался ли он своими действиями изменить ход истории человечества так, что в отдалённом будущем ему самому не найдётся в ней места?

Советские опыты

В ХХ веке многие известные учёные пытались овладеть секретами времени. Проблемой перемещения во времени занимался Альберт Эйнштейн, который ещё в 1943 году пытался узнать, из чего соткано время. Во время эксперимента, известного под названием «Филадельфийский эксперимент», Эйнштейн пытался создать мощный электромагнитный кокон эсминца вокруг «Элдриджа», в результате чего эсминец сначала якобы исчез, а потом мгновенно переместился в пространстве на несколько сотен километров. Поскольку никаких мер безопасности предусмотрено не было, то секретный эксперимент закончился трагически. Из всего экипажа назад вернулся невредимым только 21 человек. 27 человек в буквальном смысле срослись с конструкцией корабля, 13 умерли от ожогов, облучения, поражения электрическим током и страха. Эйнштейн сжёг свои рукописи из опасения, что Время будет использовано в качестве оружия во вред Человечеству.

В Советском Союзе тоже проводились опыты над временем. Профессор Николай Александрович Козырев начинал заниматься проектированием машины времени под непосредственным руководством Лаврентия Павловича Берии.

Через много лет опыты Козырева повторил и доработал членкор АН Белоруссии Альберт Иосифович Вейник. Но его научная деятельность завершилась тем, что он «ушёл в религию», взяв себе новое имя Виктор, а свои научные работы и книги, в том числе по физике Времени, сжёг на костре во дворе академии. Быть может, он, как и Эйнштейн, действительно узнал что-то такое, что могло оказаться опасным для Человечества?

Возможно, именно про эти опасения написал американский фантаст Айзек Азимов в своей книге «Конец вечности». Там говорится, что даже бабочка, раздавленная ботинком путешественника во времени, может привести к изменению будущего. Это означает, что, изменив прошлое, мы, вернувшись в настоящее, окажемся в совершенно новом мире.

Тем не менее эксперименты по созданию машины времени продолжаются. В первых числах мая в некоторых СМИ появилось сообщение, что инженеры американского космического агентства NASA приступили к сборке двигателя для машины времени. Эксперты уже провели ряд экспериментов в вакууме, что дало им право говорить о возможности скачков во времени. Двигатель будут устанавливать на космических кораблях.

Надо сказать, что американский проект – далеко не единственный вариант машины времени. Как сообщает сайт «Технологии и наука», на сегодняшний день в мире насчитывается 42 изобретателя машины времени. Правда, речь пока идёт о теоретических идеях, но как только технологи смогут обеспечить все необходимые для постройки машины времени параметры, то сразу же начнётся производство. Поэтому не исключено, что уже в самом ближайшем будущем учёным всё-таки удастся осуществить мечту о путешествиях во времени, тем более что свидетельств таких путешествий предостаточно…

«Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются» , - так объяснял Жюль Верн изобретения и явления, некоторые из которых уже при жизни писателя начали воплощаться в жизнь.

Мы решили вспомнить, какие научные феномены, предсказанные фантастом, стали частью нашей жизни.

Полеты в космос и на Луну

Где предсказано: романы «Из пушки на Луну », «Вокруг Луны » и «Гектор Сервадак»

Помимо, собственно, самих космических полетов Жюль Верн точно предсказал широкое использование алюминия при создании летательных и космических аппаратов. В XIX веке производство этого легкого металла было крайне дорогостоящим, так что для современников словосочетание «машины из алюминия» звучали примерно так же, как для нас сейчас «машины из золота».

Интересно, что в качестве стартовой площадки для лунной экспедиции выбрана местность Стоунз-Хилл во Флориде. Напомним, что современный американский космодром на мысе Канаверал расположен неподалеку.

Как у Жюля Верна, так и в реальности в 1969 году, во время первого полета на Луну экипаж состоял из трех человек.

Быстрые путешествия вокруг света

Всем известно, что герой Жюля Верна, англичанин Филеас Фогг, совершил кругосветное путешествие за 80 дней. Однако в романе не единожды говорится о том, что придет время, и Землю можно будет объехать всего за 80 часов!

Что ж, фантаст был не так далек от истины: сейчас минимальное время кругосветного путешествия составляет около 72 часов (трое суток). Хотя в марте 2010 года швейцарский летчик поставил рекорд, преодолев это расстояние за 58 часов на пассажирском самолете бизнес-класса.

Быстроходные подводные лодки

История подводного кораблестроения началась еще в... XVII веке! Уже тогда британский механик и физик Корнелиус Дреббель сконструировал и построил гребное судно, способное погружаться под воду. А во времена Гражданской войны в США субмарина была впервые успешно применена как оружие. Так что у Жюля Верна было под рукой много фактологических материалов, когда он придумывал «Наутилус».

Однако писатель сумел предсказать и то, как будут развиваться подлодки. Корабль капитана Немо погружается на многие километры, развивает скорость до 50 узлов, позволяет проводить исследования морского дна и эффективно воевать. По правде сказать, многие из показателей «Наутилуса» и сейчас выглядят крайне фантастически. Но наука не стоит на месте, и мы все это знаем. С другой стороны, у современных подводных лодок есть то, что Жюль Верн и вообразить себе не мог, например - атомный двигатель и способность находится под водой без всплытия на поверхность несколько месяцев подряд.

Акваланг

В том же романе Жюль Верн описал прообраз современного акваланга, изобретенного в 1943 году другим не менее известным французом - Жаком-Ивом Кусто. Водолазные костюмы на момент жизни писателя-фантаста уже существовали и довольно широко применялись, но работать в них было крайне трудно и опасно.

Самолеты и вертолеты

Первый в мире самолет братьев Райт поднялся в воздух еще при жизни Жюля Верна в 1903 году, однако именно он наряду с другим писателем-визионером, Гербертом Уэллсом, предсказал широкое применение летательные аппаратов, похожих на современные самолеты и вертолеты, в военных целях. Названия романов говорят сами за себя: «Властелин мира» и «Робур-Завоеватель». Самолет с переменным вектором тяги Верн описал в «Необыкновенных приключениях экспедиции Барсака» (к сожалению, писатель не успел закончить эту книгу при жизни, ее дописывал его сын - она была опубликована лишь в 1919 году).

Электрический стул

Где предсказано: «Париж в ХХ веке»

В раннем романе-антиутопии, написанном в 1860-м, Жюль Верн показал столицу Франции в 60-е годы теперь уже прошлого столетия. Смертные приговоры приводились в исполнение при помощи мощного электрического разряда, пропущенного через человеческое тело. Впервые подобный способ казни был применен в США 6 августа 1890 года в Обернской тюрьме штата Нью-Йорк. Но на родине писателя долгие годы продолжали использовать гильотину, а электрический стул широкого распространения так и не получил.

Видеосвязь, телевидение и современные компьютеры

Где предсказано: «Париж в ХХ веке»

В том же романе автор описал прообраз телевидения, а также возможность общаться, видя собеседника на мониторе. При этом, вычислительные операции в банках выполняли специальные машины, похожие на громоздкие ЭВМ второй половины XX века.

Транссибирская и Трансмонгольская железнодорожные магистрали

Приключенческий роман «Клодиус Бомбарнак», написанный в 1893 году, рассказывает об открытии большой Трансазиатской магистрали (из России в Пекин). К тому моменту строительство Транссиба только-только началось, но в Европе многие люди считали этот проект авантюрой. Тем не менее, к 1916 году дорога была достроена. К сожалению, Жюль Верн не дожил до этого знакового события. Писатель умер в 1905-м.

Гигантские пушки и химическое оружие

Опубликованный в 1879 году роман «Пятьсот миллионов бегумы» рассказывает о немецком профессоре Шульце, одержимом националисте, создателе гигантской пушки, которая была способна отправлять тяжелые снаряды, начиненные ядовитым газом, на многие километры вдаль. Подобное оружие было применено во время Первой мировой войны.

Взрывы колоссальной мощности

Изобретение Тома Рока, героя романа «Флаг родины», очень напоминает ядерное оружие. Суперснаряд «фульгуратор Рока» способен уничтожить все живое в радиусе нескольких квадратных километров. Но в книге писателя оно так и не попадает в руки военных. Также в романе действуют целых две подводных лодки.

Что бы я ни сочинял, что бы я ни выдумывал, всё это всегда будет ниже действительных возможностей человека. Придёт время, когда наука опередит фантазию.

Жюль Верн

Жюль Верн считается не только одним из основателей научной фантастики, но и писателем, который, как никто другой, умел предугадывать будущее. Немного найдётся авторов, которые сделали бы столько для популяризации науки и прогресса, сколько великий француз. Сегодня, в XXI веке, мы можем судить, насколько часто он оказывался прав - или не прав.

Из пушки на Луну


Верн отправил на Луну трёх путешественников - столько же входило в команду каждого из «Аполлонов». Снаряд «Колумбиады» был алюминиевым - и именно сплавы алюминия использовались при создании посадочного модуля «Аполлонов».

Молодой Жюль Верн

Одно из самых смелых пророчеств Верна - космические путешествия. Конечно, француз не был первым автором, отправившим своих героев к небесным сферам. Но до него литературные астронавты летали только чудесным образом. Например, в середине XVII века английский священник Фрэнсис Годвин написал утопию «Человек на Луне», герой которой отправился к спутнику с помощью фантастических птиц. Разве что Сирано де Бержерак летал к Луне не только верхом на чёрте, но и с помощью примитивного аналога ракеты. Однако о научном обосновании космического полёта писатели не задумывались вплоть до XIX века.

Первым, кто всерьёз взялся отправить человека в космос без помощи «чертовщины», стал как раз Жюль Верн - он полагался, естественно, на силу человеческого разума. Однако в шестидесятых годах позапрошлого века об освоении космоса люди могли только мечтать, и наука всерьёз этим вопросом ещё не занималась. Французскому литератору приходилось фантазировать исключительно на свой страх и риск. Верн решил, что лучшим способом отправить человека в космос станет гигантская пушка, снаряд которой послужит пассажирским модулем.

Именно со снарядом связана одна из главных проблем проекта «лунной пушки». Сам Верн прекрасно понимал, что астронавтов в момент выстрела ожидают серьёзные перегрузки. Это видно по тому, что герои романа «С Земли на Луну» пытались обезопасить себя с помощью мягкой обшивки стен и матрацев. Излишне говорить, что всё это в реальности не спасло бы человека, решившегося повторить подвиг членов «Пушечного клуба».

Впрочем, даже если бы путешественникам удалось обеспечить безопасность, остались бы ещё две практически неразрешимые проблемы. Во-первых, пушка, способная запустить снаряд такой массы в космос, должна быть просто фантастической длины. Во-вторых, даже в наши дни невозможно обеспечить пушечному снаряду стартовую скорость, позволяющую преодолеть притяжение Земли. Наконец, писатель не учитывал сопротивление воздуха - хотя на фоне прочих проблем с идеей космической пушки это уже кажется мелочью.

В то же время невозможно переоценить влияние, оказанное романами Верна на зарождение и развитие космонавтики. Французский писатель предсказал не только путешествие к Луне, но и некоторые его детали - например, размеры «пассажирского модуля», количество членов экипажа и примерную стоимость проекта. Верн стал одним из главных вдохновителей космической эры. Константин Циолковский говорил о нём:

Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Ж. Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении.

По иронии судьбы именно Циолковский в начале XX века окончательно обосновал несовместимость задумки Верна с пилотируемой космонавтикой.

Экипаж МКС доставил на орбиту рукописи Жюля Верна

Фантастику в жизнь: Космическая пушка

Почти через сто лет после выхода «Человека на Луне» проект космической пушки обрёл новую жизнь. В 1961 году министерства обороны США и Канады запустили совместный проект HARP. Его целью было создать пушки, позволяющие выводить на низкую орбиту научные и военные спутники. Предполагалось, что «суперпушка» позволит существенно сократить затраты на запуск спутников - всего до нескольких сотен долларов за килограмм полезного веса.

К 1967 году команда во главе со специалистом по баллистическому оружию Джеральдом Буллом создала десяток опытных образцов космической пушки и научилась запускать снаряды на высоту в 180 километров - это притом, что в США космическим считается полёт за пределы 100 километров. Однако политические разногласия между США и Канадой привели к закрытию проекта. Ныне пушка HARP заброшена и порастает ржавчиной.


Эта неудача не поставила крест на идее космической пушки. До конца XX века было предпринято ещё несколько попыток создать её. Но до сих пор никому не удалось вывести пушечный снаряд на орбиту Земли.

Подводная лодка

На самом деле Жюль Верн чаще всего предвосхищал не появление новых технологий, а направление развития уже существующих. Наиболее наглядно это можно показать на примере знаменитого «Наутилуса».

Первые проекты и даже рабочие прототипы подводных судов появились задолго до рождения самого Верна. Более того, к моменту, когда он приступил к работе над «20 000 лье под водой», во Франции уже спускали на воду первую механическую подводную лодку, которую окрестили «Ныряльщиком», - и Верн собирал о ней сведения, прежде чем занялся романом.

Но что представлял собой «Ныряльщик»? На борту судна с трудом помещалась команда из 12 человек, оно могло погружаться не более чем на 10 метров и развивать под водой скорость лишь в 4 узла.

На этом фоне характеристики и возможности «Наутилуса» выглядели совершенно невероятными. Комфортабельная, как океанский лайнер, и прекрасно приспособленная для длительных экспедиций подлодка с глубиной погружения, которая исчислялась километрами, и предельной скоростью в 50 узлов.

Фантастика! Причём до сих пор. Как это не раз случалось с Верном, он переоценил возможности не только современных ему, но и будущих технологий. Даже атомные субмарины XXI века не способны соперничать в скорости с «Наутилусом» и повторять те манёвры, которые он проделывал играючи.

Не могут они и обходиться без дозаправки и пополнения запасов столько времени, сколько мог «Наутилус». И, разумеется, с нынешними подлодками ни за что не управится один человек - а Немо продолжал плавать на «Наутилусе» и после того, как потерял всю команду. С другой стороны, на судне отсутствовала система регенерации воздуха, для пополнения его запаса капитану Немо требовалось раз в пять дней подниматься на поверхность.

Несмотря на всё это, нельзя не признать, что общие тенденции развития подводных кораблей Верн предугадал с поразительной точностью. Способность субмарин совершать длительные автономные путешествия, масштабные сражения между ними, исследования с их помощью морских глубин и даже поход подо льдами к полюсу (Северному, конечно, а не Южному - здесь Верн ошибся) - всё это стало реальностью. Правда, лишь во второй половине XX века с появлением технологий, о которых Верн даже не мечтал, - в частности, атомной энергетики. Первую в мире атомную подводную лодку символично окрестили «Наутилусом».

В 2006 году компания Exomos создала действующую подводную лодку, максимально приближённую к литературному «Наутилусу», - по крайней мере в том, что касается внешнего вида. Судно используется для развлечения туристов, посещающих Дубай.

Фантастику в жизнь: Плавучий город


В романе «Плавучий остров» французский романист сделал предсказание, которое пока что не сбылось, но уже очень скоро может воплотиться в жизнь. Действие этой книги разворачивалось на искусственном острове, на котором самые богатые люди Земли попытались создать для себя рукотворный рай.

Эту идею в наши дни готова воплотить организация Seasteading Institute. Она намерена к 2014 году создать даже не одно, а несколько плавучих городов-государств. Они будут обладать суверенитетом и жить по собственным либеральным законам, что должно сделать их крайне привлекательными для бизнеса. Одним из спонсоров проекта выступает основатель платёжной системы PayPal Питер Тиль, известный либертарианскими взглядами.

Летательные аппараты

Чтобы рассказать о покорении воздушной стихии, Верн придумал Робура-завоевателя. Этот непризнанный гений чем-то напоминает Немо, но лишён романтики и благородства. Сначала Робур создал воздушное судно «Альбатрос», которое поднималось в воздух с помощью пропеллеров. Хотя внешне «Альбатрос» походил скорее на обычный корабль, его с полным основанием можно считать «дедушкой» вертолётов.

А в романе «Властелин мира» Робур разработал и вовсе невероятное транспортное средство. Его «Грозный» был машиной-универсалом: с одинаковой лёгкостью перемещался по воздуху, земле, воде и даже под водой - и при этом мог двигаться со скоростью порядка 200 миль в час (в наши дни это звучит забавно, но Верн считал, что такой болид станет невидимым для человеческого глаза). Эта универсальная машина так и осталась выдумкой писателя. Наука отстаёт от Верна? Дело не только в этом. Такая машина-универсал просто непрактична и невыгодна.

Попытки создать гибрид летательного аппарата и подводной лодки предпринимались. Причём, как ни странно, удачные. В 1930-х советские конструкторы пытались «научить» гидросамолёт подводному плаванию, но проект не был доведён до конца. А вот в США в 1968 году на нью-йоркской промышленной выставке продемонстрировали прототип летающей субмарины Aeroship. Применения на практике эта техническая диковинка так и не нашла.

Гитлер и оружие массового уничтожения

Жюль Верн ушёл из жизни в 1905 году и не увидел ужаса мировых войн. Но он, как и многие его современники, ощущал приближение эпохи масштабных конфликтов и появление новых разрушительных видов оружия. И, конечно, французский фантаст пытался предугадать, какими они окажутся.

Серьёзное внимание теме войны и оружия Верн уделил в романе «Пятьсот миллионов бегумы». Главным злодеем книги он сделал немецкого профессора Шульце - одержимого националиста с жаждой мирового господства. Шульце изобрёл гигантскую пушку, способную поражать цель на расстоянии многих километров, и разработал для неё снаряды с ядовитым газом. Таким образом, Верн предвосхитил появление химического оружия. А в романе «Флаг родины» француз и вовсе изобразил суперснаряд «фульгуратор Рок», способный уничтожить любое строение в радиусе тысяч квадратных метров, - аналогия с ядерной бомбой буквально напрашивается.

При этом Верн предпочитал смотреть в будущее с оптимизмом. Опасные изобретения в его книгах губили, как правило, собственных создателей - как погиб от замораживающей бомбы коварный Шульце. В реальности, увы, от оружия массового поражения страдал кто угодно, только не его создатели.


Созданный профессором Шульце газ мог моментально замораживать всё живое. Но предшественника Гитлера подвела ненадёжность его изобретений.

Облик XX века

На заре своей карьеры, в 1863 году, тогда ещё малоизвестный Жюль Верн написал роман «Париж в ХХ веке», в котором пытался предугадать, как будет выглядеть мир спустя столетие. К сожалению, едва ли не самая пророческая работа Верна не только не получила признания при жизни писателя, но и увидела свет лишь на исходе того самого XX века.

Первый читатель «Парижа в XX веке» - будущий издатель «Необыкновенных путешествий» - Пьер-Жюль Этцель забраковал рукопись. Отчасти по причине чисто литературных недостатков - писатель был ещё неопытен, - а отчасти потому, что Этцель посчитал прогнозы Верна слишком невероятными и пессимистичными. Редактор был уверен, что читатели сочтут книгу совершенно неправдоподобной. Роман впервые увидел свет лишь в 1994 году, когда читатели уже могли по достоинству оценить прозорливость фантаста.

В Париже «завтрашнего дня» высились небоскрёбы, люди путешествовали на сверхскоростных электропоездах, а преступников казнили при помощи электрического разряда. Банки пользовались вычислительными машинами, которые мгновенно выполняли сложнейшие арифметические операции. Конечно, описывая XX век, писатель основывался на достижениях своих современников. Например, всю планету опутывает глобальная информационная сеть, но в основе её лежит обычный телеграф.

Но даже без войн мир XX века выглядит довольно мрачным. Мы привыкли считать, что Верн вдохновлялся научно-техническим прогрессом и воспевал его. А «Париж в XX веке» демонстрирует нам общество, где высокие технологии сочетаются с жалкой жизнью. Людей заботят лишь прогресс и нажива. Отправлена на свалку истории культура, позабыты музыка, литература и живопись. Здесь, к счастью, Верн сильно сгущал краски.

Кроме всего прочего, «Париж в XX веке» предвосхитил «теорию сдерживания», разработанную американским дипломатом Джорджем Кеннаном лишь в 1940-х. Верн предполагал, что с появлением у нескольких стран оружия, способного уничтожить всю планету, войны сойдут на нет. Как мы знаем, тут фантаст поторопился: локальных вооружённых конфликтов хватает и сегодня.

* * *

На счету Жюля Верна ещё много предсказаний. Как сбывшихся (вроде электрических пуль из «20 000 лье под водой» и видеосвязи в «Дне американского журналиста в 2889 году»), так и не воплощённых в жизнь (описанная в «Робуре-завоевателе» зарядка от атмосферного электричества). Писатель никогда не полагался исключительно на свою фантазию - он внимательно следил за передовыми достижениями науки и регулярно советовался с учёными. Такой подход вкупе с собственной прозорливостью и талантом позволил ему сделать столько невероятных и зачастую метких прогнозов.

Конечно, многие из его предсказаний теперь кажутся наивными. Но мало какому пророку в истории удавалось так точно предугадать, как будет развиваться техническая мысль и прогресс.

Современники Верна

Альбер Робида: Художник-провидец

Если бы француза конца XIX - начала XX века спросили, кто убедительнее всего описывает будущее, то в одном ряду с именем «Жюль Верн» прозвучало бы имя «Альбер Робида». Этот писатель и художник тоже делал потрясающие догадки о технологиях будущего, ему приписывали почти сверхъестественный дар предвидения.

Робида предрекал, что ни один дом будущего не обойдётся без «телефоноскопа», который будет 24 часа в сутки транслировать самые свежие новости. Он описывал устройства, в которых угадываются прообразы современных коммуникаторов. Наряду с Верном Робида одним из первых заговорил о химическом оружии и сверхмощных бомбах, которые, несмотря на малые размеры, будут обладать невероятной разрушительной мощью. На своих рисунках и в книгах Робида часто изображал летающие машины, которые придут на смену наземному транспорту. Это предсказание не сбылось - пока что. Будем надеяться, со временем и оно воплотится в жизнь.



Томас Эдисон: Слово учёного

Не только писатели-фантасты пытались предугадать, в каком направлении будет развиваться научная мысль. В 1911 году выдающегося изобретателя Томаса Эдисона, современника Верна, попросили рассказать, каким он видит мир спустя сто лет.

Конечно, самый точный прогноз он дал в том, что касалось его области. Пар, по его словам, доживал последние дни, и в будущем вся техника, в частности скоростные поезда, будет работать исключительно на электричестве. А основным средством передвижения станут «гигантские летательные машины, способные перемещаться со скоростью двести миль в час».

Эдисон полагал, что в XXI веке все дома и их внутреннее убранство будут создаваться из стали, которой затем будет придаваться сходство с теми или иными материалами. Книги, по словам изобретателя, будут изготавливаться из сверхлёгкого никеля. Так что в одном томике толщиной в пару-тройку сантиметров и весом в несколько сотен граммов уместится более сорока тысяч страниц - к примеру, вся Encyclopedia Britannica.

Наконец, Эдисон пророчил изобретение… философского камня. Он считал, что человечество научится с лёгкостью превращать железо в золото, которое станет настолько дёшево, что мы сможем делать из него даже такси и океанские лайнеры.

Увы, фантазия даже таких выдающихся людей, как Эдисон, сильно ограничена рамками современного им мира. Даже прогнозы фантастов, писавших всего пятнадцать-двадцать лет назад, уже сегодня сложно воспринимать без снисходительной улыбки. На этом фоне прозорливость Эдисона выглядит впечатляющей.


Не удивляйтесь: Жюля Верна, писателя-фантаста, непревзойденного мечтателя и книжного путешественника, в среде любителей фантастики кое-кто действительно считает... пришельцем. Правда, не с других планет, а с других времен, из будущего. Или же из параллельного нам мира, это уже как кому по нраву. Иначе, как он в ХІХ веке мог спрогнозировать на будущее 108 открытий: технических, научных, и даже – социальных и политических?

И немногие сегодня считаются с одной незаметной, но важной деталью творческой биографии писателя: он детский писатель. Жюль Габриэль Верн родился на острове в устье реки Луары, похожем очертаниями на корабль, плывущий в открытое море. Как здесь не замечтаться о морских приключениях, дальних странах и вообще – о странствиях? Отец Жюля, Пьер Верн, был известным состоятельным адвокатом. Сыну желал, как заведено, того же – закончить лицей, переехать в Париж, стать лиценциатом юридической практики и, в конце концов, заменить отца в адвокатской конторе.

Но Жюль начал образование с частных уроков, которые давала вдова капитана парусного судна, не вернувшегося из плавания. От нее услышал много романтических историй. Потом хорошо учился в семинарии, был в десятке лучших учеников, а затем – оказался в лицее парижской Школы права. Дорога в родительскую контору была открыта. Но море! Портовый город Нант, его атмосфера, не могли не повлиять на развитие мальчишки. И повлияли! Когда ему было 11, за небольшие деньги уговорил своего друга Фройдо, который служил юнгой на одном из кораблей (его название было «Коралы»), который захватил воображение Жюля – поменяться местами и отправиться в неизвестные страны вместо него. И так бы и произошло, если бы отец не догнал парусник на паровом катере уже на выходе в открытое море.

А затем молодой Жюль Верн оказался в Париже. Что-то там все-таки было в воздухе, в атмосфере, в этом городе, если молодые люди, получив лицейные или университетские дипломы, бросались в водоворот литературы, поэзии, театра. Так произошло и с молодым новоиспеченным юристом, которого с тщетной надеждой на адвокатские практики поддерживал средствами отец Пьер. Поддерживал, чтобы юноша не «пустился в бега» в наполненном искушениями свободном городе, и посылал 100 франков в месяц. Но именно в это время состоялась встреча, которая перевернула всю жизнь Жюля и определила его путь на длинные десятилетия: знакомство с самим Александром Дюма! Дюма давно уже не писал сам – это делали за него «литературные подмастерья», вот он и искал себе таких грамотных, фантазеров. Несколько дней пробыл Жюль Верн в гостях у литературного монстра, в его замке «Монте-Кристо», а тот присматривался к гостю. И разошлись, оба удовлетворенные знакомством. «Э! – сказал себе Дюма. – Этот талантливый, с хорошим воображением парень не годится, он слишком самостоятельный.» «Э! – вскоре сказал себе Жюль Верн – если он придумал исторический роман, то и я придумаю такое, чего еще не было. Географический роман!»

Но первыми литературными попытками стали… водевильные пьески, которые Верн носил на показ Александру Дюма. Одну из них – «Сломаные соломинки» даже поставили в театре, которым владел Дюма. Но ни денег, ни славы, она не принесла. Жюль продолжал учиться – он сообразил: если не будет это делать, хотя бы формально изображать свое стремление к адвокатской мантии, не видеть ему от отца и тех 100 франков. Он и учился, и писал, а еще – перелистывал тонны научной и географической литературы в библиотеках и что-то старательно выписывал, начав создание своей знаменитой картотеки.

Мало того, за время, остававшееся до выхода первого романа, успел даже жениться. С вдовой Онорин, которая сначала спокойно восприняла и подъемы молодого мужа в пять утра (это осталось у него на всю жизнь), и поздние вечера при свечах с бумагами и рукописями. А он продолжил и свои странные знакомства. То был Дюма, а здесь еще встретился старый, слепой путешественник Жак Араго, который длинными вечерами «забивал баки» молодому то ли адвокату, то ли брокеру, или может, журналисту, рассказывая о своих приключениях в неизведанных странах. Жюль запоминал и записывал. Он начал писать – «научный» роман, даже не подозревая, что именно этим прославит себя. Потом в кругу знакомых появился знаменитый фотограф Надар, который увлекался аэронавтикой. Его рассказы так поразили начинающего-романиста, который твердо решил: первый роман будет о путешествии на воздушной пуле!

И еще одно знакомство, которое тоже определило последующую писательскую судьбу. В Париж после длинных политических скитаний и преследований прибыл из изгнания знаменитый издатель Гетцель. Роман «Пять недель на воздушном шаре» был написан, и Жюль дрожащими руками во время первой же встречи передал его издателю. Гетцель прочитал, и у него тоже задрожали руки: этот юноша нужен ему! Для дальновидных планов: он собирался издавать необычный для тех времен «Журнал воспитания и развлечений». Нужны были авторы, которые умели не только описывать приключения, но и делать это интересно, увлекательно, чтобы дети не только следили за событиями, но и попадали под определение научных исследований и достижений, которые ежедневно высыпались из научных лабораторий. Это был он!

Предвидения исполнились… почти все

Жюля Верна как литературное явление породил издатель Гетцель. И не пожалел, поскольку между ним и Жюлем возникли дружеские отношения, которые никогда не переходили границу деловых. Но потом были времена, когда разбогатевший Жюль Верн выручал Гетцеля в затруднении. Издатель сделал очень точный выбор. Уже первый роман смели с полок за несколько дней. Мало того: в этом романе начались те чудеса предвидения, которые сопровождали Верна и дальше. И, в конце концов, дали потомкам повод заподозрить его в том, что он вообще «не из этого мира и времени».

Что можно сказать о таком описании: «Инструмент, напоминающий большое пианино. Вы нажимаете на клавиши и сразу получаете данные любого характера, выполняете разные операции и расчеты…» Это же наш компьютер, не так ли? А между прочим, написал эти строки Жюль Верн в 1863 году в романе «Париж в 1968 году». В своем первом произведении он описал путешествие к истокам реки Нил, которые не были открыты! Там еще никто из людей не побывал, никто не видел озеро Виктория и знаменитого гигантского водопада на реке Замбези. Исследователи доберутся туда только через два года! А он – написал. И множество романов, в которых изображал такое, чего не было и вроде бы и быть не могло. А затем, через несколько десятилетий, все исполнялось – откуда он знал?

Так предвидел появление акваланга, подводного скафандра, электромобиля, гигантских подводных лодок, космических путешествий, регенерацию воздуха во время этих путешествий, видеосвязь и телевидение, гигантскую башню в центре Европы (Эйфелева появилась через 10 лет!), строительство Турксиба, местонахождение будущего американского космодрома на мысе Канаверал. Даже электрический стул для казни преступников описал задолго до его появления.

Откуда ему это извесно? О самолетах, вертолетах, электросварках, всепланетной телефонной связи, о факсе, в конечном итоге! О космических путешествиях. Или он и в самом деле – посланец из будущего? Причем иногда все, что он описывал, так не укладывалось в головы современников, что один из рассказов, написанный по просьбе американского газетного магната Беннета, просто запретили. И он увидел свет лишь в ХХ веке. А рассказ был очень интересным! Назывался «Один день американского журналиста в 2829 году». И описывалась там. Американская империя доллара, которая стала самой мощной в мире, и ей могли противостоять лишь Россия и Китай. Это так напоминает сегодняшние времена, что начинаешь понимать, почему американцы спрятали рукопись этого рассказа от человеческих глаз на долгие годы.

Нет смысла анализировать все романы Жюля Верна. Но известно, что после их прочтения, причем в детстве, сотни тысяч мальчиков и девочек нашли свою профессию, увлеклись путешествиями, замечтались о подчинении космоса и подводных глубин, решили стать инженерами. Он писал так, что издатель Гетцель уже после ознакомления со вторым романом предложил контракт на 20 лет! При условии, что писатель будет «издавать на-гора» по два романа. И выдавал! Иногда его упрекали, что как-то очень слабо прописывает «женские» (любовные) линии в своих романах. Жюль Верн отвечал: «Дети, мои читатели, интересуются совсем другим».

Так и вышло, что детского писателя Жюля Верна и сегодня серьезно обсуждает очень взрослая литературная критика и ученые. И среди вопросов, которые они задают отныне сами себе: «Кто он и откуда, Жюль Верн»?

Из будущего? В это легко поверить. На его могиле писатель так и изображен – с рукой, протянутой к звездам. К будущему.




Top