Экзаменационные вопросы по куприну гранатовый браслет. Тестовая работа по дисциплине Литература

Одно из самых известных произведений Александра Куприна - «Гранатовый браслет». К какому жанру относится история о безответной любви скромного чиновника Желткова? Чаще это произведение называют рассказом. Но в нём присутствуют и черты, характерные для повести. Определить жанр «Гранатового браслета», оказывается, непросто.

Для того чтобы сделать это, следует вспомнить содержание произведения Куприна, а также рассмотреть особенности и рассказа, и повести.

Что такое рассказ?

Под этим литературным термином понимают сочинение малой прозы. Синоним к этому слову — «новелла». Рассказами обычно называли свои произведения русские писатели. Новелла — понятие, присущее больше зарубежной литературе. Существенной разницы между ними нет. И в первом, и во втором случае речь идет о произведении небольшого объёма, в котором встречается всего несколько героев. Важная особенность — наличие только одной сюжетной линии.

Структура такого произведения довольно проста: завязка, кульминация, развязка. В русской литературе XIX века повестью часто называли то, что сегодня принято именовать рассказом. Яркий пример — всем известные произведения Пушкина. Писатель создал несколько рассказов, сюжет которых ему якобы поведал некий Белкин, и назвал их повестями. В каждом из этих произведений персонажей немного и всего по одной сюжетной линии. Так почему же Пушкин не назвал свой сборник «Рассказы Белкина»? Дело в том, что литературная терминология XIX века несколько отличается от современной.

А вот жанровая принадлежность произведений Чехова сомнений не вызывает. События в рассказах этого писателя вращаются вокруг каких-либо, на первый взгляд, мелких происшествий, позволяющих героям взглянуть на свою жизнь иначе. Лишних персонажей в произведениях Чехова нет. Рассказы его четки, лаконичны. То же самое можно сказать и о прозе более поздних авторов — Леонида Андреева, Ивана Бунина.

Что такое повесть?

Произведение этого жанра занимает промежуточную позицию между рассказом и романом. В зарубежной литературе понятие "повесть" отсутствует. Английские и французские авторы создавали либо новеллы, либо романы.

В Древней Руси повестью называли любое прозаическое произведение. Со временем термин приобрел более узкое значение. До середины XIX века под ним понимали сочинение небольшого размера, но большего, нежели рассказ. Героев в повести обычно значительно меньше, чем в эпопее «Война и мир», но больше, чем в чеховском «Бумажнике». Все же современные литературоведы порой затрудняются определить жанр того или иного произведения, написанного более 200 лет назад.

В повести события вращаются вокруг главного героя. Действия происходят в небольшой период времени. То есть если в произведении рассказано о том, как герой появился на свет, окончил школу, университет, сделал успешную карьеру, а затем, ближе к семидесятилетию, благополучно скончался в своей постели, то это роман, но никак не повесть.

Если показан всего один день из жизни персонажа, а в сюжете присутствуют два-три действующих лица, это рассказ. Пожалуй, самым четким определением повести будет следующее: «произведение, которое нельзя назвать ни романом, ни рассказом». Каков жанр «Гранатового браслета»? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним содержание.

«Гранатовый браслет»

Произведение к жанру рассказа с уверенностью можно отнести, если в нём идёт речь о двух-трех персонажах. Здесь героев больше.

Вера Шеина замужем за добрым и благовоспитанным человеком. Ей нет никакого дела до телеграфиста, который регулярно пишет ей любовные письма. Более того, она и лица его никогда не видела. Равнодушие Веры сменяется чувством тревоги, а затем жалостью и сожалением после того, как она получает в подарок от телеграфиста гранатовый браслет.

Жанр этого произведения можно было бы определить с легкостью, если бы Куприн исключил из повествования таких персонажей, как генерал Аносов, брат и сестра Веры. Но эти герои не просто присутствуют в сюжете. Они, а в особенности генерал, играют определенную роль.

Вспомним несколько историй, включённых Куприным в «Гранатовый браслет». Жанр произведения можно определить в процессе его художественного анализа. А для этого следует снова обратиться к содержанию.

Безумная любовь

Офицер влюбился в жену полкового командира. Эта женщина не отличалась привлекательностью, к тому же была морфинисткой. Но любовь зла… Роман длился недолго. Опытной женщине молодой возлюбленный вскоре надоел.

Гарнизонная жизнь скучна и однообразна. Жене военного, видимо, захотелось скрасить будни острыми ощущениями, и она потребовала от прежнего возлюбленного доказательств любви. А именно броситься под поезд. Он не погиб, но остался на всю жизнь инвалидом.

Любовный треугольник

Еще об одном случае из гарнизонной жизни повествует другая история, включенная в «Гранатовый браслет». Жанр ее можно было бы с легкостью определить, если б она представляла собой отдельное произведение. Это был бы классический рассказ.

Жена отважного офицера, весьма уважаемого солдатами, влюбилась в поручика. Завязался страстный роман. Изменница отнюдь не скрывала своих чувств. Более того, муж был хорошо осведомлён о ее отношениях с любовником. Когда же полк отправили на войну, она пригрозила ему разводом в случае, если что-то случится с поручиком. Мужчина ходил на саперные работы вместо любовника своей супруги. Проверял сторожевые посты за него по ночам. Делал всё, чтобы сохранить здоровье и жизнь своему сопернику.

Генерал

Эти истории приведены неслучайно. Их поведал Вере генерал Аносов - один из наиболее ярких персонажей «Гранатового браслета». Жанр этого произведения не вызывал бы сомнения, если бы в нём не было этого колоритного героя. В таком случае это был бы рассказ. Но генерал отвлекает читателя от основной сюжетной линии. Помимо вышеприведённых историй, Вере он также рассказывает о некоторых фактах из своей биографии. Кроме того, Куприн уделил внимание и другим второстепенным героям (например, сестре Веры Шеиной). Структура произведения от этого стала более сложной, сюжет глубоким и интересным.

Истории, рассказанные Аносовым, производят впечатление на главную героиню. А его рассуждения о любви заставляют взглянуть княгиню иначе на чувства безликого телеграфиста.

К какому жанру относится «Гранатовый браслет»?

Выше было сказано о том, что в литературе раньше не было четкого разделения между такими понятиями, как рассказ и повесть. Но так было лишь в начале XIX века. Произведение, о котором речь идёт в этой статье, Куприн написал в 1910 году. К тому времени уже сформировались понятия, которыми пользуются современные литературоведы.

Писатель определил свое произведение как повесть. Называть «Гранатовый браслет» рассказом неправильно. Впрочем, ошибка эта простительная. Как сказал не без доли иронии один известный литературный критик, отличить рассказ от повести в совершенстве не умеет никто, но на эту тему любят спорить студенты-филологи.

Предложения

1. К какому жанру относится произведение А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?

2. Узнайте героя по описанию.

«...пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных Миниатюрах».

3. Узнайте героя по описанию.

«По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости».

4. Узнайте героя по описанию.

«Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами».

5. Кому принадлежат слова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость»?

6. Кому принадлежат слова: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить»?

7. Как называется прием, используемый в приведенном ниже отрывке?

«Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине - стол, накрытый цветной малороссийской скатертью».

8. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».

9. Как называется приём сопоставления, соотнесения разных предметов, выделенный в приведённом ниже отрывке?

«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. "ТОЧНО КРОВЬ!" - подумала с неожиданной тревогой Вера.»

Татьяна Шеханова

Татьяна Сергеевна ШЕХАНОВА - преподаватель московского лицея № 1536, член Союза писателей России, Союза журналистов России.

«Гранатовый браслет» в вопросах и ответах

В связи с сокращениями часов на литературу многие учителя жалуются на нехватку времени, особенно в старших классах. Возникают ножницы между требованиями стандарта и реальной ситуацией, в которой часто приходится даже не проходить, а “пробегать” произведение.

Одним из способов нейтрализации этих ножниц является разгрузка программы старших классов (особенно выпускного) за счёт перераспределения материала. Часть произведений вполне можно перенести в 8–9-й классы: они доступны подросткам по возрасту и могут быть объединены в смысловые блоки с традиционно изучаемыми в этих классах произведениями.

Так можно поступить, например, с «Гранатовым браслетом» А.И. Куприна, который удачно встраивается в линию с «Ромео и Джульеттой», рыцарскими балладами, повестями Тургенева, рассказами Бунина, любовной лирикой разных времён.

В помощь словесникам, которые решатся на такой ход, печатаем десять вопросов и ответов по повести «Гранатовый браслет», которые помогут им провести “инвентаризацию” сведений перед тем как планировать урок, а также послужат опорными линиями для урока.

1. Сравните Веру и Анну. Счастливы ли они? Почему вы так решили?

2. Расскажите о князе Шеине, Николае Николаевиче, генерале Аносове. У них успешная карьера, прочное положение в обществе. Счастливы ли эти герои?

3. В чём смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым? В чём причины несчастья во всех трёх историях?

4. Почему именно генерал Аносов чувствует прежде всех иной масштаб переживаний и духовной жизни Желткова?

5. Что “не так” делают, говоря словами Веры, Николай Николаевич, Василий Львович и она сама? Что “так” делает один Желтков?

6. Как меняется Желтков за “семь лет безнадёжной и вежливой любви”? Расскажите о “трёх шагах” Желткова в последней попытке объясниться - с Шеиным, с Верой и, наконец, со всеми (своим уходом).

7. Как соотносятся образы генерала Аносова и мелкого чиновника Желткова, ни разу не встречавшихся? Образы Пушкина и Наполеона - “великих страдальцев”?

8. В чём, по-вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Largo Appassionato из Второй сонаты Бетховена (соч. 2), сопряжённой с темой истинной любви и истинной жизни?

9. Проанализируйте мотивы розы, письма, символику детали (браслет - дар Желткова, серьги - дар Шеина), жеста, цифр. В чём их роль в повести?

10. Как можно истолковать финал повести?

1. Сёстры Вера и Анна, с одной стороны, похожи: обе замужем, у обеих влиятельные мужья, обе любят быть друг с другом, дорожат этими мгновеньями. С другой стороны, они являются антиподами: это проявляется и в их портретах (английская породистость Веры и татарская порода, “грациозная некрасивость” Анны), и в их мироощущении (Вера следует светским обычаям, Анна своевольна и дерзка, но до определённой границы: “под глубоким декольте носит власяницу”), и в их семейной жизни (Вера не ведает, что не любит мужа, потому что не знает любви, а Анна отдаёт себе отчёт в нелюбви к мужу, но, согласившись на брак, терпит его). В последнем - в несчастной жизни в браке - обе сходны. Вера как бы “потеряна” в привычной жизни, не заметна её красота, стёрта её исключительность (для всех и для неё самой), а Анна “презирает” мужа-глупца и награждена детьми вроде бы хорошенькими, но с “мучнистыми” лицами.

2. Князь Шеин уважаем в обществе, о чём говорит его положение, внешне благополучен (средств не хватает, но это удаётся скрывать; о “недостаточности” любви в семье он не подозревает). Николай Николаевич горд своим чином, должностью, деятелен и внешне также благополучен; однако одинок, что примечательно. Одинок и генерал Аносов, один из самых обаятельных героев повести. Отважный солдат, он на старости лет остаётся без семейного очага. Это главное несчастье всех троих героев.

3. “Девочки” по сравнению с древним генералом Аносовым, Вера и Аня расспрашивают его о любви. Трижды отвечает на это генерал. Две притчи - о том, что есть “не любовь, а какая-то кислятина” (подделка, заблуждение), а одна - история собственной жизни - об антилюбви. Смысл всех трёх вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не унижать её.

4. В отличие от Веры, Василия Львовича, Николая Николаевича и даже Анны с её чуткостью (“море пахнет арбузом”, “в лунном свете есть розовый цвет”), генерал разделяет подлинность чувства “телеграфиста” и принятую в свете “усреднённость”, стёртость, ритуальность отношений между людьми. Любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и поле брани. В опошленном в устах князя Шеина рассказе о “похождениях телеграфиста” Аносов слышит знакомые именно ему, старому солдату, ноты доблести духовной.

5. Подарок мелкого чиновника Желткова княгине Шеиной не обрадовал её и привёл в беспокойство всё семейство, включая её брата Николая Николаевича, помощника прокурора. Всё это приводит к трагической развязке. Что же сделали не так (по определению Веры) князь Шеин и Николай Николаевич? Они попытались пресечь чувство любви Желткова к княгине Вере, поставив ничтожного, по их мнению, чиновника “на место”. За тем они и идут к нему. Шеин пассивен, он “влеком” Николаем Николаевичем как вещественное доказательство виновности Желткова, который посягнул на Веру. Она замужем , и муж - подтверждение тому. Шеин безмолвен и безволен, его попытки перебить безапелляционные речи Николая Николаевича вялы. Вот в чём его не так . Николай Николаевич угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности, то есть действует, предполагая, что Желтков может устрашиться и послушно прекратить любить княгиню Веру, не подозревая, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком. В этом - не так Николая Николаевича. Вера же, не сумевшая принять дар любви (и, как его проявление, дар браслета), тоже поступает не так , поскольку живёт не по своим, а по чужим, установленным когда-то и кем-то правилам, не чувствуя себя. Опомнится она лишь после известия о смерти Желткова и прощания с ним (дважды - с телом и с душой).

6. Кто же такой Желтков? Недаром сначала мы видим пародийное воспроизведение его странного поведения: в рамки приличий оно не укладывается. Шеин пародийно интерпретирует письма и действия Г.Ж. Для этого есть основания: раннее письмо Желткова очень отличается от позднего, а пылкие, неловкие поступки влюблённого юноши - от деяний поистине любящего зрелого человека . Налицо рост личности, и именно высокое чувство определяет этот рост, о чём говорит лексика, строй предложений, система аргументов “позднего” Желткова. Через пародийное портретирование мы, читатели, продираемся, как через досадную преграду, к истинному облику личности Желткова. Портрет и речь героя растут с ним. Автор учит нас видеть не место на социальной лестнице, а самого человека. Предостерегает от того, чтобы, раз уверившись в несовершенстве человека, мы не переставали видеть перспективу его развития, не отказывали ему в возможности совершенствоваться, а себе - в возможности видеть его самосовершенствование. Три шага предпринимает Желтков, чтобы объясниться с Шеиным, с Верой и, наконец, со всем миром. Шеину Желтков говорит о любви, которой нельзя противостоять. Но обещает, что больше не потревожит его. Вере - она отказывается выслушать Желткова - говорит о том же, но уже посмертно (в письме). И, наконец, его последним объяснением с миром и со всеми, кто может слышать , является бетховенская соната № 2 - о жизни, о смерти и о любви.

7. Желткова так и не услышали при жизни, как в полной мере при жизни не услышали до конца и Пушкина, и Наполеона - “великих страдальцев”. Куприн именно здесь, после смерти Желткова, открыто вводит романтический мотив отторженности и непонятости героя , возвышая его над обыденной жизнью. Недаром смог расслышать это в глумящихся речах Шеина и особенно Николая Николаевича только генерал Аносов, знающий цену жизни, смерти и любви. Очень важно, что светская беседа не сбивает генерала с толку, он расспрашивает Веру - и в ответ на её встречные вопросы даёт определение истинной любви, которой не был удостоен сам, но о которой много размышлял. Аносов и Желтков не встречаются, но генерал распознаёт в нём героя, не сравнимого по масштабу с князем Шеиным, по слухам о нём.

8. Эпиграф и настраивает нас на то, чтобы слушать сонату Бетховена - величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть. Овеянная ими, она учит тому же - не мельчить, не суетиться, а мыслить и чувствовать по-настоящему, соразмерно себе самому. Музыка внятно рассказывает княгине Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой. Эта щедрость и милосердие проясняют Веру самой себе . Такой она и останется. Это главный дар Желткова, который когда-то в юности увидел подлинность и совершенство Веры, неясные ей самой. Так быстро всё объяснить человеку могут только три вещи - любовь, музыка и смерть. Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом - особый смысл музыкальной темы, дающей - от эпиграфа к последней сцене - исключительную завершённость произведению.

9. Напряжённо работает система деталей и символов в повести. Роза - символ не только любви, но и совершенства мироздания. Розы удостаиваются на протяжении всей повести лишь два героя: генерал Аносов и Желтков (последний - посмертно). Символичны дары князя Шеина (серьги с жемчугом - два разъединённых предмета, украшенные символом скорби и слёз) и Желткова (гранатовый браслет с зелёным гранатом посредине; браслет, замкнутый в кольцо, - воплощение гармонии, гранат, по преданию, приносил своему обладателю радость и веселье, а зелёный гранат сообщал, как справедливо предупреждает сам Желтков, дар прозрения). Символичны жесты героев, особенно антиподов - Николая Николаевича и Желткова - при объяснении друг с другом.

10. Все эти наблюдения позволяют сделать вывод, что купринская тема романтической любви необычайно глубока и притягательна. Проста она обманчиво. На самом деле за её прозрачностью - глубина и размах. Недаром в художественном пространстве повести возникают такие могучие образы-символы, как Пушкин, Наполеон, Бетховен. Ещё один образ неназванно, неуловимо присутствует здесь - князь Мышкин (портрет, речь в сцене объяснения Желткова с Шеиным и Николаем Николаевичем напоминают нам о нём), персонаж Достоевского. Недаром Куприн говорит устами генерала Аносова, что любовь - это “великая трагедия”. Однако, несмотря на трагедию, любовь остаётся в нашей памяти величественной и сильной. В этом особенности купринского подхода к теме.

Можно предложить ученикам после беседы по «Гранатовому браслету» поработать с небольшим текстом «Портрет княгини Веры». Сначала необходимо вставить в него пропущенные буквы и знаки препинания (особенно хорошо отрабатывать здесь тему «Однородные и неоднородные определения»), а затем написать по нему изложение. Для более сильных учеников можно предложить продолжить наблюдения, сделанные в тексте, сравнив этот портрет Веры с тем, который мы встречаем в финале повести.

Портрет княгини Веры

Героиня повести «Гранатовый браслет» княгиня Вера появляет..ся на фоне осен..их цветов: “…она ходила по саду и осторожно ср..зала ножницами цветы к обеден..ому столу. Клумбы опустели и имели бе..порядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а так(же) левкой - наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях пахнувших капустой розовые кусты ещё давали - в третий раз за это лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие редкие точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры распростр..няя в чутком воздухе осен..ий травянистый грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и ч..резмерного материнства тихо осыпали на землю бесчислен..ые семена будущей жизни”. Героини кажется ещё и нет - перед нами описание цветов, которые она ср..зает. Присмотримся к нему внимательнее: из всех цветов выделен..ы и помещен..ы в центр фрагмента георгины, пионы и астры - союз “зато” противопост..вляет их левкоям и розам цветущим не так “пышно” “холодно” и “высокомерно”, слово “остальные” в начале следу..щего предложения опять выделяет их из ряда - уже по признаку бесплодности . Все остальные цветы не только цвели, но и дали семена, им были ведомы любовь и радость материнства, осень для них - не только пора ум..рания, но и время начала “буду..щей жизни”.

“Человеческие” мотивы в описании цветов подготавливают характеристику самой героини. На этой же странице читаем: “…Вера пошла в мать красавицу англичанку своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом… ” Выделен..ые нами определения связывают в сознании.. читателя Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Она не просто среди них - создаётся впеч..тление, что она одна из них. Так образ героини.. вошедш..й в пору своей осени встраивает..ся в более широкий пейзажный контекст, который обогаща..т этот образ дополнительными смыслами.

ТЕСТ
Вариант I

а) Глядя на покойного Желткова, Вера Николаевна вспомнила, что “то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев - Пушкина и ______________”.
а) Кутузова б) Лермонтова в) Наполеона г) Дантеса

б) Особенно важны в рассказе слова генерала Аносова о любви: “Любовь должна быть ______________. Величайшей тайной в мире!”
а) трагедией б) искусством в) любовью г) закрытой

в) Из описания Веры Николаевны в начале рассказа: “была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно ______________”.
а) красива б) величава в) счастлива г) спокойна

г) “Точно ___________!” - с неожиданной тревогой подумала Вера Николаевна, разглядывая подаренный ей браслет.
а) кровь б) гранат в) рана г) смерть

д) После обеда у Шеиных “обыкновенно играли в ___________, так как обе сестры до смешного любили азартные игры”.
а) пасьянс б) дурака в) пьяницу г) покер

а) “ приподнял красный футляр со стола и тотчас же брезгливо бросил его на место”

б) “Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, - лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике”.

в) “пел вполголоса, под аккомпанемент Женни Рейтер, итальянские народные канцонетты и рубинштейновские восточные песни. Голосок у него был маленький, но приятного тембра, послушный и верный”.

г) “несмотря на свое видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств”

в) Желтков г) Васючок

д) “Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И видно было, что он совсем забыл о светских приличиях, о том, кому где надо сидеть, и перестал держать себя джентльменом”.
а) Николай Николаевич б) князь Василий Львович Шеин
в) Желтков г) Густав Иванович Фриессе

а) “Мне жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать”.
в) Желтков г) генерал Аносов

б) “Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей”
а) Желтков б) генерал Аносов

в) “Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью”.
а) поручик Бахтинский б) Желтков
в) князь Василий Львович Шеин г) генерал Аносов

г) “Завтра он присылает кольцо с брильянтами, послезавтра жемчужное колье, а там - глядишь - сядет на скамью подсудимых за растрату или подлог, а князья Шеины будут вызваны в качестве свидетелей Милое положение!”

д) “Когда я гляжу с такой высоты, у меня всегда как-то сладко и противно щекочет в груди и пальцы на ногах щемит И все-таки тянет, тянет”

ТЕСТ
“Гранатовый браслет” А.И.Куприна
Вариант II

1) Выберите пропущенное слово:

а) Вера Николаевна, разглядывая браслет, “не могла отвести глаз от пяти алых ______________ огней, дрожавших внутри пяти гранатов”.
а) прекрасных б) адских в) кровавых г) горящих

б) В финале рассказа в качестве своеобразного рефрена используются слова “______________________” из письма Желткова.
а) "Возлюби ближнего своего как самого себя" б) "Не убей"
в) "Да святится имя твое" г) "Не создай себе кумира"

в) Вера Николаевна по поводу подарка сестры: “Но знаешь, Анна, что только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать ___________ в дамский carnet”.
а) словарь б) книгу в) брошюру г) молитвенник

г) Действие в рассказе происходит в день именин Веры Николаевны - _____________ (дата).
а) 17 сентября б) 19 октября в) 2 сентября г) 31 декабря

д) Желтков при встрече с князем Шеиным и братом Веры Николаевны говорил “одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у __________”.
а) парализованного б) мертвого в) неживого г) больного

2) Кто из персонажей так описывается (характеризуется)?

а) “Он всю свою скрытую нежность души и потребность сердечной любви перенес на эту детвору, особенно на девочек. Сам он был когда-то женат, но так давно, что даже позабыл об этом”
а) Васючок б) Николай Николаевич в) генерал Аносов г) Желтков

б) “Она во многом отказывала себе и, насколько возможно, экономила в домашнем хозяйстве”.
а) жена генерала Аносова б) Вера Николаевна в) Анна Николаевна Фриессе

в) “очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”.
а) Желтков б) поручик Бахтинский в) Васючок г) Николай Николаевич

г) “У нее были редкой красоты спина, грудь, плечи. Отправляясь на большие балы, она обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличием и модой, но говорили, что под низким декольте у нее всегда была надета власяница”.
а) жена генерала Аносова б) Вера Николаевна
в) Анна Николаевна Фриессе

д) “Мотовка, актриса, неряха, жадная. И глаза всегда лживые-лживые”
а) жена генерала Аносова б) Вера Николаевна в) Анна Николаевна Фриессе

·
3) Кому из персонажей принадлежат эти слова?

а) “Когда я в первый раз вижу море, после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой. Я скучаю, глядя на него, и уж стараюсь больше не смотреть. Надоедает”.
а) жена генерала Аносова б) Вера Николаевна в) Анна Николаевна Фриессе

б) “А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!”
а) Желтков б) генерал Аносов
в) князь Василий Львович Шеин г) Николай Николаевич

в) “Но ты только посмотри, какая красота, какая радость - просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна Богу за все чудеса, которые он для нас сделал!”
а) жена генерала Аносова б) Вера Николаевна в) Анна Николаевна Фриессе

г) “Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек”.
а) генерал Аносов б) князь Василий львович Шеин
в) Васючок г) Густав Иванович Фриессе

д) “Мы вместо дела разводим какую-то мелодекламацию Вопрос очень короток”
а) Николай Николаевич б) Густав Иванович Фриессе
в) генерал Аносов г) князь Василий Львович Шеин

ТЕСТ “Гранатовый браслет” А.И.Куприна
Вариант III

1) Выберите пропущенное слово:

а) “А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - “___________________”?
а) "сильна, как воин" б) "сильна, как смерть"
в) "сильна, как жизнь" г) "сильна, как любовь"

б) Из описания вечера в доме князей Шеиных: “Перед тем как вставать из-за стола, Вера Николаевна машинально пересчитала гостей. Оказалось - ______”.
а) 13 б) 7 в) 12 г) 6

в) В финале рассказа пианистка Женни Рейтер играет вторую сонату ___________ (композитор), о которой говорит в своей записке Желтков.
а) Баха б) Мусоргского в) Чайковского г) Бетховена

г) Вера Николаевна после известия о самоубийстве Желткова думала про себя: “Почему я это предчувствовала? Именно этот трагический исход? И что это было: любовь или ________________?”
а) болезнь б) привязанность в) сумасшествие г) умопомешательство

д) Из описания браслета: “Вера подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный _________ браслет”
а) оловянный б) гранатовый в) серебряный г) золотой

2) Кто из персонажей так описывается (характеризуется)?

а) “У него была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. Он брал в основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом является кто-нибудь из присутствующих или общих знакомых, но так сгущал краски и при этом говорил с таким серьезным лицом и таким деловым тоном, что слушатели надрывались от смеха”.
а) князь Василий Львович Шеин б) поручик Бахтинский
в) Васючок г) Николай Николаевич

б) “хохотал громко и восторженно, и его худое, гладко обтянутое блестящее кожей лицо, с прилизанными жидкими, светлыми волосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнажавший в смеху прескверные зубы”.
а) князь Василий Львович Шеин б) Густав Иванович Фриессе
в) Васючок г) Николай Николаевич

в) “славился в Петербурге как лучший танцор и несравненный распорядитель балов”.
а) князь Василий Львович Шеин б) поручик Бахтинский
в) Васючок г) Николай Николаевич

г) “По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым”
а) князь Василий Львович Шеин б) генерал Аносов
в) Желтков г) Васючок

д) “пошла в мать, красавицу-англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах”.
а) Анна Николаевна Фриессе б) Вера Николаевна в) жена генерала Аносова

3) Кому из персонажей принадлежат эти слова?

а) “разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя”.
а) поручик Бахтинский б) князь Василий Львович Шеин
в) Желтков г) генерал Аносов

б) “Если спросишь родителей, не порочное ли дитя - так можете представить, - они даже оскорбляются! И вот приют открыт, освящен, все готово - и ни одного воспитанника, ни одной воспитанницы!”
а) Вера Николаевна б) Анна Николаевна Фриессе в) жена генерала Аносова

в) “Я люблю лес. Помнишь лес у нас в Егоровском?.. Разве может он когда-нибудь прискучить? Сосны!.. А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером. Тишина какая прохлада”.
а) Анна Николаевна Фриессе б) жена генерала Аносова в) Вера Николаевна

г) “Дело, по-моему, переходит за те границы, где можно смеяться и рисовать забавные рисуночки”
а) генерал Аносов б) Николай Николаевич
в) Васючок г) Густав Иванович Фриессе

д) “Помяни мое слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных рабов Это будет месть”.
а) Желтков б) Густав Иванович Фриессе
в) генерал Аносов г) князь Василий Львович Шеин

ОТВЕТЫ

Вариант I
Вариант II

Вариант III

№ задания

№ задания

№ задания

а)
в
а)
в
а)
б

б)
а
б)
в
б)
а

в)
г
в)
г
в)
г

г)
а
г)
а
г)
в

д)
г
д)
б
д)
г

а)
б
а)
в
а)
а

б)
в
б)
б
б)
б

в)
в
в)
а
в)
б

г)
а
г)
в
г)
б

д)
в
д)
а
д)
б

а)
б
а)
б
а)
б

б)
а
б)
б
б)
б

в)
г
в)
в
в)
в

г)
б
г)
б
г)
б

Гетманова Валентина Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Алексеевский колледж"
Населённый пункт: г. Алексеевка, Белгородской области
Наименование материала: Тест по литературе
Тема: Тест по произведению А.И. Куприна "Гранатовый браслет"
Дата публикации: 10.09.2016
Раздел: среднее профессиональное

Вариант 1

1. К какому жанру относится произведение А.И.

Куприна «Гранатовый браслет»?
1) рассказ 2) повесть 3) поэма 4) роман
2. Где происходят события произведения?
1) В Москве 2) В Одессе 3) В причерноморском городе 4) В Петербурге
3. Как зовут главную героиню?
1) Анна 2) Вера 3) Женни 4) Даша
4.Кто был предок Веры Шеиной?
1)Тамерлан 2)Тимур 3)Чингисхан 4)Тохтамыш
5.Как зовут мужа княгини Веры?
1. Николай Николаевич 2. Василий Львович 3. Георгий Степанович 4. Иван Константинович
6.

Его должность?
1. Предводитель дворянства 2. Генерал в отставке 3. Камер-юнкер 4. Профессор
7.

Что подарил ей муж?
1. Колье 2. Серьги 3. Браслет 4. Кольцо
8.

Как звали знаменитую пианистку,

подругу Веры?
1. Анна 2. Людмила 3. Женни 4. Жюли
9.

Кто такой Желтков?
1. Чиновник 2. Прокурор 3. Поручик 4. Телеграфист
10.

Чей это портрет?
«Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо её сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…» 1. Вера 2. Женни 3. Анна 4. Людмила
11. Узнайте героя по описанию.
«По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости». 1) граф Шеин 2) профессор Спешников 3) генерал Аносов 4) полковник Понамарев
12. Кому принадлежат слова:
«Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость»? 1) Желткову 2) графине Вере Шеиной 3) генералу Аносову 4) графу Василию Шеину
13. Как называется прием, используемый в

приведенном ниже отрывке?
«Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают- компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине - стол, накрытый цветной малороссийской скатертью». 1) интерьер 2) портрет 3) пейзаж 4) деталь
14. Как называется приём сопоставления,

соотнесения разных предметов, выделенный в

приведённом ниже отрывке?
«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. "ТОЧНО КРОВЬ!" - подумала с неожиданной тревогой Вера.» 1) метафора 2) сравнение 3) эпитет 4) оксюморон
15. Какая проблема не поднята в произведении?
1) чести 2) истинной любви
3) самопожертвования ради любви 4) разрушающего влияния денег

Тест по произведению А.И. Куприна Гранатовый браслет»

Вариант 2

1.В какое время года происходит действие

произведения?
1) Зима 2) Осень 3) Весна 4) Лето
2.

Фамилия княгини Шеиной до

замужества?
1) Аносова 2) Мирза-Булат-Тугановская 3) Рейтер 4) Фриессе
3.

Как зовут сестру Веры?
1) Дарья 2) Женни 3) Людмила 4) Анна
4.

Какого числа были именины

княгини Веры Шеиной?
1) 17 сентября 2) 17 октября 3) 17 ноября 4) 17 декабря
5.

Что подарила Вере сестра?
1) Молитвенник 2) Вазу 3) Гранатовый браслет 4) Красивые серьги
6.

Кто подарил браслет с гранатами?
1) Муж 2) Сестра 3) Дедушка 4) Неизвестный поклонник
7.

С чем сравнивает Вера густо-

красные гранаты?
1) С закатом 2) С рассветом 3) С кровью 4) С вишней
8.

Как зовёт Желткова его хозяйка?
1) Пан Ежий 2) Господин Желтков 3) Поручик Спешников 4) Васючок
9.

Как звали мужа Анны, сестры Веры?
1) Густав Иванович 2) Герман Петрович 3) Георгий Степанович 4) Гавриил Романович
10.

Узнайте героя по описанию.
«...пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных Миниатюрах». 1) Анна 2) Вера 3) Женни Рейтер 4) Даша
11
.
Узнайте героя по описанию.
«Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами». 1) князь Василий Львович 2) Николай Николаевич 3) граф Шеин 4) Желтков
12. Настоящее имя Желткова?
1) Григорий 2) Герман 3) Гавриил 4) Георгий
13. Кому принадлежат слова:
«Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить»? 1) генералу Аносову 2) графу Шеину 3) Николаю Николаевичу 4) Желткову
14. Как называется приём, используемый в

приведённом ниже отрывке?
«Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». 1) пейзаж 2) портрет 3) деталь 4) интерьер
15. Какую идейную нагрузку не несет в себе

гранатовый браслет?
1) Является дорогим подарком любимой женщине на день рождения. 2) Является символом настоящей любви. 3) Отражает сущность Желткова: камни плохо отшлифованы, но они настоящие, как и чувства этого человека.
4) Является отражением мотива гибели («точно кровь»).

Ответы на тест по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

1 вариант

2 вариант
1. 2 1. 2 2. 3 2. 2 3. 2 3. 4 4. 1 4. 1 5. 2 5. 1 6. 1 6. 4 7. 2 7. 3 8. 3 8. 1 9. 1 9. 1 10. 3 10. 2 11. 3 11. 4 12. 3 12. 4 13. 1 13. 4 14. 2 14. 2 15. 4 15. 1
Критерии оценки:
5 – 1 ошибка 4 - 2-4 ошибки 3 – 5-7 ошибок 2 – 8 и более




Top