Царское Село. Дом Олениных

Салоны , франц. salon (от итальян. salone - большая зала ). Первоначальное значение: комната, служащая для приема гостей. Затем салон становится обозначением способа светского общения.

В России расцвет салонов приходится на первые десятилетия XIX века, они являются неотъемлемой чертой быта пушкинской эпохи.

Салон - это, прежде всего, его хозяйка - женщина, вокруг которой собирается круг ее друзей и поклонников. Хозяйки известных салонов, такие как, маркиза Рамбулье, мадам Бурдоне, мадам Граммон или мадам Рекамье - по праву оставили в истории свои имена. В России - это З.Н.Волконская и А.О. Смирнова-Россет, Е.М.Хитрово и А.П.Елагина и др. Существовали, впрочем, и такие салоны, душой которых был хозяин дома: А.Н.Оленин, В.Ф.Одоевский, М.Ю.Вильегорский, В.А.Соллогуб.

Салоны имели обычно твердо фиксированные дни и часы; у Карамзиной принимали каждый вечер, у Елагиной по воскресеньям, у Одоевских по субботам и т.д. Человек, однажды принятый в салоне, мог уже приезжать без приглашения. В разные дни в салоне могло собираться от восьми - десяти до нескольких десятков человек.

В салонах никогда не танцевали (для этого существовали балы) и, как правило, ограничивались очень скромным угощением (кулинарному искусству отдавали должное на званых обедах и ужинах). Чем же занимались в салонах? Слушали музыку, пение, стихи - когда среди гостей присутствовали поэты, певцы или музыканты. Но главное: гости беседовали.

Итак, знакомьтесь:

Княгиня Евдокия (Авдотья) Ивановна Голицына, урожденная Измайлова (1780-1850 гг.).

Она родилась в весьма почтенной и богатой семье: мать ее была сестрой знаменитого князя Юсупова. Наверное, от татарских предков получила Авдотья Измайлова черные волнистые волосы, огненные черные глаза и смуглую упругую кожу, а также совершенно восточную ленивую негу движений. В семье отца она получила также блестящее для женщины того времени образование.

В 1816 году в Петербурге она открывает салон. И какой салон! Ее дом на Большой Миллионной превращается в некий храм искусств, расписанный лучшими художниками эпохи. Ничего от быстротекущей моды, - все просто, величаво и оригинально до невозможности. Хозяйка принимает гостей в одеяниях, которые заставляют вспоминать не журналы парижских мод, а картины из жизни Древнего Рима (разумеются сцены с весталками, а не с гетерами). Беседы длятся всю ночь, ибо княгиня как раз и боится… ночи. Цыганка нагадала ей смерть ночью во сне. За эти бдения Голицыну прозвали "ночной княгиней" ("la Princesse Nocturne").

Именно ей посвятил свои стихи юный Пушкин, страстно в неё влюбленный

Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди любви я часто омрачен,
Зачем на все подъемлю взор угрюмый,
Зачем не мил мне сладкой жизни сон.

Княгиня Зинаида Александровна Волконская (1792-1862)

Таланты, красота, искусство и политика увенчали героиню чуть ли не с колыбели.

В её салоне бывали корифеи русской словесности и культуры того времени: П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П. Чаадаев, В. Одоевский, М. Загоскин, М. Погодин, С. Шевырев, А. Хомяков, братья Киреевские… Но, конечно, звездами самой большой величины здесь были Пушкин и А. Мицкевич.

Пушкин явился сюда после ссылки, в пору своих самых шумных триумфов. З. Волконская встретила его исполнением романса на стихи "Погасло дневное светило…" Этот прием артистического кокетства тронул поэта. Он не влюбился, но дружеским расположением проникся вполне. А заодно посвятил З. Волконской и вот эти стихи:

Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений…

Дом семьи Карамзиных.

Был среди петербургских салонов совершенно особенный. Его можно было бы назвать «семейным приютом муз». Не в том смысле, что его хозяйка (точнее, хозяйки) были художественно одарены, а в том смысле, что нигде литераторы и художники (но особенно все-таки литераторы) не чувствовали себя так по-домашнему уютно и непринужденно. Гостей здесь ждали ежевечерне. В красной гостиной с простыми соломенными креслами царили самовар и… русский язык! Это была единственная гостиная в Питере, где в то время предпочитали родную речь и НИКОГДА не играли в карты. Поэты в скромных сюртуках и заехавшие мимоездом одетые по бальному первые красавицы, дипломаты и провинциальные родственники, – все находили для себя интерес и душевное отдохновение в салоне, который вели жена (а потом вдова) историка Карамзина Екатерина Андреевна и ее дочери Софья и Екатерина.
Вот картина салона Карамзиных из черновых набросков к «Евгению Онегину»:

В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный…
И новичка-провинциала
Хозяйка спесью не смущала:
Равно для всех она была
Непринужденна и мила…

В 40-е годы салон Карамзиных занял первое место среди русских литературных салонов. Молодой тогда И.И. Панаев не без иронии пишет: «Чтобы получить литературную известность в великосветском кругу, необходимо было попасть в салон г-жи Карамзиной – вдовы историографа. Там выдавались дипломы на литературные таланты. Это был уже настоящий великосветский литературный салон с строгим выбором.

Салон Алексея Николаевича Оленина.

Салон Президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина не мог не быть одним из главных очагов (точнее – камельков) культуры Северной Пальмиры в начале 19-го столетия. Рыженький и горбатенький, но необычайно легкий в общении, остроумный и любезный Оленин удивительно сочетал в себе сердечность, ум, глубокую образованность с потрясающей способностью к «искательству», то есть, был ловчайшим и тончайшим чинодралом и бюрократом. И если выбирать ему приходилось между музами и карьерой, он всегда бестрепетно предпочитал второе.

Оленин оставался в общем-то литературным старовером, примыкал к «Обществу любителей российской словесности», отчего в его доме бывали И.А. Крылов (он сделался здесь своим, совершенно домашним человеком) и Г.Р. Державин. Но «новые времена – новые песни», и в салоне появляются В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, К.Н. Батюшков. Со временем здесь зазвучит голос М.И. Глинки, а лучшие художники украсят оленинский дом и его дачу в Приютино весьма изящно…

В столичном доме и усадьбе Приютино Алексея Николаевича Оленина начинающие художники и писатели всегда находили поддержку и протекцию своим дарованиям. Об этом с благодарностью вспоминали многие, в том числе С. С. Уваров, Ф. Ф. Вигель, М. Ф. Каменская, Ф. П. Толстой. Основатель и первый директор Публичной библиотеки, президент Академии художеств, человек творческий и увлекающийся, А. Н. Оленин имел притязания на звание литератора, историка, археолога, палеографа, знатока, ценителя и коллекционера древнерусских рукописей, оружия. Сам император Александр I называл его Tausendkünstler, тысячеискусником.

В дневнике дочери Анны, сочинившей музыку к думе К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака», отмечается благородная миссия отца в духовном сближении творческих людей разных поколений: «Батюшке я сама во многом обязана, от его истинного глубокого знания и мне кое-что перепало. В его разговорах, выборе для меня книг и в кругу незабвенных наших великих современников: Карамзина, Блудова, Крылова, Гнедича, Пушкина, Брюллова, Батюшкова, Глинки, Мицкевича, Уткина, Щед-рина и проч., почерпала я все, что было в то время лучшего». Салон также посещали В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, Д. И. Языков, П. А. Катенин, М. Ю. Виельгорский, Ф. П. Толстой, В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, С. И. Гальберг, А. М. и Н. М. Муравьевы. В салоне А. Н. Оленина познакомились М. П. Бестужев-Рюмин и А. С. Пушкин. Здесь актеры столичных театров слушали новые пьесы, распределяли роли.

Мадам Рекамье.

Жюли Рекамье, тогда ещё Бернар, родилась в семье нотариуса в Лионе. В 1786 году после продвижения её отца по карьерной лестнице семья переехала в Париж.

В 1793 году, когда девушке ещё не исполнилось 16, она вышла замуж за банкира Жака Рекамье, который был старше ее на 26 лет. Отношения между супругами были скорее дружескими, нежели любовными. В качестве свадебного подарка банкир купил Рекамье особняк бывшего королевского министра финансов Неккера в Париже, где она впервые стала принимать гостей, и эти визиты вскоре превратились в знаменитый салон.

Обаяние Жюли, её ум и политические взгляды привлекали к ней в салон людей различных возрастов и положений. В списках имен гостей дома Рекамье завсегдатаями были знаменитый писатель Рене де Шатобриан , горячо любивший мадам Рекамье, писатель и критик Огюстен Сент-Бев , лучшая подруга Жюли писательница

Петербург. Салон Алексея Николаевича Оленина (1763–1843)

Дочь Марка Федоровича Полторацкого - Елизавета Марковна стала женой просвещенного человека, президента Академии художеств, директора императорской Публичной библиотеки, члена Государственного совета А.Н. Оленина.

"В ноябре (1814 г.) Алексей Николаевич и Елизавета Марковна Оленины возвратились из Приютина и открыли дом свой… Подобного дома трудно было бы сыскать тогда в Петербурге, ныне невозможно, и я думаю услужить потомству, изобразив его. Начн. м с хозяина. Принадлежа по матери к русской знати, будучи родным племянником князя Григория Семеновича Волконского, Оленин получил аристократическое воспитание, выучен был иностранным языкам, посылаем был за границу. Древность дворянского рода его и состояние весьма достаточное не дозволили, однако же, ему, подобно знатным, ожидать в праздности наград и отличий, подобно им быть знакому с одною роскошью и любезностью гостиных. Вероятно, он это почувствовал, а может быть, по врожд. нной склонности стал прилежать к наукам, приучать себя к трудам; он прослужил целый век и приобр. л много познаний, правда, весьма поверхностных, но которые в его время и в его кругу заставили видеть в н. м уч. ного и делового человека… В н. м можно было найти тонкий ум, вес. лый нрав и доброе сердце. Он не имел пороков, а несколько слабостей, светом извиняемых и даже разделяемых. Он имел притязания на звание литератора, артиста, археолога… Сам Александр, шутя, прозвал его Tausendkuenstler, тысячеискусником… Нигде нельзя было встретить столько свободы, удовольствия и пристойности вместе, ни в одном семействе - такого доброго согласия, такой взаимной нежности, ни в каких хозяевах - столь образованной приветливости. Всего примечательнее было искусное сочетание всех приятностей европейской жизни с простотой, с обычаями русской старины. После смерти графа Строганова Оленин был назначен президентом Академии художеств и директором императорской Публичной библиотеки. Она помещена была в прекрасном закругл. нном здании, построенном при Екатерине на углу Невского проспекта и Садовой улицы. С приобрет. нными прежде и вновь приобретаемыми творениями число книг было довольно значительно, но все они, неразобранные, лежали грудами. Заботливый Оленин составил новое положение и новый штат для заведения сего, и они были утверждены в начале 1812 года, после чего книги кое-как приведены в некоторый порядок" (Ф.Вигель).

Дом Оленина считался одним из центров просвещения светского Петербурга того времени. "Дом Оленина всегда оставался центром соединения писателей русских. Из Москвы переселившись в северную столицу, Карамзин, Жуковский, Батюшков и - по выходе из лицея - Пушкин там встречались друг с другом часто. Или уже по крайней мере по воскресеньям. Знаменитые иностранцы (например, барон А.Гумбольдт), приезжая в Санкт - Петербург, тут находили лучшее русское общество литераторов, уч. ных и художников… Кроме просвещ. нного и радушного хозяина там было существо - олицетвор. нная доброта и участие, Е.М.Оленина, урожд. нная Полторацкая" (П.А.Плетн. в). Замечательный портрет хозяйки дома написал В.Боровиковский.

"Мне очень нравилось бывать в доме Олениных. Потому что у них не играли в карты… но зато играли в разные занимательные игры и преимущественно в charades en action, в которых принимали иногда участие и наши литературные знаменитости - Иван Андреевич Крылов, Иван Матвеевич Муравь. в- Апостол и другие… У Оленина ужинали на маленьких столиках, без церемоний и, разумеется, без чинов. Да и какие могли быть чины там, где просвещ. нный хозяин ценил и дорожил только науками и искусствами" (А.П.Керн).

Яркие воспоминания о вечерах у Олениных оставила А.М.Каратыгина, дочь знаменитой балерины Евгении Ивановны Колосовой: "У них бывали часто домашние спектакли, в которых участвовали, кроме членов их семейств, И.А.Крылов, П.А.Каратыгин, М.Е.Лобанов и моя мать". Каратыгина отмечает "два замечательных представления: "Хвастуна", комедии в стихах Княжнина, у Олениных, в которой роли хвастуна и его дяди играли в совершенстве П.А.Катенин и И.А.Крылов; и у Бакуниных - "Модной лавки", комедии И.А.Крылова, в которой роли Сумбурова и его жены играли сам Иван Андреевич и В.И.Бакунин неподражаемо".

Младшая дочь Олениных - Анна была жемчужиной литературных вечеров. Все отмечали е. образованность, музыкальность, необычайную подвижность, изящество. Ей поклонялись, посвящали стихи.

Из фрейлин лучшая Оленина Анета!

Я поздравляю вас, поздравьте вы меня,

Мы оба родились теперешнего дня,

Какое счастие для вашего поэта! (Гнедич)

Постоянно посещали дом Оленина Державин, Жуковский, Вяземский, Крылов, молодой М.И.Глинка и многие другие. Михаил Иванович Глинка был частым гостем у Олениных в Петербурге и на даче в Приютине, близ Петербурга. Из дневника А.А.Олениной: "Стали приезжать гости. Приехал премилый Сергей Голицын (Фирс), Крылов, Гнедич, Зубовы, милый Глинка, который после обеда играл чудесно и в среду придет дать мне первый урок пения. Приехал, по обыкновению, Пушкин…" Глинка - гениальный композитор, высокообразованный человек был непременным участником литературно- музыкальных вечеров у В.Д.Одоевского, Мих. Ю. Виельгорского, Н.Кукольника, М.Шимановской.

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Великосветский салон. Акварель неизвестного художника. 1830-е

Из книги Кто стоял за спиной Сталина? автора Островский Александр Владимирович

Петербург - Краков - Петербург А пока еще только-только начинали поиски И. В. Джугашвили в Томске, он уже был в Петербурге. Считается, что сюда он вернулся 12 сентября{1}.И на этот раз одним из первых, с кем он встретился здесь, стал С. И. Кавтарадзе. Встреча произошла на

Из книги Владимир Ленин. Выбор пути: Биография. автора Логинов Владлен Терентьевич

«МАРКСИСТСКИЙ САЛОН» Попытка сформулировать общие задачи рабочего социализма в России, предпринятая Ульяновым в «Друзьях народа…», привлекла внимание всей социал-демократической публики. А поскольку марксизм начинал все более входить в моду, то вскоре после выхода

Из книги Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883 автора Креспель Жан-Поль

Глава вторая Салон - бастион сопротивления За двадцать лет борьбы, с 1863 по 1883 год, импрессионистам не удалось отвоевать себе место на художественном Олимпе, и в искусстве по-прежнему господствовала мелочная и непоследовательная, сектантская диктатура Салона или, точнее

Из книги Кругом измена, трусость и обман [Подлинная история отречения Николая II] автора Мультатули Петр Валентинович

«Манифест» Императора Николая II об отречении от престола в пользу своего сына Наследника Цесаревича Алексея Николаевича Когда Н. В. Рузский сообщил М. В. Родзянко, что Государь согласился даровать манифест об Ответственном министерстве, то в ответ от председателя Думы

Из книги Государевы вольнодумцы. Загадка Русского Средневековья автора Смирнов Виктор Григорьевич

Глава 8. Салон Федора Курицына Душа самовластна - заграда ей вера. Ф. Курицын Новгородский попик Самсонка не солгал: еретики действительно собирались в богатом московском доме Федора Курицына, превратившемся в штаб-квартиру ереси. Присутствие высокопоставленных лиц, а

автора

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

САЛОН НЕЗАВИСИМЫХ Впервые - «Киевская мысль», 1911, 5 июня, № 153. Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 1, с. 125-132. В дощатом бараке, протянувшемся вдоль знаменитой Орсейской набережной и разделенном на пятьдесят зал, помещается двадцать

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

САЛОН ЮМОРИСТОВ Впервые - «Киевская мысль», 1912, 1 апр., № 90. Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 1, с. 141 -146. Начинается весна и в Париже. Уже открылось несколько Салонов, между ними сумасшедший Салон Независимых. Но в этом году я не буду

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

ДЕСЯТЫЙ ОСЕННИЙ САЛОН В ПАРИЖЕ Впервые - «Киевская мысль», 1912, 22 окт., № 293. Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 1, с. 147-153. Парижские Осенние салоны, созданные анархистом–архитектором Францем Журденом и другими смелыми

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

САЛОН ФРАНЦУЗСКИХ АРТИСТОВ Впервые - «День», 1913, 28 мая, № 141. Печатается по тексту газеты. Принципиальной разницы между двумя большими парижскими Салонами - Французских артистов и Национального общества изящных искусств - сейчас нет. Правда, сосиетеры «Артистов»

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

ТРИДЦАТЫЙ САЛОН НЕЗАВИСИМЫХ АРТИСТОВ Впервые - «Киевская мысль», 1914, 6 марта, № 65. Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 1, с. 213-218. Печальнее всего, когда отчет о новой выставке приходится начинать привычными словами: нынешний Салон -

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Император Николай II как человек сильной воли автора Алферьев Е. Е.

X. Рождение Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Гемофилия. Тяжкое бремя Августейших Родителей и Их мужественная борьба с болезнью. В первый год Русско-Японской войны, 30 июля/12 августа 1904 года, в России совершилось, наконец, долгожданное радостное событие: рождение

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.5. Полные решения зодиака МР: 1785 или 1843 год Лучшее решение - 11–12 августа ст. ст. 1843 года н. э Для того, чтобы выделить из пяти найденных нами предварительных решений зодиака МР полное решение и определить тем самым дату, записанную на зодиаке, необходимо проверить все эти

Из книги Алексеевы автора Балашов Степан Степанович

К 125-летию Петра Сергеевича Оленина 16 февраля (1 марта по новому стилю) 1995 года исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося оперного режиссера и певца-актера П. С. Оленина, жизнь и деятельность которого близко соприкасалась с Л. В. Собиновым, Ф. И. Шаляпиным, С. И.

На месте театра имени Г. Товстоногова с 1870-х годов находился театр построенный А. С. Апраксиным по проекту архитектора Л. Фритана. В 1901 году здание было уничтожено пожаром, но вскоре восстановлено, и в нем в 1919 году по инициативе М. Горького был создан Большой драматический театр. В создании его деятельно участвовaли A. В. Луначарский и М. Ф. Андреева, литературное руководство осуществлял А. А. Блок. Руководители театра стремились познакомить нового советского зрители с лучшими творениями классического репертуара.

Лештуков мост

Напротив театра через Фонтанку переброшен Лештуков мост, построенный в 1907 году. В названии его сохранилась несколько искаженная в просторечий фамилия лейб-медика царицы Елизаветы - Лестока, который владел участком земли на противоположном берегу Фонтанки. Впрочем, об этом имении мы ещё скажем во время путешествия по четной стороне Фонтанки.

Семеновская площадь

Продолжая нашу прогулку, мы выйдем к предмостной Семеновской площади. На пересечении набережной с Гороховой улицей два дома (№ 79 и 81) построены с отступом от красной линии. В результате этого возникла прямоугольная площадь. Создание двух площадей на берегу Фонтанки при пересечении её с Адмиралтейской перспективой (позже названной Гороховой улицей) было предусмотрено ещё в 1769 году А. В. Квасовым - главным архитектором Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга - при составлении им проекта планировки района между реками Мойкой и Фонтанкой. Небольшой ансамбль Семеновской площади в его нынешнем виде сложился в основном в 1830-х годах. Уже в конце XVIII века на участке, который принадлежал Куканову, стоял дом № 79.

К нему архитектор А. И. Мельников в 1831–1832 годах пристроил новый корпус, главным фасадом ориентированный на Фонтанку. Его колоннада, поднимаясь над цоколем, проходит через два этажа и несет широкий балкон четвертого этажа. Традиции строгого классицизма отчетливее прослеживаются в облике соседнего дома № 81, построенного в 1780–1790 годах на участке петербургского богача Саввы Яковлева. Однако в списки памятников архитектуры Санкт-Петербурга это здание вошло как дом Евментьева, по фамилии одного из владельцев. Это угловое здание выглядит эффектно и вместе с домом № 79 прекрасно оформляет перспективу, которая вдоль Гороховой улицы открывается на Адмиралтейство.

На фасаде дома № 81 хорошо рисуется поставленный на цоколь восьмиколонный портик с фронтоном. Внутри дома хорошо сохранилось круглое в плане помещение парадной лестницы, в нижнем этаже декорированные шестью свободно стоящими колоннами. Металлические лестницы (постройки 1856 года) ведут на второй этаж, где лестничные площадки плавно, по кругу огибает всю ротонду. Стены третьего этажа украшены пилястрами и завершены купольным перекрытием. Восьмиколонный коринфский поpтик дома № 81 и колоннада дома № 79 придают этим скромным зданиям выразительность и монументальность.

Семеновский мост

Проходящий по оси Гороховой улицы Семеновский мост получил свое название в связи с размещением поблизости (в районе нынешнего Загородного проспекта) Семеновского полка. Мост этот в 1788 году был возведен в граните, по типу моста Ломоносова, со средним деревянным подъемным перекрытием (для пропуска мачтовых судов). В 1857 году мост был реконструирован, гранитные сооружения уступили место железным фермам и другим более современным для того времени конструкциям. В 1949 году мост был вновь перестроен, причем тротуары вынесли в стороны на консолях, сменили перильные ограждения моста, установив новые, чугунные, художественного литья.

Дом Лихачева и дом Лебедева

Так называемый «дом Лихачева» - дом № 83 - построен в конце XVIII века. Вначале он был двухэтажными. Внутри здания сохранилась интересная лестница начала XIX века. Вход в нее ведет из-под арки. Верхняя площадка лестницы декорирована каннелированными колоннами дорического ордера, изящные перила лестницы скомпонованы из пересекающихся кругов строгого рисунка.

Вблизи находится дом № 87 («дом Лебедева»), он представляет собой интересный образец гражданской архитектуры Петербурга первой трети XIX века, характерен для архитектуры зрелого классицизма. Превосходен по своим пропорциям обращенный на Фонтанку фасад здания. Центр его выделен шестью пилястрами коринфского ордера. Установленные на высоком цокольном этаже, они завершаются треугольным фронтоном. Над оконными проемами второго этажа размещены скульптурные панно - круглые и (между пилястрами) прямоугольные. Цокольный этаж обработан рустами, над его окнами - лепные маски. Фасад здания строго торжествен.

Далее Фонтанку с Сенной площадью соединяет проложенная в 1874 году улица, названная в декабре 1852 года именем М. А. Ефимова (1909–1943 годы), Героя Советского Союза, балтийского летчика-истребителя. Ранее улица называлась Горсткиной, по фамилии местного домовладельца. Пешеходный мост, перекинутый в этом месте через Фонтанку, сохранил название «Горсткин».

Петербургские трущобы, или «Вяземская лавра»

У брандмауэре дома № 97 есть узкий проход на Сенной рынок. Он занимает территорию от района Сенной площади почти до набережной Фонтанки. Здесь размещалась так называемая «Вяземская лавра», описанная писателем Всеволодом Крестовским в его романе «Петербургские трущобы».

Надо пояснить, что обычно лаврой назывались мужские монастыри высшего ранга. В России имелось лишь четыре лавры. И Вяземская лавра, конечно, не входила в их число. Название это носило иронический характер, тем более что порядки в Вяземской лавре были далеки от монастырских.
Описывая Сенную площадь, Крестовский рассказывает: «… по краям площади, в громадных многоэтажных и не менее улицы грязных домах мигали огоньки в окнах над входными дверьми, означая собой целые ряды харчевен, трактиров, съестных, перскусочных подвалов, винных погребов, кабаков с портерными и тех особенных пpитoнов, где родится, прячется, болеет и умирает всеми отверженный разврат, из которого почти нет возврата в более чистую сферу, и где знают только два исхода: тюрьму да кладбище…».

Крестовский пишет, что в «хоромах» Вяземской лавры, более десяти тысяч обездоленных, несчастных людей. Они спали на полу, на камнях, под нарами, они просыпались утром с одним и тем же горестным вопросом - как прожить наступивший день? «Мы нисколько не погрешим против истины - отмечал Крестовский, - если скажем, что дом князя Вяземского служит извечным и главным приютом всевозможных и разнородных пролетариев Петербурга, большей частью голодных и холодных людей этого города…».

Так было не только в ХIХ веке. В начале XX века при санитарном обследовании дома князя Вяземского оказалось, что в квартирах, снимаемых кустарями корзинщиками, даже не имелось нар или кроватей. Кустари спали на верстаках и платили за то место, на котором стоял верстак. Всего в этом доме в тесноте, в смраде и сырости жило до трех тысяч человек, снимавших по полкровати или живших на своем рабочем месте. Тут имелись целые семьи в 3–5 человек, снимавшие одну кровать. Такие же ужасные жилища, по свидетельству санитарных врачей, можно было встретить и во всех других частях города.

Далее по набережной примечателен архитектурный комплекс конца XVIII века, состоящий из трех рядом расположенных небольших домов. Внешне они очень похожи, хотя и отличаются количеством (7, 9 и 11) окон. Здания сохранили свой первоначальный внешний вид, если не считать того, что парные колонны по сторонам ворот дома № 99 - более поздние сооружения.

Во второй половине XVIII века значительная часть этого участка принадлежит директору придворной Певческой капеллы М. Ф. Полторацкому. Из своего владения он выделил дворовый участок нынешнего дома № 101 и дал его в приданое дочери Елизавете, в 1780 году вышедшей замуж за А. Н. Оленина.

Дом Олениных. А. С. Пушкин и Анна Керн

Здесь Е. М. Оленина в 1790–1793 годах построила трехэтажный каменный дом под фронтоном. До последних лет принято было считать, что именно здесь, в доме № 101, весной 1819 года молодой А. С. Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней племянницей жены Оленина - Анной Керн, которая приехало в столицу с Украины со стариком-мужем - дивизионным генералом Ермолаем Федоровичем Керном. Архивные находки свидетельствуют, что в 1813 году Оленины приобрели ещё один, почти смежный особняк - нынешний дом № 97, в котором поселились и жили до осени 1819 года. Вероятнее всего, что первая встреча Пушкина с Анной Керн произошла в доме № 97… А. Н. Оленин, выдающийся деятель русской культуры, в 1811 году cтaл директором Публичной библиотеки, а в 1817 году - президентом Академии художеств. В его доме частыми гостями были И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Н. А. Карамзин, В. П. Стасов, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский и многие другие ученые, поэты, художники. В вечер первой встречи с А. П. Керн юный А. С. Пушкин не привлек её внимания, стихов Пушкина она, вероятно, не знала.

Позже, находясь в ссылке в селе Михайловском, Пушкин в стихе, обращенном к А. П. Керн, писал:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…

Эти стихи в 1849 году М. И. Глинка положил на музыку. Bсe тpи смежных дома на Фонтанке - № 97, 99 и 101 - решены в традиционных формах pycского классицизма. Композиция фасадов строга и симметрична, декоративное оформление сдержанно, хороши пропорции согласованных по высоте зданий.

Есть дача за Невой, Верст двадцать от столицы, У Выборгской границы, Близ Парголы крутой; Есть дача или мыза, Приют для добрых душ, Где добрая Элиза И с ней почтенный муж,

С открытою душою

В свой маленький приют

Друзей из Петрограда

На праздник сельский ждут, -

писал о Приютине К.Н. Батюшков.

Приютино - один из крупнейших усадебных ансамблей в окрестностях Петербурга. На рубеже XVIII-XIX веков оно принадлежало известному художнику, писателю и археологу, президенту Академии художеств и директору Публичной библиотеки Алексею Николаевичу Оленину (1763-1843).

При нем обширное и благоустроенное имение включало в себя двухэтажный кирпичный дом, такой же флигель («людской»), кухню, дом для прислуги, скотный двор, погреба, оранжереи, конюшни и кладовые. Часть этих сооружений сохранилась до наших дней. Многие характерные черты в облике господского дома в Приютине позволяют говорить о том, что автором его проекта мог быть известный архитектор Николай Александрович Львов - близкий друг семьи Олениных.

Большой пейзажный парк, разбитый в долине речки Лубьи, создан, по-видимому, в начале XIX столетия. Центром паркового ансамбля является большой пруд. В парке было проложено множество прихотливо извивающихся дорожек и аллей, обсаженных лиственницами, елями и дубами. Из некогда многочисленных парковых сооружений сохранились круглая беседка, своим обликом напоминающая римский Пантеон, солнечные часы и памятник-мавзолей, сооруженный А.Н. Олениным в память о своем старшем сыне Николае, павшем смертью героя на Бородинском поле в 1812 году.

«В известном многим Приютине жизнь текла тихая, мирная, аккуратная, простая, деревенская и казалось по образу жизни верст за 5000 от Петербурга. Все было весело, радушно, просто, свободно», - вспоминала старшая дочь А.Н. Оленина, Варвара Алексеевна. Как и петербургский салон Олениных, Приютино было местом встреч многих выдающихся деятелей русской культуры и искусства.

«В городском доме Олениных или в подгородней даче Приютино почти ежедневно встречалось несколько литераторов и

художников русских, - писал об этих встречах современник. - Предметы литературы и искусств занимали и оживляли разговор... Сюда обыкновенно привозились все литературные новости: вновь появлявшиеся стихотворения, известия о театрах, о книгах, о картинах, - словом, все что могло питать любопытство людей, более или менее движимых любовью к просвещению». В Приютине бывали Г.Р.Державин, A.C. Пушкин, К.Н. Батюшков, A.C. Грибоедов, Адам Мицкевич, Н.И. Гнедич и П.А. Плетнев, историк Н.М. Карамзин, баснописец И.А. Крылов, драматург В.А.Озеров, композиторы М.И. Глинка, А.Н. Верстовский, A.A. Алябьев, живописцы А.П. и К.П. Брюлловы, O.A. Кипренский, В.Л. Боровиковский, А.Г. Венецианов, А.О. Орловский, скульптор И.П. Мартос. Побывал здесь и знаменитый немецкий ученый и путешественник А. Гумбольдт, который в шутку сказал, что он объездил оба полушария Земли и везде ему приходилось только говорить самому, а в При-ютине он впервые с удовольствием слушал.

Археолог и живописец Ф.Г. Солнцев, неоднократно приезжавший в Приютино на рубеже 1820-1830-х годов, вспоминал: «Гостить у Олениных, особенно на даче, было очень привольно: для каждого отводилась особая комната, давалось все необходимое и затем объявляли: в 9 часов утра пьют чай, в 12 - завтрак, в 4 часа - обед, в 6 часов полудничают, в 9 - вечерний чай; для этого все гости сзывались ударом в колокол; в остальное время дня и ночи каждый мог заниматься чем угодно: гулять, ездить верхом, стрелять в лесу из ружей, пистолетов и из лука... Как на даче, так и в Петербурге игра в карты у Олениных никогда почти не устраивалась, разве в каком-нибудь исключительном случае; зато всегда, особенно при Алексее Николаевиче, велись очень оживленные разговоры... Несмотря на глубокую ученость Алексея Николаевича, при нем все держали себя свободно».

Дольше всех, иногда на все лето, в Приютине оставались гостить Н.И. Гнедич и И.А. Крылов - оба холостяки, они обрели здесь семейный очаг. В память о посещениях Приютина Иваном Андреевичем Крыловым один из парковых павильонов назывался «Крыловской кельей» - здесь баснописец любил отдыхать и работать. В Приютине Крыловым написаны басни «Крестьянин и овца», «Плотичка», «Паук и гром», «Осел и заяц» и другие.

Мечтает там Крылов Под сению березы О басенных зверях И рвет парнасски розы В приютинских лесах... -

писал о жизни Крылова в Приютине К.Н. Батюшков.

«Басни свои, - вспоминал современник, - как известно, Иван Андреевич писал на разных лоскутках, которые и таскал иногда с собою в кармане... чуть ли не каждую басню прочитывал Алексею Николаевичу по нескольку раз...» У Олениных любили играть в шарады, и И.А. Крылов пользовался в этой игре неизменным успехом, изображая героев своих басен.

Н.И. Гнедич работал в Приютине над переводом «Илиады» Гомера. В своем стихотворении «Приютино», посвященном жене хозяина усадьбы Елизавете Марковне, Гнедич писал:

Еще я прихожу под кров твой безмятежный, Гостеприимная приютинская сень!

Я, твой старинный гость, бездомный странник прежний, Твою приютную всегда любивший тень.

В Приютине устраивались музыкальные вечера и концерты, ставились спектакли. Здесь играл на фортепьяно А.С. Грибоедов, исполнял свои романсы М.И. Глинка.

Весной и летом 1828 года частым гостем Приютина был А.С. Пушкин. В эту пору он был страстно влюблен в дочь хозяина усадьбы, двадцатилетнюю Анну Алексеевну Оленину, которой посвятил множество стихотворений, самое известное из них - короткое, всего в восемь строк, полное печали стихотворение «Я вас любил», написанное год спустя, когда роман с Олениной уже был завершен, а отношения поэта с ее семьей утратили сердечность и искренность. Памятью об этой несчастной любви Пушкина на полях пушкинских рукописей остались выведенные рукой поэта инициалы Анны Олениной, ее профили. На автографе одного из стихотворений, посвященного Олениной («Пустое «Вы» сердечным «Ты» она, обмолвясь, заменила...»), осталась пометка, сделанная рукой поэта: «30 мая 1828 года, Приютино». Несколько раз Пушкин, движимой тайной мечтой, вывел на полях: «Annette Pouchkine» - Анна Пушкина... Однако этим мечтам было не суждено осуществиться: осенью 1828 года Пушкин просил руки Анны Олениной, но получил отказ: отец его избранницы был категорически против этого брака.

В Приютине Пушкин встречался с А.С. Грибоедовым. Во время одной из встреч Грибоедов сыграл на фортепьяно для него мотив песни, которую слышал в Тифлисе. Этот грузинский мотив так понравился Пушкину, что через несколько дней он написал созвучные ему стихи «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальных». Присутствовавший при этом М.И. Глинка переложил впоследствии эти стихи на музыку.

В 1841 году, вскоре после смерти жены, Е.М. Олениной (урожденной Полторацкой), скончавшейся за три года до этого, А.Н. Оленин продал Приютино доктору Адамсу.

С 1974 года в Приютине действует историко-художествен-ный музей.

Последние публикации:

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Адресная книга 1809 г. (№ 123) называет владельцем этого дома, тогда № 125 в 3-й Адмиралтейской части, действит. ст. сов. Алексея Оленина.

"Указатель жилищ и зданий" 1822 г. (№ 121) называет владельцем дома, тогда № 166 в 3-й Адмиралтейской части, тайного советника А. И. (так, несомненно ошибочно) Оленина.

Н. И. Греч вспоминал о визите к Оленину, состоявшемся в мае 1801 г.: "А. Н. Оленин жил тогда в собственном доме своем у Обухова моста, отделенном ему из имения тещи его, знаменитой тиранки Агафоклеи Александровны Полторацкой. Он выстроил себе посреди двора отдельный флигель с итальянскими окнами, странный и неуклюжий. Взбираться к нему должно было по тесной каменной лестнице забегами (теперь все это перестроено). Мы нашли его, как я находил его потом в течение сорока лет, за большим письменным столом, заваленном бумагами, книгами, рисунками, бюстами и пр." (Греч Н. И. Записки о моей жизни. М.. 1990. Сю 130-131). (Liz)

До недавнего времени сведения об адресах Олениных в различных изданиях приводились неточные и неполные. Впервые вопрос этот был научно исследован В. М. Файбисовичем (Шубин [В. Ф.], Файбисович [В. М. К литературной жизни пушкинского Петербурга // Русская литература.1982. № 3]. С. 155-156) . Как выяснилось, д. 101, построенный в 1790-1793 гг., Оленины занимали до 1813 г. В это время в д. 97 жили братья Е. М. Оленниной - Алексей и Александр Полторацкие. С 1813 г. и этот дом стал собственностью Олениных и местом их жительства вплоть до 1819 г. Здесь, а не в д. 101, бывал у них Пушкин после окончания Лицея" (Попова Н.. Шубин В. [Примечания] // Яцевич А. Пушкинский Петербург / послесл. и примеч. Н. Поповой, В. Шубина. - СПб.. 1993. С. 386).

Чертежи дома вдовы генерал-лейтенанта П. И. Гербель по наб. реки Фонтанки номер 101 с указанием предшествующих владельцев (жена генерал-майора М. А. Лутковская, С. И. Штерич, жена купца П. И. Кучеряева). ... Военный инженер В. В. Витт, архитекторы А. Васильев, А. И. Мельников. ... 1843-1901. (ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 9948.)

Серафима Ивановна Штерич, как писал в вышеназванной книге А. Яцевич, владела домом с 1823 г. Она была дама известная, о ней писали в своих воспоминаниях А. П. Керн, жившая в ее доме в 1827, А. В. Никитенко, М. И. Глинка и немало других. Она показана владелицей дома в издании 1836 г. (Нумерация домов в СПб.), а в "Книге адресов СПб. на 1837" К. Нистрема о ней говорится: "Штеричева Серафима Ивановна, вдова статского советника, по Фонтанке № 82. - 3 ч. 3 кв. № 166" (в этом издании давались и новые и старые адреса).

Здесь у Штерич жила ее внучка княгиня Мария Алексеевна Щербатова (Лермонтов - "На светские цепи...") Вторым браком Щербатова была за Лутковским. Так что, возможно, в архивном описании перепутана последовательность владелиц, потому что, как пишет А. Яцевич, Штерич завещала дом любимой внучке.

Дом Олениных был широко известен в Петербурге как место, где собирались виднейшие представители художественной интеллигенции - писатели, художники, актеры - разных направлений; в этот салон стекались все новости культурной жизни столицы. Постоянными посетителями оленинских вечеров были Крылов, Жуковский, Гнедич, Батюшков, Озеров, Кипренский, Семенова, Яковлев...

Литературно-художественный салон Оленина посещали А.С.Пушкин, Н.А.Вяземский, М.И. Глинка, О.А. Кипренский.

Елизавета Марковна Оленина, урожденная Полторацкая, приходилась теткой Анне Петровне Керн. Именно в ее салоне произошла первая встреча Пушкина с Анной Керн. Впечатление от этой встречи поэт выразил в известных всем нам стихах: "Я помню чудное мгновенье..." (добавил -




Top