Весенний закат пламенный с пышными. Лабораторная работа «Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Лабораторная работа по русскому языку в 9 классе
по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Цель: выработка практических умений постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении
Общее задание для текстов
1. Выразительно прочитайте текст.
2.Определите тему и основную мысль текста.
3.Дайте определение ССП, назовите основные признаки ССП (простые предложения, входящие в его состав, по смыслу равноправны, связываются сочинительными союзами).
4.Найдите сложносочиненные предложения в тексте(ССП), выделите при этом грамматическую основу и докажите, что это ССП.
5.Укажите смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного.
6.Сделайте синтаксический разбор одного ССП, постройте схему.
Текст 1
Первая послевоенная весна на Дону была на редкость дружная. В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья. В степи, взломав лед, бешено взыграли речки, и дороги стали почти непроездны. В эту недобрую пору бездорожья пришлось мне ехать в соседнюю станицу. Пара лошадей еле-еле тащила тяжелую бричку. Колеса проваливались в перемешанный со снегом песок, и там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком, с трудом вытаскивая ноги из наезженной колеи. По обочинам дороги еще держался блестевший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Наконец-то мы добрались до переправы через речку. Хутор раскинулся в стороне, и возле причала стояла тишина. От воды тянуло сыростью, а из степей, потонувших в сиренево-сизой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный аромат недавно освободившейся из-под снега земли. (М. Шолохов.)
Пример ответа:
В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья -это ССП, так как первая грамматическая основа-ветры подули, вторая -пески оголились. Связаны части соединительным союзом и;смысловые отношения последовательности.
Повествовательное, невосклицательное, состоящее из двух частей, связанных союзом и.1 часть-двусоставная, распространённая,полная, неосложненная;2 часть-двусоставная, распространённая,полная, неосложненная.
Задания для группы
1.Используя ССП, дополните описание внешности героя.
2.Объясните постановку знаков препинания при деепричастных оборотах.
3.Определите виды простых предложений по полноте грамматической основы, входящих в состав ССП.
Текст 2 (без знаков препинания) (для группы)
Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи зима не уступала но один теплый денек пересилил наконец и потекли ручьи запели птицы.Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах и между Жуковым и тою стороною все пространство сплошь было затоплено громадным заливом на котором там и сям вспархивали дикие утки. Весенний закат пламенный с пышными облаками каждый день давал что-нибудь необыкновенное новое невероятное. (А.П.Чехов)
Задания для группы
1.Найдите сначала осложненные простые предложения . (Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый день давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное)
2.Замените сложные предложения простыми, изменился ли текст?
Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи. Зима не уступала. Но один теплый денек пересилил, наконец. Потекли ручьи. Запели птицы.Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах. Текст упрощается и обедняется, теряется образность.
3.Переделайте простые предложения в ССП. Считаете ли вы это целесообразным?1 -Но вскоре зима кончилась, и потянуло теплом. Считаю, что безличное предложение удачно вписывается в смысловую и синтаксическую структуру текста, чего нельзя будет сказать об осложненном простом предложении в случае переработки его в ССП, так как употребление только сложных конструкций «загромождает» текст.
4.Подчеркните трудные для вас орфограммы.
5.Расставьте знаки препинания, обосновывая свой выбор.
Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи, зима не уступала, но один теплый денек пересилил, наконец, - и потекли ручьи, запели птицы ставлю запятые,т.к. это сложное предложение, состоящее из 5 простых, равноправных по смыслу. Вводное слово наконец также выделяю запятой. Тире указывает на быструю смену действия. Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах, и между Жуковым и тою стороною все пространство сплошь было затоплено громадным заливом, на котором там и сям вспархивали дикие утки.ССП. СПП.Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый день давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное. Обособленные определения, стоящие после определяемого слова, требуют запятых точно так, как и однородные определения необыкновенное, новое, невероятное
6.Составьте ССП предложение по данной теме, простые в котором не будут разделены пунктуационными знаками.
По утрам кусты и прошлогодняя трава еще серебрились инеем и лужи затягивало тонким, как стекло, льдом.
В зарослях малинника на опушке леса слышалось пение птиц и громкое ауканье детей.
Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края.
Работа с классом
1.Выразительное чтение текста
2.Прослушивание ответов по группам
3.Заполнение листов самооценки
Использованная литература:
1 . Конспет лекции.
2.Хабарова А.С. « Проведение лабораторных работ на уроках русского языка в 11-м классе».
3. Хамраева Е.А. «Русский язык для детей-билингвов:теория и практика».
4. Бураева Н.Н. «Роль лабораторных работ по русскому языку в формировании у учащихся старших классов лингвистического мышления».
О, какая суровая, какая длинная зима!
Уже с Рождества не было своего хлеба, и муку покупали. Кирьяк, живший теперь дома, шумел по вечерам, наводя ужас на всех, а по утрам мучился от головной боли и стыда, и на него было жалко смотреть. В хлеву день и ночь раздавалось мычанье голодной коровы, надрывавшее душу у бабки и Марьи. И, как нарочно, морозы все время стояли трескучие, навалило высокие сугробы; и зима затянулась: на Благовещение задувала настоящая зимняя вьюга, а на Святой шел снег.
Но, как бы ни было, зима кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи, зима не уступала, но один теплый денек пересилил наконец, – и потекли ручьи, запели птицы. Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах, и между Жуковом и тою стороной все пространство сплошь было занято громадным заливом, на котором там и сям вспархивали стаями дикие утки. Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый вечер давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное, именно то самое, чему не веришь потом, когда эти же краски и эти же облака видишь на картине.
Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собою. Стоя на краю обрыва, Ольга подолгу смотрела на разлив, на солнце, на светлую, точно помолодевшую церковь, и слезы текли у нее, и дыхание захватывало оттого, что страстно хотелось уйти куда-нибудь, куда глаза глядят, хоть на край света. А уж было решено, что она пойдет опять в Москву, в горничные, и с нею отправится Кирьяк наниматься в дворники или куда-нибудь. Ах, скорее бы уйти!
Когда подсохло и стало тепло, собрались в путь. Ольга и Саша, с котомками на спинах, обе в лаптях, вышли чуть свет; вышла и Марья, чтобы проводить их. Кирьяк был нездоров, задержался дома еще на неделю. Ольга в последний раз помолилась на церковь, думая о своем муже, и не заплакала, только лицо у нее поморщилось и стало некрасивым, как у старухи. За зиму она похудела, подурнела, немного поседела, и уже вместо прежней миловидности и приятной улыбки на лице у нее было покорное, печальное выражение пережитой скорби, и было уже что-то тупое и неподвижное в ее взгляде, точно она не слышала. Ей было жаль расставаться с деревней и с мужиками. Она вспоминала о том, как несли Николая и около каждой избы заказывали панихиду и как все плакали, сочувствуя ее горю. В течение лета и зимы бывали такие часы и дни, когда казалось, что эти люди живут хуже скотов, жить с ними было страшно; они грубы, нечестны, грязны, нетрезвы, живут не согласно, постоянно ссорятся, потому что не уважают, боятся и подозревают друг друга. Кто держит кабак и спаивает народ? Мужик. Кто растрачивает и пропивает мирские, школьные, церковные деньги? Мужик. Кто украл у соседа, поджег, ложно показал на суде за бутылку водки? Кто в земских и других собраниях первый ратует против мужиков? Мужик. Да, жить с ними было страшно, но все же они люди, они страдают и плачут, как люди, и в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы найти оправдания. Тяжкий труд, от которого по ночам болит все тело, жестокие зимы, скудные урожаи, теснота, а помощи нет, и неоткуда ждать ее. Те, которые богаче и сильнее их, помочь не могут, так как сами грубы, нечестны, нетрезвы и сами бранятся так же отвратительно; самый мелкий чиновник или приказчик обходится с мужиками, как с бродягами, и даже старшинам и церковным старостам говорит «ты» и думает, что имеет на это право.