Церковь успения в печатниках. Храм успения пресвятой богородицы в печатниках на сретенке

Спокон веков плыл над Москвой колокольный благовест. Разливались малиновым звоном её «сорок сороков». И всегда в этом благодатном аккорде различался голос могучего колокола со звонницы храма, возведённого царскими мастерами - печатниками. Пела его жаркая медь во славу Божьей Матери и Её Пречистого Сына.

Постройка первой деревянной церкви

В XVII пожаловал государь для мастеров своего Печатного двора земли, что тянулись вдоль ручья, как раз между нынешними улицами Трубной и Сретенкой. Те расселились, настроили домов, завели хозяйство. Только какая же это жизнь без храма Божьего? Вот и построили печатные мастера церковь, освятив её в честь великого события - Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Печатниках тогда был деревянным, это известно, но когда его возвели, никто не знает. Одни источники называют 1625 год, другие - 1631. Кто ж теперь упомнит - давно это было. Известно точно, что в 1659 году, усердием всё тех же печатников, храм был полностью перестроен, но остался по-прежнему бревенчатым.

Строительство каменного храма

Благополучно простоял он в течение тридцати шести лет, а в 1695 году был разобран. Пригласили каменщиков, и те сложили дивный каменный храм. Его так же освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Храм в Печатниках тех лет мало чем напоминал тот, который сегодня знают и любят москвичи. Был он одноглавый и без боковых пределов, которые пристроили позже. В точной датировке помогает надпись на одной из икон. Построили его в принятом тогда стиле

Господь хранил этот храм. Из дошедших до нас документов видно, что страшный пожар, случившийся в Москве в 1937 году, обошёл стороной его стены. Даже во время эпидемии 1771 года храм не пришлось закрывать - не коснулась смерть всех тех, кто жил рядом с ним и посещал службы. Более того, из записей 1774 года известно, что приход храма признан одним из образцовейших приходов Москвы.

Постройка пределов храма

Стройно пел церковный хор, и поднимался к сводам благодатный дым от кадильниц. Но одно мешало прихожанам молиться и читать акафисты в честь Успения Пресвятой Богородицы - храм в Печатниках не отапливался, и в лютые зимние морозы холод в нём был лютый. И в 1725 году прихожане решили пристроить к храму тёплый придел.

Не мешкая взялись за дело, и в 1727 году его построили и освятили. Дальнейшие работы по расширению храма продолжились в 1763 году. Был возведён с другой стороны трапезной ещё один придел. А через восемь лет, к зданию трапезной пристроили небольшую часовню.

Замечательный русский художник, иконописец Николай Николаевич Тяпкин, в 1794 году украсил стены храма росписью, а через четыре года на его звонницу подняли огромный колокол. Довершил общее убранство установленный в 1805 году новый иконостас, за которым находился престол, освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Печатниках был гордостью прихожан.

Разрушение и последующее восстановление храма

Но попустил Господь пострадать ему в 1812 году от рук европейских варваров. Французские солдаты разграбили и сожгли храм. То, что удалось спасти, перенесли в Уже на следующий год прихожане начали всеми силами восстанавливать свой храм Успения Пресвятой Богородицы. В Печатниках, на Сретенке, закипела работа, и вскоре было воссоздано всё то, что сгорело в огне войны. Над Москвой вновь поплыл звон его колоколов.

Облик храма приобрёл новые черты на самом стыке веков. В период 1897 - 1902 года архитектор М.А. Аладьин перестроил здание трапезной и часовни. В трапезную была встроена колокольня. Венчал её небольшой каменный шатёр.

в XX веке

С закрыли храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Москвоведение - область исторической науки, занимающаяся прошлым нашей столицы - в своих исследовательских статьях, посвящённых этому периоду, описывает разгром, сопоставимый только с нашествием французов. Изуродованное здание перестроили, и в нём были размещены советские учреждения.

Возрождение наступило с периодом перестройки, когда Православной церкви возвращалось отобранное у неё имущество. В 1994 году был вновь освящён и храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Расписание богослужений, вывешенное при входе, как и в прежние годы, извещает прихожан, что их ждут на литургиях, вечернях и заутренях. Церковная жизнь постепенно вернулась на свой путь, указанный ей святыми отцами.

Для сегодняшнего жителя Москвы Печатники – это район соответствующей станции метро. Однако для москвича XVI–XVII веков ассоциации были другие: о них сегодня напоминает Печатников переулок рядом между Сретенкой и Трубной, а также церковь Успения Божией Матери в Печатниках.

С конца XVI века за стеной Белого города у Сретенских ворот начиналась Государева Печатная слобода – поселение типографов, трудившихся на Печатном дворе на Никольской улице. Именно они и создали первый деревянный Успенский храм в 1631 году, вместо которого в 1659 году было построено новое здание, тоже деревянное. Наконец, в 1695 году печатники создали третью Успенскую церковь, на этот раз каменную – ее четверик и колокольня сохраняются и по сей день.

Когда строился новый храм, в церковном зодчестве Москве преобладал стиль «нарышкинское барокко», уделявший особое внимание декору окон и порталов. Все это воплощено в церкви Успения в Печатниках: окна ее четверика обрамлены наличниками с гребнями, а боковые порталы украшены тонкой белокаменной резьбой, изображающей вьющиеся вокруг колонок виноградные лозы. Колокольня выполнена в три яруса: в нижнем расположен вход в церковь, в среднем – хозяйственное помещение, а верхний создан в виде восьмигранной звонницы с сомкнутым сводом. При этом шатер у колокольни есть, но он поставлен поверх свода и не несет никакой практической функции, играя исключительно декоративную роль. Трапезная у храма несколько раз значительно перестраивалась. В 1727 году в ней появился теплый (то есть отапливаемый) придел Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а в 1763 году с ее другой стороны создан придел святого Николая Чудотворца. В 1775 году к южной стене трапезной была пристроена небольшая часовня, выделенная на фасаде небольшим куполом с главкой. В последний раз облик церкви менялся в 1897–1902 годах, когда по проекту архитектора М.А. Аладьина была построена новая трапезная с часовней, выдержанные в псевдорусском стиле. Окна трапезной повторяют мотивы нарышкинского барокко, тем самым перекликаясь с окнами древнего четверика Успенской церкви.

По одной из версий, именно в церкви Успения в Печатниках художник Пукирев стал свидетелем брака старика и девушки, что впоследствии нашло отражение в картине «Неравный брак», ныне находящейся в Третьяковской галерее. Также до революции в церковной ризнице хранилась древняя еврейская серебряная монета – молва утверждала, что это один из тридцати серебряников, полученных Иудой за предательство Христа.

После революции и закрытия храма для богослужений его здание было занято сначала трестом «Арктикпроект», затем в 1950 году здесь появилась выставка «Советская Арктика», которую в 1960 году сменила постоянно действовавшая выставка «Морской флот СССР». Внешне здание почти не перестраивалось, были только сняты кресты и разобрана ограда, но внутреннее убранство исчезло полностью, пространство храма оказалось перепланировано. В 1994 году выставка была вывезена, а в храме возобновились богослужения.

Инцидент в московском храме Успения в Печатниках

Указ, изданный в связи с завершением работы комиссии по расследованию инцидента в московском храме Успения в Печатниках

Патриарх Алексий II

Священнику Георгию Серафимовичу Кочеткову, временно запрещенному в священнослужении, клирику г. Москвы

Протоиерею Олегу Федоровичу Клемышеву, благочинному храмов Сретенского округа,
и.о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках г. Москвы

Приходскому собранию того же храма

Священнику Михаилу Владимировичу Дубовицкому, клирику того же храма

Духовнику г. Москвы протоиерею Владимиру Жаворонкову
Настоятелю храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне г. Москвы»

Храм Успения в Печатниках.

В связи с завершением работы назначенной Нами комиссии по расследованию инцидента, происшедшего при совершении богослужения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках 29 июня 1997 г., и установлением данной комиссией факта совершения насилия и глумления над священником Михаилом Дубовицким, а также уяснением причин тому, выражавшихся в систематическом проявлении самочиния со стороны как в богослужебной, так и в иной деятельности возглавляемого им прихода, что и послужило нарушению церковного мира, возникновению конфликтной ситуации, а также соблазну не только для людей православных, но и для ищущих дорогу к храму, - считаем целесообразным:

7. При проведении заседания Приходского собрания, которое следует провести под председательством Нашего викария, настоятелю храма надлежит озаботиться о внесении изменений в состав Приходского собрания, исключив из него лиц, отлученных от церковного общения и получивших иные прещения, а также переизбрать руководящие органы прихода, виновные в развитии возникшей в храме конфликтной ситуации, недопустимой для православного храма.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 366-367

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

ул. Сретенка, 3, угол Рождественского бульвара

"Церковь на сем месте значится с 1625 г.".

"В начале Сретенки, близ Сретенских ворот, с конца XVI в. размещалась дворцовая Печатная слобода, в которой жили мастера Печатного двора - первой московской типографии в Китай-городе. Печатники построили церковь Успения в 1695 г. на углу Сретенки и Рождественского бульвара".

"Церковь значится с 1631 г., вторая, деревянная, построена в 1659 г. Каменная с 1695 г., как значилось в надписи на образе Спасителя. В октябре 1727 г. при трапезной с правой стороны построен теплый придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. 18 декабря 1763 г. по левую сторону трапезной освящен придел Николая Чудотворца. В 1795 г. храм обновлен и украшен стенописью. С 31 мая 1898 г. строилась новая трапезная с приделами и часовней, но с сохранением колокольни 1695 г. Архитектором был М. А. Аладин; освящение состоялось 1 декабря 1902 г. Внутри храма сохранились некоторые древние иконы и ампирный иконостас 1820-х гг. с полукруглой нишей для царских врат".

"Главная церковь и колокольня построены в 1695 г. Нынешняя трапезная и часовня в 1898-1903 гг.".

"Церковь обновлялась в 1894-1897 и 1903 гг.".

"Храм Успения Божией Матери в Печатниках близ Сретенских ворот устроен в 1695 г., трапезная с колокольней и приделом Иоанна Предтечи в 1725 г., левый придел Николая Чудотворца в 1763 г. В 1812 г. храм был разграблен, внутри выгорел. В 1814 г. возобновлен усердием прихожан. В церковной ризнице хранится еврейская монета сребреник, по преданию, один из тех, которые были вручены Иуде предателю за Христа Спасителя. Монета эта, по мнению археологов, бесспорно относится ко времени кесаря Августа".

В "Материалах..." имеется любопытная запись от 1734 г.: за подписание просьбы (письма) о разводе духовному сыну, вернее - его жене, которую муж нещадно избивал, понуждая уйти в монастырь, священник церкви Успения сослан в Кирилло-Белозерский монастырь на покаяние, но прощен императрицей Анной Иоанновной и возвращен через год.

"После закрытия помещения церкви занял трест Арктикпроект, а 12 января 1960 г. открылась выставка "Морской флот СССР". Скромный павильон рядом - бывшая свечная лавка, появившаяся в 1892 г., ныне тут табачный ларек".

Кресты с храма сбиты, ограда разрушена; внутри все переоборудовано. В юго-западный угол храма встроена часовня. Церковь стоит на государственной охране под № 192.

В 1991 г. появились планы передать храм братству соседнего Сретенского монастыря.

Александровский, № 171.

Рукопись Александровского, № 334.

Материалы. С. 677.

Синодальный справочник.

Сытин. С. 428.

Московские церковные ведомости. 1895. № 34.

Федосюк Ю. Лучи Кремля. М., 1978. С. 211.

Виноградов Н. П. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках // Труды комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины Москвы и Московской епархии. М., 1907. Т. I. С. 1-7.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 21.

Каталог архивов. Вып. 3. С. 585; Вып. 5. С. 314.

Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 221.

Александровский = Указатель Московских церквей / Сост. М. Александровский. М., 1915.

Альбом Найденова = Москва. Соборы, монастыри и церкви. Изд. Н. А. Найденова. Часть I. Кремль и Китай-город. М., 1883. Часть II. Белый город. М., 1881. Часть III. Отд. 1. Земляной город. М., 1882. Часть III. Отд. 2. Замоскворечье. М., 1882. Часть IV. Местность за Земляным городом. М., 1883.

Богоявленский = Богоявленский М. Л. Московские церкви. М., 1968-1970. Ч. 1-8. Машинопись (с позднейшими дополнениями).

Каталог архивов = История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М., 1988. Вып. 3; М., 1990. Вып. 5.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.




Top