Художник бут николай яковлевич. Бут Николай Яковлевич - Каталог картин

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Бут Николай Яковлевич
Во имя жизни
1965
Из цикла «Аджимушкай. 1942 год»
Холст, масло. 250 х 230
Инв. № жсг-569
Получено из Политуправления Краснознаменного Черноморского Флота на временное хранение (акт от 01.11. 1968 г.); по акту № 104 от 02.11.1992 г. с временного хранения переведены на основной учет.
Керченский историко-культурный заповедник. Картинная галерея

Погиб пулеметчик, отражавший атаку фашистов. Из мрака штолен навстречу врагу осторожно выходит старший лейтенант. Молодой офицер не участвовал в бою из-за своего ранения, но услышав тишину, понял, что наступил его черед. Зажав в руке гранату, он идет на верную смерть.

БУТ Николай Яковлевич (1928, хутор Погожа Криница, Сумская область –1989)
Заслуженный художник РСФСР. Народный художник РСФСР. Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР. Годы фашистской оккупации пережил в Таганроге. В 1945–1949 учился в Ростовском художественном училище. За годы учебы создал триптих «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654 гг.» Учеба в художественных институтах Москвы (3 года занятий в мастерской профессора В.П.Малькова) и Харькова (у педагогов А.А.Кокеля, Л.И.Чернова и других) приобщили художника к лучшим традициям русского батального жанра. Окончательно определившийся круг его творческих устремлений завершился созданием огромного холста «Брестская крепость» (1953–1957). С 1959 – художник Студии военных художников им. М.Б.Грекова (Москва), участвовал в создании первой советской панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». В 1968 награжден золотой медалью имени М.Б.Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф.Рубо «Бородинская битва». В 1968 присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР» за цикл картин «Аджимушкай. 1942 год». Награжден орденом «Знак Почета»; орденом «Красная звезда», Почетной медалью Советского фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва», присуждены диплом Академии художеств СССР, Государственная премия Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко за диораму «Битва за Днепр (Форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 году»). Почетный гражданин города-героя Керчи (1989).
Циклом «Аджимушкай. 1942 год» художник сумел передать горькую правду войны, аджимушкайскую трагедию. Создание подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях близ Керчи явилось следствием ликвидации Крымского фронта в мае 1942, когда в окрестностях города шли тяжелые арьергардные бои и далеко не все войска смогли переправиться через Керченский пролив. В штольни, образовавшиеся в результате добычи строительного камня в течение последних двух столетий, спустились отдельные части регулярной армии – более 10 тысяч воинов различных родов войск. Кроме того, в каменоломнях нашли убежище почти 5 тысяч мирных жителей – дети, женщины и старики, пережившие первую гитлеровскую оккупацию. Подземный гарнизон 170 дней и ночей вел борьбу с фашистами в условиях полного окружения врагом, стремившегося силой оружия, взрывами кровли, газовыми атаками, голодом и жаждой подавить сопротивление его защитников. В ноябре 1943, спустя год после завершения обороны, в штольни спустились воины-десантники - освободители Керчи. В их числе был и крымский поэт Илья Сельвинский, который написал следующие строки:
«Кто всхлипывает тут? Слеза мужская
Здесь может прозвучать кощунством. Встать!
Страна велит нам почести воздать
Великим мертвецам Аджимушкая!»
Стихотворение И. Сельвинского «Аджимушкай», опубликованное в печати, произвело на юного художника глубокое впечатление. Но только в 1960 году уже сложившимся профессиональным художником он впервые приехал в Керчь, чтобы увидеть все своими глазами. Художник начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Его творческие планы изменились, когда он стал работать над темой. Вместо одной работы появляется триптих, а вслед за ним - целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкай. 1942 год». За короткое время было создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.

Архитектоника полотен строга и монументальна. Автор совмещает прием крупных планов с фронтальной композицией, лишенной какой-либо сюжетной завязки. Крупный план позволяет художнику высветить героев из уходящего времени, а зрителю – стать в положение очевидца событий. Освещение выхватывает из темноты штолен наиболее характерное в фигурах, лицах, взглядах, акцентируя внимание на эмоционально-психологическом состоянии героев, их индивидуальности, внутренней динамике образов. Напряженность происходящего подчеркивают ракурсы, выразительность жестов, поз. Картины, посвященные защитникам подземной крепости, – не только иллюстрации к конкретному историческому событию. Это и размышления автора о подвиге, его духовно-нравственных истоках, патриотических чувствах советских людей, оторванных от мирных дел, одетых в военную форму мужчин, женщин и даже детей, людей разных возрастов и разных биографий, сплетенных в Аджимушкае в одну судьбу. Тема цикла уже сама по себе определила принадлежность работ к батальному жанру. Но своеобразие полотен Н.Я.Бута заключается в том, что в них практически никогда не изображается момент схватки противоборствующих сторон, а на холсте вообще отсутствует фигуративный образ врага.

Родился Н. Я. Бут в Украине, на хуторе Погожа Криница Сумской области. Биография всего того поколения складывалась под знаком войны, хотя воевать и не пришлось: к концу Великой Отечественной войны ему исполнилось шестнадцать. Но с гитлеровским «новым порядком» он столкнулся в Таганроге, куда семья перебралась в 1934 г., испытал все лишения и ужасы фашистской оккупации, с особой остротой воспринимал доходившие до Таганрога вести с фронтов.

Рисовать начал в 13-14 лет. Со школьной скамьи увлекался романтикой минувших войн, страницами борьбы за свободу украинского и русского народов. Вероятно, свою роль сыграли и рассказы отца – участника Гражданской войны.

Первой серьезной пробой в выбранном им жанре стала работа над триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654 г.г.» в годы учебы в Ростовском художественном училище (1945 – 1949).

Учеба в художественных институтах Москвы и Харькова завершается созданием огромного батального холста, посвященного защитникам Брестской крепости.

Одновременно Николай Бут не только учился рисовать, но и самозабвенно увлекся драматическим искусством, принимая участие в школьных концертах. Увлечение театром было настолько сильным, что, поступая в институт уже после окончания художественного училища, он параллельно сдал экзамены и в театральный вуз, став одновременно студентом Суриковского института и ГИТИСа! Но Н. Я. Бут все-таки выбрал живопись, хотя всегда затруднялся ответить на вопрос – почему? Театральные подмостки опять приблизились к Николаю Буту, уже к художнику, спустя шесть лет и вновь поставили его перед выбором.

В 1956 г., шла подготовка к Московскому всемирному фестивалю молодежи и студентов. По всей стране проводились конкурсы, в которых участвовали как профессиональные артисты, так и самодеятельные. Студент Харьковского художественного института тоже принял участие в конкурсе чтецов: успешно исполнил отрывки из поэмы Т. Г. Шевченко «Гайдамаки» и Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и занял первое место не только в области и республике, но и прошел на заключительный тур всесоюзного конкурса в столице, завоевав на нем серебряную медаль. Николай Бут был официально приглашен в Киевский академический театр им. Ивана Франко.

Но и на этот раз он не изменил своему выбору. В это время он как раз завершал свою дипломную работу «Брестская крепость». Работа вскоре была защищена и рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Картину заметили. И автор был приглашен в Студию военных художников.

Николай Яковлевич не стал актером, но это была удивительно артистичная натура. Этот артистизм проявился и в творческой манере художника: перевоплощаясь, он жил чувствами и мыслями своих героев, пропуская их через свое сердце, поэтому, возможно, они так достоверны, и так правдивы ситуации, в которых они оказались. В свое время Огюст Роден заметил: «Искусство – это – отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается».

Начало работы Н. Я. Бута в Студии совпало с атмосферой активных поисков и экспериментов в области монументального искусства. Художник был включен в творческий коллектив, создающий панораму «Сталинградская битва». В дальнейшем Николай Яковлевич активно работал в области диарамно-панорамного искусства, принимая участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», создании диорамы «Форсирование Днепра» и панорамы «Огненная дуга».

Но вся творческая жизнь художника была пронизана одной темой, к которой он постоянно возвращался. Эта тема – военного Аджимушкая.

Многие страницы героической обороны керченских каменоломен известны с документальной точностью. Но малоизвестно, что осмысление этих событий, их изучение началось ровно 60 лет тому назад, когда в штольни спустились воины-десантники, освободители Керчи, в их числе был Илья Сельвинский. Где затерялись архивы и документы, найденные тогда в огромном количестве в каменоломнях? Обнародовать их не спешили – Аджимушкай в официальном представлении свидетельствовал о позоре Советской Армии, считался «партизанщиной», открыто говорить об этих событиях тогда не рекомендовалось. Но правда, скрываемая официозом, прорвалась в стихах. Родившиеся под землей стихотворные строки И. Сельвинского «Аджимушкай», услышали миллионы людей. Услышал их в Таганроге и Николай Бут. Тогда же захотелось увидеть все своими глазами.

Но спуститься в Аджимушкайские катакомбы удалось только в 1960 г., когда он, уже как военный художник, впервые приехал в Керчь. Запрет с темы к тому времени был снят. Исторический материал широко собирался и изучался: выявлялись участники событий, их родственники. Создание первой подземной экспозиции осуществлялось под руководством Сергея Михайловича Щербака, который активно начал работать в центральных архивах страны (его тетради, правда, иногда лишались некоторых страниц – цензура!) впервые начал экспедиционные исследования-раскопки под землей. С основателем Музея Аджимушкайской обороны С. М. Щербаком Н.Я Бута связывала долгая дружба, вплоть до самой смерти художника.

В каменоломнях, где сражались и гибли воины, Николай Яковлевич начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Но зарисовки, эскизы, рисунки и этюды накапливаясь, реликвии, находимые в каменоломнях, все более захватывали его воображение, поездки в Керчь становились чаще, внося коррективы в творческий замысел художника. Вместо одной работы рождается целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкайская трагедия». Но вскоре автор несколько меняет название на более емкое и значимое - «Аджимушкай. 1942 год».

Сложившийся к 1967 г. цикл с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи. Временная экспозиция в 1968 г. в Керчи стала постоянной, развернувшись в одном из залов Керченского историко-археологического музея, включавшего в себя в то время и здание церкви. Молодое поколение, конечно, не может ее помнить, ибо она была размещена в здании церкви, на обустроенном втором этаже.

7 мая 1985 г., в канун 40-летия Победы, постоянная экспозиция выставки переехала в отдельное здание Картинной галереи по улице Театральной, где экспонируется и поныне.

Замысел цикла не был исчерпан и в последующие десятилетия: некоторые работы создавались в семидесятые и восьмидесятые годы. Можно сказать, что вся творческая жизнь Николая Яковлевича была связана с работой над аджимушкайской темой, с потрясающей силой раскрытой автором с позиций своего времени. Всего создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.

Николай Яковлевич Бут
Дата рождения 21 апреля (1928-04-21 )
Место рождения хутор Погожа Криница , Роменский округ , Украинская ССР , СССР
Дата смерти 17 ноября (1989-11-17 ) (61 год)
Место смерти
  • Москва , РСФСР , СССР
Страна
Жанр батальный
Учёба
  • Ростовский художественный техникум им. М. Б. Грекова
Стиль социалистический реализм
Награды
Звания
Премии

Биография

Рисовать начал с 13-14 лет. Особую тягу испытывал к изображению исторических баталий. Занимался в изостудии Таганрогского Дворца пионеров .

Но тем не менее, художник не изменил своему признанию. Его дипломная работа, посвящённая защитникам Брестской крепости была замечена и рекомендована на выставку «40 лет Вооружённых Сил СССР». Автора полотна отметили и пригласили в СВХ имени М. Б. Грекова (1958).

Как раз в это время в Студии наметились перемены. Ставились масштабные эксперименты в области монументального искусства. Требовались новые способы изображения войны с её принципиально новыми способами организации ведения боя, выражения огромного подвига советского народа. Поэтому художники искали соответствующие формы художественных решений. Итогом творческих поисков стало применение диорамно-панорамного искусства, уже апробированного ранее на опыте

17 ноября 1989 г., ровно 20 лет назад, ушел из жизни Николай Яковлевич Бут,
народный художник РСФСР, лауреат ряда государственных премий и наград,
Почетный гражданин города-героя Керчи
Его творческие заслуги неоднократно были отмечены еще при жизни художника. В 1968 г. он был награжден золотой медалью имени М. Б. Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва» (Москва, 1967 г.), в этом же году ему присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР» за цикл картин «Аджимушкай. 1942 год». В 1972 г. присуждена премия имени Вита Неедлы (ЧССР) за цикл картин «Словацкое национальное восстание». В 1975 г. художник награжден орденом «Знак Почета»; ему присужден диплом Академии художеств СССР за цикл картин «Героическая морская пехота». В
1979 г. присуждена Государственная премия Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко за диораму «Битва за Днепр (форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 году»). В 1980 г. присвоено почетное звание «Народный художник РСФСР». В 1982 г. Н. Я. Бут награжден Почетной медалью Советского фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва», присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР». В 1986 г. он был награжден орденом «Красная звезда».
С именем Керчи художника связала тема обороны подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях в 1942 г. - тема, к которой он обратился в начале своего творческого пути, и которая стала доминантной в его художнической деятельности.
Родился Н. Я. Бут 21 апреля
1928 г. в Украине, на хуторе Погожа Криница Сумской области. Рисовать начал в 13-14 лет. Со школьной скамьи увлекался романтикой минувших войн, вероятно, свою роль сыграли и рассказы отца - участника Гражданской войны. Пережив фашистскую оккупацию, с особой остротой воспринимал вести с фронтов, доходившие до Таганрога, куда семья перебралась в 1944 г.
Юношеское увлечение героикой ратного подвига воплотилось в годы ученичества в Ростовском художественном училище (1945 - 1949) в работе над триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 - 1654 г.г.» Окончательно определившийся круг его творческих устремлений завершился созданием огромного холста «Брестская крепость» (1953-1957).
Одновременно с постижением живописного мастерства Николай Бут занимался и драматическим искусством. Поступив в институт после окончания художественного училища и параллельно сдав экзамены в театральный вуз, он одновременно стал студентом Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова и Государственного института театрального искусства. Но увлечение живописью оказалось сильнее.
В 1956 г. шла подготовка к Московскому всемирному фестивалю молодежи и студентов. По всей стране проводились конкурсы, в которых участвовали не только профессиональные артисты, но и самодеятельные. Н. Бут - студент Харьковского художественного института - принял участие в конкурсе чтецов. Успешно исполнив отрывки из поэмы Т. Г. Шевченко «Гайдамаки» и Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», он занял первое место, как в области, так и республике и, завоевав серебряную медаль на заключительном туре всесоюзного конкурса в столице, был официально приглашен в Киевский академический театр им. Ивана Франко.
Но и во второй раз он не отказался от своего художнического предназначения. Близилась к завершению дипломная работа «Брестская крепость», вскоре успешно защищенная и рекомендованная на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР», где картину заметили, а автор был приглашен в Студию военных художников имени М. Б. Грекова.
Николай Яковлевич не стал актером, но его артистическая натура проявилась в присущей художнику творческой манере: перевоплощаясь, он жил чувствами и мыслями своих героев, поэтому они так достоверны и так правдивы ситуации, в которых они оказались.
Служба Н. Я. Бута в Студии началась в 1958 г. и совпала с атмосферой активных поисков и экспериментов в области монументального искусства. Масштабность событий всенародной войны против гитлеровского порабощения, новые принципы организации действия войск на полях сражений минувшей войны настоятельно требовали творческих поисков иных, соответствующих им художественных решений. Так возникла идея применения в советских условиях уже проверенного на опыте Ф. А. Рубо диорамно-панорамного искусства.
Начало работы в Студии совпало с началом создания первой советской панорамы «Сталинградская битва». Над панорамой работал коллектив художников-баталистов Студии им. М. Б. Грекова: Н. Я. Бут, В. К. Дмитриевский, Т. И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, М. И. Самсонов, Ф. П. Усыпенко. Авторской группе помогала коллегия военных консультантов, в которую входили маршалы Советского Союза А. И. Еременко, В. И. Чуйков, Н. И. Крылов, главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов, генерал-полковники М. С. Шумилов, И. И. Людников и другие. Кроме того, художники встречались с защитниками Сталинграда, прослушали курс лекций по Сталинградской битве в Академии им. Фрунзе и Академии Генерального штаба им. Ворошилова, работали в архивах, просмотрели многие километры пленки военной кинохроники.
Первые натурные этюды были сделаны в 1958 г. Открытие панорамы состоялось в 1982 г. Художник сразу же был включен в авторский коллектив. Позже, в 60-е годы, он принял участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», которая была открыта в честь героев Отечественной войны 1812 года. Отреставрированная панорама вновь открылась в специально построенном здании в 1962 г.
В 1972-1975 годах, в соавторстве с Н. В. Овечкиным, была создана диорама «Битва за Днепр (Форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 году)» (г. Днепропетровск). В 1980 г. открыта диорама «Штурм г. Армянска» (Симферополь), посвященная освобождению Крыма от гитлеровцев в 1944 г. Последняя работа Николая Яковлевича в области диорамно-панорамного искусства - диорама «Огненная дуга» (г. Белгород), выполненная в соавторстве в Г. К. Севостьяновым и В. Н. Щербаковым в 1987 г.
Колоссальный опыт работы в создании диорам и панорам был переосмыслен художником и нашел свое выражение в написании тематических циклов, первым из которых явился «Аджимушкай. 1942 год». Затем последовали циклы - «Дружба, рожденная в боях», посвященная Словацкому национальному восстанию, и «Героическая морская пехота».
Особенность творческой манеры Н. Я. Бута проявилась в его стремлении к масштабности даже в малых формах: если не рождался цикл, то появлялась серия работ, объединенная конкретным замыслом. За 31 год творческой жизни художнику пришлось немало путешествовать, как по Союзу, так и за его пределами. Результатами поездок стали новые серии работ - графические и живописные - «По Чехословакии. Путевые зарисовки»; «По Чехословакии, Италии, Финляндии. Путевые зарисовки»; «Дружба, рожденная в боях»; «Непал и Шри Ланка»; «Земля и люди Чечено-Ингушетии»; «Выполняя интернациональный долг. Афганские зарисовки». Начиная с
1948 г., за всю свою творческую жизнь художник принял участие более чем в ста выставках - коллективных и персональных.
Но, несмотря на разработку новых тем и реализацию впечатлений от рабочих поездок по службе, художник постоянно возвращался к Аджимушкайской эпопее, вошедшую раз и навсегда в его духовную и творческую жизнь. Знакомство Н. Я. Бута с Керчью произошло заочно: в 1944 г. по всесоюзному радио прозвучало стихотворение И. Л. Сельвинского «Аджимушкай», написанное в каменоломнях 2-12 ноября 1943 г. Оно было услышано миллионами советских людей, в том числе и 16-летним Николаем Бутом. Когда в конце войны ему случайно попался обрывок газеты с этим же стихотворением, юноша еще более утвердился в намерении побывать на месте событий и увидеть все своими глазами.
Многие страницы героической обороны керченских каменоломен известны с документальной точностью, хотя малоизвестно, что осмысление этих событий, их изучение началось с 1943 г., когда в штольни спустились воины-десантники, положившие начало освобождению Керчи.
Но спуститься в катакомбы Н. Я. Буту удалось только в 1960 г.: Николай Яковлевич, уже военный художник, впервые приехал в Керчь. К тому времени, с приходом в Керченский историко-археологический музей нового сотрудника С. М. Щербака (1911-1997), участника Великой Отечественной войны, принимавшего участие в боях за освобождение Керчи и Крыма, полковника авиации, военного историка началась активная работа по сбору и изучению исторического материала, выявлению участников событий, их родственников. Результатом этой огромной работы явилось создание первой подземной экспозиции, посвященной героической обороне. Сергей Михайлович первым начал работать в центральных архивах страны, впервые организовал и провел ряд экспедиционных исследований-раскопок под землей. С основателем музея Аджимушкайской обороны художника связала долгая дружба, вплоть до самой смерти Николая Яковлевича.
В каменоломнях Н. Я. Бут начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Но новая информация, поступавшая в результате поисковой работы, расширяли обозначившуюся трагическую канву событий. Осмысленное реализовывалось в накапливающихся зарисовках, эскизах, рисунках и этюдах; поездки в Керчь становились чаще и вносили коррективы в творческие планы и замыслы художника.
Так вместо одной работы он создал триптих, а вслед за ним родился целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкайская трагедия». Обдумывая название цикла, автор иногда называл его - «Герои Аджимушкая», но, в конечном счете, остановился на названии, звучащем более кратко, емко и значимо: «Аджимушкай. 1942 год». Всего создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.
Сложившийся к 1967 г. этот круг картин с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи. Временная экспозиция в 1968 г. в Керчи обрела постоянство и была развернута в здании Керченского историко-археологического музея. Выставка размещалась в здании церкви Александра Невского на обустроенном втором этаже, ныне не существующем. В ту пору здание церкви было включено в состав Керченского историко-археологического музея.
Некоторое время художник предполагал, что его работы будут экспонироваться в планировавшемся в Керчи мемориальном ансамбле «Герои Аджимушкая». Но мемориал, выстроенный по проекту киевлян (скульпторы Б. Климушко, Е. Горбань, архитектор С. Миргородский) и открытый в мае 1982 г., из-за повышенной влажности не был готов к размещению в нем художественных полотен. 7 мая 1985 г., в канун 40-летия Победы, постоянная экспозиция выставки переместилась в отдельное здание картинной галереи по улице Театральной, 36, где экспонируется и в настоящее время.
Интерес художника к чисто станковым формам портрета, позволил широко раскрыть образ модели, привел к появлению галереи разнообразных людских характеров, сложившихся в единую мозаику, в которой отразился художественный портрет Человека, вставшего на защиту мира против всякого насилия.
Сам художник не скрывал своей привязанности к портрету. Он писал: «Мы - художники, обязаны оставить свидетельства о виденном и пережитом поколениям, которые знают, и будут знать о войне по книгам, картинам и кинофильмам. Они должны знать и тех, кто, сам, опухая от голода, кормил и одевал солдат Победы, и какой ценой она добыта, сколько страданий, крови, жизней она стоит. Этих людей, которые дали нам великое счастье жить свободно, каждый должен знать в лицо и поименно. В этом я вижу свой художнический и гражданский долг!»
Тема цикла уже сама по себе определила принадлежность работ к батальному жанру. Но своеобразие полотен Н. Я. Бута заключается, прежде всего, в том, что в них практически никогда не изображается момент схватки противоборствующих сторон, и на холсте вообще отсутствует фигуративный образ врага.
Сюжетный круг живописных холстов четко определен реалиями жизни и борьбы гарнизона. Подготовка к бою представлена на картине «На задание» (1966); напряженное ожидание боя - в работе «Засада» (1968); самопожертвование, трагические мгновения, завершающие сражения, - в холстах «Последняя граната»(1962), «Во имя жизни» (1963), «Последний рубеж» (1965). Сцены клятвы верности на могилах погибших товарищей изображены художником в полотнах «Скорбная минута» (1965); двух вариантах картины «Клятва» (1965-1967 и 1974-1978).
Ожесточенность сражения художник передает, акцентируя внимание зрителей на психологическом состоянии его участников. Отсюда и стремление автора к композиционному портрету (триптих «Аджимушкайцы», 1964; «Часовой», 1963; «Аджимушкайская Аленушка», 1966; «Детство, опаленное войной», 1965; «Командир морской пехоты», 1974; портреты руководителей обороны. Однако конкретность портретных характеров настолько типизирована, что композиционные портреты раздвигает границы своего жанра, перерастая в тематическую картину. Немногочисленные суровые пейзажи - «В Аджимушкайских каменоломнях» (1962); «Священные камни Аджимушкая» (1963); «Суровые камни» (1967) конкретизируют места событий, усиливая драматизм происходящего.
Картины Аджимушкайского цикла на первый взгляд - иллюстрации к конкретному историческому событию. И в этом смысле работы Н. Я. Бута можно отнести к историческому жанру. Но событийность уходит у художника на второй план: все внимание сосредоточено на сложных внутренних психологических качествах модели. Их дополняют размышления автора о подвиге, его духовно-нравственных истоках, патриотических чувствах не только профессиональных военных, чья работа - Родину защищать, но и мирных граждан, оторванных от созидательных дел, мужчин, женщин и даже детей - людей разных поколений, взявшихся за оружие в борьбе с врагом, чтобы отстоять свое право на жизнь.
Архитектоника полотен строга и монументальна. Автор часто совмещает прием крупных планов с фронтальной композицией, лишенной какой-либо сюжетной завязки. Крупный план позволяет художнику высветить героев из уходящего времени, а зрителю - стать в положение очевидца событий. Напряженность происходящего подчеркивают ракурсы, выразительность жестов, поз. Освещение выхватывает из темноты штолен наиболее характерное в фигурах, лицах, взглядах, акцентируя внимание на эмоционально-психологическом состоянии героев, их индивидуальности. Композиционный дар мастера позволяет компоновать холсты, в том числе и многофигурные и большеформатные, никогда не повторяясь.
Этот цикл картин - яркое свидетельство творческого, патриотического подвига художника Николая Бута. В картинах не только материализовались образы воинов героической цитадели, но и реализовалась стихотворная формула заклятия поэта Ильи Сельвинского: «Воспрянь же, в мертвый погруженный сон, Подземной цитадели гарнизон!».
Более того, талант мастера, позволивший ему передать горькую правду войны с позиций общечеловеческих ценностей, обозначил нравственно-философское понимание проблемы: во все времена в самых сложных условиях, на грани жизни и смерти, граждане своего Отечества, его защитники остаются хранителями высоких нравственных качеств.
Мир произведений Н. Я. Бута - «оптимистическая» трагедия. Сопереживая страданиям участников Аджимушкайской эпопеи, соприкасаясь с ее событиями, зритель проходит путь очищения души священным волнением - это психологическое состояние древние греки называли катарсисом. В этом заключается высокое предназначение искусства.
По выражению О. Родена, «Искусство (...) - это отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается». Сердце Николая Яковлевича Бута, коснувшись Аджимушкая, отразилось в его творчестве: он сумел талантливо передать зрителю смысл и символ аджимушкайской трагедии. Как истинное произведение искусства эти работы переросли узкие хронологические рамки. Галерея защитников подземной крепости стала выразительным мемориальным памятником, предшественником которому явилась эрмитажная галерея портретов героев и полководцев Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге.
На иллюстрациях: «Аджимушкайцы». 1964; «Во имя жизни». 1965; «Детство, опаленное войной». 1965; «Аджимушкайская Аленушка». 1966.




Top