Художественное описание картины. Сочинение: описание картины Е

Осень - это прекрасное время года, когда вся природа вокруг мерцает золотыми красками в преддверии зимы. Именно осень, а точнее - позднюю осень, изобразил М. Н. Ромадин на своем холсте «Село Хмелевка».

Хотя художник описал красками холодное время года, от картины все же веет благоговейным теплом и любовью. И это не странно, ведь на картине изображены родные для автора просторы. Они завораживают, навевают чувство гордости за свой народ, и необычайную нежность к родному краю. Художник написал картину в весьма нелегкие для страны времена, когда война истощила народ, принудила к голоду и забирала последние силы. Но сельские люди не отчаивались, продолжая жить и бороться, заниматься огородничеством и выращивать домашний скот, надеясь на лучшее и искренне веря в победу.

Условно картину можно поделить на три части - передний план, задний план и горизонт. На переднем плане расположены одинокие, тонкие и незащищенные от осеннего ветра березки. Они практически потеряли свою листву, но при этом грациозно тянутся вверх. Вокруг берез чернеет выгоревшая под летним солнцем трава, еще совсем немного - и ее покроет толстое покрывало зимнего снега. По всей видимости, это небольшое поле, где в теплую пору селяне выпасают свой скот. Но сейчас не видно никого - ни животных, ни даже одиноких человеческих фигур, которые могли бы бродить по пустынным холодным улицам.

Задний фон картины - это просторы уютного села, где компактно расположенные домики притягивают взгляд своей белизной и ухоженностью. Становится очевидным, что трудолюбивый русский народ даже в тяжелые времена 1944 года не опускал руки и добросовестно ухаживал за своими пускай и не богатыми, но родными домиками. Если присмотреться, то можно разглядеть улицы и даже представить, как по ним бегали детки, ездили повозки или с поля добирался рабочий люд. Село достаточно большое - только нашему взору открыто более нескольких десятков домиков, и неизвестно, сколько их скрыто вдали.

На горизонте виднеется река «Волга». Эта представительница водной стихии бережно окутывает село, как будто защищая его от чужого вторжения. Небо пасмурное, хоть Ромадин не изобразил ни единой тучки, все же кажется, что вот-вот пойдет дождь и дополнит осеннюю прохладу дождевой влагой.

Если говорить о времени, которое передал художник на холсте, то создается впечатление, что это ранее утро, когда село только пробуждается и готовиться к дневным заботам и кропотливой работе.

Какой бы холодной не казалась погода, каким бы одиноким не выглядело село, общая атмосфера картины теплая. М. Н. Ромадин смог изобразить обычное село так, чтобы каждый увидевший его, испытал те же нежнейшие чувства, что испытывал и сам автор. И ему это удалось.

Предлагаю коллегам познакомиться с подборкой текстов по живописи. Тексты представляют собой описания картин русских художников XIX в. (Из книги «Беседы о живописи в школе» (М.: «Искусство», 1996).

Не секрет, что описать, что и как изображено на картине, или передать свое впечатление от произведения живописи ученику не просто: не хватает нужных слов или вообще трудно передать увиденное словами. Предлагаемый вид работы помогает решать эти проблемы.

Тексты содержат термины, которые в процессе работы ученики легко запоминают и потом включают их в свою речь. На уроке дети работают с текстами, отвечают на вопросы и выполняют грамматические задания к ним. В качестве домашнего задания ученикам можно предложить описать рассмотренную на уроке картину, или выполнить другую картину того же художника, или другие виды творческих работ.

Г.М. Мурзабаева

Сочинение–описание картины
по предложенному образцу

А.И.Куинджи. Лунной ночью на Днепре.

И.Е. Репин.
Портрет А.И. Куинджи

В 1880 году Куинджи познакомил публику со своим новым произведением – «Лунной ночью на Днепре». Ради «Лунной ночи» художник устроил персональную выставку, выставив на ней только эту картину, подчеркнув тем самым ее принципиальное значение в своем творчестве. Куинджи стремился к предельной простоте изображения. Он рассматривал свет в качестве основного поэтического начала в природе. В полотне «Лунная ночь на Днепре» это нашло свое наиболее совершенное воплощение.

Вся природа словно погрузилась в сон, в черноту ночи. Тишина царит над миром. Фосфорический серебристо(зеленый) свет луны льется с небес на землю, прорезая ночную тьму, тревожа воображение. В его сиянии все неузнаваемо преображается, принимая призрачные очертания. Серебристой лентой вьется по равнине широкий полноводный Днепр. Искрится легкая рябь на воде. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются белизной стен. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Кое(где) видны тропинки, ведущие к Днепру. Противоположный берег тонет во мраке ночи.

Куинджи запечатлел пейзаж как бы с высоты птичьего полета, добившись тем самым ощущения необъятной шири. Бездонное и величавое, распростерлось над землей небо. С поразительной верностью переданы легкие облака, чуть посеребренные лунным светом. Но самое большое впечатление оставляет свет луны. Ил(?)юзия этого чарующего, фантастического лунного света была настолько сильна, так неотразимо действовала на зрителей, что буквально заставляла подозревать, не усиливает ли художник его эф(?)ект с помощью искус(?)твенного освещения за картиной.

Вопросы и задания

1. Каковы ваши впечатления от картины? Что вас поразило? Кто из писателей описывал Днепр? Что общего в изображении Днепра у писателя и художника?

2. Какие языковые средства выразительности используются для описания картины в тексте?

3. Найдите в тексте антонимы и синонимы. К каким словам в тексте вы можете подобрать синонимы и антонимы?

4. Перепишите слова со скобками, раскрывая их. Дополните ряд своими примерами.

5. Разберите последнее предложение, составьте схему, объясните знаки препинания

6. Напишите сочинение–описание картины.

Н.Я. Ярошенко. Всюду жизнь

Беседа по картине

Что изображено на картине?

Что вас поразило в этой картине?

Н.Я. Ярошенко.
Всюду жизнь

Похожи ли эти люди на преступников? Какими изображает их Ярошенко? Какими людьми вы их себе представляете? Ваши чувства к ним? Почему именно птиц кормит ребенок? (Почему автор не изображает, к примеру, собаку?) Что хочет сказать этим автор? Как вы думаете, какова основная мысль этой картины?

На полотне изображен остановившийся на полустанке вагон с узниками.

В центре группы ребенок. Русоволосый бледный малыш мнет в ладошках хлеб, и крошки сыплются на платформу, куда слетаются голуби. С ним рядом мать, немолодая женщина со скорбным лицом. Взгляд ее печален и суров, но сколько нежности в ее руках, поддерживающих ребенка. Их окружают трое мужчин. Это уже немолодые люди. Лица их изборождены морщинами, а в усах прячется мягкая улыбка. В глубине вагона виден еще один мужчина, прильнувший к противоположному окну. Скорее всего, все люди, помещенные художником за это зарешеченное вагонное окно, – простые крестьяне.

Они написаны художником с большой симпатией: добросердечные, способные проявить искренние, теплые чувства.

Можно ли сказать, что в картине как бы читается укор обществу, которое осудило этих людей, сделало преступниками и держит их в заточении?

Вопросы и задания

1. Прочитаем текст. Выделите те высказывания, с которыми вы соглашаетесь. Назовите средства связи предложений в этом тексте.

2. Как вы объясните название картины «Всюду жизнь»?

3. Напишите сочинение – свое описание картины или впечатления от картины.

В.М. Васнецов. Аленушка

«Аленушка» – один из самых трогательных образов русской живописи, волнующий душу своим лиризмом, который созвучен сказке и народной песне о горькой судьбе беззащитной сироты.

Худенькая, хрупкая фигурка тоскующей над речкой Аленушки, загрубевшие босые ноги, старенькая, выцветшая одежонка, казалось бы, малоприглядны. Но для художника, сострадающего своей героине, здесь целый мир красоты, так же, как и в скромном русском пейзаже – темных елочках, бледном небе, тонкоствольных осинках да березках, как будто оберегающих Аленушку. В душе девочки-подростка таится глубокая скорбь, сквозящая и в бессильно поникшей фигурке, и в бледном лице, и в больших глазах, полных невыплаканных слез.

Аленушка написана Васнецовым сидящей на опушке леса, на сером «горючем» камне, в окружении родной природы. Этот скромный и простой пейзаж своей задумчивой, чуткой тишиной, нарушаемой лишь неясным шелестом пожелтевшей листвы осинок и берез, трепещущих при каждом движении воздуха, отвечает душевному состоянию героини.

Вопросы и задания

1. Каковы ваши впечатления от картины? Какие сказки ассоциируются у вас с этой картиной? Как художник изображает Аленушку? О чем она думает? Каково настроение картины?

2. Подберите синонимы к слову скорбь. Почему именно это слово употребил автор текста? Какие еще слова в тексте можно отнести к этой тематической группе?

4. Выпишите из текста причастия. Какие из них являются эпитетами? Приводя примеры из текста, расскажите о правописании причастий.

5. Выберите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами для морфемного разбора.

6. Выполните пунктуационный разбор выделенного предложения, расставьте знаки препинания.

7. Напишите сочинение–описание картины.

В.Д. Поленов. Заросший пруд

Ушла в прошлое шумная жизнь прежних владельцев парка. Парк опустел, зарос. Не шелохнутся вековые деревья, глубокие тени залегли между ними, солнечные лучи не проникают сквозь их густую листву.

Все больше затягивается высокой, пушистой травой пруд с плавающ_ми на его зеркальной поверхности лилиями.

Парк живет своей обособлен_ой жизнью, полной таниствен_ого смысла и тишины. Это состояние внутрен_ей погружен_ости подчеркнуто почти растворяющ_йся в пейзаже фигурой молодой женщины. Этого же впечатления художник добивается, помещая в картине только нижнюю часть стволов и склонен_ые к воде ветви.

Погружен_ым в тень громадным деревьям противопоставлен в картине низкий детально прописан_ый берег пруда заросши_й травой и цветами залитый ярким солнцем. От этого контраста парк кажется еще более глухим и таинствен_ым. Этот же контраст проведен и в живописном решении первого и второго планов: чуть-чуть блеклые и как бы посеребрен_ые временем зеленые тона парка и сильно высветлен_ая, свежая зелень поляны. Это не только верно найден_ый образ, но и верно схвачен_ые тона натуры.

Живопись полотна «Заросший пруд» обнаруживает высокое мастерство Поленова-колориста. Картина почти целиком построен_а на градациях одного зеленого цвета. Колористическая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки.

Вопросы и задания

1. Какое впечатление производит на вас картина? Какие слова в тексте передают, по-вашему, характер парка?

2. Объясните значение слов контраст, колорист, градация, гамма, нюансировка. Обратитесь при затруднении к словарю.

3. Сколько слов – имен прилагательных, обозначающих оттенки зеленого цвета, – вы можете назвать? Запишите их. Какие из этих слов можно использовать при описании картины?

4. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения, расставив в нем знаки препинания.

5. Найдите БСП, объясните пунктуацию.

6. Найдите СПП, составьте схему, объясните пунктуацию.

7. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните правописание.

8. Напишите сочинение–описание картины или о впечатлениях от картины.

И.И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу

И.И. Шишкин. Дубы. Этюд. 1887

Картина «Дождь в дубовом лесу» (1891) является своего рода программным произведением последнего десятилетия творчества Шишкина. Он обращается в картине к своему излюбленному мотиву – изображению дубовой рощи, но трактует его по-новому, в соответствии с новым отношением к природе. Если раньше, передавая красоту старых могучих, раскидистых дубов («Дубы», 1887; «Дубовая роща», 1887), Шишкин прежде всего выявлял пластику их форм, то теперь основным художественным средством оказывается колорит.

Картина написана в холодной серебристо(зеленой) гамме. Состояние природы во время дождя Шишкин передает превосходно. Картина в полном смысле насыщена сырым воздухом. Молочно(серой) пеленой затянуты деревья дальнего плана (причем эта пелена как будто надвигается на зрителя), почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, от дождя пузырятся лужи. Но облачное небо уже начинает светлеть.

Сквозь сетку мелкого дождя, висящую над дубовой рощей, сверху льется серебристый свет: на мокрых листьях появляются серо-стальные рефлексы, серебрится поверхность черного намокшего зонта, мокрые камни, отражая свет, приобретают печальный оттенок. Выразительность картины строится на тонких колористических сопоставлениях темных силуэтов стволов, молочно(серой) пелены дождя и приглушенно(серых) оттенков зелени.

Любование красотой природы теперь – это прежде всего любование ее красками.

Вопросы и задания

1. Какие картины Шишкина вы знаете? Ваши впечатления от картины «Дождь в дубовом лесу»? Какие художественные средства использует автор текста, описывая дождь, изображенный Шишкиным на картине?

2. Объясните значение слов (используя толковые словари): колорит, гамма, силуэт, рефлексы. К каким из них можно подобрать синонимы на русском языке? Какие из слов относятся к тематической группе слов со значением «живопись»? Продолжите группу своими примерами. Какие слова можно отнести к тематической группе «дождь»?

3. Найдите однокоренные слова. Разберите их по составу.

4. Объясните правописание слов со скобками. Спишите их, раскрывая скобки.

5. Подберите к выделенным словам синонимы.

6. Напишите сочинение по картине Шишкина «Как художник передает состояние природы во время дождя?».

Г.М. МУРЗАБАЕВА,
Республика Башкортостан

Описание темы: Вопрос на засыпку: Что за порода собаки у мальчика в руках? Ответ ищите в готовом сочинении.

"Дружба, воспетая в красках".

Евгений Николаевич Широков известный российский художник-портретист. Его кистью написано множество картин с изображением известных личностей того времени – середины двадцатого века. Одной из известнейших работ автора является картина «Друзья». На этом полотне изображен мальчик и собака. В центре картины расположен мальчик, который одет в синюю футболку, серые брюки, синие носки и серые сандалии. Он сидит на красной подстилке возле собаки и одной рукой очень бережно гладит ее. Из картины видно, что их отношения очень теплые, нежные и дружеские.

Собака (похоже, что это дог) лежит рядом на той же подстилке. У нее очень красивая угольно-черная шерсть, отливающая бликами здоровья и хорошего ухода хозяином. И только лапки у нее очень забавные, будто одеты в белые носочки. Центр переднего плана картины занимает ее милая мордашка, открытые добрые глаза выражают глубокое понимание своего друга. А одно ухо приподнято, как будто он очень внимательно слушает, стараясь не пропустить ни одного слова своего юного хозяина. Они оба грустят. Но из этой картины видно, что у собаки все в порядке, в ее глазах читается понимание друга и сопереживание его проблемам. Сочувствие – великое качество, присущее настоящей дружбе.

На лице мальчика изображена грусть, он что-то рассказывает своему другу, глаза опущены и кажется, вот-вот пойдут слезы. А губы его слегка надуты, это говорит о том, что мальчика кто-то обидел. Возможно, в школе учительница незаслуженно его поругала. А может дома получил от родителей за какой-то проступок. С картины видно, что верный друг мальчика умеет его поддержать и выслушать в нужный момент.

Задний план картины размытый, там нет ничего. Автор тем самым показал, что в такие моменты сопереживания и взаимопонимания между друзьями нет ничего вокруг более важного, чем всецело поддержать лучшего друга. Картина написана очень чувственно и проникновенно. Она очень ярко передает теплоту взаимоотношений между верными друзьями. Раскрывает внутреннюю глубину понимания друг друга и располагает к открытости и бескорыстию взаимоотношений между друзьями.


Картина – станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и является итогом длительной работы художника, обобщением наблюдений и размышлений над жизнью. Понятие картины прилагается прежде всего к произведениям сюжетно-тематического характера, основу которых составляет изображение важных исторических, мифологических или общественных событий, человеческих действий, мыслей и эмоций в сложных композициях. Поэтому в развитии живописи картина играет ведущую роль.


























Евгений Николаевич Широков Автопортрет Евгений Николаевич Широков - Народный художник СССР (1986), один из ведущих художников Урала, яркий мастер русского реалистического искусства II пол. XX века. Творчество Широкова представлено достаточно полно и в жанровом плане: тематические картины, пейзажи, натюрморты, но в большей степени портреты. Ведь именно портретами он знаменит более всего.






Портрет в литературном произведении - это описание внешности человека. В искусстве (литературе, живописи) через внешность передаётся внутренний мир человека. Мысли, переживания и представления людей в изобразительном искусстве выражаются в чувственности цвета, через его изменение (звонкость, приглушенность, теплоту, холодность) Зрительно, через цвет, мы учимся воспринимать тончайшие переживания художника, глубже, полнее понимать сложные эмоции людей: радость, грусть, печаль, волнение.




Ответьте на вопросы Какие типы речи вы знаете? Описание, повествование, рассуждение Что такое повествование? Это такой тип речи, где мы рассказываем о каких-то событиях Что такое рассуждение? Это такой тип речи, где мы выдвигаем тезис, доказываем его и приходим к выводу Что такое описание? Это такой тип речи, в котором мы что-то описываем Что можно описывать? Человека, природу, предмет, посуду, картину, обстановку Каков тип нашего сочинения? Описание Что мы должны описать? Внешность Дениса Давыдова В каком стиле мы должны его описать? В художественном Что необходимо использовать в художественном стиле? Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения


Повествование – связный рассказ о каких-либо событиях, о чём-нибудь сверившемся. Описание – тип речи, с помощью которого можно представить предмет, характеризуя его с разных сторон. Описание говорит о том, какие предметы, люди, животные перед читателем. Рассуждение – умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. Словарь: картина, портрет, палитра, художник- портретист. художник, живописец, изобразил, изображено, краски, цвет, передний и задний план, полотно, репродукция, произведение живописи












Проверьте себя! Глаза бесцветные быстрые блестящие искрометные озорные правдивые удивленные изучающие беспокойные добрые внимательные большие беззаботные ясные лукавые мечтательные Нос курносый прямой с горбинкой вздернутый хрящеватый широкий узкий греческий правильный приплюснутый


Проверьте себя! Волосы каштановые светлые русые седые с проседью густые пышные блестящие короткие длинные волнистые пушистые кудрявые жесткие торчащие Лицо круглое худощавое грустное побелевшее краснощекое заспанное испуганное серьезное волевое сосредоточенное открытое доброе хмурое злое виноватое


Проверьте себя! Улыбка ослепительная неизменная гостеприимная добросердечная заразительная обаятельная обворожительная скептическая славная шаловливая дерзкая застенчивая рассеянная Взгляд мгновенный быстрый проницательный безучастный благодарный игривый восхищенный задумчивый сочувственный торжествующий виноватый




Составление плана сочинения. I. Е. А. Широков – замечательный русский художник. II. Описание картины Друзья. Общее описание картины (описание изображённого на первом и заднем плане картины). Описание главных героев. Значение цвета в пейзаже художника. III. Настроение, которое оставляет картина.


Советы: Что необходимо делать, чтобы не повторяться? Подберите синонимы к слову «художник» Подберите синонимы к слову «картина» Подберите синонимы к слову «написал» Почему в сочинении по картине нельзя писать «нарисовал»? В каком времени необходимо писать? Сколько абзацев у вас будет? Что необходимо использовать в своей речи, чтобы речь была выразительной?





Картина И.Крамского «Неизвестная» - одно из самых известных произведений русской живописи второй половины 19 века. Картина была написана в 1883 году.

Появившись на выставке передвижников, она сразу привлекла внимание общественности и своим мастерством, и некоторой таинственностью. До сих пор с этим полотном связано много тайн и загадок. Ни в дневниках, ни в письмах Крамского нет никаких упоминаний о личности прототипа «Неизвестной».

На холсте – молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по заснеженному Петербургу. Одетая по последней моде 1880-х гг., с гордым, таинственным и чуть надменным взглядом, она выглядит как царица на фоне белого туманного города. На ней шляпка с легкими перьями, пальто, отделанное соболиным мехом и атласными лентами, золотой браслет, муфта, тонкие кожаные перчатки. Все эти детали характеризуют дорогую элегантность, но не говорят о принадлежности к высшему свету, скорее - наоборот.

Изображение женщины не погружено в атмосферу зимнего морозного пейзажа, а помещается как будто перед ним. С большой тщательностью художник пишет все детали гардероба дамы – возникает ощущение вызова, как будто красота выставлена напоказ.

Чувственная красота женщины, ее грациозная осанка, смуглая кожа, темные глаза и бархатные ресницы как будто дразнят зрителя. Но при этом в глазах женщины угадывается и некоторая грусть, какая-то драма – возможно, автор хочет показать чувство незащищенности перед фальшью и холодным расчетом общества, в котором она живет.

«Неизвестную» Крамского нельзя отнести к салонным портретам – слишком многоплановое и сложное это произведение. Вглядываясь в лик Красоты, художник как будто поднимает извечные вопросы: как соотносятся Красота и Нравственность, Красота – она от Бога или от Дьявола? Так в своей картине Крамской прикасается к самым мучительным загадкам человека.

Помимо описания картины И. Н. Крамского «Неизвестная», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.



Top