Фронтовые картины из поэмы василий теркин. А.Т

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти».

Бунинские «Лапти», небольшое по объёму произведение, – рассказ в его классическом виде. В нём одна сюжетная линия: в отдаленном хуторе тяжело болен ребёнок, в бреду он жалобно просит красные лапти, за окном воет вьюга, и убитой горем матери кажется, что спасения её мальчику уже нет.

У рассказа "Лапти", как и большинства бунинских произведений, точная дата написания – 26 июня 1924 года. Бунин живёт за границей, но память снова и снова возвращает его в Россию. Герои его рассказов – простые русские люди, ставшие на чужбине для писателя ещё ближе. Один из таких героев - Нефёд из рассказа "Лапти".
Нефёд – имя греческого происхождения, в переводе на русский язык означает «в порядке идущий, целенаправленный, методичный». Именно таким, целеустремлённым, несгибаемым в стремлении помочь ближнему, предстаёт бунинский герой. В народе более употребительна другая форма этого имени – Мефодий. Обращает на себя внимание тот факт, что в рассказе имя есть только у Нефёда. Бунин тем самым подчёркивает центральное место этого персонажа в системе образов.
Рассказ написан в характерной для Бунина-писателя реалистической манере, но ощущаются отголоски символизма, наложившего свой отпечаток на всю литературу конца XIX – начала XX века. Главный символ рассказа – вьюга (в разных вариантах повторяется семь раз: непроглядной вьюгой; в такую страсть; в такой ужас; в белом, куда-то бешено несущемся степном море; в бездне снежного урагана и мрака; гул и грохот вьюги; в страшный снег ). Эпитеты, подобранные писателем, усиливают мрачность разыгравшейся непогоды, возникает ощущение обречённости. И только открытый финал вселяет надежду.

Размышляя над темой, идеей рассказа, нужно обратиться и к названию рассказа, «Лапти», и к образу главного героя. Бунин здесь обращается к одной из центральных тем своего творчества, теме гуманизма, человечности. Нефёд отправляется в путь, поскольку считает, что, если выполнить желание больного, он обязательно выздоровеет: «…душа желает. Надо добывать». Ег о не пугает разыгравшаяся непогода. Ему некогда размышлять, нужно выполнять желание больного ребёнка. Об этом говорят его обрывистые фразы, которые он бросает, вся его речь лишена какой-либо замысловатости, что ещё раз говорит о том, что перед нами простой мужик.

Главный герой замёрз, сбившись с пути, но его смерть спасла жизнь заблудившимся новосельским мужикам. Идея рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить желание тяжело больного мальчика. Бунин показывает, что никакая жертва во имя других не будет напрасной.

Рассказ «Лапти» И. А. Бунин написал летом 1924 года. Гуманистическая направленность этого произведения весьма очевидна. Краткое содержание рассказа «Лапти» Бунина делает акцент именно на человеческой душе, которая является высшей нравственной ценностью. Поступок Нефеда не считается подвигом, но какая мощная нравственная сила присутствует в его желании помочь умирающему ребенку!

Бунин, «Лапти»: краткое содержание

Уже пять дней хутор заметает непроглядная вьюга, кругом все белым-бело от снега. В одной из хат сумрачно, в бреду и жару лежит в своей постели больной ребенок и слезно умоляет свою мать дать ему красные лапти. Женщина в отчаянии плачет, ее муж в отъезде. На приезд врача в такое время надеяться ей не приходится.

Так трагически закручивает сюжет Бунин. «Лапти» краткое содержание свое продолжают тем, что вдруг в коридоре стукнула дверь, это пришел мужик Нефед, принес соломы для печки. Узнав о том, что ребенок бредит красными лаптями, он решается идти в ближайший поселок Новоселки, что за несколько верст, и купить в лавке лапти и фуксин, которым он покрасит их в красный цвет.

Спаситель

Лошадей он решил не брать, так как доехать никакой возможности не было. Он ушел и долго не возвращался. Все подумали, что он остался ночевать в поселке, от этого ночь показалась еще страшнее. Ребенок не прекращал просить у мамочки красные лапти, а она стояла на коленях и просила у Господа помощи и защиты.

На рассвете во дворе послышались голоса, затем в окно кто-то постучал. Это новосельские мужики привезли окоченелое мертвое тело Нефеда. Оказывается, они ехали из города, их повозка перевернулась, и они заблудились, совсем отчаявшись найти дорогу, они подумали, что пропадут. Но тут увидели из снега торчащие ноги в валенках. Разгребли и узнали Нефеда, и тогда поняли, что хутор уже недалеко.

Так закончил Бунин «Лапти». Краткое содержание произведения указывает на то, что потом за пазухой у него были обнаружены детские лапти и пузырек с фуксином.

Заключение

Анализируя тему «Бунин, «Лапти»: краткое содержание», необходимо отметить главное - сильную молитву матери ребенка к Богу. Поэтому простой мужик Нефед стал той искупительной жертвой, благодаря которой наверняка и вьюга закончилась, и ребенок выздоровел, и мужики заблудившиеся спаслись. А красный цвет лаптей стал символом очищения, любви, милосердия и самопожертвования, которые принес в мир Иисус Христос. Таким образом Нефед стал как бы олицетворением самого Спасителя.

Ответ:Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин»

Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Книга про бойца» - это тридцать частей фронтовой хроники. Состоит она из отдельных глав, каждая из которых является композиционно завершённым произведением и построена по законам гармонии. Поэма, по свидетельству самого автора, написана:

...На войне под кровлей шаткой,

По дорогам, где пришлось,

Без отлучки от колёс…

Каков мотив движения в этом произведении? Поэт реализовал его в эпизодах отступления, а потом наступления, причём, почти по одному и тому же маршруту.

Композиция произведения Твардовского продиктована положенной в её основу архетипической схемой путешествия.

Василий Тёркин начинает войну на Карельском перешейке, это первые сведения о герое Твардовского. Дальше в произведении упоминаются конкретные географические названия: Борки, Днепр, Берлин, позывной Тула.

Но у Твардовского герой не воюет по дороге «на Берлин». Он утверждает мир: русский солдат помочь любитель «прочим флагам не в упрёк» словом, делом, личным примером.

Как солдат жил на войне?

В главах «На привале», «Два солдата» Теркин рассказывает о суровом быте.

На привале сон пропал у всей роты, так как герой – опытный боец – ведёт речь о «сабантуе». Он не подчёркивает своё превосходство, а просто рассуждает.

В разговоре вдруг приходит осознание человеческой жизни, солдат радуется, что сумел избежать смерти, значит, жизнь продолжается:

…Но, однако,

Жив вояка,

К кухне - с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьёт со смаком

На позиции любой…

Тёркин осматривает:

…Но куда-то шильцем сунул,

Что-то высмотрел в пыли,

Внутрь куда-то дунул, плюнул,

Что ты думаешь, пошли…

Нет, война не навсегда, время пошло, оно не остановилось. Старик-солдат верит этому невзрачному бойцу. Хотя потом и «снял их немец со стены», но остановить события не смог.

Александр Твардовский, конечно, не ставит Тёркина в ситуации героизма, солдат просто делает на войне всё, что положено.

В главе «Переправа» создаётся напряжённая ситуация ожидания.

(Поэма окольцована переправами – это главы четвёртая и двадцать шестая).

Чёрный цвет здесь повторяется несколько раз, грохот понтон и страшная картина гибели «стриженых ребят».

Что там, на том берегу?

…Люди, тёплые живые,

Шли на дно, на дно, на дно…

Но не всё потеряно, если есть отчаянный боец - «в каждой роте был такой»:

– Разрешите доложить.

Взвод на правом берегу

Жив-здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит

Огоньку туда подбросить.

А уж следом за огнём

Встанем, ноги разомнём.

Что там есть, перекалечим,

Переправу обеспечим...

Тёркин появляется именно в тот момент, когда размышления о судьбе взвода достигают кульминации.

Это не уверенность в себе, а образ русского народа, воплотившийся в одном простом бойце. Хотя, некоторые критики утверждали, что герой Твардовского имеет недостаток: не хватает черт советского человека.

В главе «Гармонь» случайная встреча с танкистами показала всю деликатность простого солдата, его природную тонкость чувств и такт.

Все вдруг становятся родными, когда Теркин берёт в руки сироту-гармонь:

…И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

От машин заиндевелых

Шёл народ, как на огонь.

И кому какое дело,

Кто играет, чья гармонь…

Стало теплее и уютнее на дороге зимней, от родных напевов гармони, от посветлевших лиц товарищей.

Вся поэма Твардовского написана двухсложным стихотворным размером -хореем, а глава «Гармонь», наверное, не совсем случайно написана акцентным стихом, распространённым в народной поэзии.

Здесь подчёркивается смысл происходящего - понятие общего родства.

И ведёт Твардовский своего героя через бои и минуты отдыха, отдыха на земле, пострадавшей от бомбёжек и выстрелов...

В такие минуты вдруг заноет у солдата сердце и вспомнится мать, ночное, тепло отчего дома.

В главе «Кто стрелял» описана именно такая ситуация. Притихла земля, не слышны выстрелы, но тонко и назойливо возник ноющий звук. Душа солдата не выдержала, не стал прятаться от пикирующего врага, только о смерти подумал. Подумал и понял, что не хочет умирать летом – слишком хорошо. Осенью очень уж холодно – не хочется в сырую землю. Зимой земля, как камень - нет уж. Весной – душу рвёт, так умирать не хочется.

Философское размышление поднимает из окопа, ставит на одно колено и заставляет из винтовки стрелять в самолёт.

Герой? Не думал он об этом, просто защищался.

Все главы поэмы рассказывают о буднях войны, но именно эти будни и стали дорогой бойца Тёркина.

В главе «В бане» говорится об околице войны: вот ещё немного - и всё. Баня в поэме имеет и отвлечённый смыл завершения войны, когда боец смывает с себя её кровавый прах.

Баня – это ещё и остановка в пути, осмысление пройденного.

Где, на каких дорогах войны происходили события, связанные с главным героем, Александр Твардовский не указывает.

Он не ограничивает события поэмы пространственными и временными рамками. Именно поэтому принято считать, что в образе Василия Тёркина автор изобразил народ-герой.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма "Василий Теркин"

(картины фронтовой жизни)

Цели и задачи:

· для учеников: доказать или опровергнуть эпиграф к уроку.

· для учителя: познакомить с жизнью и творчеством Твардовского; проанализировать главы « От автора» и «На привале»; выявить тематику произведения, историю и актуальность его создания, композицию, характер главного героя, стилевые особенности, идейное своеобразие.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Здравствуйте, садитесь. Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для узнавания друг друга, нового, своих возможностей и самих себя. Как это сделать? В процессе общения и выполнения совместных задач.

2. Тема урока (слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека, суда по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение). Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский - твердость, мужественность).А теперь представьте, что Твардовский - это вы. Расскажите о себе. Отвечают 1-2 ученика. (Родился в крестьянской семье, много повидал, был фронтовым корреспондентом). О чем из скромности умолчал А.Т.? (Во время войны всегда находился в самых опасных местах, рисковал жизнью) Дополнения остальных?

3. Переход к анализу (слайд 2).

Спросить о Симонове, что написал? Чтение эпиграфа. Вы согласны с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание - цель урока).

Чтобы лучше понять замысел поэмы, попробуем представить себя соавторами Твардовского. Вы похожи на ребят, изображенных на снимке. (Слайд 3). Представьте, что на урок вы подобно героям фильма «Мы из будущего» перенеслись в то время. (Слайд 4). О чем бы вы стали писать? О войне. Как, что и для чего?

Но какую выбрать форму? Предлагаю вам задачу. (Слайд 6). Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос). (Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем - Теркиным).

Знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. На чем или на ком держится книга? На герое. Каким, по вашему, он должен быть? Заполним анкету. (Слайд 7). Обосновать ответы. Посмотрите на портрет. Какими чертами характера он должен обладать? (Слайд 8).

Спросим у Твардовского, когда впервые читатель встретился с Теркиным? Задуман во время советско-финской войны, чтобы поднять настроение бойцов. Сравните портреты героев. В чем изменения и чем их можно объяснить?

Внешность. (Вася Теркин - лубочный персонаж, созданный для смеха. Василий Теркин - один из бойцов, разделяющих все тяготы войны).

Развитие характера. Чтение главы «На привале». Верны ли наши предположения? Вспомним, без чего нельзя на войне?

Без шутки.

Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

Обсудить отчество - Иваныч. (Василий Иваныч ассоциируется с Чапаевым - героем гражданской войны. Твардовский указывает и на крестьянское происхождение героя - распространенное имя «Василий», и на то, что он, как и Чапаев, должен быть мужественным, находчивым. Можно сказать, что им «Василий» происходит от «Базилевс» - царь, т.е. несет в себе внутреннее благородство и достоинство)

В чем глубинный смысл поэмы? - в правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд (найдите подтверждения) (Слайд 9). Вставьте пропущенные слова, обоснуйте. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

Вставьте союз на месте пропуска. Обоснуйте. Обратите внимание, как одно слово может изменить смысл высказывания или придать ему иной оттенок. (Союз «а» вносит значение противопоставления «заумных» стихов живой, разговорной, народной речи).

Итог урока.

Домашнее задание. Чтение главы «Переправа».

Возвращаемся в наше время. (Слайд 12, 13).

Символика имени . Настоящий, нефельетонный Теркин, герой "Книги про бойца", появился в первых двух главах книги Твардовского в сентябре 1942 года. Фронтовая "биография" Теркина такова: начинает воевать во время финской кампании, вновь вступает в строй в июне 1941 года, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, потом переходит в наступление и завершает свой путь в глубине Германии.

Василий Теркин - это образ неодноплановый. Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего: они как бы средние. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него - стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин явственно очерчивает границы характера: Теркин - значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек". Ср., например, с русской пословицей: "Терпение и труд все перетрут" и т.д. Это ядро имени, ядро образа неоднократно варьируется, обыгрывается в поэме:

С первых дней годины горькой, Мир слыхал сквозь грозный гром, Повторял Василий Теркин: - Перетерпим. Перетрем... Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.

Образ Теркина - это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет (это сделало бы его излишне индивидуализированным): "Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем". Теркин - и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других 1 . См., например, главу "Теркин - Теркин": оказывается, Теркиных в книге двое. Это герой книги Василий Иванович и его однофамилец Иван. Двойничество подчеркивает обобщающий характер главного героя. Но их двойничество не абсолютно: второй Теркин оказывается рыжим, не курит, и его фронтовая профессия - бронебойщик. Разрешается ситуация "строгим старшиной":

Что вы тут не разберете, Не поймете меж собой? По уставу каждой роте Будет придан Теркин свой.

Твардовский отбирает наиболее общие, типичные эпизоды войны, редко использует конкретные географические названия и точные хронологические обозначения (место и время действия его книги - поле, лес, река, болото, деревенька, дорога, зима, весна, лето, осень). То же самое и в отношении военной профессии Теркина: в разных ситуациях он оказывается то связистом, то стрелком, то разведчиком. Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск - пехоте. Герой - пехотинец. "В нем - пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", - писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин - из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны. Герой поэмы Твардовского - это герой конкретной войны с немцами, и в то же время есть в нем то, что сближает его с русским солдатом всех времен. Самому Твардовскому эта мысль о глубоких национальных корнях его героя всегда нравилась и в рукописных вариантах поэмы есть строки:

И в своей шинели мятой, Похудевший, бородатый В самый раз походит он На российского солдата Всех кампаний и времен. 2

Твардовский рисует быт войны в целом, но общая картина войны складывается из отдельных, очень ярких и точных деталей войны. Конкретность, осязаемость рисуемых Твардовским картин чрезвычайно усиливают многочисленные и точные детали фронтовой жизни: на стоянке "в закоптелый бак гремела из ведра вода со льдом"; телефонист "дунул в трубку для порядка"; солдаты пишут письма "на привале, при огне, друг у друга на спине, зубами сняв перчатку, на ветру в любой мороз" и т.п. Картины войны в поэме всегда динамичны, живы, зрительно ощутимы.

Достижению обобщенности образа главного героя способствует и система рифм, используемых по отношению к имени и фамилии героя. Твардовский использует рифмы, которые характеризуют армейский быт и настроение героя ("Теркин" - "горькой", "махорки", "поговорки", "в гимнастерке", "в каптерке" и т.д.). Наиболее ответственной в поэме является рифма "Василий - Россия", несколько раз повторенная в тексте, то есть подчеркивается, что герой является воплощением богатырства русского народа, представляя всю Россию, весь народ.




Top