Что толкает человека на бесчестные поступки эпиграф. Правда ли, что любовь задавать много вопросов, может привести человека к беде? Истощение природных ресурсов

Вопрос: Правда ли, что любовь задавать много вопросов, может привести человека к беде?

Ответ: Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) задавалось множество вопросов. Некоторые из этих вопросов причиняли неудобство посланнику Аллаха, так как не совсем соответствовали правилам приличия. Особенно богатые люди любили обращаться шепотом, выражая особые желания. Подобное так же доставляло неудобство посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), но он из вежливости, выслушивал этих людей.

В связи с этим был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Если вы беседуете с Посланником в тайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней» (аль-Муджадиля 58/12), и в качестве сунны была установлена выплата садака, перед тем, как встретиться с посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям).

Так же к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) приходили люди из всех слоев общества, которые задавали вопросы, желая узнать религию. И некоторые из этих людей иногда вели себя неподобающим образом. Однако, посланник Аллаха терпел это, ради того, чтобы донести до людей истину.

Когда был ниспослан аят: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (Али Имран 3/97), один человек спросил: «О, посланник Аллаха! Нам каждый год следует совершать хадж?». Однако посланник Аллаха промолчал. Но после того, как этот человек несколько раз повторил свой вопрос, сказал: «Фардом является совершение хаджа один раз в жизни» . В связи с этим событием был ниспослан следующий аят: «О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны»

Затем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если бы я сказал вам «Да», то для вас ежегодное совершение хаджа стало бы обязательным, и вы бы не смогли выполнить этого» . А после этого, указывая на опасность ненужных вопросов, он сказал: «Не трогайте меня, пока я сам вам не скажу чего-либо. Так как тех, кто был до вас, погубило то, что они задавали слишком много вопросов, и спорили со своими пророками. Поэтому избегайте того, от чего я вас предостерегаю. И старайтесь выполнять то, что я вам повелеваю».

Некоторые люди, приходя к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) задавали ему например, такие неподобающие вопросы: «Когда мужчина и женщина вступают в интимную связь, то отчего зависит появление на свет мальчика или девочки?». Задавать подобные вопросы пророку является неприличным и противоречащим адабу. Именно от таких вопросов предостерегал посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям).

Честь и бесчестие.

Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та которая набирает свою силу день за днём. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды. Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.

Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.

«Береги честь смолоду,» - именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин. Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым. В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.

Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, - проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?

Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом. Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием. Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.

В заключении хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие. Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!

Дубровный Егор

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

Честь… Что это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Без чести нет у человека настоящей жизни. Лучше быть бедным с честью, чем богатым с бесчестьем.

Классики мировой художественной литературы создали немало произведений, где рассказывается о героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так в стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Фальшивая монета» показана подлость человека и выбор бесчестия. Главный герой даёт бедняку фальшивую монету, не думая о том, что этого несчастного человека могут арестовать. Арест – это самое малое, что могли сделать, его могли высечь, избить и даже просто убить. У этого бедолаги жизнь и так не сахар, а так она станет ещё хуже. Человек, который дал эту монету, совершил бесчестный поступок, он выбрал богатство вместо чести, хотя от одной монеты он бы не обеднел. Автор хочет донести до нас мысль о том, что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может таить огромную подлость.

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» главный герой Павел Иванович Чичиков служит ярким примером бесчестия. Всю поэму он обманывает людей, ради собственной выгоды. Павел Иванович хотел разбогатеть, скупая «мёртвые души». Это были документы на владение крестьянами, которые умерли, но числятся живыми. Чичиков скупает «мёртвые души» с целью обмануть всё общество. Павел Иванович не думал о людях, нагло им врал и делал всё для себя. Рассмотрев эти два примера, мы видим, что чаще люди выбирают богатство. Но я считаю, что лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придётся решать, как жить – по чести или без неё.

Чеболтасов Игорь

Откуда берутся бесчестные люди?

Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Оно влечёт за собой позор, уничтожение себя, как личности. Даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путём, не секунды не сомневаясь. С самого рождения родители воспитывают детей быть честными, то откуда берутся бесчестные люди?

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что бесчестие – это в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и окружающим. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что главной ценностью в жизни являются честь и совесть. Но, к сожалению, это понимают не все и выбирают неправильный путь. Совершая какой-либо обман, мы приближаемся к бесчестию. И с каждым последующим предательством мы становимся бесчестными.

Тема бесчестия затрагивается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении противопоставлены два героя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стало захват Белогорской крепости Пугачёвым, где Швабрин показал своё бесчестие. Он спасает свою жизнь путём обмана. Мы видим его на стороне мятежников, при этом что-то нашёптывает Пугачёву на ухо. Гринёв же готов разделить судьбу капитана Миронова и стоять за свою Родину.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главный герой Анатоль Курагин – безответственный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, не задумывается о будущем и не обращает внимание на мнение других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Здесь показано, как герой ради своего блага и своей выгоды готов на любой бесчестный поступок. Автор хочет донести до нас, что бесчестный человек готов на подлый поступок ради своей выгоды.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бесчестие означает потерю своего нравственного облика. Поступив бесчестно один раз, человек не может остановиться, становясь предателем и лжецом. Мы часто встречаем в наше время бесчестных людей, но хотелось бы, чтобы было как можно больше честных людей.

Евстропова Виктория

Все темы со всех регионов.

«Разум и чувство»











«Честь и бесчестие»











«Победа и поражение»











«Опыт и ошибки»











«Дружба и вражда»








509. Что разрушает дружбу?


Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

103. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
207. Какой поступок можно назвать бесчестным?
313. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
401. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
506. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

113. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
211. Что может привести человека к бесчестному поступку?
307. Можно ли добиваться победы любыми средствами?
409. В чём различие между ошибкой и преступлением?
513. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

112. Как разум и чувства влияют на поступки человека?
204. «Досадно мне, коль слово "честь" забыто…» (В.С. Высоцкий).
311. Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
406. Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
509. Что разрушает дружбу?

Уральский федеральный округ

111. Когда нужно сдерживать душевные порывы?
210. Почему человеку важно не запятнать свою честь?
309. Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
408. Нужно ли анализировать свои ошибки?
504. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

101. Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
208. Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
306. Всегда ли победа возвышает победителя?
403. Что значит «учиться на горьком опыте»?
511. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?

Омская область

104. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
212. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
302. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
411. Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
507. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?

Иркутская область

109. Когда разум и чувство борются в человеке?
209. Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
312. Только ли горечь несут человеку поражения?
412. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
508. В чём причины вражды между людьми?

Забайкальский край

110. Над какими чувствами разум может быть не властен?
205. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
310. Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
407. В чём ценность исторического опыта?
505. Почему человек стремится обрести друзей?

Дальневосточный федеральный округ

Магаданская область

105. Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
206. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
308. Какие уроки можно извлечь из поражения?
404. Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
510. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

108. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
201. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
305. Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
402. Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
503. Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?

Камчатский край, Чукотский автономный округ

102. Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
213. Какими качествами должен обладать человек чести?
304. Что значит достойно пережить поражение?
410. Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
501. Может ли дружба принести человеку разочарование?

Бесчестие – это, в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и к окружающим, наплевательское отношение к своим действиям и поступкам. С самого своего рождения человек получает честь и гордо несет её впереди себя чрез все преграды, сквозь грязь и злобу внешнего мира, пока не доходит до точки невозврата. Но, если мы рождаемся изначально честными с самим собой, то откуда берутся бесчестные люди?

О том, что такое честь, мы узнаем в детстве: от родителей и из книг, слышим по радио, видим по телевизору – другими словами, получаем науку чести вместе с воспитанием и берем пример с того, что видим вокруг. Поэтому очень важно, чтобы с самого начала ребенок понимал, что главной ценностью в его жизни является честь и совесть, ибо без них личность перестает быть личность, и вместе с потерей собственного достоинства человек начинает разрушаться морально и нравственно. Но, к сожалению, это понимают не все, и потому зачастую у бесчестных родителей вырастают бесчестные дети, что и изобразил в своей комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин. Автор описывает нам семью Простаковых, в которой каждый отличается каким-то нравственным недугом: отец семейства пресмыкается перед свой женой, та, в свою очередь, периодически разбрасывается руганью и бранными словами на всех членов семьи и ужасно обращается с крепостными, показывая пример алчности и безнравственности. Скотинин, брат Простаковой, крайне невежественен и глуп, среди его увлечений лишь разведение свиней, он давно уже умственно и нравственно деградировал и готов ради одного лишь наследства жениться на Софьи, вступая в соперничество с собственным племянником. И во всей этой атмосфере вырос залюбленный своей матерью Митрофанушка. Разумеется, этот герой изображен автором в качестве заведомо грубого и бесчестного молодого человека: он не ценит ни любви, ни заботы, совершенно не любит и не уважает никого из своей семьи, не умеет самостоятельно делать выбор, даже в том, что касается его будущего, также, подобно своей матери, грубо и цинично обращается со всеми вокруг, не хочет никаким образом развиваться и не представляет из себя совершенно ничего стоящего. Митрофан безнравственен, он, как и Скотинин, готов жениться на Софье только из-за денег, полностью затоптав свою честь, и все это уже на раннем этапе его становления как личности. И причиной всего этого явилось плохое во всех отношениях воспитание.

Иногда человек теряет свою честь по причине собственной слабохарактерности уже в зрелом возрасте. Грушницкий, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», на первый взгляд, ничем не отличается от Печорина, однако, следуя по хронологии произведения, читатель начинает понимать, что не так уверен в себе, не так честен с собой этот герой. Печорин – человек чести, а Грушницкий – полная его противоположность, именно поэтому он предпринимает достаточно жалкие попытки завоевать внимание княжны Мэри, «волочится» за ней и, получив отказ, грубо и завистливо называет её кокеткой, хотя совсем недавно, казалось бы, считал её ангелом. Затем этот герой от обиды распускает различные слухи и сплетни насчет женитьбы своего бывшего «друга» и бывшей возлюбленной, а в конце произведения и вовсе решает жульничать на дуэли, что является самой большой его низостью, характеризующей Грушницкого лишь как человека без достоинства. Грушницкий – типичный представитель «водяного общества», позер, пытающийся строить из себя «героя романа». Он, как мне кажется, потерял свою честь в тот день, когда решил не жить, а играть какую-то роль, обманывая себя и окружающих. Однако это перманентное лицемерие было его осознанным выбором, просто он, по всей видимости, решил, что жить в вечном обмане, без чести и достоинства проще и легче, что и явилось главной его ошибкой.

Честь – тяжелая ноша для каждого, и нести её способна лишь сильная личность, воспитанная в честности и нравственности. Безусловно, каждый сам для себя выбирает, носить при себе постоянно этот груз, или сбросить его сразу, опустив все лишние нравственные предрассудки и муки совести, однако грустно становится в тот момент, когда в воспитание человека изначально не вкладывают такое понятие как «честь», потому как в дальнейшем это становится трагедией целого общества.

Разного рода компьютерные и видеоигры изобретались с одной единственной целью – развлечь человека. И вряд ли кто-то мог предположить, что в 21 веке это явление станет настоящей проблемой. Проблемой, которая даже окажется в Международной классификации болезней ВОЗ под названием «игровое расстройство».

Сегодня в мире насчитывается более 2 млрд геймеров, но этот рынок с каждым днем продолжает свой рост. Почти половина от всех игроков (45%) – женщины, но самое настораживающее, что в этих цифрах еще и немалое количество детей и подростков.

Для некоторых же игра становится не просто жизнью, но и вполне прибыльным бизнесом. Прогейминг – это работа, которая требует регулярных тренировок для поддержания и развития своих навыков. Но превратить хобби в профессию удается немногим, поэтому подавляющее большинство играет исключительно ради удовольствия.

Игры и болезни

Летом 2014 года были опубликованы результаты масштабного исследования, проведенного специалистами из Университета Оксфорда с участием 5 тысяч подростков возрасте от 10 до 14 лет. Выяснилось, что лишь 25% из них играли в игры не каждый день. Среди остальных выделили группы, которые играли менее часа в день, от одного до трех часов в день и более трех часов.

Далее стало известно, что у детей, игравших менее часа каждый день, было более позитивное восприятие мира в сравнении с теми, кто не играл вообще. А вот подростки, игравшие более трех часов, напротив, были менее довольны своей жизнью и отличались эмоциональными и поведенческими проблемами.

Но все же ученые не спешат делать громких заявлений, поскольку признают, что исследование базировалось на ответах самих подростков, а значит в нем есть определенная доля субъективности.

На фоне этих данных были опубликованы и другие, касающиеся видеоигр ТВ. Оказалось, что более трех часов у экрана, серьезно повышают риск развития сахарного диабета. К такому выводу ученые пришли, обследовав почти 4,5 тысячи разнополых детей 9-10 лет. Изучив состояние здоровья добровольцев и проведя опрос на тему количества видеоигр в их жизни, специалисты заключили, что чем больше времени ребенок проводит у экрана, тем больше в его организме жировой ткани и выше резистентность к инсулину. Но здесь нельзя однозначно говорить о вреде именно видеоигр, скорее всего, дело в малоподвижном образе жизни в целом.

Говоря о видеоиграх, многие часто вспоминают связь с враждебностью и асоциальным поведением. Еще в начале двухтысячных годов исследователи отмечали, что игры существенно повышают агрессию среди детей и подростков. Сегодня же существуют другие данные — нет четко выявленной связи между временем, проведенным за играми, и эмоциональными или психическими проблемами у детей.

Ну разумеется если игра начинает понемногу вытеснять все остальные интересы, то говорить о ее пользе не приходится. Но тут ответственность целиком и полностью лежит на родителях. В их силах разнообразить жизнь своих детей и показать ее многогранность за пределами экрана телевизора или компьютера.

Границы реальности

В то же время нельзя отрицать, что видеоигры в какой-то степени размывают границы между виртуальным и реальным миром и порой заставляют игроков решать свои проблемы исключительно игровыми методами. На эту тему даже было проведено исследование, которое доказало, что заядлые игроки на самом деле переносят определенные приемы в реальную жизнь. Многие из игроков (от 15 лет до 21 года) рассказывали, что им кажется будто и в жизни они могут нажать кнопку и изменить ход событий в один миг. Степень того, как глубокого игра проникает в реальную жизнь, также зависит от времени, которое человек проводит за компьютером. Но в самых запущенных случаях игра полностью заменяет человеку происходящее вокруг.

Также некоторые признавались, что намеренно переносят какие-либо «фишки» из игры, это помогает им в общении с людьми, которые вращаются в этой же сфере. В то же время, когда речь заходила о реальном насилии или причинении вреда, то все участники опроса были единодушны – они никогда не смогут перенести насилие в реальную жизнь, даже если в голове представляют себе подобный сценарий. Нельзя говорить, что абсолютно все эмоциональные реакции и состоянии игроков спровоцированы исключительно играми. Кроме того, некоторые комментарии добровольцев (например, про волшебную кнопку) могли быть просто частью их фантазий, а не доказательствами измененного мышления. В целом же можно сказать, что исследования в этой сфере хоть и отвечают на определенные вопросы, но оставляют после себя немало новых, с которыми еще предстоит разобраться.

Как помочь игроману

Заподозрить настоящую игроманию у взрослого или ребенка можно по так называемым «красным флагам». Первое: сильное желание всегда и везде играть в игры. Второе: нарушение контроля и размытие границ между началом игры и ее длительностью. Третье: игра вытесняет все другие увлечения, в том числе и общение с друзьями. Четвертое: люди продолжают играть, даже когда вокруг этого возникает конфликтная ситуация. Если вы замечаете подобные проявления и длятся они больше года, смело можно говорить о диагнозе игрового расстройства у человека.

Если речь идет о ребенке, стоит вместе с ним попытаться проанализировать причины, которые привели к такому положению дел. Возможно, это проблемы в школе, сложности в общении со сверстниками или непонимание со стороны родителей. Агрессивные игры часто используются как метод сбросить напряжение, тогда стоит подыскать альтернативные методы. Неплохо в такой ситуации вместе с ребенком выработать четкие правила, касающееся места и времени игр и стараться соблюдать их.

Со взрослыми все немного сложнее. Важно понять, не скрываются ли за игроманией более опасные психические состояния, и помочь в этом сможет только психотерапевт. Если диагноз подтвердится, его придется лечить. Спектр методик довольно широк (от семейного консультирования до ежедневных прогулок на лошадях), и посоветовать нужную специалист сможет только после общения с пациентом. Причем чаще всего наиболее эффективны немедикаментозные методы, лекарства, в частности антидепрессанты, назначаются только в крайних случаях.

Возрастные кризисы: как выйти из них победителем

Иногда складывается впечатление, что вся наша жизнь, это череда бесконечных возрастных кризисов, которые последовательно сменяют друг друга. Начинает все пресловутый кризис 3-х лет, о котором наверняка знает каждая мама, а дальше понеслась: кризис 7-8 лет, подростковый возраст, кризис четверти жизни, ну и, разумеется, кризис среднего возраста. Психотерапевт Ольга Милорадова расскажет, через какие кризисы неминуемо проходит каждый из нас и как пережить их без потерь.


Переходный возраст

Связь того или иного кризиса с возрастом в целом довольно условна, но вот один из самых ярких и заметных периодов приходится на промежуток от 14 до 19 лет. Это и есть тот самый переходный возраст, с которым связано огромное количество социальных, психологических и физиологических перемен в организме. Половое созревание превращает жизнь подростка в сплошные перепады эмоций, и бороться с этим порой бывает не так легко. Помимо прочего, именно в это время взрослеющие дети впервые начинают задумываться о своем ближайшем будущем и времени, когда им придется повзрослеть. Далеко ходить не нужно, даже выбор будущей профессии и места учебы в 16-17 лет является для многих непосильной задачей.

Подростковый период, по сути, первый взрослый кризис в жизни человека. И если в детском возрасте кризис – это полное разрушение старого и построение нового, то у взрослых – это всегда какой-то выбор и конфликт противоречий, которые никто не решит за тебя.

Современные дети большую часть времени проводят в школьной системе и это еще больше усложняет для них процесс принятия решения. Давление общества, бесконечные напутствия родителей и ощущения, что твои собственные чувства и переживания не интересны ровным счетом никому. Как ни печально, но порой такие ситуации приводят к самым плачевным последствиям.

Но принять реальность и трезво осознать происходящее подросткам мешают гормоны и зашкаливающие эмоции, иначе бы они легко приняли нормальность происходящего и перестали наконец переживать по пустякам. Как правило, в этот период молодые люди часто бросают привычные увлечения и ищут новые, стремятся отгородиться от родителей и показать свою независимость.

Подобный кризис самоидентификации – это не просто непонимание, кем стать, когда вырастешь. Отчасти это полноценное формирование личности и ее оценки. И дело здесь не только в будущей профессии, многие сталкиваются с серьезными проблема в принятии своего тела, которое стремительно меняется. Одновременно с этим проходят и поиски себя в обществе и среди окружающих тебя людей. И здесь для взрослеющего ребенка очень важна любящая и понимающая семья, которая будет принимать его таким, какой он есть.

Кризис четверти жизни

На этот кризис часто жалуются в период с 20 до 30 лет. Одни оказываются на распутье после окончания университета, другие мечутся между началом карьеры и личной жизнью. А многие и вовсе не хотят жить самостоятельно, потому как им неплохо рядом с мамой и папой, которые с легкостью решают все проблемы. В последние годы время вступления во взрослую жизнь заметно сдвинулось, и это привело к тому, что известный ранее «кризис 30 лет» незаметно снизился к 25, но и это все же весьма условный возраст.

Ко всему этому часто добавляется нервоз, появившийся на фоне повального распространения соцсетей. Нам постоянно кажется, что с нами что-то не так, ведь если верить миру Инстаграма и Фейсбука у друзей и ровесников дела идут куда лучше. Если вам знакома такая ситуация, напомните себе, что аккаунт любого человека – это как раз и есть подбор лучшего из лучшего, а в некоторых случаях, это самое лучшее еще и надумано или преувеличено в немалое количество раз. Просто попытайтесь не сравнивать себя с другими, лучше постарайтесь сосредоточиться на достижении собственных целей.

Этот кризис нельзя рассматривать как разрушающий, поскольку он, напротив, открывает пути для личностного роста и позволяет перестроить свою жизнь под собственные идеалы, а не те, которые были навязаны из вне.

Самые распространенные советы о том, как пережить этот кризис, чаще всего сводятся к дзен-практикам. Во-первых, научитесь планировать и не стремитесь все успеть, во-вторых, примите неизбежность ошибок, ну и в-третьих, разберитесь, что вам на самом деле интересно и чем вы хотели бы заниматься в жизни. В какой-то степени именно этот кризис даже полезен, поскольку помогает привести в порядок мысли и наконец совершить перемены в жизни.

Кризис среднего возраста

В отличие от предыдущего кризиса, который основывается на боязни будущего, этот, напротив, связан с прошлым. Однажды человек просыпается и оказывается в ужасе, поскольку все, что у него есть, внезапно теряет всякий смысл. Кажется, что дело всей жизни это скучно и уныло, любовь осталась в прошлом, а дети и вовсе забыли о вас в потоке собственных дел. Именно с этим возрастом часто связывают тягу к дорогим и бессмысленным покупкам, романы с более молодыми партнерами, разводы и другие попытки вернуть давно ушедшую молодость.

Кризис среднего возраста применим к людям в возрасте от 40 до 60 лет, когда происходит переосмысление всего, что происходило с человеком ранее. Но однозначно описать этот кризис не так просто. У разных людей он может протекать по-своему, как и наступать в разные возрастные промежутки. И если для кого-то эти мысли станут приятными воспоминаниями, то для другого – прямыми воротами в депрессию.

Если первые два кризиса можно смело назвать периодами роста и перемен, то этот классический кризис в психологическом смысле. Он тянет за собой негатив, депрессию, обесценивание себя и своей жизни, серьезные мысли о смерти. И самое важное здесь попытаться извлечь из нынешней ситуации что-то полезное и продуктивное для себя.

Но есть и вещи, которые в этот период переживают почти все. Это сильное чувство разочарования и четкое ощущение смертности. Кроме того, возраст проявляет себя и с точки зрения физиологии – развивается все больше болезней, у женщин начинается менопауза (нечто подобное происходит и в мужском организме и носит название андропауза).

Самое важное в этом кризисе не прозевать его переход в депрессию, в этом случае без помощи психолога не обойтись. Во всех остальных самый важный совет – принять пришедшие перемены и научиться жить в предложенных обстоятельствах.

Что такое приобретенная беспомощность

Приобретенная беспомощность – это состояние, которое возникает на фоне частых стрессовых ситуаций. В какой-то момент человек приходит к мысли, что он не может изменить текущую ситуацию, поэтому просто перестает пытаться.


Впервые подобный синдром был описан в 1967 году после нескольких экспериментов на животных и людях. Доказано, что приобретенная беспомощность может усиливать депрессию и тревожность. Когда человек понимает, что не может ничего изменить вокруг себя, он теряет мотивацию. И даже если появляется шанс, то человек все равно не предпринимает никаких действий. На фоне такого поведения неминуемо возрастает риск депрессии.

Психолог Мартин Селигман, которому часто приписывают авторство термина «приобретенная беспомощность», подробно описал три особенности этого состояния:

  • Человек пассивен перед лицом травмы
  • Человек не понимает, что реакция может контролировать травму
  • У человека значительно повышается уровень стресса

Чтобы доказать свою теорию, психологи провели исследование на собаках, в ходе которых подвергали их целой серии ударов током. Эксперимент показал, что у собак, которые не могли контролировать ситуацию, в итоге появились признаки тревоги и депрессии, а вот у тех, кто мог нажать на рычаг, ничего подобного не происходило.

У людей приобретенная беспомощность проявляется в том, что они не могут адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Обычно они просто принимают, что произойдет что-то плохое и никак не пытаются на это повлиять. И даже если на горизонте мелькает потенциальное решение проблемы, человек не будет им пользоваться.

Одним из наиболее ярких примеров приобретенной беспомощности является курение. Человек предпринимает несколько попыток, потом теряет веру в себя и перестает пытаться вовсе.

Иногда приобретенная беспомощность формируется еще в детстве. Когда родители не удовлетворяют потребность ребенка в помощи, он начинает думать, что не в силах никак изменить ситуацию. И если подобные события происходят регулярно, то развившаяся беспомощность перейдет и во взрослую жизнь.

Самые распространенные признаки приобретенной беспомощности у детей: низкая мотивация и самооценка, заниженные ожидания, ребенок никогда не просит о помощи, уверен, что никогда не сможет достичь успеха.

Самые главные факторы для борьбы с приобретенной беспомощностью у детей – правильная привязанность к родителям, чувство юмора и независимость.

Взрослому человеку преодолеть приобретенную беспомощность намного сложнее. Наиболее эффективный в этом плане подход – когнитивно-поведенческая терапия. В ее ходе люди учатся получать внимание и поддержку, найти способы избежать беспомощности, определить поведение, которое ее усиливает, повысить самооценку, ставить перед собой реальные цели и задачи.




Top