Война и мир лысые горы анализ. Тест на интерактивной доске

Первый раз мы сталкиваемся с семьею Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых Горах, в главном имении Болконских, ожидают приезда князя Андрея с женой. Уже с этого момента становится много, да можно сказать, что и почти все, ясно про эту семью, про всех их членов. Начиная старым князем, и заканчивая m-lle Bourienne. Прежде чем начать описание членов семьи, следует сказать, что каждый в семье Болконских чем-то по-своему особенный. Если провести параллель с Ростовыми, то сразу можно сказать: это совершенно разные люди. Ростовы - простые дворяне, добродушный отец, добрая мать, великодушный сын, беззаботные дети. Здесь же все совершенно иначе. Диктатор-отец, покорная дочь, боязливая невестка, и независимый сын. Это обзор всей семьи, который дает некоторое представление о Болконских. Образно можно представить себе Болконских как треугольник, на вершине которого находится отец, князь Николай Андреевич Болконский, на другой вершине Андрей, а не третьей княжна Марья Болконская с Лизой, женой князя Андрея. Это три фронта, три совершенно противоположные группировки (если так можно назвать одного-двух человек) в семье.

Николай Болконский

Более всего старый князь ценил в людях "две добродетели: деятельность и ум". "Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров", то "выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении". Живя в деревне, Николай Андреевич Болконский много читает, он в курсе происходящих событий. В отличие от обитателей светских гостиных он глубоко переживает все, что совершается в России, и считает, что долг дворянина - служить родине. Истинная любовь к родине и сознание своего долга перед ней звучат в его напутственных словах сыну: "Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын "Николая Болконского, мне будет…стыдно!" Когда в 1806 году театр военных действии приблизился к русским границам, Николай Андреевич Болконский, несмотря на свой почтенный возраст, принял назначение одним из восьми главнокомандующих по ополчению. "Он постоянно бывал в разъездах по трем вверенным ему губерниям; был до педантизма исполнителен в своих обязанностях, строг до жестокости со своими подчиненными и сам доходил до малейших подробностей дела". В 1812 году, узнав о взятии Смоленска французами, старый князь Болконский решает "оставаться в Лысых горах до последней крайности и защищаться". Мысли о родине, о ее судьбе, о поражении русской армии не покидают его и в предсмертные часы. Николай Андреевич был русским барином, в нем проявлялись иногда самодурство и деспотизм, однако при - этом он был человеком огромной нравственной силы высокого духовного развитая. Черты Николая Андреевича Болконского унаследовали его дети - князь Андрей и княжна Марья. Старый князь Болконский не хотел, чтобы его дочь была похожа на светских женщин. Он не любил праздности, трудился сам и требовал, чтобы жизнь княжны была наполнена полезными занятиями.

Андрей Болконский

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" -- Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится. Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой. Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался -- простая и тихая семейная жизнь, -- теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар -- смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни -- любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах. Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения. Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его. Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть. Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Мария Болконская

Княжна безвыездно проживает в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка, Николай Андреевич, - человек не из приятных: часто брюзглив и груб, ругает княжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего педант. А вот портрет княжны: "Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо". И далее Толстой словно поражен увиденным: "глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопиками выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты*. Вместе с князем Андреем княжна Марья показана нам в романе как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип. Одновременно, как и любая женщина, по мысли Толстого, она живет в постоянном, бессознательном ожидании любви и семейного счастья. То, что глаза - зеркало души, общее место. Но душа княжны действительно прекрасна, добра и нежна. И это ее светом лучатся глаза Марьи. Княжна Марья умна, романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентрическое поведение отца, его издевки и насмешки, не переставая бесконечно глубоко и сильно любить его. Она любит "маленькую княгиню", любит своего племянника Николая, любит предавшую ее компаньонку-француженку, любит брата своего Андрея, любит, не умея выказать это, Наташу, любит порочного Анатоля Курагина. Ее любовь такова, что все находящиеся рядом подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней. Толстой наделяет княжну Марью удивительной судьбой. Он реализует для нее любые, самые смелые романтические грезы провинциальной барышни. Она переживает измену и смерть близких, ее спасает из рук врагов бравый гусар Николинька Ростов, ее будущий муж (как тут не вспомнить Козьму Пруткова: "Если хочешь быть красивым - иди в гусары"). Долгое томление взаимной влюбленности и ухаживаний, и в конце - свадьба и счастливая семейная жизнь. Иногда складывается впечатление, что автор изящно и умно пародирует бесчисленные французские романы, которые были неотъемлемой частью "женского мира" и оказывали значительное влияние на формирование духовного мира русской барышни начала XIX века. Конечно, это не прямая пародия. Толстой слишком велик для этого. Особым литературным приемом он всякий раз выводит княжну Марью за пределы сюжета. Всякий раз здраво и логично она осмысливает любое "романтическое" или близкое к этому сочетание событий. (Вспомним ее реакцию на адюльтер Анатоля Курагина и француженки Бурьен.) Ее ум позволяет ей стоять обеими ногами на земле. Ее развитая романами мечтательность позволяет ей мыслить некую параллельную, вторую "романтическую" реальность. Ее религиозность проистекает из ее нравственного чувства, а оно добросердечно и открыто миру. Несомненно, в этом контексте привлекает внимание ее литературная предшественница. Это, конечно же, Лизонька из "Пиковой дамы" Пушкина. В некоторых случаях рисунок их судеб совпадает до мелочей. "Лизавета Ивановна была домашней мученицей, - пишет Пушкин, - она разливала чай и получала выговоры за лишний кусок сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора". Как тут не вспомнить жизнь княжны Марьи с ее отцом в Лысых Горах и в Москве! В образе княжны Марьи гораздо меньше литературной типичности и гораздо больше живой трепетной души и человеческой привлекательности, чем у других женских персонажей романа. В ее судьбе вместе с автором живое участие принимаем и мы, читатели. Во всяком случае, истинное удовольствие доставляет описание ее уютного семейного счастья с ограниченным, но глубоко любимым мужем среди детей, родных и близких.

Лиза Болконская

Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют "маленькой княгиней". "Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение". Лиза была всеобщей любимицей благодаря своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, она не мыслила свою жизнь без высшего света. Но князь Андрей не любил свою жену и чувствовал себя несчастливым в браке. Лиза не понимает своего мужа, его стремлений и идеалов. После отъезда Андрея на войну, Лиза живет в Лысых горах у старого князя Болконского, к которому испытывает страх и неприязнь. Лиза предчувствует свою скорую смерть и действительно умирает во время родов.

Николенька Болконский

Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский -- Николенька. В "Эпилоге" ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик немного провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка огорчившийся бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности). Умирающий Болконский оставляет своему сыну что-то вроде старинного зашифрованного завещания о "птицах небесных". Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослый, умудренный жизненным опытом человек. В качестве "птицы небесной", которая в Евангелии есть символ души, не имея "образа и формы", но составляя одну сущность -- любовь, -- приходит, как и обещал, князь Андрей к Николеньке уже после своей смерти. Мальчику снится Отец -- любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву (недаром вспоминается Муций Сцевола) по повелению Отца (Отец -- слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).

Урок 121 «НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ, НАДО ВЕРИТЬ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ) (УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ II ТОМА РОМАНА «ВОЙНА И МИР»)

30.03.2013 25622 0

Урок 121
«НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ, НАДО ВЕРИТЬ»
(Л. Н. ТОЛСТОЙ) (УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ II ТОМА
романа «ВОЙНА И МИР»)

Цели : показать мирную жизнь героев эпопеи в период с 1806– 1812 гг., помочь учащимся проникнуть в духовный мир героев, осмыслить всю сложность и противоречивость поведения и исканий героев.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мирная жизнь героев романа «Война и мир»
(краткое содержание II романа)

Вновь листаем страницы «Войны и мира», читаем и перечитываем сцены из II тома, в котором писатель изображает жизнь героев между 1806 и 1812 годами. Великий Толстой противопоставляет бессмысленной войне 1805 г. ту жизнь, которую считает «настоящей». («Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со всеми жизненными интересами».)

Но мирная жизнь совсем не спокойная, в ней свои беды. Герои Толстого совершают ошибки, страдают и мучаются, иногда поддаются низменным страстям и волнениям. Их судьбы, по словам критика С. Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих» . Через частную жизнь своих героев писатель изображает историю страны накануне героического 1812 года.

II. Пересказ сцены «Приезд князя Андрея Болконского в Лысые Горы. Рождение сына. Смерть жены» (т. II, ч. I, гл. 9).

Вопрос ы:

1. Какую роль сыграло Аустерлицкое сражение в изменении мировоззрения князя Андрея?

2. Какое решение принял Болконский после рождения сына и смерти жены? (Князь Андрей после войны 1805–1807 гг. возвращается домой. Его душевное состояние тяжелое. Мечты о славе его больше не занимают. К чему стремиться?.. Но дома его ждет разочарование. И он решает «жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезни), – вот вся моя мудрость теперь».)

3. Почему Болконский страдает? (Князь Андрей – человек глубокий, он страдает от отсутствия смысла жизни. Он стремится заполнить свою жизнь чем-то значительным, полезным. Когда же в Отрадном он видит Наташу Ростову, в душе его поднимаются молодые мысли и надежды. Рождается решение: «жить для других».)

III. Пересказ сцены «Вступление Пьера Безухова в масонство»
(или беседа).

Вопрос ы:

1. Что такое «масонство»? Как Толстой описывает его?

2. С какой целью Пьер вступает в общество масонов?

3. В чем причина духовного кризиса Пьера? Почему он начинает разочаровываться в масонах?

Масонство – религиозно-философское течение, возникшее во Франции в XVIII веке. Масоны в России, объединявшиеся в тайные организации (ложи), призывали к нравственному самоусовершенствованию. В 1822 г. масонские ложи были запрещены правительством России, так как будущие декабристы, войдя в масонские организации, использовали их в своих политических целях.

Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. (Особенно после неудачной женитьбы на безнравственной Элен и после дуэли с Долоховым.) У Пьера много вопросов, он ищет на них ответы, но не находит. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собой и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на добрых началах.

Вывод . Стремление измениться к лучшему и найти возможность «переделать» несовершенный мир привело Пьера к масонам. Некоторое время он был очарован братьями масонами, их идеями. Учение масонов он принял как призыв к реальной деятельности.

В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью.

Но вскоре Пьер понял, что братья масоны вовсе не стремятся к полезной деятельности, они озабочены своей карьерой. Толстой пишет, что Пьер оказался опять в тупике, разочаровался. Разрыв с петербургскими масонами стал неизбежен.

IV. Выразительное чтение из III части гл. 1 (Грустные мысли князя Андрея при виде старого дуба.), гл. 2 (Ночь в Отрадном.), гл. 3 (Вторая встреча с дубом.)

В чем прелесть этих страниц? Разговор Андрея Болконского с Пьером, лунная ночь в Отрадном, восхищение юной Наташей Ростовой, это помогло «возрождению» князя Андрея Болконского к жизни. Жизненные силы проснулись в его душе. Он теперь думает о возможности приносить пользу людям, о любви и счастье. («Жить для других»).

V. Пересказ сцены «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–17).

Пересказ, чтение со слов: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми...» до слов: «Давно я ждала тебя...».

Вопро с: В чем, на ваш взгляд, секрет успеха Наташи Ростовой на первом балу?

VI. Пересказ «Сцены охоты», эпизодов «Игра дядюшки на гитаре и пляска Наташи Ростовой» (т. II, ч. IV, гл. 6, 7).

Беседа по вопросам :

1. Какие стороны жизни Ростовых изображает автор?

2. Что подчеркивает Толстой в жизни поместного дворянства? (От-сутствие расчета, близость к простому русскому народу и к природе.)

3. Как вели себя на охоте герои?

4. Зачитать из гл. 7 эпизод «Пляска Наташи» , со слов: «Ну, племянница! – крикнул дядюшка...» до слов: «Ай да племянница!». (После охоты у дядюшки в доме Наташа необычайно сильно почувствовала прелесть народной музыки и народного пения. Дядюшка «пел так, как поет народ».

Огромное желание сплясать захватывает Наташу.

«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка...»

В этом русском танце сказалась талантливость Наташи Ростовой, ее любовь ко всему народному.)

Домашнее задание.

1. Отрывок наизусть (по выбору) «Пляска Наташи Ростовой» или «Первый бал Наташи».

2. Чтение т. III.

Анализ эпизодов «Переправа французов через Неман», «Оставление русскими Смоленска».

«Семья в Войне и мире» - Какое выражение находят мысли о семье у Толстого-философа? Чувством семьи, патриархальным укладом, гостеприимностью, огромной заботой родителей о детях. Дневники Толстого. Пустоцветы. Наташа на балу. Чем похожи дом Ростовых и дом Болконских? Что нужно для счастья? Л.Н.Толстой. «Люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток.

««Война и мир» книга» - Болконский отказывается от службы в штабе. Неужели это я допустил до Москвы Наполеона. «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою». Сцена встречи Пьера с обозом. Участь сражения. Народный полководец Кутузов. Бунт богучаровских крестьян. Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму.

«Мир Наташи Ростовой» - Русский характер Наташи Ростовой. Выводы по образу героини. Наташа и Элен. Любимая героиня Л.Н.Толстого. Наташа Ростова. Образ Наташи в эпилоге. Ночь в Отрадном. Чтение эпизода «У дядюшки». Мужчины в жизни Наташи. Женские образы романа. Наташа и раненый князь Андрей. Падения и взлёты Наташи Ростовой.

«Патриотизм в «Войне и мире»» - Люди из народа. Крепостничество. Партизанские отряды. Величие и простота жизни. Мысль народная. Что такое патриотизм по мнению писателя. "Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Лжепатриотизм. Философия Толстого о народе. Платон Каратаев. Истинная мудрость. Что такое патриотизм.

«Толстой Война и мир» - Центральным событием Отечественной войны явилась Бородинская битва. Цели и задачи: Василиса Кожина. Панорама Бородинского сражения. Тихон Щербатый – «самый нужный человек в отряде». Толстой посвящает ряд ярких картин действиям партизан. Образ Кутузова в идейной направленности романа. Д. В. Давыдов. Батарея Раевского.

Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года и жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел (он объехал и запад и восток), что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все точно то же, до малейших подробностей, - точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею. Привезенный им из Швейцарии воспитатель Десаль был одет в сюртук русского покроя, коверкая язык, говорил по-русски со слугами, но был все тот же ограниченно-умный, образованный, добродетельный и педантический воспитатель. Старый князь переменился физически только тем, что с боку рта у него стал заметен недостаток одного зуба; нравственно он был все такой же, как и прежде, только с еще большим озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире. Один только Николушка вырос, переменился, разрумянился, оброс курчавыми темными волосами и, сам не зная того, смеясь и веселясь, поднимал верхнюю губку хорошенького ротика точно так же, как ее поднимала покойница маленькая княгиня. Он один не слушался закона неизменности в этом заколдованном, спящем замке. Но хотя по внешности все оставалось по-старому, внутренние отношения всех этих лиц изменились, с тех пор как князь Андрей не видал их. Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, - для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m-lle Bourienne и архитектор, к другому - княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки.

Во время его пребывания в Лысых Горах все домашние обедали вместе, но всем было неловко, и князь Андрей чувствовал, что он гость, для которого делают исключение, что он стесняет всех своим присутствием. Во время обеда первого дня князь Андрей, невольно чувствуя это, был молчалив, и старый князь, заметив неестественность его состояния, тоже угрюмо замолчал и сейчас после обеда ушел к себе. Когда ввечеру князь Андрей пришел к нему и, стараясь расшевелить его, стал рассказывать ему о кампании молодого графа Каменского, старый князь неожиданно начал с ним разговор о княжне Марье, осуждая ее за ее суеверие, за ее нелюбовь к m-lle Bourienne, которая, по его словам, была одна истинно предана ему.

Старый князь говорил, что ежели он болен, то только от княжны Марьи; что она нарочно мучает и раздражает его; что она баловством и глупыми речами портит маленького князя Николая. Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал тоже, что он не может не мучить ее и что она заслуживает этого. «Почему же князь Андрей, который видит это, мне ничего не говорит про сестру? - думал старый князь. - Что же он думает, что я злодей или старый дурак, без причины отдалился от дочери и приблизил к себе француженку? Он не понимает, и потому надо объяснить ему, надо, чтоб он выслушал», - думал старый князь. И он стал объяснять причины, по которым он не мог переносить бестолкового характера дочери.

Ежели вы спрашиваете меня, - сказал князь Андрей, не глядя на отца (он в первый раз в жизни осуждал своего отца), - я не хотел говорить; но ежели вы меня спрашиваете, то я скажу вам откровенно свое мнение насчет всего этого. Ежели есть недоразумения и разлад между вами и Машей, то я никак не могу винить ее - я знаю, как она вас любит и уважает. Ежели уж вы спрашиваете меня, - продолжал князь Андрей, раздражаясь, потому что он всегда был готов на раздражение в последнее время, - то я одно могу сказать: ежели есть недоразумения, то причиной их ничтожная женщина, которая бы не должна была быть подругой сестры.

Старик сначала остановившимися глазами смотрел на сына и ненатурально открыл улыбкой новый недостаток зуба, к которому князь Андрей не мог привыкнуть.

Какая же подруга, голубчик? А? Уж переговорил! А?

Батюшка, я не хотел быть судьей, - сказал князь Андрей желчным и жестким тоном, - но вы вызвали меня, и я сказал и всегда скажу, что княжна Марья ни виновата, а виноваты… виновата эта француженка…

А присудил!.. присудил!.. - сказал старик тихим голосом и, как показалось князю Андрею, с смущением, но потом вдруг он вскочил и закричал: - Вон, вон! Чтоб духу твоего тут не было!..

Князь Андрей хотел тотчас же уехать, но княжна Марья упросила остаться еще день. В этот день князь Андрей не виделся с отцом, который не выходил и никого не пускал к себе, кроме m-lle Bourienne и Тихона, и спрашивал несколько раз о том, уехал ли его сын. На другой день, перед отъездом, князь Андрей пошел на половину сына. Здоровый, по матери кудрявый мальчик сел ему на колени. Князь Андрей начал сказывать ему сказку о Синей Бороде, но, не досказав, задумался. Он думал не об этом хорошеньком мальчике-сыне в то время, как он его держал на коленях, а думал о себе. Он с ужасом искал и не находил в себе ни раскаяния в том, что он раздражил отца, ни сожаления о том, что он (в ссоре в первый раз в жизни) уезжает от него. Главнее всего ему было то, что он искал и не находил той прежней нежности к сыну, которую он надеялся возбудить в себе, приласкав мальчика и посадив его к себе на колени.

Ну, рассказывай же, - говорил сын. Князь Андрей, не отвечая ему, снял его с колон и пошел из комнаты.

Как только князь Андрей оставил свои ежедневные занятия, в особенности как только он вступил в прежние условия жизни, в которых он был еще тогда, когда он был счастлив, тоска жизни охватила его с прежней силой, и он спешил поскорее уйти от этих воспоминаний и найти поскорее какое-нибудь дело.

Ты решительно едешь, Andre? - сказала ему сестра.

Слава богу, что могу ехать, - сказал князь Андрей, - очень жалею, что ты не можешь.

Зачем ты это говоришь! - сказала княжна Марья. - Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M-lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… - Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.

Ах, боже мой! Боже мой! - сказал он. - И как подумаешь, что и кто - какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! - сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.

Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m-lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.

Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, - сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. - Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди - орудие его. - Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. - Горе послано им, а не людьми. Люди - его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.

Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, - сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», - подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.

Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним; но князь Андрей отвечал, что он, вероятно, скоро приедет опять из армии, что непременно напишет отцу и что теперь чем дольше оставаться, тем больше растравится этот раздор.

Adieu, Andre! Rappelez-vous que les malheurs viennent de Dieu, et que les hommes ne sont jamais coupables, [Прощай, Андрей! Помни, что несчастия происходят от бога и что люди никогда не бывают виноваты. ] - были последние слова, которые он слышал от сестры, когда прощался с нею.

«Так это должно быть! - думал князь Андрей, выезжая из аллеи лысогорского дома. - Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? - сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной! И прежде были все те же условия жизни, но прежде они все вязались между собой, а теперь все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею.

Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой - как говорили - они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.

Князь Андрей нашел Барклая де Толли, к которому он был назначен, на берегу Дриссы. Так как не было ни одного большого села или местечка в окрестностях лагеря, то все огромное количество генералов и придворных, бывших при армии, располагалось в окружности десяти верст по лучшим домам деревень, по сю и по ту сторону реки. Барклай де Толли стоял в четырех верстах от государя. Он сухо и холодно принял Болконского и сказал своим немецким выговором, что он доложит о нем государю для определения ему назначения, а покамест просит его состоять при его штабе. Анатоля Курагина, которого князь Андрей надеялся найти в армии, не было здесь: он был в Петербурге, и это известие было приятно Болконскому. Интерес центра производящейся огромной войны занял князя Андрея, и он рад был на некоторое время освободиться от раздражения, которое производила в нем мысль о Курагине. В продолжение первых четырех дней, во время которых он не был никуда требуем, князь Андрей объездил весь укрепленный лагерь и с помощью своих знаний и разговоров с сведущими людьми старался составить себе о нем определенное понятие. Но вопрос о том, выгоден или невыгоден этот лагерь, остался нерешенным для князя Андрея. Он уже успел вывести из своего военного опыта то убеждение, что в военном деле ничего не значат самые глубокомысленно обдуманные планы (как он видел это в Аустерлицком походе), что все зависит от того, как отвечают на неожиданные и не могущие быть предвиденными действия неприятеля, что все зависит от того, как и кем ведется все дело. Для того чтобы уяснить себе этот последний вопрос, князь Андрей, пользуясь своим положением и знакомствами, старался вникнуть в характер управления армией, лиц и партий, участвовавших в оном, и вывел для себя следующее понятие о положении дел.

Марина ОХЛОПКОВА

Марина Юрьевна ОХЛОПКОВА (1971) - учитель русского языка и литературы. Живёт в г. Дубна Московской области.

Путь духовных исканий князя Андрея

Карточки-задания для повторения к выпускному экзамену в 11-м классе

Многие педагоги (и со страниц «Литературы» в том числе) говорят о том, что в последнее время появилась опасная тенденция - “знать” литературу, не читая художественных произведений. Что скрывать, и у меня были (а может быть, и есть) ученики, имеющие хорошие оценки по литературе и признававшиеся (после окончания школы), что они прочитали далеко не все программные произведения. Сразу оговорюсь: речь сейчас не о причинах “нечитания”. Как сделать так, чтобы ученик прочитал текст, попытался осознать его и сделал вывод из прочитанного, чтобы он не отсиживался на уроке, старательно пряча глаза, а всё-таки принял участие в обсуждении того или иного вопроса? Думается, что следует давать небольшие понятные, посильные индивидуальные задания, выполняя которые нужно внимательно читать и анализировать текст произведения. Задания могут быть оформлены в виде карточек для индивидуальной работы. Вот, например, как строится работа по ставшей уже традиционной теме «Путь духовных исканий князя Андрея Болконского».

1. К уроку на эту тему даётся задание всему классу перечитать определённые главы, связанные с жизнью князя Андрея.

2. Некоторые ученики получают задание-карточку.

3. На уроке они отвечают на предложенные им в карточке вопросы, зачитывают продуманный дома вывод, класс дополняет их выступление, корректирует вывод, который потом всеми записывается в тетрадь. Таким образом, у нас получается своеобразный план по данной теме.

Возможно, такая форма работы несовершенна. Можно, наверное, упрекнуть меня в том, что ученик будет знать только “свой” вопрос. Для того чтобы этого не произошло, я и прошу предварительно прочитать все главы, относящиеся в данной теме, а потом записать каждый вывод.

Хотелось бы, чтобы другие учителя поделились опытом, как они добиваются того, чтобы ученики читали именно художественный текст, а не “краткие пересказы”.

В ходе повторения тех или иных тем по роману Льва Толстого «Война и мир» учащимся предлагается перечитать определённые главы, в данном случае необходимые для указанной темы.

Чтобы им было легче ориентироваться в большом по объёму произведении, даём им индивидуальные карточки-задания, в которых содержатся вопросы, ориентирующие их на работу с текстом романа (указываются главы).

На уроке идёт обсуждение ответов учащихся, их суждений и выводов. В совокупности вопросы, данные в карточках, представляют собой примерный план для написания сочинений по теме.

№ 1. Князь Андрей у Шерер (т. 1, ч. 1, гл. 3–5)

1. Выпишите словосочетания, которые передают настроение князя Андрея.

(“Усталый, скучающий взгляд”; “все бывшие в гостиной надоели ему”; “смотреть на них и слушать их было очень скучно”.)

2. Найдите, какое выражение лица было у князя Андрея, когда он обращался к гостям Шерер, к жене и к Пьеру (гримаса - “неожиданно-добрая и приятная улыбка”) . Как вы думаете, почему улыбка князя при обращении к Пьеру была “неожиданно - добрая”?

3. Почему во время спора Пьера с виконтом князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку?

4. Почему разговор о Наполеоне, который ведут гости и который потом продолжит Пьер, князю Андрею не интересен? Разве он втайне не мечтал повторить путь Наполеона?

(“Не интересовался, видимо, этими отвлечёнными разговорами”; понимал, что среди гостей только Пьер говорит искренне - “Нельзя… везде говорить то, что только думаешь”.)

5. Эпизод отъезда гостей. Почему, когда Ипполит пытался ухаживать за Лизой, “у князя Андрея глаза были закрыты: так он казался усталым и сонным”? Обратите внимание на его тон, когда он обращается к Ипполиту и к Пьеру.

(“Сухо-неприятно обратился” - “ласково и нежно проговорил”.)

6. Сделайте вывод. Как ведёт себя князь Андрей у Шерер и почему?

№ 2. Взаимоотношения князя Андрея с женой (т. 1, ч. 1, гл. 3, 6, 25)

1. Выпишите цитаты, характеризующие отношения князя Андрея с женой у Шерер и дома (т. 1, ч. 1, гл. 3, 6). Как маленькая княгиня обращалась к мужу? О каких отношениях между супругами свидетельствуют выписанные вами цитаты?

(Андрей: холодная учтивость, “медленно проговорил”, “сухо сказал”, “учтиво, как у посторонней, целуя руку”; Лиза: говорила дома, так же, как и в гостях, по-французски; “тоном, каким она обращалась и к посторонним”, “капризно-игривый тон, каким она говорила с Ипполитом в гостиной и который так, очевидно, не шёл к семейному кружку”.)

2. Как характеризует отношения невестки и сына старый князь (гл. 25)?

(“Плохо дело, а?.. Да нечего делать, дружок… они все такие, не разженишься. Ты не бойся, никому не скажу, а ты сам знаешь”.)

3. Как характеризует отношения с женой сам князь Андрей в разговоре с сестрой (гл. 25)? Почему некоторые слова выделены курсивом?

(“…Я ни в чём не могу упрекнуть мою жену , не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чём себя не могу упрекнуть к ней… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…”)

4. Что говорит о своей женитьбе князь Андрей Пьеру (гл. 6)?

(“Никогда, никогда не женись, мой друг… А то пропадёт всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам…”)

5. Почему князь Андрей идёт на войну (те причины, о которых он говорит Пьеру)?

(“Эта жизнь [то есть гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество], которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!”; он незаурядный человек и знает это; способен на большее, чем растрачивать свою жизнь по мелочам.)

6. Сделайте вывод. Каковы отношения князя Андрея с женой? Почему они оба несчастны?

№ 3. Князь Андрей в армии

1. Как внешне изменился князь Андрей, находясь в армии (т. 1, ч. 2, гл. 3)? Почему?

(“Не было заметно прежнего притворства, усталости и лени”; нет времени думать, какое впечатление производит на окружающих; довольство собой и окружающими.)

2. Отношение к нему Кутузова и товарищей-сослуживцев (гл. 3).

(Кутузов: отличал, давал более серьёзные поручения; “Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчинённого” - из письма к отцу Андрея. Отношения сослуживцев: одни - слушали, восхищались, подражали; другие - считали надутым, холодным, неприятным.)

3. Отношение князя Андрея к делу. Почему так рассердился он на глупую шутку Жеркова?

(Полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела.)

4. Тайные мечты князя Андрея - главная причина того, что он на войне (т. 1, ч. 3, гл. 12).

(“…Хочу славы, хочу быть известным людям”.)

5. Подвиг князя Андрея (гл. 16). Прокомментируйте выделенные слова: “Но прежде чем он [Кутузов] договорил это слово, князь Андрей, чувствуя слёзы стыда и злобы , подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени… «Вот оно!» - думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль , очевидно направленных именно против него”. Почему он испытывал такие, казалось бы, противоречивые чувства: стыд, злобу, наслаждение?

6. Сделайте вывод. Почему переменился князь Андрей, находясь в армии, и в чём истинные причины того, что он оказался на войне?

№ 4. Значение образа Тушина для понимания смысла идейных исканий князя Андрея

1. Первая встреча с Тушиным (т. 1, ч. 2, гл. 15). Каким предстаёт перед князем Андреем Тушин? (Выпишите цитаты.)

(Маленький, грязный, худой, без сапог, комическая фигурка - большие, умные, добрые глаза; “что-то особенное, совершенно не военное… чрезвычайно привлекательное…”)

2. Вторая встреча с Тушиным на батарее (т. 1, ч. 2, гл. 20). Какие чувства испытывал Тушин во время боя?

(“Детская радость”; “становилось всё веселее и веселее”; “не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха”; “состояние, похожее на… бред или состояние пьяного человека”.)

Какие детали выделяет Толстой во внешности Тушина?

(“Маленький человек”; “слабые, неловкие движения”; “маленькая ручка”; “слабый, тоненький, нерешительный голосок”.)

Каким он сам представлял себя?

(“Огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра”.)

Почему чопорный и брезгливый со многими князь Андрей, уезжая с батареи, протягивает Тушину руку?

3. Третья встреча с Тушиным в штабе (гл. 22).

Как выглядел Тушин?

(Сконфуженный, споткнулся о древко знамени; “дрожащая нижняя челюсть”; боязнь “грозного начальства”; “как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору”.)

4. Почему Толстой наделил Тушина такой “негеройской” внешностью?

6. Сделайте вывод. Каким рисует Толстой капитана Тушина и какое значение имеет этот образ для понимания смысла нравственных исканий князя Андрея?

№ 5. Ранение князя Андрея. Разочарование в прежних мечтах

1. Ранение в бою. Небо Аустерлица. Какое оно?

(“Неизмеримо высокое… бесконечное”; тихое, спокойное и торжественное.)

Что привлекло князя Андрея в нём?

(Люди на его фоне кажутся маленькими со своими мелочными заботами - “с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист”; “всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба”.)

2. “Встреча” с Наполеоном после ранения на поле боя (ч. 3, гл. 19)?

Каково прежнее отношение князя Андрея к Наполеону (ч. 2, гл. 10)?

(“Он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя”; “Что за необычайная гениальность!.. И что за счастье этому человеку”.)

3. Как он теперь относится к своему герою и почему?

(Его слова как “жужжание мухи”, “маленький, ничтожный человек”; он “так иначе понимал её [жизнь] теперь” - изменился взгляд на цель в жизни.)

4. “Встреча” с Наполеоном в госпитале (гл. 19).

Почему князь Андрей не ответил на вопрос Наполеона?

(“Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, - что он не мог отвечать ему”.)

Обратите внимание на эпитеты, характеризующие Наполеона и интересы его.

(Интересы - ничтожны, герой - мелочен, тщеславие - мелкое.)

5. Почему мечты о славе теперь кажутся князю Андрею ничтожными? Какой он теперь видит свою жизнь?

(Ничтожно не только величие, ничтожна и жизнь, “которой никто не мог понять значения”, ничтожна и сама смерть, “смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих”; “Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах”.)

6. Сделайте вывод о том, как изменилось представление князя Андрея о смысле человеческой жизни и что послужило причиной этого изменения.

№ 6. Князь Андрей в Лысых Горах

1. Встреча с Пьером. Перемены в князе Андрее глазами Пьера (т. 2, ч. 2, гл. 11).

(“Взгляд… потухший, мёртвый”; “сосредоточенность и убитость”; “долгое сосредоточение на чём-то одном”.)

2. Что говорит князь Андрей о переменах в своих взглядах на жизнь?

(“…Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чём больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым”; “жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызение совести и болезнь), вот вся моя мудрость теперь”; “Я жил для славы… для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя”.)

3. Что понимал под “жить для одного себя” князь Андрей? Чем он занимался (т. 2, ч. 2, гл. 8; т. 2, ч. 3, гл. 1)?

(“…Твёрдо решил не служить; и когда началась война и все должны были служить… принял должность под начальством своего отца по сбору ополчения”; “строился” в Богучарово; усердно следил за “внешними событиями мира”, “занимался критическим разбором… двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений”.)

4. Взгляд князя Андрея на крестьян, на крепостное право. Его практические шаги в этом направлении (т. 2, ч. 3, гл. 11; т. 2, ч. 3, гл. 1).

(“…Физический труд для него (мужика) есть такая же необходимость… как для… меня труд умственный”; “не нужно лишать его животного счастья”; освобождение нужно не для мужиков, а для тех людей, “которые гибнут нравственно, наживают себе раскаяние, подавляют это раскаяние и грубеют оттого, что у них есть возможность казнить право и неправо”; 300 человек перевёл в вольные хлебопашцы, заменил барщину оброком, учёная бабка для помощи родильницам, священник за жалованье обучал грамоте детей.)

5. Разговор с Пьером на пароме. Почему свидание с Пьером для князя Андрея “было эпохой, с которой началась… во внутреннем мире его новая жизнь” (гл. 7)?

(Пьер: “Надо жить, надо любить, надо верить”.)

№ 7. Ночь в Отрадном

1. Первая встреча со старым дубом. Какие детали в описании дуба выделяет Толстой (т. 2, ч. 3, гл. 1)?

(Обломанные сучки и кора; заросший старыми болячками; неуклюже и несимметрично растопыренные руки и пальцы; старый, сердитый, презрительный урод - а вокруг улыбающиеся берёзы.)

Почему дуб привлёк внимание князя Андрея?

(“Дуб, с которым мы были согласны”.)

2. Первая встреча с Наташей.

(“Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая… девушка…”)

Почему, когда князь Андрей увидел счастливую девушку, “ему вдруг стало отчего-то больно” (гл. 2)?

3. Князь Андрей становится нечаянным слушателем ночного разговора Наташи и Сони. Почему после, казалось бы, незначительного, не относящегося к князю Андрею эпизода “в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд” (гл. 2)?

4. Вторая встреча с дубом. Что изменилось (гл. 3)?

(“Весь преображённый”; “сочная, тёмная зелень”; “дуб… млел, чуть колыхаясь в лучах солнца”…)

Какое значение для понимания того, что происходит с князем Андреем, имеет образ дуба?

5. Прокомментируйте фразу: “Все лучшие минуты его жизни в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотой ночи, и эта ночь, и луна…” Что объединяет эти события и почему эти минуты названы лучшими в жизни?

6. Сделайте вывод. Как князь Андрей решил изменить свою жизнь? Какие события и почему именно эти, незначительные на первый взгляд события повлияли на решение князя?

(“…Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех отражалась она и чтобы все они жили со мной вместе”.)

№ 8. Князь Андрей на государственной службе. Общение со Сперанским

1. Какие чувства испытывал князья Андрей, вновь появившись в свете (т. 2, ч. 3, гл. 5)?

(“Подобно тому, какое он испытывал накануне сражения”.)

2. Что поразило князя Андрея во внешности Сперанского (гл. 5)?

(Спокойствие; “самоуверенность неловких и тупых движений”; “твёрдый и мягкий взгляд”; “твёрдость ничего не значащей улыбки”; “нежная белизна лица”; “необыкновенно пухлые, нежные и белые руки.)

Чем увлечение Сперанским у князя Андрея похоже на увлечение Наполеоном?

(“Недавно ничтожный семинарист”, “теперь в руках своих имевший судьбу России”.)

3. Что не нравилось ему в Сперанском (гл. 6)?

(“Холодный, зеркальный, не пропускающий себе в душу взгляд”; “белая, нежная рука”; “слишком большое презрение к людям”…)

4. Чем он занимался на службе? Как и почему именно так стал относиться к своей службе князь Андрей после бала (гл. 18)?

(“Ему стало удивительно, как мог он так долго заниматься такой праздной работой”.)

5. Сделайте вывод. Почему сначала князь Андрей уезжает из деревни, чтобы “принять деятельное участие в жизни”, а потом разочаровывается в государственной службе?

№ 9. Отношения с Наташей Ростовой

1. Чем Наташа привлекла внимание князя Андрея?

Первая встреча в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. 2).

Знакомство на балу (т. 2, ч. 3, гл. 18).

Первый визит к Ростовым (т. 2, ч. 3, гл. 19).

(“…Чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей”.)

2. Как после встречи с Наташей изменился внешне князь Андрей, изменилось его отношение к жизни (гл. 19, гл. 22)?

(“Сияющее, восторженное и обновлённое к жизни лицо”; “в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее”; “надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым”...)

3. Как отнеслись к условию отца (отложить свадьбу на год) князь Андрей и Наташа? Как вы думаете, можно ли было предвидеть, что Наташа и князь Андрей не будут вместе?

4. Отказ Наташи от предложения князя (т. 2, ч. 5, гл. 21).

Как князь Андрей ведёт себя после известия об отказе Наташи? Сделайте вывод о его чувствах.

5. Сделайте вывод. Как повлияли на князя Андрея отношения с Наташей?

№ 10. Князь Андрей на войне 1812 года

1. Почему князь Андрей не попросил разрешения остаться при особе государя, а попросил позволения служить в армии? Что он думает сейчас о движущей силе сражения (т. 3, ч. 1, гл. 11)?

(Раньше князь Андрей думал, что исход сражения зависит от способностей полководца; сейчас он считает, что главной движущей силой является “дух войска”: “Заслуга в успехе военного дела зависит не от них (полководцев), а от того человека, который в рядах закричит: пропали, или закричит: ура! И только в этих рядах можно служить с уверенностью, что ты полезен!”)

2. Как относятся солдаты к князю Андрею и как князь Андрей относится к простым людям (т. 3, ч. 2, гл. 5)?

(“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили”. Но в то же время он отказывается от купания в пруду с солдатами и офицерами своего полка, не в силах подавить “самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде”.)

3. Свидание с Пьером накануне сражения. Почему князь Андрей уверен в победе (т. 3, ч. 2, гл. 25)?

(“...Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть”; “для меня назавтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться... и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит... что бы там ни было, мы выиграем сражение завтра. Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа... а от того чувства, которое есть во мне... в каждом солдате”. Это то чувство, которое Толстой называл “скрытой волной патриотизма”.)

4. Сделайте вывод. Что думает князь Андрей о движущей силе сражения, как понимает теперь свою службу, как относится к простым солдатам?

№ 11. Ранение и смерть князя Андрея

1. Как относился князь Андрей к Анатолю до своего ранения и после (т. 3, ч. 1, гл. 8; т. 3, ч. 2, гл. 25)?

(“Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли”. Князь Андрей любил в Наташе “душевную силу… искренность, эту открытость душевную”. А Курагину “ничего этого не нужно было. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которою он не удостоил связать свою судьбу”. “В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина... Князь Андрей вспомнил всё, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце”.)

2. Почему перед смертью князь Андрей с жалостью и любовью относится к своему врагу?

(Истинные отношения между людьми, которые должны быть, - отношения любви, причём любить надо не только близких, но и врагов. “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал...”)

3. Новая встреча с Наташей. Почему князь Андрей сейчас её любит “больше, лучше, чем прежде” (т. 3, ч. 3, гл. 32)?

4. Почему князь Андрей перестал бояться смерти (т. 4, ч. 1, гл. 16)?

(“...Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику”; “...Да, смерть - пробуждение”.)

5. Сделайте вывод. Как по-новому князь Андрей относится к миру?




Top