Я люблю очень даже самую позднюю. Лариса саломатина у природы нет плохой погоды

Конспект урока по литературному чтению по учебнику З.И. Романовской "Живое слово" для 3 класса. Одно и то же явление по-разному изображается в произведениях различных авторов, так как у каждого есть свое видение мира. Именно это я и попыталась раскрыть при изучении новой темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.Аксаков. Осень

Средства выразительного чтения

/темп, тембр, паузы, логическое ударение, мелодика/

Цели: - формирование навыков поискового чтения

Тренировка зрительного восприятия, управления темпоритма

Совершенствование навыков чтения вслух

Активизация словарного запаса, расширение лексического опыта.

Ход урока.

  1. Организация класса на работу.
  2. Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения А.Твардовского «Осень» наизусть.

  1. Вступительная беседа.

1/ - Мы с вами говорили о том, что каждый человек, будь то художник, рабочий или писатель, видит и воспринимает окружающую природу по-своему. Давайте обратимся к живописи. Как в изобразительном искусстве называется изображение природы? / Пейзаж/.

2/ Ознакомление с текстом /напечатан на доске/:

Известный русский художник Левитан очень любил осень. Он часто писал осенние пейзажи. Но выходили грустные картины. На полотнах была поздняя осень. Но эта картина радостная.

Кто из вас знает, о какой картине Левитана идет речь?

Речь идет о картине «Золотая осень».

4. Рассматривание картины И.И.Левитана «Золотая осень». Беседа по картине.

/Ответы детей/.

А вот что увидел в этой картине другой автор - Н.Шанина.

/учащиеся читают карточки с текстом/

На дворе стоит ранняя осень. Денек выдался теплый. Кругом разлит осенний покой. Синяя гладь реки словно застыла. По берегу реки будто свечки стоят желтые березки. Земля покрыта мягким ковром. Далеко видна яркая зелень озимых полей.

Прекрасная картина большого мастера радует нас.

Высказывания учащихся.

Наше видение совпадает с тем, что увидела и описала Н.Шанина?

/Ответы учащихся/

5 . Знакомство с текстом С.Аксакова «Осень».

А сейчас мы с вами обратимся к литературным произведениям, какую осень видят писатели, какие осенние краски, звуки, запахи они воспринимают и как их описывают.

Учитель читает рассказ С. Аксакова «Осень».

Чтение текста учащимися.

Беседа по содержанию текста.

Нам с вами знакома пышная яркая осень Бунина и унылая – у Пушкина. А какая осень у Аксакова? /Глубокая, поздняя осень описывается/.

6 . Словарно-лексическая работа. /На доске напечатаны словосочетания из авторского текста:/

Древесная чаща

Увядшие желтоватые листья

Блистающие золотом

Косые лучи невысокого солнца

Красноватая сеть

Помолодевшие

Освеженные холодным воздухом

Разновидные и разноцветные

Отрабатывается правильное чтение словосочетаний с соблюдением ударения:

Чтение цепочкой

Чтение хоровое

7. Работа над средствами выразительного чтения.

Какой темп чтения должен соответствовать этому произведению? /Спокойный, плавный, медленный, мелодичный/

Обратите внимание на паузы – где они необходимы? /Где идет перечисление, сравнение/.

Теперь, соблюдая наши комментарии, прочитаем текст, стараясь прочувствовать и передать отношение автора к поздней осени, когда жизнь в природе замирает и наступает безмолвие.

Чтение текста учащимися /жужжащее чтение/

Чтение текста учащимися вслух /опрашивается несколько учеников/

При чтении текста обратите внимание, в какой последовательности автор изображает картины осени.

8. Итог урока.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа С.Аксакова «Осень».


Сергей Тимофеевич Аксаков

Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем уженье

В старые годы, то есть в годы молодости и зрелого возраста, я совсем не знал ни раннего весеннего, ни позднего осеннего уженья; под словом позднего я разумею не только сентябрь, но весь октябрь и начало ноября – одним словом, все то время, покуда не покроются крепким льдом пруды и реки. Будучи страстным ружейным охотником, я обыкновенно еще в исходе августа, в самом разгаре окуневого клева, оставлял удочку до будущей весны. Только в моей подмосковной, на берегах речки Вори, которая, будучи подпружена, представляется с первого взгляда порядочной рекою, только на ее живописных берегах я вполне узнал и вполне оценил и раннее весеннее и позднее осеннее уженье. Оценил и ценю их высоко: это одна охота, которой я могу предаваться, потому что недостаток дичи около Москвы, а главное хворость и слабость зрения давно принудили меня оставить ружье, с которым, конечно, ничто сравниться не может.

Недавно я прожил пять лет безвыездно в моей подмосковной, и тут-то уженье получило для меня полное свое развитие. Когда я жил в Оренбургской губернии, то не до уженья было мне весной, во время прилета дичи, и осенью, во время ее отлета; но здесь, в подмосковной, было уже совсем другое дело.

Итак, я хочу сообщить охотникам-рыболовам мои опыты и наблюдения над ранним и поздним уженьем рыбы.

Весною, как только река начинала входить в берега, несмотря на быстроту теченья и мутность воды, сначала без всякой надежды на успех, я начал пробовать удить. Удочку с обыкновенным грузилом в это время и закинуть нельзя: ее будет сносить быстротой теченья и слишком высоко поднимать крючок с насадкой, а потому я употребил грузило, может быть, в десять раз тяжелее обыкновенного и прикрепил его четверти на три от крючка; наплавок поднял очень высоко, так что половина лесы должна была лежать на дне: разумеется, я хорошо знал глубину весенней полой воды. Устроив таким образом удочку, выбрав место, где вода завертывала около берега, насадив большого или малого червяка, что зависело от величины крючка и толщины лесы, я закидывал удочку поперек реки и втыкал удилище в берег, наклонив верхний конец его почти до поверхности воды. Насадка не ложилась сейчас на дно, несмотря на тяжесть грузила; быстротою течения ее сносило и подбивало к берегу; леса вытягивалась в диагональную линию, но грузило, вероятно, по временам касалось дна, крючок же с насадкой беспрестанно мотался, о чем можно было с достоверностью заключить из различных движений и погружений наплавка. Зная, что в это время года рыба (все равно, идет ли она вверх, или скатывается вниз) держится около берегов и ходит низко, и надеясь, что мутность воды на близком расстоянии не помешает рыбе разглядеть червяка, я с терпением ожидал последствий моей попытки. Я просидел часа три на разных местах, и только один раз показалось мне движение наплавка подозрительным, похожим на рыбий клев, да и червяк, когда я вынул удочку, оказался несколько стащенным: то и другое могло происходить от быстрого движения воды и от задевания насадки за берег и дно. На другой день я повторил опыт, прибавив тяжесть грузила, и, к великой моей радости, очень скоро выудил головлика и потом несколько окуней. С этого дня я уже удил постоянно и с успехом, хотя вода продолжала быть мутною и слишком быстрою. Таким образом, я выгадал две или три недели лишнего уженья. По мере как течение реки становилось тише, я убавлял понемногу тяжесть грузила. Четыре года сряду удил я рыбу весною так рано, как никогда прежде не уживал. Самою лучшею насадкою оказался красный навозный червяк, или глиста: на большого червяка брала рыба как-то неверно, вероятно оттого, что неловко было заглатывать большой кусок на ходу, при постоянном его движении; на хлеб же рыба не брала до тех пор, покуда вода не прояснилась. Еще надобно заметить, что в это время клев был не на «местах», то есть не в глубоких омутах, а везде, и предпочтительно на местах мелких, с песчаным дном. Рыба брала всех пород, кроме линей и щук. Почему не брали лини – не знаю, но щуки, вероятно, не брали потому, что в это время года они мечут икру и ходят поверху. В дождливые годы, особенно в прошедший 1857 год, когда от множества вдруг выпадавшего дождя река в продолжение лета три раза наполнялась вровень с берегами, даже выходила из них и, разумеется, текла быстро и была очень мутна, – коротко сказать, во время «паводков», я перестроивал свои удочки по-весеннему (о чем сейчас было рассказано мною) и продолжал удить иногда с большим успехом: особенно брали крупные ерши и язи, которые среди и в конце лета берут очень редко.

Много раз я ловил рыбу удочкой в такой реке, которая вровень с берегами неслась с ужасной быстротой и похожа была на жидкий раствор глины. Без собственных опытов я никому бы не поверил, что в такое время есть возможность выудить какую-нибудь рыбку.

Обращаюсь к осеннему уженью. Я люблю осень даже самую позднюю, но не ту, которую любят все. Я люблю не морозные, красные, почти от утра до вечера ветреные дни; я люблю теплые, серые, тихие и, пожалуй, дождливые дни. Мне противна резкость раздражительного сухого воздуха, а мягкая влажность, даже сырость атмосферы мне приятна; от дождя же, разумеется не проливного, всегда можно защититься неудобопромокаемым платьем, зонтиком, ветвями куста или дерева. В это-то время года я люблю удить: ужу даже с большею горячностью и наслаждением, чем весною. Весна обещает много впереди; это начало теплой погоды, это начало уженья; осенью оно на исходе, каждый день прощаешься с ним надолго, на целые шесть месяцев. Для охотников, любящих осень, хочу я поговорить о ней; я знаю многих из них, сочувствующих мне.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечно зеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами. Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов. Если тихо в воздухе, то слышны на большом расстоянии осторожные прыжки зайца и белки и всяких лесных зверьков, легко различаемые опытным и чутким ухом зверолова.

Синицы всех родов, не улетающие на зиму, кроме синицы придорожной, которая скрылась уже давно, пододвинулись к жилью человеческому, особенно синица московка, называемая в Петербурге новгородской синицей, в Оренбургской же губернии – беском. Звонкий, пронзительный ее свист уже часто слышен в доме сквозь затворенные окна. Снегири также выбрались из лесной чащи и появились в садах и огородах, и скрыпучее их пенье, не лишенное какой-то приятной мелодии, тихо раздается в голых кустах и деревьях.

Еще не улетевшие дрозды, с чоканьем и визгами собравшись в большие стаи, летают в сады и уремы, куда манят их ягоды бузины, жимолости и, еще более, красные кисти рябины и калины. Любимые ими ягоды черемухи давно высохли и свалились, но они не пропадут даром: все будут подобраны с земли жадными гостями.

Вот шумно летит станица черных дроздов и прямо в парк. Одни рассядутся по деревьям, а другие опустятся на землю и распрыгаются во все стороны. Сначала притихнут часа на два, втихомолку удовлетворяя своему голоду, а потом, насытясь, набив свои зобы, соберутся в кучу, усядутся на нескольких деревьях и примутся петь, потому что это певчие дрозды. Хорошо поют не все, а, вероятно, старые; иные только взвизгивают; но общий хор очень приятен; изумит и обрадует он того, кто в первый раз его услышит, потому что давно замолкли птичьи голоса и в такую позднюю осень не услышишь прежнего разнообразного пенья, а только крики птиц и то большею частью дятлов, снегирей и бесков.

Река приняла особенный вид, как будто изменилась, выпрямилась в своих изгибах, стала гораздо шире, потому что вода видна сквозь голые сучья наклонившихся ольховых ветвей и безлистные прутья береговых кустов, а еще более потому, что пропал от холода водяной цвет и что прибрежные водяные травы, побитые морозом, завяли и опустились на дно. В реках, озерах и прудах, имеющих глинистое и особенно песчаное дно, вода посветлела и стала прозрачна как стекло; но реки и речки припруженные, текущие медленно, получают голубовато-зеленый, неприятный, как будто мутный цвет; впрочем, это оптический обман; вода в них совершенно светла, но дно покрыто осевшею шмарою, мелким зеленым мохом или коротеньким водяным шелком – и вода получает зеленоватый цвет от своей подкладки, точно как хрусталь или стекло, подложенное зеленой фольгой, кажется зеленым. Весной (летом это не заметно) вода мутна сама по себе, да и весеннее водополье покрывает дно новыми слоями ила и земли, на поверхности которых еще не образовался мох; когда же, по слитии полой воды, запрудят пруды, сонные воды таких рек цветут беспрестанно, а цвет, плавая массами и клочьями по водяной поверхности, наполняет в то же время мелкими своими частицами (процессом цветения) всю воду и делает ее густою и мутною, отчего и не заметно отражение зеленого дна.

ХI. Итог занятия У. Чему было посвящено наше занятие? Д. Мы знакомились с текстом Тургенева и повторяли материал об однородных членах предложения. У. Что нового и интересного вы узнали? Выслушиваются ответы детей. – Какую роль играют однородные члены предложения в тексте? Д. Делают речь более образной, красочной. ХII. Домашнее задание У. Напишите сочинение-описание "Поздняя осень в огороде", используя однородные члены предложения. Примечание Тургенев И.С. Записки охотника. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1979, 359 с. С. 352–253. Занятие 8 Тема. "С.Т. Аксаков. "Осень, глубокая осень!.."". Цели. Знакомство с творчеством С.Т. Аксакова; развитие у учащихся наблюдательности, поэтического восприятия природы; воспитание любви к братьям нашим меньшим; совершенствование умения определять тему и основную мысль текста, развитие умения озаглавливать текст. Оборудование. Портрет С.Т. Аксакова, выставка книг писателя. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент II. Сообщение темы занятия Учитель. Тема занятия – творчество Сергея Тимофеевича Аксакова. На примере текста этого писателя мы рассмотрим тему и основную мысль текста, выясним, как они связаны между собой; будем учиться подбирать заголовок к тексту. Будьте внимательны и сосредоточенны. III. Вступительная беседа У. Сергей Тимофеевич Аксаков родился осенью, 20 сентября 1791 года, в городе Уфе. Его отец, Тимофей Степанович, очень любил природу. Его страстью была ружейная охота. Однажды Тимофей Степанович взял сына Сергея с собой на охоту. Ружья не дал ему в руки, а заставил бегать за убитой дичью, но и эта должность легавой собаки пришлась по душе мальчику, которого захватила стрельба по летящим и сидящим птицам. Первый ружейный выстрел в ворону решил его судьбу, с тех пор он сделался страстным ружейным охотником. Но самой незабываемой и волнующей все-таки явилась другая охота – первое уженье рыбы. В деревне каждое утро начиналось с уженья, совершались поездки за ягодами и грибами. Удил Аксаков на реке Воре. Все свои наблюдения об охоте и уженье Аксаков поместил в два больших произведения "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" и "Записки об уженье рыбы". Учитель показывает сборник "Охота пуще неволи". – В сборник вошли и другие произведения писателя: "Детские годы Багрова-внука", "Буран", "Очерк зимнего дня" и много других. А знаете ли вы название сказки, которую написал Аксаков? Дети. "Аленький цветочек". У. Сегодня на занятии мы прочитаем отрывок рассказа "Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем уженье" из "Записок об уженье рыбы". Особенно Сергей Тимофеевич любил удить рыбу осенью и весной. Этот отрывок я выбрала не случайно. Послушайте, что писал Аксаков о поздней осени – времени, когда он любил удить рыбу. "Я люблю осень, даже самую позднюю, но не ту, которую любят все. Я люблю не морозные, красные, почти с утра до вечера ветреные дни; я люблю теплые, серые, тихие и, пожалуй, дождливые дни. Мягкая влажность, даже сырость атмосферы мне приятна; от дождя же, разумеется не проливного, всегда можно защищаться – неудобопромокаемым платьем, зонтиком, ветвями куста или дерева. В это время года я люблю удить; ужу даже с большею горячностью и наслаждением, чем весною" (отрывок из рассказа "Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем уженье", с. 488–489). Как видите, разные охотники любят разную осень. Помните, на прошлом занятии мы читали о восхищении Тургенева поздней осенью? Но Тургенев любил тихие, недождливые дни. Аксаков же, наоборот, любит даже "сырость атмосферы", серые дождливые дни. IV. Первичное восприятие текста У. Слушайте внимательно чтение отрывка и понаблюдайте, какими словами писатель передал картину глубокой осени. "Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечно зеленые, как будто помолодевшие ели или сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами. Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов. Если тихо в воздухе, то слышны на большом расстоянии осторожные прыжки зайца и белки и всяких лесных зверьков, легко различаемые опытным и чутким ухом зверолова". – Какие картины глубокой осени рисует писатель? Д. Небо серое и низкое. Голые сады, рощи, леса. Вечнозеленые ели и пихты. Земля устлана разноцветными листьями. V. Работа над содержанием текста У. Вчитайтесь в описание еще раз. В какой последовательности изображаются картины осенней природы? Д. Небо, сады, рощи, леса, деревья, листья, ели и сосны, земля, прыжки зайца, белки... У. Как называются эти слова? Д. Опорные слова. У. К какому типу относится этот текст? Д. К описанию. У. Скажите, какую особенность имеет текст-описание? Д. В тексте-описании много имен прилагательных. У. Для чего они используются в тексте? Д. Чтобы сделать описание ярким и точным. У. Посмотрим, какие же имена прилагательные использует Аксаков при описании глубокой осени. Учащиеся читают текст и заполняют таблицу.

Имя существительное Имя прилагательное
осень
небо
облака
леса, сады, рощи
чаща
глаз
деревья
березки
листья
лучи солнца
сеть
ветви
ели и сосны
туманы
листья
погода
шаги
прыжки
ухо зверолова
глубокая
серое
низкие, тяжелые, влажные
голы и прозрачны
древесная глухая
человеческий
старые
молодые отдельные
желтоватые, увядшие, блистающие
косые
красноватая
березовые
вечно зеленые, помолодевшие, освеженные
влажные ночные
разновидные, разноцветные, сухие, мягкие и пухлые, жесткие и хрупкие
сырая
человеческие
осторожные
чуткое и опытное
– Какое бывает небо глубокой осенью? Д. Серое, с низкими, тяжелыми, влажными облаками. У. Что произошло с садами, рощами и лесами? Д. Они стали голыми и прозрачными. У. А почему теперь даже в самой глухой древесной чаще все видно насквозь? Д. Деревья стоят голые. У. Бывает ли еще солнце глубокой осенью? Д. Да. У. Как об этом сказано в тексте? Дети зачитывают отрывок : "...Только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца". У. Какое солнце? Д. Невысокое, оно уже не греет. У. Что значит "сеть ветвей"? Д. Ветви пересекаются, как пряди, и напоминают сеть. У. Почему сказано "красноватая сеть березовых ветвей"? Д. Это впечатление создается при свете солнца. У. Какие деревья сохраняют свою окраску осенью и зимой? Д. Хвойные. У. Какое сравнение использует Аксаков при описании елей и сосен? Д. "Как будто помолодевшие". У. Как вы думаете, почему? Д. Кажется, что холодный воздух, мелкие дожди и туманы помыли эти деревья, и они стали еще свежее, зеленее, тем более на фоне старых деревьев. А молодые березки стояли с увядшими листьями. У. Вспомните, кто из писателей так же подметил эту особенность, что ели и сосны (пихты) казались еще зеленее на фоне других деревьев? Д. Мамин-Сибиряк в рассказе "Осенние листья". У. Как Аксаков описывает землю? Учащиеся читают со слов "Устлана земля..." до конца. Д. Земля устлана листьями. У. Какие листья? Д. Сухие, разновидные и разноцветные. У. Что означает слово "разноцветные"? Д. Разного вида и свойства. У. Так как деревья разные, то и листья разного вида. А о каких свойствах, качествах листьев пишет Аксаков? Д. Мягкие и пухлые в сырую погоду, жесткие и хрупкие в морозы. У. Какие звуки можно услышать, когда мороз? Д. Человеческие шаги. У. Если тихо в воздухе? Д. Осторожные прыжки зайца и белки. У. Кто различает прыжки зверьков? Д. Чуткий зверолов. У. Кто такой зверолов? Д. Охотник, промышляющий ловлей и продажей зверей. У. Как вы думаете, Аксаков был звероловом? Почему вы так думаете? Выслушиваются ответы детей. – Рассказы Аксакова наполнены любовью ко всему живому. Когда читаешь его "Записки...", хочется навсегда сложить оружие против беззащитных братьев наших меньших. Рассказ (отрывок), который мы сегодня прочитали, также проникнут любовью и нежностью к природе. Как по-вашему, какое настроение окрашивает всю картину глубокой осени, изображенную Аксаковым? Д. Радостное, автор передает всю свою любовь к этому времени года. У. Да, действительно, несмотря на то что глубокая поздняя осень – это время дождей, слякоти, грязи, холода, Аксаков сумел изобразить это время года так, что картина глубокой осени приятна нашему глазу. Он сумел найти подходящие слова, чтобы сказать про красоту молоденьких березок, которые еще сохранили свои листья, блистающие иногда золотом, про лучи осеннего солнца, про помолодевшие ели и сосны, про землю, которая теперь похожа на ковер, про разнообразие листьев. И хотя сады, рощи, леса теперь опустели, не слышно в них никаких звуков, Аксаков не забыл и про лесных зверьков, которые останутся зимовать там. Как вы думаете, какими словами передается это радостное настроение от встречи с природой? Д. Осень, глубокая осень! У. Что выражает это предложение? Д. Оно восклицательное. – Выражает восторг, восхищение красотой глубокой осени. VI. Физкультминутка У. Вдох и выдох!
Раз – присели,
Два – привстали,
Чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись и достали
До носка одной рукой! VII. Работа над содержанием текста (продолжение) У. Вспомните, что такое тема? Д. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Тема объединяет предложения в текст. У. Какова же тема этого отрывка? Д. Глубокая осень в лесу. У. Что такое основная мысль текста? Д. Основная мысль текста – это то главное, о чем хотел сказать автор. У. О чем же главном хотел сказать нам Сергей Тимофеевич Аксаков? Д. Хорош лес глубокой осенью. У. Может ли основная мысль текста быть выражена прямо в тексте? Д. Да. У. Но в большинстве своем основную мысль нужно определить самим, то есть она не выражена в каком-то предложении текста. Но если вдумчиво и внимательно читать, то основную мысль, то есть отношение автора к тому, о чем он сообщает, вам не составит труда определить. Что мы с вами только что и сделали. VIII. Упражнения в озаглавливании текста У. Отсутствие чего в нашем тексте вы сегодня заметили? Д. Заголовка. У. Почему рассказу нужен заголовок? Д. Чтобы знать, о чем текст. У. Что значит озаглавить текст? Д. Это значит кратко назвать его тему или основную мысль. У. Вспомним, как это нужно сделать? Д. Внимательно прочитать текст и определить, о чем в нем говорится.
– Определить основную мысль.
– Выбрать в качестве заголовка тему или основную мысль. Подумать, как озаглавить кратко. Учитель обращает внимание учащихся на то, что заголовком может быть вопросительное, повествовательное или побудительное предложение. У. Ребята, попробуйте озаглавить наш отрывок с опорой на тему или основную мысль.
Каждый ученик записывает свой заголовок. Далее идет обсуждение, у кого заголовок более точный. – Сейчас я прочитаю вам рассказ "Пчела и мухи" Константина Дмитриевича Ушинского. После чтения учащимся раздаются напечатанные тексты. "Позднею осенью выдался славный денек, какие и весною не редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улегся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблекшими растениями. Вызванные из улья светом и теплом, мохнатые пчелки, весело жужжа, перелетали с травки на травку не за медом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.
– Как вы глупы со своим весельем, – сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос. – Разве вы не знаете, что это солнышко только на минуту и что, наверное, сегодня же начнется ветер, дождь, холод, и нам всем придется пропасть?
– Зум-зум-зум! Зачем же пропадать? – отвечали мухе веселые пчелки. – Мы повеселимся, пока светит солнышко; а как наступит непогода, спрячемся в свой теплый улей, где у нас за лето много припасено меду". Каждый ученик записывает свой заголовок. Далее выясняется, у кого заголовок более точный. IХ. Итог занятия У. Понравилось ли вам описание поздней осени Аксакова? А описание Ушинского? Почему? Что из рассказов запомнилось больше всего? Выслушиваются ответы детей. – В своих "Записках..." Аксаков писал о проблемах загрязнения природы: появлялись мертвые реки, леса. В них уже нельзя было купаться или собирать грибы. Сергей Тимофеевич призывал беречь природу. Нравственность человека он связывал с его отношением к природе. Чем ближе человек к природе, по его словам, тем чище его душа, и наоборот. К сожалению, и сегодня эти проблемы не исчезли. Сейчас, как никогда раньше, мы должны задуматься над тем, что будет с нами, если не прекратить варварское уничтожение природы. Однажды человек поймет, что планета, на которой он живет, разорена им самим же, но будет слишком поздно! Книги Аксакова учат нас доброму, бережному отношению ко всему живому. Х. Домашнее задание Напишите сочинение на тему "Глубокая осень". Заголовок придумайте свой. Попробуйте описать именно ту осень, которую вы видите и чувствуете. Примечание . Рассказ (отрывок) взят из книги: Аксаков С.Т. Охота пуще неволи: Сб. произведений. Киев: Днiпро, 1991, 590 с. C. 489. Рассказ К.Д.Ушинского "Пчела и мухи" взят из книги: Приметы осени. Стихи, рассказы, сказки. М.: Детская литература, 1977. 31 с. C. 20. Занятие 9 Тема. "Д.В. Григорович. "Антон-Горемыка" (отрывок). Имя существительное. Склонение имен существительных". Цели. Формирование потребности общаться с книгой, желания обсудить прочитанное, умения раскрывать роль падежной формы слова для передачи мысли в структуре целого текста; совершенствование умения распознавать падежи имен существительных в тексте; знакомство со словами общего рода, их склонением. Оборудование. Иллюстрация с изображением жимолости, Толковый словарь, текст отрывка из произведения Д.В. Григоровича "Антон-Горемыка", портрет Д.В. Григоровича. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент II. Сообщение темы занятия Учитель. Сегодня на занятии мы продолжаем изучать литературное творчество Дмитрия Васильевича Григоровича. Будем читать отрывок из произведения "Антон-Горемыка". III. Постановка учебной задачи У. На уроке вам предстоит учиться определять падежи имен существительных в тексте, а также узнавать, почему употреблены имена существительные в том или ином падеже.

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц)

Сергей Тимофеевич Аксаков

Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем уженье

В старые годы, то есть в годы молодости и зрелого возраста, я совсем не знал ни раннего весеннего, ни позднего осеннего уженья; под словом позднего я разумею не только сентябрь, но весь октябрь и начало ноября – одним словом, все то время, покуда не покроются крепким льдом пруды и реки. Будучи страстным ружейным охотником, я обыкновенно еще в исходе августа, в самом разгаре окуневого клева, оставлял удочку до будущей весны. Только в моей подмосковной, на берегах речки Вори, которая, будучи подпружена, представляется с первого взгляда порядочной рекою, только на ее живописных берегах я вполне узнал и вполне оценил и раннее весеннее и позднее осеннее уженье. Оценил и ценю их высоко: это одна охота, которой я могу предаваться, потому что недостаток дичи около Москвы, а главное хворость и слабость зрения давно принудили меня оставить ружье, с которым, конечно, ничто сравниться не может.

Недавно я прожил пять лет безвыездно в моей подмосковной, и тут-то уженье получило для меня полное свое развитие. Когда я жил в Оренбургской губернии, то не до уженья было мне весной, во время прилета дичи, и осенью, во время ее отлета; но здесь, в подмосковной, было уже совсем другое дело.

Итак, я хочу сообщить охотникам-рыболовам мои опыты и наблюдения над ранним и поздним уженьем рыбы.

Весною, как только река начинала входить в берега, несмотря на быстроту теченья и мутность воды, сначала без всякой надежды на успех, я начал пробовать удить. Удочку с обыкновенным грузилом в это время и закинуть нельзя: ее будет сносить быстротой теченья и слишком высоко поднимать крючок с насадкой, а потому я употребил грузило, может быть, в десять раз тяжелее обыкновенного и прикрепил его четверти на три от крючка; наплавок поднял очень высоко, так что половина лесы должна была лежать на дне: разумеется, я хорошо знал глубину весенней полой воды. Устроив таким образом удочку, выбрав место, где вода завертывала около берега, насадив большого или малого червяка, что зависело от величины крючка и толщины лесы, я закидывал удочку поперек реки и втыкал удилище в берег, наклонив верхний конец его почти до поверхности воды. Насадка не ложилась сейчас на дно, несмотря на тяжесть грузила; быстротою течения ее сносило и подбивало к берегу; леса вытягивалась в диагональную линию, но грузило, вероятно, по временам касалось дна, крючок же с насадкой беспрестанно мотался, о чем можно было с достоверностью заключить из различных движений и погружений наплавка. Зная, что в это время года рыба (все равно, идет ли она вверх, или скатывается вниз) держится около берегов и ходит низко, и надеясь, что мутность воды на близком расстоянии не помешает рыбе разглядеть червяка, я с терпением ожидал последствий моей попытки. Я просидел часа три на разных местах, и только один раз показалось мне движение наплавка подозрительным, похожим на рыбий клев, да и червяк, когда я вынул удочку, оказался несколько стащенным: то и другое могло происходить от быстрого движения воды и от задевания насадки за берег и дно. На другой день я повторил опыт, прибавив тяжесть грузила, и, к великой моей радости, очень скоро выудил головлика и потом несколько окуней. С этого дня я уже удил постоянно и с успехом, хотя вода продолжала быть мутною и слишком быстрою. Таким образом, я выгадал две или три недели лишнего уженья. По мере как течение реки становилось тише, я убавлял понемногу тяжесть грузила. Четыре года сряду удил я рыбу весною так рано, как никогда прежде не уживал. Самою лучшею насадкою оказался красный навозный червяк, или глиста: на большого червяка брала рыба как-то неверно, вероятно оттого, что неловко было заглатывать большой кусок на ходу, при постоянном его движении; на хлеб же рыба не брала до тех пор, покуда вода не прояснилась. Еще надобно заметить, что в это время клев был не на «местах», то есть не в глубоких омутах, а везде, и предпочтительно на местах мелких, с песчаным дном. Рыба брала всех пород, кроме линей и щук. Почему не брали лини – не знаю, но щуки, вероятно, не брали потому, что в это время года они мечут икру и ходят поверху. В дождливые годы, особенно в прошедший 1857 год, когда от множества вдруг выпадавшего дождя река в продолжение лета три раза наполнялась вровень с берегами, даже выходила из них и, разумеется, текла быстро и была очень мутна, – коротко сказать, во время «паводков», я перестроивал свои удочки по-весеннему (о чем сейчас было рассказано мною) и продолжал удить иногда с большим успехом: особенно брали крупные ерши и язи, которые среди и в конце лета берут очень редко.

Много раз я ловил рыбу удочкой в такой реке, которая вровень с берегами неслась с ужасной быстротой и похожа была на жидкий раствор глины. Без собственных опытов я никому бы не поверил, что в такое время есть возможность выудить какую-нибудь рыбку.

Обращаюсь к осеннему уженью. Я люблю осень даже самую позднюю, но не ту, которую любят все. Я люблю не морозные, красные, почти от утра до вечера ветреные дни; я люблю теплые, серые, тихие и, пожалуй, дождливые дни. Мне противна резкость раздражительного сухого воздуха, а мягкая влажность, даже сырость атмосферы мне приятна; от дождя же, разумеется не проливного, всегда можно защититься неудобопромокаемым платьем, зонтиком, ветвями куста или дерева. В это-то время года я люблю удить: ужу даже с большею горячностью и наслаждением, чем весною. Весна обещает много впереди; это начало теплой погоды, это начало уженья; осенью оно на исходе, каждый день прощаешься с ним надолго, на целые шесть месяцев. Для охотников, любящих осень, хочу я поговорить о ней; я знаю многих из них, сочувствующих мне.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечно зеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами. Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов. Если тихо в воздухе, то слышны на большом расстоянии осторожные прыжки зайца и белки и всяких лесных зверьков, легко различаемые опытным и чутким ухом зверолова.

Синицы всех родов, не улетающие на зиму, кроме синицы придорожной, которая скрылась уже давно, пододвинулись к жилью человеческому, особенно синица московка, называемая в Петербурге новгородской синицей, в Оренбургской же губернии – беском. Звонкий, пронзительный ее свист уже часто слышен в доме сквозь затворенные окна. Снегири также выбрались из лесной чащи и появились в садах и огородах, и скрыпучее их пенье, не лишенное какой-то приятной мелодии, тихо раздается в голых кустах и деревьях.

Еще не улетевшие дрозды, с чоканьем и визгами собравшись в большие стаи, летают в сады и уремы, куда манят их ягоды бузины, жимолости и, еще более, красные кисти рябины и калины. Любимые ими ягоды черемухи давно высохли и свалились, но они не пропадут даром: все будут подобраны с земли жадными гостями.

Вот шумно летит станица черных дроздов и прямо в парк. Одни рассядутся по деревьям, а другие опустятся на землю и распрыгаются во все стороны. Сначала притихнут часа на два, втихомолку удовлетворяя своему голоду, а потом, насытясь, набив свои зобы, соберутся в кучу, усядутся на нескольких деревьях и примутся петь, потому что это певчие дрозды. Хорошо поют не все, а, вероятно, старые; иные только взвизгивают; но общий хор очень приятен; изумит и обрадует он того, кто в первый раз его услышит, потому что давно замолкли птичьи голоса и в такую позднюю осень не услышишь прежнего разнообразного пенья, а только крики птиц и то большею частью дятлов, снегирей и бесков.

Река приняла особенный вид, как будто изменилась, выпрямилась в своих изгибах, стала гораздо шире, потому что вода видна сквозь голые сучья наклонившихся ольховых ветвей и безлистные прутья береговых кустов, а еще более потому, что пропал от холода водяной цвет и что прибрежные водяные травы, побитые морозом, завяли и опустились на дно. В реках, озерах и прудах, имеющих глинистое и особенно песчаное дно, вода посветлела и стала прозрачна как стекло; но реки и речки припруженные, текущие медленно, получают голубовато-зеленый, неприятный, как будто мутный цвет; впрочем, это оптический обман; вода в них совершенно светла, но дно покрыто осевшею шмарою, мелким зеленым мохом или коротеньким водяным шелком – и вода получает зеленоватый цвет от своей подкладки, точно как хрусталь или стекло, подложенное зеленой фольгой, кажется зеленым. Весной (летом это не заметно) вода мутна сама по себе, да и весеннее водополье покрывает дно новыми слоями ила и земли, на поверхности которых еще не образовался мох; когда же, по слитии полой воды, запрудят пруды, сонные воды таких рек цветут беспрестанно, а цвет, плавая массами и клочьями по водяной поверхности, наполняет в то же время мелкими своими частицами (процессом цветения) всю воду и делает ее густою и мутною, отчего и не заметно отражение зеленого дна.

Вот такую-то осень люблю я не только как охотник, но как страстный любитель природы во всех ее разнообразных изменениях.

Те же самые причины, то есть постоянная жизнь в деревне и невозможность охотиться с ружьем, заставившие меня попробовать уженье так рано весною, заставили меня продолжать охоту с удочкой осенью, до последней крайности, несмотря ни на какую погоду. Сначала, до сильных морозов и до наступления холодного ненастья, рыба брала на прежних, глубоких и крепких местах, как и во все лето. Мало-помалу клев в омутах переходил в береговой, то есть в клев около берегов, потом некрупная рыба, средней величины, начала подниматься в верховье пруда и держалась более посредине реки, отчего и удочку надобно было закидывать далеко от берега. Уженье такого рода я продолжал до таких морозов, от которых вся моя речка, несмотря на родниковую воду, затягивалась довольно крепким льдом; лед же, не очень крепкий на тех местах, где держалась рыба, я разбивал длинным шестом, проталкивал мелкие льдины вниз по течению воды или выбрасывал их вон и на таком очищенном месте реки продолжал удить, ловя по большей части средних окуней и разную мелкую рыбу. Нередко уживал я при нескольких градусах мороза, стоя по колени в снегу и спрятав за пазуху коробочку с червями, потому что червяк замерзал даже при насаживании его на крючок. Очевидно, что насадку надобно было производить проворно: впрочем, я несколько раз видел, что замерзший и окоченевший червяк сейчас оттаивал в воде и начинал шевелиться. Покуда моя река замерзала только с краев, а по ее середине тянулась длинная, сплошная полынья, удить можно было везде, где была открыта вода, наблюдая только ту осторожность, чтоб леса не прикасалась к ледяным окраинам, потому что она сейчас примерзла бы к ним и при первой подсечке можно было ее оторвать; надобно было также наблюдать осторожность при вытаскивании рыбы, бережно вынимая ее на лед и потом уже выбрасывая на берег: такой двойной прием вытаскиванья драгоценной добычи нужен для того, чтоб об острые края береговых льдин не перерезать лесы.

Когда морозы становились сильнее, то на реке не замерзали только те места, где больше было сильных родников и куда постоянно собиралась всякая мелкая рыба. Клевали по большей части окуни, но клев их терял свою решительность и бойкость, да и сами они, вытащенные как будто без сопротивления из воды, казались какими-то вялыми и сонными. Может быть, многие возразят мне: «Что за охота добывать с такими трудностями несколько полусонных рыб?» – На это я буду отвечать, что «охота пуще неволи», что в охоте все имеет относительную цену. Я думаю, что в этом случае все охотники согласятся со мной. Где много благородной дичи или крупной рыбы лучших пород, там, конечно, никто и не посмотрит на дичь низшего достоинства или на мелкую рыбу; но где только она одна и есть, да и той мало, там и она драгоценна.

...
1858 г. Января 3-го. Москва.

Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем ужении рыбы

В старые годы, то есть в годы молодости и зрелого возраста, я совсем не знал ни раннего весеннего, ни позднего осеннего уженья; под словом позднего я разумею не только сентябрь, но весь октябрь и начало ноября - одним словом, все то время, покуда не покроются крепким льдом пруды и реки. Будучи страстным ружейным охотником, я обыкновенно еще в исходе августа, в самом разгаре окуневого клева, оставлял удочку до будущей весны. Только в моей подмосковной, на берегах речки Вори, которая, будучи подпружена, представляется с первого взгляда порядочной рекою, только на ее живописных берегах я вполне узнал и вполне оценил и раннее весеннее и позднее осеннее уженье. Оценил и ценю их высоко: это одна охота, которой я могу предаваться, потому что недостаток дичи около Москвы, а главное хворость и слабость зрения давно принудили меня оставить ружье, с которым, конечно, ничто сравниться не может.

Недавно я прожил пять лет безвыездно в моей подмосковной, и тут-то уженье получило для меня полное свое развитие. Когда я жил в Оренбургской губернии, то не до уженья было мне весной, во время прилета дичи, и осенью, во время ее отлета; но здесь, в подмосковной, было уже совсем другое дело.

Итак, я хочу сообщить охотникам-рыболовам мои опыты и наблюдения над ранним и поздним уженьем рыбы.

Весною, как только река начинала входить в берега, несмотря на быстроту теченья и мутность воды, сначала без всякой надежды на успех, я начал пробовать удить. Удочку с обыкновенным грузилом в это время и закинуть нельзя: ее будет сносить быстротой теченья и слишком высоко поднимать крючок с насадкой, а потому я употребил грузило, может быть, в десять раз тяжелее обыкновенного и прикрепил его четверти на три от крючка; наплавок поднял очень высоко, так что половина лесы должна была лежать на дне: разумеется, я хорошо знал глубину весенней полой воды. Устроив таким образом удочку, выбрав место, где вода завертывала около берега, насадив большого или малого червяка, что зависело от величины крючка и толщины лесы, я закидывал удочку поперек реки и втыкал удилище в берег, наклонив верхний конец его почти до поверхности воды. Насадка не ложилась сейчас на дно, несмотря на тяжесть грузила; быстротою течения ее сносило и подбивало к берегу; леса вытягивалась в диагональную линию, но грузило, вероятно, по временам касалось дна, крючок же с насадкой беспрестанно мотался, о чем можно было с достоверностью заключить из различных движений и погружений наплавка. Зная, что в это время года рыба (все равно, идет ли она вверх, или скатывается вниз) держится около берегов и ходит низко, и надеясь, что мутность воды на близком расстоянии не помешает рыбе разглядеть червяка, я с терпением ожидал последствий моей попытки. Я просидел часа три на разных местах, и только один раз показалось мне движение наплавка подозрительным, похожим на рыбий клев, да и червяк, когда я вынул удочку, оказался несколько стащенным: то и другое могло происходить от быстрого движения воды и от задевания насадки за берег и дно. На другой день я повторил опыт, прибавив тяжесть грузила, и, к великой моей радости, очень скоро выудил головлика и потом несколько окуней. С этого дня я уже удил постоянно и с успехом, хотя вода продолжала быть мутною и слишком быстрою. Таким образом, я выгадал две или три недели лишнего уженья. По мере как течение реки становилось тише, я убавлял понемногу тяжесть грузила. Четыре года сряду удил я рыбу весною так рано, как никогда прежде не уживал. Самою лучшею насадкою оказался красный навозный червяк, или глиста: на большого червяка брала рыба как-то неверно, вероятно оттого, что неловко было заглатывать большой кусок на ходу, при постоянном его движении; на хлеб же рыба не брала до тех пор, покуда вода не прояснилась. Еще надобно заметить, что в это время клев был не на «местах», то есть не в глубоких омутах, а везде, и предпочтительно на местах мелких, с песчаным дном. Рыба брала всех пород, кроме линей и щук. Почему не брали лини - не знаю, но щуки, вероятно, не брали потому, что в это время года они мечут икру и ходят поверху. В дождливые годы, особенно в прошедший 1857 год, когда от множества вдруг выпадавшего дождя река в продолжение лета три раза наполнялась вровень с берегами, даже выходила из них и, разумеется, текла быстро и была очень мутна, - коротко сказать, во время «паводков», я перестроивал свои удочки по-весеннему (о чем сейчас было рассказано мною) и продолжал удить иногда с большим успехом: особенно брали крупные ерши и язи, которые среди и в конце лета берут очень редко.

Много раз я ловил рыбу удочкой в такой реке, которая вровень с берегами неслась с ужасной быстротой и похожа была на жидкий раствор глины. Без собственных опытов я никому бы не поверил, что в такое время есть возможность выудить какую-нибудь рыбку.

Обращаюсь к осеннему уженью. Я люблю осень даже самую позднюю, но не ту, которую любят все. Я люблю не морозные, красные, почти от утра до вечера ветреные дни; я люблю теплые, серые, тихие и, пожалуй, дождливые дни. Мне противна резкость раздражительного сухого воздуха, а мягкая влажность, даже сырость атмосферы мне приятна; от дождя же, разумеется не проливного, всегда можно защититься неудобопромокаемым платьем, зонтиком, ветвями куста или дерева. В это-то время года я люблю удить: ужу даже с большею горячностью и наслаждением, чем весною. Весна обещает много впереди; это начало теплой погоды, это начало уженья; осенью оно на исходе, каждый день прощаешься с ним надолго, на целые шесть месяцев. Для охотников, любящих осень, хочу я поговорить о ней; я знаю многих из них, сочувствующих мне.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечно зеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами. Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов. Если тихо в воздухе, то слышны на большом расстоянии осторожные прыжки зайца и белки и всяких лесных зверьков, легко различаемые опытным и чутким ухом зверолова.

Синицы всех родов, не улетающие на зиму, кроме синицы придорожной, которая скрылась уже давно, пододвинулись к жилью человеческому, особенно синица московка, называемая в Петербурге новгородской синицей, в Оренбургской же губернии - беском. Звонкий, пронзительный ее свист уже часто слышен в доме сквозь затворенные окна. Снегири также выбрались из лесной чащи и появились в садах и огородах, и скрыпучее их пенье, не лишенное какой-то приятной мелодии, тихо раздается в голых кустах и деревьях.

Еще не улетевшие дрозды, с чоканьем и визгами собравшись в большие стаи, летают в сады и уремы, куда манят их ягоды бузины, жимолости и, еще более, красные кисти рябины и калины. Любимые ими ягоды черемухи давно высохли и свалились, но они не пропадут даром: все будут подобраны с земли жадными гостями.

Вот шумно летит станица черных дроздов и прямо в парк. Одни рассядутся по деревьям, а другие опустятся на землю и распрыгаются во все стороны. Сначала притихнут часа на два, втихомолку удовлетворяя своему голоду, а потом, насытясь, набив свои зобы, соберутся в кучу, усядутся на нескольких деревьях и примутся петь, потому что это певчие дрозды. Хорошо поют не все, а, вероятно, старые; иные только взвизгивают; но общий хор очень приятен; изумит и обрадует он того, кто в первый раз его услышит, потому что давно замолкли птичьи голоса и в такую позднюю осень не услышишь прежнего разнообразного пенья, а только крики птиц и то большею частью дятлов, снегирей и бесков.

Река приняла особенный вид, как будто изменилась, выпрямилась в своих изгибах, стала гораздо шире, потому что вода видна сквозь голые сучья наклонившихся ольховых ветвей и безлистные прутья береговых кустов, а еще более потому, что пропал от холода водяной цвет и что прибрежные водяные травы, побитые морозом, завяли и опустились на дно. В реках, озерах и прудах, имеющих глинистое и особенно песчаное дно, вода посветлела и стала прозрачна как стекло; но реки и речки припруженные, текущие медленно, получают голубовато-зеленый, неприятный, как будто мутный цвет; впрочем, это оптический обман; вода в них совершенно светла, но дно покрыто осевшею шмарою,

[Шмара - зелень, водяной цвет.]

мелким зеленым мохом или коротеньким водяным шелком - и вода получает зеленоватый цвет от своей подкладки, точно как хрусталь или стекло, подложенное зеленой фольгой, кажется зеленым. Весной (летом это не заметно) вода мутна сама по себе, да и весеннее водополье покрывает дно новыми слоями ила и земли, на поверхности которых еще не образовался мох; когда же, по слитии полой воды, запрудят пруды, сонные воды таких рек цветут беспрестанно, а цвет, плавая массами и клочьями по водяной поверхности, наполняет в то же время мелкими своими частицами (процессом цветения) всю воду и делает ее густою и мутною, отчего и не заметно отражение зеленого дна.

Вот такую-то осень люблю я не только как охотник, но как страстный любитель природы во всех ее разнообразных изменениях.

Те же самые причины, то есть постоянная жизнь в деревне и невозможность охотиться с ружьем, заставившие меня попробовать уженье так рано весною, заставили меня продолжать охоту с удочкой осенью, до последней крайности, несмотря ни на какую погоду. Сначала, до сильных морозов и до наступления холодного ненастья, рыба брала на прежних, глубоких и крепких местах, как и во все лето. Мало-помалу клев в омутах переходил в береговой, то есть в клев около берегов, потом некрупная рыба, средней величины, начала подниматься в верховье пруда

[Напоминаю моим читателям, что я удил на речке Воре, которая вся состоит или из прудов, или из прудовых верховьев; настоящего свободного теченья речки, или, справедливее сказать, ручья, почти нет: оно продолжается не более как сажен на сто от мельниц, а потому мои наблюдения не могут быть прилагаемы к реке неприпруженной, которая течет собственной своей массою воды.]

и держалась более посредине реки, отчего и удочку надобно было закидывать далеко от берега. Уженье такого рода я продолжал до таких морозов, от которых вся моя речка, несмотря на родниковую воду, затягивалась довольно крепким льдом; лед же, не очень крепкий на тех местах, где держалась рыба, я разбивал длинным шестом, проталкивал мелкие льдины вниз по течению воды или выбрасывал их вон и на таком очищенном месте реки продолжал удить, ловя по большей части средних окуней и разную мелкую рыбу. Нередко уживал я при нескольких градусах мороза, стоя по колени в снегу и спрятав за пазуху коробочку с червями, потому что червяк замерзал даже при насаживании его на крючок. Очевидно, что насадку надобно было производить проворно: впрочем, я несколько раз видел, что замерзший и окоченевший червяк сейчас оттаивал в воде и начинал шевелиться. Покуда моя река замерзала только с краев, а по ее середине тянулась длинная, сплошная полынья, удить можно было везде, где была открыта вода, наблюдая только ту осторожность, чтоб леса не прикасалась к ледяным окраинам, потому что она сейчас примерзла бы к ним и при первой подсечке можно было ее оторвать; надобно было также наблюдать осторожность при вытаскивании рыбы, бережно вынимая ее на лед и потом уже выбрасывая на берег: такой двойной прием вытаскиванья драгоценной добычи нужен для того, чтоб об острые края береговых льдин не перерезать лесы.

Когда морозы становились сильнее, то на реке не замерзали только те места, где больше было сильных родников и куда постоянно собиралась всякая мелкая рыба. Клевали по большей части окуни, но клев их терял свою решительность и бойкость, да и сами они, вытащенные как будто без сопротивления из воды, казались какими-то вялыми и сонными. Может быть, многие возразят мне: «Что за охота добывать с такими трудностями несколько полусонных рыб?» - На это я буду отвечать, что «охота пуще неволи», что в охоте все имеет относительную цену. Я думаю, что в этом случае все охотники согласятся со мной. Где много благородной дичи или крупной рыбы лучших пород, там, конечно, никто и не посмотрит на дичь низшего достоинства или на мелкую рыбу; но где только она одна и есть, да и той мало, там и она драгоценна.




Top