Культурология под редакцией марковой. Культурология История мировой культуры Под редакцией профессора А.Н
В книге исследуются вопросы, связанные с возникновением и становлением в цивилистической науке и правоприменительной практике группы сложных и своеобразных объектов гражданского права, коими являются имущественные комплексы, в частности, предприятия. Особое внимание в работе уделяется составу имущественных комплексов, особенностям их участия в качестве объектов права в предпринимательском обороте, обязательному присутствию в составе комплексов нематериальных элементов. В книге анализируются характер и место в составе имущественных комплексов, так называемого людского субстрата, персонала. Для практикующих юристов, ученых-цивилистов, студентов и аспирантов юридических вузов.
ЧАСТЬ I. ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
ЧАСТЬ II. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
Книги и учебники по дисциплине Гражданское право России:
- Абросимова Екатерина Андреевна. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОИ И КОЛЛИЗИОННЫИАСПЕКТЫ КРИТЕРИЯ ПРЕДВИДИМОСТИ В ПРАВЕ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2018 - 2018 год
- ГУМБАТОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА. Субъективное право подрядчика на удержание результата строительных работ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва -2018 - 2018 год
- Валеева Айгуль Владимировна. Гражданско-правовые средства превентивной охраны прав потребителей электрической энергии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань - 2018 - 2018 год
- Архиереев Николай Викторович. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург - 2017 - 2017 год
- Гришечкин Владимир Владимирович. ПРАВОВАЯ ОБЩНОСТЬ В АБСОЛЮТНЫХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург - 2017 - 2017 год
- КОСТИКОВ ВЛАДИМИР ВАЛЕРИЕВИЧ. НАСЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов - 2017 - 2017 год
- УШАКОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА. Гражданско-правовое регулирование инвестиционной деятельности в социально значимых сферах экономики. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2017 - 2017 год
- Вопросы для подготовки к экзамену по Гражданскому праву России - 2016 год
- Гражданское право России. Актуальнве проблемы. Лекции - 2016 год
- Шпаргалки.com. Ответы на экзамен по Гражданскому праву - 2016 год
- В. А. Шанюкевич [и др.].. Правовое регулирование недвижимости: пособие для студентов П68 дневной и заочной формы обучения по специальности 1-70 02 02 «Экспертиза и управление недвижимостью» / - Минск: БЫТУ,2016. - 148 с. - 2016 год
Во втором томе трехтомного учебника "Гражданское право" рассматриваются общие положения о гражданско-правовом договоре и его основные разновидности. Авторы стремились не только в ясной и доступной форме дать характеристику основным договорным обязательствам, но и показать особенности правоприменительной практики, выработать профессиональные рекомендации. Внедоговорные обязательства (односторонние сделки, неосновательное обогащение, обязательства вследствие причинения вреда и др.) наряду с наследственным правом и интеллектуальными правами раскрываются в третьем томе.
Свобода договора.
Свобода договора как основное начало. Понятие свободы договора. Свобода предпринимательства. Ограничения свободы договора. Соотношение договора и закона.
1. Одно из основных начал гражданского права как отрасли, его принцип - это свобода договора, что напрямую следует из текста ст. 1 ГК РФ.
Авторитетное мнение. Принципы должны реализовываться в любой норме. Иначе говоря, принципы - душа конкретной нормы. Если эту душу вытащить из конкретной нормы и она там не будет присутствовать, значит, теряется весь смысл такой нормы (В.Ф. Яковлев).
Этот отраслевой принцип предназначен в основном для динамических отношений экономического оборота, и во многом он преследует цель сделать этот оборот свободным, отвечающим потребностям его участников. Ведь в противном случае оборота или не будет совсем (как это было во времена натурального хозяйства), или он будет теневым, нелегальным (как это было распространено в советский период существования нашего государства).
Цивилистическая дискуссия. Вообще-то, наверное, более правильным было бы говорить даже не о "свободе договора", а о "свободе сделок", так как односторонние сделки, договорами не являющиеся, пользуются таким же свободным режимом. Но при кажущейся очевидности распространения режима свободы договора на односторонние сделки нельзя пройти мимо следующего: односторонняя сделка, в отличие от договора, опирается только на волю какого-то одного лица. Поэтому свобода субъекта сделки имеет "унитарный" характер, и при совершении сделки она может быть нарушена только "извне", со стороны кого-то, не проявляющего свою волю в этой сделке (например, при понуждении завещателя со стороны наследника к изменению завещания). Договор же, включая по меньшей мере двух субъектов, имеет и внутреннее содержание, складывающееся на стадии взаимосогласования воль сторон договора. И уже на стадии такого согласования воля каждой стороны нуждается в защите от злоупотреблений со стороны контрагента.
Каждый из участников договора имеет право свободно выражать свою волю, и эта свобода, будучи составной частью свободы договора, также пользуется защитой со стороны закона. Поэтому именно термин "свобода договора" является более объемным и охватывает максимальное число аспектов соответствующих отношений - "внешнюю" (свобода согласованного изъявления воли от воздействия извне) и "внутреннюю" (свобода формирования волеизъявления участника договора от воздействия со стороны контрагента) стороны. Но употребление именно словесной конструкции "свобода договора" тем не менее не должно вводить в заблуждение относительно правового режима односторонних сделок: они также основываются на обеспечении максимально возможной свободы субъекта, совершающего одностороннюю сделку. Сюда может входить свобода выбора вида совершаемых односторонних сделок, свобода в формировании их содержания (скажем, свобода завещания) и пр. В любом случае термин "свобода договора" является устойчиво сложившимся, получил прочную "прописку" в нормах закона и судебной практике, поэтому изменение его вряд ли можно рассматривать как полезное и целесообразное.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Гражданское право, Том 2, Степанов С.А., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать rtf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
Учебное пособие для студентов вузов. — 4-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Юнити-Дана, 2008. — 400 с. — (Cogito ergo sum). — ISBN 978-5-238-01271-1.
Гриф МО РФ
Гриф УМЦ "Профессиональный учебник"Первое издание этой книги (1995 г.) было одним из первых учебных пособий по новой дисциплине, созданных в соответствии с первым поколением государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В 1998 г. увидело свет второе его издание, а в 2000 г. — третье. Все издания были популярны и пользовались постоянным спросом у российских студентов. В 2004 г. учебное пособие было переведено на китайский язык и вышло в Китае.
В новом (четвертом) издании дан краткий хронологический обзор истории мировой культуры от первобытности до сегодняшнего дня (эпохи Древности, Средневековья, Нового времени и Новейшего времени), охватывающий страны Европы, Древнего Востока, Россию и США (современный период). Хронологический обзор дополняется страновым подходом — в каждой эпохе излагается развитие культуры ведущих стран.
Рассматривается культура ведущих стран Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени. Набор анализируемых важнейших видов искусства, их стилей и жанров предопределялся на каждой стадии уровнем развития и историко-экономическими особенностями конкретных стран.
Предваряет анализ развития культуры по эпохам и странам вводная глава, содержащая основные методологические положения предмета культурологии (сущность культуры, ее составные части, функции).
Свою задачу авторы учебного пособия видят прежде всего в приобщении российской молодежи, студенчества, школьников к великим творениям великих писателей, скульпторов, художников, архитекторов, философов и ученых, опередивших свое время.Для студентов вузов, учащихся школ, лицеев и колледжей, а также широкого круга читателей.Содержание
К читателю
Вводная глава
Культура первобытной эпохи
Периодизация первобытной эпохи
Искусство и верования первобытной эпохи
Культура Древнего Востока. Формирование первых цивилизаций
Культура Древнего Египта — стремление к бессмертию
Культура Древней Месопотамии — великие достижения и открытия
Культура Древней Индии — величайшие достижения и загадки
Культура Древнего Китая — самобытность во всем
Культура Древней Греции — создание непреходящих, общечеловеческих ценностей
Крито-микенская культура
Культура гомеровского и архаического периодов
Культура в классический период
Культура в эпоху кризиса полиса
Культура эпохи эллинизма
Культура Древнего Рима — особая система ценностей
Культура этрусской цивилизации
Культура Рима в Царский период
Культура Рима в период Республики
Культура Рима в период Империи
Культура древних славян и Древней Руси
Культура древних славян
Культура Киевской Руси
Культура русских княжеств XII—XIII вв.
Культура России XIV—XVII вв. Формирование общерусской культуры
Русская культура XIV — первой половины XV в.
Культура в конце XV—XVI в.
Культура России в XVII в.
Культура средневековой Европы. Христианское сознание и зарождение городской культуры
Христианство и церковь
Образование и литература в средневековой Европе
Городская культура и архитектурные каноны Средневековья
Гуманистическая культура Возрождения
Гуманизм Возрождения
Гуманистическая культура Итальянского Возрождения
Северное Возрождение
Возрождение в Испании и Франции
Европейская культура XVII в. Классицизм и барокко
XVII век — переломная эпоха в развитии человеческого общества
Основные художественные стили — барокко и классицизм
Художественная культура Франции
Художественная культура Италии
Художественная культура Испании
Культура Голландии
Культура Англии и Германии
Культура эпохи Просвещения. Рациональный человек
XVIII столетие — век Просвещения
Просвещение как течение общественной мысли
Художественные направления эпохи Просвеще
ния
Литература и музыка эпохи Просвещения
Изобразительное искусство. Просвещения
«Золотой век театра». Драматурги Просвещения
Кризис Просвещения
Русская культура XVIII в. — сплав национального своеобразия и европеизм
Система образования
Русская общественная мысль и литература
Расцвет русской архитектуры — русское барокко и русский классицизм
Жанры и стили изобразительного искусства
Театральная и музыкальная жизнь
Быт и нравы
Европейская культура XIX в. Основные художественные стили
Социально-исторические особенности эпохи
Классицизм в художественной культуре XIX в.
Романтизм в художественной культуре XIX в.
Реализм в художественной культуре XIX в.
Натурализм и символизм в художественной культуре XIX в.
Импрессионизм и постимпрессионизм в изобразительном искусстве и музыке
Культура России XIX — начала XX в. — золотой и серебряный век
Основные факторы и тенденции культурного развития
Фольклористика и литература
Русское музыкальное искусство XIX в.
Расцвет театрального искусства
Архитектура и скульптура
Русская живопись XIX в.
Серебряный век русской культуры
Наука и культура
Функции науки и научная картина мира. Наука и культура
Развитие науки в Древнем мире и Средние века
Научные революции
Научные и технические достижения России
Культура и религия
О соотношении культуры и религии. Истоки религии
Мировые религии
Религиозные памятники
Культура Западной Европы XX и XXI веков
Основные культурологические концепции
Западная философия XX в.
Европейская литература XX в.
Новые направления в западноевропейском искусстве XX в.
Европейская музыкальная культура XX в.
Архитектура и кинематограф XX в.
Культура СССР и России постсоветского периода
Советская культура первого десятилетия
Культурное строительство в 30-е годы. Социалистический реализм
Советская культура в годы Великой Отечественной войны
Советская культура в 40-е — 60-е годы
Культурная жизнь в 60-е — 80-е годы
Отечественная культура в конце XX — начале XXI в.
Художественная культура США в XX — начале XXI века
Особенности американской культуры
Традиции и современность в литературе США
Изобразительное искусство и архитектура США
Музыкальная культура США
Театр и кинематограф США
Рекомендуемая литература
(Документ)
n1.doc
Культурология
История мировой культуры
Под редакцией профессораА.Н. Марковой
Второе издание,
профессионального образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений
ЮНИТИ
U N I T Y
Москва 2000
ББК 63.3(0)-7я73
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Ректор акад. АН. Романов
Председатель Научно-методического совета проф. Д.М. Дайитбегов
Рецензенты:
кафедра философии, религии и религиоведения
Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
И д-р филос. наук проф. Н.Н. Никитина
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 600 с.; илл. цв.
ISBN 5-85178-043-6.
Это доработанное и значительно расширенное переиздание известного учебника (1-е изд. - ЮНИТИ, 1995). Культура анализируется как сложная многоуровневая система, включающая различные сферы - искусство, науку, религию, материальную культуру, обычаи и нравы народов. Рассматривается культура ведущих регионов мира (Европа, Восток, Америка) и ведущих стран разных эпох (первобытный мир. Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время); даются анализ тенденций культурного развития регионов и краткая характеристика особенностей протекания этих процессов по этапам.
Издание иллюстрировано.
Для студентов вузов, учащихся колледжей и школ, а также для всех читателей, интересующихся историей мировой культуры.
ISBN
5-85178-043-6
ББК 63.3(0)-7я73
©Коллективавторов, 1995
Культурология играет огромнейшую роль в духовном прогрессе общества. Будущий специалист должен понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, знать формы и типы культур, основные достижения в развитии культуры ведущих стран мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой цивилизации, уметь оценивать достижения культуры.
Учебник «Культурология. История мировой культуры» знакомит студентов с основами культурологии, узловыми вопросами истории культуры различных стран - от первобытного общества до сегодняшнего дня. Материал излагается по основным этапам развития культуры (Первобытная эпоха и Древний мир, Средневековье, Новое время, Новейшее время), что дает представление о поступательном движении мировой цивилизации и повышении уровня материальной и духовной культуры человечества.
В учебнике освещены узловые вопросы истории и теории культуры, ее типы и формы, раскрыты социальные функции культуры, охарактеризованы основные культурно-исторические центры и цивилизации мира, а также творчество крупнейших представителей различных школ и направлений в культуре.
В отличие от предыдущего издания учебник значительно расширен - включены страны Востока и цивилизации Нового Света, Арабский Восток, Византия, проанализировано развитие культуры XX века.
За время существования человеческого общества в области культуры накоплен такой колоссальный багаж, выдвинулось настолько огромное число представителей литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, что даже несмотря на внушительный объем учебника вместить все имена не представилось возможным.
Учебник подготовлен коллективом кафедры истории экономики, политики и культуры Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ).
Преподаватель И. А. Андреева - главы 10, 20, 21.
Кандидат исторических наук С. Д. Бородина - главы 2, 22, список литературы.
Кандидат исторических наук Н. О. Воскресенская - главы 3, 4, 6, 16.
Кандидат исторических наук А. С. Квасов - главы 11, 12, 27.
Старший преподаватель Е. А. Козлова - глава 23.
Кандидат исторических наук Н. С. Кривцова - глава 5.
Доктор экономических наук А. Н. Маркова - главы 15, 23.
Старший преподаватель Е. М. Мурашова - главы 7, 8.
Доктор философских наук Л. А. Никитич - глава 27.
Кандидат исторических наук В. Е. Носов - главы 1, 26, 29.
Кандидат исторических наук Е. М. Скворцова - главы 9, 13, 17,18, 19.
Кандидат исторических наук Ю. И. Топалова - главы 14, 24.
Кандидат исторических наук Р. М. Черных - глава 13.
Ответственный редактор
Профессор, лауреат Государственной премии А. Н. Маркова
оглавление
От авторов 3
Глава
1. Предмет культурологии
10
I. КУЛЬТУРА
ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
И ДРЕВНЕГО МИРА 21
Глава
2. Культура Первобытной Эпохи
22
2.1. Периодизация первобытности 23
2.2. Особенности первобытного искусства 24
2.3. Ранние формы верований 32
Глава
3. Культура Древнего Египта
36
3.1. Древний Египет 36
3.2. Эллинистический Египет. Египет-
римская провинция 46
Глава
4. Культура Древней Месопотамии
(Двуречья)
49
4.1. Заселение Двуречья 49
4.2. Шумеро-Аккадская культура 50
4.3. Культура Старовавилонского царства 54
4.4. Культура Ассирии 58
4.5. Культура Сасанидского Ирана 59
Глава
5. Культура Древней Индии
63
5.1. Древнейшая Индия 63
5.2. Магадхо-Маурийская эпоха 68
5.3. Кушано-Гуптский период 71
Глава
6. Культура Древнего Китая
77
6.1. Философско-религиозные системы Китая 77
6.2. Нормы повседневной жизни 82
6.3. Развитие науки, литературы и искусства 83
Глава
7. Культура Древней Греции
90
7.1. Доклассический период 90
7.2. Классический период 96
7.3. Культура эпохи эллинизма 103
Глава
8. Культура Древнего Рима
107
8.1. Этрусская культура 107
8.2. Царский период 108
8.3. Период Республики 110
8.4. Период империи 114
Глава
9. Культура Славянской Древности
120
9.1. Велесова книга 121
9.2. Космогонические представления древних славян 123
9.3. Обряды и обычаи древних славян 126
9.4. Письменность древних славян 131
Глава
10. Культура народов Северной Америки
134
10.1 Культура племен Северной Америки 135
10.2. Мировоззрение североамериканских индейцев 141
10.3. Мифы и легенды Северной Америки 144
II. КУЛЬТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 146
Глава
11.
Культура западной европы в эпоху
Раннего и
Классического Средневековья
147
11.1. Общая характеристика Раннего Средневековья 148
11.2. Влияние религии на культурную жизнь 151
Глава
12. Западноевропейская культура эпохи
Возрождения
159
12.1. Новое мировоззрение 159
12.2. Итальянское Возрождение 162
12.3. Северное Возрождение 169
Глава
13. Культура Киевской Руси и русских
княжеств эпохи
феодальной раздробленности
177
13.1. Культура Киевской Руси 178
13.2. Культура Русских земель XII-XIII вв. 185
Глава 14. Культура Московской Руси 198
14.1. Подъем культуры в период образования
единого Русского государства 198
14.2. Новые тенденции в развитии культуры Руси
в конце XV-XVI вв. 203
Глава
15. Культура Византии
211
15.1. Особенности исторического развития Византии 211
15.2. Государственное устройство Византии 214
15.3. Период Раннего Средневековья 216
15.4. Период Македонской династии и династии
Комнинов 224
15.5. Эпоха Палеологов 230
Глава
16. Культура Арабского Востока
235
16.1. Арабский Восток - родина ислама 235
16.2. Арабская культура 240
16.3. Быт и нравы арабов 244
Глава
17. Культура Средневековой Индии
248
17.1.Раджпутский период 248
17.2. Эпоха Делийского султаната 255
17.3. Эпоха Могольской империи 259
Глава
18. Сультура Средневекового Китая
266
18.1. Эпоха Раннего Средневековья 266
18.2.Эпоха Классического Средневековья 272
18.3. Эпоха монгольского завоевания Китая 282
18.4. Эпоха Мин. Зрелое Средневековье 285
Глава
19. Культура Средневековой Японии
292
19.1 Эпоха царей Ямато 292
19.2. Эпоха Хэйан 298
19.3. Эпоха сёгуната 302
Глава
20. Культура Мезоамерики
312
20.1. Ольмекская культура 313
20.2. Теотиуаканская культура 317
20.3. Культура тольтеков 321
20.4. Цивилизация Майя 326
20.5. Культура ацтеков 334
Глава 21. Культура цивилизаций
Южной америки 345
21.1. Культура южноамериканских первобытных
народов 346
21.2. Культура народов Центральных Анд и
Промежуточной области 347
21.3. Цивилизация инков 361
III. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ 371
Глава
22. Западноевропейская культура эпохи
Просвещения
372
22.1. Главные ценности эпохи Просвещения 372
22.2. Особенности Просвещения в странах Европы 376
22.3. Стилевые и жанровые особенности искусства
XVIII столетия 384
Глава
23. Западноевропейская культура
XIX века
393
23.1. Основные процессы и направления общественно-
политической, научной и религиозной жизни 393
23.2. Классицизм 397
23.3. Романтизм 402
23.4. Реализм 414
23.5. Новые направления в западноевропейской
культуре конца XIX в. 426
Глава
24. Русская культура
XVII - XVIII веков
436
24.1. Культура России на пороге Нового времени 437
24.2. Формирование русской национальной культуры 444
Глава
23. Культура России
XIX века
455
25.1. Первая половина XIX в. 456
25.2. Переформенные годы 465
25.3. Серебряный век русской культуры 479
Глава
26. Культура
США XV11-XIX веков
487
26.1. Особенности формирования культуры США
в эпоху колонизации и борьбы за независимость 487
26.2. Американская культура XIX ». 492
IV. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 502
Глава
27.
Культура Западной Европы в
XX
веке
503
27.1. Индустриальная цивилизация и проблемы
культуры 504
27.2. XX век и новые формы искусства 510
27.3. Западноевропейская литература XX в. 513
27.4. Европейский театр в XX в. 516
27.5. Архитектура, музыка, кинематограф 519
Глава
28. Культура
СССР 524
28.1. Культурные преобразования в 20-30-х гг. 524
28.2. Особенности культурных процессов в 40-е гг. 532
28.3. Культура в 50-90-х гг. 535
Глава
29. Культура
США XX века
543
29.1. Философские и религиозные воззрения 543
29.2. Наука и образование 547
29.3 Литература, театр, музыкальное творчество 550
29.4. Изобразительное искусство, архитектура, кино 553
29.5. Американизация массовой культуры 562
Литература 566
Иллюстрации
568
1
Предмеt
Культурологии
Предмет и объект
культурологии
Предмет культурологии - объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Объектом культурологии являются культурные аспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.
В развитие культурологических теорий вносят свой вклад разные научные направления: антропология, социология, психология, философия и история. Но выделение специфики предмета и объекта изучения культурологии позволяет провести границу между ними. Культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии. От естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам и процессам. И если социальную философию можно представить как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю - как теорию о событийно-деятельностном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретно-историческими формами этого бытия, которые подразумевают как формо-образующие элементы культурно-исторического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих эти типы систем ценностей и технологий деятельности.
В становлении культурологии как области научного знания принято выделять следующие периоды: этнографический (1800-1860), эволюционистский (1860-1895), исторический (1895-1925). В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий. Исследования этого времени носили в основном академический характер. Но начиная со второй половины XX в. ситуация меняется. Становится очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начинают востребоваться и применяться в самых различных сферах - в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле и т. д.
Понятие «культура»
Понятиекультура - центральное в культурологии. В своем современном значении оно вошло в оборот европейской социальной мысли со второй половины XVIII в., хотя представление о культуре возникло значительно раньше.
Слово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании понятия язык выразил важную особенность - единство культуры, человека и его деятельности, хотя в понятие «культура» вкладывали и вкладывают самый различный смысл. Так, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от «диких», «некультурных варваров». В Средние века слово «культура» ассоциировалась с личными качествами, с признаками личного совершенствования. В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу. А с точки зрения просветителей XVIII в. культура означала «разумность». Джамбаттиста Вико (1668-1744), Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Жан Жак. Руссо (1712-1778) считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Это уже была концепция культуры, получившая название эвдемонической 1 .
Со второй половины XIX в. понятие «культура» все более приобретает статус научной категории. Она перестает означать только высокий уровень развития общества. Это понятие все чаще стало пересекаться с такими категориями, как «цивилизация» и «общественно-экономическая формация». Понятие «общественно-экономическая формация» ввел в научный оборот Карл Маркс (1818-1883). Оно составляет фундамент материалистического понимания истории.
Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), а в начале XX в. другой немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936) и вовсе противопоставил их.
В XX в. в научных представлениях о культуре окончательно исчезает налет романтизма, придававший ей значение уникальности, творческого порыва, высокой духовности, освобождение от бремени повседневности Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо 2 .
Оригинально расшифровывал понятие «культура» Н.К. Рерих (1874- 1947). Он разбивал его на две части: «культ» - почитание, «ур» - свет, т. е.
почитание света. Следовательно, девиз Н.К. Рериха «Мир через культуру» в свою очередь должен расшифровываться как «Мир через почитание света», т. е. через утверждение светоносного начала в душах людей.
Итак, что же следует понимать под культурой? Единого ответа нет и не только из-за многозначности самого понятия культуры, но и из-за того, что слово «культура» объединяет различные точки зрения. Сейчас, по оценкам ряда исследователей, существует около тысячи определений культуры.
В современной культурологии наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни - должного в жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение, реализация должного в сущее, реальное.
Понятие «культура», - отмечается в Философском словаре, - означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях 1 .
Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление - не следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Как писал русский поэт Николай Заболоцкий
(1903-1958),
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.
Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание - это не что иное. как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу 2 .
Любой человек прежде всего овладевает той культурой, которая была создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым обогащая его.
Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений (общение в дошкольных учреждениях, школе, вузе, предприятии, путешествии, семье) и самообразования. Огромна роль средств массовой информации - радио, телевидения, печати.
Процесс социализации можно представить как непрерывное овладение культурой и вместе с тем как индивидуализацию личности. Это связано с тем, что культурные ценности накладываются на конкретную индивидуальность человека: его характер, психический склад, темперамент, его менталитет.
Интересный опыт самоанализа индивидуальности сделал русский философ Н.А. Бердяев
(1874-1948):
С одной стороны, я переживаю все события моей эпохи, всю судьбу мира, как события, происходящие со мной, как собственную судьбу; а с другой - я мучительно переживаю чуждость мира, далекость всего, мою неслиянность ни с чем 1 .
Н.А. Бердяев ясно выразил противоречия процесса социализации и, следовательно, культуры, представляющей собой сложную антиномичную (противоречивую) систему. Ее противоречивость проявляется в противоречии: 1) между социализацией и индивидуализацией личности, 2) между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку (норма и свобода - два полюса, два борющихся начала в культуре), 3) между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.
Эти и некоторые другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но являются источником ее развития.
Структура феномена «культура»
Рассмотренные сущностные черты феномена культуры позволяют представить ее внутреннюю структуру. Для культуры как социального явления основополагающими, системообразующими являются понятиякультурной статики
и
культурной динамики.
Первое характеризует культуру в покое, неизменности и повторяемости, второе - рассматривает культуру как процесс в движении и изменении.
Базисные элементы культуры существуют в двух видах - материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, а нематериальных - духовную. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.
Важная особенностьматериальной культуры - ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.
В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура быта, культура т о п о с а, т. е. места жительства (жилища, дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу, физическая культура.
Совокупность нематериальных элементов образует духовную сторону культурной статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Для знаний, например, таким посредником являются книги.
Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.
По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культуры, как экономическая, политическая, экологическая, эстетическая.
В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Так, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, носит названиекультурного наследия. Наследие - важный фактор сплочения нации, средство объединения общества в периоды кризисов.
Кроме культурного наследия, в культурную статику входит и понятие культурного ареала - географического района, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.
В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии - нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
Американские антропологи выделяют более семидесяти универсалий, общих для всех культур элементов, среди них: возрастная градация, календарь, соблюдение чистоты, приготовление пищи, кооперация труда, танцы, декоративное искусство, образование, этика, этикет, семья, празднества, законы, медицина, музыка, мифология, число, карательные санкции, личное имя, религиозные ритуалы и др.
Как уже отмечалось, культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее н о с и т е л ю. В зависимости от этого выделяют мировую и национальные культуры.
Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называетсядоминирующей культурой. Однако, поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных и т.д.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называютсясубкультурами. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной суб-кулътуре, городской, сельской и т.п.
От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее субкультура не противостоит доминирующей культуре.
Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит названиеконтркультуры.
Субкультура преступного мира противостоит человеческой культуре, а молодежное движение «хиппи», получившее распространение в 60-70-е гг. в странах Западной Европы и США, отрицало господствующие американские ценности: социальные ценности, моральные нормы и нравственные идеалы потребительского общества, наживу, политическую лояльность, сексуальную сдержанность, конформизм 1 и рационализм.
Формы культуры
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы - элитарную, народную и массовую культуру.
Элитарная, иливысокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».
В отличие от элитарнойнародная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, тан-ца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры - фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Массовая, илиобщедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку». Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной - она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.
Несмотря на кажущуюся демократичность массовая культура таит в себе реальную угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммирован-ного манекена, человека-винтика. Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:
Примитивизацией отношений между людьми;
Развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;
Натуралистическим смакованием насилия и секса;
Культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;
Культом посредственности, условностью примитивной символики.
Типичными героями массовой культуры стали суперагент Джеймс Бонд и разнообразные секс-бомбы, секс-символы и т. д.
Массовая культура - это тоже культура, точнее часть ее. И достоинство ее произведений - не в том, что они всем понятны, а в том, что они базируются на apxemunax 1 . К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес - основа успехов массовой культуры, ее произведений.
Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческой деятельности человека к элементарному акту безмолвного потребления.
Осмысление проблемы массовой культуры было начато книгами О. Шпенглера «Закат Европы», А. Швейцера «Культура и этика», X. Ортеги-и-Тассета «Восстание масс», Э. Фромма «Иметь или быть», в которых массовая культура осмысливается как предельное выражение духовной несвободы.
Функции культуры
Культура представляет собой многофункциональную систему. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главная функция феномена культуры -человекотворческая,
илигуманистическая.
Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
Функциютрансляции (передачи)социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и др. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) 2 .
Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Н.А. Бердяев по этому поводу писал:
Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах: добро - в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту - в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях 1 .....
Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку.
Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
Семиотическая, илизнаковая, функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык представляет важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия).
Ценностная, илиаксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
Подходы к изучению культуры
Насколько многообразно понятие культуры, настолько много и подходов к ее изучению. Но все многообразие подходов к изучению культуры, как правило, можно свести к двум основным направлениям, уходящим своими корнями в философские традиции XVIII в. и отвечающим на вопрос: Что есть культура? Орудие закабаления человека или же средство его облагораживания, превращения в цивилизованную личность?
Направление, которое можно охарактеризовать как пессимистическое, иррациональное, берет свое начало в работах французского просветителя Жан Жака Руссо, который рассматривал человека как совершенное существо, а естественную на лоне природы жизнь - как наиболее правильную ее форму. Ущербность и вредность культуры Руссо видел как в существовании частной собственности, которая делает людей неравными (сочинение «Рассуждение о начале и основаниях неравенства»), так и в существовании абсолютизма - власти, антинародной по своей сути. Не меньшим злом он считал религию, искусство и науку, которые способствуют сохранению неравенства, не обеспечивая ни улучшения нравов, ни счастливой жизни людей.
Из этих общих позиций немецкий философ Фридрих Ницше (1844 - 1900) делает вывод о том, что человек по своей природе вообще антикультурен, он стихийно ощущает, что культура есть зло и создана для его порабощения и подавления.
Примыкает к иррациональным теориям культуры школа культурного психоанализа, основоположником которой считается австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). В своих работах Фрейд подчеркивал, что человек постоянно страдает от противоречий между собственными желаниями и предписывающих определенное поведение нормами культуры. А представитель школы психоанализа Эрих Фромм (1900-1980) пытался соединить фрейдовский психоанализ с марксистской теорией отчуждения.
В начале XX в. были сформулированы три фундаментальные теории развития западноевропейской культуры: О. Шпенглера, А. Щвейцера, М. Вебера.
Немецкий философ О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» делает пессимистический вывод о том, что рационалистическая цивилизация, воцарившаяся в Западной Европе, представляет собой деградацию высших духовных ценностей культуры, поэтому и обречена. По Шпенглеру, понятия «культура» и «цивилизация» общезначимы, он считает, что культура - это организм, живущий примерно тысячу лет. В мировой истории философ вы-деляет восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя. Он предсказывает рождение и расцвет русской культуры.
В отличие от теории О. Шпенглера другой немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) в своих произведениях «Аграрная история древнего мира», «Хозяйство и общество» и «Протестантская этика и дух капитализма» делает вывод о том, что никакого кризиса западноевропейской культуры нет, просто на смену прежним ценностным критериям пришли новые и прежде всего универсальная рациональность, изменившая представления об этой культуре. В происхождении западноевропейского капитализма Вебер решающую роль отводил протестантизму.
Философ-гуманист А. Швейцер в своей работе «Распад и возрождение культуры» вслед за О. Шпенглером отмечает упадок и кризис западноевропейской культуры, но считает их не фатальными, а спасение культуры - возможным. По Швейцеру, культура слагается из господства человека над силами природы и над самим собой, когда свои помыслы и страсти личность согласует с интересами общества.
Оригинальную концепцию социологии культуры, повлиявшую на решение проблем типологических исследований культуры, создал П. А. Сорокин (1889-1968).
В тесной связи с космосом рассматривал жизнь человечества русский ученый А.Л. Чижевский (1897-1964). Им была создана концепция, раскрывающая специфику взаимодействия космоса и исторического процесса, идущего на Земле.
Большое воздействие на современные научные представления о культурном процессе оказали взгляды русского ученого В.И. Вернадского (1863- 1945), создавшего учение о ноосфере (сфере разума) и ее воздействии на все биологические и геологические процессы, происходящие на нашей планете.
Один из самых ярких представителей экзистенциализма
1
Карл Ясперс
(1883-1969) в отличие от популярной во всей Европе первой половины века теории культурных циклов, развитой сначала О. Шпенглером, а позднее А. Тойнби
(1889-1975), делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Он вводит понятие осевое время
1
.
Ось мировой истории, - пишет К. Ясперс, - если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей... Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть... Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день 2 .
Это и есть осевое время по К. Ясперсу. Он характеризует его тем, что в это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады 3 , жил Будда 4 , в философии Индии, как и в Китае, были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, софистики, нигилизма и материализма; в Иране За-ратустра 5 учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий независимо друг от друга.
Новое возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы.
В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня влияющих на жизнь миллионов людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности.
Отталкиваясь от осевого времени, К. Ясперс намечает следующую структуру мировой истории:
1. Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Оно растворяет их, вбирает их в себя, предоставляет им гибнуть. Древние культуры продолжают существовать лишь в тех своих элементах, которые вошли в осевое время, восприняты новым началом.
2. Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего времени. В каждом своем порыве люди, вспоминая, обращаются к осевому времени. С тех пор принято считать, что воспоминание и возрождение возможностей осевого времени - Ренессанс - ведет к духовному подъему. Возврат к этому началу - постоянно возвращающееся явление в Китае, Индии и на Западе.
3. В начале осевое время ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится всеохватывающим.
Все вышесказанное К. Ясперс резюмирует следующим образом:
осевое время, принятое за отправную точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию.
Таким образом, категория «культура» обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемую созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
I
Культура
Первобытной эпохи
И Древнего мира
2
Культура
Первобытной эпохи
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.
Первобытность - детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.
Американский этнограф Л. Г. Морган (1818-1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет «дикость ю». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой» (см. гл. 1)
Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло лишь. около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой истории? Первое становление человека - глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.
Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое выражение в вопросах без ответов.
Не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции, и современная антропология. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.
Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком» 1 .
Радикальное отличие человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и речи.
Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения - еще одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.
Возникновение искусства - закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.
2.1. Периодизация
Первобытности
Самые древние орудия человека датируются около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.
Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века - свыше 2 млн. - 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4 -3 тыс. до н. э. Затем наступил бронзовый век (4-начало 1-го тыс. до н.э.), в начале 1-го тыс. до н.э. его сменил железный век.
Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших далеких предков. Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах при выходе оврагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобнее для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонты и носороги, и охотиться приходилось на мелких и нестадных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность действий коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.
Эти технические достижения - результат длительных поисков наиболее надежных, наиболее целесообразных орудий производства - не меняли существа дела. Человечество по-прежнему лишь присваивало продукты природы.
Вопрос о том, как это древнейшее, основанное на присвоении продуктов дикой природы общество развивалось в более совершенные формы хозяйства земледельцев и скотоводов, составляет сложнейшую проблему исторической науки.
Начало разработки истории первобытного общества, как уже отмечалось, было положено американским этнографом Л.Г. Морганом в работе «Древнее общество». Переход от присвоения к земледелию далеко не так прост и естественен, как иногда представляется. Открытие земледелия было сделано независимо в нескольких районах мира. Признаки земледелия прослеживаются уже в памятниках Натуфийской культуры в Палестине, относящейся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукояти, и зернотерки. В неолитических слоях Иерихона обнаружены отпечатки зерен ячменя и пшеницы-эммера.
Следы земледелия находят и в других районах мира.
О происхождении другого вида производящего хозяйства-животноводства существовали различные гипотезы и предположения. Однако большинство ученых считают, что животноводство развилось у оседлых земледельцев. Первое из прирученных животных - собака - была одомашнена еще в палеолите, около 15-10 тыс. лет назад. Ее диким предком был волк. Земледелие и животноводство сделали возможным существование на земле непрерывно возрастающего человеческого рода.
В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы: он формирует себя посредством искусства. На этом качестве человека первобытной эпохи мы и остановимся.
2.2. Особенности
первобытного искусства
Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте,
нашедшим в 1836 г. в гроте Шаффо (департамент Вьенн) пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).
Синкретизм
Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм
1
.
Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.
В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.
Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.
Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были звери.
Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Весьма интересно, что в одном и том же памятнике позднего палеолита обычно представлены женские статуэтки, не однотипные, а разные по стилю. Сопоставление стилей произведений палеолитического искусства наряду с техническими традициями позволило обнаружить поразительные и притом специфические черты сходства находок между отдаленными областями. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.
Одновременно с ними появляются обобщенно-выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.
И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до малейших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи Франции и столь безлики в полном смысле слова палеолитические скульптуры.
Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей
Контурная живопись ледникового периода. Пещера Ла Монеда. Испания
Пещерная живопись в гроте Ласко. Ледниковый период.Франция,
структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.
Культура в эпоху палеолита
Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.
Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы.
Натуральное творчество - композиция из туш, костей, натуральный макет.
Искусственно-изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.
Верхнепалеолитическое изобразительное творчество - росписи пещер, гравировки на кости.
Остановимся на первом этапе несколько подробнее.
Натуральное творчество включает следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Натуральный макет, в свою очередь, проходит несколько стадий. Сначала использовался естественный фигурный объем - природный холмик. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооруженный постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась звериная голова 1 .
Следующий второй этап - икусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление "творческого" опыта, которое выразилось в начале в полнообъемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.
Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхне-палеотического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образцы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Памятники первобытной живописи, как уже отмечалось, открыты более 100 лет назад. В 1879 г. испанский археолог М. Саутуола открывает многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. В 1901 г. во Франции А. Брейль обнаружил рисунки мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя в пещере Ле-Комбатель в долине Везера. Рисунков здесь около 300, есть и изображения человека (в большинстве случаев в масках). Недалеко от Ле-Комбателя в том же году археолог Пестрони в пещере Фон де Гом открывает целую «картинную галерею» - 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века бедна, в ней четыре основные краски:
черная, белая, красная, желтая. Две первые употреблялись довольно редко.
Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.
Музыкальный элемент «натуральной пантомимы» включал:
имитацию звуков природы- звукоподражательные мотивы;
искусственную интонационную форму - мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона;
интонационное творчество: двух- и трехзвучные мотивы 1 . В одном из домов Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков.
Особый интерес представляют обнаруженные в позднем палеолите музыкальные инструменты. При раскопках стоянки Молодова на правом берегу Днестра в Черновицкой области археолог А.П. Черныш нашел на глубине 2,2 м от поверхности в культурном слое середины позднего палеолита флейту из рога северного оленя длиной 21 см с искусственно проделанными отверстиями.
При изучении жилища из знаменитой Мезинской стоянки позднего палеолита (в районе Чернигова) были обнаружены расписанные орнаментом кости, молоток из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта. Предполагают, что «возраст» этого набора музыкальных инструментов 20 тыс. лет.
Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.
Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве - резьбе по камню и кости, рельефах.
Особая область первобытного искусства - орнамент.
Он применялся очень широко уже в палеолите. Еще в XIX в. на Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками костяные изделия с искусно нанесенным на них геометрическим орнаментом. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент - основной элемент Мезинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.
Неолит: 1-женские статуэтки из глины; 2 - гарпун из рога;
3 - глиняная посуда с ямоч-ным орнаментом
Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы.
На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они, как правило, изготовлялись из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камня. По острым краям их наносились прорези. Штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, получался рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.
Во всех приведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется сравнительно легко. Но, как правило, отгадать его практически невозможно. Французский археолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы - от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка.
Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к палеолиту.
В России палеолитические скульптуры обнаружены в центре Русской равнины и в бассейне Ангары. В Сибири и на Урале мелкая пластика процветала и в железном веке. Ее находят при раскопках на палеолитических стоянках.
Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно-магическое значение, ориентировали человека в природе.
Культура в эпоху мезолита и неолита
Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина.
Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, - камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увлечением украшали поверхность глиняных сосудов.
В эпоху неолита и бронзовый век подлинный расцвет пережил орнамент, появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства - керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованые - литье появилось гораздо позднее. На Урале около 5 тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад - и первые художественные отливки. Например, на рукоятках ножей из Турбинского могильника на Каме отлиты фигурки баранов, причем настолько искусно, что специалисты без труда определили породу животных.