Загородный дом неорусский стиль. Кто, кто в теремочке живет: дома в псевдорусском стиле
Модерн, как архитектурный стиль, зародился в Европе. На родине окончательного оформления он не получил и развивался индивидуально в каждом государстве, в том числе и в России, вбирая в себя элементы той или иной национальной культуры. В России он стал самостоятельным, особенным направлением, наложившим свой отпечаток как на архитектуру, так и на живопись, скульптуру.
Изначально модерн задумывался, как стиль для богатых частных усадеб, особняков и вилл. Однако наряду с упрощением использовавшихся в раннем модерне приемов, его все чаще применяли при строительстве общественных зданий и доходных домов. Но и столетие назад, и сегодня русский модерн — признак роскоши и достатка. В минувшем веке над заказами состоятельных людей, тяготевших к эффектным решениям в архитектуре, трудились известные мастера.
Сегодня все чаще наши архитекторы, разрабатывая дизайн фасада загородных коттеджей обращаются к теме модерна. Причина вполне объяснима: творческие амбиции автора проекта могут быть в полной мере воплощены в соответствии с характерными признаками стиля в частном домостроении. Каждый дом в стиле модерн — это произведение искусства.
«Псевдорусский стиль»
Это направление характеризуется свободным варьированием древнерусскими приемами архитектуры, тесно сплетенными с европейскими чертами модерна. Среди русских архитекторов, творивших в русском или, как его стали позже называть, «псевдорусском» стиле, выделяется Иван Ропет, как никто другой изучивший средневековое русское зодчество. В конце 19-го века его приглашает в свою усадьбу Савва Мамонтов. Здесь Ропет строит баню-теремок — здание в один этаж с мезонином, резным крыльцом, четырехскатной кровлей, покрытой суриком и раскрашенной «в шашечку».
Массивная сундучная крыша на удивление легко сочетается с крохотными окошками и низкой дверью, спрятавшейся за крутым крыльцом. Сруб из бревен подчеркнуто массивен.
За свою практическую деятельность архитектор создал немало незаурядных сооружений. Чаще всего это были образцы «теремов» с русскими декоративными узорами, стрельчатыми окнами и деревянными башенками, резными наличниками — интерпретация русских национальных мотивов. Некоторые усадьбы руки Ропета сегодня оказались заброшенными, многие уже полностью разрушены или сгорели.
![](https://i2.wp.com/designcapital.ru/im/blog/foto_rus_modern/02_usadba_sazonov_kostroma.jpg)
Взять на вооружение приемы «ропетовского» стиля сегодня особенно рекомендуется при строительстве деревянного дома — украсив его галереями, лоджиями, террасами, используя для фасада обработанные гладкие или грубые неотесанные балки, бревна. Натуральное дерево допустимо заменять на искусственные материалы, имитирующие древесину. Это не только облегчит конструкцию, но и продлит ее жизнь. Центральный фасад можно украсить изразцами или панно, скаты крыш, ставни и наличники — узорной пропильной резьбой («полотенцами», «подзорами» и так далее).
![](https://i0.wp.com/designcapital.ru/im/blog/foto_rus_modern/02_1_flenovo.jpg)
«Русский терем» можно создать, применяя кирпичную кладку. Здание может быть в один или несколько этажей, с треугольными фронтонами и зубчиками по фасаду, со шлемовидными башенками, как у церквей. Отлично сочетаются различные материалы, органично вписываются в стиль узорные фрагменты — майоликовые вставки, большие панно с растительным орнаментом.
![](https://i1.wp.com/designcapital.ru/im/blog/foto_rus_modern/03_izrasti.jpg)
![](https://i1.wp.com/designcapital.ru/im/blog/foto_rus_modern/03_1_friz_izrazti.jpg)
Северный модерн
Главным отличительным признаком русского «северного» модерна стало сочетание разных фактур в рамках одного контекста. Кроме того, петербуржский модерн всегда более тяготел к европейскому направлению, нежели, скажем, московский.
Здесь сооружения в стиле модерн практически повсеместно носят классический вид. Как правило, в Петербурге строились дома с несколькими различными и по высоте, и по конфигурации флигелями, с отличающимися по форме и размерам окнами. Выглядели здания монументально, имели массивные двери и порталы, округлые эркеры и остроугольные крыши, отделывались необработанным камнем. При этом везде прослеживаются характерные для модерна плавные изогнутые линии, пластика и графичность декора и фасада. В отделке — мотивы северной природы, животный мир, герои мифологических сюжетов. В общем облике домов можно найти кованые, керамические и скульптурные элементы.
![](https://i2.wp.com/designcapital.ru/im/blog/foto_rus_modern/04_detali_severnogo_moderna.jpg)
Нередко облик дома перекликается с иными стилями — готикой, романским. Многоцветность практически отсутствует, используется минимум декоративных излишеств — в основном, барельефы скандинавского типа. В северном модерне явно проступает острота стилизации мотивов средневековой и народной архитектуры. Графика и сдержанность соседствуют с оригинальными приемами, как например, в построенном А. Гогеном особняке балерины Кшесинской — выпуклое капсуловидное окно зимнего сада, объединяющее пространство особняка с внешним миром.
![](https://i1.wp.com/designcapital.ru/im/blog/foto_rus_modern/05_osobnyak_kshesinskoy.jpg)
![](https://i0.wp.com/designcapital.ru/im/blog/foto_rus_modern/06_osobnyak_4aeva.jpg)
![](https://i1.wp.com/designcapital.ru/im/blog/foto_rus_modern/06_1_zimnii_sad_4aev.jpg)
Наряду с северным модерном в Петербурге использовался в частном строительстве и классический европейский модерн. В нем присутствуют ноты фахверка и «замковые» типы конструкций.
![](https://i1.wp.com/designcapital.ru/im/blog/foto_rus_modern/07_da4a_gausvalda.jpg)
Московский стиль
Его можно назвать романтическим, а главным зодчим, конечно, Шехтеля с его неординарным подходом к планировке зданий. Лучший образец раннего русского модерна в Москве — особняк Рябушинского на Малой Никитской. В планировке наблюдается свободная асимметрия: каждый из фасадов скомпонован по-особому, в целом образуя композицию в виде уступов. Карниз сильно вынесен вперед, эркеры, балконы неравномерно выступают за пределы стен. По всему периметру повторяется растительный орнамент, в отделке используется керамическая плитка, в окнах — цветные витражи. Уличная ограда и балконные обрамления создают единый стиль.
![](https://i2.wp.com/designcapital.ru/im/blog/foto_rus_modern/08_osobnyak_ryabushinsky.jpg)
![](https://i2.wp.com/designcapital.ru/im/blog/foto_rus_modern/09_osobnyak_mindovskoy.jpg)
![](https://i0.wp.com/designcapital.ru/im/blog/foto_rus_modern/10_osobnyak_dinga.jpg)
Русский модерн сегодня
Модерн называют «мимолетным» течением, возник он довольно неожиданно, некоторое время не принимался всерьез, и время его «правления» довольно быстро истекло. В Россию он пришел из Европы с серьезным опозданием, а период его бытования можно ограничить буквально пятнадцатью годами. Он с трудом интегрировался в какой-то единый формат и содержал множество заимствованных элементов. Современный же русский модерн все чаще можно наблюдать в загородном строительстве, а это значит, что модерн прошлого века оставил значительный отпечаток в нашей истории. Действительно, размах, широта, органичность и плавность модерна подходят для возрождения строительства частных особняков.
![](https://i1.wp.com/designcapital.ru/im/blog/foto_rus_modern/11_modern_v_dereve.jpg)
![](https://i1.wp.com/designcapital.ru/im/blog/foto_rus_modern/12_contemp_modern.jpg)
Итак, каковы же основные приемы для построек в стиле русский модерн сегодня?
- Смелое соединение в одной конструкции разных материалов, подобранных по цветовой гамме. Рубленые бревенчатые дома, кирпичные особняки, каменные постройки; часто — смешение типов.
- Наличие элементов, характерных для русского зодчества — узорные резные наличники, ставни, башенки на крыше. Здание может напоминать русский терем, сказочный домик.
- Балконы, крыльцо — с отделкой коваными узорами. Окна — большого размера, возможно сплошное остекление стен и витражи. Фасады украшены лепниной и барельефами из камня, много лоджий, галерей, лестниц, террас. Дверные и оконные проемы — сложно-овальной формы.
- Над входом и по периметру стен — мозаичные изразцовые пояса, узорчатые фризы и майоликовые панно.
- Общая стилистика — текучесть, мягкость, криволинейные очертания, отсутствие строгих симметрий, и обязательно — гармония с ландшафтом, окружающим дом.
Смотрите в нашей базе фасадов.
Представляем Вам эксклюзивный проект в неорусском стиле с использованием мотивов древнерусского зодчества и эпохи модерна.
“Модерн“, как архитектурный стиль, зародился в Европе и появился в России в конце 19 века. Отходя от классических канонов предшествующих эпох, этот стиль изначально предназначался для богатых частных усадеб, особняков и дач, и был признаком достатка и роскоши состоятельных людей, которые представляли собой новый развивающийся класс.
Немалую роль представители зарождающегося класса сыграли для появления столь пышного разнообразия архитектурных решений. Став индивидуальными заказчиками, купцы и промышленники хотели получить неординарное и эффектное решение своего дома. Если к этому прибавить творческие поиски и амбиции архитекторов той эпохи, то станет понятным, почему “Модерн” наряду с появлением новых принципов, подразумевает еще и смешение определенных архитектурных стилей, и использование методов из разных течений.
Стоит отметить, что для заказчиков той эпохи трудились видные архитекторы, являющиеся яркими мастерами своего стиля.
В Русском модерне просматривались разные направления, одним из которых является национальный вариант. Архитекторы этого направления часто обращались к историческому наследию русских мастеров, изменяя по своему вкусу национальные формы древнерусского зодчества.
Эскизъ фасада зимняго загородного дома. Студентъ V курса О.I. Ливчакъ |
![]() |
Коттедж, который мы вам представляем, был создан архитектором, как вариация на тему Неорусского стиля, со своей интерпретацией древнерусских мотивов.
Однако, при разработке фасадов этого здания архитектор с любовью и пониманием использовал и ряд стилевых особенностей присущих Северному, Московскому и Европейскому модерну. Ассиметричная живописная композиция фасадов, облицовка разных фактур и цветов, эркер, как доминирующий архитектурный элемент, щипцовая кровля, орнамент с использованием окружностей, окна со скосом разной формы, все эти мотивы органично переплелись в архитектуре этой усадьбы.
Архитекторы Владимир Чагин и Василий Шёне" class="zoomable"> alt="Дача Гаусвальд, Каменный остров, Петербург 1898г.Архитекторы Владимир Чагин и Василий Шёне">
Дача Гаусвальд, Каменный остров, Петербург 1898г.
Архитекторы Владимир Чагин и Василий Шёне.
Но совершенно особый колорит образу здания придают некоторые детали из древнерусской архитектуры времен Русского Узорочья 17 вв. Этот стиль славился пышными композициями, живописностью силуэтов сооружений и богатством декоративных элементов. Церкви, палаты и дворцы, выполненные в этом стиле, встречаются в Москве и Подмосковье.
Ярким элементом узорочья, использованным в этом проекте, является роскошное крыльцо, по правилам стиля хорошо обозначенное фигурными полуколоннами и высоким стилобатом с большим количеством ступеней. Спуск в котельную, расположенную в цокольном этаже, оформлен аркадой на кубышчатых колоннах, и по образу схож с гульбищем, являвшимся деталью русского частного дома или храма.
В верхнем ярусе коттеджа ясно читаются мотивы деревянного дачного (провинциального) модерна, в котором часто прослеживались отголоски древнерусской архитектуры. Этот псевдорусский стиль появился перед революцией в результате перерождения русского деревянного зодчества, в то время, когда по строительству на первый план вышли усадьбы, городские дома и дачи.
В щипцах кровли находится декоративное резное заполнение, напоминающее кокошник (в русской церковной архитектуре 16-17 вв. фальшивая килевидная или полукруглая закомара).
![]() |
![]() |
Наличие башни в общей композиции тоже является частым приемом модерна, который использовался для придания романтизма и живописного силуэта всему зданию. Массивная многоуровневая кровля, выполненная с характерным изломом у основания, контрастно подчеркнута деревянным рельефным фризом, с крестовидным декором. А мягкий переход от свесов кровли к стене осуществлен благодаря массивным фигурным кронштейнам, визуально объединившим светлые оштукатуренные стены фасада и деревянную подшивку кровли.
Все эти детали, благодаря стараниям современного архитектора, органично соединились в единую живописную композицию, а изучение этого проекта позволило нам окунуться в разные исторические и архитектурные эпохи России. И еще раз понять, какое богатое архитектурное и художественное наследие кроется в памятниках русской архитектуры, а знание и внимательное изучение работ древних зодчих непременно придаст вдохновения современным проектировщикам!
Н а рубеже XIX–XX веков мода на историзм - русский стиль, порой сдобренная, как острой приправой, еще более актуальным стилем модерн, подарила отечественной архитектуре целый ряд удивительных особнячков в сказочном стиле. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой .
Теремок-банька
Усадьба Абрамцево, принадлежавшая меценатам Мамонтовым (сегодня здесь музей), в этот период была настоящим котлом, в котором кипела художественная жизнь. Абрамцевский кружок (Поленов, Серов , Васнецов , Врубель , Нестеров и многие другие) придумывал русский стиль и воплощал его в местных мастерских. В усадьбе много стилизованных зданий - «избушка на курьих ножках», мастерская (с деревянной резьбой), церковь Спаса (в стиле псковских храмов), но нас интересует «баня-теремок», построенная в 1877–1878 годах по проекту Ивана Ропета. Под крышей, раскрашенной «в шашечку», таятся подслеповатые окошки, карнизы и коньки, украшенные деревянной резьбой... Впоследствии архитектор создал много проектов деревянных дач-теремков, а стиль этот даже получил прозвище «ропетовщина».
Усадьба Абрамцево
Усадьба Абрамцево
Усадьба Абрамцево
Усадьба Абрамцево
Теремок-школа
Усадьба Талашкино княгини Марии Тенишевой, одной из самых удивительных женщин этой эпохи , вся устроена в русском стиле. Недаром тут в мастерских, основанных княгиней, занимались возрождением промыслов. Сегодня комплекс «Теремок» во Фленово - это музей , а первоначально в нем располагалась сельскохозяйственная школа, основанная щедрой хозяйкой для крестьянских детей. Бревенчатое здание на кирпичном основании было возведено по проекту художника Сергея Малютина в 1901–1902 годах. На главном фасаде - богатая резьба: в центре - Жар-птица, над нею - солнце, вокруг - коньки, цветы, листья. Сруб на уровне цоколя поддерживают чешуйчатые Змеи Горынычи.
Усадьба Талашкино
Усадьба Талашкино
Усадьба Талашкино
Теремок с летучей мышью
Сергей Малютин также стал автором доходного дома Петра Николаевича Перцова на Пречистенской набережной, рядом с храмом Христа Спасителя в Москве. Здание строилось в 1905–1907 годах. Это был уже городской дом, притом предназначенный для сдачи внаем, поэтому бревна тут не годились - в ход пошел кирпич и узорчатая майолика с языческими славянскими символами и сказочными героями. В стенах разместилось собственное жилище хозяев, супругов Перцовых, квартиры под сдачу и мастерские художников, а в 1908–1910 годах в подвале располагалось мхатовское кабаре «Летучая мышь». Сегодня дом принадлежит российскому МИДу.
Теремок с мольбертом
Московский дом художника Виктора Васнецова - пример того, что получается, когда человек искусства сам придумывает свое жилище.
Здание для своей семьи с обширной и светлой мастерской Васнецов начал строить в 1894 году с помощью профессионального архитектора Василия Башкирова. К основному, вполне обычному беленому кирпичному корпусу пристроен терем с крышей-бочкой. У него узорчатые окна с лепными наличниками и колонками-дыньками, а вдоль фасада - поливные изразцы с растительным орнаментом. Интерьеры в доме сохранились со времен жизни художника, в мастерской стоят его картины - «Спящая царевна», «Ковер-самолет» и другие. Сегодня это здание - Дом-музей Виктора Васнецова, филиал Третьяковской галереи.
Теремок с чучелами
Бывший особняк Петра Ивановича Щукина в Москве - ныне . Этот дом был построен в 1893–1898 годах архитекторами Борисом Фрейденбергом, Адольфом Эрихсоном и Василием Башкировым, а в 1905 году Федор Кольбе возвел рядом одноэтажный корпус для музейного склада. Дело в том, что при Щукине здание тоже было музеем, однако не биологическим, а историческим - «Российские древности». В 1905 году Щукин подарил Историческому музею коллекцию, где было более 300 тысяч предметов, и до своей смерти в 1912 году оставался ее хранителем. После его смерти экспонаты были перевезены в основное здание ГИМа - особнячок на некоторое время опустел.
Теремок-театр
Современный Театр наций размещается в здании знаменитого театра XIX века - частного Театра Корша. Оно было построено в 1885 году по проекту Михаила Чичагова на частные пожертвования (в том числе от Александра Бахрушина). Фасад, как положено в рамках стиля, украсили всякими наличниками, поясками, нишами-ширинками, изразцами. Чичагов вообще стал специализироваться на театральных зданиях: так, в 1888 году в Самаре он построил очередной «терем», который, кстати, называли еще и «пряничным домиком» (ныне