Утренние лучи читать. Интегрированное занятие по рассказу К

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Другие школьники, другие программы, другая история...
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности -- усвоение фактов, дат, имен и др.
Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра способна решить еще одну проблему.
Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей.

Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организации формирования знаний, умений, навыков", можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлен; на формирование знаний, умений и навыков. Учитель, использующий игру организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не исключительно из своих соображений удобства, порядка целесообразности.
В процессе игры ребёнка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, ведущего. Ребёнок соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребёнок, являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.
Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении.
Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, психолого-педагогических возможностях, которые могут быть использованы на уроках истории.
Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Ф. И. Фракина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое - на пространственно-синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. «Образная память, способность сохранять длительное время впечатление от увиденного- это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями». При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный - левополушарный; с доминированием интуиции - правополушарный. Существует мнение, что школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному.
Игра же эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую ситуацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ. ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

Изучение нового материала - наиболее важная часть процесса обучения.
В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала. Изучение нового материала состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного из изучения нового материала. Организация изучения нового материала на уроке достигается:

Посредством устного изложения материала;
- посредством работы с печатным текстом;
- в процессе работы с наглядностью;
- в ходе практической работы учащихся.
Устное изложение исторического материала реализуется посредством таких приёмов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Устное изложение может стать рабочим элементом игры, её частью, либо выступить подготовкой к ней. Игра может вобрать в себя такие приёмы устного изложения, как сюжетно-образное повествование, художественное (картинное) описание, образная характеристика и др. Примером могут быть следующие игры: «Устный диафильм», «Три предложения», «Из уст в уста», «Древо познания», «Земский собор».
В игре «Древо познания» учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках пять разных вопросов и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «древу познания» (которое нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны небольшие прорези со вставленными скрепками).
А на следующем уроке, при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листочек (как будто срывают плод), читают вопрос и отвечают на него. Разберём эту игру по структурным элементам (по времени она разбивается на два урока). На первом уроке проходят следующие этапы игры: сообщение об игре, объяснение её правил и подготовка к ней. Именно эти этапы и существенны для изучения нового материала, остальные этапы и само игровое действо проходят при повторении пройденного.
При изучении нового материала очень большое значение имеет наглядность. Наглядность бывает изобразительная, предметная и условно-графическая. Игровые возможности наиболее реализуемы применительно к первым двум. Работа с наглядностью на уроке истории строится посредством наблюдения и анализа содержания наглядного объекта. Если учитель использует учебную картину, он добивается, чтобы школьники не просто «взглянули на картинку», а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа.
В традиционной методике такая работа может строиться на основе сюжетно-образного повествования или художественного описания по событийной картине. В рассмотрении типологической картины наиболее характерный приём-беседа, помогающая учащимся самостоятельно извлекать знания. Примером могут быть следующие игры: «Живая картина», «Экскурсия», «Китайские иероглифы». Игру «Экскурсия» можно проводить при необходимости внимательного рассмотрения репродукции картины, изображения скульптурной композиции или архитектурного памятника. Класс делится на несколько групп. Каждая из них за определённое время готовит содержание «экскурсии» о данном экспонате, но для разных групп экскурсантов:

первая группа - для детей старшей группы детского сада;
вторая группа - для школьников 5-го класса;
третья группа - для студентов вуза;
четвертая группа - для иностранных туристов.

После отведённого на подготовку времени (10 минут), от каждой группы выделяется представитель, который «проводит» такую экскурсию у доски, где вывешено изображение данного экспоната, а три - четыре человека из его группы играют роль экскурсантов.
Так, например, при изучении архитектуры второй половины XIX века, в основу игры могут лечь изображения Ленинградского (Николаевского) или Московского вокзалов, построенные К.А.Тоном. Учитель отсылает учащихся к тексту учебника, который содержит не конкретную информацию об этих постройках, а лишь обобщённые сведения о характерных особенностях архитектурных стилей того времени. Это ставит школьников в условия, в которых изображение вокзала используется как необходимый источник информации, на основе которого, в совокупности с тестом учебника, и выстраивается текст экскурсии.
Практическая работа на уроке используется не так часто в школьной практике. Обычно она занимает часть урока, реже - целый урок. Примерами практической работы могут быть: работа с контурной картой, конструирование макета или модели и др. Практические работы могут осуществляться с видеорядом и с компьютерными программами.
Игра и практическая работа соединяются в игре «Творческая лаборатория». В игре учащиеся делятся на 4 группы. Учащиеся получают игровые задания, выполняя которые они становятся сценаристами и актёрами, журналистами, художниками-иллюстраторами, историками-картографами. Группы получают карточки с соответствующими заданиями. Например, по теме «Движение декабристов» задания могут выглядеть следующим образом:

Создание мини-видеофильма (спектакля) - комментария по теме;
. создание исторического альманаха;
. создание исторической карты;
. написание сообщения о восстании, предназначавшегося для воображаемого помещения в газеты и для дипломатических представителей за границей (как правительство Николая I могло представить события декабря 1825 года иностранным государствам).
Желательно, чтобы темы этих четырёх заданий для 4 групп относились к разным историческим периодам декабристского движения.
Например: 1. Видеофильм «Собрание тайного общества «Союз благоденствия».
Сюжетом к фильму может стать эпизод, когда члены Союза принимают решение о самороспуске, замышляя освободиться от умеренных, колеблющихся, случайно попавших в общество людей, а после этого создать новую организацию, которая смело пойдёт на революционные преобразования. Фильм учащиеся могут снимать за пределами школы - в интерьерах изысканной обстановки музея, чьей-либо квартиры, в развалинах старого здания, на фоне пейзажей, передающих дух эпохи первой половины XIX века.
Учащиеся могут подумать о костюмах согласно моде этого периода, сами создать сценарий видеофильма. На уроке они показывают видеокассету классу (если нет видеокамеры, то это может быть небольшая сценка).
2. Создание исторического альманаха, посвящённого самому восстанию или периоду, начиная со времени организации Северного и Южного обществ до 14 декабря.
Перед тем, как подобное задание будет предложено учащимся, учителю целесообразно ознакомить их со следующей справкой.
Из Энциклопедического словаря. «Книговедение» - Альманахом называют:
а) непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т.д.;
б) сборники литературных произведений, часто объединённые по какому-либо признаку.
Из Словаря иностранных слов (сост. Михельсон, 1883. С. 41):
Альманах - … периодический сборник статей в прозе и стихах, с картинками. В России альманахи появились в конце XVIII века, особенно популярны стали в XIX веке. С 1823 по 1825 годы декабристами Рылеевым К.Ф. и Бестужевым А.А. издаётся альманах «Полярная звезда». Примером современного исторического альманаха может служить «Книга исторических сенсаций», - М., 1993
3. Историческая карта может быть посвящена ссылке декабристов. На карте России необходимо будет указать стрелками пути следования декабристов в Сибирь, а кружками разного цвета или мелкими фигурками:
а) города, через которые декабристы следовали в Сибирь;
б) места отбывания декабристами каторжных работ;
в) основные места, где жили декабристы на поселении и т.д. по усмотрению учащихся.
4. Этот вид работы учащихся может быть самостоятельной игрой «Проблемная ситуация». С её помощью происходит мотивация для работы с документальным материалом. Игра строится на создании проблемной ситуации для школьников. При изучении восстания декабристов в качестве проблемной может выступать ситуация, представленная учителем, следующим образом: «Представьте себе, что вы журналисты газеты «Санкт-петербургские ведомости».
На дворе 14 декабря 1825 года. Вам нужно написать сообщение о восстании, предназначающееся для помещения в газету и для дипломатических представителей за границей (как правительство Николая I могло представить события декабря 1825 года за рубежом)». Важно поставить проблему, довести до сведения ребят, в каком сложном положении оказался Николай I, которому не так просто было представить события, произошедшие в первый день его правления, за рубежом.
После представления работ учащихся можно прочитать действительное сообщение Николая I. После этого можно рассказать, что буквально через 3 дня властями было дано совсем другое толкование событий, и, таким образом, игра может вывести на серьёзную работу с документами. Игра, в данном случае, будет хорошей подготовительной и мотивационной основой.
Работа заканчивается обсуждением и выяснением научной значимости документов. При этом могут быть заданы следующие вопросы:
- Адекватно ли представлены события 14 декабря 1825 года в первом документе?
- Почему Николай I преуменьшает роль и размах событий?
- Что говорится в первом документе о численности восставших?
- В ком «бунтовщики» нашли себе поддержку?
- Говорится ли в документе о главных героях восстания?
- Какие цели ставили перед собой восставшие на самом деле?
- Известны ли были они правительству (хотя бы в общих чертах)?
- Как вы думаете, поверили ли этому сообщению иностранные дипломаты?
- Есть ли какие - то изменения в следующем документе?
- Что объявляется главной причиной «заговора»?
- Как можно понять фразу о «заразе, извне к нам занесённой»? Какие события проходили в Европе, на которые мог ссылаться Николай I?
- Какую историческую информацию вам удалось извлечь из этих документов?
Игра «Чистая доска»
Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы.
Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой».

ВАРИАНТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

К дидактическим играм на закрепление, повторение и обобщение исторического материала относятся как игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры. В свою очередь игры с правилами делятся на словесно-логические и игры - головоломки. Словесно - логические - это игры, в которых на основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов, вопросов, фраз, небольших отрывков текста. К этим играм школьников привлекает не только возможность выигрыша, но занимателен и сам процесс отгадывания, проявления сообразительности, смекалки, быстроты реакции.
Примерами словесно-логических игр могут быть игры: «Аукцион», «Исторический снежный ком», «Вассал-сеньор», «Реставрация», «Исторические пятнашки», «Историческая азбука», «Отгадай героя», «Отгадай термин», «Продолжи рассказ», «Ассоциации» и т. д.
Рассмотрим игру «Ассоциации». В этой игре может принимать участие, как весь класс, так и один человек. Ведущий называет какого-либо героя (или исторический термин). Например, Пётр I. Учащиеся класса должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой. Петр I может ассоциироваться с российским флотом, с Меньшиковым, но могут быть ассоциации не совсем понятные, например, с Иваном Грозным. В этом случае можно попросить объяснить, почему возникла такая ассоциация. Воображение у всех детей разное, и поэтому некоторые ассоциации могут быть далёкими от истории. В этом случае лучше не заострять на них внимание.
Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дальнейшем дифференцировать задания. Кроме того, проводя посредством этой игры работу по закреплению или повторению пройденного материала, учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо внимания учащихся. Если учитель заметил такой пробел, то после игры целесообразно выяснить и прокомментировать материал, оставшийся без внимания: «Ребята, с помощью ваших ассоциаций мы повторили с вами почти всё, что изучили о Петре I, но что же мы всё-таки пропустили?»
Игры - головоломки - это занимательные задачи и задания, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания. Побуждает школьников к этим играм стремление проявить смекалку, ловкость в умственной деятельности. К играм - головоломкам относятся такие, как: «Слово по вертикали», «Карты прошлого и настоящего», «Восстанови изображение», «Восстанови карту», «Проложи дорогу к храму», «Пирамиды» и другие.
Подробнее рассмотрим игру «Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Васко - да - Гама, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов.
Допустим, современный историк решил пройти тем же путём, каким когда-то шёл исследуемый им герой. По каким географическим пунктам ему надо следовать теперь? Игра позволяет осуществить связь времён прошлой и настоящей эпохи, углубить знания географической (исторической) карты.
В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отношения или материальные объекты - на основе своих жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов. Игры носят творческий характер. Именно новая позиция, в которую становится ребёнок (занять её он может благодаря тому, что воображает себя кем-то иным), создаёт привлекательность ролевой игры для детей и обеспечивает огромную побудительную силу деятельности ребёнка.
На этой основе происходит изменение эмоционального состояния, приобретение новых знаний, развитие навыков и умений игровой деятельности. Реализуя в воображаемых условиях игры какие-то действия, школьники берут на себя роли взрослых людей и действуют от их лица. У учебных ролевых игр есть особенность: чем лучше они подготовлены, тем они интересней и эффективней в дидактическом плане. Плохо подготовленная ролевая игра, когда ученики слабо знают свои роли и мало ориентируются в предлагаемой им игровой ситуации, не может быть эффективна в дидактическом плане.
Этим ролевая игра отличается от игры с правилами - последняя, после того, как её несложные правила усвоены учащимися, не требует подготовки и с успехом проходит тогда, когда учащиеся заранее не предупреждены о предстоящей игре. Комплексные игры включают в себя элементы, как ролевых игр, так и игр с правилами. К ролевым и комплексным играм относятся такие игры, как: «Музей», «Путешествие в прошлое», «Импровизация на тему…», «Интервью с историческими героями», «Светский салон XIX века», «Новый учитель», «Урок-суд» и так далее.
Подробнее можно рассмотреть игру «Интервью с историческими героями». Когда в основе изучаемого материала находится историческая личность, например: Иван Грозный, Пётр I, Александр Суворов, Степан Разин и другие, можно предложить инсценировать интервью с историческим героем. Это могут сделать два человека, один из которых герой, а другой - журналист, а также весь класс, если речь пойдёт о пресс-конференции.
Если участвует весь класс, то «исторический герой» заранее готовится: собирает максимум информации о том человеке, которого ему придётся играть, а «корреспонденты» должны заранее подготовить интересные вопросы. Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, даёт возможность отдельным учащимся глубоко изучить исторический материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа (доклад, реферат и пр.).
Подводя итог необходимо отметить, что игры при изучении нового материала и варианты дидактических игр на повторение, закрепление и обобщение исторического материала на уроках истории позволяют заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса, активизировать познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку.



ЗАЧЕМ:

заинтересовывать учащихся историей;

сделать урок интересным, увлекательным, запоминающимся.


Игра на уроке должна

обладать важнейшим признаком –

четко поставленной целью общения

и соответствующим ей

педагогическим результатом.


ИГРАТЬ –

это естественно


Классификация:

Игры для изучения нового материала;

  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обучающие игры;
  • релаксационные игры.

Игра средство активизации учебного процесса, способствующее умственному развитию.

Игра инструмент формирования личности, направляемая на развитие положительных ее качеств.

Игра форма самовыражения направленная на снятие напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.


Игра «ТЕЛЕГРАММА».

Прочитав текст, учащиеся передают/записывают

предложениями.

Лучшие предложения с точным содержанием.


Игра «Дерево мудрости»

Учащиеся к концу урока придумывают три разных по уровню сложности вопроса или задания на отдельных листочках.

Листочки сдаются учителю.

На следующем уроке листочки используются для проверки знаний.


Игра «Реставрация»

Есть текст/предложение по изучаемой теме записанный по отдельным предложениям (отдельных строках).

Затем текст разрезается на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение (слово).Полоски перемешиваются и помещаются в конверт.

Ученик должен восстановить текст (предложение).


Игра «Архив»

Текст с потертыми буквами/словами, сокращениями, условными обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов.

Учащимся необходимо восстановить текст и увеличить его.



Игра «Интервью»/ «Пресс-конференция»

О дин учащийся герой, другой – журналист (ы).

  • «Герой» заранее собирает максимум информации о том человеке, которого ему придётся играть.
  • «Журналист(ы)» должны заранее готовит интересные вопросы.

Игра «Ассоциация»

Произносить в слух или записывать слова, которые ассоциируется с заданным термином. Побеждает с большим количеством слов.


Игра «Снежный ком»

Учащиеся по очереди произносят термины по заданной теме.

Каждый следующий участник игры должен участник дополняет сказанное предыдущим учащимся.


Игра «Азбука»

Задается буква. Учащиеся должны по партам вспомнить за определенное время слова, начинающихся с этой буквы и тесно связанных с изучаемой темой.

Побеждает команда с самым длинным списком.


Игра «Герой»

  • Разрешается задавать друг другу вопросы, но ответы на них могут быть только: «да», «нет» или «возможно».

Игра «Продолжи»

Соседи по парте, по очереди должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение было последним, в то время как другой уже не сможет больше ничего вспомнить.


Игра «Анаграммы»

Учащиеся разгадывают термины с переставленными буквами. Им нужно восстановить порядок букв и написать получившееся слово.

барыня - рабыня

Нева-Вена

сенат - стена


Придумать Анаграммы по темам:

  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ
  • ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВНЕДРЕНИЯ В
  • СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
  • ИННОВАЦИИ В ШКОЛЕ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ
  • САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
  • НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ
  • ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
  • КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ.

Игра «Бычок»

Выбирается 3-6 учащихся слабо подготовленные по заданной теме.

Команды 2- 3 учащихся объясняют первым материал, которые по очереди переходят от группы к группе. После прослушивания всех команд учащийся должен пересказать услышанное и выбрать лучших репетиторов.


Игра «Невод»

Соседи по парте должны написать сочинение по заданной теме. Через определенной время обмениваются листами и продолжают сочинение соседа.


Игра «Заяц»

Учитель задает всему классу короткие вопросы. Учащиеся письменно отвечают на заданные вопросы. В конце игры учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют ответы с правильными. Кто больше набрал правильных ответов, тот выигрывает.


МОУ школа среднего (полного) общего образования

Уська-Орочского сельского поселения

Ванинского муниципального района

Хабаровского края

Творческий отчёт

Использование игровых форм проведения уроков истории для развития познавательного интереса школьников.

Красикова

Тамара Владимировна

Учитель истории и обществознания

С. Уська-Орочская

  • 2010

ВВЕДЕНИЕ 3

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9

Анализ условий достижения результата 9

Анализ результатов деятельности 28

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют различные разночтения. У В.П.Беспалько - педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является:

Цели обучения;

Средства педагогического взаимодействия;

Организация учебного процесса;

Ученик, учитель;

Результат деятельности.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, и в качестве системы способов, принципов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

С сентября 2009 г. вступила в силу государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2011гг.», целью которой является формирование следующих ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовить выпускников, способных:

Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения возникающих проблем, чтобы в дальнейшей жизни иметь возможность найти свое место;

Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

Грамотно работать с информацией;

Быть коммуникабельными, контактными, уметь работать сообща в различных социальных группах и в различных областях;

Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Современная школа уже не может ограничиваться лишь передачей некого объема знаний. Образование рассматривается сегодня как пространство для познания самого себя, для выработки стиля жизнедеятельности в информационном обществе, готовит активную, творческую, развивающуюся личность.

Педагогической технологией обычно называют направление педагогики, которое имеет целью повысить эффективность общеобразовательного процесса, достичь запланированных результатов обучения.

Немало важную роль в решении этих задач играет использование нестандартных уроков с игровой основой. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием: ролевые, деловые, игры – путешествия, игра – соревнование, игра – викторина, урок – аукцион, мини-олимпиада, урок – игра «Клуб знатоков».

В своей практике игровые технологии целенаправленно я применяю на протяжении 5 лет, после проведения игрового урока в 5 классе по теме « Первобытные охотники и собиратели». Данный урок был проведен в форме игры-путешествия по станциям и ребят захватил процесс путешествия.

Считаю, что актуальность данной технологии состоит прежде всего в том, что современная педагогика все больше и больше акцентирует свое внимание на ученике, заботиться о его становлении и утверждении как личности. Выявлен и обусловлен целый ряд условий, стимулирующих личностное развитие школьников в процессе обучения. Доказано, что такое развитие происходит в учебных ситуациях равноправного сотрудничества и диалогового общения, творческой и игровой деятельности учащихся, решения ими проблемных задач.

Сегодня психолого-педагогическая наука утверждает: для того чтобы учение было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, чему мы хотим его научить. А это всегда формируется в процессе деятельности через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. Каждый учитель стремиться, чтобы его уроки были интересными, запоминающимися, увлекательными, побуждали интерес к учению, предмету. Бытует мнение, что учителю достаточно хорошо знать предмет, интересно рассказать материал урока – и цель достигнута. Но это не так. Особенно в сегодняшней школе, которая не остается в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Требуется высокий уровень мотивации осознанной потребности в усвоении знаний, умений, навыков, чтобы школьник стал заинтересованным, активным на уроке. Одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся не только на творческо-поисковом уровне, но и на будничных шагах по изучению и усвоению фактов, дат, имен является дидактическая игра: актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, радио, компьютерные сети значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ науки с практикой, жизнью, окружающей действительностью.

Применение игровой технологии в моей практике явилось скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно.

Проблемы:

  • низкий познавательный интерес в обучении гуманитарных дисциплин;
  • разный уровень знаний, обученности и мотивации учащихся;
  • невысокий уровень самореализации школьников;
  • отсутствие умения превращать полученную информацию в знания;
  • неумение говорить, защитить разработанную тему.

В ходе работы я выявила основные противоречия между :

1) низким познавательным интересом в обучении гуманитарных дисциплин и потребностью общества в духовно развитом, грамотном, культурно образованном выпускнике;

2) требованиями к новому качеству образования выпускника, его умениям получать и применять знания на практике и несовершенством традиционных технологий обучения;

3) растущей нагрузкой на учащихся, связанной с увеличением объема научной информации по каждому предмету и современными рамками классно-урочной системы;

4) потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, общей культуры и конкурентоспособности, и невозможностью формирования основ этих качеств в рамках традиционной системы образования;

5) стремлением ученика к творческому саморазвитию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования этих навыков учащихся.

Считаю, что в рамках игровой деятельности можно решить эти проблемы, т.к. целью его является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной деятельности. Достоинствами игровой технологии являются высокая степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

Цель : достижение нового качества образования по гуманитарным предметам через игровую технологию обучения.

Гипотеза: если использовать игровую технологию в обучении, то повысится мотивация к гуманитарным предметам, будет развиваться творческое мышление и, как следствие, возрастёт качество знаний у учащихся по предметам, увеличится количество и качество участников конкурсов.

Объект: процесс обучения истории Древнего мира, истории Средних веков.

Предмет: применение игровых технологий в обучении.

Методы: теоретические – изучение и анализ мирового и отечественного опыта, анализ собственной педагогической деятельности, систематизация и обобщение; эмпирические – п едагогическое и психологическое наблюдения, анкетирование, тестирование, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, самооценка, сравнительный анализ.

Методические задачи:
Образовательные:
* Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
* Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников

* Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ (новых информационных технологий;

* Повысить уровень коммуникативной, интеллектуальной компетентностей учащихся;

* Формирование навыков самообразования и самоконтроля;

* Развитие коммуникабельности и умения сотрудничать;

* Формирование навыков передачи информации.


Развивающие:
* Развивать у учащихся творческое мышление.
* Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
Воспитательные:
* Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
* Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.
* Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Результативность: В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у учеников правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность учеников, повышает эффективность урока и качество знаний.

Прогнозируемый результат: переориентация учебно-воспитательной работы и работы учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности творческого характера; повышение количественного показателя успешности обучающихся: повышения качества знаний.

Дидактические принципы , на которых строится игровая технология: принцип гуманизма, научность, интегрированный подход, когнитивный подход, у чет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, п ринцип свободного выбора, принцип кооперации, к оммуникативный подход, с вязь с реальной жизнью.

Новизна моего опыта заключается в создании игровых уроков с применением ИКТ и мультимедиа.

Новизна – это адаптация авторских приемов обучения с использованием технологии проектной деятельности, с применением ИКТ и образовательных ресурсов Интернета к классно-урочной форме организации учебного процесса; апробация приемов по формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Рекомендации к использованию: результаты опыта имеют практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса, для методики преподавания истории, организации воспитательной работы. Опыт предназначен для учителей, занимающихся игровой технологией, а также для педагогов, имеющих учащихся с низкой познавательной активность.

Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Аналитическая часть

2.1. Анализ условий достижения результата

Воспитание и обучение человека - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, чтобы его раскрыть, обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

1) формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

2) реализовывали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки, такие как исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

3) формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

4) были приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

5) реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Выдающийся педагог Г.К. Селевко провел анализ педагогических технологий. Описал более 50 из них и сгруппировал их следующим образом:

1. Технологии, основанные на гуманизации учебного процесса (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.).

2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе опорных конспектов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.).

3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, индивидуализации учебного процесса, опережающего обучения, компьютерные (информационные) технологии.

4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева (известное как блочная система планирования), технология «Диалог культур» В.Е. Библера и С.Ю. Куртанова, технология теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича.

Сегодня практически любой учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано, на мой взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории.

Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием, прежде всего, усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Действительно, учитель в меру своих скромных возможностей пытается на уроке удивить школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока.

С другой стороны, перед современным учителем истории уже целое десятилетие стоят проблемы, навеянные пересмотром содержания предмета - альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, выбор пути развития в тот или иной период, прогнозирование событий и явлений, нравственно-этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщения к творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующей деятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию - это важные умения человека будущего.

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

  1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
  2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
  3. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
  4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
  5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
  6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.

Все игры познавательные. «Дидактические игры» - этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

В современной психологии разработано такое понимание сущности личности, согласно которому личностью является человек, обладающим определенным творческим потенциалом. Основой творчества, основой созидания нового является воображение.

Воображение может быть творческим и воссоздающим. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении исторических описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах и рассказах.

Творческое воображение отличается от воссоздающего тем, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие пути воображения преобладают в ее структуре. Если творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности. Воображение необходимо развивать. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Учитель истории может выступать в игре в следующих игровых ипостасях:

1) инструктора, который сводит свою роль к минимуму - объяснению правил игры и последствий игровых действий;

2) судьи-рефери, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят;

3) тренера -который дает задания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию;

4) председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь ход игры, в своих руках держит все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с реальной обстановкой.

Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты. Актеры принимают участие в сценах, проговаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания и принимают участие в обсуждении. Эксперты анализируют игру и каждого участника в отдельности, сравнивают моделируемую ситуацию с реальной.

Актеры воссоздают в процессе игры образ созданного в их сознании персонажа, осуществляют осознанные и целенаправленные игровые действия в соответствии с целью игры, ее сюжетной линией и содержанием роли. Актеры взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою позицию. Главная их задача - достоверно и эмоционально передать содержание изображаемого ими образа. Нередко они сопереживают своему герою.

Зрители осмысливают игровую задачу и сюжетную линию игры, выражают свое отношение к происходящему с помощью мимики, жестов, реплик, вопросов, смеха. В процессе разыгрывания ситуации зрители формулируют свою позицию по отношению к героям игры, соотносят увиденные образы с собственной системой ценностей, "вживаются" в игровой контекст и мысленно создают свой собственный план игры, ставят себя на место актеров.

Учебная игра продолжает оставаться одним из наиболее широко используемых мной в практике преподавания средств обучения. Игра для обучающегося важна, понятна, злободневна - это часть его жизненного опыта. Я, преподавая знания посредством игры, учитываю не только будущие интересы учеников, но и удовлетворяю сегодняшние. Используя игру, я организую учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ученика, а не из своих соображений удобства и порядка. Мною используется в каждой группе определенная система игр, прибегая к постепенному усложнению игрового материала и увеличению объема по сравнению с содержанием учебников. Продолжая учебную работу в игровой форме, добиваюсь прочных знаний. Обучение в игре происходит незаметно для обучаемого, т.е. все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на других уроках. В игре знания усваиваются через практику, ученики не просто заучивают материал, но рассматривают его с различных сторон, раскладывая его на многообразные логические ряды.

Однако во всех случаях я стараюсь подвести учащихся к пониманию объективности и закономерности исторического процесса, к установлению логических связей между историческими событиями, типологическими чертами культуры.

Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет учеников, обогащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой назидательности, создает в подростковом коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все ученики незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т. к. положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто обладает хорошей «кладовой памяти», а может с умом пользоваться ее богатствами.

В играх на уроке не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, вызывать положительные эмоции.

Я стремлюсь вызывать не только интерес учащихся к игре, но и добиваться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.

Важно определить место самого учителя в игре. Я становлюсь не только организатором игры, но и ее участником. Прокладывая путь к творческой работе учеников, я умело веду обучающихся в игру. Это не значит, что я навязывает игру вопреки желаниям коллектива. По мере того, как игры становятся более или менее постоянным занятием учащихся, я постепенно отхожу как бы на второй план. Но в группе я и высший авторитет, и судья во время возникающих споров, и обязательно активный рядовой участник игр. При подготовке к игре стараюсь продумывать и логически правильно составлять учебный материал, продумаю игровые ситуации. Аморфная игра, в которой нет острых ситуаций, нет напряжения, нет борьбы за первенство, не будет пользоваться популярностью в коллективе обучающихся.

Постепенное усложнение содержания, логическое включение нового, требующего расширения знаний и активизации мышления, способствует развитию устойчивого интереса к игре.

Но чрезмерно увлекаться играми на уроке не стоит, т. к. абсолютизация данного метода может привести к негативным последствиям разного рода. Я использую игру как возможность погружения в изучаемую эпоху, но параллельно с этим учу учеников выделять главное, составлять некую опору для себя.

В проведении урока-игры я придерживаюсь всех основных структурных компонентов урока:

Постановка учебной задачи;

Решение поставленной задачи;

Контроль;

Проверка знаний.

Важный материал представляю на уроке-игре наглядно. Ученик должен в ходе урока-игры оперировать понятиями, иметь возможность дать развернутый ответ (формирование речевой культуры), анализировать исторические ситуации, факты.

Таким образом, изучив опыт С.М. Шмакова и внедряя этот опыт в свою педагогическую деятельность, я выделяю следующие требования к организации игр в процессе обучения:

1) игра должна быть увлекательна и интересна;

2) игра должна вызывать у ученика только положительные эмоции;

3) игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной подготовке учащихся;

4) развивать умения, знания и навыки учащихся в учебной деятельности;

5) игровой материал должен быть построен логически и должен постоянно усложняться по мере усвоения;

6) в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками.

7) учитель - активный участник игры, а не сторонний наблюдатель.

По способу существования и выражения содержания в своей учебной деятельности я использую: игровые тренинги и упражнения, игровые анкеты, вопросники, тесты, соревнования, конкурсы, эстафеты, интерактивные игры.

Игра - вид активной деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно- оценочным поведением.

Такого рода активность возникает нечасто, она является следствием целенаправленной педагогической деятельности и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Игра по своей природе синтетична. Она органично объединяет эмоциональные и рациональные виды познавательной деятельности.

Функции игровой деятельности:

  1. Развлекательная. Доставлять удовольствие, пробудить интерес к изучаемому материалу.
  2. Коммуникативная . Освоение диалектики общения.
  3. Самореализации. Проявление личностных качеств.
  4. Игротерапевтическая. Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности.
  5. Диагностическая . Выявление отклонений от норм поведения, самопознание.
  6. Коррекция. Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
  7. Межнациональные коммуникации . Усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.
  8. Социализация. Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Педагогическая игра должна обладать важнейшим признаком – четко поставленной целью общения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игра выполняет следующие целевые ориентации:

  1. Дидактическая. Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.
  2. Развивающую . Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
  3. Воспитательную . Формируются нравственные, этические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности. Ребенок обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.

Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

Игры с правилами;

Ролевые игры;

Комплексные игровые системы (например КВН).

Также важна классификационная модель по структурным элементам урока в зависимости от дидактических целей игры:

Игры для изучения нового материала;

Игры ля закрепления;

Обучающие игры:

Релаксационные игры- пазы.

Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметным связям:

Историко-литературные;

Историко-филологические;

Историко-географические;

Историко-математические и т.д.

Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделять обучающиеся игры по источнику познания:

Игры на основе наглядности;

Игры на основе практической работы;

Игры на основе устного изложения учебного материала.

В определенных случаях важно разделять игры по коллективу участников:

На групповые;

Индивидуальные;

Диалоговые (парные)

Массовые.

Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении таковы:

  1. это мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная мотивация, так как мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности;
  2. в игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: Внимание, запоминание, восприятие, мышление.

Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи:

Развитие познавательного интереса к истории;

Глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися;

Активизация познавательной деятельности;

Создание условий для самовыражения личности;

Повышение творческого потенциала учащихся;

Разнообразие учебной деятельности;

Развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.

Приступим к рассмотрению места игры в организации учебного процесса. С

этой точки зрения можно выделить три основных типа: 1) элемент игры или игровой принцип организации части урока; 2) отдельное игровое задание; 3) урок-игра. Под заданием в данном случае понимается законченное действие или ряд действий ученика, подлежащих оценке учителем или другими урока.

Например, при ответе на поставленный вопрос учащийся ставит себя на место человека другой эпохи и отвечает от его имени, используются элементы инсценировки.

В теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" элемент игры используется при изучении законов Хаммурапи. Вначале ребята знакомятся с текстом законов, изучают их под руководством учителя (чтение и комментарии). Затем им предлагается представить себя судьями Вавилонского царства и разрешить конкретные ситуации. 2-3 ученика разыгрывают ситуации обращения в суд, а весь класс должен вынести решение в пользу того или иного участника на основании законов Хаммурапи.

Элемент игры часто используется при опросах. Например, в теме "Культура эпохи Возрождения" дается задание собрать "квартет" - 4 карточки, на которых изображены портрет деятеля культуры, описание его деятельности, картинка с изображением его произведения, фамилия и имя деятеля. Также при опросах используются такие игровые задания, как "четвертый лишний" и "соедини стрелками". Эти задания при их внешне игровой форме достаточно эффективны для развития аналитического мышления школьников.

2. Игровое задание.

Например, решение кроссворда, головоломки; изготовление каких-либо поделок, связанных с изучаемым периодом; инсценировка отрывка из исторического или художественного произведения.

Один из наиболее распространенных видов игровых заданий на уроках истории - составление и решение кроссвордов. Другой вариант - решение кроссворда дома с помощью родителей или товарищей.

Но больший интерес у учеников данного возраста вызывает составление кроссворда. Такое задание можно давать уже с первой темы курса истории древнего мира - "Жизнь первобытных людей", но в произвольной форме и бессистемном отборе содержания. По мере формирования умения составлять кроссворд задание усложняется конкретизацией темы кроссворда и увеличением количества используемых понятий (например, по темам "Древняя Греция" и "Древний Рим"). При оценке учитывается точность формулировок, раскрывающих заданное слово, правильность и аккуратность оформления, соблюдение всех требований к составлению кроссворда. Особый стимул к созданию правильных и сложных кроссвордов создает то, что оценивать составление и разгадывать содержание будут твои же одноклассники. Поэтому дух соперничества заставляет искать сложные слова, правильно их описывать, не допускать ошибок при оформлении.

Работа с кроссвордами проводится систематически в течение всего 5 и 6-го классов, что дает свои результаты. К 7-му классу у учеников на хорошем уровне формируется умение составлять кроссворд. Большинство овладевает умением разгадывать кроссворд не только коллективно, но и индивидуально. Дальнейшее формирование индивидуального умения разгадывать кроссворд продолжается в 7-8-х классах.

На уроке по теме "В древних Афинах" используется следующее игровое задание: после рассказа учителя о планировке города, о занятиях горожан класс "перемещается" в афинский район Керамик, превращается в ремесленную мастерскую. Каждый мастер выбирает сосуд для определенного назначения из предложенной таблички, в течение определенного времени изготавливает его из пластилина, ставит клеймо, затем устраивается торговля на рыночной площади с представлением своего изделия и объяснением, для каких целей этот сосуд используется. Лучшие работы используются потом на игровом уроке по теме "Культура Древней Греции".

На уроке по теме "Образование централизованного государства во Франции" инсценируется заседание Генеральных Штатов. По одному ученику назначаются представителями трех сословий. Они должны знать проблемы, права и обязанности своего сословия, реальное положение в составе Генеральных Штатов. Цель этого "заседания", которое ведет учитель или кто-то из подготовленных ребят, - обобщить знания класса о социальной структуре Франции XIV века и о причинах недовольства третьего сословия.

3.Урок-игра.

Чаще всего такие уроки проводят для повторения и обобщения изученного материала. Теперь обратимся к основным этапам урока-игры. Первый этап - подготовительный, он происходит собственно до проведения самого урока. В этот период готовится общий замысел и стратегия игры, пишется сценарий, план, проводится инструктаж участников, и собирается материальное обеспечение занятия. Учитель объясняет ребятам игровую задачу, распределяет среди них роли, учитывая игровые интересы и способности, дает необходимую дополнительную литературу, составляет опережающие задания и знакомит с ними детей. Учитель при необходимости проводит и индивидуальные консультации по подготовке к игре, обсуждает с участниками фрагменты сценария и корректирует его, руководит внешним оформлением занятия.

Второй этап уже происходит на самом уроке. Он называется вводным, ибо именно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи и возможности игры, роль отдельных участников и дает общее направление игре путем формулирования познавательного задания на весь урок. Именно на этом этапе учитель представляет участников. В эти минуты школьники вводятся собственно в игровое состояние, создается определенный настрой.

Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех учеников класса в игровое действие. Ребята в этот период как бы "проживают" ситуацию в ее игровом воплощении, действуют по определенным игровым правилам. Именно на этом этапе происходит развертывание игрового сюжета. Учитель координирует игровые действия, осуществляет опосредствованное руководство действиями участников, то есть регулирует ход занятия. При необходимости корректирует и выступления актеров, вовлекает большее число школьников в игру, кратко резюмирует по ходу их деятельность, поощряет словом активных игроков, обращает внимание на работу экспертов, не навязывая им своего мнения. Наибольшему вниманию учителя на этом этапе должна подлежать не деятельность актеров и экспертов, а зрителей, то есть всего класса.

На последнем оценочном этапе проводится вывод всего класса из игрового состояния, анализ проведенного занятия, оценка и самооценка участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий учеников. В то же время игровая ситуация и степень ее соответствия исторической реальности разбирается особо. Учитель предоставляет заключительное слово, раздает карточки для анализа игры, выслушивает экспертную группу. Кроме того, можно провести блиц- интервью и небольшое анкетирование для выяснения результатов игры.

Игровая форма позволяет актуализировать достаточно большой объем учебного материала. Однако это могут быть и текущие темы, особенно при изучении культуры.

В 5-6-х классах часто проводятся следующие уроки в форме игры: "Жизнь первобытных людей", "Древний Египет. Повторительно-обобщающий урок", "Древний Восток. Повторительно-обобщающий урок", "Реформы Солона", "Урок в афинской школе", "Культура Древней Греции", "Античная мифология", "История древнего мира. Повторительно-обобщающий урок". После перехода на концентры и "уплотнения" материала в 6-м классе пришлось ограничиться только повторительно-обобщающим игровым уроком по теме "Средние века в Европе".

Элементы игры и игровой принцип организации части урока эффективно использовать при изучении тем, которые требуют "вживания" в эпоху, когда ребенок пытается поставить себя на место человека другой страны и другого времени, пробует говорить от его имени. Это в первую очередь уроки по изучению культуры и быта народов разных цивилизаций.

Элементы игры помогают делать опрос более живым, интересным, даже увлекательным для ребят. И здесь огромную роль играет разнообразие игровых заданий.

Анализ результатов деятельности

Результативность своей деятельности я отслеживаю по следующим показателям:

Уровень сформированности познавательного интереса к предметам истории и обществознания;

Уровень обученности учащихся за три года;

Сформированность показателей учебной деятельности: продуктивность, компетентность, успешность;

Уровень развития личности учащихся;

Уровень самореализации школьников.

Для определения результативности деятельности, степени эффективности решения поставленных целей и задач используются мониторинговые исследования всего учебно-воспитательного процесса путём использования диагностических методик: «Определение уровня обученности и обучаемости учащихся» А.К.Маркова; «Сформированность компонентов учебной деятельности» Г.В.Репкина, Е.В.Заика; «Развитие творческих качеств личности» В. И. Андреева, «Коммуникативные склонности учащихся» Р. В. Овчаровой и другие.

Сравнительный анализ диагностических исследований показывает увеличение числа обучающихся, у которых наблюдается положительная динамика уровня сформированности познавательного интереса (Приложение 11). Анкетирование выявило, что сильная познавательная потребность наблюдается у 3 учащихся, умеренная -7, слабая отсутствует.

Результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. Проектная деятельность развивает компетентностные качества личности (внутренние результаты):

1) Аналитические умения: во время работы над проектами учащиеся научились составлять картотеку, работать с материалами музея, анализировать и сравнивать разные источники информации, систематизировать отобранный материал, выбирать основное.

2) Практические умения: создание мультимедиапроектов, буклетов, справочников.

3) Творческие умения: подготовка защиты проекта, создание занимательного материала в проектах (ребусы, кроссворды).

4) Коммуникативные умения: умение вести дискуссию, убеждать оппонентов, отвечать на вопросы, защищать собственную точку зрения, использовать наглядный материал, кооперироваться в группы, составлять краткий отчёт.

5) Социальные умения: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё и т.д.

Главный из ожидаемых результатов от проектной деятельности – это развитие творческих способностей юного исследователя, приобретение им новых знаний, умений и навыков. К положительным моментам следует отнести общеучебные умения и навыки, которые формируются в процессе исследовательской деятельности во время работы над проектом: поисковые (исследовательские) умения, рефлексивные умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные умения. А также общие исследовательские умения и навыки : умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи. По результатам диагностики в этой области за 3 года наблюдается развитие умений.

Проектная деятельность создает благоприятные условия для развития творческой личности. В анкетах учащиеся указывают, какие качества у них развились в процессе работы над проектами: целеустремлённость 74%, воля 35%, любознательность 48%, смелость 69%, решительность 26%, лидерство 13%, открытость 30%, самоконтроль 44%, активность 22%, чувство юмора 40%, воображение 48%, оригинальность 40%, увлечённость 58%, сообразительность 44%.

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» учащиеся ответили: правильно распределять время, анализировать собственные действия, презентовать результаты своего труда, доделывать всё до конца, достигать поставленной цели, рассматривать проблему с разных точек зрения.

Проектная часть

В 2009-2010 учебном году, являясь руководителем творческой группы по созданию и реализации в школе-интернате программы «Одарённые дети», я разработала программу и начала работать по ней, т. к. считаю, что эта программа позволяет реализовать современные образовательные задачи школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение нашей работы отметим, что для учеников 5-6-х классов игра как вид деятельности, в том числе и учебной, остается актуальной при выполнении ряда условий:

1.преобладание коллективных игр;

2.самостоятельная организация работы коллектива, распределение

социальных ролей в группе;

3.постепенный перенос акцента с внешней стороны игры (азарт, победа, проигрыш) на содержательную с целью усиления положительной мотивации на предмет;

4.переход от игр, в которых задает условия и ставит задачи учитель, к играм, где сами ребята определяют ряд условий, ставят перед собой и соперником задачи.

Выполнение этих условий позволит сделать игры органическим составляющим элементом образовательного процесса, учесть особенности внутренней самоидентичности учеников, оптимального влияния внешних условий на их развитие, а также подготовить ребят к новому этапу их развития - этапу критического, реального освоения окружающего социума.

Практика показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.

2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М., 1967.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

4. Драхлер А.Б. Сборник кроссвордов по истории древнего мира. М., 1994; Сборник кроссвордов по истории средних веков. М., 1996.

5. Игры на уроках истории: Из опыта работы учителей //Преподавание истории в школе. 1989. N4.

6. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М., 1983.

7. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории //Преподавание истории в школе. 1989. N4.

8. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории в 5-6-х классах //Преподавание истории в школе. 1987. N 4.

9. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. N 1.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии - М:1998

11. Чорнобай П.Д. Групповое обучение на уроках истории // Вопросы психологии. 1997. N 5.

12. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.

13. Короткова М.В. Нетрадиционные формы урока истории: игра и дискуссия - М: "Дрофа" 2004

14. Лопатюк Л.М.. Нестандартные уроки истории. 5-6 классы / Волгоград: Учитель - АСТ, 2004

15. Субботина М.А., Горячева И.Б. Игры и занимательные задания по истории / - М.: "Дрофа" 2003

16. Уколова И.Е. История Древнего мира: задания, тесты, задачи. -М:2005


Слайд 2

Игра - активный вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением.

Слайд 3

Игра-это естественная форма обучения, поэтому учитель организуя игру, исходит из естественных потребностей детей. В процессе игры осуществляется баланс между ребенком и взрослым человеком. В игре дети создают собственную реальность, творят свой мир.

Слайд 4

Функции игровой деятельности

Развлекательная Коммуникативная Самореализация Игротерапевтическая Диагностическая Коррекция Межнациональные коммуникации Социализация

Слайд 5

Педагогическая игра должна обладать важнейшим признаком – четко поставленной целью общения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Слайд 6

Дидактическая игра выполняет следующие целевые ориентации:

1) Дидактическую. Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат. 2) Развивающую.Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения. 3) Воспитательную. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности.

Слайд 7

Классификация по сущностной игровой основе:

Игры с правилами (например игра «Кто хочет стать миллионером»; Ролевые игры (например игра-суд); Комплексные игровые системы (например КВН)

Слайд 8

Классификация по структурным элементам урока

Игры для изучения нового материала; игры для закрепления; игры для проверки знаний; обучающие игры; релаксационные игры-паузы.

Слайд 9

Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи:

Развитие познавательного интереса к истории; Глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися; Активация познавательной деятельности; Создание условий для самовыражения личности; Повышение творческого потенциала учащихся; Разнообразие учебной деятельности; Развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.

Слайд 10

Игры при изучении нового материала

Игра «Три предложения». Это несложная игра с некоторыми правилами. В ее основе лежит логическая операция по выведению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Один из вариантов игры – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают его содержание тремя простыми Предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание.

Слайд 11

Игра «Дерево мудрости»

Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса и задания к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости» (красные задания – на «5», желтые –на «4», зеленые – на «3»); на следующих уроках при проверке знаний вызываемые ученики «срывают» плод или лист, читают вопрос и отвечают на него.

Слайд 12

Игра «Чистая доска»

Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах доски записывают вопросы, которые могут быть выражены как в обычной форме, так и схемой, датой, картой, картиной. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре: «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска осталась чистой».

Слайд 13

Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала

Игра «Реставрация».Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме. Записывается каждое предложение (слово) с новой строки. Оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем разрезается текст на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение (слово)..Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры, которая используется как индивидуальное задание. Ученик должен восстановить текст (предложение). Можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово («молодец», «правильно» и т.д.)

Слайд 14

Игра «Анаграммы»

Может быть сконструирована по любой теме, например по теме «Культура Древней Греции». В игре потребуется знание древнегреческих драматургов. Это имена драматургов, в которых нарушен порядок букв. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся имя. Например: ЛИСХЭ, ДИПИЭВР, НАФАСТИРО, ЛОФОКС (ЭСХИЛ, ЭВРИПИД, АРИСТОФАН, СОФОКЛ.) сложные Игра позволяет в увлекательной форме закрепить для запоминания слова.

Весна, весна красная…

Ответы к стр. 78 — 79


Константин Ушинский
Утренние лучи

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: к
у-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и зум-зум-зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

1. Кого разбудили солнечные лучи? Заполни таблицу.

2. О каком времени года говорится в рассказе?

О весне.

3 ∗ . Прочитай. Подчеркни слова, которые передают радость жаворонка от встречи с солнышком.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

4. Кого не разбудил солнечный луч? Найди ответ в тексте. Запиши.




Top