Американская культура: традиции и обычаи США. Культура западной европы и сша xx в Культурные ценности в америке 60 х годов

Движение Контркультуры 60-70-х гг. XX века

В качестве примера социального движения, изменившего доминирующую систему ценностей, рассмотрим движение молодежной Контр культуры. Следуя классификации Блумера, это движение явно следует отнести к смешанному типу.
Выше мы уже отмечали, что термин "контркультура" ввел Теодор Роззак. Этим термином принято обозначать ряд довольно близких идейных течений, сложившихся в американском обществе (главным образом, среди молодежи) в 60-70-е годы, и заимствованных молодежью других западных стран.
Идейная доминанта Контркультуры - протест против американского образа жизни и потребительских ценностей "среднего класса".
Истоки Контркультуры - 50-е годы, время взрывного роста уровня жизни американцев. Впервые за всю историю большинство американцев стали жить весьма обеспеченно, имея возможность, в частности, дать своим детям хорошее образование. В американском обществе утвердился культ потребления, погони за материальными ценностями, тотальный конформизм ("будь как все", "будь не хуже других"). Контркультура стала ответом молодежи на эти ценности. Молодежь (как правило, выходцы из зажиточных слоев) отвергла ценности старшего поколения, причем отвержение приобретало разные формы и прошло несколько этапов.
Первое поколение "отвергающих" - поколение "битников", практиковало "богемный" стиль жизнь: алкоголь, наркотики, свободный секс, художественное творчество как основная форма самовыражения личности (приоритет отдавался авангардным формам искусства), отвержение религиозных (протестантских) традиций "отцов", интерес к религиям Востока, особенно дзен-буддизму ("бунтарский дзен"). Литературный портрет этой эпохи - роман Дж. Керуака "Бродяги дхармы".
Второе поколение - это "хиппи" - "дети цветов". Граница между битниками и хиппи условна: поздние битники - это, фактически, первые хиппи. "Хиппи" - не самоназвание бунтующей молодежи, а прозвище, данное журналистами, которое позже было принято и самой молодежью. Большинство хиппи - молодые выходцы из среднего класса, отказавшиеся от жизненной программы и жизненного стиля, предполагавшихся их социальным положением. Образ хиппи, длинноволосого и одетого в живописные лохмотья, - символ Америки 60-х. Хиппи вели бродячий образ жизни, перемещаясь по Америке "автостопом", создавали "коммуны" в противовес традиционной семье, практиковали свободные сексуальные связи (что в пуританской Америке выглядел особенно крамольным). Хиппи стремились возродить "естественный образ жизни", вернуться к природе и отвергали техническую цивилизацию. Время хиппи - время войны США во Вьетнаме. Хиппи были ярко выраженными пацифистами, их лозунг: "Занимайся любовью, а не войной". Музыкальным выражением ценностей и образа жизни хиппи стал рок. Хиппи вели активный религиозный поиск, подобно битникам, они искали истину в восточных учениях, но наметился и интерес к христианству. Хиппи особенно привлекал мистический опыт, опыт слияния с трансцендентным началом, выход за пределы своего "Я". С этими исканиями хиппи связана так называемая "психоделическая революция" - распространение употребления психоактивных веществ (психоделиков, прежде всего, ЛСД). С помощью ЛСД "мистический опыт", расширяющий сознание, мог получить, практически, каждый. Повальное увлечение ЛСД и несчастные случаи, связанные с приемом "кислоты", вызвали запрет ЛСД в США и ужесточение уголовных преследований за распространение наркотиков. Идеи Контркультуры хиппи нашли выражение в творчестве Кена Кизи, Томаса Вульфа, фильмах "Беспечный ездок", "Забриски пойнт".
"Хиппизм" как таковой прекратил активное существование в 70-е годы. Эстетика, внешняя атрибутика хиппи были "приватизированы" массовой культурой и получили широкое распространение.
Контркультура имела и политическую составляющую. Она включала не только мирных хиппи, но и ряд радикальных политических течений и организаций, исповедующих разные варианты марксизма, троцкизма и маоизма и заявлявших о себе акциями политического протеста. Наиболее яркое политическое событие в данном контексте - это студенческая революция 1968 года в Париже.
Значение движения Контркультуры для западных обществ трудно переоценить. Отметим наиболее важные культурные последствия
- критика потребительского общества;
- осознание и распространение ценности самореализации личности;
- осознание экологической проблематики;
- либерализация традиционной сексуальной морали;
- появление новых музыкальных и эстетических стилей;
- активизация религиозных исканий, поворот к "новой духовности".
Были и политические последствия, в частности, расширение политических прав молодежи, ослабление расовой сегрегации в США.
Контркультура повлияла и на экономическую жизнь. Появился "молодежный сектор" индустрии досуга: молодежная музыка, молодежная мода. Сложилась, по замечанию С. Левиковой, "коммерческая молодежная культура", создаваемая "для молодежи", а не самой молодежью. И в этом можно увидеть частичное поражение молодежной Контркультуры, протестовавшей против потребительских ценностей, но создавшей, в итоге, новые модели потребления.

Будучи страной иммигрантов, Соединённые Штаты находятся под влиянием многих культур, включая в себя различные обычаи и традиции в религии, искусстве, еде и во многом другом. Почти каждый регион мира повлиял на американскую культуру, но в первую очередь это были англичане, которые колонизировали страну ещё в начале 1600-х годов. Также культуры коренных американцев, латиноамериканцев, африканцев и азиатов оказали мощное влияние на страну.

Соединённые Штаты иногда описывают как»плавильный котёл», в который различные народы добавили свой собственный аромат или вкус, сформировав одну большую американскую культуру. Так же, как культуры всего мира оказали влияние на США, теперь американская культура влияет на весь мир. Термин западной культуры в широком смысле часто относится к Соединённым Штатам и Европе.
Будучи третьей по величине страной в мире, с населением более 315 миллионов человек — США имеет самое большое культурное разнообразие в мире. Север, юг, запад и восток страны имеют разные традиции и обычаи. Ниже мы приведём краткий обзор культуры Соединённых Штатов.

Язык

Страна не имеет одного официального языка, хотя 31 из 50 штатов предоставили этот статус английскому языку. Более 90% населения США говорит и понимает по-английски и большинство официальных дел ведётся именно на этом языке.

В то время как почти все языки в мире можно услышать в Соединённых Штатах — испанский, китайский, французский и немецкий языки являются одними из наиболее часто употребляемых (не считая английского). Каждый регион США, в частности юг, имеет своё собственное произношение с использованием уникальных слов и фраз.

Религия

Почти все известные религии практикуются в Соединённых Штатах, так как страна была основана на идее религиозной свободы.

Более 75% американцев считают себя христианами. Приблизительно половина из них — протестанты, около четверти — католики, и небольшой процент — мормоны. После христианства иудаизм является второй наиболее распространённой религией — примерно 1,4% населения. Около 20% американцев не имеют религиозной принадлежности.

Американский стиль

Стиль одежды в США зависит от региона и климата, но в основном это стиль «casual» — повседневная одежда, где основная функция это удобство. Стиль «деним» (грубая джинсовая ткань), кроссовки, ковбойские шляпы и сапоги — это некоторые предметы одежды, которые тесно связаны с образом американцев.

«Ральф Лорен», «Кельвин Кляйн», «Майкл Корс» и «Виктория Сикрет» являются известными американскими брендами. Также американская мода сильно подвержена влиянию своих знаменитостей.

Американская еда

Американская кухня находилась под влиянием европейцев и коренных американцев в своей ранней истории. На сегодняшний день существует ряд продуктов, которые, как правило, определяются как американские: гамбургеры, хот-доги, чипсы, макароны с сыром и мясной хлеб. Фраза «Такой американский, как яблочный пирог» стала обозначать то, что является подлинно американским.

Существуют также стили приготовления пищи и типы продуктов, которые являются специфическими для региона. Южный стиль приготовления пищи, который часто называют американской «удобной» едой, включает в себя такие блюда, как жареная курица, капуста, спаржевая фасоль и кукурузный хлеб. Текс-мекс — популярная разновидность кухни в штате Техас и на юго-западе, представляет собой смесь испанских и мексиканских стилей приготовления пищи и включает в себя такие элементы, как перец чили, буррито и содержит большое количество бобов и тёртого сыра.

Искусство

Соединённые Штаты широко известны во всём мире как лидирующая страна по производству средств массовой информации, включая телевидение и кинематограф.

Отрасли телевещания начали развиваться в Соединённых Штатах в начале 1950-х, когда американские телевизионные программы начали показывать по всему миру. США также имеет яркую киноиндустрию, сосредоточенную в Голливуде, а американские фильмы пользуются популярностью во всем мире. Нью-Йорк является домом Бродвея и американцы имеют богатую театральную историю. Американская музыка очень разнообразна, можно выделить ритм-н-блюз, джаз, госпел, кантри, рок-н -ролл и хип-хоп.

Спорт

Соединённые Штаты являются спортивно-ориентированной страной с миллионами поклонников, следящими за футбольными, бейсбольными, баскетбольными и хоккейными матчами помимо множества других видов спорта.

Бейсбол, который появился в колониальной Америке, стал официальным спортом в середине 1800-х годов и по сей день известен как любимое времяпрепровождение американцев, хотя сейчас его популярность затмил футбол.

Американские праздники

Американцы празднуют свою независимость от Великобритании 4-го июля. День Памяти отмечается в последний понедельник мая и чтит память тех, кто умер на военной службе. День Труда отмечается в первый понедельник сентября, и чествует рабочую силу страны. День Благодарения, ещё один отличительный американский праздник, приходится на четвёртый четверг ноября и уходит корнями к колониальным временам.

В День Президентов отмечают дни рождения Джорджа Вашингтона и Авраама Линкольна в третий понедельник февраля. Вклад ветеранов в развитие и свободу страны чествуется в День Ветеранов 11 ноября. Вклад лидера движения за гражданские права Мартина Лютера Кинга отмечают в третий понедельник января.

Но основное внимание в этой статье мы хотим уделить самым необычным и интересным американским традициям, которые существуют по сей день. Далее вы сможете ознакомиться со списком десяти самых странных традиций США.

10 странных американских традиций

Как вы планируете праздновать Новый год в этом году? Будете ли вы бегать по окрестностям, разбивая старую посуду об соседские двери? Если вы живете в Дании, то очень даже возможно. Или может вы выберете каких-нибудь знаменитостей, которые произвели настоящий фурор в новостях в течение года, сделаете их чучела, а затем подожжёте и будете смотреть как они горят? Не похоже на вас? А если бы вы были родом из Эквадора, то это вполне могло бы быть правдой.

Традиции очень варьируются по всему миру, и обычаи одного общества часто кажутся совершенно безумными для другого. Американская культура и традиции стали хорошо известны во всех уголках планеты, благодаря напряженной работе Голливуда и СМИ. Но это не означает, что все американские традиции спокойно воспринимаются людьми из других стран. Далее мы рассмотрим 10 традиций США, которые американцы считают абсолютно нормальными, но в других странах люди считают их в лучшем случае странными.

  1. «Тейлгейт пати» (тусовки возле открытой задней двери автомобиля)

Когда американцы посещают спортивные соревнования (в частности футбольные матчи), то им не достаточно просто прийти и занять свои места — они должны прибыть за несколько часов, чтобы должным образом подготовиться к просмотру игры.

Разукрашенные цветами любимых спортивных команд, люди будут тусоваться возле своих автомобилей на стоянке стадиона, жарить еду на гриле, попивая холодные алкогольные напитки и играть на газоне, бросая друг другу футбольные мячи.

Многие «тейлгейтеры» (так называют людей, устраивающих тусовки возле задних дверей своих автомобилей) серьёзно готовятся к подобным мероприятиям и даже привозят с собой музыкальные центры, телевизоры и спутниковые антенны, придавая чувство глобальности спортивному событию. Как рано фанаты приезжают, чтобы начать «тейлгейт пати»? Пределов не существует. Некоторые из них прибывают на рассвете, начиная праздновать, а некоторые даже ночью, чтобы занять приличное место!

Но когда дело доходит до футбольных матчей, традиции не ограничиваются парковочными стоянками. Далее вы узнаете о ещё одной странной американской одержимости, связанной с футболом.

  1. Просмотр рекламы во время Супер Боула (американский футбол)

Подавляющее большинство зрителей Супер Боула — американцы, и они с нетерпением ждут перерыва в большой игре, чтобы увидеть, какой рекламный ролик удивит их больше всего на этот раз. В последующие дни, эта реклама очень активно обсуждается снова и снова, с удовольствием и до тошноты, возможно даже больше, чем сама (порою скучная) игра.

Какая реклама была самой дорогой? Какие из них были на удивление дешёвыми? За какие деньги был продан коммерческий слот? Потенциальные вопросы — бесконечны. Что касается ответов, то в 2011 году, одной из самых популярных была реклама «Doritos» (чипсы), стоимость создания которой составила около 500 долларов. Всего около 60-ти рекламных роликов были запущены в эфир на протяжении всей игры, стоимостью до 3-х миллионов долларов за тридцатисекундный ролик. За 100 тысяч долларов в секунду рекламодатели рады поощрять эту странную американскую традицию.

  1. Празднование Американской мечты

Хотя американская мечта не имеет конкретного определения и изменялась на протяжении многих лет, нельзя отрицать, что американцы в целом по-прежнему учат своих детей, что это мечта, к которой все должны стремиться. Правда это или нет — это другой вопрос.

На эмоциональном уровне американская мечта вызывает чувство свободы в стремлениях и возможностях и равный доступ к пути процветания для всех, кто готов упорно работать для её достижения. На более практическом уровне, многие утверждают, что достижение американской мечты стало приравниваться к обычному потребительству и правам собственности, а не стремлению к самой идее свободы. Независимо от того где же истина, национальной традицией по-прежнему является обязанность передать идею, что американская мечта осуществима для каждого поколения. Далее мы рассмотрим менее приятные ценности, передаваемые следующим поколениям.

  1. Повышенный интерес к судебным делам

Американцы любят сенсации, а средства массовой информации с удовольствием предоставляют их, преподнося это в простой и невероятно преувеличенной форме. Вот почему, к примеру, каждые два года в США происходит новый «судебный процесс века». Все прошедшие «судебные процессы века» коллективно забываются, так как новый оказывается гораздо более громким, неприятным, отвратительным (можно вставить много прилагательных), чем последний.

Часто в этих процессах принимают участие знаменитости — это касается и «Толстяка» Арбакла, и О. Джея Симпсона, и бывшего президента Билла Клинтона, но также часто судебные процессы делают знаменитостей из рядовых граждан. Судебное дело Кейси Энтони является хорошим примером недавнего «судебного процесса века», который обычного человека поставил под пристальное наблюдение СМИ. Её известность принесла ей в основном только общественное порицание. Однако, вероятнее всего, что через несколько лет будет установлена новая сцена для следующего «судебного процесса века».

  1. «Punkin Chunkin» (Панкин Чанкин)

Каждый год, когда стебли кукурузы поднимаются к небу и листья желтеют, люди в Соединённых Штатах часто съезжаются на фермы, чтобы посетить осенние фестивали. Большинство мероприятий на этих фестивалях — семейные. Можно кататься на возу, выбирать тыквы, гулять по лабиринтам из кукурузы, дегустировать сидр, играть с домашними животными во дворе и в таком духе.

Но что действительно выделяет некоторые из этих осенних мероприятий, так это желание посетителей наблюдать как тыквы (эти безвредные полезные плоды) взрывают в воздухе и запускают на большие расстояния на сельскохозяйственных угодьях. Есть несколько способов как достичь этого, чтобы удовлетворить толпу: с помощью воздушных пушек, катапульты или машин с помощью раскручивания и центробежной силы. Единственные, кто не веселятся от всей души в это время — это, пожалуй, тыквы.

  1. Угощение или шутка

Во многих культурах существуют устойчивые исторические традиции, связанные с переодеванием во время Хэллоуина и обменом различными угощениями, но лишь немногие из этих традиций заставляют детей ходить от двери к двери, прося сладости со словами: «угощение или шутка!»

Эта странная практика имеет американское происхождение. Тогда как в любое другое время года родители запрещают детям общаться с незнакомыми людьми, выпрашивая конфеты и бродить по улицам в ночное время, вдруг они меняют свой настрой и поощряют все эти действия в один волшебный вечер каждую осень.

  1. Президентское помилование индейки

День благодарения в целом, кажется, может озадачить тех, кто не погружён в американские традиции, но, вероятно, ни один фестиваль индеек не покажется более странным, чем ежегодная церемония, в ходе которой современные президенты дают официальное помилование живой индейке, представленной им Национальной Федерацией Индейки (НФИ). Интересно то, что было много путаницы даже среди американцев о действительном происхождении этой странной традиции.

Хотя «НФИ» предоставляла президентам индейку ежегодно, начиная с 1947 года, сама идея «помилования», избавляя птичку от печки, возникла не сразу. Первая птица, которая получила официальное «президентское помилование» была доставлена в Розовый Сад в 1989 году, когда президент Джордж Буш-старший выразил это как акт доброжелательности, который сейчас превратился в ежегодную американскую традицию.

  1. Распродажи в «чёрную пятницу»

Через несколько часов после того как миллионы непомилованных индеек съедаются американцами на День Благодарения, армии покупателей выдвигаются в поход по магазинам, чтобы сделать покупки по списку рождественских подарков. Распродажи «чёрной пятницы» традиционно проходят на выходных, которые затем перетекают в «кибер понедельник» — новая традиция, которая стала популярна с ростом интернет-магазинов.

В 2010 году национальная федерация розничной торговли провела опрос населения. По полученным данным — более 200 миллионов людей совершали покупки в интернете и в магазинах по всей стране в течение выходных после Дня Благодарения, а ещё 106 миллионов американцев планировали делать покупки через интернет в понедельник.

Большинство из тех, кто совершал покупки в «чёрную пятницу» прибыли в цивилизованное время, но многие «крепкие орешки» пошли дальше и начали свой день в изнурительно ранний час. В редких случаях среди покупателей возникали массовые беспорядки или ужасная давка в попытке получить конкретный продукт или заключить определённую сделку.

  1. День сурка

Пусть грызуны решают, как скоро американцам можно снимать тёплую одежду. Каждый год сурки по всей стране (но прежде всего всем известный сурок Фил из города Панксатони, штат Пенсильвания) выставляются напоказ, чтобы предсказать, сколько ещё времени осталось до прихода весны.

Либо ещё шесть недель зимы, либо ранняя весна — всё зависит от того, видит ли сурок свою тень. Эта традиция продолжается с 1800 года, несмотря на довольно скромные достижения в области прогнозирования погоды, как показывает опыт. И если говорить об измерении вещей странными средствами, то у нас есть последняя американская традиция для вас.

  1. Дюймы, чайные ложки и тонна кирпичей

Вполне приемлемо использовать метрическую систему в США. Конгресс впервые утвердил её в 1866 году и продолжал это делать в последующие годы. Но традиции говорят совсем о другом. Хотя правительство теперь требует использования метрической системы некоторых государственных секторов и настоятельно призывает к нему во многих частных предприятиях, американская общественность никогда её не использовала и практически отвергла, что делает Соединённые Штаты единственной промышленно развитой страной, где это происходит.

В попытке сдвинуть дело с места, Конгресс даже принял закон об использовании метрической системы в 1975 году и создал «совет», который должен был осуществить требуемый переход. Но, видимо Конгресс не уполномочил «совет» достаточным авторитетом и американский народ отреагировал слабо и продолжил мерить всё милями, футами, унциями и так далее.

Когда американцы обзавелись лишними денежками и большими семьями, они поменяли свои представления – не только о том, как надо жить, но и где обустраиваться. В 19401970 годы происходил отток населения из городов: там осталась жить лишь треть американцев. Процент сельского населения тоже упал примерно до 30 с небольшим процентов. Зато резко возросло число тех, кто предпочитал селиться на окраинах больших городов: если раньше они составляли лишь 20 % населения Америки, то теперь эта цифра увеличилась до 33 %. Таким образом, «бум» наблюдался еще в одной области жизни – в развитии пригородов.

В 1945–1960 годы реальный доход на душу населения также вырос на 25 %. В следующие два десятилетия этот прирост равнялся 70 %. Теперь три пятых всех американцев можно было смело отнести к «среднему классу». К 1960 году количество домовладельцев уже составляло 60 % всего населения (для сравнения, до войны таких людей было лишь 40 %). Продажа автомобилей в 1945–1955 годы возросла в 4 раза, также увеличилось количество покупаемых холодильников, стиральных и посудомоечных машин, электропечей и особенно телевизоров. Американцы превратились в самую богатую в мире нацию, которая могла похвастать рекордно высоким уровнем жизни. Минула четверть столетия после Второй мировой войны, и Соединенные Штаты превратились в гигантскую машину по производству и потреблению товаров. Страна, в которой проживало лишь 6 % населения планеты, выпускала и использовала 66 % всех производящихся в мире товаров. Недаром историк Дэвид М. Поттер в своей книге, выпущенной в 1954 году, охарактеризовал американцев как «народ изобилия».

Жизнь рабочих изменялась по мере того, как изменялась сама индустриальная Америка. Занятость в сфере услуг преобладала над занятостью в промышленности. К 1956 г. большинство получавших заработную плату имело "беловоротничковые" профессии менеджеров, преподавателей, продавцов и конторских служащих. Некоторые фирмы гарантировали работникам годовой объем заработной платы, заключали с ними долгосрочные контракты, предоставляли другие льготы. В этой связи активность рабочего класса постепенно снижалась и некоторые его характерные черты стали исчезать.

Сельское хозяйство переживало трудные времена. С одной стороны, происходило укрупнение части ферм, повышавшее их производительность, и среди фермеров появлялось все больше крупных предпринимателей. С другой — ухудшалось положение семейных ферм, падала их конкурентоспособность, росло число тех, кто прекращал работать на земле.

Американцы переселялись из загрязнённых городов к окраинам, в пригороды. Там они рассчитывали получить более просторные жилища для своих семей, выросших вследствие послевоенного "бума" рождаемости. По проектам Уильяма Дж. Левитта и других инженеров и архитекторов строились кварталы типовых домов, изготовляемых промышленным способом. Эти дома собирали большей частью еще на заводе. Скромные внутри и снаружи, они стоили дешевле и позволяли их новым владельцам осуществить хотя бы часть "американской мечты".

Пока росли окраины, бизнес охватывал все новые области. Большие торговые центры с огромным ассортиментом товаров изменили стиль потребления. Если в конце войны таких центров было всего 8, то в 1960 г. — 3480. Бывая там в удобные вечерние часы и без проблем паркуя машины, покупатели могли уже не делать покупки в обычных городских магазинах.

Новые автострады облегчали путь на окраины к торговым центрам. Актом конгресса в 1956 г. на строительство автострад выделялось 26 млрд. долл. — самая большая в американской истории цифра затрат на государственные работы. Предстояло построить свыше 64 тыс. км федеральных дорог, связывающих все части страны.

В социально-экономической жизни американцев все большую роль играло телевидение. Появившись в 30-е годы, оно широко распространилось лишь после войны. В 1946 г. в США насчитывалось не больше 17 тыс. телевизоров, а через три года их продавалось по 250 тыс. штук в месяц. К 1960 г. три четверти семей имело по крайней мере по одному телевизору. В середине 50-х годов средняя американская семья смотрела телепередачи около 4—5 часов в день. Детские программы включали "Хауди дуди тайм" и "Клуб Микки Мауса". Взрослым нравились комедии типа "Я люблю Люси" и "Папа знает больше всех". Американцы разных возрастов смотрели все более изысканную рекламу товаров, которые, как говорилось о них, необходимы для нормальной жизни.

John Wayne
Несмотря на распространение телевидения, киноиндустрия также переживала подъём. Голливуд выпускал не только тысячи фильмов, он выпускал образ жизни. Америка наполнилась кумирами, которым стремились подражать. Возросший уровень жизни закрепился в сознании людей, люди считали себя достойными хорошей жизни, которую пропагандировал Голливуд. Если в двадцатые персонажи фильмов казались заоблачными фигурами, которыми можно было только восхищаться и мечтать о них, то теперь Голливуд стал ближе к простому обывателю, теперь он восхищался Голливудом как достижимой целью, обыватель стремился не мечтать "жить как в кино", а делать эту жизнь реальностью.

Образы идеальных женщин, таких как Грэйс Келли, Элизабет Тайлор, и идеальных мужчин, как Кэри Грант, Кларк Гэйбл, Джон Уэйн или Хэмпфри Боггарт. Конечно, наряду с этими "обожествляемыми" фигурами, росли звёзды молодёжного поколения, время которых наступит уже в будущем десятилетии. Это Марлон Брандо, Мэрлин Монро, Джеймс Дин.

Elizabeth Taylor
Grace Kelly

Clark Gable
Cary Grant
Самое важное, что можно сказать об образе жизни американцев в 1950-е, это возникновение большого количества символов независимости. Собственный дом в пригороде, автомобиль или даже два, стабильная, приличная работа, технические новшества, доступ практически ко всем товарам - это то, что имела средняя американская семья. Это и есть переломный момент в истории Америки, XX века. Это также важная веха в истории человечества. Человек теперь не ограничен своей деревней или районом города, ему открывается вся страна, он узнает о событиях, происходящих за 5 тысяч миль, не вставая с кресла. Многочисленные программы поддержки правительства позволяли нуждающимся жить достойной жизнью. Подобный уровень благосостояния породил изменения, которых никто, даже самые глубокие умы, не могли предусмотреть. Когда проблемы выживания и обеспечения семьи отошли на второй план, обнажились проблемы принципов существования человечества, новый человек, сформированный в мире достатка и процветания, обратил свой взор на несправедливости Вселенной.

Революции 1848-1849 гг. в Европе, несмотря на их поражение, имели серьезные социально-экономические и политические последствия. Они еще более ослабили феодальные отношения в ряде стран, обусловили установление конституционного порядка в Сардинском королевстве и Пруссии, проведение либерально-конституционных реформ в Бельгии, Голландии и Швейцарии. В целом революции способствовали ускорению развития капитализма.

Дальнейший подъем производительных сил. Социальные изменения.

50-60-е годы были временем бурного роста капиталистической экономики. «От революционных потрясений Европа перешла к промышленной горячке» ". С завершением промышленного переворота Англия продолжала наращивать свой промышленный потенциал «... с быстротой, неслыханной даже для этой колыбели современной индустрии»2. Промышленная и торговая монополия, захваченная Англией еще в первой половине

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 515.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 201.

века, достигла в 60-е годы своей вершины. Разрыв в размерах промышленного производства между Англией и другими более развитыми в промышленном отношении странами (Францией, Бельгией, Германией, США) продолжал увеличиваться, несмотря на ускорение темпов их экономического развития. Громадные колониальные владения Англии с населением, которое примерно в 8 раз превышало население метрополии, поглощали все больше английских промышленных товаров, особенно хлопчатобумажных тканей.

К исходу 60-х годов капиталистические отношения утвердились почти во всех странах Европы. Промышленный переворот в той или иной мере уже охватил большинство европейских стран; он завершился во Франции, был близок к завершению в Бельгии, шел полным ходом в Германии, Австрийской империи и в США. Эти страны уже широко использовали машины собственного производства. В Германии закладывались основы будущей мощной тяжелой индустрии - металлургии, машиностроения, химии. Капиталистические отношения продолжали внедряться в Латинской Америке, где развернулось строительство железных дорог, начиналось применение машин в промышленном производстве.

Концентрируя промышленность, ускоряя разорение мелких производителей, капитализм вызвал быстрый рост городов и городского населения. В Европе к 70-м годам были уже десятки городов, насчитывавших более 100 и 200 тыс. жителей. Продолжали возникать города нового промышленного типа, подобные Манчестеру, в которых концентрировались большие массы рабочего населения. Социальная поляризация затронула и старые города: в них в стороне от административного центра и богатых кварталов росли рабочие районы с их скученностью, бедностью, неустроенностью. Англия стала первой страной, в которой городское население превысило сельское. Ускоренная урбанизация - одно из самых примечательных явлений XIX в. Она резко меняла уклад жизни миллионов людей, создавала дополнительный спрос на продукты сельского хозяйства, стимулировала производство их на рынок и интенсификацию хозяйства.

Продолжали совершенствоваться методы земледелия, и, что особенно важно, началось массовое внедрение сельскохозяйственных машин, работавших, однако, еще на конной тяге (паровые машины практически использовали только на молотьбе). Эта новая техника применялась в крупных капиталистических хозяйствах в Европе и на фермах в США, которые лидировали по масштабам применения и производства сельскохозяйственных машин: в 60-е годы здесь были изготовлены сотни тысяч сенокосилок и десятки тысяч жнеек.

Разительные изменения происходили на транспорте. За 20 лет было построено 170 тыс. км железных дорог. Шло активное строительство шоссейных дорог и каналов. Пароходы начали теснить деревянные парусные суда, а железные винтовые пароходы - колесные. Внедрение электрического проволочного телеграфа, который обеспечивал невиданную ранее быстроту передачи информации, явилось подлинным переворотом в средствах коммуникации. В 1851 г. Англия была соединена телеграфной линией с Францией, в 60-е годы - с Индией и Северной Америкой (благодаря прокладке подводного кабеля через Атлантический океан). Телеграфная связь ускоряла и облегчала торговые операции. Активизировалась и почтовая связь: в Англии в 1860 г. было отправлено писем в 6 раз больше, чем в 1840 г. Благодаря совершенствованию транспортных средств население стало более подвижным, громадное развитие морского судоходства резко увеличило эмиграцию: за период с 1846 по 1875 г. Европу покинуло 9 млн. человек (по сравнению с 1,5 млн. за первую половину века). В этом потоке переселенцев, направлявшихся главным образом в США, преобладали беднота, разорившиеся ремесленники и крестьяне.

Мировая торговля стремительно расширялась, ее объем всего за два десятилетия вырос в 2,5 раза. Одним из стимулов роста являлся приток золота, открытого в Калифорнии и Австралии, что в немалой степени притягивало сюда переселенцев из Европы.

Огромный размах строительства железных дорог и судов, увеличение удельного веса тяжелой промышленности требова-

ли все более крупных капиталов. Росло число акционерных обществ, расширялась кредитно-банковская система, предназначенная для финансирования промышленности.

Распространяясь по земному шару, капитализм экономически все теснее связывал страны и континенты через мировой капиталистический рынок. В результате промышленной революции отчетливее проступало деление мира на небольшую группу европейских государств и США, в которых ускоренно развивалась промышленность, и огромное большинство отсталых аграрных стран (включая колонии), превращавшихся в поставщиков промышленного сырья и продовольствия для экономически передовых метрополий.

Присущие капиталистическому способу производства противоречия также приобрели мировой масштаб. Очередной кризис перепроизводства в 1857 г. впервые принял мировой характер, он потряс большинство стран Европы и США, остро отозвался в колониях. Таким же охватом отличался и следующий кризис 1866 г.

Бурный подъем материального производства и обмена породил новые формы общественных связей, вызвал перемены в сфере информации и образования. В 1851 г. в Лондоне открылась первая всемирная промышленная и сельскохозяйственная выставка. Стали созываться международные научные съезды. Возросла информация: в середине века выходило уже более 4 тыс. газет и журналов. Увели-

чение количества и тиражей периодических изданий и выпускаемых книг объяснялось совершенствованием типографского производства, в котором также стали использоваться машины (в частности, наборные и печатные). Входила в массовое употребление фотография.

Несколько поднялся культурный уровень трудящихся масс. Стремительное развитие и усложнение промышленных процессов требовали более подготовленной рабочей силы. Почти повсюду расширялась система народного образования, преимущественно начального. В ряде стран вводилось обязательное (Австро-Венгрия, Пруссия, Англия) и бесплатное (Дания, Пруссия, Румыния, США) начальное обучение. Однако начальная школа находилась еще под сильным влиянием духовенства. Общей тенденцией было повышение грамотности населения. В Англии в 1861 г. грамотность мужчин достигла более 75% (в 1841 г. - примерно 67%), во Франции в конце 60-х годов - 76% по сравнению с 50% в середине 30-х годов, в Голландии - более 80%, а в Германии - более 90% к началу 70-х годов.

Положение рабочего класса. Рабочее движение.

Развитие капитализма сопровождалось колоссальным накоплением богатства. В 60-е годы в ряде стран заработная плата рабочих несколько увеличилась, однако доля пролетариата в производимом им богатстве сокращалась. Уделом

подавляющей части пролетариата оставались крайняя бедность, нищета, неуверенность в завтрашнем дне. Особенно тяжелыми были его жилищные условия. Периоды кризисов, когда происходило расширение безработицы и снижение оплаты труда, были особенно бедственными для трудящихся.

В 50-60-е годы ряды пролетариата быстро росли, в Европе его численность почти удвоилась. Рабочие мануфактур и мелких ремесленных мастерских все еще преобладали в большинстве стран Европы и США, однако укрупнение размеров производства продвинуло вперед концентрацию труда и увеличило удельный вес фабрично-заводского пролетариата. Этот процесс способствовал развитию классового сознания рабочих.

Внедрение капиталистических отношений меняло лицо деревни: в ряде стран образовались большие группы сельского пролетариата. К началу 70-х годов в Англии насчитывалось 1 млн. 250 тыс. наемных сельскохозяйственных рабочих, в США - 800 тыс. В Пруссии, Италии и Испании миллионы батраков, наделенных крошечными участками земли, по своему положению также приближались к сельскому пролетариату.

Тяжелые последствия мирового экономического кризиса 1857 г. активизировали затихшую было стачечную борьбу, усилили тягу рабочих к созданию самостоятельных организаций (профсоюзов, обществ взаимопомощи и др.), а такие события, как Гражданская война в США и восстание в Польше в 1863 г., пробудили стремление к международной сплоченности. Возникшее в таких условиях Международное Товарищество Рабочих открыло новый этап рабочего движения. Первый Интернационал дал мощный толчок распространению марксизма среди передовых рабочих многих стран, способствовал его соединению с массовым пролетарским движением. Руководители Первого Интернационала К. Маркс и Ф. Энгельс в 50-60-е годы продолжали работать над теорией научного коммунизма, обогатив ее важнейшими выводами о путях революционного преобразования общества, о завоевании пролетариатом политической власти, о диктатуре пролетариата и необходимости его союза с крестьянством. С выходом в свет I тома «Капитала» научный коммунизм встал на прочный фундамент экономической теории.

Национально-буржуазные движения и войны.

Буржуазные революции и преобразования. Полоса политической реакции, наступившей после подавления революций 1848-1849 гг., оказалась короткой. 50- 60-е годы в Европе и Америке ознаменовались многочисленными социально-политическими потрясениями. Они были вызваны продолжавшейся борьбой за устранение препятствий, которые все еще мешали развитию капитализма. В Западной Европе завершалась эпоха длительной борьбы буржуазии и народных масс против феодальных порядков. В указанный период она приняла преимущественно форму национально-освободительных и объединительных движений и войн, цель которых заключалась в создании национальных государств.

В 1859-1860 гг. была ликвидирована в основном политическая раздробленность Италии, и это привело к образованию единого итальянского государства. В 1867 г. Пруссия сумела объединить под своим главенством большую часть Германии, а в 1871 г. создать единое германское государство. Нарастала борьба за национальную независимость в Ирландии. Подъем в 60-е годы национального движения угнетенных народов Австрийской империи (прежде всего венгров), а также ее поражения в войнах 50-60-х годов вынудили монархию Габсбургов осуществить в 1867 г. буржуазные преобразования и ввести в империи конституционный строй (однако национальное угнетение большинства народов монархии сохранялось). В 1859-1862 гг. в результате объединения Валахии и Молдовы возникло единое румынское государство. В 60-е годы произошла также мощная вспышка национально-освободительной борьбы в Польше (восстание 1863 г.) 3.

Обострение социально-политических противоречий в Испании, вызванное сохра

3 О развитии национально-освободительного движения народов Восточной и Юго-Восточной Европы от конца XVIII в. до 60-х годов XIX в. см. в главе 15.

нением многочисленных феодальных пережитков и засильем реакции, явилось причиной двух буржуазных революций, которые произошли в этой стране в 50-х - начале 70-х годов.

Новые возможности для развития капитализма в Европе открыла отмена крепостного права в России в 1861 г.

К исходу 60-х годов все страны Европы (кроме Швейцарии) по своему государственному устройству оставались монархиями. Однако за исключением России и Франции (в которых сохранялись царское самодержавие в одной и бонапартистская диктатура в другой) неограниченных монархических режимов в Европе уже не существовало - их сменили различные формы конституционно-парламентского строя, носившего, однако, весьма недемократический характер; во многих странах сохранялись также те или иные элементы дворянских прерогатив и привилегий, феодальные пережитки.

Важнейшим историческим событием этого периода на Американском континенте стала вторая буржуазная революция в США. Начавшись с Гражданской войны 1861 -1865 гг., она привела к ликвидации рабовладельческой системы и утверждению капиталистического строя на всей территории страны. В 1867 г. добилась полного внутреннего самоуправления Канада. Упорная борьба за проведение дальнейших буржуазных преобразований развертывалась в странах Латинской Америки. Среди связанных с этой борьбой событий выделяются буржуазная революция в Мексике в 50-х годах, которая была направлена на ликвидацию феодальных пережитков и рабства и переросла в 60-е годы, вследствие военного вмешательства бонапартистской Франции, в национально-освободительную войну мексиканского народа, изгнавшего иностранных интервентов.

Славной страницей освободительной борьбы народов Латинской Америки явилась всенародная «великая война» за независимость и ликвидацию рабства, развернувшаяся в 1868-1879 гг. на Кубе, которая все еще оставалась колонией Испании.

Конец XIX-XX век является одним из сложнейших периодов в развитии мировой культуры. Это время отмечено мировыми войнами, социальными катаклизмами, национальными конфликтами; это период научно-технического прогресса, начала атомной, космической эры человеческой цивилизации.

Все это определило многогранность и противоречивость социокультурных процессов, обусловило поиски новых художественных систем, методов, течений.

При всем разнообразии явлений культуры конца XIX-XX веке можно выделить две основные тенденции художественного развития: это реализм п нереалистические направления, получившие название модернизма (фр. moderne - новейший, современный) или авангарда. Это противостояние нашло свое воплощение в различных видах искусства. Философские идеи Л. Шопенгауэра, II. Гартмана, Ф. Ницше, Л. Бергсона легли в основу различных направлений искусства XX

века, связанных с отходом от реализма п объединяемых в понятие модернизма.

Первым художественным течением этого плана был фовизм (от фр. fauve - днкпп), его представители получили название «диких». В 1905 году на выставке в Париже Л. Матисс, Л Дерен, А. Марке и другие экспонировали своп картины, поразившие резким противопоставлением цветов и упрощенностью форм.

Анри Матисс (1869-1954) - живописец яркого колористического и декоративного дарования, начал как реалист, прошел через увлечение импрессионизмом, но в поисках повышенной пптспспв- постн чистого и звучного цвета пришел к упрощенности форм, в которых почти пет объема. Композиция строится па контрасте цветов, ритмичности лпппп рисунка, крупных цветовых плоскостей. Условность формы п пространства ведет к орнаментальному характеру полотен (натюрморт «Красные рыбы», «Семейный портрет», панно «Танец», «Музыка» н другие).

В этом же направлении развивалось творчество пейзажиста А. Марке (1875-1947), впоследствии ставшего одним из наиболее последовательных реалистов в европейском пейзаже первой половины XX века.

Почти одновременно с фовнзмом возникает кубизм - направление, связанное с именами художников Пабло Инкассо (1881- 1973), Жоржа Брака (1882-1963) и поэта Гпйома Аполлинера (1880-1918). От Сезанна кубисты взяли тенденцию к схематизации предметов, по опп пошлп далее - к разложению изображения предмета па плоскости п комбнппровашпо этими плоскостями. Цвет сознательно изгонялся из живописи, поражавшей аскетизмом палитры. Кубизм оказал значительное влияние иа развитие мировой живописи.

П. Пикассо отдал дапь увлечению кубизмом («Три женщины», «Портрет Воллара» н другие), но его сложная, напряженная творческая жизнь, проникнутая бесконечными исканиями, пе укладывается 13 схему какого-либо одного метода плп направления. Уже в рапппй период творчества («голубой» - 1901-1904 годы и «розовый» - 1905-1906 годы) проявляется сила его психологического проникновения в человеческие характеры, судьбы, гуманизм, особая чуткость. Герои его картин - странствующие актеры, акробаты, люди одинокие н обездоленные («Старый нищий с мальчиком», «Девочка па шаре», «Любительницы абсента» н другие). Уже здесь художник обра щался к повышенной выразительности форм, к экспрессивности. И дальнейшем ощущение дисгармоничности мира приводит II. Пикассо к усилению приемов деформации в живописи.

Поразительна многогранность творчества Пикассо. Это и иллюстрации к «Метаморфозам» Овидпя - рисунки, воскрешающие светлый гуманизм античности, реалистические портреты и натюрморты, выполненные в неповторимой индивидуальной манере; это и графические работы, раскрывающие темы всемирного зла, мрачной силы, воилощеппой в образах минотавра п других чудовищ; эго п наппо «Герника» (1937) - глубоко трагическое произведен не, обличающее фашизм, решенное в стилистике кубизма. Многие работы Пикассо полны света, восхищения красотой человека («Мать п дитя», «Танец с бандерильями», портреты п другие). С глубоким уважением отзываясь о своих великих предшественниках, Пикассо изобразил мир, увиденный глазами человека XX века.

В 1909 году в Италии зарождается повое модернистское направление - футуризм (лат. futurum - будущее). У его истоков стоял поэт Т. Маринетти (1876-1944), опубликовавший первый манифест футуристов. В группу вошли художипкп У. Боччопп (1882-1916), К. Карра (1881-1966), Дж. Северипи (1883-1966) и другие. В манифесте содержался призыв воспевать красоту скорости и агрессивность движения, свойственные XX веку, но в то же время разрушать библиотеки, музеи, академии «всех сортов».

Итальянский футуризм всегда подчеркивал свою антидемократическую направленность. В «Политической программе футуризма» (1913) утверждались идеи милитаризма н национального превосходства. В области художественного творчества низлагались все традиционные принципы, отвергались реалистические формы, даже кубизму ставился в упрек «чрезмерный реализм». Футуристы надеялись воссоздать в искусстве физические явления природы - звук, скорость, электричество II т. д. Они утверждали, что только их творчество может воспроизвести пульс современной жизни (Боччопп «Эластичность», «Смех», Карра «Портрет Маринетти», Северини «Голубая танцовщица» п другие).

И кубизм, и футуризм прервали свое развитие в связи с Первой мировой войной, хотя отдельные явления этих течений получили дальнейшее распространение. В России футуризм нашел воплощение в поэзии Д. Бурлюка, В. Маяковского, В. Хлебникова, А. Крученых, имевшей характер эпатирования окружающего общества, отказа от классических традиций.

Своеобразием отличалось творчество художппкон, объединенных идеями экспрессионизма, зародившегося в Германии. Ипп- циатором течения явился Э. Л. Кпрхпер (1880-1938), в группу вошли К. Шмидт-Рот луф (1884-1970), М. Пехштейн (1881-1955), О. Мюллер (1874-1930) и другие. Это же направление развивалось в театральном и особенно киноискусстве. Выступив п против пмпресспоппзма, н против салонного искусства, эти художники искали жесткие, порой дисгармоничные цвета, пронзительное освещение, стремясь донести свое нервное напряжение, передать сильнейшие человеческие чувства (темы - безработица, убогие кабаки, люди «дна» п т. п.). Экспрессионисты добивались глубокой психологической выразительности.

Мировая война разъединила художников, по не устранила экспрессионизма. Появились новые его сторонники: бельгиец К. Пермере (1886-1952) и Ф. Ван ден Берге (1883-1939). Ж. Крюгер (1894-1941) в Люксембурге и другие. Заметно влияние экспрессионизма н на современных художников. В этом плане работает, панрпмер, шведский скульптор Б. Ппстрем (скульптура «... теперь темнеет моя дорога», посвященная поэту Д. Андерсону, и другие). Приемы экснресспоппзма позволяют раскрыть тему трагедийных ситуаций современной жизни.

Действительность XX века, уровень технического прогресса давали двоякое представление о мире материальном н нематериальном. Материя, пространство, время, космос, волны, колебания, вибрации, рентгеновские лучи, впоследствии лазерное" излучение, атомная энергия н т. д. - все это не поддавалось чувственному восприятию мира, предметы казались лишь обманчивой видимостью. И родилось искусство, отразившее это повое мироощущение.

В 1910 году русский художник В. Кандинский (1816-1944) создал своп «Композиции», которые дали начало новому направлению в мировой живописи, получпвшсм)г название абстракционизм (беспредметное искусство).

Его композиции явились символами субъективного внутреннего состояния, сохранившими связь с эстетикой психологического «настроения», характерной для декадентства конца XIX века.

Представители этого нового беспредметного искусства считали, что нельзя себя связывать рамками оптического опыта, который даст лишь иллюзии. Художник, утверждали они, должен заглянуть за внешнюю оболочку мира и показать его суть, его внутреннюю природу.

Капдпнскпй, испытав влияние Сезанна, символистов (знаменательны cio мысли о символике цвета в трактате «О духовном в искусстве»), видел в живописи возможность воплотить бессозпа- тельное, интуитивное, голос «внутреннего диктата». Рано уехав из России, Кандинский прожил большую часть своей жизни и Германии, во Франции, оказав огромное влияние па современную культуру.

Знаменательно, что русский православный философ о. Павел Флоренский привлекает художественное творчество и теоретические положения В. Кандинского для раскрытия своих мыслей о духовности в искусстве; в абстрактной живописи он видит поиски наиболее идеального, падмирпого, абсолютного. Цель искусства, считает II. Флоренский, - «преодоление чувственной видимости, натуралистической коры случайного» п обращение к общезначимому, устойчивому и неизменному. Он говорит о самоценном значении чистой живописи, се духовной направленности, что смыкается с мыслями В. Кандинского, изложенными в трактате «О духовном в искусстве»

Вслед за Кандинским к беспредметной живописи приходят художники и теоретики пз разных стран: К. Малевич, Пит Мондриан, супруги Делоне, Глез, Метценже, Боччони, Дуусбург, Клее и другие. Заметную роль в распространении абстракционизма играл творческий центр в Германии Баухауз, где преподавали Кандинский, Клее и другие лидеры движения.

В 30-е годы XX века абстрактное искусство находит последователей в США. В годы Второй мировой войны эти тенденции укрепляются в связи с тем, что многие деятели культуры, спасаясь от фашизма, эмигрируют в США, Это - Пит Мондриан, Хапс Рихтер и другие, в этот период здесь живет и Марк Шагал. Формируется группа американских абстрактных экспрессионистов: Дж. Поллок, А. Горки, В. де Куинг, М. Ротко, их последователь и Европе А. Вольф. В своих работах они используют пе только краски, но н другие материалы для создания наибольшей рельефности.

Центральной фигурой американской абстрактной живописи является Джексон Поллок (1912- 1956). Утверждая, что важен не результат, а процесс творчества, он превратил живопись в мистический процесс. Его метод получил пазваппе «дриппннг» или «драйппнг» (беспорядочное разбрасывание красок из банки при помощи кистей).

Во Франции параллелью этому способу письма явился ташизм (живопись пятнами). Французский абстракционист Ж. Матье давал своим картинам исторические названия: «Битва при Бувине», «Каистипги повсюду» и т. п. Англичане назвали подобный прием в изобразительном искусстве «живописью действия».

В 60-е годы в США возникают течения модернизма под названием «поп-арт» (популярное искусство) и «оп-арт» (оптическое искусство). «Поп-арт» явился своеобразной реакцией па абстракционизм. Беспредметному искусству он противопоставил грубый мир вполне реальных вещей. Художники этого направления считают, что каждый предмет может стать произведением искусства. Соединенные в особые комбинации вечцп приобретают новые качества. Подобные работы были представлены па выставке «Новый реализм» (галерея С. Джейнса, затем Музей современного искусства Гуггспхейма, 1962). В 1964 году состоялась крупнейшая международная выставка в Венеции - Биеннале, где были представлены экспонаты «поп-арта» (различные вещи в случайных соединениях); авторы - Дж. Чемберлен,

К. Ольденбург, Дж. Дайн и другие. Крупнейший мастер «поп-арта» - Роберт Раушенберг (ранняя работа «Картина времени»: к закрашенному красками холсту прикреплены часы п т. п.). С 1963 года о и освоил метод шелкографии как способ перевода на холег различных фотографии, афиш, репродукций, которые комбинируются с кусками масляной живописи и различными предметами (композиции «Обстановка», «Исследователь»).

Вызывая страстные споры, «поп-арт», тем не менее, нашел своих последователен, получил свое официальное признание и проник в выставочные залы Франции, Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, даже Королевской Академии в Лондоне.

«Оп-арт» противопоставил себя «поп-арту». Это направление пошло по пути повой абстракции, создавая свои особый мпр, особую среду и формы. Создатели «оп-арта» отказались от холстов и красок. Первостепенное значение в их конструкциях пз дерева, стекла и металла имеют эффекты цвета и света (они создаются при помощи линз, зеркал, вращающихся механизмов и т. д.). Это мелькание лучей образует подобие орнаментов и представляет эффектное зрелище. Выставки «оп-арта» известны начиная с 1965 года: «Чуткий глаз», «Колористически]! динамизм», «11 вибраций», «Импульс» и другие. Достижения «оп-арта» были использованы в промышленности и прикладном искусстве (мебель, ткапп. посуда, одежда).

В 20-е годы формируется повое направление авангардистского искусства - сюрреализм. Название позаимствовано у Аполлинера и означает «надрсалпзм», хотя есть и иные толкования: «су- иерреализм», «сисрхрсалпзм». Основателем группы художников н литераторов явился писатель п теоретик искусства А. Бретон, к нему присоединились Ж. Арн, М. Эрнст, Л. Арагон, Г1. Элюар п другие. Они были уверены в том, что бессознательное и неразумное начало олицетворяют собой высшую истину, которая и должна быть воплощена в искусстве.

Па это направление оказала воздействие философия А. Бергсона, его мысли об питуптпвпом озарении. По особое значение для сюрреалистов имела теория пспхоапалпза австрийского врача н философа 3. Фрейда, содержащая обоснование подсознательных факторов психики, являющихся стимулом творческой де- яте л ы locTi I худо ж пика.

Сюрреализм, считает А. Бретон, основывается па ворс в высшую реальность определенных форм ассоциаций, во всесилие сновидений, в свободную игру мышления (три «Манифеста сюрреализма» с 1924 по 1930 год). Видный представитель раннего сюрреализма Макс Эрнст (1881-1976) первый попытался придать различным мистическим элементам видимость реального существования. Это направление проявило себя в живописи, скульптуре, литературе, театре, киноискусстве различных стран: Франции, Германии, Испаппп, Бельгии, Аптлпп, США, Латинской Америки п др. Сюрреализм стал логическим продолжением дадаизма (от фр. dada - деревянная лошадка, в переносном смысле - детский лепет), его парадоксальности.

Концентрированное выражение особенностей художественного языка сюрреализма содержится в творчестве испанского художника Сальвадора Дали (1904-1989). Дарование Далп было многогранно: живописец, театральный художник, автор киносценариев, постановщик фильмов, дизайнер и т. д. Он не переставал поражать воображение зрителей парадоксальностью образного восприятия, неисчерпаемой фантазиен. Свсрх- орпгппальпый художник, Далп в то же время постоянно вел диалог с классиками, в его работах - своеобразные цитаты пз Рафаэля, Вермеера, Микеланджело, которые оп трансформировал в своих композиционных решениях («Загадочные элементы в пейзаже», «Испания», «Трансформация Кранаха» и т. д.). Его работы требуют более глубокого и сложного отношения: «Атомная Леда», «Лицо войны», «Геополптпк, наблюдающий рождение нового человека», «Искушение св.

Антония» п другие.

Одна пз самых глубоких картин Далп - «Предчувствие Гражданской войны»- (1936 г.). Два огромных существа, папомппаю- щпс деформированные, сросшиеся части человеческого тела, спеп- лены между собой в жуткой схватке. Искажено болью и страданием лицо одного из них. Они вызывают чувство отвращения, являются контрастными по отношению к прекрасно написанпо- му реалистическом)" пейзажу: миниатюрные изображения старинных городков на фоне невысокой горной гряды. Картина символизирует антивоенную идею, звучит как призыв к человеческому разуму, как суровое предупреждение. Сам Дали так писал о картине: «Это не просто мопстры-прпзракп испанской Гражданской войны, а войны (...) как таковой».

Знаменательны картины, в которых Дали обращался к образу Христа: «Христос Валенсийский», «Гиперкубпческое распятие», «Тайная вечеря» п особенно «Христос св. Иоанна». Распятый на кресте Христос распростерт над миром. Ои летит над неким космическим пейзажем. Наклонный крест отгораживает пас от мрачной бездны, заполняющей верхнюю часть холста. Распятый Христос как бы удерживает эту всепоглощающую тьму своей жертвенностью. Впервые в мировом искусстве художник пренебрег каноном, определяющим композицию Распятия.

Творческое наследие Дали огромно; его идеи, образы, художественный метод далеко неоднозначны п достаточно противоречивы, как и личность самого художника, которая будет удивлять п волновать, раздражать и восхищать многие поколения. Сальвадор Дали и его творчество - существенная составная часть духовного наследия XX века.

Один из выдающихся деятелей культуры XX века - французский архитектор Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаппере, 1887- 1965), являвшийся главой конструктивизма. Он стремился ответить на реальные запросы жизни, учитывая возможности современной техники. Его идеалы - простота и ясность геометрических объемов железобетонных конструкций (диорама «Современный город па 3 миллиона жителей», 1922 г., план реконструкции центра Парижа - «План Вуазен», 1925 г.; проект «Лучезарного города», 1930 г. и другие). В последний период деятельности Ле Корбюзье создал экспериментальный 17-этажпын жилой дом в Марселе (1947-1952 гг.), в котором стремился решить проблем}" «идеального дома», частично осуществив проект «Лучезарного города». К поздним работам Ле Корбюзье относится здаппе Секретариата Чандигархе (Индия, 1958 г.).

Видную роль в развитии современной архитектуры сыграла деятельность центра Баухауз (Германия) во главе с В. Гропиусом. Па первый план выдвигались инженерно-технические принципы, в т. ч. ясно выраженный каркас здания.

Развитие американского города определила чикагская школа: небоскребы с нависающими стенами. Облик Ныо-Иорка, например, представляет резкий контраст между небоскребами (конторское здание «Эмпайр Сгэйт Бнлдннг» в 102 этажа, высотой 407 м и Рокфсллер-центр в 72 этажа, высотой в 384 м) н множеством других различных по масштабам зданий. Американский архитектор Рант разрабатывает так называемый «стиль прерии», где отрицает небоскребы, уплотненность застройки н стремится к связи с природой (коттеджи, окруженные садами, например, «/[ом над водопадом» в Бир-Рапе, 1936 г.). Конструктивные возможности железобетона стремится использовать II. Нерви (малый дворец спорта в Риме, 1956-1957 гг.) п другие.

Наряду с развитием авангардистских тенденций в XX веке плодотворно работают художники-реалисты. Как художественный метод реализм находит воплощение в различных видах искусства Европы и Америки, прежде всего в живописи, литературе, театре.

Так, в США в 1908 г. художнпкп-рсалпсты объединились в группу «Восьмерка»: Г. Генри, Д. Слоун, Д. Лаке и другие. Они ставили задачу показать жпзпь большого города с пзпапкп (прозвище группы «Школа мусорного ящика»). Из мастерской Г. Генри вышли прославленные живописцы: Д. Беллоуз, автор мппш численных картин па темы современности, Р. Кент и другие

Р. Кент (1882-1971) свое творчество посвятил пародам Гренландии, Аляски, могучей природе Атлантики. Художник изображает суровую, не тронутую цивилизацией природу. Четкий географический рисунок, контрасты освещения, кристаллические формы передают напряженную жизнь природы. Отважные жители Севера воплощают идеал свободного человека, смело вступающего в борьбу с суровой природой.

Наряду с различными школами модернизма реализм приобретает все более широкое распространение. Эти тенденции проявились в скульптуре. Э. А. Бурдель (1861-1929) - художник напряженных чувств с ВЫСОКИМИ помыслами. Его работы: статуя «Стреляющий Геракл», Аполлон, конная статуя генерала Альве- ара, портрет Бетховена и другие. А. Майоль (1861-1944) обратился к античной скульптуре, преклоняясь перед благородной естественной красотой человека: «Помона», памятник Сезанну, аллегорическая статуя «Иль-де-Франс» и другие. III. Десппо (1874-1946) известен как мастер скульптурного портрета.

Своеобразно направление в современном американском искусстве, названное риджнонализмом; суть его заключается в обращении к местной американской тематике, к «почве», противопоставление европейскому искусству. Возглавили это направление художники Т. X. Бентон, Г. Вуд, С. Кэррп. Их общая программа «Америка прежде всего». Однако каждый из них обладает своеобразной творческой манерой.

Т. X. Бентон (1889) - разносторонний художник. Он обращался к монументальной живописи, жанру портрета, книжной графике. Прославился фресками: росписи Новой школы социальных исследований (1931 г.), Музея Американского искусства Уитни (1932 г.), Университета штата Индиана (1933 г.), капптолпя штата Миссури в Джеферсон-сптн (1936 1".). Эти фрески отражают события истории Америки, сцепы народной жизни и т. п. В 1940 году Бентон иллюстрировал роман Дж. Стейпбска «Гроздья гнева».

Г. Вуд (1892-1942) обратился к теме единения человека с природой («Жепщппа с цветком» н другие). Известны его портреты, выдающийся из них - «Американская готика»

(1930 г.). Это парный портрет фермера п его жены, отмеченный чертами психологической выразительности.

Тема творчества С. Кэрри (1897-1946) - сельские мотивы, сцены жизни фермеров, история Америки.

Среди лучших американских художппков-реалнетов следует назвать семыо Уайетов: основатель - Н. К. Уайет, прославившийся как книжный иллюстратор, его сын - Эндрю Уайет, живописец, известный п и Европе (почетный член нескольких европейских академий), внук - современный художник Джеймс Уайет, работающий в манере традиционного реализма. Особенной любовью пользуются картины Эпдрго Уайета, изображающие мир простых вещей, природу его края. Самая известная - «Мпр Кристины»: молодая жеппшпа среди прекрасной прпроды, человек, находящийся в единстве с окружающим миром. Основное содержание творчества Уайетов глубоко гуманистично.

Национальным своеобразием отличается п живописная школа искусства Мексики, которой присуща многовековая традиция - отражение своей псторпп в монументальных произведениях искусства. В XX веке сформировалось художественное направление, получившее название «мексиканский муралпзм». Его характерные черты: новаторский дух п строгое следование традиции. Это художники Диего Ривера, Хосе Клименте Ороско, Давид Альфаро Сикейрос. Ими созданы фрески, отразившие историю п современную жнзиь мексиканского парода («Земля плодоносящая». «Кошмар войны п мечта о мире» - Д. Рпнера, «Новая демократия», «Па службе наций» - Д. А. Спкейрое п другие).

Романтический пафос, образы борцов, использование элементов древней мексиканской орнамептпкп и наивного фольклора, восходящего к культуре древнейших пародов (майя, антеков) - черты этого искусства, проникнутого широко понятной идеей человечности. Знаменательно п то, что этими выдающимися мастерами решена проблема связи живописи п архитектуры, вводятся приемы фотомонтажа. В технике настенной живописи применяются новые материалы.

В европейском изобразительном искусстве после Второй мировой войны важное место занимает направление неореализма, представители которого обратились к жпзпп парода, простого человека, к характеристике его внутреннего и внешнего мира. Группу неореалистов Франции возглавил А. Фужерон, мастер-рационалист, отразивший социальные потрясения XX века («Париж 1943 года», «Слана Андре Улье», «Страна шахт», «18 марта 1871 года» п другие).

Неореализм пашел воплощение в творчестве Б. Таслнцкого, графика и карикатуриста Ж. Эйфеля. В Италии, где неореализм отразился н в киноискусстве (Феллини, Виторио де Сика, Антониони, Пазолппн п другие), в живописи это направление возглавил Ренато Гуттузо, художппк- мыелптель, политический деятель, борец против фашизма. Темы его произведении - эго контрасты эпохи, история родной страны, образы натрпо- I он, погибающих во имя родины, жизнь простых людей Италии (графическая серия «С памп Бог», «Рокко у патефона», серия картин «Человек в толпе» п другие). Реализм Гуттузо обогащен достижениями постпмпрссспоппзма, модернизма.

Реалистический метод находит свое развитие п в скульптуре: итальянский мастер Дж. Мапцу («Голова Инге», «Танцовщицы», «Кардинал» и другие), скульпторы Скандинавии п Фннляпдпп, например, В. Аалтонен (портретная галлерея современников) п другие. Следует отмстить и творчество датского графпка-карпкатурпс- та Херлуфа Бидструпа, запечатлевшего в острой комической форме черты эпохи.

Литературная жпзпь Европы и Америки в конце Х1Х-ХХ веке представлена крупнейшими именами, также воплощавшими различные идейно-эстетические позиции.

В 90-е годы XIX века начинает свое развитие новейшая европейская литература. На рубеже веков во французской литературе возникают символизм (А. Рембо, II. Верлсп, С. Малларме), нату рализм (Э. Золя), в полемике г этими направлениями развивается реализм. Из писателей этого периода наиболее значительным является Эмиль Золя (1840-1902), выдвинувший теорию «экспериментального романа». Унаследовал реалистические традиции п Гн де Мопассан (1850-1893), находившийся в преддверии XX столетия в состоянии напряженных поисков новых средств художественной выразительности.

Крупнейшим представителем французской реалистической литературы XX века явились А. Франс (1X4 \ 1944), автор сатирических и гротескных романов «Остров пингвинов», «Восстание ангелов» п других, и Р. Роллан (1866-1914), создатель эпопеи «Жан-Кристоф», повести «Кола-Брюпьоп», продолжившей традиции Рабле. Па позициях критического реализма стоял Р. Мартен дю Гар (роман «Семья Тпбо»), Ф. Мориак («Клубок змей») н другие.

После Второй мировой войны французская проза, аиалпзпруя социальные конфликты эпохи, обращается к жпзнп различных классов общества: М. Дрюоп «Сильные мира сего», Э. Базсн «Семья Резо» п другие. Реалистические и натуралистические традиции переплетаются в творчестве Франсуазы Сатан.

Идеи экзистенциализма, постановка нравственных проблем находят воплощение в творчестве А. Камю (повесть «Посторонний», роман «Чума»), в «новом романе» Натали Саррот («Золотые плоды»). Возникает «театр абсурда» (лат. аЬйиЫия - нелепый), питающийся идеями А. Камю, Ж. П. Сартра. Это п пьесы Э. Ионеско «Лысая певица», С. Беккета «В ожидании Годо» п другие. Заметный вклад в культуру Фрапцпп внесли Р. Мерль, обличитель фашизма п воины («Смерть - мое ремесло»), Луи Арагон (поэт, издатель, романист) и многие другие.

Линия европейского романа развертывается на рубеже веков п в английской литературе, где она представлена реалистическими произведениями Дж. Голсуорси (трилогия «Сага о Форсайтах»), У. С. Моэма («Бремя страстей человеческих»), Э. М. Форстера («Поездка в Индию») и других. Создателем жанра социально- фантастического романа новейшего времени явился Герберт Уэллс (1866-1946), автор широко известных романов: «Машина времени», «Человск-иевпднмка». «Война миров» и других. Параллельно с фантастическими он создает п социально-бытовые романы («Колесо фортуны», «История мистера Поля»).

«Энциклопедией модернизма» назвали роман Дж. Джойса (1882-1941) «Улисс», который положил начало литературе «потока сознания», отражающей тончайшие нюансы духовной жпзнп героев. Эту же эстетическую позицию занимали Д. Ричардсон,

В. Вулф, Д. Г. Лоренс. Социальную жизнь страны отразили тяготевшие к реализму писатели так называемого «потерянного поколения»: Р. Олдингтон (1892-1962) - романы «Смерть героя», «Все люди-враги», А. Кронин (1896-1981) - «Звезды смотрят вниз», «Цитадель» и другие, Д. Пристли (1894-1984) - романы «Добрые товарищи», «Волшебники» и другие.

Традиция развития романа продолжается п после Второй мировой войны. В антиутопиях Дж. Оруэлла (1903-1950) - сатиры «Ферма зверей», «1984» и других - нашел выражение пессимистически]"! взгляд писателя на социалистическое общество, ужас перед возможной победой тоталитаризма. Мотивами экзистенциализма проникнуты романы Айрис Мердок (1919-1999) «Под сетью», «Колокол», «Черный принц» п другие. Эти произведения исполнены напряженных творческих искамиii, веры в силы человека, способного противостоять хаосу жизни. Крупнейшим романистом XX века является Грэм Грин (1904-1991): «Тнхпи американец», «Комедианты», «Почетны]"] консул» и другие. Социальная критика здесь сочетается с глубоким психологизмом. Развивая традиции европейской романистики, создаст серию романов «Чужие и братья» Ч. П. Сноу (1905-1980). Политические темы раскрываются в романах Дж. Олдриджа (р. 1918) «Дипломат», «Горы и оружие», «Морской орел» и других.

Современны]"] английский роман отличается тематическим многообразием: антиколониальная тема (Д. Стюарт, 1Г. Лыопс), научная фантастика (Л. Кларк, Дж. Упндем), философские темы (К. Уилсоп), социально-политические в гротескных романах и повестях М. Спарк и других, детективные (Агата Кристи, Дж. Ле Карре и другие).

Замечательные образны романа дала литература США. Па рубеже XIX-XX веков - творчество Марка Твена (1835-1910), Джека Лондона (1876-1916) и других. Одна из вершпп американского критического реализма XX века - творчество Теодора Драйзера (1871-1945). Его романы отразили социальные конфликты времени, трагедию человека в мире зла, глубокие гуманистические идеи. Вершиной творчества Драйзера является роман «Американская трагедия», выдающееся произведение критического реализма.

Глубокий психологизм и реализм отличают творчество Эрнеста Хемингуэя (1899-1961). В своих произведениях он воплотил гуманистические идеи, раскрыл драматизм исторического процесса, выразил веру в человека и его активный гуманизм. Известные писатели США: /[ж. Сэлинджер, Дж. Апдайк, Дж. Болдунп. Дж. Чивер, К. Воннегут, Р. Брэдбери п другие.




Top