К ф юон направление в живописи. Константин Фёдорович Юон — русский советский живописец, мастер пейзажа

Константин Юон российский, а позже советский художник, оказавший значительное влияние на русскую живопись во второй половине XX века.

Обладатель множества наград в области искусства, носил почетное звание народного художника СССР.

Краткая биография

Константин Юон родился 24.10(5.11.). 1875 года в обеспеченной семье страхового служащего. Его мать занималась музыкой, поэтому Юон с ранних лет приобщился к искусству.

Благодаря отцу смог окончить престижное Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Еще во время царской России успел проявить свой талант. Так, его картины выставляют в Петербурге и Москве.

Входил в ряд художественных объединений. С 1900 года у него своя студия. Свои способности Юон смог проявлять не только как создатель превосходных картин.

С 1907 он занимается декорированием театров. О его деятельности во время Октябрьской революции и гражданской войны известно немного.

Уже после этих событий становиться ясно, что у художника проявляются симпатии к советской власти. В начале 20-ых годов выходят несколько его картин, посвященных пролетарской революции. С 1925 состоит в Ассоциации художников революционной России.

К.Юон автопортрет фото

До самой своей смерти он продолжает рисовать картины и декорировать театры. В 1943 году за свои заслуги перед советским народом становиться лауреатом премии Сталина. 11 апреля 1958 года выдающий художник Юон Константин Федорович скончался.

Стиль Константина Юона

Константин Юон за свою долгую жизнь (82 года) испробовал много жанров живописи. Наиболее характерными для него являются:

  • Сценография;
  • Графика;
  • Портрет;

Особенно следует выделить пейзаж. Юон справедливо считается мастером этого жанра.


К.Юон. картина Весна в Троицкой лавре фото

При этом в его стиле ясно прослеживается любовь к старине. Это видно в его ранних работах, таких как «Весенний солнечный день» и «Тройка у старого яра». Что касается стиля, то Юона обычно причисляют к представителям стиля модерн. Нет той строгости, присущих старым стилям. Наоборот в его творчество легко проследить природный хаос. Не лишены его картины и присущего модерну символизма.

Великий пейзажист смело экспериментирует с цветами и линиями, что придает его творчеству особый шарм. Переходя к тематике его работ, следует отметить церковную тему. Храмы занимают значимое место в картинах. Юон часто хотел показать то влияние на народ имела православная вера для людей того времени. Также описывается просветительная и культурная роли церкви, не говоря уже об исторический.


К.Юон. картина Купание фото

Символические работы художника подчеркивают и ее историческое значение, ведь именно вера помогала побеждать многочисленных внешних врагов православного российского народа. После революции стиль Юона не терпит существенных изменений, однако тематика пополняется благодаря популярности социалистического реализма.

Наиболее известные картины Константина Юона

Портреты:

  • «Автопортрет» (1912)
  • «Автопортрет» (1953)
  • «Боря Юон»
  • «Комсомолки»
  • «Жена»

Церковная тематика:

  • «День благовещения»
  • «Троица-Сергеева Лавра»
  • «У Новодевичьего монастыря весной»
  • «Шествие на склоне»
  • «Весна в Троицкой лавре»

Природные пейзажи:

  • «Тройка в Угличе»
  • «Березы, Петровское»
  • «Приволжье, водопой»
  • «Купание»

Социалистическая тематика:

  • «Утро индустриальной Москвы»
  • «Парад на Красной площади»
  • «Штурм Кремля в 1917»
  • «Люди»
  • «Новая планета»

Константин Юон отличился не только как художник. Он также проявил себя в кинематографе и театральных постановках.

Константи́н Фёдорович Юо́н (1875-1958) - русский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.

Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1950). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Родился 24 октября 1875 года в Москве, в германошвейцарской семье. Отец - работник страховой компании, позже - её директор; мать - музыкант-любитель.

Брат - композитор П. Ф. Юон, профессор Берлинской консерватории, после революции остался в Германии, откуда, после прихода к власти Адольфа Гитлера , эмигрировал на историческую родину, в Швейцарию, где и умер.

С 1892 по 1898 год Константин Юон учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества . Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.

По окончании училища Юон два года работал в мастерской В. А. Серова . Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, В. А. Ватагин, Н. Д. Колли, А. В. Грищенко, М. Г. Ройтер, Н. Терпсихоров, Ю. А. Бахрушин.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также входил в число участников объединения «Мир искусства».

С 1907 года работал в области театральной декорации, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

До революции основной темой творчества Юона были выполненные в особой манере, пронизанные светом пейзажи русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и других), с широкой перспективой, изображением церквей, женщин в народных костюмах, примет традиционного русского быта.

Большой известностью пользуется, например, картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 г.). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и символизирует значительную культурную и историческую роль церкви.

После революции Константин Юон остался в России. В качестве отклика на революционные события, Юоном было создано полотно «Новая планета», трактовки которого искусствоведами варьируются вплоть до полной противоположности. В советское время считалось, что Юон изобразил на нем «космосозидающее значение Великой Октябрьской социалистической революции». В современной России оно воспроизводилось, в частности, на обложке книги Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых», описывающей Красный террор в Крыму.

В другой «космической» картине «Люди» (1923) речь также идет о созидании нового мира.

В 1925 году Юон стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1923 году выполнил картину «Парад Красной армии» (1923).

В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. Помимо работы в живописном жанре, он продолжал заниматься оформлением театральных постановок, а также графикой.

В 1951 году вступил в ВКП(б).

С 1952 по 1955 годы преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. С 1957 года был первым секретарем правления СХ СССР.

К. Ф. Юон умер 11 апреля 1958 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

На московском доме, в котором он жил и работал (Улица Земляной Вал, 14-16), установлена мемориальная доска.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Живопись - самое наглядное из всех искусств. Она - это «песнь без слов» и по своей природе, казалось бы, не требует никаких словесных добавлений и пояснений. Искусный художник - автор при посредстве своего искусства может обо всем и все сказать. Константин Федорович Юон умел воспринимать и улавливать живой пульс творческих методов. И этот его дар, который беспредельно развивался и рос, представляет многообразную и глубокую культуру русского искусства.

Русское искусство богато талантами. Каждая эпоха его развития оставила великое множество имен превосходных художников. Но по - особому тепло мы вспоминаем тех мастеров, которые всю свою жизнь посвятили воспеванию красоты родной земли. К числу таких пейзажистов относится и Константин Федорович Юон . На протяжении всей творческой жизни художник искал неповторимый русский народный стиль, типичность красок и форм. Лишь в показе этой характерной неповторимости видел Константин Федорович Юон подлинную художественную правду, которая является в его искусстве самой важной ценностью.

Деятельность такого художника всегда представляет исключительный интерес. Ее значение сравнимо с ролью автопортрета. Художник всегда, бессознательно или нет, строит свой совершенный образ, рисует себя, каким бы ему хотелось быть. Он ловит нити жизни для сплетения из них некой новой пряжи, подчеркивает иные воздействия и влияния, по иному освещает привычное, потому что совсем иначе видит и понимает изнутри собственное свое творчество, чем созерцающий его извне.

Юон как представитель самой исконной московской школы живописи, был сыном выходцев из Швейцарии, ставший русским фактически и принципиально. Давно заслуживший признание и широкую художественно - общественную популярность, принадлежал к числу крупнейших мастеров русского искусства, деятельность которых стала связующим звеном между искусством «Серебряного века» и советской художественной культурой. Широта его таланта и художественных интересов позволяла К.Ф. Юону добиваться поразительных результатов как в станковой живописи, так и в оформлении театральных спектаклей.

К. Ф. Юон, родившийся в 1875 году, выученик Московской школы живописи, ваяния и зодчества, занимавшийся год у Серова , скоро ставший на ноги, член лучших и передовых объединений русского художественного мира, руководитель самой популярной в Москве художественной школы, вместе с тем странно ускользает от возможности дать ему какой - либо прочный историко - художественный ярлык. Время его первого выступления и плодотворной деятельности, первое двадцатипятилетие XX века, необычайно богато событиями влияниями, новинками, революциями, катастрофами, возрождениями русской живописи.

Положение К. Ф. Юона в этом конгломерате течений, столкновений, партийностей и крайностей было всегда особым: лавирующим, центральным, беспартийным и - одиноким. Он был членом «Мира Искусства », но остался в его Московской группе после распада; стал, может быть, наиболее видным членом «Союза Русских Художников», принципиально сочувствуя больше петербуржанам.

Новая эстетика «Мир Искусства» была в то время подлинным откровением и влияла посредством своего журнала даже на художественные круги Западной Европы. Многие из культивировавшихся идей имеют подлинно - постоянное значение, среди которых прежде всего хоть и всегда «относительная», но сама по себе неумирающая идея красоты. Красота, как принцип мировой гармонии, всегда отражаемая искусством, едва - ли когда - нибудь способна была быть изжитой.

Вместе с этим даже самые первые выставки «Мира Искусства», чаровавшие своей специфической остротой, своим утонченным интимным мирком, казались какой - то редкой феноменальной игрушкой, каким - то странным дурманящим цветком по сравнении с тяжеловесным, но трезвым, близким к окружающей, живой прозе жизни, искусством передвижников, - и это впечатление где - то в глубине души оставляло недоуменный и неудовлетворенный осадок. Поддаваясь одной своей стороной зову новооткрытых и манящих красот слишком кабинетного по своему характеру искусства художников «Мира Искусства», - смутно протестовал против его оторванности, в большинстве случаев, от живой русской жизни и от жизни вообще, против примеси к этому искусству какой - то чужестранно - чуждой нотки и сожалел, что искусство словно отошло от большого стиля и от самодовлеющей живописи.

Как представитель «Союза русских художников», Юон внес в искусство того времени новизну и свежесть, выработав особый пластический язык, в котором использовал принцип импрессионистического видения. Это сказалось в обращении к различным импрессионистическим приемам: создание этюда - картины небольшого формата, работа на открытом воздухе, соединял пейзаж с бытовым жанром, интерьером или натюрмортом, что является типичным выражением импрессионистического смешения жанров; использовал асимметричное построение композиции, фрагментарность, выразительность ракурсов – все это рождало ощущение случайности неожиданно увиденной сцены. Главным здесь выразительным средством становился цвет - художник активно работал чистым цветом, не смешивая краску на палитре, использовал контрасты дополнительных тонов, рефлексы, что давало возможность создать реальное впечатление яркого солнечного света, ощущение «дыхания» природы.

На протяжении своего долгого творческого пути К. Ф. Юон обращался к различным видам деятельности в сфере искусства. Кроме своей любимой живописи, он занимался еще и графикой, и оформлением спектаклей, был известен как крупный художественный критик и прекрасный преподаватель.

Он был реалистом, импрессионистом, символистом, декоратором и рисовальщиком до конца, а быть может, не являясь никем из них. Его сближали с Левитаном , и конечно неверно, потому что Юон не лирик, и не имеет в живописи своей никаких надобностей в «настроениях». Левитан давал гораздо больше откликов на основные темы импрессионистических исканий воздуха, света, расплывающихся впечатлений. Формы живописи Юона слишком четки и резки, слишком остро подмечены в их слишком случайном движении.

Ныне более явственна связь Юона с Серовым , но Юон гораздо более пестр, праздничен и в то же время будничен. В нем нет Серовского европеизма, и уже одно то, что живописный портрет, истинное царство Серова, для Юона стоит на заднем плане, решительно не позволяет в нем видеть преемника и продолжателя Серова. Юон был изначала реалистом, сохранив до членства в Ассоциации художников революционной России (АХРР) некую прочную закваску передвижничества .

Весь жизненный путь художника прошел в Москве, причем квартиры он старался выбирать на тихих улицах, чтобы ничто не мешало творчеству. Обстоятельства жизни Юона способствовали формированию и развитию его таланта, ему не пришлось пережить ни мучительных блужданий в поисках своего места в искусстве, ни сильных потрясений. Неиссякаемый оптимизм и светлое видение мира наложили отпечаток на все творчество мастера.

Рисовать Константин начал рано. Будучи по натуре человеком кипучей энергии, целеустремленным и общительным, восьмилетний мальчик не отступал от своего увлечения. В эти годы его яркая харизма проявилась в создании захватывающей «игры в архитектуру», которой он сумел увлечь своих сверстников. Это были сказочные города с невиданной и фантастической архитектурой. Именно страсть к архитектуре привела его в Московское училище живописи, хотя вскоре, как освежается в памяти Юона, «краски перетянули». Да и страсть к архитектуре была окрашена особенным космическим чувством, порывом к утопически необыкновенным мирам.

С поступлением в училище Юон попадает в атмосферу новаторства русского искусства. Его наставниками и любимыми учителями, ставшие образцом вкуса, были К.А. Коровин , К.А. Савицкий и А.Е. Архипов. В 1898, по окончании училища, до 1900 года Юон занимался в мастерской Владимира Серова. «Художественная молодежь, - вспоминал К.Ф. Юон, - ищущая правды и стремившаяся в будущее, видела в Серове ту фигуру, ту «художественную совесть», без которой было трудно работать и тем более учиться. Казалось, у него в руках были ключи к разрешению возникающих конфликтов и возражений, переплетающиеся с традициями передвижничества, о совсем новой эстетике группы художников, сплотившихся вокруг журнала «Мир искусства», о влиянии импрессионистского движения. В.А. Серову я верил больше всех» время обучения Юон , путешествуя по Европе, знакомится с работами западноевропейских мастеров. Несомненно, техника импрессионистов повлияла на молодого художника, хотя не настолько, чтобы приглушить его внутренние устремления и внешний стиль. Все же русский пейзаж, населенный жизнелюбивыми россиянами, - главная тема его холстов.

В поисках национальной, самобытной красоты Юон много путешествовал, останавливаясь в деревнях и в старинных русских городах. В период ученичества им написаны многие виды Тверской губернии: «В парке. Петровское. Тверская губерния » (1897), «Березы. Петровское. Тверская губерния » (1899), «(1890).

В начале 1900 - х годов Константин Федорович совершает длительные поездки по старинным русским городам: Ростов Великий, Нижний Новгород, Углич, Торжок, Псков, Великий Новгород, Кострома.

Изображение базарных дней в русских городах находят особое место в творчестве Константина Федоровича. Они отличаются исключительной праздничностью, весенним гомоном и крикливостью: «Красный товар. Ростов великий » (1905), «» (1906), «» (1916). Некоторая декоративность в картинах лишь слегка подчеркивает неповторимую атмосферу праздника.

Бумага на картоне, акварель, бел. 35 х 48

Бумага, акварель, бел. 49 х 65

Бумага на картоне, акварель, белила, уголь. 68 х 104

Константин Юон не мыслил себе изображение архитектуры без бытовых сценок, развертывавшихся у подножия памятников древней русской архитектуры, например, соборов, крепостных стен Троице-Сергиевой лавры или московского Кремля, о чем свидетельствуют картины «» (1903), «» (1904), «» (1903).

Бумага, акварель, белила. 30.3 x 22


1903. Холст, масло. 53 х 107

Картон, темпера. 95 x 70

Художник не прописывают лиц своих персонажей: ему важнее массовость самого действия, увязающего в общности пестрого цветового пятна.

Юона можно назвать первооткрывателем неповторимого художественного облика древней Руси. В картинах «» (1906), «» (1914), «» (1913) и других он вводит в разработку композиции ландшафта особую точку зрения. В повседневной жизни провинциальных городов и поселков художник увидел подлинно национальную красоту. Весь внутренний мир современной, бьющей ключом жизни среднерусских городов в сочетании со старинной архитектурой и прекрасной природой приобретал в полотнах Юона новый смысл и воплощался любовно, с присущей ему четкостью и артистизмом.

1914. Холст, масло. 75 x 111

Бумага, акварель, белила. 52×69

1906. Холст, масло

В картине «» (1906) сочный корпусный красочный мазок одинаково полно и зримо передает и рыхлость подтаявшего снега, и надежную «плоть» старых стен, и мерцание закатного неба. Все эти контрастные мотивы – звенья единого живописного пространства. Излюбленной темой художника начиная с 1900 - х годов стали виды старинных русских городов.

Торжественные архитектурные образы в его полотнах «оживляются» бодрой активностью стаффажных бытовых сцен.

У каждого города Юон находит и точно воспроизводит свое лицо, свое неповторимое своеобразие. В его произведениях, посвященных русской провинции, главенствуют красота и праздничность мировосприятия, восторг художника перед природой и архитектурой России. Современники нередко называли его работы «карнавальными», так как богатством и разнообразием красок они напоминают народные гулянья с их симфонией цвета. «Высшее счастье живописца - петь красками», - говорил сам художник. Вспомним хотя бы его «Купола и ласточки », «», «Конец зимы. Полдень ».

Холст, масло. 89 x 112

1921. Холст, масло. 71 x 89

Холст, масло. 125 x 198

Большой цикл произведений Юона посвящен Нижнему Новгороду. В этих пейзажах художника влечет бесконечность пространства. По замечанию известного советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, Волга интересовала живописца там, «где менее всего она трогательна и величественна». Он изображал ее «сдавленную утомленными песками, заставленную хаосом пароходов, пристаней и баржей». Как правило, это не очень привлекательные места возле Нижнего Новгорода, где в Волгу впадает Ока.

Ярким примером такого пейзажа является картина «» (1909). Эскиз ее имеется в Государственной Третьяковской галерее . Она относится к излюбленным Юоном зимним пейзажам. Для лучшего зрительного охвата панорамы окских берегов художник выбирает верхнюю точку обзора, и главными героями его произведения становятся серое затянутое облаками небо и ровное снежное пространство с силуэтами зданий города на горизонте.

По берегам реки, по мосту через нее снуют конные повозки и пешеходы. Жизнь здесь бьет ключом. За внешним живописным хаосом движения кроется особый порядок издавна установленной деловой суеты реки - труженицы. Здесь наблюдается очень характерное для творчества Юона соединение на одном полотне жизни природы и жизни людей.

Художник сохранял верность пейзажу до конца своей жизни. Но в советское время он, будучи очень чутким к общественной жизни своей страны, стремится внести в свое творчество черты нового. В эти годы появляются его тематические картины, отражающие праздники и труд советских людей, тяжелые будни войны, радостные дни Победы.

В имении Лигачево Юон приобрел дом. Имение находилось недалеко от дома родителей Клавдии Алексеевны, жены художника, знакомство с которой было главной страницей в жизни художника. Еще в 1900 году, работая на натуре, Юон увидел юную девушку с роскошной длинной косой, которая неспешно поднималась от реки на гору. Скорая женитьба навлекла на художника гнев его отца, выгнав его из дому.

Холст, масло. 50 х 55

Темпера. 92 х 78

Холст, масло.

Но этот гнев длился недолго. Доброта и душевная щедрость крестьянской девушки из подмосковного села Лигачево смягчили все сословные предрассудки, сделав невестку любимой.

Здесь он писал свои лучшие работы. В 1915 году Юон пишет свой самый известный пейзаж «». А значительно позже, в 1947 году, напишет пейзаж «».

Большая по размеру картина «» обладает потрясающим воздействием на зрительскую аудиторию. Стоя перед живописной работой, как бы ощущаешь морозный воздух и голубизну неба и снега. Мартовское солнце заливая все вокруг ярким пламенем прорвалось на закате, зажигая ветви и стволы деревьев.

Изображение зимы занимает особую страницу в творчестве Константина Федоровича. Зима была одной из его любимых тем. Художник признавался: «Белизна снежных покровов родной земли дает мне самые дорогие для меня переживания и краски». В картине «», посвященной зиме, Константин Юон предстает подлинным поэтом русской природы. Здесь им создается ясная и завершенная композиция. Перед зрителями возникает картина русской жизни на фоне зимнего пейзажа.

Зрителем наблюдается мягкий и пушистый снег, густой покров, который одел землю, сказочный убор инея, украсивший ветви могучих деревьев, и укутывание всех предметов морозной дымкой. Все это передано с помощью множества тончайших оттенков холодных цветов, в то время как живопись К.Ф. Юона преимущественно красочна. В итоге создается образ настоящей русской «матушки - зимы».

В 1910 - е годы творчество Юона завоевало прочную популярность у зрителя. Для него наступает период зрелости таланта. Склонный приводить свой художественный мир в стройную систему, Юон выделяет его основные элементы: архитектура, снег, небо, свет, пространство, движение, тело.

У него своя, достаточно своеобразная палитра: он любит яркие краски и яркое солнце, так же как и свежую желтизну древесины или идеальное человеческое тело. Но из всех живописцев юоновского времени его выделяет положительное отношение к белому цвету: будь это снег или стена, небо или лист бумаги.

В своих акварелях и карандашных рисунках Юон вновь опровергает какие угодно схемы. Его портретные рисунки бесконечно интересны. Он идеализирует верхнюю часть лиц своих моделей.

Бумага, акварель. 27 х 20

1912. Холст, масло. 54 х 36

Холст, масло. 87,7 х 69,8

Холст, масло. 100 х 85

1899. Холст, масло.

Холст, масло. 31 х 25

Его линия не четка, его графика не контрастна, и тем не менее вряд ли кто из ему современных так понимал подлинное очарование самодовлеющего карандашного рисунка, прозрачной или очень насыщенной акварели, сочной литографии или просто арабескного кружева черно - белой графики, как Юон.

Символически осмыслил Константин Юон роковую грандиозность революционных перемен в «Симфонии действия » (1920), где представил глобальный космический масштаб событий: на разверзнутой земле гибнут люди и разрушаются города, а на фоне пылающего неба проступают никому не ясные тогда смутные очертания грядущего. А в революционной аллегории «» (1921) революция трактуется событием вселенского масштаба: в результате космических сдвигов и катастроф в мире рождается новая планета, озаряя землю тревожным багрово-красным светом и вызывая огромные душевные потрясения корчащихся в страхе людей.

Это была трагедия народа, принявшего кровавые луны преисподней за восход лучезарного светила. Легко прочитываемый символический сюжет обретает в живописном выполнении значительно более широкий семантический диапазон. Людское множество, условно обрисованное «веером» крошечных силуэтов и олицетворяющее собой человечество, показано перед фактом неизъяснимого «светопреставления» в полном спектре различных реакций: от экзальтированного восторга до смятения и ужаса. Земная твердь, на которой гнездится это множество, мизерна в сравнении с колоссальным масштабом космического мира, переданного через абстрагированный гиперболизм огромных планет и гигантских потоков льющегося с небес света. И нет сомнений в том, что этот пылающий космос способен поглотить бренную тщету земного дома.

К сенсационному «разделу» художественной жизни Юона относят работу в театре. Если в картинах Константина Федоровича все очень устойчиво, очень предметно, то став театральным декоратором, Юон не жертвует ничего из этой предметной устойчивости иллюзорным условностям самого ненастоящего из всех искусств. Недаром на сцене Академического Малого театра художник чувствует себя наиболее в «своей тарелке».

Эскиз к пьесе Островского «Бешеные деньги». 1934.

Бумага, акварель, белила. 30 х 45

Бумага, акварель. 18,9 х 34,4

Эскиз к комедии Гоголя «Ревизор». II действие. 1920.

Бумага, акварель, белила. 24,5 х 43,5

Работа в театре - одна из сверкающих граней творчества художника. Им были сделаны декорации для двадцати пяти пьес и опер. Главное место в творчестве художника принадлежит русской драматургии: произведениям М.П. Мусоргского «Хованщина », А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты », «Без вины виноватые », Н.В. Гоголя «Ревизор », А.М. Горького «Фома Гордеев ». Дебютом художника в театре были эскизы декораций к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов ». Она была поставлена в Париже, в 1913 году в рамках знаменитых дягилевского «Русских сезонов».

Эскиз декорации к опере М.И. Глинки. Действие четвертое.

1944. Холст, масло. 45 х 75

1920. Холст, масло. 86 х 109

Эскиз к опере Мусоргского «Хованщина». Красная площадь в Москве.

1940. Холст, масло. 46 х 75

Узами особенно глубокой дружбы художник был связан с московским Малым театром. Этот театр нельзя представить без цветистых костюмов, живописных интерьеров и сценических пейзажей Замоскворечья, выполненных Юоном для пьес А.Н. Островского «Сердце не камень », «Бешеные деньги », Бедность не порок ».

Константин Федорович Юон принадлежит к тем счастливым художникам, которые уже при жизни пользовались заслуженной славой и любовью зрителей. Так, в 1958 году, когда, во время представления в театре одной из пьес Эмиля Брагинского, ее героиня, видя на стене квартиры героя репродукцию «» Юона, сказала: «Юон... Люблю Юона...», - зал разразился аплодисментами. Это была дань уважения к художнику, восхищение его талантом.

Художник Юон Константин Федорович родился в 1875 году 12 октября в городе Москве. Отец был директором компании по страхованию имущества, мать занималась музыкой.

В юности Юон отличился в пристрастии к рисованию и В 17-летнем возрасте его родители направляют в художественное училище в Москве. Его первыми наставниками в данном заведении на то время были хорошо зарекомендовавшие себя в обществе художники: Константин Аполлонович Савицкий, Николай Алексеевич Касаткин, Абрам Ефимович Архипов, Валентин Александрович Серов.

Картины Юона стали привлекать внимание зрителей, еще на студенческих выставках и быстро раскупались. На деньги от продажи своих произведений, молодой человек мог посетить многие места в России, и даже некоторые европейские страны. Полотна художника выставлялись на всех крупных российских выставках.

О таланте молодого живописца появлялись многочисленные статьи в журналах по искусству, написанные известными критиками и искусствоведами. Юон также довольно часто выступал как искусствовед.

После получения диплома Юон стал преподавателем, и этой деятельности он посвятил всю жизнь. Его ученики, будущие знаменитые русские скульпторы Вера Мухина, Василий Алексеевич Ватагин и многие художники всегда тепло отзывались о своем учителе.

Константин Федорович создал работы в самых различных сферах искусства. Некоторое время писал тематические картины и портреты известных людей своего времени, но всегда возвращался к своему призванию – русскому пейзажу. Как и многие российские живописцы Юон применял в своих работах принципы известных французских импрессионистов, однако, не разрывая своей связи с традициями реализма.

К. Юона часто сравнивают с А. Рябушкиным и Б. Кустодиевым, в его полотнах также пронзительно сквозит чувство любви к русской старине. Когда-то в молодости при нем реставраторы начали очищать иконы и вдруг засияли необыкновенные краски. Этот момент навсегда остался в памяти Юона и во многом повлияет на его манеры письма.

Художник безмерно любил проявление всего красивого как в природе так и в жизни. Возможно, его чувство и понимание способствовало тому, что его картины были безупречны, показывающие настроение, вот вам ярко светит солнце, сверкает только что выпавший на землю снег, яркие наряды женщин, русские древние архитектурные памятники.

Судьба благоволила к Юону. Успех пришел к нему в молодости и закрепился с ним по жизни. Его почитали, награждали, он занимал руководящие должности. Печаль приносила размолвка на несколько лет с его отцом по причине женитьбы на простой деревенской девушке, с которой художник, как известно прожил много лет, другой жизненной неудачей была трагическая кончина его сына.

Одна из самых популярных в обществе картин Юона это "Купола и ласточки". Панорама написана художником с колокольни. Перед нами тихий летний вечер, солнышко уже завершает свой дневной путь, двигаясь все ближе к закату. Чувствуется разлитая вокруг благодать от сияния сверкающих в последних солнечных лучах множества куполов с позолоченными узорными крестами. Картина не только замечательна красотой пейзажа, но стоит особо отметить, что ее мотив был довольно смел для того времени, когда борьба с религией шла нешуточная.

К. Ф. Юон, имея особый дар, сумел по-особому взглянуть на древнерусскую архитектуру и неповторимую природу России. Юона влечет зодчество и архитектурные ансамбли, в них для него раскрывались беспредельные возможности для создания колоритных композиций.

С 1925 года Юон отдает предпочтение для работаты с «чистым» пейзажем, постепенно привнося в композиции некоторые его новшевства модные на то время. Персонажами его работ могут быть лыжники, современные крестьянские девушки.

В этих полотнах Юон акцентирует свое мироощущение реальной действительности с праздной стороны. Он безупречно отражает в картинах ослепительную белизну снега, неповторимый закат, молодую весеннюю зелень. Юон легко превращает скромный пейзаж в неповторимый, легко воспринимаемый зрителем сюжет, насыщенный своей поэтичностью и лирикой.

В картине под названием «Конец зимы. Полдень» перед нами обычный уголок Подмосковья. Вся композиция освещена яркими лучами весны. Воспетые в стихах русские березы и рыхловатый снег. У дома со склона, катаются на лыжах подростки, о чем то хлопочут куры, все это придает впечатление некоей «обжитости» и тепла. Этот мотив очень поэтичен и буквально заражает своей реалистической непосредственностью. Кажется, что автор ведомый какой то неведомой силой творил эту композицию, до чего же она реальна, сотворил все11 апреля, что видел. Данный сюжет здесь насыщен жизненностью, и восприятием так нам всем знакомым с самого детства.

До конца своих дней Юон работает с пейзажной темой, иногда уделяя особенно в последнее время внимание индустриализации («Московская окраина»).

Константин Федорович Юон скончался в 1958 году 11 апреля, когда ему было 82 года и похоронен в Москве.

Константин Фёдорович Юон (1875-1958) - русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.

Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1950). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член ВКП(б) с 1951 года.

Родился 12 (24) октября 1875 года в Москве, в немецкоязычной швейцарской семье. Отец - служащий страховой компании, позже - её директор; мать - музыкант-любитель.

С 1892 по 1898 год учился в МУЖВЗ. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.

По окончании училища два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, В. А. Ватагин, Н. Д. Колли, А. В. Грищенко, М. Г. Ройтер.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также входил в число участников объединения «Мир искусства».

С 1907 года работал в области театральной декорации.

Вёл художественную студию на Пречистенских рабочих курсах с И. О. Дудиным (один из учеников - Ю. А. Бахрушин.)

В 1925 года Юон стал членом АХРР. Есть все основания полагать, что он симпатизировал большевизму. Так, на созданной в 1921 или 1922 году картине «Новая планета» художник изобразил космосозидающее значение Великой Октябрьской социалистической революцию. В другой «космической» картине «Люди» (1923 г.) речь идет о наполненном тем же содержанием созидании нового мира, хотя кое-кому и хочется «угадывать» контуры Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). В том же плане выполнена и картина «Парад Красной армии» (1923).

Большой известностью пользуется и картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 г.). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и символизирует значительную культурную и историческую роль церкви

Помимо работы в живописном жанре, Юон занялся оформлением театральных постановок («Борис Годунов» в парижском театре Дягилева, «Ревизор» в Художественном театре, «Аракчеевщина» и др.), а также художественной графикой.

В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР.

С 1952 по 1955 преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. С 1957 года был первым секретарем правления СХ СССР.

К. Ф. Юон умер 11 апреля 1958 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4)




Top