Деградация моральных и нравственных ценностей. Нравственная деградация как актуальная проблема современного общества

НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ

Форма антимедиации, направленная на разрушение, дезорганизацию массовой нравственности, результат острейшего социокультурного противоречия, вызванного ростом массового дискомфортного состояния из-за творчества, выходящего за рамки сложившихся социальных отношений, культурных стереотипов, за рамки приемлемого в данной культуре шага новизны. Реакция может приобрести характер крайностей. разрушать не только новые, продвинутые формы конструктивной напряженности, точки роста и развития, но и затрагивать традиционные формы деятельности, труда, социальных отношений, что приводит к архаизации социальных отношений, культуры, активизации уравнительности, восстановлению на этой основе образа жизни, связанного с локализмом, и т. д. Н. д. может выступать в форме сужения сферы ответственности, например отказа от ответственности за государство, за его существование, возрождение обычаев кровной мести, переноса архаических побоищ между деревнями на городские улицы, в хулиганстве, вандализме, пьянстве и т. д. Н. д. может выступать в форме ухода от наиболее квалифицированных, развитых сложных форм труда. В условиях раскола Н. д. усиливается взаиморазрушением двух систем ценностей, т. е. связанных с традиционными ценностями и определенных стремлением к росту и развитию. Н. д. - сложный неоднозначный процесс. В него включено формирование утилитаризма, усиление которого часто отождествляется с ростом Н. д. Такая его роль в условиях общей нравственной дезорганизации действительно имеет место. Это связано с тем, что рост утилитаризма не сопровождается его нравственной санкцией, но рассматривается, включая самих его носителей, как деятельность, входящая в конфликт с нравственностью. Здесь важнейшее отличие от Запада, где утилитаризм имел религиозную санкцию. Государство обладает весьма ограниченными возможностями для предотвращения Н. д., пытаясь в силу этой ограниченности подменить нравственный базис внешними подпорками. Кардинальное решение проблемы заключается в способности общества развивать конструктивную напряженность, направленную на прогресс, но при условии, что этот процесс не вызовет опасного дискомфортного состояния.

Основные термины, используемые в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    (фр. degradation - упадок) - здесь: ухудшение состояния экономической системы, ее распад, развал, потеря организации, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Медицинских терминах:
    (франц. degradation; де- + лат. gradus шаг, ступень, движение) в биологии см. Дегенерация …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ДЕГРАДАЦИЯ
    см. Лишение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ДЕГРАДАЦИЯ
    (от латинского degradatio - снижение), постепенное ухудшение утрата положительных качеств, упадок, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    , и, мн. нет, ж. Постепенное ухудшение, упадок, движение назад.||Ср. РЕГРЕСС …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДЕГРАД́АЦИЯ, постепенное ухудшение снижение или утрата положит. качеств, упадок, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Лишение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    деграда"ция, деграда"ции, деграда"ции, деграда"ций, деграда"ции, деграда"циям, деграда"цию, деграда"ции, деграда"цией, деграда"циею, деграда"циями, деграда"ции, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. degradation) постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. degradation] постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    вырождаемость, вырождение, геноцид, деградирование, декаданс, маразм, регресс, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Действие по знач. несов. глаг.: деградировать. 2) Состояние по знач. несов. глаг.: …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    деград`ация, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    деградация, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Орфографическом словаре:
    деград`ация, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    постепенное ухудшение; снижение или утрата положительных качеств, упадок, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (дэ), деградации, ж. (фр. degradation) (книжн.). Постепенное ухудшение, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    деградация ж. 1) Действие по знач. несов. глаг.: деградировать. 2) Состояние по знач. несов. глаг.: …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. действие по несов. гл. деградировать 2. состояние по несов. гл. …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. процесс действия по несов. гл. деградировать 2. Результат такого …
  • ДЕГРАДАЦИЯ АЛКОГОЛЬНАЯ в Медицинских терминах:
    (син. деправация алкогольная) деградация личности, наступающая во II - III стадиях хронического алкоголизма, сопровождающаяся аффективными и психопатоподобными изменениями, утратой трудоспособности …
  • ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ: СТАБИЛЬНОСТЬ ЭКОСИСТЕМ в Словаре Кольера.
  • ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ в Словаре Кольера:
    К статье ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ Можно ли восстановить поврежденную экосистему? В некоторых случаях деградация окружающей среды бывает обратимой, и чтобы …
  • ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре Кольера:
    процесс, в результате которого снижается способность экосистем поддерживать постоянство качества жизни. Экосистема в самых общих чертах может быть определена как …
  • ПРОГРАММЫ ПОИСКА ВНЕЗЕМНОЙ ЖИЗНИ
    проекты и реально осуществляемые действия самых различных направлений, целью которых является доказательство простой и логичной мысли о наличии во Вселенной …
  • КАЛАЧАКРА ("КОЛЕСО ВРЕМЕНИ") в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    в древней буддийской мифологии объединения микро и макрокосмоса, Вселенной и человека. Учение, связанное с 12- и 60-летней цикличностью времени, начиная …
  • СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
    (1853-1900) - русский философ. Окончил Московский университет. В 70-е 19 в. защищает магистерскую и докторскую диссертации, преподает. В связи с …
  • НОВГОРОДЦЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1866-1924) - русский философ, социолог, правовед. Окончил юридический факультет Московского университета. Завершал образование в Берлине и Париже. С 1896 - …
  • РОДО в Словаре постмодернизма:
    (Rodo) Xoce Энрике (1871-1917) - уругвайский философ, писатель, политик. Р., Марти-и-Перес и Р.Дарио являются "культовыми" фигурами латиноамериканского модернизма, задававшими уровень …
  • БУНЬЮЭЛЬ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Bunuel) Луис (1900-1983) Испанский кинорежиссер. В студенческие годы Б. сближается с Ф. Гарсиа Лоркой и Р.Альберти, а когда в 1925 …
  • ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тульская духовная семинария, учебное заведение, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Адрес: г. Тула, …
  • АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антоний (Храповицкий) (1863 - 1936), митрополит Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх Русской …
  • ЧИЧЕРИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
    Чичерин (Борис Николаевич) - известный юрист и философ. Родился в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного …
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Достоевский, Федор Михайлович - знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его …
  • АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Аксаков, Константин Сергеевич, один из крупнейших представителей "славянофильского" направления. Родился 29 марта 1817 года в селе Аксакове, Бугурусланского уезда, Оренбургской …
  • ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ в Литературной энциклопедии:
    I. Исторический очерк. — Проблема Ф. и С. принадлежит к числу ведущих вопросов в истории эстетических учений, борьбы материализма и …
  • ЭТИКА
    (греч. ethika, от ethikos - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos - привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой …
  • УГЛЕВОДНЫЙ ОБМЕН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    обмен, процессы усвоения углеводов в организме; их расщепление с образованием промежуточных и конечных продуктов (деградация, диссимиляция), а также новообразование из …
  • ДОЛГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    категория этики, в которой выражается нравственная задача определённого индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся …
  • БЛАГО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (в этике и философии), то, что заключает в себе определённый положительный смысл. Вопрос о Б. ставился в философии в связи …
  • ЧИЧЕРИН, БОРИС НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I известный юрист и философ. Род. в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного права в московском …
  • ХАРАКТЕР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от греч. ???????? от глаг. ?????? — черчу) обозначает сложное психическое явление, отличающее индивида или народ и выражающееся в своеобразном, …
  • СХОЛАСТИКА
  • СТОИКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I знаменитый философ и публицист. Род. 16 января 1853 г. Отец его — знаменитый историк (см. ниже); мать происходит из …
  • ПРАВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имеет своей задачей регулировать взаимные отношения людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения ("юридических норм"), поддерживаемых принудительным воздействием со …

К большому сожалению, нравственная деградация людей стала основной отличительной особенностью человечества XX века и начала XXI-го и занимает первое место среди 10-ти главных проблем жизни на Земле, так как она является одной из первопричин возникновения негативных последствий многих других жизненно важных проблем на нашей планете.

Что такое мораль, нравственность индивида и нравственная деградация.

Известно, что понятие «мораль» – это нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм его поведения. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Следует сказать, что существует принципиальное отличие между моралью общества и нравственностью самого человека (индивида), основанной на внутреннем законе Господа Бога-совести и внешнем законе нашего Создателя – соблюдении Его заповедей, укрепляющих внутренний закон и сохраняющих жизнь людей.

Всем известно, что мораль навязывается человеку обществом, поэтому в разных странах с разным политическим и экономическим строем существуют разные нормы общественного поведения. Однако, как известно, эти нормы могут вступать в противоречие с нравственными нормами поведения людей, сформированными на основе законов нашего Создателя. И об этом факте нельзя забывать.

Понятие «деградация» – это постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение. Говоря о понятии «нравственная деградация человека или человечества», мы имеем в виду постепенное прекращение соблюдения внутреннего и внешнего законов Господа Бога, а не общественной морали той или иной страны или цивилизации мира. Поэтому читателям необходимо помнить, что только об этом понятии идет речь во ВСЕЛЕНСТВЕ как источнике нового Библейского мировоззрения и образа жизни человечества.

Три причины нравственной деградации человечества.

В современной литературе на эту тему есть много интересных работ, авторы которых заслуживают особого внимания и уважения, так как на основании их взглядов удалось выявить три основные причины нравственной деградации человека и человечества. Для этого читателям следует познакомиться с 3-я разными работами, но типичными для большинства других исследователей этой проблемы.

Первая причина деградации.

Для этого читателям будет интересно познакомиться с работой профессора Е.П. Подрушняка, в которой он обвиняет самого человека в его духовной деградации. Этим самым он выразил мнение не только свое и других ученых мира, но и многих простых людей планеты, которое они высказывали в печати разных стран до настоящего времени.

Так, Е.П. Подрушняк в своей книге «ДИАЛЕКТИКА ЖИЗНИ И СТАРЕНИЯ» (1993 г.) с тяжелым сожалением и болью в душе писал: «…Жизнь! Какая же ты сложная и безграничная по своим нюансам и содержанию! Организмы простейших – это жизнь наяву; сложнейшая форма движения и превращения биологической формы материи у млекопитающих и на самом высоком уровне у человека-жизнь со всеми ее атрибутами: открытая система потребления энергии извне, обмен веществ, полинуклеотиды и биосинтез белка клеточных элементов. Все это жизнь и общение, взаимодействие между собой атомов и молекул в биосистемах, взаимоотношение и взаимодействие между собой организмов: животных – растений, животных – животных, человека-растений, человека-животных, человека-человека. Бессметное количество вариантов, форм, способов их общения, взаимоотношения и взаимодействия между собой – это жизнь!

Но существует и другая негативная сторона взаимоотношений этих организмов… Нет, пожалуй, на Земле более жестоких схваток, чем человека с человеком. Войны, войны… История существования человеческого общества почти не знает периодов, когда не было бы войн, борьбы, враждебных отношений между людьми. Сотни и тысячи войн в периоды различных эпох.

…Сегодня алчности человека (Homo Sapiens), его жестокости, его преступности, кажется, нет границ. Попираются все законы Природы, создающие этот мир и человека, вся гармония человеческого сообщества из-за существования религий, национальностей, идеологий, разделяющих людей между собой, приводит к братоубийству и насилию.

…Все многообразие насилия: и захват земель, и порабощение человека человеком, и другие формы имеют в своей основе необходимость удовлетворять все более растущие потребности захватнической сущности людей.

В наши дни человек человеку нанес побои, обидел или за воровство – его судят; в наши дни, чем больше людей убил в бою за «правое дело» – ему еще и награды дают. Награждают высочайшими наградами «ученых», даже за разработку и создание оружия массового уничтожения людей, в том числе стариков и детей. Чем больше будет уничтожено людей, тем ценнее оружие, тем почетнее его создатель, тем больше наград он удостоен. Вот какое наше общество!

Примером этому может быть также соперничество двух могущественных стран США и бывшего СССР в создании оружия массового уничтожения людей и всего живого.

…А теперь посмотрим, какое мировоззрение на человекоубийство присуще людям далекого прошлого… Самым истребительным оружием считался когда-то лук и стрелы; и когда в сражении один из воинов предложил треногу для более точной наводки стрелы, царь Булла приказал уничтожить ее. Тренога появилась на поле сражения спустя 200 лет. Король Африки Шамба запретил пользоваться дротиками во время сражения. Леонардо-да-Винчи сообщил потомкам «как и почему я не пишу о своем способе оставаться под водой столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого не обнародую я и не оглашаю из-за злых людей, которые этот способ использовали бы для убийства на дне моря, проламывая дно кораблей и топя их вместе с находившимися в них людьми» (Лейчерский манускрипт). И, наконец, уже недавно, в 1775 году изобретатель Дю Перрон добивался личной аудиенции короля Франции Людовика XVI, чтобы показать ему изобретенный им пулемет, существенно повышающий его способность убивать людей по сравнению с ружьем. Это сулило Франции большие победы на полях сражения. Король холодно прервал изобретателя, велел удалиться, назвав Перрона извергом, врагом человечества. Приказал разбить его пулемет, положить в лодку со всеми материалами, чертежами, отвезти далеко в море и затопить. Не правда ли, как-то непривычно сегодня звучат такие факты.

…Более 1000 лет назад было создано общество Ашока (родственники Индийского императора). Это тайное общество девяти неизвестных, целью которого является не допустить, чтобы важные сведения о возможности массового уничтожения людей попали в руки людей. История повествует, что к этому Ашок пришел, когда он видел мучения 7000 раненых и убитых своих противников. Некоторые считают, что общество существует до сих пор.

…Вот какие предки наши были, и какие есть мы сегодня! Какая нелепость существует в отношениях между людьми, какой парадокс между делами человека и определенной ему ролью хозяина планеты Земля. Жестокость, обман, попирание всех человеческих ценностей, жажда наживы, зверские убийства друг друга, насилия – все это имеется в наши дни, с тенденцией к увеличению. Мир называет себя цивилизованными и, вместе с этим, общество породило беспрецедентные массовые убийства, беззаконие, наркоманию, проституцию и различного рода преступность. Такое положение сложилось сегодня на рубеже XXI века в большинстве высокоразвитых стран мира.

Современное «цивилизованное» общество породило массу людей самоубийц, причем в развитых странах случаев самоубийств людей больше, чем в развивающихся. Анализ зарубежных и наших данных позволяет утверждать, что корни самоубийства людей кроются в условиях развития научно-технического прогресса, в усложнившихся производственных отношениях, огромном потоке информации, стремительном темпе жизни. Все это ведет к разрушению самого ценного – семьи и брака. Всевозможные социальные психологические стрессы, травмы, к которым личность оказывается менее устойчивой.

Сегодня человек достиг высшей формы своего кощунства. С одной стороны, за одно убийство или ножевые ранения, нанесенные человеком человеку, – судят и сажают в тюрьму или выносят приговор к высшей мере наказания. А с другой – целенаправленные убийства многих тысяч и миллионов людей (войны, расстрелы, порой беспричинные) даже поощряются, даются награды. История знает сотни и тысячи таких примеров: это войны самого различного идеологического характера, это репрессии и казни по самым различным мотивам и многое другое. И самое, что есть парадоксальное, то это то, что наряду с такими явлениями глумления над совестью, большими ценностями того же человека проповедуется: «человек человеку друг, товарищ и брат», «ничего нет высшего, чем служение народу», «все для человека» или «равенство, братство и человеколюбие…».

Такое ожесточение человека, наблюдавшееся за последние 100 лет и более, происходит, вероятнее всего, в связи с увеличением численности населения планеты и все более нарастающей невозможностью добычи источников питания и энергии для его существования. Можно полагать, что если не произойдет положительного изменения в природе и улучшения добычи источников существования человека, если не будет каких-либо социальных и экологических преобразований в человеческом обществе, не произойдет глубоких катаклизм и потрясений, то в ближайшие 30–50 лет можно ожидать еще больших негативных деяний человека к человеку, животным и растениям. И все из-за добычи той же пищи – упорядоченной энергии для своего существования.

Нет в истории человеческого общества периода, когда бы в рамках всей планеты между людьми были бы мир, согласие, правили бы законы совести, гуманности, человечности, и с этих позиций решались бы все проблемы.

…Тяжело думать и знать об этом, но мира и согласия, отсутствия войн, разбоя, нанесения друг другу обид, воровства и обмана, увы, не будет, их не было раньше и не будет в будущем! По-крайней мере, до решения проблемы глобальных источников потребления биосистемами энергии. Именно потребность открытой системы в потреблении упорядоченной энергии извне решает вопросы любви и ненависти, войны и мира.

…Все биосистемы, как и сам человек, являются открытыми системами с потреблением энергии извне; при этом энергий от упорядоченных материальных систем. Именно такой, заложенный Природой способ существования биосистем обуславливает то, что животные, и человек в том числе, должны постоянно искать средства существования, пищу, накапливать ее, делать запасы. Если животное, убив свою жертву или получив какую-то порцию пищи, съедает только определенную часть, а остальное оставляет для другого, то человек поступает по-другому. Он покушает и, в лучшем случае, поделится с другим человеком или животным. Чаще же он убивает зверье – животных, ловит рыбу, убирает урожай – зерна, овощей столько, что они гноятся и приходят в негодность. Животному ничего не нужно, чаще всего только поесть. Человек же, кроме покушать, хочет жить хорошо и всегда желает жить лучше, чем другие. А этому… нет предела. Ему всегда кажется мало! Мало мяса, рыбы, одежды, денег, золота, брильянтов. Его жадности нет предела. И в этом его трагедия. Он хотел бы быть владыкой всей земли. Но и этого было бы мало; владыкой всей земли, системы Солнца, галактик! Да что – Вселенной! Беспредельная жадность, алчность делают его исключительно жестоким зверем из всего зверья Земли. Он идет на все – на обман, подлость, убийство, поджег, воровство, насилие, измену Родине, семье, ближнему, другу; ради своих корыстных целей человек способен оговорить людей, убивать у людей чувство достоинства, совесть, духовную чистоту, благопристойность, нарушать нравственность. Именно ЗДЕСЬ АЛЬТЕРНАТИВОЙ ЭТОМУ «ЛИЦУ» ЧЕЛОВЕКА как раз и ЯВЛЯЕТСЯ РЕЛИГИЯ».

Вторая причина деградации.

Однако с другой точкой зрения на эту проблему мы знакомимся у Павла Хлебникова в его книге «РАЗГОВОР С ВАРВАРОМ» (2004 г.). В ней на примере Европейской цивилизации он попытался обосновать социальные факторы развития общества как причины духовной деградации людей. Об этом мы читаем следующее: «Я не верю, что все религии равноценны, так же как я не верю, что все культуры равноценны.

…История человечества знает много великих цивилизаций. Но только одна цивилизация – Европейская – смогла овладеть всем миром.

…Почему именно Европа?…Как же могло случиться? Почему именно из Европы ПОШЛО МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО, а не из Китая, Индии или исламского халифата?

Ответ простой. Европа выросла на греко-римской цивилизации и христианстве. Эти корни и обеспечили ей победу.

Некоторые считают, что самое важное наследие греко-римской цивилизации – современная наука и рациональное мышление. Однако для Европы не это было решающим фактором, ибо исламский мир тоже в определенный период воспользовался научно-техническим наследием греко-римской цивилизации, а Китай и Индия вообще в сфере науки не уступали никому. Нет, судьбу Европы решило нечто иное. Она переняла от Древней Греции и Древнего Рима такие уникальные явления, как гражданственность, правосознание и народовластие.

…Не менее важна и нравственная основа европейской цивилизации – христианство. Именно христианство создало почву для процветания личности. Именно христианство отражает то деликатное равновесие между личной свободой и дисциплиной (совестью), творчеством и терпением, усердным трудом и размышлением, самоопределением и самоотверженностью. Нельзя представить себе лучше почву для развития цивилизации…Тот факт, что большинство европейцев искренне исповедовали христианскую веру, привел к созданию уникального духовного пространства в старой Европе.

Где идут постоянные кровопролития, невозможны ни изыскания культуры, ни сложная экономика, ни цивилизация. Именно христианство позволило европейским государствам мирно существовать в соответствии с христианскими понятиями человеколюбия, личной свободы и человеческого достоинства, что и привело к процветанию европейской цивилизации.

…Христианство и европейское господство вместе выросли и вместе исчезли: как только погасла христианская вера в Европе, погасла и Европа.

Что примечательно: процесс разложения зародился в момент наивысшей славы Европы, когда европейская цивилизация еще бурно развивалась. Отступление от христианства и веры в Бога впервые появилось среди аристократии и интеллигенции Франции XVIII века, незадолго до французской революции. В XIX веке безбожие захлестнуло интеллигенцию других европейских стран и к началу XX века пустило корни в широких слоях населения. В наивысший момент своего торжества Европа теряет уверенность в себе. Она перестает быть проповедником греко-римской цивилизации и христианства, она становится мировым рассадником атеизма и материализма. В Европе распространяется идеология социализма и марксизма. Сумашедшая мировая война 1914–1918 годов окончательно дискредитировали старую Европу. Огромные победы одерживает в мире коммунизм. Быстро разгорается и гаснет безбожный национализм фашистов и нацистов. Коммунистическая цивилизация, основанная также на отрицании Бога, оказывается пустой и безнравственной и распадается через семьдесят лет после своего возникновения.

…Что же сегодня слышно от самой Европы? Там продолжает гаснуть вера в Христа и почитание предков. Одурманенная сладкой жизнью и запутанная безликой бюрократией, Европа давно уже не говорит своего слова, а только подражает Америке. Не так уж давно Европа, родина бетховинской «Эроики», стремилась к славе, понимала, что такое подвиг… Сегодня Европе не нужно ни славы, ни подвижничества – лишь бы был покой. Вспоминаются слова Достоевского. «Я хочу в Европу съездить… – говорит Иван Карамазов, – и ведь я знаю, что ПОЕДУ ЛИШЬ на КЛАДБИЩЕ, но на самое… ДОРОГОЕ КЛАДБИЩЕ, ВОТ что! Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ним гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку, что я, знаю заранее, упаду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними, – в то же время убежденный всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище, и никак не более».

Да, от Западной Европы действительно ничего не слышно. Но и восточная часть Европы (Русь) тоже безмолвствует.

Погасло христианство – погасла и Европа».

Тем не менее, Павел Хлебников считал, что: «Всякая цивилизация вырастает на определенных нравственных и культурных ценностях, а также отрицании противоположных ценностей. Когда цивилизация перестает защищать свои ценности и погружается в самодовольство, она открывает путь врагам… Поэтому цивилизация должна постоянно обновляться, заново испытывать свою правду и провозглашать свои ценности. Как правило, такое переосмысление необходимо каждому последующему поколению.

Уже много лет идет роковая борьба внутри Европы за культурное самоопределение. На чем же все таки сейчас основана европейская цивилизация? Либералы отстаивают принципы свободного рынка, интернационализма и безбожества, а консерваторы придерживаются, скорее, традиционных ценностей, защиты национальной и, как правило, христианской культуры. На Западе эта борьба культур началась в 1960-х годах, а в России разразилась лишь при распаде коммунизма и сейчас только набирает силу.

Исход этой схватки, между либеральной и консервативной культурой, во многом определит суть европейской цивилизации в XXI веке».

Третья причина деградации.

И, наконец, третий взгляд на проблему обосновал Даниил Андреев, будучи поэтом, христианином и глубоко верующим человеком. По его мнению, на старые религии падает в значительной степени ответственность за духовную деградацию человечества, возникшую в XX веке.

В своей книге «РОЗА МИРА» (1991 г.) он писал: «Рубеж XX века явился той эпохой, когда закончился расцвет великих литератур и искусств, великой музыки и философии. Область социально-политического действия вовлекает в себя – и чем дальше, тем определенней – не наиболее духовных представителей человеческого рода, а как раз наименее духовных. Образовался гигантский вакуум духовности, не существующий еще 50 лет назад, и гипертрофированная наука бессильна его заменить. Если позволительно подобрать такое выражение, колоссальные ресурсы человеческой гениальности не расходуются никуда. Это и есть то лоно творческих сил, в котором зреет предопределенная к рождению всечеловеческая интеррелигия».

И далее он расширяет и углубляет свою мысль так: «.. Задачу преобразования социального тела человечества не ставила перед собой ни одна религия, исключая средневековый католицизм. Но и папство, упорно старавшееся замкнуть феодальный хаос дамбами иерократии, не сумело ни ослабить эксплуатацию неимущих имущими, ни уменьшить широкими реформами социальное неравенство, ни повысить общее благосостояние. Впрочем, обвинять в этом ведущую католическую иерархию было бы несправедливостью: для подобных преобразований еще не было материальных средств, ни экономических, ни технических. Не случайно зло мира ощущалось из покон веков и вплоть до нового времени неустранимым и вечным, и католицизм, по существу, обращался, как и остальные религии, лишь к «внутреннему человеку», учил личному совершенствованию. Но времена изменились, материальные средства появились, и заслуга всего исторического процесса, а не самой Розы Мира в том, что она сможет теперь смотреть на социальные преобразования не как на внешнее, обреченное на неудачу и не заслуживающее усилий, но ставить их в неразрывную связь с совершенствованием внутреннего мира человека: ТЕПЕРЬ ЭТО ДВА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССА, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ДРУГ ДРУГА ВОСПОЛНЯТЬ. Нередко слышишь: «Христианство не удалось». Да, если бы оно все было в прошлом, можно было бы говорить, что в социальном и всемирно-нравственном отношении оно не удалось. «Религия не удалась». Да, если бы религиозное творчество человечества исчерпалось тем, что уже создано, религия в только что упомянутом смысле действительно не удалась бы. А пока справедливо говорить об этом только так: добиться существенного уменьшения социального зла старые религии не могли, так как не располагали необходимыми для этого материальными средствами, и отсутствие этих средств вызвало их отрицательное отношение ко всем подобным попыткам. Этим был подготовлен безрелигиозный этап цивилизации. В XVIII веке ПРОБУДИЛАСЬ СОЦИАЛЬНАЯ СОВЕСТЬ. Социальная дисгармония была, наконец, почувствована и осознана как нечто недопустимое, оскорбляющее, требующее преодоления. Конечно, это находилось в связи с тем, что начали появляться не достававшие для этого материальные средства. Но СТАРЫЕ РЕЛИГИИ НЕ СУМЕЛИ ЭТОГО ПОНЯТЬ, НЕ ЗАХОТЕЛИ ЭТИМИ СРЕДСТВАМИ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ, НЕ ПОЖЕЛАЛИ ВОЗГЛАВИТЬ ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, и ИМЕННО в ЭТОЙ КОСНОСТИ, в ЭТОЙ УМСТВЕННОЙ ЛЕНИ, в ЭТОЙ ИДЕЙНОЙ НЕПОДВИЖНОСТИ и УЗОСТИ – ИХ ТЯГЧАЙШАЯ ВИНА. Религия дискредитировала себя своей вековой беспомощностью в этом отношении, и не приходится удивляться противоположной крайности, в которую впала Европа, а затем и другие континенты: преобразованию общества чисто механическими средствами при полном отказе от духовной стороны того же процесса. Нечего, конечно, удивляться и итогу: потрясениям, каких не видал мир, масштабом жертв, какие никогда не рисовались даже в бреду, и такому снижению этического уровня, самая возможность которого в XX веке представляется до сих пор многим мрачной и трагической загадкой. На СТАРЫЕ РЕЛИГИИ ПАДАЕТ в ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за ГЛУБИНУ и УПОРСТВО ПОСЛЕДУЮЩЕГО БЕЗРЕЛИГИОЗНОГО ЭТАПА, за ДУХОВНУЮ СУДЬБУ МИЛЛИОНОВ ДУШ, которые, РАДИ БОРЬБЫ за СПРАВЕДЛИВОЕ МИРОУСТРОЙСТВО, ПРОТИВОПОСТАВИЛИ СЕБЯ РЕЛИГИИ ВООБЩЕ и ЭТИМ ВЫРВАЛИ КОРНИ СВОЕГО БЫТИЯ из ЛОНА МИРОВОЙ ДУХОВНОСТИ».

Таким образом, анализ литературы позволяет выявить, в основном, три ключевые причины духовной деградации человечества:

1-я – в несовершенстве самого человека,

2-я – в развитии социального фактора общества и гибели христианства,

3-я – в игнорировании социальных преобразований общества всеми религиями мира.

Именно эти причины привели к духовной гибели большой части человечества, которая, в свою очередь, стала практически первопричиной возникновения и многих других главных проблем жизни на Земле.

В тексте известного советского писателя Л. М. Леонова рассматривается сложная проблема нравственной деградации человечества .

Основной причиной отсутствия духовного благополучия в мире автор считает последствия научно-технического прогресса, который в статье рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, нам не стоит паниковать: «прогресс находится в добром здравии», в результате жизнь становится комфортнее. С другой же стороны, как далее подмечает писатель, всё-таки чувствуется, что научно-технические достижения обедняют нас морально и нравственно. И остановить этот процесс не в силах стремительно развивающаяся наука: «Знание помогает заглянуть в бездну, но не даёт указаний, как не сорваться в неё».

Л. М. Леонов уверен: человечество нравственно «изнашивается», и это вполне может привести даже к распаду цивилизации. Именно к такой позиции автор приходит, рассуждая о том, как меняется в духовном отношении наша жизнь.

С данной мыслью трудно не согласиться: человек внутренне деградирует, будучи окруженным новейшими благами, которые позволяют ему меньше двигаться, меньше запоминать, меньше думать и совсем по-другому общаться. Современные люди ослабевают физически, деградируют морально, впуская в свое сознание пропаганду потребительства и эгоизма «царя природы», изменяются не в лучшую сторону социально и интеллектуально.

Сохранение цивилизации основано на передаче нравственных и духовных ценностей , обеспечивающих целостность личности и всего человечества, а в условиях технического прогресса люди не успевают над этим задумываться. Так, на протяжении длительного периода времени люди планеты наблюдали соперничество двух могущественных государств — США и бывшего СССР — в создании ядерного оружия. Действительно, таким мощным державам было необходимо иметь в арсенале средства массового поражения для поддержания мирового господства. Однако, с моральной точки зрения, гонка вооружения подвергалась критике многих прогрессивных учёных.

На мой взгляд, прогресс не должен опережать нравственные возможности человека. Иначе возможна ситуация, описанная в антиутопии Евгения Замятина «Мы». Герои произведения — «нумера», живущие в Едином Государстве. Вся жизнь их подчинена математическим законам: «нумера» живут по единому расписанию, обитают в стеклянно-прозрачных квартирах, думают одинаково. Герои не знают жажды прекрасного, они лишены естественных человеческих чувств и переживаний. Несмотря на то что государство развито в техническом отношении, его граждане бедны духовно.

Таким образом, последствия технического прогресса могут оказаться губительными для духовной жизни людей: обогащаясь научными открытиями, высокотехнологичными товарами и услугами, мы обедняем себя морально и нравственно.

Почему молодые мамы выбрасывают детей с балкона

Жительница Подмосковья в минувшее воскресенье выкинула двух своих сыновей с балкона 15-го этажа. На допросе мать объяснила свой поступок тем, что дети ей надоели. У психологов сейчас в ходу термин "испарение морали". О том, куда и как испаряется мораль, "РГ" рассказал заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич.

Андрей Владиславович, очевидцы прошедшего недавно шоу "Автоэкзотика" рассказали мне дикую историю. Водитель джипа, выполняя какие-то безбашенные трюки, наехал на палатку, где были две девушки. Организаторы не обратили на трагедию ни малейшего внимания, а участники с радостными воплями мчались мимо "Скорой" на халявную выпивку и дискотеку. Что с нами происходит?

Андрей Юревич: Нравственная деградация или, говоря словами известного социолога Энтони Гидденса, "испарение морали", что, кстати, подтверждает статистика. Например, насилие над женами, престарелыми родителями и детьми фиксируется у нас в каждой четвертой семье. Вдумайтесь: в современной России несовершеннолетних заключенных в три раза больше, чем в СССР 1930-х годов!

...мы уже хотя бы понимаем, что давать взятки плохо. Правда, все равно даем. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Опросы, кстати, показывают, что не все понимают, что давать взятки - плохо. А исследования отношения к мошенничеству дают удивительные результаты. Но дело даже не в этом. В любом обществе есть немало людей, которые делают то, что плохо. Все зависит от способности общества выставить им барьеры. Показательно, например, то, что мы не выполняем ключевые пункты международных соглашений по борьбе с коррупцией, скажем, пункт о конфискации имущества коррупционеров и их родственников. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Какое из поколений вы считаете наиболее упущенным? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Мы провели совместное исследование с Академией МВД и выяснили, что люди, которые формировались как личности в 1990-х и 2000-х годах, имеют большие пробелы в нравственном плане.

То есть те, кому сейчас лет по 30-40?

Андрей Юревич: Да. Оказалось, что среди этих людей 80 процентов абсолютно нормально относятся к таким вещам, как мошенничество. Считают, что "деньги не пахнут", что "не важно, каким способом они заработаны, главное - чтобы они были". Это люди, воспитанные на псевдолиберальных идеологемах 1990-х.

"Бандитские сериалы", которые в то время не исчезали из телепрограмм тоже, вероятно, сыграли свою роль? ..

Андрей Юревич: Возникло такое новое явление, как "хороший бандит", то есть можно убивать, грабить и считаться хорошим человеком. Наше исследование показывает, что сегодня существует широкая прослойка молодежи, которая вообще не различает категорий добро - зло и не пользуется такими категориями при оценке поступков. Они используют другие категории: "круто - не круто", "выгодно - не выгодно". Когда выдающийся русский философ Владимир Соловьев совершил путешествие в Африку, он спросил у туземца, как он понимает добро и зло. Тот ответил, что "зло - это когда сосед нападает на меня, избивает меня до полусмерти, отбирает мою жену, уводит мой скот, а добро - когда я нападаю на соседа, отбираю его жену, увожу его скот". Вот такое чисто прагматическое понимание добра и зла, невидение грани между ними очень характерно для значительной части нашей нынешней молодежи. Однако когда мы говорим о поколениях, нужно учитывать, что это "средняя температура по больнице". В любом поколении есть немало высоконравственных людей, героев, и я уверен, что и в этом поколении тоже. К примеру, офицер, закрывший собой случайно оброненную рядовым гранату. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Как и в какой момент исчезает нравственность? Нравственная деградация связана с экономическими процессами? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Она исчезает не одномоментно. Нравственная деградация - достаточно длительный процесс. А с экономическим ростом состояние нравов связано очень неоднозначно. Выражение "бедные, но честные" не выражает необходимости. Богатые страны далеко не всегда более безнравственны, чем бедные.

А как обстоят дела с моральным обликом за границей? Общество потребления может разрушить нравственные законы?

Андрей Юревич: Там регулярно сетуют на постепенное разрушение традиционной протестантской морали с такими ее атрибутами, как скромность, воздержанность в потреблении, отсроченная мотивация, способность к длительному ожиданию вознаграждения, и т. п. Этой морали и этике западная цивилизация обязана многими своими успехами. Сейчас на смену ей приходит общество потребления. Но упадок нравов в западных странах, в силу их цивилизованности и способности граждан к разумному ограничению своей свободы, выражен не так, как в современной России. Там невозможны многие вещи, которые стали привычными у нас. И наоборот. Можете ли вы себе представить, чтобы, скажем, наш новый кабинет министров начал свою деятельность с решения о снижении своих зарплат, как это сделали министры во Франции?

С трудом. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Я тоже, хотя наши министры - очень небедные люди. А на постах министров становятся еще богаче. Не отстают от них, точнее, заметно их опережают, и их жены. Эта ситуация характерна для нашей страны, выражая ее отличия от западных стран, где грань между "приличным" и "неприличным" для публичных людей очень выражена.

Кто и каким образом задает моду на нравственность?

Андрей Юревич: "Моды на нравственность" вообще нет, есть только мода на безнравственность, которую у нас задают так называемая тусовка и некоторые СМИ. Но есть люди, которые задают нормы нравственности и образцы нравственного поведения. Например - Иисус Христос.

А сейчас есть люди, способные задать эти нормы? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Что касается современного российского общества, то есть такое понятие, как нравственная элита, - люди, которые своим собственным примером задают некие нормы, например, доктор Рошаль.

Всеобщее осуждение и пикеты против представителей провокационного искусства имеют отношение к нравственному росту?

Андрей Юревич: Скорее, к неприятию значительной частью населения нравственной деградации. Особенно когда речь идет не о самом искусстве, пусть даже "провокационном", а, скажем, о половом члене, изображенном на разводящемся мосте.

Религиозное воспитание способно улучшить наш моральный облик? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Да, способно. Но и светское - тоже. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Послушайте, но, может быть, все не так уж и плохо? В Интернете незнакомые люди помогают друг другу, волонтерство становится образом жизни...

Андрей Юревич: Действительно, не все так плохо, и точно небезнадежно, проявляются и положительные тенденции. Появление волонтерских организаций, скажем, по поиску пропавших детей, - одна из них. Есть и вещи, в возможность которых еще несколько лет назад трудно было поверить. Например, в то, что наши автомобилисты начнут пропускать пешеходов...

Во что еще вам было трудно поверить? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Еще несколько лет назад любая детская песочница была набита стеклом от пивных бутылок, любой автобус напоминал пивной бар на колесах. Сейчас этого почти не наблюдается. То есть мы способны себя вести достаточно цивилизованно. То, что было принято считать личной культурой каждого (пить или не пить пиво в детской песочнице), вынесли на уровень закона, за это стали штрафовать, и это сработало. Показательный пример, кстати, Сингапур - страна, которая добилась удивительных успехов в нелегком деле борьбы с коррупцией. А началось все с малого: людям запретили плеваться, бросать окурки. Вроде бы ерунда, ввели штраф, добились порядка. Через какое-то время такие запреты перемещают на уровень внутренних нравственных норм и люди начиная вести себя по-другому - пересматривают свое отношение к таким явлениям, как коррупция. Все начинается с малого. У нас тоже есть сдвиги в мелочах, может быть, это начало возрождения.

Http://www.rg.ru/2012/06/26/arest-site.htm«Российская газета» № 5817 от 27 .06 .12

В наши дни проблема социальной деградации личности, общества и человечества в целом – одна из главных проблем жизни на планете. Нравственные и моральные нормы созданы для того, что бы регулировать поведение такого огромного количества людей, которое населяет нашу планету. Однако все чаще и чаще люди не хотят принимать во внимание устои общества, нормы поведения. Такое движение приводит к беспорядкам, анархии, произволу.

Признаки деградации:

  • мы стали воспринимать, как норму нецензурные выражения;
  • алкоголизм и курение стали стандартом;
  • соблюдение простейших правил приличия становится скорее исключением;
  • количество разводов превышает количество полноценных семей;
  • государства, один за другим, стали принимать законы, которые поощряют гомосексуальные отношения.

Теперь значительно легче понимать причины прогрессирующей деградации нашего общества. К чему беспокоится о нашем здоровье, если ценности семьи уже разрушены? Для чего жить стремлением к лучшему, когда все это можно заменить минутными наслаждениями?.. Из-за того, что в нашем сознании, к сожалению, преобладает потребительское мышление, мы всерьез не задумываемся о том, что ждет наше будущее поколение. В основном, именно потребительское отношение стало самой главной причиной экологическая катастрофы – расплаты современного человечества за цивилизацию.

Удивительно то, что мы пока только громко говорим о конце света, однако всерьез еще не занимаемся решением этой проблемы. Ломать – это не строить, и в том случае, если личность не занимается собой, собственным развитием – рано или поздно, но она деградирует. Чтобы постоянно поддерживать себя на высоком уровне, даже не говоря о развитии, необходим большой вклад времени и энергии. Невнимательность к собственной личности, абсолютное нежелание ее строить и совершенствовать – безнравственно и заканчивается часто очень грустно. Если не физической смертью – то точно духовной.

Духовная деградация сегодня прослеживается во враждебности, дискриминации прав окружающих людей (преступность, алкоголизм, наркомания и т.д.). Морально деградирующего человека совсем не интересуют глобальные проблемы человечества, его культурные достижения. От этого возникает огромная проблема низкого нравственного развития. Кто-то винит в этом технические достижения. Но это всего лишь материальные вещи, которые сами не могут никак повлиять. Сами люди внедряют и распространяют в них информацию и, к сожалению, то время, когда телепрограмма начиналось с новостей о культурных достижениях, давно кануло в лету.

Причины нравственной деградации человек характеризуются также возвышением материальных ценностей. На пути к богатству человека не останавливают ни многочисленные смерти, ни проблемы экологии.

Мы пришли к тому, что деградация стала синонимом современности. Мы вроде как стремимся ликвидировать последствия, но не уничтожаем их причину. Только в случае если удастся прекратить деградацию мозга населения, то возможно получится избавиться от многих глобальных проблем.

Также очень важно понимать, что человек уже не способен конкурировать со стремительно развивающимся технологиям. Исследования показывают, что удвоение сложности микропроцессоров происходит почти каждые полтора года, а это значит, что в скором времени компьютеры окончательно затмят возможности человека. Процесс деградации и угасание духовного развития стремительно ведет к упадку интеллекта, таким образом процесс эволюции возвращается вспять. Поэтому осознанность и усовершенствование духовности остается единственной надеждой будущего поколения.




Top