Франсиско таррега биография. Таррега франсиско

Творчество

Таррега - один из крупнейших гитаристов и гитарных композиторов конца XIX - начала XX века. Ему принадлежат 78 оригинальных произведений и около 120 переложений для гитары, наиболее известны «Воспоминание об Альгамбре», «Мавританский танец», «Арабское каприччио», «Вариации на тему Арагонской хоты», мазурки, прелюдии, этюды и др. Среди его учеников и последователей - Мигель Льобет , Эмилио Пухоль , Даниэль Фортеа и другие известные гитаристы. Высоко ценил мастерство Тарреги Андрес Сеговия , часто исполнявший его сочинения и использовавший в своей работе его педагогические методы.

Именно из его произведения Gran Vals фирма Nokia взяла свою «фирменную» мелодию для звонка сотового телефона .

Напишите отзыв о статье "Таррега, Франсиско"

Примечания

Библиография

  • Pujol E. Tárrega: ensayo biográfico. Lisboa, 1960.
  • Rius Espinós A. Francisco Tárrega, 1852-1909: biografia oficial. , 2002; англ. перевод 2006.

Ссылки

  • (исп.)
  • Таррега, Франсиско: ноты произведений на International Music Score Library Project

Отрывок, характеризующий Таррега, Франсиско

Брат недоверчиво покачал головой.
– Одно, что тяжело для меня, – я тебе по правде скажу, Andre, – это образ мыслей отца в религиозном отношении. Я не понимаю, как человек с таким огромным умом не может видеть того, что ясно, как день, и может так заблуждаться? Вот это составляет одно мое несчастие. Но и тут в последнее время я вижу тень улучшения. В последнее время его насмешки не так язвительны, и есть один монах, которого он принимал и долго говорил с ним.
– Ну, мой друг, я боюсь, что вы с монахом даром растрачиваете свой порох, – насмешливо, но ласково сказал князь Андрей.
– Аh! mon ami. [А! Друг мой.] Я только молюсь Богу и надеюсь, что Он услышит меня. Andre, – сказала она робко после минуты молчания, – у меня к тебе есть большая просьба.
– Что, мой друг?
– Нет, обещай мне, что ты не откажешь. Это тебе не будет стоить никакого труда, и ничего недостойного тебя в этом не будет. Только ты меня утешишь. Обещай, Андрюша, – сказала она, сунув руку в ридикюль и в нем держа что то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнении просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что то.
Она робко, умоляющим взглядом смотрела на брата.
– Ежели бы это и стоило мне большого труда… – как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрей.
– Ты, что хочешь, думай! Я знаю, ты такой же, как и mon pere. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах… – Она всё еще не доставала того, что держала, из ридикюля. – Так ты обещаешь мне?
– Конечно, в чем дело?
– Andre, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь?
– Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право очень рад, мой друг, – прибавил он.
– Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы.
Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
– Пожалуйста, Andre, для меня…
Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.
– Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.]
Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали.
– Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь.
– Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне?
Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою.
– Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили. И мне это грустно.
Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.

Франсиско Таррега (Francisco Tarrega), полное имя Франсиско Таррега-и-Эшеа; 21 ноября 1852, Вильярреаль - 15 декабря 1909, Барселона) - испанский классический гитарист и композитор, один из основоположников современного исполнительства на этом инструменте.

В 1862 году начал учиться игре на гитаре у Хулиана Аркаса и параллельно, по настоянию отца - на фортепиано. Достигнув некоторых успехов, Таррега смог приобрести в 1869 году гитару работы мастера Антонио Торреса, а в 1874 - поступить в Мадридскую консерваторию в классы фортепиано и композиции (гитара в консерватории не преподавалась). В 1880 году окончил консерваторию и начал карьеру концертирующего гитариста, начало которой положил его сольный концерт в мадридском театре «Альгамбра», прошедший с огромным успехом. После концертов Тарреги в Лондоне, Париже, Лионе, где проходили юбилейные торжества памяти Педро Кальдерона, музыкальные критики назвали его «Сарасате гитары».

После женитьбы в 1882 году Таррега поселяется в Барселоне, где занимается педагогической, концертной и композиторской деятельностью. В его репертуаре были как собственные оригинальные сочинения, так и переложения музыки Мендельсона, Готтшалька, Тальберга и других композиторов. В Барселоне сформировались творческие союзы Тарреги с Энрике Гранадосом и Исааком Альбенисом, многие их сочинения он переложил для гитары впервые. На рубеже XIX-XX веков гитарист давал многочисленные концерты в Испании, но в 1906 году после инсульта у него наступил паралич правой половины тела, и несмотря на то, что он вернулся к концертной деятельности, полностью выздороветь ему так и не удалось. Таррега умер в 1909 году в Барселоне, похоронен в городе Кастельон-де-ла-Плана.

Творчество

Таррега - один из крупнейших гитаристов и гитарных композиторов конца XIX - начала XX века. Ему принадлежат 78 оригинальных произведений и около 120 переложений для гитары, наиболее известны «Воспоминание об Альгамбре», «Мавританский танец», «Арабское каприччио», «Вариации на тему Арагонской хоты», мазурки, прелюдии, этюды и др. Среди его учеников и последователей - Мигель Льобет, Эмилио Пухоль, Даниэль Фортеа и другие известные гитаристы. Высоко ценил мастерство Тарреги Андрес Сеговия, часто исполнявший его сочинения и использовавший в своей работе его педагогические методы.

Именно из его произведения Gran Vals фирма Nokia взяла свою «фирменную» мелодию для звонка сотового телефона.

По материалам - wikipedia.org

Estatua de Francisco Tarrega. Obra de Eric Gimeno. Vila-Real, Castellon.


ТАРРЕГА-ЭЙКСЕА Франсиско (Francisco Tárrega y Eixea), 21.XI.1852 – 05.XII.1909, – выдающийся испанский гитарист-виртуоз и композитор, основоположник испанской школы игры на гитаре. Игрой на гитаре занимался с раннего дет-ства. Музыкальные способности Тарреги обратили на себя внимание и при поддержке одного состоятельного семейст-ва ему удалось поехать в Мадрид и в октябре 1874 года поступить в консерваторию, которую он закончил блестяще по двум специальностям – фортепиано и композиции. Несмотря на хорошие пианистические данные, Таррега предпочел гитару, в игре на которой усовершенствовался настолько, что решился дать свой собственный концерт в мадридском театре "Альгамбра". Громадный успех, сопро-вождавший это выступление, решил вопрос окончательно – Таррега становится гитаристом. Концертные поездки по Франции, Италии, Австрии, Голландии и другим странам подтвердили выдающиеся способности гитариста. Пресса сравнивала Таррегу с крупнейшими исполнителями-совре-менниками – скрипачом Пабло де Сарасате и пианистом Антоном Рубинштейном.

Собственных сочинений для гитары у Тарреги немного, всего 34. Однако по мастерству применения технических средств и звуковых возможностей гитары сочинения Тарреги являются выдающимися образцами. Это знаме-нитые "Мавританский танец", "Арабское каприччио", "Арагонская хота", "Воспоминание об Альгамбре", "Грезы", а также другие: мазурки, польки, прелюдии, этюды и т.д. Его творчество открыло новые пути для композиторов и исполнителей. Представляют ценность и многие, сделанные Таррегой, гитарные обработки произведений Баха, Гайдна, Моцарта, Шумана, Шопена, Мендельсона, Шуберта и других композиторов. Таррега не написал школы для гитары, но его педагогическая деятельность позволяет говорить о нем, как о выдающемся педагоге. Достаточно назвать всего несколько его видных учеников – М. Льобета, Э. Пухоля, Д. Прата, Д. Фортеа.

Деятельность Франсиско Тарреги представляется особенно значительной в период общего упадка гитарного искусства в начале ХХ века. Таррега показал широчайшие возможности шестиструнной гитары и доказал, что пути совершенство-вания игры на ней лежат в настойчивой работе над приобретением мастерства владения инструментом, в выявлении и подчинении художественным целям звуковых красот гитары, недоступных другим инструментам.

Он принадлежал к тем артистам, которые не выбирают профессию, – гитара была его судьбой.

Таррега родился в маленьком валенсийском городке Вилла-Реаль-де-лос-Инфантес. Его увлечение гитарой началось с того дня, как он услышал игру народного музыканта – слепого гитариста Мануэля Гонсалеса. С 10 лет занимался гитарой у известного испанского гитариста Хулиана Аркаса (1832-1882).

Несмотря на увлечение гитарой, Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классам форте-пиано и композиция. Это произошло лишь потому, что ни в Барселон-ской, ни в Мадридской консервато-риях в то время не было класса гитары. И у Тарреги не было другого выбора, как поступить в класс фортепиано. Однако, "измена" гитаре обернулась для нее счастьем – Франсиско Таррега стал высокообразованным музыкантом. Вскоре он уже посетил с концертами все крупные города Испании, а затем и Европы, завоевав успех и признание. Вернувшись в 1881 году в Испанию, Таррега продолжал концертировать и всецело посвящал себя своему инструменту. Он сочинял, перекладывал для гитары произведения знаменитых композиторов – Шопена, Баха, Бетховена, не забывая своих соотечественников – Альбениса, Гранадоса. Наиболее известными произве-дениями Тарреги считаются "Воспоминания об Альгамбре", "Арабское каприччо" и "Арагонская хота" с вариациями. Таррега как никто другой умел раскрыть неповторимую индивидуальность гитары – нежность, интимность, богатство красочной палитры.

Гранада. Альгамбра.

Именно Франсиско Тарреге Испания обязана началом возрождения гитарного искусства. Его считают отцом современной классической гитары. Соотечественники свято хранят память о выдающемся артисте. Его имя присвоено Международному конкурсу гитаристов, проводимому в Испании. В Кастельон-де-ла-Плане Тарреге воздвигли памятник.

Сборник произведений Франсиско Тарреги

MUSICA PARA GUITARRA POR EL MAESTRO TARREGA

Antich y Tena Editores, San Vicente, 99, Valencia
(A. y T. 357-360, 362, 364, 391-396)

Государственная музыкальная библиотека Швеции
Из Коллекции Карла Оскара Бойе (1849-1923) – Boije 828, 829

Часть 1 – PDF (2,16 Mb)

1. Capricho Arabe (Serenata para guitarra) ..................... A. y T. 357
2-3. Preludios No 1 y 2 ......................................................... A. y T. 358
4. Largo de la Sonata de Beethoven (Op. 7) .................... A. y T. 362
5. Gran Vals ............................................................................ A. y T. 360
6. La Mariposa (Estudio para guitarra) ............................. A. y T. 359
7. Adelita (Mazurka para guitarra) ...................................... A. y T. 364

Часть 2 – PDF (1,23 Mb)

1. Preludio No 20 Chopin .................................................. A. y T. 391
2. Preludio No 3 .................................................................. A. y T. 392
3. Preludio No 4 .................................................................. A. y T. 392
4. Preludio No 5 .................................................................. A. y T. 392
5. Preludio No 6 Chopin (Op. 28) .................................... A. y T. 391
6. Preludio No 7 Chopin .................................................... A. y T. 391
7. Rosita (Polka) ................................................................. A. y T. 393
8. Marieta (Mazurka para guitarra) ................................... A. y T. 393
9. Menuet de la Fantasie Op: 78 de Franz Schubert .... A. y T. 394
10. Menuet Beethoven ......................................................... A. y T. 395
11. Menuet de Haydn ........................................................... A. y T. 396

МУЗЫКА, ТАБУЛАТУРЫ И НОТЫ ИЗ ДРУГИХ ИЗДАНИЙ

TAB RAM

Adelita (в исп. Дэвида Рассела)

MP3
Ноты (*.jpg) [ 1 ] ZIP
TAB MP3
Ноты (*.jpg) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] ZIP PDF

Danza Mora (Мавританский танец)

MIDI
Ноты (*.jpg) [ 1 ] [ 2 ] ZIP
MIDI
Ноты (*.jpg) [ 1 ] [ 2 ] ZIP

Endecha (Prelude)

TAB MIDI
TAB MIDI

Estudio en Forma de Minueto

TAB MIDI
TAB
TAB MIDI
TAB MIDI
TAB
TAB MIDI
Ноты (*.jpg) [ 1 ] ZIP
TAB MIDI

Pavana (исп. Д. Рассел)

WMA
Ноты (*.jpg) [ 1 ] ZIP

Marietta (Mazurka)

TAB MIDI
Ноты (*.jpg)

Франсиско Таррега-Эшеа (1852-1909)– испанский гитарист–виртуоз, педагог и композитор. Франсиско Таррега является основоположником собственной школы игры на гитаре, на принципах которой училось последующее поколение гитаристов, внесшее огромный вклад в развитие этого инструмента. Франсиско родился в небольшом городке Вильяреале. Через год семья уехала в Кастельон на родину родителей мальчика. Отец Франсиско умел играть на гитаре в различных стилях, включая и фламенко, так что мальчик слышал чарующие звуки с раннего детства. Тогда же он услышал и игру известного в провинции слепого гитариста Мануэля Гонзалеса. В народе его называли «Слепой с побережья». Поражённый игрой слепого музыканта Франсиско мечтает учиться у него. Отец мальчика не стал возражать, так как после перенесённой болезни у Франсиско сильно упало зрение и подумав, что на гитаре можно заработать себе на хлеб будучи даже слепым, даёт своё согласие. Франсиско Таррега оказался весьма талантливым мальчишкой, желающим и умеющим учиться. Вскоре он берёт уроки у Эухени Руиса и видя эти успехи сына, отец Франсиско настаивает на том, чтобы кроме гитары он занимался на фортепиано. Франсиско знакомится с известным гитаристом Хулианом Аркасом гастролирующим в их провинции. Знакомство со столь знаменитым музыкантом и его совет приезжать и брать у него уроки в Барселоне не остаётся не услышанным. Аркас не мог долго преподавать гитару Тарреге, так как его гастроли не позволяли это сделать, но Франсиско продолжал ездить в Барселону и в отсутствие там своего учителя. Он играл в кофейнях и ресторанах зарабатывал и пытался устроить свою карьеру. В возрасте 22 лет Франсиско поступает в консерваторию Мадрида при спонсорской поддержке богатого торговца Антонио Кэнесы. Здесь он изучает теорию музыки, гармонию, фортепьяно и композицию. Преподаватель консерватории Эмилио Арриета, слыша игру на гитаре молодого музыканта, убедил его продолжить карьеру гитариста. За несколько лет до поступления в консерваторию Франсиско приобрел чрезвычайно громкую и резонансную гитару мастера из Севильи Антонио Торреса. Этот превосходный инструмент усилил его мнение о потенциале гитары как о серьезном музыкальном инструменте и способности его конкурировать с другими музыкальными инструментами уже занявшими своё определённое место на сцене. В ноябре 1878 года на собрании общества “Каторре” в Барселоне он очень успешно исполнил несколько пьес. Окрылённый успехом Франсиско дал еще один концерт, который прошёл с невиданным до этого времени блеском. Эти выступления окончательно убедили Франсиско полностью посвятить себя гитаре.

Франсиско Таррега играет для друзей.

В конце 1870х Франсиско Таррега не только выступает с концертами, но и занимается преподавательской деятельностью. Его учениками были такие известные испанские гитаристы как Мигель Льобет, Даниэль Фортеа. Гастроли в Париже и Лондоне в 1880 году принесли огромный успех. Пресса назвала Франсиско Тареггу «Сарасате гитары» (Пабло де Сарасате выдающийся испанский скрипач того времени). В 1885 году Таррега переезжает в Барселону, где он напишет основные свои произведения для гитары. После посещения мавританского дворца Альгамбры с его фонтанами и великолепной архитектурой Франсиско написал своё знаменитое произведение для гитары , в котором передал журчание воды фонтанов дворца. Написанное на основе гитарного приёма тремоло «Воспоминание об Альгамбре» входит в репертуар всех известных гитаристов мира.

Альгамбра. Фонтаны мавританского дворца.

В 1990 году Таррега посетил Алжир, где под впечатлением ритмов исполняемых на аравийских барабанах написал «Мавританский танец». Всего у Франсиско Тарреги написано 34 произведения для гитары. Среди них такие известные, как «Арабское каприччио» и «Арагонская хота». Кроме написаний собственных гитарных произведений Франсиско сделал много переложений для гитары, используя свои обширные знания в фортепианной музыке. Франсиско Тарреге Испания обязана началом возрождения гитарного искусства. Его имя присвоено Международному конкурсу гитаристов, проводимому в Испании. Умер Франсиско Таррега в возрасте пятидесяти шести лет от кровоизлияния в мозг. В городе Кастельон де ла План поставлен памятник великому артисту и педагогу.




Top