Дом щербатовых. Доходный дом щербатова

Путеводитель по архитектурным стилям

П-образный особняк князя Щербатова - постройка архитектора Александра Таманяна. В 1913 году его проект получил первое место на конкурсе городских фасадов.

После покупки участка Щербатов сразу «выписал» из Петербурга Таманяна и заказал проект здания, которое сочетало бы доходный дом и жилище богатого собственника. Условия были жесткими: квартиры для сдачи внаем, особняк хозяина, классический стиль. Как пример - английские, норвежские и шведские интерьеры.

Архитектор блестяще справился с задачей: в центре двора устроили курдонер, за ним возвышалась шестиэтажная часть с покоями хозяина и трехэтажные корпуса по бокам, позади дома конюшня и гараж.

Особняк Щербатова прославился необычной планировкой, богатой лепниной, живописной отделкой. Анфилада комнат выходила окнами на парадный уличный двор. Всего в особняке насчитывалось 39 помещений, включая гобеленную, две библиотеки, портретную. Со двора в особняк вела отдельная лестница и лифт. У входа были каменные львы и железные фонари с изысканным рисунком. Позже их продали на слом.

В доме Сергей Щербатов разместил собрания книг, картин, икон. Он хотел завещать здание под городской музей частных собраний. Но в революцию князь эмигрировал, а его коллекцию разделили между разными музеями. В особняке Щербатова поселились ткачи Трехгорной мануфактуры. А сейчас здесь квартиры и офисы.

Дом № 11 - доходный дом в стилистике неоклассицизма , построен в 1911-1913 гг. по проекту архитектора А.И.Таманова (Таманян) . Авторы декоративного оформления дома - скульпторы А.А.Кудинов, В.В.Кузнецов, И.И.Нивинской.

Этот дом историки архитектуры считают в некотором роде уникальным: он сочетает функцию доходного дома начала ХХ века (имитирующего старинную усадьбу) и дворянского особняка, существенно увеличенного в размерах. На красную линию улицы выходят фасады двух трёхэтажных флигелей, соединённых с центральным корпусом.

Квартиры, сдававшиеся в наём, были баснословно дорогими, месячный наем которых обходился в 1000 рублей, располагались они на нижних этажах центрального корпуса и во флигелях. Квартиры в нем были крайне удобными, - архитектор изучал заграничные интерьеры стиля модерн как самые комфортные для человеческого жилья. Интересно, что до сих пор существуют жилые квартиры в эт ом доме. Наткнулась на объявление, какой-то риэлторской компании, предлагавшей здесь квартиру.

Верхние этажи главного дома выделяются изяществом ампирной отделки - пышной колоннадой коринфского ордера, лепниной, красивыми балконами.

Лепные рельефы с античными сюжетами украшают и дворовые фасады боковых флигелей.

Всю отделку фасадов выполнял Е.Е. Лансере.


У входа стояли непременные каменные львы, которые не сохранились, также как и нижние барельефы, но они видны на старом фото.

Заборчик перед домом украшали подлинные, «изысканного рисунка», железные фонари Московского университета, стоявшие в день его открытия на парадной лестнице и потом отданные «на слом». Их тоже можно увидеть только на старом фото.

Этот роскошный дом был построен для князя Сергея Александровича Щербатова (1875—1962) - российского художника, мецената, коллекционера. Принадлежал он к древнему знатному роду: его предками были по материнской линии сподвижник Петра I Ф. М. Апраксин, а по отцовской линии — историк М. М. Щербатов.
Князь Сергей Александрович Щербатов.

Природный князь, крупный землевладелец, единственный сын первого выборного московского головы, богач и баловень судьбы, Сергей Александрович умудрился появиться на свет со склонностью к изящным искусствам. Занимался живописью, учился у Л. О. Пастернака и И. Э. Грабаря, хотя проффесиональным художником так и не стал. Занимался издательской деятельностью.
Сам Щербатов занимал 2 верхних этажа в центральной части особняка, с балкона которого был вид на Кремль. Особняк прославился необычайным планировочным разнообразием комнат, богатой лепниной, живописной отделкой.
Гостиная.


Анфилада покоев выходила окнами на парадный уличный двор. Среди помещений, которых в особняке насчитывалось 39, особенно выделялись мраморная лестница, гобеленная, большая гостиная, 1-я и 2-я библиотеки, портретная.


В особняк со двора вели отдельная лестница и лифт.
Щербатов превратил эту часть особняка в музей. Сергей Александрович владел крупным художественным собранием, которое состояло как из лично им собранных коллекций, так и доставшихся ему по наследству. Фамильное собрание включало мебель, предметы убранства (ковры, канделябры), фарфор, графику, картины. Особую историко-художественную ценность имела портретная галерея, представлявшая в произведениях западноевропейских и отечественных мастеров род Щербатовых, начиная с петровских времен, и царских особ.


К числу уникальных предметов щербатовского собрания следует отнести альбом бабушки Софьи Степановны Щербатовой, урожденной Апраксиной, в котором были собраны автографы (стихи, ноты, рисунки) ее современников: А. С. Пушкина, В. А. Жуковского. Н. В. Гоголя, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева, А. Мицкевича, Полины Виардо, Ф. Листа, Дж. Россини, рисунки К. П. Брюллова, О. А. Кипренского. Была богатая коллекция икон, работы художников «серебряного века». Одним из первых в России он открыл японских мастеров. Западноевропейские художники были представлены картинами 17-18 веков, за исключением «Кельнерши», шедевра О. Ренуара, а также статуй работы А. Майоля.
Художественные сокровища размещались во всех помещениях особняка, начиная с прихожей. Их было так много, и они различались таким разнообразием, что гости каждый раз находили для себя, что-нибудь новое.
Южная терраса дома Щербатова.

Еще одной особенностью особняка Сергея Александровича были вольеры для птиц, он с детсва любил пернатых и во всех своих квартирах содержал клетки с птицами.
Женился князь на писаной красавице-крестьянке, внучке своего крепостного - Пелагеи. Правда, став княгиней, Пелагея превратилась в Полину. Почти по Пушкину: «…звала Полиною Прасковью…». Сохранился портрет княгини, написанный В.А.Серовым на Новинском бульваре. Это была последняя работа художника.

Узнав о смерти художника, князь преподнес это произведение в дар Третьяковской галерее.
В дальнейшем Щербатов собирался завещать свой дом городу Москве, который должен был бы со временем называться «Городским музеем частных собраний».
Однако планам князя не суждено было сбыться, после революции он в 1919 году эмигрировал из России. Жил на собственной вилле в Каннах. В 1927 году стал одним из основателей парижского общества «Икона». Из-за больших затрат на содержание виллы продал её и переехал в США , где поселился в Нью-Йорке. В 1953 году переехал в Рим, где и скончался в 1962 году.
В годы жизни за рубежом он написал мемуары, в которых воссоздал многие интереснейшие страницы художественной жизни Москвы первых десятилетий XX века, а также до мельчайших подробностей описал интерьеры и обстановку своего дома. Страницы книги, посвященные дому, можно прочитать здесь http://www.oldmos.ru/photo/view/37480 .
В 1920-е годы «дворец-музей» на Новинском бульваре был передан под жилье работникам Трехгорной мануфактуры; он утратил большую часть своей художественной отделки. Часть коллекции была передана различным музеям, часть продана за границу, а часть просто разграблена.
В одной из квартир в этом доме жил А. Н. Толстой (с осени 1912 по 1914 г.).
Напоследок еще фото дома в деталях.

Вид на дом Щербатова с соседнего двора д. №13с1. Ниша тоже была укращена скульптурой.

Продолжение.

Использованы материалы: Википедия;


Дом С.А. Щербатова на Новинском бульваре - одно из самых величественных зданий русского неоклассицизма ХХ века. По масштабу замысла и качеству воплощения оно может сравниться с такими замечательными постройками, как дворец Половцева И.А. Фомина в Петрограде и особняком Тарасова в Москве И.В. Жолтовского. Дом Щербатова принёс архитектору Александру Таманяну золотую медаль на конкурсе Городской управы на лучшее здание Москвы в 1914 г. За эту постройку и за заслуги в области искусства А.И. Таманян был избран академиком архитектуры по представлению академиков А. Щусева, О. Бернштама и Л. Бенуа.

"Главный фасад, - писал о доме художник Михаил Нестеров, - был обращён к Новинскому бульвару, задний - к берегам Москвы-реки, с перспективой на далёкие Воробьёвы горы. Стиль дома - модный тогда ампир... Тут был и дворик со львами, и античные статуи, и трельяж с вьющимся диким виноградом, и княжеский герб над аркой во внутренний дворик".


Хозяин дома князь Щербатов намеревался возвести дворец для размещения музея личных коллекций. С другой стороны, как писалось в советской литературе, "нищавшая знать стремилась найти практическое приложение для своих быстро оскудевших наследственных капиталов". Поэтому особняк решено было совместить с доходным домом. Это продиктовало композицию здания, состоящую из трёх частей, - центральной пятиэтажной и двух боковых трёхэтажных.


На верхнем этаже располагались покои владельца, включавшие 39 комнат и две террасы. Сдаваемые внаём квартиры (всего их было 28 по 8 комнат каждая) были расположены в четырёх нижних этажах; над ними находились приёмные комнаты. Для пластического обогащения фасада Таманян использовал ионический ордер внизу и коринфский наверху. Небольшие окна низа контрастируют с крупными окнами и остеклёнными террасами верха. Стена третьего и четвёртого этажей как раз объединяет контрастные элементы здания в единое целое.


В планировке здания Таманян был стеснён размерами участка, которые не позволяли ему развернуть широкий открытый двор, выходящий на бульвар. И всё же даже в трудных условиях заданного участвка архитектору удалось разместить объёмы так, чтобы создать два двора.

Дом князя Щербатова на Новинском бульваре можно считать одним из первых домов с пенхаусом в России, а князя можно назвать его изобретателем. Внешне повторяя облик типичной московской дворянской усадьбы, он строился как доходный дом с жильём для владельца и оригинальное решение для этого, предложенное архитектором невозможно не оценить по достоинству. В начале ХХ века в доме собиралась творческая интеллигенция. Там квартировал Алексей Толстой и у него на вечеринках бывала вся творческая Москва.

В XIX веке Новинский бульвар считался районом аристократическим. Поэтому здесь князь Щербатов решил построить свой особняк. Потомок Рюрика, сын московского городского главы был любителем и собирателем искусства. В его коллекции были произведения живописи, русские иконы, французское стекло, японские гравюры.

Сергей Александрович Щербатов запомнился современникам не только своими необъятными габаритами (под его весом ломались стулья) и картавым говором. Он был очень богат и в своём собирательстве пускался из крайности в крайность. Найти систему в его коллекциях было невозможно. То он собирал живопись, то чучела животных, то китайскую миниатюру. Тем не менее, слыл знатоком искусства.

В 1913г. его особняк был построен по проекту архитектора А.Таманова (Таманяна). Дом предназначался для сдачи квартир внаём и жилья хозяина. За образец были взяты шведские, норвежские и английские интерьеры. Архитектор предложил неожиданное решение. За парадной частью двора был построен шестиэтажный хозяйский дом, по бокам располагались трёхэтажные корпуса. Сзади находились гараж и конюшня. Особняк прославился изящной отделкой, богатой лепниной, необычной планировкой. У входа лежали каменные львы. Со двора был лифт и отдельная лестница.

В своих воспоминаниях князь пишет, что хотел организовать в особняке музей частных коллекций и передать его городу. Но со временем воспоминания могут солгать. По сути это обычный доходный дом, если бы не одно примечательное отличие. Чтобы окупить расходы на строительство Щербатов совместил свой особняк с многоквартирным доходным домом, доходы от которого компенсировали бы расходы на содержание. В те времена домовладельцы часто селились в своих доходных домах, занимая престижный второй этаж. Но некоторые поняли, какое преимущество может дать последний этаж. Помещения там можно строить с высокими потолками и устраивать разнообразные антресоли. Это были предшественники нынешних пентхаусов. Щербатов же заменил квартиру на последнем этаже целым особняком.

В доме была анфилада комнат, две библиотеки, помещение для гобеленов. Для сдачи внаём предназначались 28 восьмикомнатных квартир. Квартиры в боковых флигелях были не такими комфортабелными и предназначались для чиновников средней руки. Многие комнаты имели окна в углу или совсем оставались без естественного освещения.

Когда Алексей Толстой вернулся в Россию в 1912, он поселился в этом доме со своей второй женой Софьей Дымшиц. Свободная, весёлая обстановка в доме Толстого привлекала к нему всю московскую богему и художественную интеллигенцию. Ходили рассказы о вечеринках, которые там устраивались. Коньком этих вечеринок были не обильное угощение, а выступления и импровизации актеров и поэтов, которые были по тем временам крайне смелые. Тогда Толстой был дружен с семьёй Сергея Эфрона и Марины Цветаевой, которые жили неподалёку. Квартиру Цветаевой в Сивцевом Вражке Толстой назвал «обормотником», а их дружную компанию окрестил обормотами.

В первый же год после революции 1917 года дом был разграблен, интерьеры разрушены. Там было организовано общежитие для рабочих Трёхгорной мануфактуры. Сейчас здесь офисы и квартиры. Дом князя Щербатова может считаться первым полноценным пентхаусом в Москве, или даже в мире. Ведь обратного пока никто не доказал.

Зарегистрированные пользователи могут принять участие в написании статьи и получить вознаграждение.

0

Архитектурная премьера, случившаяся на Новинском бульваре почти 100 лет назад, в 1913 году, произвела фурор. Князь Сергей Александрович Щербатов предъявил городу свой доходный дом, увенчанный особняком владельца.

Архитектурная премьера, случившаяся на Новинском бульваре почти 100 лет назад, в 1913 году, произвела фурор. Князь Сергей Александрович Щербатов предъявил городу свой доходный дом, увенчанный особняком владельца. Творцом этого чуда стал малоизвестный тогда молодой архитектор Александр Таманов — в будущем создатель советского Еревана Александр Ованесович Таманян.

Видео по темам

Собственное видео сайт! «Песня старого извозчика», неофициальный гимн московского метро, в исполнении камерного ансамбля «Анима» на ежегодной акции «Ночь в метро», май 2013 года.

Московский метрополитен , Москва

В 1935 году газета «Правда» провозглашает Москву портом пяти морей, отныне все главные водные артерии страны направлены к северному речному порту столицы.

Московская область , Москва

Удивительный и таинственный народ - бужские голендры - появились в Сибири больше ста лет назад. Сегодня в мире осталось лишь несколько сотен представителей этого народа, а поселения голендров сохранились только в Иркутской области.

Иркутская область , Пихтинск , Среднепихтинск , Дагник , Музей голендр

Победитель Всероссийского фестиваля «Байкальская волна». Фильм рассказывает о первом в Коми-Пермяцком округе доме учителя и молодых педагогах, которые обучают деревенских детишек. Центр их дома - небольшая обсерватория, где дети могут наблюдать звездное небо.




Top