Как определить азимут на объект. Как определить азимут - движение по азимуту

Что объединяет людей, которые готовятся к апокалипсису, путешествию и соревнованиям по ориентированию? Все они знают, что такое азимут и как его определить. Вам тоже полезно в этом разобраться.

Что такое азимут простыми словами

Азимут - это значение, которое позволяет продолжать движение даже при ограниченной видимости и отсутствии ориентиров. Он представляет собой угол между северным направлением и местом, в которое вам необходимо добраться.

Это незаменимый инструмент для мореплавателей, военных, пеших туристов и простых борцов за спасение человечества. В общем, крутые ребята знают, что такое азимут.

В каких случаях это может пригодиться? Например: вы плыли на корабле, где штурман был двоечником и неправильно определил азимут. В итоге судно напоролось на риф у берегов Западной Сахары. Ориентиров нет, воды и провизии хватит на несколько дней. Из оборудования - карта и компас.

Зная, как пользоваться компасом и определять азимут, вы быстро сообразите, что относительно недалеко находится город Дакар. Проложив курс, останется вести людей к спасению, ориентируясь по показателю прибора.

Добравшись до места, вы станете героем. Как минимум будет, что рассказать внукам, а как максимум о вас напишут книгу и, возможно, снимут фильм.

Азимут: как его определить

Теперь о главном. Определить азимут можно на местности и по карте. Первый способ годится для путешествий с визуально видимыми ориентирами. Второй - при прокладывании длинных маршрутов. Чтобы не заблудиться в трех соснах, необходимо знать особенности обоих методов.

Как определить направление движения на местности. Для этого вам понадобится:

  • Компас.
  • Ориентир, к которому нужно добраться.
  • Общие представления о геометрии.

На местности азимут определяется путем вычисления угла между северным направлением на компасе и точкой места назначения. Для этого необходимо положить компас на ладонь и повернуться в направлении ориентира движения. Затем посмотреть, на какое значение на визирной шкале указывает северная стрелка (обычно она красного цвета).

Примечание: если на компасе нет визирной шкалы с градусной разметкой, рекомендуется сделать небольшую насечку либо отметить угол карандашом или маркером.

В глухом лесу определение азимута на местности происходит так:

  1. Взбираетесь на вершину высокого дерева и высматриваете подходящий ориентир (крыши домов, радиовышка, дым от заводских труб).
  2. Горизонтально удерживая компас, повернитесь в направлении места назначения.
  3. То, на какое значение покажет «северная» стрелка, и будет азимутом.

Как определить азимут по карте? Здесь все немного сложнее, но при этом достаточно просто. Чтобы определить азимут по топографической карте, не нужен даже компас, лишь транспортир и карандаш.

Алгоритм действий:

  • Определите ваше местоположение на карте. Это можно сделать по ближайшим ориентирам.
  • Поставьте точку, куда необходимо добраться.
  • Проведите прямую линию от местоположения до пункта назначения.
  • Приложите транспортир к точке местоположения и направьте дугой в направлении места назначения (на запад или на восток).
  • Отметьте угол. Если по карте вам нужно двигаться на северо-восток, восток или юго-восток, то значение угла остается без изменений. В случае движения на северо-запад, запад и юго-запад к значению угла необходимо прибавить 180. Полученное значение и будет азимутом.

Если транспортира под рукой нет, определить азимут по карте можно с помощью компаса. По аналогии с прошлым методом на карте отметьте точки местоположения, назначения и соедините их линией.

Затем необходимо ориентировать карту по сторонам света и положить на точку местоположения компас таким образом, чтобы стрелка указывала строго на север. После этого направить мушку визирного указателя на пункт назначения. Показатель визира - это азимут. Важно, чтобы в процессе вычисления стрелка компаса не отклонялась, иначе данные будут неточными.

В полевых условиях проще использовать транспортир, поскольку на природе ровную поверхность для компаса найти практически невозможно.

Обратите внимание! На азимут, вычисленный по карте, ориентироваться на местности нельзя. Почему? Дело в том, что такой показатель называют истинным (географическим), а он отличается от магнитного (того, что показывает компас).

Поэтому, чтобы во время движения ориентироваться на показатели компаса, необходимо преобразовать истинный азимут в магнитный.

Для этого используется формула: Ам = Аи – МС + СМ,

  • Ам ‒ магнитный азимут.
  • Аи ‒ истинный азимут.
  • МС ‒ магнитное склонение.
  • СМ ‒ сближение меридианов.

Показатель магнитного склонения и сближения меридианов указывается на карте и отличается для каждого конкретного региона планеты. Они могут быть положительными и отрицательными: восточные (+), западные (-).

Кроме того, магнитное склонение может изменяться с годами. Поэтому, чтобы получить более точный показатель МС, нужно умножить его ежегодное изменение на количество лет с момента публикации топографической карты.

Пример вычисления магнитного азимута:

Мы определили истинный показатель в 97,22° по карте 1995 года. Магнитное склонение (МС) восточное - 15,31°, ежегодное изменение - 0,02°. Сближение меридианов (СМ) - 3,24°.

  • Высчитаем магнитное склонение: МС = (0,02*23) +15,31 = 15,77°.
  • Теперь можно узнать магнитный азимут: Ам = 97,22 – 15,77 + 3,24 = 84,96°.

Как видите, разница между истинным и магнитным направлением бывает весьма существенной. Поэтому, если не хотите пройти мимо цели пару десятков, а то и сотен километров, всегда учитывайте этот момент.

Определение азимута - это навык, который рядовому человеку может не пригодиться в жизни, но, согласитесь, лучше перестраховаться. Зомбиапокалипсис маловероятен, однако заблудиться вполне реально, особенно учитывая просторы Казахстана. Удачи и всегда носите компас!

Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север.

Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки.

Так, на рис. 1 азимуты будут:

На лиственное дерево 50°

На фабричную трубу 135°

На указатель дорог 210°

На хвойное дерево 330°

Определение азимута по компасу

Чтобы определить азимут на местности, надо:

стать лицом в направлении предмета, на которыйтребуется определить азимут;
ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;
против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.

Чтобы определить на местности заданный азимут, надо :

установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;
повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
- поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

Движение по азимуту

Для движения по заданному азимуту надо:

изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);
все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа

Придя на исходный пункт, следует:

ориентироваться по компасу;
установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335°);
плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту - 335°;
в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;
у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.

Определение азимутов на карте транспортиром

Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой линией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных линий километровой сетки. Ни рис. 196 направление "сарай - овраг" пересекло километровую линию, обозначенной цифрой 61, а направление "сарай - мост" пересекло линию под цифрой 60.

Затем измеряют транспортиром угол от северного направления вертикальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы риска (черточка) на линейке транспортира совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает вертикальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 и 180) совместились с направлением этой линии.

На рисунке по направлению "сарай - овраг" азимут равен 65 °, по направлению "сарай - мост" 274 ° (180°+94° =274°).

Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнитным меридианом). Данные о величине склонения стрелки всегда даются под южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.

Определение магнитных азимутов

Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной карте с учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное со знаком "+" или западное со знаком "-". Зная величину и знак отклонения нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (западное или восточное) с направлением истинного меридиана (рис. 197). При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного меридиана карта будет ориентирована точно.

Практически это делают так:

установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль (С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;
отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, поворачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом против нулевого деления (С) шкалы компаса,
повернуть карту не сдвигая компаса так, чтобы северный конец стрелки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения для данного листа карты (на рисунке карта ориентирована при склонении - 10,западное);
ориентированную таким образом карту закрепляют;
соединить прямыми линиями ориентиры: овраг - сарай, сарай - камень;
установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, чтобы линия "север-юг" шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление (С) было направлено в сторону движения;
когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360°, эта разность и будет магнитный азимут.


Измерение расстояния между ориентирами

Измерение расстояния между ориентирами выполняют так:

определяют длину отрезков на карте циркулем или линейкой;

пользуясь масштабом карты, узнают какому расстоянию соответствуют отрезки на местности;
Например, на карте масштаба 1: 25 000 измеренное расстояние между двумя ориентирами равно 6,4 см. Величина масштаба 250 м в 1 см.

Расстояние будет 250 х 6,4 = 1600 м.

Движение начинают с нахождения нужного азимута направления движения. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (обычно парами шагов).

В случае если ориентир не окажется в данной точке, в точке выхода оставляют знак, или одного-двух бойцов, а ориентир разыскивают в радиусе равном 0,1 расстояния пройденного от предыдущего ориентира.

В движении используют дополнительные ориентиры: линии электропередач, реки, дороги и т.п.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие:

заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия опреде-лить любым способом и прибавить к пройденному рас-стоянию;
При отсутствии видимости через препятствие, например, при обходе лесного завала, а также в условиях ограниченной видимости: туман, дождь и т.д.

Допустим, что движение совершалось по азимуту 65 ° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов (на рис. 198 это точка 1.) После изучения местности было решено обход совершать с правой сто-роны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки 1 на точку 2), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 145 °, а пройденное расстояние - 180 пар шагов. Сделав остановку в точке 2, определяют по компасу направление соответствующее первона-чальному азимуту, по которому совершалось движе-ние до препятствия (65 °) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки 2 до точки остановки за препятствием (точка 3). На рисунке пройденное расстояние равно 270 пар шагов. Из точки 3 движение совершается влево по об-ратному азимуту направления от точки 1 до точки 2.

Обход препятствия по азимутам

на рисунке обратный азимут равен 325 °) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 180 пар шагов (на рисунке до точки 4). На точке 4 определяют направление по первоначальному азимуту (65 °) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки 2 до точки 3 (рис. 198 это 340 пар шагов + 270 пар шагов) продолжают движение к новому ориентиру.

Бойцам надо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330 - 180 = 150. am= 30, обратный будет 180 + 30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориенти-рами в пары шагов: от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200 м. 1200: 1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).

Нанесение обнаруженного объекта на карту

Это один из важнейших моментов в работе разведчика. От того, насколько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность определе-ния его координат. Ошибка вызовет огонь средств по-ражения по пустому месту.

Обнаружив объект (цель), разведчик должен сначала точно определить по различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту.

Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов.

Глазомерно: объект наносится на карту, если он находится вблизи известного ориентира.

По направлению и расстоянию: ориентировать карту, найти на ней точку своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный объект и прочертить линию, определить расстояние до объекта, отложить это расстояние на карте от точки сто-яния. Полученная точка и будет положение объекта на карте. Если таким образом графически невозмож-но решить задачу (мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить азимут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до обекта. Чтобы получить дирекционный угол, надо к магнитному азитмуту прибавить магнитное склонение данной карты (поправка направления).

Нанесение объекта на карту прямой засечкой

Прямой засечкой. Этим способом наносят объект на карту из 2-х 3-х точек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выбранной точки прочерчивается на ориентированной карте на-правление на объект, тогда пересечение прямых оп-ределяет местонахождение объекта (рис. 199).

Инструкция

Для определения азимут а возьмите в руки компас, отпустите тормоз магнитной стрелки. Придайте компасу строго горизонтальное положение. После того как стрелка прекратит колебаться и успокоится, совместите нулевое деление шкалы с концом стрелки, который указывает на север. Только что вы произвели ориентирование компаса.

Теперь осторожно, чтобы не сбить ориентировку компаса, поверните его крышку так, чтобы мушка была направлена в сторону выбранного ориентира, а прорезь – в вашу сторону. Для этого необходимо посмотреть через прорезь и мушку на ориентир. Следите при этом, чтобы конец стрелки был все время совмещен с делением. Отсчет, расположенный напротив указателя (возле мушки) будет являться численным выражением азимут а на данный ориентир.

Если перед вами стоит обратная задача, то есть нахождение нужного направления по известному азимут у, то установите указатель у мушки на равный заданному азимут у отсчет (например, 300 градусов). Теперь установите компас горизонтально и ориентируйте на север способом, описанным выше. Аккуратно, стараясь не сбить ориентировку, посмотрите на сквозь прорезь и мушку. На этой линии выберите какой-нибудь ориентир. Направление от вашей точки стояния на ориентир будет соответствовать данному азимут у.

Магнитные азимуты измеряют от направления магнитного меридиана, который указывается направлением магнитной стрелки компаса. Условным азимут называют тогда, когда для его счета принимают условный меридиан.

Инструкция

Если вы знаете угол склонения для определенной точки в определенную эпоху, вы можете с известной точностью определить по магнитному азимуту истинный и, наоборот, по истинному - магнитный. Сходятся все меридианы в одной и той же точке – . Угол меж двумя название угла сближения меридианов. Если прямой линией пересечь несколько меридианов, в точках их пересечения образуются азимуты , друг от друга отличающиеся на этот самый угол сближения меридианов. Его величина двух точек одной прямой линии будет зависеть от ее длины, направления, а также широты места. Азимут, который измеряется в начальной точке линии, называют прямым. Обратный азимут (a2) равняется азимуту прямому (a1) плюс либо минус 180 градусов, а также плюс угол сближения меридианов (t). Получается: a2=a1±180°+t.

Для линии в 15 км в средних широтах угол сближения меридианов примерно равняется 10’ в повседневной практике, как правило, таким маленьким углом пренебрегают, считая, что прямой и обратный азимуты отличаются друг от друга на 180о (a2=a1±180о). Это принимается в низшей в случаях с небольшими поверхности.

Для больших же расстояний, а также высокоточных измерений вычисления производят по всем правилам высшей геодезии, учитывая угол сближения меридианов и сферический эксцесс, выражаемый в сантиметрах. Формула в таких случаях применяется следующая: a2=a1±180°+t-e, где t – это угол сближения, который вычисляется по особым формулам, e – сферический эксцесс, который также вычисляется по особой формуле.

Видео по теме

Слово "азимут" произошло от арабского "ас-сумут", что означает "путь", "направление". Самые употребляемые словосочетания со словом азимут – это азимут небесного светила и азимут земного предмета. Азимут – это угол между меридианом, проходящим через точку нахождения наблюдателя, и направлением на определенный объект. На практике - это угол между местным предметом, отсчитываемый по направлению на север по часовой стрелке в градусах, и направлением на север.

Инструкция

Азимуты имеют следующую классификацию: азимут истинный или астрономический, азимут геодезический, азимут магнитный. Астрономический азимут – это угол между вертикальной плоскостью, проходящей через светило, и плоскостью меридиана. Геодезический азимут – это двугранный угол, который отсчитывается по часовой до нормальной плоскости, которая содержит данное от плоскости, ее части, геодезического меридиана точки. Магнитный азимут – это угол между плоскостью магнитного меридиана места и любым направлением.

В военной топографии практикуется порядок движения по азимутам и организация порядка движения. Военный азимут - это угол, образуемый направлением на север и установленным направлением движения. Идти по - означает идти, руководствуясь компасом и высчитанным углом, то есть азимутом, по заданному направлению. Сущность движения по азимутам является в неизменности направления на местности, определенных магнитными азимутами, и расстояний, отмеченных по . Направления движения определяют с помощью гирополукомпаса (

Для удобства работы в полевых условиях жидкостный компас размещен на прозрачной пластине, оборудован угловой шкалой, миллиметровой и масштабной линейками, иногда лупой для чтения мелких деталей карты.

Как найти азимут на местности?

С помощью такого компаса удобно определять азимут на любой местный предмет.

Для этого нужно направить пластину компаса на предмет, азимут на который мы хотим измерить. Затем, не сбивая положение пластины, вращать колбу компаса, пока нулевая отметка шкалы не совпадет с северным концом стрелки. Осевая линия пластины компаса будет показывать на шкале значение искомого азимута.

Измерение азимута по карте производится еще проще.

Нужно расположить пластину на карте так, чтобы край пластины расположился по направлению измеряемого азимута. Затем, не сдвигая пластины, необходимо повернуть колбу компаса так, чтобы линии, нанесенные на ее нижнюю сторону, были параллельны северным линиям карты, а нулевая отметка шкалы была направлена в сторону севера. Осевая линия пластины компаса будет показывать на шкале значение искомого азимута.

Помните! При измерении азимута на карте не нужно обращать внимания на магнитную стрелку.

Дело в том, что при измерении азимута по карте достаточно иметь только транспортир, компас не нужен. Ведь необходимо измерить угол между двумя линиями - направлением на предмет и северной линией карты.

Другое дело на местности, где никто не нарисовал для нас северных линий, и нам необходимо воспользоваться помощью магнитной стрелки.

Как использовать азимут в спортивном ориентировании и спортивной радиопеленгации, вы узнаете немного позже. Но несколько примеров мы все же рассмотрим.

Например, нам необходимо нанести на карту заводскую трубу, расположенную на другом берегу реки. Стоя на развилке, мы измерим азимут на трубу. Затем возьмем карту, положим на нее компас так, чтобы край пластины проходил через нашу развилку. И не сбивая положения капсулы, повернем компас так, чтобы линии на дне колбы стали параллельны северным линиям стрелки, а 0° был направлен в сторону севера. Затем тонким карандашом проведем по пластине компаса линию за реку.

Теперь пройдем по дороге полкилометра до домика лесника. Стоя около угла дома, повторим наши действия.

Наши линии пересекутся в некоторой точке на другом берегу реки. И мы смело можем нарисовать там условный знак заводской трубы.

Рассмотрим теперь другой пример.

В сосновом бору, расположенном неподалеку от нас, есть лесное озеро изумительной красоты. Но, к сожалению, к заповедному озеру нет дорог. Только старожилы да лесник могут его отыскать. Но у нас есть карта. Измерим азимут от домика лесника на озеро по карте. Затем возьмем компас в руки (не сбивая положения капсулы) и, направив пластину вперед, повернемся вместе с компасом так, чтобы стрелка показала на 0°. Нам остается двигаться по направлению пластины, следя, чтобы стрелка все время показывала на 0°. Тогда мы дойдем до заповедного озера.

Задания для самостоятельной работы .

  • Во дворе определите азимуты на различные объекты.
  • Покажите объект, на который указывает заданный азимут.
  • Определите азимуты на различные ориентиры по карте.
  • Определите, на какой КП (Контрольный пункт - красно-белая трехгранная призма с размером каждой стороны 30×30 см. Обозначается на карте кружочком и устанавливается на местности) указывает заданный азимут.
  • На карте со множеством КП соедините КП в соответствии с указанной цепочкой азимутов.
  • Запишите цепочку азимутов для движения по заданному маршруту.
  • Расставьте во дворе КП. Пройдите по маршруту, заданному цепочкой азимутов, запишите номера КП.
  • Двигаясь от КП к КП в заданном порядке запишите цепочку азимутов.
  • Написал Алексей Абрамов kontur.tk
  • 1.4. Понятие масштаба. Измерение расстояний на местности и на карте.

    Вспомним материал параграфа 1.2. Там говорилось о важнейших свойствах карты. Одно из них гласило: все объекты на карте уменьшены по сравнению с соответствующими объектами местности в одинаковое количество раз. А во сколько же раз карта уменьшена по сравнению с местностью? Наверное, разные карты уменьшены по-разному. Величина, характеризующая степень уменьшения карты, называется масштабом .

    Масштаб карты - это дробь, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе - величина, показывающая, во сколько раз уменьшены объекты карты по сравнению с соответствующими объектами местности.

    Масштаб карты указывается в зарамочном оформлении. Знание масштаба позволяет нам измерять расстояния по карте и переводить их в расстояния на местности. В примере,рассмотренном в предыдущем параграфе, мы, двигаясь к лесному озеру, не знали, сколько нам до него идти. Вдруг мы отклонились от азимута и озеро давно уже позади? Такого вопроса не возникло, если бы мы, измерив расстояние от домика лесника до озера по карте, рассчитали это расстояние на местности.

    Нужно ли указывать на карте масштаб ? А как иначе? Ведь, если, масштаб не указан на карте , определить расстояние по карте невозможно.

    Пусть масштаб карты составляет 1:15000. Это означает, что все расстояния местности уменьшены при нанесении на карту в 15000 раз. Следовательно, расстояния, измеренные по карте, при переносе на местность должны быть увеличены в 15000 раз. Каждый сантиметр карты составляет 15000 сантиметров на местности или 150 метров. Таким образом, для карты масштаба 1:15000, 1 см на карте соответствует 150 метрам на местности, а 1 мм - 15 метрам.

    Как перевести расстояние, измеренное по карте, в расстояние на местности? Очень просто. Нужно расстояние в миллиметрах умножить на 15 (вспомните, ведь 1 мм это 15 м). И тогда мы получим расстояние в метрах.

    Обратите внимание, что в значении масштаба не указана единица измерения (1:15000). Это не случайно. Дело в том, что нет никакой разницы в каких единицах вести измерения.Хоть в попугаях и слоненках, как это делалось в известном мультфильме. Выражение масштаба показывает, что 1 единица на карте, будь то миллиметр, сантиметр, попугай, соответствует 15000 таких же единиц на местности (миллиметров, сантиметров, попугаев).

    Для удобства работы условимся измерять расстояния на карте в миллиметрах, а на местности в метрах. Тогда для перевода единиц карты в единицы местности можно воспользоваться таким соотношением:

    Запишем соотношение в виде формулы:

    где - F (m) - расстояние на местности в метрах,

    K (mm) - расстояние по карте в миллиметрах, M - знаменатель масштаба.

    Для особо любознательных напишу про измерение масштаба . Допустим, у вас есть карта, масштаб которой надо измерить. Измерение масштаба может понадобиться и при работе с чертежами, планами и схемами. Измерить масштаб не просто, а очень просто. Нужно выбрать на местности какой-нибудь отрезок, такой, чтобы его можно было однозначно опознать и на карте. Измерить длину отрезка на местности, затем измерить его по карте. После чего необходимо привести результаты измерения к одинаковой единице (например в мм) и разделить результат измерения по карте на результат измерения на местности. Это и будет масштаб в виде десятичной дроби.

    Ну а если нужно представить измеренный масштаб в традиционном виде - то длину отрезка на местности, надо поделить на длину такого же отрезка на карте. И мы получем знаменатель масштаба - то, что пишут после единицы с двоеточием. Скорее всего, из-за ошибок в измерении масштаба число будет не круглым и его надо будет округлить до ближайшего красивого числа.

Что должен знать человек, если он планирует отправиться в путешествие, в туристический поход, принять участие в соревнованиях по ориентированию на местности, или даже намерен подготовиться к концу света? Ему необходимо уметь определять азимут.

Попробуем разобраться, что же такое азимут, и каким образом его вычисляют.

Если говорить просто, то азимут это подсказка, позволяющая двигаться по местности любой сложности даже в условиях, когда не видны ориентиры, либо при полном отсутствии видимости.

Это угол между направлением «север» и той точкой, куда задан путь . Азимут всегда был инструментом первой необходимости для мореплавателей, туристов, путешественников и спасателей.

Приведем элементарный пример, при котором возникает необходимость определить азимут.

Вы отправились в плавание, однако штурман заболел, а все приборы вышли из строя, не зная азимута, корабль был направлен по неверному курсу и сел на мель у берегов Африки. У вас нет никаких ориентиров, заканчивается провиант, а все что осталось из инструментов, при помощи которых можно сориентироваться – только компас и карты.

Если вы вычислите азимут, то вы легко сможете построить путь к ближайшим населенным пунктам и вывести экипаж в безопасный пункт.

Способы определения азимута

В принципе вычислить азимут можно при помощи карты и без неё, ориентируясь на местности . В первом случае это удобно, если есть необходимость разработать длинный маршрут, во втором – при условии что видны ориентиры.

Чтобы вычислить азимут нужно хоть немного разбираться в геометрии , иметь под рукой компас и, желательно, ориентир.

Определение азимута на местности

Надо положить компас на руку и развернуться в сторону видимого ориентира, отметить для себя, где на шкале прибора задержалась стрелка, указывающая на север . Таким образом, происходит определение угла между севером и тем местом, куда необходимо попасть.

Если на вашем компасе нет шкалы с разметкой на градусы, то можно сделать на нем отметку маркером или карандашом.

В случае если местность не открытая , а вы находитесь, к примеру, в лесу , то советуем для определения азимута осуществить такие действия:

  1. Залезть на верхушку большого дерева и постараться найти визуальную цель вроде здания, вышки, дыма от жилья или завода, другое очень высокое дерево.
  2. Держа компас в горизонтальном положении, развернитесь в сторону точки назначения.
  3. Азимутом будет считаться та величина, на которую укажет стрелка.

Определение азимута при помощи карты – более сложное действие. Для этого необходим минимум предметов, всего лишь транспортир и карандаш:

  1. Сначала найдите себя на карте, руководствуясь находящимися в зоне видимости ориентирами.
  2. Отметьте то место, куда вы направляетесь.
  3. Проведите линию от вашего местонахождения к пункту, куда направляетесь.
  4. Наложите транспортир на место вашего нахождения так, чтобы его горизонтальная шкала соответствовала «северу» и отметьте, под каким углом находится нужное направление. Помните, замеры делают только по часовой стрелке.
  5. Зафиксируйте полученный угол. Если ваш путь лежит в восточном направлении все останется неизменным, а если в западном – нужно добавить 180 градусов. Значение, которое вы получите, и является азимутом.

Представим, что у вас нет транспортира, тогда можно опять же воспользоваться компасом. Но важно следить, чтобы во время проведения измерений стрелка компаса не отклонялась в сторону, в противном случае данные будут получены неверные.

Необходимо помнить, что азимутом, вычисленным по карте надо пользоваться с большой осторожностью, поскольку этот показатель географический и он вполне может разниться с магнитным , то есть показанным компасом.

Ам=Аг-МС+СМ

В этой формуле буквами Ам обозначены магнитный азимут, Аг – географический азимут, МС – магнитное склонение, а СМ – сближение меридианов.

Последние два показателя отмечены на картах и, как правило, отличаются для разных мест на планете, в том числе бывают отрицательными для востока (отмечаются пометкой +) и положительными для западных регионов (отмечаются пометкой -).

Таким образом, при вычислении выяснится, что разница между географическим и магнитным азимутом может быть существенной, потому это необходимо учитывать, чтобы не отклониться от курса на несколько километров, особенно при вычислении длинных маршрутов, когда такое отклонение может составить даже сотни километров .

Умение вычислить азимут может пригодиться любому человеку при совершении путешествия или в туристическом походе, особенно учитывая огромные территории нашей огромной Родины.




Top