Как нарисовать человека с вытянутой рукой поэтапно. Каких видов и форм бывают кисточки для рисования и как их выбрать

На очереди у нас изучение рук и кистей. Сегодня рассмотрим основную структуру руки, а также с чего нужно начинать практику рисования рук .

Структура рук и кистей

Кость верхней части руки называется плечевой костью. Кости предплечья состоят из локтевой кости и лучевой. Кости верхней части и предплечья соединены локтевым суставом как шарниром.

Оба конца локтевой кости непосредственно видны под кожей на локте и на внешнем краю запястья. Лучевая кость, которая соединяется с плечевой костью также в локтевом суставе, может вращаться вокруг локтевой кости почти на 360 градусов . Это вращение не зависит от локтевого сустава или запястья, а происходит в пределах самого предплечья.

Основными мышцами плеча являются бицепсы на передней поверхности и трицепсы на задней. Они контролируют изгиб руки в локте.

Запястье контролирует все движения, кроме вращения — то есть вперед-назад и из стороны в сторону. Оно состоит из восьми мелких костей, известных как кости запястья, расположенных в два поперечных ряда.

Кисти состоят из пястных костей и фаланг. На тыльной стороне ладони костная и мышечная структуры расположены прямо под кожей. А на ладони есть толстый слой защитной ткани, которая выступает в качестве дополнения.

Как рисовать руки?

Существуют целые книги посвященные теме рисования рук . Несмотря на то, что руки состоят из большого числа мелких костей с сопутствующими мышцами, связками и сухожилиями, человеческие руки удивительно гибки и универсальны.

Лучший способ начать изучение — сделать рисунки своих рук, используя зеркало. Чтобы научиться рисовать руки хорошо, вы должны будете сделать много исследований из жизни.


Представьте ладонь как плоскую квадратную форму с изогнутой наружной кромкой, из которой выходят четыре пальца, а большой палец формируйте из гибкой клиновидной формы, выходящей с одной стороны ладони.

Практическое задание

Руки рисовать достаточно сложно. Начните практику рисования рук с перерисовки скетчей рук и кистей в различных положениях, а затем уже переходите к рисованию с натуры. Делайте наброски мужских, женских, детских рук и рук стариков. Чем больше набросков, тем лучше.

В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

Многие согласятся с тем, что рисовать лицо человека — нелегкое дело. Однако среди некоторых художников существует мнение, что нарисовать кисть руки еще сложнее. Что труднее рисовать — лицо или руки — я не могу сказать. Наверное, для кого как. Но, что можно утверждать совершенно определенно, так это то, что правильно нарисовать руки и пальцы, действительно, сложно. Но это возможно, если понимать основы пластической анатомии и знать пропорции. Для этого я подготовил ряд рисунков с наглядными схемами. Они помогут понять ключевые моменты, на которые нужно научиться обращать внимание в процессе рисования рук.

1. Размер кисти

Размер кистей рук приблизительно равен лицу (не голове). Если измерять от запястья до кончика среднего пальца, то этот отрезок будет равен расстоянию от подбородка до верхней границы лба. Это размер кисти взрослого человека. Чем человек более юный, тем кисть руки будет меньше относительно его лица. У маленьких детей ладошки равны расстоянию от подбородка до бровей.

2. Скелет и мышцы

Форма пальцев и всей кисти руки зависит от формы костей и мышц. Вы можете в этом убедиться, глядя на приведенные анатомические рисунки рук.

3. Середина кисти

В процессе рисования важно сравнивать расстояния и сверять пропорции. Хорошей отправной точкой в этом будет линия, соответствующая середине кисти. Наметив ее, в дальнейшем будет значительно проще избежать ошибок. Поэтому в самом начале рисунка не следует сразу рисовать пальцы и подробности. Лучше наметить общий контур кисти, похожий на варежку. Затем определить середину. А дальше можно приступить к деталям.

4. Середина пальцев

Чтобы пальцы в рисунке не получились кривыми, нужно правильно определить длину каждой фаланги, из которых состоят пальцы: проксимальной, средней и дистальной. В этом поможет следующий схематичный рисунок, в котором легко видна середина пальцев. Определив середину каждого пальца, дальнейшее сопоставление пропорций будет даваться значительно легче.

5. Длина большого пальца

Большой палец руки будет заканчиваться на уровне 2/3 проксимальной фаланги указательного пальца.

6. Длина указательного пальца и безымянного

Длина указательного пальца равна длине безымянного. Однако, у разных людей это соотношение может чуть отличаться.

7. Длина мизинца

Кончик мизинца находится на уровне сустава между дистальной и средней фалангами безымянного пальца. Сравнивая длину мизинца с этим уровнем, легко проверить свой рисунок на наличие ошибок.

8. Длина ногтей

Длина ногтя каждого пальца составляет 1/2 длины дистальной фаланги соответствующего пальца.

9. Расположение пястно-фалангового сустава большого пальца

Когда человек смотрит на кисть руки, то он видит просто какие-то бугорки и впадины. Но художник, изучающий пластическую анатомию, за каждым таким «бугорком» видит суставы, связки, кости, мышцы… На наших руках (точнее кистях) есть три ключевых сустава, «бугорка», которые важны для определения размеров и дальнейшей разметки рисунка. Если в начале определить эти три точки, то дальнейший рисунок будет даваться значительно проще, так как можно будет отталкиваться от этих точек. Поэтому, чтобы нарисовать большой палец руки, лучше начать с его пястно-фалангового сустава (2 точка). А чтобы определить его расположение, нужно помнить, что он находится примерно посередине между пястно-фаланговым суставом среднего пальца (1 точка) и головкой локтевой кости (3 точка).

10. Кисть руки вписывается в окружность

Кисть руки легко вписывается в окружность. Поэтому рисовать руки можно, используя круг, как вспомогательную линию.

11. Вогнутая форма кисти

С внутренней, ладонной стороны кисть руки имеет вогнутую форму, повторяющую форму шара. Кисть руки не плоская.

12. Пальцы рук слегка изогнуты к центру

Пальцы рук имеют едва различимый изгиб. Они изогнуты в сторону середины кисти. Пальцы — не абсолютно прямые.

13. Изгибы пальцев на ладонной и внешней сторонах кисти находятся на разных уровнях

Фаланговые суставы пальцев образуют складки кожи. Эти складки на ладонной и внешней сторонах кисти расположены на разных уровнях.

14. В основе формы — геометрические фигуры

Из приведенного выше рисунка видно, что, поделив кисть руки на геометрические фигуры, будет проще понять ее форму.

15. Модель кисти руки, соответствующая основным анатомическим особенностям

Чтобы научиться рисовать руки, нужно уметь видеть основную форму среди множества мелочей. Уметь видеть характер формы. Для этого можно представить кисть руки в виде объемных геометрических фигур. Как в рисунке головы художники используют модель с названием «обрубовка», так и в рисунке кисти руки можно использовать приведенную схему. Такое условно-схематичное изображение соответствует основным анатомическим особенностям. Оно поможет начинающим художникам понять суть, и, следовательно, рисовать кисти рук более уверенно.

Обобщая вышесказанное, можно добавить, что начинающие должны приучить себя обращать внимание на указанные в этой статье пропорции. Если постоянно сравнивать величины, сопоставлять размеры, то рисунок будет даваться легче, и станет намного грамотнее.

Несмотря на то, что пропорции кистей рук могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека, эти отличия непринципиальные и незначительные (например, длина указательного и безымянного пальцев может различаться). Поэтому, обозначенные в этой статье пропорции и особенности в целом

Изображение рук - это одна из самых тернистых задач, которые встают перед начинающим художником. Что такое руки? Да, мы видим их каждый день, они постоянно перед нами, потому что большинство действий мы производим с помощью них, но на начальном этапе рисования рук — этих, вроде бы наглядных частей тела, трудности возникают всегда. На этом онлайн уроке по рисованию, я постараюсь вас научить как, без особых затруднений, понять пластику руки и технику её исполнения.

1) Что бы научиться рисовать руки, для начала нужно просто попытаться срисовывать (хотя бы с рисунков ниже), со своих собственных рук, с фотографий, и после этого, когда вы столкнётесь с теми или иными трудностями, вы можете подробно изучить эту статью и здесь уже найдёте ответы на частые ошибки и некоторые тонкости и хитрости при рисовании рук.

2) Каждый рисунок, естественно, начинается с наброска или эскиза. Рисунок, который выполнен правильно и соразмерен, обязан в первую очередь наброску. Набросок же, особенно частей тела человека, может быть выполнен правильно только благодаря знаниям человеческих пропорций или анатомического строения. Итак, что мы знаем о пропорциях человеческой ладони. На рисунке ниже мы видим, что человеческую ладонь можно измерить относительно головы - от линии подбородка до линии волос.

3) Следующее, что нам необходимо знать о строении руки для рисования - это то, что косточки, или костяшки не расположены по прямой - это частая ошибка - они расположены по дуге (смотрите на примере). И вообще, что касается рук, тут почти никогда не бывает параллельных и ровных линий. Здесь всё движется, рука многофункциональна, руки - это отдельное существо, они живут своей жизнью.

4) Пальцы на руке разной длины. Самый длинный палец - средний, следующий по убыванию - безымянный, потом - указательный (два последних незначительно отличаются по длине), мизинец (достигает верхнего сустава безымянного пальца) и большой палец, хотя большой и равен по длине мизинцу, он оказывается ниже всех остальных и от этого кажется самым коротким. Также необходимо знать, что длина среднего пальца равна почти половине длины ладони. Большой палец чуть-чуть не достаёт второй костяшки указательного пальца и в основном, при работе и движении руки составляет 90 градусов по отношению к другим пальцам. Ширина ладони равна примерно 75% от длины ладони или чуть больше половины.

5) Несмотря на то, что рука самая гибкая и непредсказуемая, на первый взгляд, часть тела, есть и законы по которым живёт рука, ладонь и пальцы. Эти законы все мы знаем, но когда начинаем рисовать руки, то почему-то о них забываем. Механический принцип работы руки заключается в том, что ладонь может только закрываться и открываться, а пальцы сгибаются или сворачиваются вниз к середине ладони, сжимаясь пястью, как закрывающийся бутон цветка. Рука с внутренней стороны вогнута, а внешней стороны выпукла, пальцы растут плотно, при сложении пальцев они представляют собой сплошное продолжение ладони. Неправильным рисунок является тот, на котором пальцы широко расставлены друг от друга или при сложении которых (мысленно) получаются зазоры.

Что бы освоить это, нужно понаблюдать за рукой во время того, как она будет что-то держать, тянуться, хватать. Только зная как работает рука, какие фаланги участвуют в том или ином рефлекторном процессе, можно убедительно нарисовать руку в движении или в статичном состоянии. Вот ещё один совет, который я вам дам, что бы научиться рисовать руки: ладонь всегда делите на три части: первая часть - основание ладони, вторая - основание большого пальца, отхватывающий значительный кусок снизу, третье - верхние основания остальных четырёх пальцев. Мускул большого пальца (вторая часть ладони) самый мощный из всех, расположенных на ладони, он самый важный и самый наглядный, самый выпуклый и объёмный. Посередине ладони с внутренней стороны находиться характерная ямка с линиями судьбы. Мой совет вам: при рисовании руки, для начала набросайте линии руки, потом на основании линий выстройте блоки или те самые три части, так будет проще изобразить естественную руку.

6) Кости в ладони и пальцах видны только в виде костяшек тыльной стороны руки, в остальных же случаях они только формируют формы и при наброске их можно изобразить линиями, вдоль которых будет строиться рука. Пальцы состоят из нескольких костей, благодаря этому они имеют ритмичную форму - от каждой костяшки к другой сужаются и расширяются. В местах сочленений пальцы выглядят чуть толще, с внутренней стороны имеются складки, которые расположены чуть выше сочленения. Также нужно изучить шарнирную способность пальцев сгибаться, что бы потом не нарисовать неправдободобно согнутый палец. Первые два сустава могут сгибаться под прямым углом, а верхние не могут даже под острым. Посмотрите на неосознанную зависимость суставов, например: когда сгибается второй сустав, автоматически сгибается и верхний. Когда пальцы вытянуты - верхний сустав стремится отклониться назад.

Сухожилия на руке, видны на тыльной стороне ладони и выглядят как нити или линии, составляющие прямую линию с каждой из средней линии пальцев. Проявляются они, когда ладонь сильно напряжена, либо выгнута. Сухожилия тыльной стороны руки будет ошибкой изображать у детей, подростков и полных людей, так как в этих случаях они скрыты, не заметны или недоразвиты.

7) Ещё одна важная вещь, которую мы рассмотрим на онлайн уроке «как рисовать руки» - это расположение линий пальцев. Заметьте, что линия среднего пальца делит ладонь на две равные половины. Эта линия также находится под прямым углом ко всем остальным. Этот палец разжимается и сжимается ровно к ладони, тогда как остальные уже, при сжатии к ладони, стремятся к её центру, и принимают угол.

8) Как рисовать женские руки . Как и везде при изображении женщины и её частей надо помнить, что главными здесь являются плавность и округлость. Костяшки на пальцах и внешней стороны ладони у женщины мельче, пальцы в основном тонкие. При сжатых пальцах, стремятся к одной точке явственней, чем у мужчины, как бы если бы ещё несколько сантиметров и они слились бы в одну точку.

Рука - это такой предмет рисования, который всегда под рукой (извините за тавтологию). Даже когда вы рисуете одной рукой - у вас всегда есть вторая, для того что бы посмотреть как ведёт себя ладонь или палец, или фаланга в том или ином случае. Конечно, в технике рисования руки главным считается практика, изучить анатомию, поведение и структуру - это полдела, а дальше нужно тренироваться и тренироваться. Рука - это такая часть тела, которую вам не придётся рисовать дважды в одном и том же положении, так что каждый раз вы будете изучать её по новому, но благодаря тем базисным знаниям, которые вы получили - это будут мелочи, которые вы можете запросто выстроить вокруг основы наброска.

Следите за выпусками сайта и в следующих обновлениях раздела Статьи, будут новые обучающие уроки по рисованию частей тела человека.

Хотите производить хорошее впечатление на окружающих людей? В интернет-магазине Duhi Original вы найдёте духи Montale купить которые можно по самым приемлемым расценкам. Большой ассортимент продукции с ароматами на любой вкус.

При рисовании человека, особое внимание нужно уделять как лицу, так и рукам. Во-первых, помимо головы, руки являются наиболее открытыми участками тела. Во-вторых, они также выразительны и подвижны. Наряду с этим, из-за сложности соединительных суставов, выпуклых и плоских частей кисти, руки могут стать, и обычно являются, самой сложной частью при изучении строения человеческого тела.

Первая ошибка при рисовании - слишком маленькие руки. И тут на помощь приходит умение рисовать голову. Если вы знаете, как правильно выстроить пропорции головы, то можно считать, что у вас уже есть правильные пропорции для рисования руки. Если приложить руку к лицу, кончик среднего пальца будет находиться на линии роста волос, а кисть заканчивается на уровне подбородка. Вот ваш главный способ измерения параметров кисти.

Надеюсь, теперь вы понимаете всю важность умения рисовать человеческое тело. Если вы можете нарисовать тело человека, вы сможете нарисовать что угодно по двум причинам: 1) теперь вы уже достаточно знаете об объемности форм человеческого тела; и 2) если поместить это тело в комнату с различными предметами, можно легко определить габариты этих предметов по отношению к телу. И вы также уже будете знать, что все эти предметы имеют свой объем и форму.


Вернемся к теме – Построение руки.
Рука имеет две объемных выпуклости: одна – у основания большого пальца (В), вторая – ладонь (оставшаяся часть кисти) (А). Двойные ряды пальцевых костей, или костей запястья, соединены с рукой, создавая одно целое. Запястье не существует отдельно, и оно не крепится к кисти шаровидным суставом, как у деревянных кукол. Движение руки начинается с запястья. Оно немного сужается в месте соединения с предплечьем. Запястье также можно считать универсальным соединителем, потому что оно двигается во всех направлениях – вверх-вниз, из стороны в сторону и может вращаться.


Центр ладони находится чуть ниже, чем вся остальная рука. Например, если положить выпрямленную руку на стол ладонью вниз, можно заметить, что запястье не касается поверхности стола. Вы заметите, что запястье приподнимается в том месте, где оно соединяется с рукой.

Область большого пальца значительно больше, чем область у основания мизинца. Кисть шире у основания пальцев, чем в месте соединения с запястьем: однако, ближе к запястью она выше. Теперь обратите внимание на свою кисть: ладонь длиннее, чем ее оборотная сторона. Большой палец присоединяется к ладони самостоятельным и высокоподвижным шаровидным суставом, который позволяет ему активно двигаться независимо от остальной части кисти. Ладонь состоит из упругих и мягких областей – подушек. Поверхность пальцев, и вся ладонь покрыта множеством подушечек. Кончики пальцев заострены, средний палец - самый длинный - является самой высокой точкой кисти. Подушки на кончиках пальцев заострены так, что направляются в середину – к среднему пальцу. Если измерить длину большого пальца с верхней стороны, она будет равна длине среднего пальца. Большой палец мощнее, чем остальные. Составные части пальцев имеют более квадратную форму, чем может показаться на первый взгляд, на последнем квадрате располагается ноготь, почти треугольной формы, с выпуклостями по обе стороны, образующие место роста ногтя. Вы лучше запомните строение руки, если изучите строение скелета кисти, после чего проблем с рисованием руки больше никогда не возникнет.


Знание строения суставов, их движения и ограниченности в движении очень важны. Первый сустав большого пальца и два первых сустава остальных пальцев являются шарнирными. Они могут двигаться только вверх и вниз, но никак не в стороны и вращательно. Если раздвинуть пальцы, самые верхние суставы каждого пальца выгибаются назад. Нижние суставы пальцев будут склоняться вперед, тогда как верхние суставы или кончики пальцев не могут быть согнуты даже под прямым углом. Заметьте, верхние два шарнирных сустава могут сгибаться только под углом 90о. Нижние суставы пальцев, как и на запястье, являются шаровыми. Существует масса положений и строений рук, которые вам предстоит изучить. Даже когда вы рисуете, можете использовать свободную руку в качестве модели. Поставьте напротив себя зеркало, и это даст вам больше возможностей изучать положения своей свободной руки.


1. Первый шаг при рисовании руки в движении – положение пальцев и кисти. Нарисуйте руку в движении и определите примерное положение руки.

2. Затем выделите объемные места – разделите кисть на части, это поможет вам определить, где выпуклые, а где плоские зоны.

4. В конце добавьте тени.


Запомните этот урок, купите учебник по анатомии и изучайте его. Можно вечно изучать строение руки, и, возможно, вам никогда не удастся нарисовать руку в одном и том же положении дважды. Каждый раз, когда вы практикуетесь в рисовании руки, вы учитесь чему-то новому. Помните, руки также важны, как и лицо. И они требуют такого же внимания и пристального изучения.

Надеюсь, этот урок пойдет вам на пользу.
Удачных работ!

Развивать и доводить до совершенства необходимо любой навык, даже имея талант от рождения, нужно постоянно развивать и оттачивать его.

Что научится рисовать под силу абсолютно каждому, и мы надеемся, что вы уже приступили к выполнению наших советов. Сегодня же мы хотим затронуть очередную «больную» тему начинающих художников, а именно – рисование таких сложных частей тела, как кисти рук, стопы и, конечно же, глаза. Как правило, эти части тела всегда представляют наибольшую сложность для рисования и именно поэтому стоит уделить им немного больше вашего времени и внимания, когда вы учитесь рисовать.

Как рисовать кисти рук

Несколько основных правил:

1. Необходимо практиковаться в рисовании ладони в разных положениях. Здесь работает то же принцип, что и везде – Практика, практика и еще раз практика.

2. Ладони детей более толстые, чем пальцы.

3. Женская ладонь более тонкая и изящная.

4. Чтобы сделать ладонь более мужской, добавьте ей угловатости.

5. На ладонях пожилых людей делаем больший акцент на костяшки пальцев и прорисовываем более морщинистую кожу.

Для начала нам необходимо немного понять анатомию ладони. Внимательно посмотрите на свои руки. Главной вашей целью не является запоминание того, как называется, какая часть кисти, изучайте пропорции и формы. Обратите внимание на то, что фаланги пальцев не находятся на одной линии, а пальцы не могут быть идеально ровными и всегда наклонены в какую-либо сторону.

Указательный, средний, безымянный палец и мизинец довольно тесно связаны между собой и не могут находиться далеко друг от друга, в свою очередь у большого пальца довольно широкий круг движения.

Попробуйте обвести свою руку и заполнить контур деталями. Это поможет вам немного лучше понять, как должна выглядеть ладонь на рисунке.

Перед началом рисования руки, в первую очередь стоит наметить ее общий размер и точки, в которых будут находиться окончания пальцев. Только после этого набросок делится на несколько частей.

При рисовании рук существуют общепринятые пропорции. Например, длина ладони равна длине указательного пальца умноженного на 2. Указательный палец равен безымянному, иногда безымянный может быть немного длиннее указательного. Мизинец доходит до верхней фаланги безымянного пальца.

Ноготь должен занимать половину фаланги. Женские ногти рисуются более округлыми, а мужские более квадратными.

Если вам трудно рисовать пальцы, представьте, что фаланги – это цилиндры, соединенные между собой.

Не забывайте добавлять тени, для достижения большей реалистичности руки.

Начиная рисовать, сначала пробуйте варианты попроще, например, раскрытая или развернутая ладонь. Постепенно усложняйте задачу, например, рисуя руку, сложенную в кулак.

Как рисовать стопы

Как и в первом случае, перед началом рисования, необходимо внимательно изучить анатомию стопы.
Строение кистей и ступней чем-то похожи между собой, тем не менее, пропорции будут отличаться.
Длина стопы обычно равняется длине головы человека, которого вы рисуете. Стопа состоит из двух частей – пятки и плюсны (части, которая соединена с пальцами). Верхняя часть стопы поднимается к верху. Косточка, которая находится снаружи, всегда ниже, чем внутри. Нижняя часть стопы имеет изгиб, она не рисуется плоской. Большой палец всегда рисуется параллельно земле, а все остальные будут опущены к земле.

Еще одно замечание, если вы рисуете стопу сверху, то пальцы будут длиннее, чем на рисунке стопы снизу.

Нижняя часть ногтя находится на половине верхнего сустава, ширина ногтя длиннее, чем его высота. Большой палец имеет ширину двух вторых пальцев.

Как рисовать глаза

Если вашей конечно целью является умение рисовать портреты, то глазам придется уделить очень много времени. Взгляд – во что в первую очередь необходимо передать, рисуя глаза.

Первым делом необходимо нарисовать форму глаза. В дальнейшем, при рисовании портретов, этому шагу придется уделять довольно много времени, так как неверно показанная форма, испортит весь ваш рисунок.

После этого очертите роговицу. Сразу же нанесите блики на зрачок. Не упускайте ни одной мелочи, которую вы увидите. Радужка глаза не должна быть абсолютно круглой. Снизу и сверху она срезана веком. Радужка, попадающая под верхнее веко, всегда будет чуть темнее. Остальные затемнения и блики будут зависеть от вашего желания или от того, кого вы рисуете.

Затемните белок глаза. По краю тени должны быть несколько темнее.

Ресницы рисуются заключительным этапом. У основания они толще, чем у окончания. Обратите внимание на то, что ресницы немного отражаются в глазах.

Напоследок еще раз напоминаем, что главное это практика. Начинайте с простого и постепенно доводите свой навык до совершенства постепенно усложняя свои задачи.

Рисуйте и вдохновляйтесь вместе с нами.

Главное фото взято с сайта




Top