Год основания малого драматического театра. Театральная деятельность Островского

Театр Гоголя и Островского. Театр, на сцене которого впервые увидели свет «Горе от ума» и «Гроза». Театр, где блистали Щепкин и Мочалов. Один из старейших театров России, Малый театр, об истории которого расскажет сегодня Diletant . media .

Комедий и трагедий театр

История московского Малого театра началась в 1756 году с указа Елизаветы Петровны: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр». Правда, это было время появления лишь труппы театра — ее основали при университете и отдали под чуткое руководство знаменитого поэта и драматурга Хераскова (того самого, который написал эпическую поэму «Россиада»). Университетский Вольный театр послужил основой для создания драматического Петровского театра. Кроме студентов, в труппу входили также актеры из крепостных театров, первым из которых был театр помещика Волкова в Ярославле).

Здание от Бове и Тона

Как это часто бывало, здание театр сгорело, и только в 1824 архитектор Бове, то самый, что построил Большой театр, создал проект перестройки особняка купца Варгина, который и стал зданием Малого театра. Позже оно было перестроено архитектором Тоном и приняло свой окончательный вид. Сегодня перед зданием театра стоит памятник Островскому. В это же время театр стал казенным, что было очень важно: теперь актеры, пришедшие из крепостных театров, получали свободу. Поначалу Большой и Малый театр были связаны единой структурой. Иногда постановки одного театра переносились со временем на сцену другого. И даже на сцене Малого время от времени появлялись оперы, например, «Евгений Онегин» Чайковского.

Театр Мочалова и Щепкина

Объявление о первом спектакле в Малом театре можем найти в «Московских ведомостях» за 1824. Интересно, что там название театра писалось с маленькой буквы, ведь это просто указывало на небольшие размеры театра. Но вскоре Малый стал так популярен, что его название стали уважительно писать с заглавной буквы. Далеко не последнюю роль в растущей славе театра сыграли его знаменитые актеры — Щепкин и Мочалов. Щепкин был бывшим крепостным актером, ему приходилось играть даже женские роли, например, Еремеевну в «Недоросле» и Бабу Ягу в опере Горчакова. Мочалов также родился в семье крепостных актеров, и он стал одним из величайших трагиков XIXвека. Его герои-одиночки быстро сделали его знаменитым: Гамлет, Ричард III, Чацкий.



Фотография Щепкина в газете к 50летию его смерти

Театр Гоголя и Островского

Малый театр был центром культурной жизни. В его обширном репертуаре находилось место произведениям Шекспира и Шиллера, Пушкина и Грибоедова. Именно на сцене Малого в 1831 впервые полностью была показана комедия «Горе от ума», где Щепкин сыграл Фамусова, а Мочалов — Чацкого. Здесь же в 1836 показали «Ревизора» Гоголя, поставили «Мертвые души», «Женитьбу» и «Игроков». Но самым любимым автором Малого был, конечно, Александр Николаевич Островский. За свою жизнь он написал 48 пьес, и все они были поставлены на сцене Малого. 1859 год был ознаменован в театральной жизни Москвы премьерой «Грозы». Пьеса вызывала ожесточенные споры критиков, о ней писали Добролюбов, Писарев и Григорьев.



Пьеса «Гроза» в постановке Малого театра, конец
XIX века

Ставились на сцене Малого и произведения других русских классиков. Например, весьма успешно шла трилогия Алексея Константиновича Толстого «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». А вот отношения с Чеховым при жизни писателя у театра не заладились, так что на сцене шли только его водевили. Но сегодня «Чайка», «Вишневый сад» и «Три сестры» прочно заняли свое место в репертуаре.

Сохранение традиций

Начало XX века была для театра сложным. Несмотря на новаторские течения, распространившиеся по театрам России, Малый остался верен традициям. В 1918 при театре открылась театральная школа, позже выросшая в Высшее театральное училище имени Щепкина. После революции Малый театр стоял на грани исчезновения: театральный комиссариат считал, что Имперский театр новому зрителю не нужен. Благо, Луначарский вовремя встал на его защиту, и Малый удалось сохранить. В 30-е и 40-е годы театр в основном возвращался к классике, предпочитая не ставить произведения современных авторов. Тогда на сцене снова появились Островский, Гоголь и Грибоедов.



Малый театр сегодня

Во время войны театр не переставал работать. После войны в основном тоже ставили классику: «Васса Железнова» Горького, «Маскарад» Лермонтова, «Макбет» Шекспира, «Федра» Расина", «Госпожа Бовари» Флобера и «Ярмарка тщеславия» Теккерея. Сегодня в театре также придерживаются традиций, представляю зрителю Островского и Чехова. К тому же труппа театра постоянно гастролирует по всему миру. Малый также был инициатором создания Всероссийского фестиваля «Островский в доме Островского» — «певца Замоскворечья» помнят и чтят в Малом и по сей день.

Екатерина Астафьева

Введение

Театр - одно из древнейших искусств. Его зачатки можно наблюдать уже в детской игре, в обычаях и обрядах. Но именно театр, как никакое другое искусство, вбирает в себя множество элементов. Театр разнообразен и разнолик.

В любой стране существуют театры, которые имеют большую культурную ценность. Так, во Франции - «Гранд-Опера» - крупнейший и всемирно известный государственный оперный театр; в Англии - это «Ковент-Гарден».

В России наряду с Большим театром наибольшую известность имеет и Малый театр.

Малый театр - старейший русский драматический театр в Москве, играющий выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры.

Объект работы - Малый театр, предмет работы - традиции малого театра.

Цель работы - Малый театр и его традиции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • - познакомится с историей Малого театра;
  • - познакомится с деятельностью М.С. Щепкина - реформатора театральной культуры;
  • - выяснить, какие традиции были заложены театром в 19 веке;
  • - определить, как эти традиции продолжаются в современном Малом театре.

Начало истории Малого театра

Его история начинается совсем не со дня открытия известного нам сегодня Малого театра 14 (26) октября 1824 года. Начинается она гораздо раньше, когда мысль об учреждении в Москве «императорской труппы была изложена в докладе 1805 года главного директора театров А.Л. Нарышкина.

Его «доклад» был поддержан, и в 1806 году была составлена московская труппа. В течение 18 лет спектакли московской труппы шли то в доме Пашкова на Моховой, то в доме Апраксина на Знаменке, то в театральном здании у Арбатских ворот. В 1824 году их перенесли в дом Варгина на Петровской (ныне Театральной площади), в то самое здание, которое и получило название Малого театра. Все эти долгие годы были как бы подготовительными для будущего расцвета - неуклонно происходило собирание актерских сил. Малый театр воспринял все богатое театральное наследие прошлого века - ведь еще и в первой четверти XIX столетия на московской сцене игрались комедии «российского Расина», первого драматурга - Сумарокова. Зрителей все еще волновали монологи княжнинских героев, их рассуждения о высоких гражданских добродетелях. Еще шли комические оперы Аблесимова и ядовитая сатира Капниста «Ябеда». Но все же большая театральная эпоха отечественного классицизма завершалась. Уже меняется сам литературный язык, уже Сумароков глядится страшно устаревшим, а Пушкин прямо говорит о его «варварском изнеженном» языке. Речь и в театре шла о выработке поэтического языка, о сценической речи, о технике игры, о сценической манере актера. Но классицизм открыл для новых поколений богатство слова, торжественность слова, влюбленность в слово. Ведь в театре XVIII века именно слово часто предопределяло сценическую манеру исполнения роли. Само разделение на трагедий и комедию, на жанры высокий и низкий формировало представление о разном поэтическом языке. В трагедиях Сумарокова язык был «возвышен», в комедиях Фонвизина он приближался к народной речи. Эволюция репертуара, выделение новых драматических форм шли одновременно с эволюцией русского актерского искусства. Театр XVIII века можно было бы назвать литературным - в нем именно слово, поэзия стояли на первом месте. Искусство актера - это искусство слова и жеста. Центральный момент игры в театре классицизма заключался в произнесении монолога - монолог же находился в твердом подчинении ряду правил, предусматривающих как логичность, так и его ритмическое построение.

30 августа 1756 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ о создании русского государственного профессионального театра. И примерно тогда же в Московском университете образовалась любительская театральная труппа под руководством М.М. Хераскова. В 1759 году в результате объединения итальянской комической оперы под руководством Дж. Б. Локателли с университетским театром появилась первая московская профессиональная труппа – публичный («вольный») «Российский театр» (1759 – 1761 гг.). Московский публичный театр второй половины XVIII века был связан с эпохой частных антрепренеров, которые постоянно сменяли друг друга (Н.С. Титов, П.В. Урусов, М.Е. Медокс и др.).

И только в 1806 году в Москве появляется Императорская, казенная театральная труппа. Драматические актеры работали вместе с оперными и балетными. После пожара Большого Петровского театра в 1805 году собственного здания у труппы не было. Спектакли устраивались в театре князя Волконского на Самотеке, Доме Пашкова на Моховой, Арбатском театре возле Арбатских ворот, театре графа Апраксина на Знаменке, опять в Доме Пашкова на Моховой.

В 1821 году император Александр I утвердил проект О.И. Бове о застройке Петровской, будущей Театральной площади. Три участка на площади в 1818 году приобрел серпуховский купец В.В. Варгин.

Дом Варгина был построен в 1821 году архитектором А.Ф.Элькинским по проекту О. Бове. Дом имел ряд магазинов по первому этажу с открытой галереей. Жилой дом имел ряд магазинов по первому этажу с открытой галереей.

В июле 1824 г. Варгин заключил с конторой императорских театров контракт о найме части своего здания на Петровской площади. Часть дома Варгина была перестроена и приспособлена Бове под театр. В 1837 году дирекция Императорского Московского театра выкупила здание у Варгина вместе с пустопорожней землей.

«Московские ведомости» поместили объявление о первом спектакле в театре: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...».

Большой и Малый театры имели единую труппу, ставили драму, оперу и балет.

В первое время слово «малый» было простым обозначением размера здания по сравнению со стоящим рядом «большим» театром. Но к середине XIX века слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке.

В 1838–40 годах здание было перестроено внутри по проекту К.А. Тона. Он создал новый зрительный зал и сцену.

С 1840 года на новой сцене начала выступать труппа Малого театра. Здесь играли П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, А.И. Южин, В.Н. Пашенная, А.А. Остужев, А.А. Яблочкина, М.И. Жаров, И.В. Ильинский, Е.Н. Гоголева, Б.А. Бабочкин, М.И. Царев и многие другие прославленные артисты.

На сцене шли спектакли по пьесам Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, А.К.Толстого, Л.Н. Толстого, Сухово-Кобылина, Шекспира, Шиллера, Лопе де Вега, Бомарше, Гёте, Гюго, Ибсена, но знаковым для театра стало имя А.Н. Островского. Малый называют «Домом Островского».

В 1929 году перед зданием театра был установлен памятник , работы скульптора Н.Андреева.

В 1991 году Малый театр как особенно ценный культурный объект страны был внесен в список национального достояния России вместе с Большим театром, Третьяковской галереей и Государственным Эрмитажем.

В конце 2010 г. Малый театр стал членом Союза театров Европы.

В 1939 году был принят и утвержден проект полной реконструкции Малого театра, разработанный проектной группой во главе с инженером А.Н. Поповым. С 1940 года старейший театр страны был закрыт для зрителей. Работы по восстановлению здания проводились в 1945 – 1948 гг. под руководством архитектора-художника А.П. Великанова.
Последняя крупномасштабная реконструкция здания Малого театра осуществлялась в два этапа: с осени 2011 г. по март 2014 г. и с марта 2014 г. по декабрь 2016 г. Комплексная научная реставрация включила весь спектр восстановительных работ исторических фасадов и интерьеров зрительской части, директорской зоны, некоторых артистических помещений. Внедрена новая концепция работы инженерных систем. В 2018 году Малый театр стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "лучшая организация ремонтно-реставрационных работ".

Строительство здания Малого театра было начато в 1821 году купцом В.В.Варгиным. В 1824 году, формируя ансамбль Петровской площади, О. Бове перестроил здание для театра. В октябре 1824 года московская драматическая труппа дала здесь свой первый спектакль. В 1838-1840 гг. архитектор К. Тон, перестраивая театр (главным образом внутреннюю часть), почти полностью сохранил его внешний вид.

В 1929 году перед зданием театра был установлен памятник А.Н. Островскому.

СЦЕНА НА БОЛЬШОЙ ОРДЫНКЕ
(филиал Малого театра)

В 1914 году здание на Большой Ордынке, 69 по проекту арх. Н.А. Спирина было перестроено из кинотеатра «Кино-Палас» в Театр П.П. Струйского. В первую очередь здание предназначалось для обслуживания населения района Замоскворечья. Позже Театр Струйского был преобразован в Театр миниатюр. После 1917 года Театр Струйского был национализирован. На сцене театра с выездными спектаклями выступали разнообразные оперные и драматические коллективы, проходили эстрадные концерты. В 1922-м году здесь был открыт районный театр Замоскворецкого совета (Замоскворецкий театр), его директором назначили П.П. Струйского. Спустя три года театр переименовали в Московский театр Ленсовета. Еще во время войны, в 1943 году здание на Большой Ордынке, 69 было передано Малому театру и превратилось в его филиал. Первый спектакль был дан 1 января 1944 года («На бойком месте» А.Н.Островского, с участием В.Н.Пашенной), а первой премьерой стал спектакль «Инженер Сергеев» Всеволода Рокка (25 января 1944 года).

Российская культура славится своими актерами, режиссерами, авторами. Гордостью театрального искусства считается Малый театр на Ордынке, который к тому же имеет богатую историю.

Рождение театра

Императрица Екатерина Петровна, так любившая театральное искусство, в 1756 году издала указ, благодаря которому в Санкт-Петербурге был учрежден российский театр. В то же время в Москве открылся театр, актерами которого были студенты. Уже в 1759 году созданный в Москве публичный русский театр был передан в ведение Московскому университету. Управлял им директор университета, драматург, поэт Херасков. Существование заведения было недолгим, но именно на его основе позже сформировалась постоянная московская актерская труппа.

Театр конца XVIII и начала XIX века

На протяжении нескольких десятилетий московская труппа, которая включала в себя актеров, певцов, танцовщиков, музыкантов, существовала благодаря поддержке частных предпринимателей. Дольше других антрепренером был М. Е. Медокс. В 1780 году он выстроил большой театр под названием Петровский, который расположился на Петровской площади. С 1806 года вся труппа стала существовать за казенный счет, она была включена в систему императорских театров. Незадолго до этого момента в Петровском театре случился пожар, труппа стала работать то в доме Пашкова, который приспособили под театр, то у Арбатских ворот, то на Знаменке в доме Апраксина. Только в сезон 1824-1825 годов императорская труппа обрела свой постоянный дом - имя которому Малый театр. Дом купца Варгина был перестроен , здесь 14 октября состоялась первое представление.

История

В 1914 году архитектор Спирин создал проект, по которому «Кино-Палас» на перестроили в театр Струйского. по большей части посещало население Замоскворечья. В скором времени его преобразовали в Театр миниатюр. После революции 1917 года театр национализировали большевики. На сцене выступали самые разные труппы, которые представляли спектакли многих направлений. В 1922 году здесь образовали театр Замоскворецкого совета. Через три года он получил название Ленсовета. Только в 1943 году, во время войны, здесь образовался филиал Малого театра на Ордынке. Первый спектакль состоялся 1 января 1944 года по пьесе Островского «На бойком месте». Первая премьера прошла 25 января 1944 года, это был спектакль «Инженер Сергеев».

Название театра

Из истории видно, что Малый театр на Ордынке стал так называться исключительно из-за своих размеров. Здание было невелико в сравнении с соседним Большим театром, который предназначался для оперных и балетных спектаклей. В скором времени название «Малый», как и «Большой», превратилось в имя собственное. Теперь эти названия во всем мире звучат именно на русском языке. Репертуар Малого театра на Ордынке состоял из спектаклей, поставленных по произведениям великих русских классиков: Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Тургенева, Островского. Также зрителю представлялись постановки по Шекспиру и Шиллеру. Из всех зарубежных авторов им отдавалось наибольшее предпочтение. Наряду с серьезными спектаклями сцена Малого театра на Ордынке завлекала зрителей легким репертуаром, это были мелодрамы, водевили.

Театр во время войны

Во время Второй мировой войны Малый Театр на Ордынке принимал активное участие в борьбе против фашистских захватчиков. Театральная труппа внесла свою лепту в великую победу. Артисты входили в фронтовые бригады, выступали перед солдатами в госпиталях, В 1943 году был даже сформирован Фронтовой филиал. Перед коллективом ставилась одна задача - художественное обслуживание бойцов Советской Армии. В общей сложности Малым театром и его Фронтовым филиалом было дано более 2700 концертов и спектаклей. Все средства, скопленные коллективом, были направлены на строительство эскадрильи самолетов, которая была передана в действующую армию. В 1944-1945 годах эта эскадрилья успешно громила фашистов в небе

Малый театр нашего времени

Кому-то покажется мистическим тот факт, что коллектив театра верит в то, что скромное, строгое здание сохраняет ауру старых, давно ушедших великих артистов. Духи оберегают и сохраняют театр в самые трудные времена. Сохранили они его в дни послереволюционного беспредела в начале XX века, помогли не пропасть в лихие военные годы. Несмотря на стремительные жизненные изменения, кризисы, нестабильность, театр существует всегда.

В 1995 году Малый театр на Ордынке открыл после ремонта сцену. Спектакли по сей день идут на обеих сценах. На сегодняшний день репертуар труппы по-прежнему богат классическими произведениями. Основу составляют пьесы Островского. В труппу Малого входят известные народные артисты Быстрицкая, Каюров, Коршунов, Марцевич, Муравьева, Клюев, Невзоров, Бочкарев, Клюквин, Потапов и многие другие. В труппе задействовано более ста артистов. В целом Малый театр насчитывает более 700 человек. Театр имеет свой оркестр, где работают музыканты самого высокого класса. Труппа часто дает спектакли в других странах и городах. В гастрольную географию входят такие страны, как Финляндия, Италия, Франция, Германия, Израиль, Япония, Греция, Кипр, Болгария, Венгрия, Монголия и многие другие. По указу Президента России Малый театр получил статус национального достояния.




Top