История русской народной песни. Певцы русской старины Кто не является певцом русской старины

Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины . Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические . Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки . Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Беседа

С каким жанром народной музыки вы познакомились на прошлом уроке?

Ответ: Былины.

Какой инструмент сопровождал пение былин?

Ответ: гусли.

Учитель:

Какой инструмент вы услышали когда я входил в класс?

Ответ: гусли.

Да ребята, верно.

Учитель:

Наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси, который называется гусли. Слово «гусли» происходит от древнеславянского «густы», что значит «гудеть», а так как гудела струна, то она получила название «гусла».

Значит гусли – это гудящие струны. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые…

Подскажите ребята?

Дети отвечают хором: это звуки.

Кто же играл на гуслях в древности?

Ожидаемый ответ: гусляры.

Показать кадр из презентации «Настрою гусли на старинный лад»… №1

Учитель:

На них играли люди – сказители, которые рассказывали медленно, протяжно, нараспев былины.

С каким певцом – сказителем мы познакомились на прошлом уроке?

Ожидаемый ответ: Садко.

Да ребята, именно Садко покорил своей игрой на гуслях самого морского царя

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь морской во синем море,

Как расплясался царь морской.

Играл Садко сутки, играл и другие.

Да играл еще Садко и третьи –

А все пляшет царь морской во синем море.

Учитель:

А сейчас ребята давайте послушаем арию Садко «Заиграйте мои гусельки».

Задание: Какой характер носит эта музыка?

Ответ: народный, задорный, плясовой.

1.Слово учителя:

(репродукция картины Васнецова «Баян» см проектор

слайд 2)

Еще одним народным певцом - сказителем является Баян.

Часто этот образ является в былинах и операх.

Ребята, обратите внимание на его лицо, глаза, что вы можете сказать о них?

(горящие глаза, взволнованное лицо, взмах руки, все это говорит о том, что он является участником тех событий, о которых он повествует)

Обратите внимание на костюм

(Он руский народный)

А сейчас давайте послушаем его песню.

Прослушивание песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила».

Задание:

Какой характер носит пение баяна?

Ответ: взволнованный, напевный, задушевный, поет о чем – то сокравенном.

2.Сказка Римского – Корсакова «Снегурочка».

Учитель:

Ребята, сегодня вы познакомитесь с музыкой еще одной сказочной оперы композитора Н. А. Римского – Корсакова, которая называется «Снегурочка».

Запишите в тетради название оперы и ее автора:

Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка»

Учитель:

Сказочную пьесу, по которой была написана опера, создал драматург А. Н. Островский. Сначала она шла просто как спектакль в драматическом театре, а затем Римский – Корсаков написал оперу по этой сказке.

Сказка начинается с пролога в котором встречается Дед Мороз и Весна.

Сейчас ребята инсценируют кусочек этого пролога.

(Инсенирование фрагмента пролога к сказке «Снегурочка»)

Звучит музыка (фон 4 сказка) и слайд природа

Идет инсценировка фрагмента.

Спасибо ребята садитесь на свои места.

Учитель:

Ребята, вот прозвучало имя пастуха Леля, того, чьи песни так полюбились Снегурочке.

Посмотрите, как изобразил его художник В. Васнецов.

(На экране слайд с изображением Леля и Снегурочки).

Учитель:

Это один из главных героев оперы, у него несколько арий, музыка которых очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются – песни Леля.

Сопровождаются эти песни под звуки рожка. Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец. Даже Снегурочке полюбились песни Леля.

3. Слушание третьей песни Леля

Задание:

Поослушайте слова народной песни.

Учитель читает текст, а также показывает его на проекторе.

Какая музыка звучит после каждого куплета, который заканчивается словами «Лель мой, Леле Лель»?

Ответ:

Веселая, задорная, игровая.

Какие картины вы предстовляете слушая песню Леля?

Ответ:

Кажется, будто в этот момент девушки водят хороводы под музыку Леля.

Просмотр иллюстрации В. Липицкого «Песня Леля» на стр 63 учебника

Что сближает песню Леля с народной песней?

Ответ: Мелодия, повторы, фразы.

Выводы:

Учитель

В опере «Снегурочка» в частности в песне Леля есть звуки природы.При упоминании о дожде музыка имитирует звон капель, в музыкальном проигрыше слышны звуки, имитирующие пение птиц.

Учитель:

Ребята, какой приближается у нас праздник?

Ответ: Новый год

Думаю, что все с нетерпением ждут этот праздник, ждут подарков, готовят подарки.

А кто главные гости на елке, кого мы ждем?

Ответ: Дед Мороз и Снегурочка.

Вот видите, и здесь есть у на Дед Мороз и Снегурочка.

Кто напомнит мелодию этой песни?

Дети поют примерную мелодию песни.

Какой характер носит эта песня?

Давайте ее споем.

Работа над песней «Новый год»

1.Отрывки из какой новой оперы вы сегодня слушали?

Ответ:

Опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка».

2.Назовите героев оперы «Снегурочка»?

Ответ: Дед Мороз, Весна, Леший, Снегурочка.

3.Ребята а кто такой Баян?

Ответ: Нардный певец – сказитель

1.учебник стр 58 – 59, 62 – 63 .

2.выполнить задание в рабочей тетради.


Беседа

С каким жанром народной музыки вы познакомились на прошлом уроке?

Ответ: Былины.

Какой инструмент сопровождал пение былин?

Ответ: гусли.

Какой инструмент вы услышали когда я входил в класс?

Ответ: гусли.

Да ребята, верно.

Учитель:

Наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси , который называется гусли. Слово «гусли» происходит от древнеславянского «густы», что значит «гудеть», а так как гудела струна, то она получила название «гусла».
-Значит гусли – это гудящие струны. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые…

Подскажите ребята?

Дети отвечают хором: это звуки.

Кто же играл на гуслях в древности?

Ожидаемый ответ: гусляры.

Показать кадр из презентации «Настрою гусли на старинный лад»… №1

На них играли люди – сказители, которые рассказывали медленно, протяжно, нараспев былины.

С каким певцом – сказителем мы познакомились на прошлом уроке?

Ожидаемый ответ: Садко.

Да ребята, именно Садко покорил своей игрой на гуслях самого морского царя

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь морской во синем море,

Как расплясался царь морской.

Играл Садко сутки, играл и другие.

Да играл еще Садко и третьи –

А все пляшет царь морской во синем море.

А сейчас ребята давайте послушаем арию Садко «Заиграйте мои гусельки».

Задание: Какой характер носит эта музыка?

Ответ: народный, задорный, плясовой.

1.Слово учителя:

(репродукция картины Васнецова «Баян» см проектор

слайд 2)

Еще одним народным певцом - сказителем является Баян.

Часто этот образ является в былинах и операх.

Ребята, обратите внимание на его лицо , глаза, что вы можете сказать о них?

(горящие глаза, взволнованное лицо, взмах руки, все это говорит о том, что он является участником тех событий, о которых он повествует)

Обратите внимание на костюм

(Он руский народный)

А сейчас давайте послушаем его песню.

Прослушивание песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила».

Какой характер носит пение баяна?

Ответ: взволнованный, напевный, задушевный, поет о чем – то сокравенном.

2.Сказка Римского – Корсакова «Снегурочка».

Ребята, сегодня вы познакомитесь с музыкой еще одной сказочной оперы композитора Н. А. Римского – Корсакова, которая называется «Снегурочка».

Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка»

Сказочную пьесу, по которой была написана опера, создал драматург А. Н. Островский. Сначала она шла просто как спектакль в драматическом театре, а затем Римский – Корсаков написал оперу по этой сказке.

Сказка начинается с пролога в котором встречается Дед Мороз и Весна.

Сейчас ребята инсценируют кусочек этого пролога.

(Инсенирование фрагмента пролога к сказке «Снегурочка»)

Звучит музыка (фон 4 сказка) и слайд природа

Идет инсценировка фрагмента.

Спасибо ребята садитесь на свои места.

Ребята, вот прозвучало имя пастуха Леля, того, чьи песни так полюбились Снегурочке.

Посмотрите, как изобразил его художник В. Васнецов.

(На экране слайд с изображением Леля и Снегурочки).

Это один из главных героев оперы , у него несколько арий, музыка которых очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются – песни Леля.

Сопровождаются эти песни под звуки рожка. Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец. Даже Снегурочке полюбились песни Леля.

3.Слушание третьей песни Леля

Поослушайте слова народной песни.

Учитель читает текст, а также показывает его на проекторе.

Какая музыка звучит после каждого куплета, который заканчивается словами «Лель мой, Леле Лель»?

Веселая, задорная, игровая.

Какие картины вы предстовляете слушая песню Леля?

Кажется, будто в этот момент девушки водят хороводы под музыку Леля.

Просмотр иллюстрации В. Липицкого «Песня Леля» на стр 63 учебника

Что сближает песню Леля с народной песней?

Ответ: Мелодия, повторы, фразы.

В опере «Снегурочка» в частности в песне Леля есть звуки природы.При упоминании о дожде музыка имитирует звон капель, в музыкальном проигрыше слышны звуки , имитирующие пение птиц.

Ребята, какой приближается у нас праздник?

Ответ: Новый год

Думаю, что все с нетерпением ждут этот праздник, ждут подарков, готовят подарки.

А кто главные гости на елке, кого мы ждем?

Ответ: Дед Мороз и Снегурочка.

Вот видите, и здесь есть у на Дед Мороз и Снегурочка.

Кто напомнит мелодию этой песни?

Дети поют примерную мелодию песни.

Какой характер носит эта песня?

Давайте ее споем.

Работа над песней «Новый год»

1.Отрывки из какой новой оперы вы сегодня слушали?

Опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка».

2.Назовите героев оперы «Снегурочка»?

Ответ: Дед Мороз, Весна, Леший, Снегурочка.

3.Ребята а кто такой Баян?

Ответ: Нардный певец – сказитель

1.учебник стр 58 – 59, 62 – 63 .

2.выполнить задание в рабочей тетради.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1 «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». В.М.Васнецов:

« ДА-НЕТка » Музыка- это наука. Музыка- это искусство. Картины пишет писатель. Рассказы, поэмы, повести- это творения художника. Картины пишет художник. Музыку пишет композитор. 2 нет да нет нет да да

Певцы Русской старины 3

Гусли 4 Ой, вы гусли – то яровчатые, Расскажите нашим детушкам, Как во старину-то вы играли-то, Звуки издавали гусли звонкие, Как народ вы потешали-то и радовали, Как в годину горькую вы плакали, Как богатырей Руси вы прославляли, Тех, кто защищал всю землю русскую…

Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название " гусла ". Значит гусли - это гудящие струны. Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной. 5 Гусли

С коморохи Бродили скоморохи по Руси, потешали народ своим искусством. Их знали в Киевской Руси, Владимире, в Московском княжестве, в землях Новгородских - от берегов Днепра-реки до Студеного моря (Ледовитого океана). Они плясали, пели веселые потешные песни, играли на гуслях и домрах, деревянных ложках и бубнах, на дудках, волынках и похожем на скрипку гудке. 6

«У Баяна вещего, бывало, Если петь он начинал о ком, Мысль, как серый волк, в степи, бежала, Поднималась в облака орлом…» («Слово о полку Игореве», перевод Н. И. Рыленкова.) Баян 7

ГУСЛЯРЫ «Певцы русской старины ». Так называли гусляров - сказителей былин. 8

Былины - в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило когда-то прежде, в старину В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги Народ славил своих героев, восхищаясь их подвигами, их доблестью, мощью и великой силой. БЫЛИНЫ БОГАТЫРИ 9

В.М. Васнецов «Баян». 10

Былина о Добрыне Никитиче Н. А. Римский-Корсаков 11 Что не белая береза к земле клонится, Не шелковая трава приклоняется, - То сын перед матерею поклоняется. Кланялся Добрынюшка родной матушке, Просит он великого благословения: «Ты благослови меня, родная матушка, Ехать в дальние орды, во немирные!» Говорила тут ему родная матушка: «На кого ты покидаешь молоду жену, Молоду жену, малых детушек?..»

«Гусляры» В. М. Васнецов 12

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) Русского композитора называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: « Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе салтане », «Кощей бессмертный». 12

Песня Садко из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова Песня Садко из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» 13

14 Трещотка Ложки Бубен Жалейка Рожок Свирель Балалайка

Вопросы на повторение О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? О чем рассказывают былины? Какие черты русских богатырей -прославляются в былинах? Кто исполнял былины в древности? Почему исполнителей былин называли певцами-сказителями? Какой инструмент сопровождал пение былины? О каких подвигах русских богатырей вы узнали из былин?


Презентация к уроку музыки «Певцы русской старины» 3 класс Выполнила Башкирова Джанетта Геннадьевна, учитель музыки МБОУ Озерненская СШ №1 Смоленской области

Путешествие

в музыкальный мир

Древней Руси

1.Баян в живописи

2. Баян в музыке

4. Характер музыки запева

Запев Баяна из оперы

5. Песни гусляра Садко

6. «Ой ты, темная дубравушка!»

7. «Высота ли, высота поднебесная»

8. Игра «Задай вопрос!»

В.М. Васнецов «Баян»

Картина посвящена периоду становления Русского государства. Князьям с дружиной приходилось сражаться с захватчиками.

М.И. Глинка

Дела давно минувших дней,

преданья старины глубокой!

Про славу русския земли

бряцайте, струны золотые,

как наши деды удалые

на Царьград войною шли.

Да снидет мир на их могилы!

Воспой нам, сладостный певец,

За благом вслед идут печали, Печаль же – радости залог!

Природу вместе созидали

Белбог и мрачный Чернобог!

Запев Баяна из оперы

М.И. Глинки

«Руслан и Людмила»

«Дела давно минувших дней»

Что представляете, слушая эту музыку?

Какой у неё характер?

Песни гусляра Садко

из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

Н.А. Римский-Корсаков

«Заиграйте, мои гусельки!»

«Ой ты, тёмная дубравушка!»

Ой ты, темная дубравушка!

Ой ты, темная дубравушка! Расступись, дай мне дороженьку: Сквозь туман – слезу горючую Я не вижу света белого. Всколыхнися ты, трость-дерево, Разбуди-ка Ильмень-озеро! Людям стали уж не надобны Мои гусельки яровчаты. Слушай ты, волна зыбучая, Ты, раздольице широкое, Про мою ли участь горькую Да про думушку заветную.

Высота ли, высота поднебесная!

САДКО (на корабле запевает).

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота – окиан-море, Широко раздолье по всей земли, Глубоки омуты днепровские.

Как из-за моря, моря синего Выбегали тридцать кораблей, А и тридцать кораблей и един корабль Молода Соловья Будимировича. Хорошо корабли изукрашены, А Сокол-то корабль да покраше всех. Как на том корабле, на беседе сидит Молодой Соловей Будимирович. Корабли изукрашены, А Сокол-то корабль покраше всех.

Беседа – место под навесом на корабле.

Соловей Будимирович – былинный герой, который, как и Садко, плавал по далеким морям.

«Заиграйте, мои гусельки!»

«Ой ты, тёмная дубравушка!»

«Высота ли, высота поднебесная!»

Запев Баяна из какой оперы?

Из какой оперы эти песни? Кто их исполнитель?

Игра «Задай вопрос!»

Источники

  • Рамка http://www.playcast.ru/uploads/2015/03/26/12841421.png
  • Скрипичный ключ и ноты http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/28/11308945.png
  • Цветок http://www.clipartbest.com/cliparts/xTg/6Mp/xTg6Mpnbc.png
  • Васнецов В.М. «Баян» https://otvet.imgsmail.ru/download/u_057f4811707de380c054dfece0f39fb1_800.jpg
  • М.И. Глинка портрет https://otvet.imgsmail.ru/download/233411100_48cfec46e09a4140e553d8029d8bbc87_800.jpg
  • Баян из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=312x10000:format=jpg/path/s9d2dfce0d87a6c57/image/i3a23e9f8320643ee/version/1361218107/image.jpg
  • Дела давно минувших дней http://музыкальная-фантазия.рф/files/pictures/lesson-dela-davno-minuvshih-dney.jpg
  • Ноты https://studfiles.net/html/2706/520/html_iuHTkKBTB2.ubZX/img-AXWOqS.jpg
  • Текст первой песни Баяна http://webkind.ru/text/596747346_6879p656415493_text_pesni_dela_davno_minuvshih_dnej.html
  • Портрет Н.А. Римского-Корсакова http://free-classic.ru/pics/posters/rimsky-korsakov.jpg
  • Ноты песни Садко https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/0e52/00008381-b04211ca/img7.jpg
  • Садко http://unpictures.ru/images/1777842_sadko-v-kartinkah.jpg
  • Гусляр http://cs314221.vk.me/v314221754/5e82/v7vyPCIfAV8.jpg
  • Пергамент http://boombob.ru/img/picture/May/12/cbdb0cf2fe3656351a1f8126b91720b8/mini_2.jpg
  • Сказитель http://cyberlik.pro/image/cache/catalog/Russ-muz/89/14-700x700.jpg
  • Ой, ты темная дубравушка «Садко» http://s0.cn.ru/data/images/imgs/2009/11/22/2167/2167630.jpg
  • Текст песни «Ой ты, темная дубравушка» http://www.tekstipesen.ru/song.php?id=7023472
  • Садко 2 http://www.museikino.ru/upload/resize_cache/iblock/20b/1000_360_0/20b9e7cec66ab04107c50bcaa9801160.jpg
Источники
  • Критская Е.Д Учебник «Музыка 3 класс» – Москва «Просвещение» 2014
  • Петухова А.А. «Технологические карты уроков» - Волгоград «Учитель» 2017
  • Баян http://www.stihi.ru/pics/2015/08/09/5760.jpg
  • Садко с гуслями http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/51515_12ec1c6a1ec2f1d059c2e3ead308c2e0.jpg.jpg
  • Текст песни «Высота ли…» https://iomedia.ru/%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%BE/4_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D1%85%D0%BE%D1%80_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0/
  • Аудиозапись «Высота ли, высота…» https://ru123.iplayer.info/q/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D0%BB%D0%B8+%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F/
  • Аудиозапись «Ой ты темная дубравушка!» https://ru123.iplayer.info/q/%D0%BE%D0%B9+%D1%82%D1%8B+%D1%82%D1%91%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B4%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0/
  • Запев Баяна «Дела давно минувших дней» https://muzofond.org/search/%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%B1%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B0
  • Садко https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/26/s_58d775fe2c540/img40.jpg
Источник ресурса Шаблон создан на основе клипарта рамки
  • https://img-fotki.yandex.ru/get/3001/39663434.959/0_b1585_831d808f_M.png
  • И возможностей программ Microsoft PowerPoint 2016, Picture Manager Автор шаблона учитель русского языка и литературы Тихонова Надежда Андреевна, г. Костанай



Top