Жан батист художник. Жан батист симеон шарден картины

Шарден (Chardin ) Жан Батист Симеон (1699-1779), французский живописец. Натюрморты, бытовые сцены из жизни третьего сословия, портреты отмечены естественностью образов, мастерской передачей света и воздуха, материальности предметов («Медный бак», ок. 1733; «Прачка», ок. 1737).

Шарден (Chardin) Жан Батист Симеон (2 ноября 1699, Париж - 6 января 1779, там же), французский живописец. Известный мастер натюрморта и бытовых сцен, один из создателей новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Одним из первых среди французских мастеров обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи 18 столетия, как и реалистический бытовой жанр. Оба эти направления одного и того же процесса - поиска естественности и человечности в искусстве в противовес официальному парадному искусству рококо.

Ранний период (1730-50)

Сын столяра. Учился у академического живописца П. Ж. Каза и в школе Академии художеств. Всю жизнь провел в Париже, никуда не выезжая. В 1724 приобрел почетное звание члена Римской Академии Сан Лука, в 1828 - члена Парижской Королевской Академии, представив полотно «Скат». К этому времени он был уже известен как мастер натюрморта и бытовых сцен. В 1731 женился на Франсуазе Маргерит Сентар, и в том же году у него родился сын. В 1730-е годы Шарден обратился к жанровому типу портрета. Он не любил создавать работы по официальным заказам, предпочитая изображать людей своего круга. Живописец третьего сословия Шарден всегда шел в своих произведениях от реального жизненного мотива. Изображаемому он придавал значительность, ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, о предметах, связанных с окружением человека, стремился показать внутреннее достоинство моделей. Это соответствовало этическим представлениям художника, уверенного в своих воззрениях на жизнь.

В сцене «Молитва перед обедом» (1738, Лувр) он обстоятельно повествует о человеке, неторопливом течении его повседневной жизни. Жанровый портрет «в голландском духе» с изображением художника Ж. Аведа, известный под названием «Химик в своей лаборатории» (1734, Лувр), напоминает работы Вермера Делфтского, полотна «малых голландцев». Обращение к творчеству этих мастеров было закономерно на пути поисков французских мастеров демократического направления. В этом полотне Шардена велико значение интерьера. Кистью мастера натюрморта выписана обстановка, окружающие фигуру предметы, книги, посуда. Шарден любил изображать детей, в образах которых его привлекали непосредственность, душевная чистота, внутренняя живость. Серьезная сосредоточенность в занятиях музыкой, чтением, пусканием мыльных пузырей, игрой в карты, рисованием подчеркнута в образах «Ребенок с юлой» (1734, Лувр), «Портрет Жана Годфруа» (1734, Лувр). В жанровых портретах Шардена всегда сильно бытовое начало. Однако сам образ в нем не растворен. Для художника важна индивидуальность модели. Исходя из наблюдаемой натуры, он ищет в ней не мимолетное выражение чувств, не психологическую сложность, а более общее, типическое, позволяющее создать портрет человека своей среды, рассказать о его жизненном укладе. Примечательно сохранившееся высказывание художника: «Кто Вам сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувством». За внешней неторопливостью повествования скрыто глубокое эмоциональное постижение художником образа (человека или предмета), позволяющее вовлечь зрителя в сферу его собственного видения натуры, одухотворенной его чувством.

С 1737 Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам. восторженно пишет о нем: «Вот, кто умеет создавать гармонию красок и светотени! Не знаешь, на какой из этих картин остановить свой выбор, - они равно совершенны... Это сама природа, если говорить о правдивости форм и цвета». Полотна Шардена всегда исполнены в неяркой цветовой гамме. Главным завоеванием его колорита были цветовые рефлексы, создававшие единое тональное звучание красок. Благодаря их мягкой гармонии достигается живописная связь пластически объемно написанных предметов, рождается чувство духовного единства человека и окружающей его среды. Десюдепорты, заказанные директором Управления Королевских строений маркизом Мариньи, - «Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств» (1765, Лувр) - образцы высочайшего колористического мастерства Шардена. Глядя на них, ощущаешь реальную плоть предметов. Тончайшие нюансы цвета приведены к единому колористическому звучанию. Правдиво переданная «мертвая натура» поднята художником на уровень высокого обобщения.

Поздний период (1769-79)

Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики. Однако созданные в этот период работы стали яркими произведениями французской живописи 18 столетия. В эти годы Шарден обращается к пастели, создавая в этой новой для себя технике подлинные шедевры - «Портрет жены» (1775, Лувр) и «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775, Лувр). Желая поддержать стареющего художника, Дидро с похвалой отзывается о его первых пастелях, представленных в Салон в 1771 (среди них был и «Автопортрет», 1771, Лувр). «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру», - писал критик. Поздние портреты Шардена ознаменовали новый этап в его искусстве. Интимно-жанровые мотивы теперь исключаются художником. Он отходит от типа жанрового портрета, и, стремясь подняться до более глубокого обобщения, дает не только лирический рассказ о человеке третьего сословия. Шарден обращается к камерным формам портретного решения, что явилось новым в искусстве этого жанра. Его интересует лицо модели. В образе мадам Шарден раскрывается весь уклад жизни жены художника с ее полным домашних тревог и лишений существованием. Атласный домашний халат и чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины. Легкие светлые мазки по темной основе передают блестящую поверхность тканей, их различную фактуру. В домашней одежде представил и себя художник в «Автопортрете с зеленым козырьком». Изображенные детали рассказывают о его профессии. Шарден пишет себя погрудно, рельефно выделяя поворотом головы в фас и цветом лицо. Повязка на голове, на которой крепится козырек, и завязанный в свободный узел нашейный платок не являются декоративными деталями. Это атрибуты строгой и удобной профессиональной одежды. Спокойный проницательный взгляд из-под козырька тоже свойственен именно художнику. Скупое цветовое решение - красновато-коричневого, белого, серо-голубого цветов - восполняется их тонкой тональной нюансировкой, а взаимопроникновение цветов создает неяркий, камерно звучащий колорит портрета. Возможности интимной характеристики максимально емко использованы в поздних портретах Шардена. Пастели художника 1770-х годов завершают определенную эпоху развития французского портрета.

В живописи Шардена проявилась обостренная чуткость века Просвещения к нахождению тонкости в самых обычных вещах. Она наглядно воплотила наказ Дидро «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Его произведения, выполнив свою историческую задачу, предвосхитили будущие открытия в реалистическом портрете таких крупных мастеров, как М. Кантен де Латур, О. Фрагонар, Ж. Л. Давид.

Шарден, Жан Батист Симеон

(1699—1779)

портрет художника кисти Мориса Квентина де Ла Тура.1761

Жан Батист Симеон Шарден — великий французский художник XVIII века. Стал наиболее известен, как непревзойдённый мастер натюрморта и жанровой живописи. Творчество Шардена оказало большое влияние на расцвет реализма 18 века.

Автопортрет.1771

Два автопортрета Шардена, которые разделяет девять лет и которые находятся в Лувре. Интересно, что головной убор, ракурс и взгляд практически одинаковы, хотя прошло 9 лет!!!

Автопортрет.1779

Французский живописец Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Современники художника, а также ценители живописи последующих лет, всегда восхищались умением Шардена видеть сущность предметов и передавать полный спектр цветов и оттенков. Эта особенность художника позволяла ему создавать необычайно реалистичные и глубокие полотна. Его картинам свойственна эмоциональная тонкость, проработка деталей, ясность образа, гармоничность и сочность красок. Главными героями его портретов являются обычные люди третьего сословия, которые заняты повседневными делами.

«Молитва перед обедом» (1744, Государственный Эрмитаж)

В 1728 году Жан Батист Симеон Шарден был принят в Парижскую Академию художеств. С 1737 года был постоянным участником парижских Салонов. В 1743 году стал советником Академии художеств, а в 1750 году казначеем Академии. С 1765 года состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств. Великий французский художник умер 6 декабря 1779 года. После себя Жан Батист Симеон Шарден оставил богатое наследие. Его картины находятся в крупных музеях мира, в том числе и в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Автопортрет в очках. 1775 г. Холст, масло. Париж, Лувр

Лучший портрет Шардена. Художник изобразил себя запросто: в ночном колпаке с голубым козырьком, в коричневой домашней куртке и шейном платке, с пенсне, сползающем на нос.

И тем сильнее, по контрасту с затрапезным видом, действует на зрителя пронзительный молодой взгляд старческих глаз поверх пенсне. Это взгляд художника, достигшего к старости чистоты, силы и свободы своего искусства.

Portrait of Fran?oise Marguerite Pouget (1

Portrait of a child

Portrait of a Young Girl (1777)

Скрипач/Young Man with a Violin (Portrait of Charles Theodose Godefroy) (c.1735)

Мальчик с волчком

Маленький рисовальщик. Холст, масло. 0,68х0,76. Париж, Лувр

МАЛЬЧИК, ИГРАЮЩИЙ С КАРТАМИ

Карточный домик

Девушка с ракеткой и воланом

Канарейка

Женщина, набирающая воду из бака (1737)

Девушка с письмом

Девушка за чисткой овощей

Трудолюбивая мать (1740)

Кухарка, моющая посуду

Разносчица. 1739 г. Холст, масло. Париж, Лувр


Мыльный пузырь

Гувернантка (1739)

Заботливая няня

Маленькая учительница
Холст, масло.
Лондон. Национальная галерея

The Embroiderer (1736)

Дама, пьющая чай

НАТЮРМОРТЫ

Натюморт с атрибутами искусства. 1766 г. Холст, масло. 112х140,5. Государственный Эрмитаж

Натюрморт с атрибутами искусств


Still life with porcelain teapot (1763)

Натюрморт с персиками

Still Life with Jar of Olives (1760)


Медный котелок и три яйца


Натюрморт


A Lean Diet with Cooking Utensils (1731)

La Brioche- Cake


The Butler s Table (1756)

The Attributes of the Sciences (1731)

Медный бак для воды

The Silver Goblet (c.1728)

Still Life with Pipe an Jug (c.1737)


Серебряный кубок (ок.1750)

Jar of Apricots (1758)

Strawberry Basket Canasta de fresas (c.1760)

Still Life with Pestle, Bowl, Copper Cauldron, Onions and a Knife

Натюрморт с чайником, виноградом и вином (1779)

Basket of Plums (c.1759)

Still life: Fast Day Menu (1731)

Still Life with Herrings (c.1731)

Game Still Life with Hunting Dog (c.1730)

CHARDIN - THE SILVER TUREEN, 1728, OIL ON CANVAS

Still Life with Cat and Fish (1728)

A Green Neck Duck with a Seville Orange

The ray, 1728 Oil on canvas, 115 x 146 cm Musee d

Still Life with Cat and Rayfish (c.1728)

Натюрморт с цветами в вазе (1763)

2 ноября 1699 года в парижском квартале Сен-Жермен родился Жан-Батист Шарден. Отец его был резчиком по дереву, который выполнял сложные художественные работы. Еще в детстве Жан-Батист начал проявлять склонность к рисованию и делать первые успехи.

Обучение

В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников. Сначала он поступил на обучение в мастерскую Пьера Жака Каза, живописца, совершенного забытого в наши дни. Там он делал копии картин в основном на религиозные темы.

Потом попал в подмастерья к Ноэлю Куапелю, мастеру исторического жанра в живописи. Именно там он начал делать первые серьезные успехи в изображении различных предметов быта, когда дописывал мелкие детали и аксессуары на картинах Куапеля. Свою работу он выполнял настолько точно и скрупулезно, что в итоге детали эти стали выглядеть намного лучше, чем вся картина целиком. Куапель понял, что из подмастерья вырос настоящий мастер.

Первая выставка

В 1728 году на парижской площади Дофина состоялась выставка художников-дебютантов, на которой впервые решился выставить свои картины Жан-Батист Шарден. Среди них были "Скат" и "Буфет", которые были написаны с таким мастерством, что их легко можно было приравнять к мастеров 17-го века. Неудивительно, что они произвели настоящий фурор.

На той выставке его заметил один из членов Королевской Академии искусств. И в этом же году Шарден был причислен к Академии в качестве художника, изображающего плоды и бытовые сцены. Любопытно, что членство в Академии могли получить только более зрелые и опытные мастера, признанные обществом. А Шардену на тот момент было всего 28 и он был практически не известен публике.

Натюрморты

В те времена натюрморт не был популярен и находился в разряде "низшего" жанра. Главенствующие позиции занимали исторические и мифологические сюжеты. Несмотря на это Жан-Батист Шарден большую часть творческой деятельности посвящал именно натюрмортам. И делал это с такой любовью к деталям, что привлекал к этому жанру все больше внимания.

Шарден, как и лучшие голландские мастера, в своих натюрмортах умел передавать очарование простых предметов домашнего обихода, которые окружают любого человека. Будь то кувшины, кастрюли, кадки, бочки для воды, фрукты и овощи, иногда, атрибуты искусств и науки. Натюрморты мастера не отличаются пышностью и обилием вещей. Все предметы скромны и не бросаются в глаза, но прекрасно и гармонично сочетаются друг с другом.

Техника живописи и новые сюжеты

Жан-Батист Шарден по-особому видел и воспринимал цвет. Множеством маленьких мазков он старался передать все едва уловимые оттенки предмета. Серебристые и коричневые тона доминируют в его живописи. Объекты на его полотнах освещены лучами мягкого света.

Современник и соотечественник живописца, философ-просветитель считал, что мастер обладал особой манерой письма. Если рассматривать живопись Шардена с близкого расстояния, то можно увидеть лишь хаотичную мозаику из разноцветных мазков и штрихов. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Он наносил краску на холст мелкими мазками определенных цветов, которые сливались в единое целое, если отойти от картины на достаточное расстояние. Получался оптический эффект смешения красок, и образовывался нужный художнику сложный оттенок. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины.

Дидро восхищался умением его передавать краской материальность предметов. Он написал об этом восторженные строки: "О, Шарден, это не белая, черная и красная краски, которые ты растираешь на палитре, но сама суть предметов; на кончик своей кисти ты берешь воздух и свет и накладываешь на холст!"

В тридцатых годах начался новый виток в творчестве Шардена. Продолжая следовать за голландскими мастерами, он обращается к жанровой живописи. Художник стал изображать повседневную жизнь французского третьего сословия, в которое входили все группы населения, кроме привилегированных. К тому времени относятся его картины "Дама, запечатывающая письмо", "Прачка", "Женщина, чистящая овощи", "Вернувшаяся с рынка", "Трудолюбивая мать". Эти сцены признаны одними из лучших в жанровой живописи.

Личная жизнь

В 1731 году живописец решает жениться на Маргарите Сентар, дочери купца. Сперва у них рождается сын, а потом и дочь. Сын впоследствии тоже станет художником, а вот дочь постигает трагическая участь. В юном возрасте она погибает вместе с женой Шардена. Это был тяжкий удар для художника. Через десять лет он снова женится. На этот раз на вдове буржуа Француазе Маргарите Пуже. У них рождается ребенок, который вскоре погибает.

Параллельно со всем этим Шарден продолжает свою творческую деятельность. Художник популярен, у него много заказов, по его работам делают гравюры. А с 1737 года картины Жана-Батиста Симеона Шардена регулярно выставляются в парижских Салонах. Он становится советником а потом назначается ее казначеем. Получает членство в Руанской Академии наук, изящных искусств и словесности.

Поэт повседневности

Жан-Батист Шарден заслуженно именуется поэтом домашнего быта, спокойного уюта, теплоты семейных уз и домашнего очага. Излюбленными моделями для художника были заботливые матери, трудолюбивые хозяйки, играющие дети. Например, на картине "Прачка" фигура женщины выхвачена из общего темного фона и буквально светится теплом. Такой эффект достигнут благодаря игре света и тени.

Все герои на его картинах заняты повседневными делами. Прачки стирают, матери обучают детей, служанки готовят, чистят овощи, ходят за продуктами, дети пускают мыльные пузыри. На некоторых картинах можно встретить домашних кошек. Все детали произведений Жана-Батиста Симеона Шардена пронизаны любовью к третьему сословию. К его тихой и размеренной жизни, его заботам и семейным ценностям. Героини его картин, несмотря на свои незамысловатые занятия, отличаются особой грациозностью и изяществом.

Последние годы

В семидесятых годах в жизни уже немолодого Шардена происходит еще несколько трагических событий. Исчезает его сын, материальное положение сильно ухудшается, и художник вынужден продать свой дом. Длительная болезнь и преклонный возраст тоже давали о себе знать. Шарден решает уйти с поста казначея Академии.

Последние годы мастер посвящает Особого внимания заслуживают два портрета, написанные в этой технике - "Автопортрет с зеленым козырьком" и "Портрет жены".

Несмотря на болезнь и возраст художника, в последних портретах чувствуется твердость руки и легкость движений. Динамичный свет и естественные цвета придают работам живость.

Неоценимый вклад

Творчество французского художника очень сильно повлияло на развитие европейского искусства. Благодаря натюрмортам Жана-Батиста Шардена сам жанр из непопулярного и недооцененного стал одним из ведущих. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Поэтому они были настолько популярны у простого народа. Среди современников Шардена не было такой женщины, которая бы не узнала на его полотнах себя, свой быт, своих детей. Домашняя лирика и непосредственность, воспетые Шарденом, находили отклик в сердцах публики.

Ни один живописец до него не мог похвастать таким искусным умением накладывать светотени. Свет на полотнах мастера ощущается почти физически. Кажется, что поднеся к ним руки, можно почувствовать тепло. Дени Дидро отзывался о его работах так: "Не знаешь, на какой из картин свой взор остановить, какую выбрать! Все они совершенны!"

Шарден также был искуснейшим колористом. Он мог замечать и фиксировать все едва уловимые для человеческого глаза рефлексы. Его друзья называли это не иначе как магией.

Биография Жана-Батиста Шардена очень насыщена и одновременно трагична. Получивший признание соотечественников еще при жизни, в старости он жил практически в нищете. Трудно поверить, но художник никогда не покидал пределов родного Парижа.

Во главе с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров, противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи рококо. Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен, но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Он одним из первых французских художников обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, как и реалистический бытовой жанр.

Работы Шардена, составляющие гордость европейских и американских музеев, пленяют особой естественной простотой натуры, теплом и человечностью, с которой она передана художником. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Благодаря этому зритель вовлекается в сферу видения натуры художником, одухотворенный его чувством. Как никто другой Шарден сумел выразить обостренную чуткость века Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».

Отец художника был мастером-столяром, и Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной среде. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П.Ж. Каза, Н.Н. Куапеля, Ж.Б. Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, на которой изобразил толпу уличных зевак, стоящих вокруг раненого. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена - "Скат" и "Буфет" (оба - 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей - серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и пес, лающий на стол с посудой, как в полотнах фламандских и голландских мастеров. Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников, натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной. Конечно, художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении, и каждый натюрморт Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира.

Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же году у него родился сын. Он жил в Париже, предпочитая изображать людей своего круга, не любил создавать работы по официальным заказам, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730-1740-х годов многие свои лучшие полотна: "Возвращение с рынка" (1739, Париж, Лувр), "Гувернантка" (1738, Оттава, Национальная галерея), "Кухарка (Женщина, чистящая овощи)" (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), "Трудолюбивая мать", "Молитва перед обедом" (оба - 1740, Париж, Лувр). Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, придавая ему значительность, ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, о предметах, связанных с окружением человека. Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. Эти сценки с изображением матерей, воспитывающих детей или занятых хозяйством, Шарден часто повторял, поэтому варианты этих полотен имеются во многих музеях и частных коллекциях. В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Кистью мастера натюрморта выписаны овощи, посуда на столе, предметы, разбросанные в прихожей. Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, людей третьего сословия, к которому принадлежал и сам художник. В отличие от ярких светящихся красок голландских жанристов, преобладающие в полотнах Шардена коричневые, зеленые, голубые, белые цвета придают неброскость колориту.

Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением, игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах ("Карточный домик", 1741, "Юная учительница", ок. 1740, оба - Вашингтон, Национальная галерея искусства; "Мальчик с волчком" (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа - младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине "Мальчик с волчком", и десятилетний Шарль ("Портрет Шарля Годфруа", 1738, Париж, Лувр). Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа, а повествование о человеке своей среды. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.

С 1737 года художник становится постоянным участником парижских салонов, вновь открывшихся после длительного перерыва. Его работы нравятся маршанам и критике, их часто воспроизводят в гравюре известные мастера. Дидро, отличая самобытность его работ, восторженно пишет: «Шарден - умный художник, который прекрасно умеет говорить о своем искусстве»; «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени!» - восхищенно восклицает он о колорите Шардена.

Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Свои спокойные, уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, битой дичи, фруктов, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам, или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в полотне с изысканным подбором вещей Натюрморт с трубкой. Открытый ящик с табаком, к которому прислонена трубка, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах.

Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Эмоциональную выразительность колорита натюрморта отметил Дидро, написавший: «Как четки массы! Как одни предметы отражаются в других! Не знаешь, в чем именно кроется очарование, ибо оно разлито повсюду…» В четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы - фигурку Меркурия, папку с рисунками, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги. На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно выписаны все эти предметы, освещенные мягким светом. Подбор предметов, включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, как во всех аллегориях века Просвещения, без усложненности повествует о профессии художника, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем.

Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики. Однако созданные в этот период работы стали выдающимися произведениями французской живописи XVIII столетия. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры - "Автопортрет с зеленым козырьком" (1775, Париж, Лувр) и "Портрет жены" (1776, Чикаго, Институт искусств). Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном "Автопортрете" 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве, но и в европейской портретной живописи XVIII столетия. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Он обращается к новой форме камерного портрета, заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением. В образе Маргерит, жены художника раскрыт характер женщины, жизнь которой прошла в тревоге и заботах о ближних. Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины.

В домашней одежде представил себя художник и в «Автопортрете с зеленым козырьком». Повязка на голове, на которой крепится козырек и нашейный платок, завязанный в свободный узел, - атрибуты старой и удобной профессиональной одежды. Спокойный, проницательный взгляд из-под козырька - тоже черта профессии. Возможности интимной характеристики максимально емко использованы в поздних портретах Шардена, которые предвосхитили будущие открытия в произведениях таких крупных мастеров, как О. Фрагонар и Ж.Л. Давид.

Елена Федотова

Автопортрет

Жан-Батист Симеон Шарден, французский живописец, один из известнейших художников 18 столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи родился в Париже 2 ноября 1699. Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля. В молодости помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы, хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, и только с 1739 расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. который поручал ему писать аксессуары в своих портретах.

Уже в это время Шарден проявил замечательные способности к точному изображению предметов и передаче особенностей световоздушной среды. В 1728 он был избран в Королевскую академию как мастер натюрморта, в 1743 назначен советником Академии, а в 1755 стал ее казначеем; эту должность он оставил незадолго до смерти. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Большинство этих картин изображает занятых домашними делами или отдыхающих женщин, играющих детей. Шарден почти не писал портреты, хотя некоторые его жанровые сцены являются по существу скрытыми портретами.

В старости ухудшение зрения заставило его перейти от масляной живописи к пастели, и он исполнил в этой технике несколько автопортретов, а также портреты жены и друзей. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Несмотря на небольшие размеры и непритязательность сюжетов, картины Шардена отличаются глубиной замысла и тонкостью трактовки образа. Критики всегда отмечали его изысканный колорит и мастерское владение кистью, в особенности характерный метод наложения красок, когда цветовые пятна кладутся рядом друг с другом или в несколько слоев, образуя подобие мозаики. Поверхность предметов, которые пишет Шарден, кажется одновременно и поглощающей, и отражающей мерцающий свет; пастозные мазки подчеркивают структуру изображенных предметов.

Колорит в его картинах несколько приглушенный, свет мягкий и рассеянный, фактура предметов передана очень тонко и виртуозно. Предметы, изображенные в натюрмортах Шардена, никогда не бывают чересчур роскошными и красивыми, а их расположение кажется случайным. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Эффект ничем не нарушаемой целостности картины достигается благодаря точной передаче рефлексов, отбрасываемым предметами теней, характерных поз или взглядов персонажей. Современники Шардена говорили о нем как о продолжателе традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра 17 в., и он, должно быть, хорошо знал творчество этих художников. Шарден обогатил эту традицию; он внес в свои жанровые сцены оттенок изящества и естественности.(с)

Девочка с ракеткой и воланчиком 1740, Галерея Уффици, Флоренция


Шардена отражает единство серебристо-серого и коричневатого тонов, богатство рефлексов и едва уловимых оттенков, гармонизирующих переходы от света к тени. Во французском искусстве второй половины XVIII века мощное развитие получило демократическое направление и его самым значительным художником был Шарден

Молитва перед обедом


Дама, пьющая чай


Утренний туалет


Вместе с новыми для искусства героями в живописи появились изображения простых повседневных вещей, окружающих человека: предметов домашнего обихода — кухонной и столовой посуды; съестных припасов — дичи, овощей и фруктов; а также предметов, которыми пользуются люди интеллектуального и художественного труда — архитекторы, художники, музыканты, ученые.
Юный рисовальщик, 1737 Музей Лувр, Париж

Юная учительница


Мыльные пузыри


Мальчик с волчком


Рисовальщик

Карточный домик


Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей, образы детей и портреты взрослых отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы.
Прачка


Кухарка, моющая посуду

Кухарка, чистящая брюкву

Разносчица

Блестящий мастер натюрморта, Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие ощущение органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека
Натюрморт


Корзина земляники


Натюрморт с цветами в вазе

Натюрморт с фарфоровым кувшином


Натюрморт


Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно».
Автопортрет в очках

Родившись с символичной точностью в последний год уходившего «великого века», Шарден начал свой путь подмастерьем, писавшим аксессуары в охотничьих сценах.
Портрет госпожи Шарден


Но еще задолго до смерти, пришедшей к нему в восемьдесят лет, Шарден снискал всеобщее уважение как художник-философ — немыслимое среди живописцев XVIII века. Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную
Натюрморт с атрибутами искусств




Top