Дама с горностаем. Описание картины Леонардо да Винчи
Краков - удивительный город с богатой историей и архитектурой. Каждый турист попадая сюда начинает свое знакомство с экскурсии по Королевскому замку Вавель, расположенному на холме с потрясающим видом на город и реку Вислу.
Как раз в это время тут проходила экспозиция картины Леонардо Да Винчи "Дама с горностаем", которая была предоставлена музеем Чарторыйских. Мне было чрезвычайно интересно увидеть в живую очередной шедевр великого мастера. Картина написана художником около 1490 года. Размер картины 54,8 x 40,3 см, дерево, масло. В портрете Леонардо да Винчи внес новый прием объемной моделировки фигуры. Флорентийские мастера, у которых линейно-объемные элементы играли ведущую роль в их изобразительном языке, издавна славились четкой, резкой пластикой своих образов. Леонардо да Винчи же не любил сильного прямого освещения, дающего слишком резкие тени и блики. Продолжая тему новаторства, можно сказать и о том, что дама на портрете изображена в три четверти, и взгляд её направлен не к зрителю,а куда-то вдаль, за пределы рамы. И несмотря на то, что поворот силён, выглядит он совершенно живо и естественно. Это изобретение тоже принадлежит Леонардо.
Сюжет картины представляет собой изображение хрупкой девушки с лёгкой, приятной улыбкой и проникновенным взглядом. Она держит на руках белого зверька, прижимая его тонкими и подвижными пальцами. Прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком, подчёркивает нежность овала её лица. Простое ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляя шею и спускаясь вторым овалом на грудь, где оно едва различимо на фоне квадратного выреза платья, составляет единственное украшение. На лице выделяются два больших внимательно смотрящих глаза, нос, прямой и точёный, маленький рот с тонкими губами чуть тронут в уголках улыбкой. Чудесна также трактовка меха животного, изображённого с вытянутой лапкой; белый цвет шерсти отождествляет его с зимним горностаем, символом чистоты.
Слово "горностай" по-гречески звучит как "гале", что отсылает к фамилии Галлерони.
На самом деле на картине изображён хорёк-альбинос. Но хорьки, горностаи, а так же ласки принадлежат к одному роду, к мелким куньим, похожи друг на друга, так что это - не бросающаяся в глаза разница. В Средние века мелких куньих держали в качестве домашних животных для изничтожения грызунов и особой разницы между ними не делали, если зверь длинный, с хвостом, бегает по дому и мышей ловит - значит это и есть горностай. В наши дни портрет "Дамы с горностаем" выглядит чрезвычайно экзотично. Сейчас куньи считаются зверями дикими и плохо приручаемыми. И более естественно для дамы позировать с кошкой на руках. Но в те времена экзотическим животным считалась именно кошка. Кошки жили в Северной Африке и на Ближнем Востоке и очень долго не появлялись в Европе. Древние греки ничего не знали про кошек, не знали про кошек и древние римляне. В I веке от рождества Христова зверьков всё-таки стали завозить в Европу - в качестве заморского чуда. Их стали разводить, но кошкам на тот момент катастрофически не повезло, они стали распространяться по Европе одновременно с христианством. В Средние века европейские христиане ненавидели Восток и всё, что приходит с Востока, поэтому кошку объявили нечистой силой, пособником дьявола и довольно быстро истребили. Что касаемо самой модели портрета многие сходятся на предположении, что здесь изображена Чечилия Галлерани, (Cecilia Gallerani), в замужестве графиня Бергамино, одна из постоянных возлюбленных герцога миланского Лодовико Сфорца. Чечилия была одаренной и образованной женщиной, свободно говорила на латыни, прекрасно пела, музицировала и писала стихи на нескольких языках, отличалась изящным остроумием. Она познакомилась с Леонардо да Винчи в замке Сфорца,и как принято считать, в 1489 году он начал писать её портрет. Она приглашала Леонардо да Винчи на встречи миланских философов и литераторов, на которых обсуждалась история, естествознание и другие науки. Чечилия лично председательствовала на этих встречах. У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного ей и начинающегося: "Возлюбленная моя богиня…"; достоверно известно, что они были между собой на "ты",хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на "вы". Также, по мнению многих исследователей творчества гениального художника картина явно насыщена эротико-сексуальной атмосферой. Опираясь на эти факты, историки искусства Эпохи Возрождения и исследователи живописи Леонардо склонны считать их связь интимной. Тем не менее, стопроцентной документальной достоверности того факта, что на портрете изображена именно дама Чечилия Галлерани не найдено. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла, графом Бергамино, ей был подарен дворец Карманьола. Она родила мужу четырёх детей. После смерти мужа в 1515 году переехала в замок. Как большинство образованных женщин своего времени, занималась искусством и литературой лишь для собственного удовольствия. Она никогда не публиковала стихи и тексты. Картина сильно переписана, что не позволяет с полной уверенностью сказать, что её автором является Леонардо. Тем не менее, хорошее состояние сохранности тех частей картины, на которых изображены лицо женщины и фигура горностая, обнаруживает высокое мастерство исполнения. Кроме Леонардо, работа ранее приписывалась разным художникам: Марко д"Оджоно, Больтраффио, Амброджио ли Предису.
Полотно окутано тайной и загадкой по сей день.Французский ученый и исследователь Паскаль Котт обнаружил на полотне два других слоя краски. Если раньше считалось, что это церемониальное животное всегда присутствовало на картине, то теперь с помощью новой технологии отраженного света доказано, что мастер вначале написал просто портрет Чечилии Галлерани, любовницы герцога Лодовико Моро. Изначально на холсте не было никаких животных, и кисть правой руки Чечилии покоилась на запястье левой. А уже потом великий итальянец дополнил портрет изображением горностая. По одной из версий, это животное на картине символизирует самого герцога, который был членом Ордена Горностая и имел прозвище Белый горностай. Котт, три года исследовавший картину, пришел к заключению, что дописанный на холсте зверек вначале выглядел совсем иначе. Сперва он был довольно щуплым и серого цвета, но в окончательном варианте да Винчи животное стало крупным и мускулистым, а цвет его шерсти стал белым. Эксперты по творчеству Леонардо да Винчи считают, что это открытие много говорит об особенностях работы художника над произведением, а также проливает свет на историю картины.
Искусство Италии 15 и 16-го веков
Картина «Дама с горностаем» (или же иначе «Портрет Цецилии Галлерани») написана художником около 1490 года.
Размер работы 54,8 x 40,3 см, дерево, масло. Портрет хранился долгие годы в музее Чарторыйских. В картине «Дама с горностаем» художник Леонардо да Винчи внес новое в прием объемной моделировки фигуры.
Флорентийские мастера, у которых линейно-объемные элементы играли ведущую роль в их изобразительном языке, издавна славились четкой, подчас даже резкой пластикой своих образов. Леонардо да Винчи же не любил сильного прямого освещения, дающего слишком резкие тени и блики. Более всего, как известно из «Трактата о живописи» Леонардо да Винчи, художника увлекал свет в сумерках в пасмурные дни, когда лица приобретают особую интимную мягкость. Нечто от подобного освещения есть и в картине «Дама с горностаем», где свет содействует мягкой нюансированной моделировке лица и фигуры, но и сообщает образу Цецилии Галлерани ореол своеобразной романтической поэзии.
Цецилия Галлерани (Cecilia Gallerani), в замужестве графиня Бергамино, одна из постоянных возлюбленных герцога миланского Лодовико Сфорца, мать его бастарда Чезаре, предполагаемая модель знаменитого портрета «Дама с горностаем» работы Леонардо да Винчи. Цецилия была одаренной и образованной женщиной, свободно говорила на латыни, прекрасно пела, музицировала и писала стихи на нескольких языках, отличалась изящным остроумием. Цецилия познакомилась с Леонардо да Винчи в замке Сфорца, как принято считать, в 1489 году он начал писать её портрет. Она приглашала Леонардо да Винчи на встречи миланских философов и литераторов, на которых обсуждалась история, естествознание и другие науки, и лично председательствовала на этих встречах.
У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Цецилии Галлерани и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня…»; достоверно известно, что они были между собой на «ты», хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на «вы». Также по мнению многих исследователей творчества гениального художника картина «Дама с горностаем» явно насыщена эротико-сексуальной атмосферой. Опираясь на эти факты, историки искусства Эпохи Возрождения и исследователи живописи Леонардо склонны считать их связь интимной.
Тем не менее, стопроцентной документальной достоверности того факта, что на портрете изображена именно дама Цецилия Галлерани не найдено. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла, графом Бергамино, ей был подарен дворец Карманьола. Она родила мужу четырёх детей. После смерти мужа в 1515 году переехала в замок Сан Джованни ин Кроче в окрестностях Кремоны. Историограф Маттео Банделло описывает Цецилию Галлерани как покровительницу искусств; по другим свидетельствам, её салон признавался одним из первых в Европе. Как большинство образованных женщин своего времени, графиня Галлерани занималась искусством и литературой лишь для собственного удовольствия. Она никогда не публиковала свои стихи и тексты. Цецилия Галлерани умерла в возрасте 63 лет и была погребена в часовне семьи Карминати в церкви Сан Заведро.
- Природа, сердишься, завидуешь чему-то?
- Да Винчи, что звезду земную написал,
Чечилию, чей взгляд прекрасный так блистал,
Что солнца лик сумел затмить он на минуту.
Вся честь - одной тебе, Природа; хоть как будто
На полотне - вся слух, сомкнувшая уста…
Знай, ведь она теперь живая навсегда,
И стала вечным твоей славы атрибутом.
За это - славь Иль Моро. Или всё же,
Талант и руку Леонардо восхвали,
Он сохранил тебя навеки для потомства.
Бернардо Беллинчионе
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489 - 1490 гг.
Женщины в Польше всегда были на особом положении. Поэтому в том что полякам "достался" именно этот шедевр Леонардо, можно увидеть некий знак судьбы. "Дама с горностаем." Чечилия Галлерани. Юная красавица, интеллектуалка, прекрасно разбирающаяся в искусстве, философии, владеющая несколькими иностранными языками, в будущем хозяйка одного из самых знаменитых литературных салонов в Европе. («В то время, когда благороднейшая и достойнейшая синьора Цецилия, графиня Бергамини, пила минеральные воды в Баньо д"Аквано, чтобы поправить свои недуги, ее навещали многие господа и дамы, отчасти из-за того, что она была приветлива и добра, отчасти из-за того, что в ее компании можно было встретиться с самими лучшими и выдающимися умами Милана, как, впрочем, и с иностранцами, которым случилось здесь оказаться. Военачальники говорили здесь о ратном деле, музыканты пели, живописцы и художники рисовали, философы рассуждали о природе, а поэты декламировали свои и чужие стихи; так что исполнялись желания всякого, кто желал высказаться или же услышать достойные суждения, поскольку в присутствии этой героини всегда обсуждались вещи весьма приятные, добродетельные и благородные». М.Банделло)
Но это в будущем, когда она выйдет замуж если не по расчету, то во всяком случае по желанию получить определенный социальный статус и станет графиней Бергамини. А сейчас - она возлюбленная миланского герцога Лодовико Сфорца. Пока он делит власть с матерью. Но обязательно станет и единоличным правителем. Чечилия родит ему сына Чезаре , которого Сфорцо официально усыновит. А потом они расстанутся. Так сложатся обстоятельства. Возможно, попытавшись забыть ее Людовико найдет ей замену, и чуть позже, прикрывая свое не слишком высокородное происхождение, женится на другой. Переживет жену, будет безутешно горевать, потеряв. Во время Итальянских войн попадет в плен к французам, и свои дни кончит в темнице, сломленный и опустившийся.
Г. Мемлинг. Портрет молодого человека. 1485 - 1490 гг. Именно этот портрет в Сети упорно ассоциируется с Лодовико Сфорца. Но в "галереях" художника это просто - "Портрет молодого человека"
Леонардо да Винчи. "Прекрасная Ферроньера" предположительно изображает Лукрецию Кривелли, следующую фаворитку Лодовико иль Моро.
Амброджио де Предис. Портрет Беатриче д Эсте, жены Лодовико Сфорцо, ок. 1490 г.
Лодовико Сфорца. (Иль Моро)
Лодовико Мария Сфорцо. Алтарь Сфорца, 1494 г. Брера, Милан.
Алтарь Сфорца, 1494 г. Брера, Милан.
Но это все тоже в будущем. Сейчас Чечилия и Лодовико иль Моро счастливы.
Ее портрет пишет приглашенный в Милан, главным образом, в качестве инженера и скульптора, флорентиец Леонардо да Винчи .
Эксперты полагают, что небольшая зарисовка, недавно найденная в дневниках Леонардо да Винчи, является егосамым ранним автопортретом. Зарисовка, возраст которой превышает 500 лет, скрывалась от глаз специалистов, так как визуально она была зачеркнута и обнаружить ее удалось лишь при помощи специальной техники
.
В замке Сфорцо, где пишется портрет, шумно и весело. Леонардо душа собрания. Сам прекрасный собеседник, он обожает интересные разговоры. Его речь образна, афористична, остроумна и полна неожиданных загадок. Но юную Чечилию неожиданности не пугают. Она живая, смелая и свободная, как этот хищный зверек на ее руках. Она сильная и независимая, ее не зря назовут "новой Сафо". Лишь на секунду Чечилия задумается над ответом. Им есть о чем поговорить. Например, о музыке. Они оба прекрасно играют на лютне. Или о литературе. Они любят читать друг другу стихи собственого сочинения.
Эти двое не потеряют друг друга, и когда сеансы закончатся. Леонардо будет писать ей письма. "Несравненная донна Чечилия. Возлюбленная моя богиня. Прочитав твое нежнейшее..." Куртуазное, в духе времени, обращение окрашено присущей им обоим иронией. А вот то, что они друг с другом на "ты" в этот церемонный 15 век, говорит о духовной близости, они "одной крови", птицы одного полета...
Возможно, именно Чечилия, ее красота и свобода сподвигнет Леонардо на новый (хорошо забытый старый) античный прием - контрапост (хотя справедливости ради, надо сказать, в это время он много экспериментирует с так называемым "плечевым портретом", исследуя пластические возможности человеческого тела) . Это заметит его приятель поэт Бернардо Беллинчионе:
«В портрете синьоры Чечилии Галлерани плечи развернуты таким образом, что совершенно понятно, насколько их движение зависит от положения рук и поворота головы. Если плечи двинутся далее, повернется и голова, однако в согласии с правилом контрапоста в противоположную сторону. Отроческая по своим пропорциям и худобе кисть синьоры Чечилии сложена ковшиком и средние фаланги пальцев раздвинуты: ковшиком огорожен прижавшийся в испуге к плоской груди синьоры зверек - белая куница, каких держат в домах ради развлечения. Изображение куницы истолковывается двояко — как символ девственности и как символ власти. Первое сюда не подходит — остается второе: куница может стать горностаем, а Лодовико Моро — герцогом Миланским»
Судя по письму Чечилии Галлерани к подруге Изабелле д’Эсте от 29 апреля 1498 года, портрет был ее собственностью. Дальше его следы теряются, достоверная история прослеживается с с конца XVIII века: в 1798 году (предположительно) полотно было привезено из Италии в Краков будущим российским министром иностранных дел, князем Адамом Чарторыйским .
И.И.Олешкевич. Портрет А. Чарторыйского.
Он подарил легендарное полотно своей матери, Изабелле Чарторыйской. Она поместила его в музей, основанный ею в своем именииПулавы еще в 1778 году.
А. Рослин. Портрет Изабеллы Чарторыйской, учредительницы первого художественного музея в Польше.
Во время Польского восстания 1830 годаимущество Чарторыйских было конфисковано Российской империей, но Чарторыйский отослал картину в Париж, и она находилась в Отель Ламбер, где жил князь и размещалась его коллекция.
Отель Ламбер. Особняк 17 века в центре Парижа на острове Сен - Луи. С 1843 года политический и культурный центр польской эмигрантской диаспоры во Франции во главе с братьями Чарторыйскими. Особняк был куплен женой Адама Ежи Чарторыйского после разгрома восстания 1830 - 1831 гг. Со временем, в особенности после разгрома восстания 1863 года, «Отель Ламбер» утратил чисто политическое лицо и стал культурным центром польской диаспоры. Здесь выступали Бальзак, Гектор Берлиоз, Адам Мицкевич, Шопен .
Внук Изабеллы Владислав, спасаясь от франко-прусской войны, покинул Францию и вернул собрание в Польшу в 1876 году, где в Кракове открылся Музей Чарторыйских, частью которого стала картина.
Здание музея Чарторыйских - художественного собрания в составе Национального музея - бывший краковский арсенал.
После оккупации Германией Польши в 1939 годукартина была вывезена с целью отправки в Музей Гитлера в Линцеи помещена в берлинский Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде). В 1940 годуГанс Франк, генерал-губернаторПольши, приказал вернуть её в свою резиденцию в Кракове. В конце войны картина была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Бавариии в 1946 году возвращена в Польшу.
Вокруг личности одного из самых культовых художников всех времен и народов Леонардо да Винчи ходит немало легенд. А вокруг его бессмертных творений — и подавно.
Сегодня речь пойдет о полотне, которое наряду с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньерой» входит в число четырех женских портретов Леонардо.
Итак, мы знаем, что изучать что-то — это обычно очень скучно, поэтому редакция «ОФИГЕННО» публикует интересные факты о картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем».
1. По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца, герцога Милана.
2. Кто вообще такая, эта Чечилия? Чечилия родилась в большой семье в Сиене. Ее отец Фацио занимал несколько приличных должностей в миланском суде, в том числе был послом во Флоренции. Вместе со своими братьями Чечилия изучала латинский язык и литературу.
В 1483 году в возрасте 10 лет девушка была помолвлена со Стефано Висконти, но в 1487 году по неизвестным причинам помолвка была расторгнута. В 1489 году Чечилия уходит из дома в монастырь Нуово и там встречает своего герцога. 3 мая 1491 года она родила ему сына Чезаре. Но Лодовико вступает в брак с некой Беатриче д"Эсте. После женитьбы Лодовико Чечилия какое-то время продолжает жить в его замке, хотя к этому времени у него уже появилась новая фаворитка — Лукреция Кривелли.
Позже Беатриче умирает. Чечилия заводит доверительные отношения с любовницей Лодовико, Лукрецией, затем становится законной женой герцога и рожает ему еще четырех детей. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла Чечилия получает от него в подарок дворец Карманьола.
3. Чечилия познакомилась с Леонардо в замке Сфорца. И в 1489 году художник начал писать ее портрет. Чечилия частенько приглашала мастера на встречи миланских интеллектуалов. У Леонардо да Винчи сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося словами: «Возлюбленная моя богиня...». Также известно, что эти двое были между собой на «ты», хотя в те времена даже друзья обращались друг к другу на «вы». Исследователи подозревают, что между ними была интимная связь.
4. «Даму с горностаем» Леонардо да Винчи писал в три этапа. По мнению Паскаля Котта, изучающего шедевр с помощью специального фотосканера, поначалу никакой зверушки на картине и в помине не было, как и не было на переднем плане мастерски выписанной кисти правой руки. Всему виной вечные сомнения и врожденный перфекционизм художника.
Очистив картину от вековой грязи и лака, Котт заметил любопытную деталь: сначала дама была вообще с пустыми руками. Позже в ее руках появился горностай и парадная голубая накидка.
5. Сначала голову женщины украшала прозрачная вуаль, которая позже была зарисована волосами. Кроме того, была изменена переносица и линия роста волос.
6. Спрашивается: зачем даме понадобился горностай? Так вот, существует несколько версий по этому поводу. Согласно первой версии, горностай по-гречески звучит как γαλῆ (гале). На полотне, скорее всего, изображена Чечилия Галлерани — любовница миланского герцога Людовико Сфорца. Как известно, горностай был эмблемой рода Сфорца. По второй версии, Чечилия во время написания картины, возможно, была беременна, а горностай, прикрывающий ее живот, — это символ целомудрия и чистоты. По третьей версии, Чечилия была властной барышней и держала герцога, так сказать, в ежовых рукавицах.
7. И вообще это не горностай... Девушка держит на руках не горностая, а белого хорька. Название картины, очевидно, берет начало от игры слов: на древнегреческом слово «горностай» звучит как «гале», что созвучно с фамилией Галлерани.
8. Кстати говоря, ранее предполагали, что картина была нарисована учениками Леонардо: Марко д"Оджоно, Амброджио де Предис и Больтраффио. Лишь в ХХI веке Паскалю Котту всё же удалось доказать авторство Леонардо, он разглядел на картине отпечатки пальцев самого да Винчи.
9. Во время Первой мировой войны «Даму с горностаем» для безопасности отправили в Дрезденскую галерею. Незадолго до начала Второй мировой войны ее снова спрятали, но в сентябре 1939 года она всё-таки попала в руки нацистов.
После оккупации Польши в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в музей Гитлера в Линце и была помещена в берлинский музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде). В 1940 году Ганс Франк, генерал-губернатор Польши, приказал вернуть ее в Краков. В конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу.
Сегодня картина находится в музее Чарторыйских в Кракове. И это единственная картина да Винчи на территории Польши.
Быть может, ты не очень любил искусствоведение в школе или университете. Но всё в первую очередь зависит от подачи материала. Согласен? Тогда делись этими любопытными фактами об одном из самых известных полотен ХV века со своими приятелями.
Картина "Дама с горностаем"одна из самых известных в творчестве Леонардо.
По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани - любовницы Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога миланского, что находит подтверждение в сложной символике картины.
Наряду с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньерой» полотно принадлежит к числу четырёх женских портретов кисти Леонардо.
КТО ЖЕ ОНА ЧЕЧИЛИЯ ГАЛЛЕРАНИ?
Чечилия родилась в Сиене в большой семье. Её отец Фацио не был дворянином, но занимал несколько должностей в миланском суде, в том числе должность посла во Флоренции. Вместе со своими братьями Чечилия обучалась латинскому языку и литературе.
В 1483 году в возрасте десяти лет она была помолвлена со Стефано Висконти, но в 1487 году помолвка была расторгнута по неизвестными причинам. В мае 1489 года она ушла из дома в монастырь Нуово, и, возможно, именно там встретила герцога. 3 мая 1491 года она родила ему сына Чезаре (Cesare Sforza Visconti), в том же году он вступил в брак с благородной Беатриче д"Эсте. После женитьбы Лодовико она какое-то время продолжала жить в его замке, хотя к этому моменту его новой фавориткой уже стала Лукреция Кривелли.
Но затем новая герцогиня узнала о матери бастарда, и Лодовико пришлось расстаться с ней: «Беатриче, только что выйдя замуж и узнав об этой связи герцога, ревновала его, грозила вернуться в дом отца, феррарского герцога, Эрколе д`Эсте, и Моро вынужден был поклясться торжественно, в присутствии послов, не нарушать супружеской верности, в подтверждение чего выдал Чечилию за старого разорившегося графа Бергамини, человека покладистого, готового на всякие услуги».
Мережковский Д. С. в своей книге упоминает о дружбе Чечилии и Лукреции Кривелли после кончины герцогини Беатриче: по его словам, Лодовико после смерти жены ещё сильнее привязался к своим любовницам. Чечилия (бывшая, несмотря, на свою учёность, «простой и доброй женщиной, хотя несколько восторженной») убедила бывшую соперницу подружиться и вместе утешать герцога.
Когда у Лукреции родился от Моро сын, графиня пожелала быть крёстной матерью и «с преувеличенной нежностью стала нянчиться с ребёнком, „своим внучком“, как она его называла». Лодовико был рад такой странной дружбе и заказал сонет придворному стихотворцу. В нём «Чечилия и Лукреция сравнивались с вечернею и утреннею зарею, а сам он, неутешный вдовец, между обеими лучезарными богинями, - с темною ночью, навеки далекой от солнца, - с Беатриче»
Чечилия была одаренной и образованной женщиной, свободно говорила на латыни, прекрасно пела, музицировала и писала стихи на нескольких языках, отличалась остроумием.
В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла, графом Бергамино, ей был подарен дворец Карманьола. Она родила мужу четырёх детей. После смерти мужа и сына Чезаре в 1514-1515 годах, переехала замок окрестностях Кремоны- Сан-Джованни-ин-Кроче.
Банделло описывает её как покровительницу искусств; по другим свидетельствам, её салон был первым в Европе. Она держала салон, пока французы не конфисковали земли в Саронно и Павии, пожалованные её бастарду отцом, и ей пришлось уехать в Мантую.
Она смогла восстановить свое благосостояние, когда Сфорца снова вернули власть. Как большинство образованных женщин своего времени, Чечилия занималась культурой лишь для собственного удовольствия. Она никогда не публиковала стихи и тексты, написанные ею.
Умерла в возрасте 63 лет и, вероятно, была погребена в часовне семьи Карминати в церкви Сан-Заведро.
ЧЕЧИЛИЯ И ЛЕОНАРДО.
Чечилия познакомилась с Леонардо в замке Сфорца, как считается, в 1489 году он начал писать её портрет. Она приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, на которых обсуждалась философия и другие науки; Чечилия лично председательствовала на этих встречах.
У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня…»; также известно, что они были между собой на «ты», хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на «вы» Опираясь на эти факты (а также на сексуальную окраску, по мнению многих, присутствующую в полотне «Дама с горностаем»), некоторые исследователи склонны считать их связь интимной. Тем не менее, то, что на портрете изображена именно она - достоверно не доказано.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.
На портрете мы видим хрупкую девушку с лёгкой улыбкой и проникновенным взглядом. Она держит на руках белого зверька, прижимая его тонкими и подвижными пальцами. Прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком, подчёркивает нежность овала её лица.
Простое ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляя шею и спускаясь вторым овалом на грудь, где оно едва различимо на фоне квадратного выреза платья, составляет единственное украшение девушки.
На лице выделяются два больших внимательно смотрящих глаза, нос, прямой и точёный, маленький рот с тонкими губами чуть тронут в уголках улыбкой. Чудесна также трактовка меха животного, изображённого с вытянутой лапкой; белый цвет шерсти отождествляет его с зимним горностаем, символом чистоты.
Лоб девушки перехвачен тонкой фероньеркой, на голове у неё прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком. На её шее ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляющее шею и спускающееся второй, длинной, петлёй на грудь, где оно визуально теряется на фоне квадратного выреза платья.
Чечилия Галлерани изображена вполоборота, что, несмотря на сильный наклон головы к левому плечу, смотрится весьма естественно. Это впечатление дополняют мягкие и нежные черты незрелого лица, обрамлённого гладко уложенными под подбородок волосами. Строгость причёски и отведённый в сторону от зрителя взгляд создают ощущение неяркого, сдержанного образа, во внешности Чечилии чувствуется какая-то незаконченность, что придаёт ей своеобразное очарование.
Горностай считался символом чистоты и целомудренности и по легенде умирал, если его шкура пачкалась и теряла белый цвет.
Как считает К. Педретти: «Возможно, самая красивая картина Леонардо да Винчи. Основание - оригинальность позы, яркая выразительность, которая как бы устанавливает символические отношения между аристократическим лицом женщины и геральдическим знаком зверька. Этой картиной Леонардо да Винчи начинает традицию портретов пятнадцатого века: дается уже не профиль модели, как на медали, а трехчетвертное изображение, типичное для бюстов. В нём присутствует естественность, фиксация одного мгновения, похожая на кадры в ленте кинематографа»
СОВСЕМ НЕОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.
Во время Первой мировой войны картина для безопасности была отослана в Дрезденскую галерею. Незадолго до начала Второй мировой войны она опять была спрятана, но в сентябре 1939 года она попала в руки нацистов.
После оккупации Германией Польши в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в Музей Гитлера в Линце и помещена в берлинский Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде). В 1940 году Ганс Франк, генерал-губернатор Польши, приказал вернуть её в свою резиденцию в Кракове. В конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу.
Картина является единственным произведением да Винчи на территории Польши и составляет предмет национальной гордости.
Обсуждение картины http://maxpark.com/community/6782/content/2441727