Так и жил михаил власов слесарь. «Евангелие социализма» от А.М

Начатая 28 декабря 1915 г. и закончившаяся к 12 марта 1916 г. семидесятипятидневная операция, называемая по конечному итогу ее Эрзерумской, состояла из двух самостоятельных и последовательных операций, имевших определенно поставленные цели: первая - нанесение коротким ударом поражения живой силе турок, а вторая — окончательный разгром 3-й турецкой армии, укрывшейся за верками крепости Эрзерум, и овладение последней. В общем Эрзерумская наступательная операция, проведенная в тяжелых зимних условиях на горном театре, представляет один из примеров доведенной до конца сложной операции, состоявшей из нескольких, вытекавших один из другого, этапов, закончившихся разгромом противника, потерявшего свою основную базу на передовом театре — крепость Эрзерум.

«НУ, ГОСПОДА, К ДЕЛУ»

26 января 1916 г. Юденич со своим штабом переехал в Гасан-калу, и к 12-ти часам дня собрал у старших начальников армии. Воспоминания об этом совещании оставил нам полковник Квинитадзе:

«Прекрасно помню картину; до сих пор вижу ее, как вчера. В столовой штаба армии собрались начальники: Калитин, Воробьев, Вадин и другие. Генерал Юденич обедает, иногда перекидывается словами, совершенно не относящимся к предстоящему бою. Кончили обедать. «Ну, господа, к делу.» Все насторожились и по-видимому приготовились долго слушать. Ведь берем Эрзерум! «Получили мой приказ о штурме Эрзерума? Так вот назначаю часом начала атаки 8 часов вечера 28-го января». И замолчал. Вот и вся речь для штурма.

Гробовое молчание. Очевидно ждали другого. Я сидел в далеком углу и наблюдал. Наконец генерал Калитин зашевелился и стал резко просить об отсрочке, указывая на неготовность; присоединился генерал X и другие. Молодчина генерал Воробьев молчал, - ни слова. «Хорошо, господа, откладываю на один день; начинайте в 8 часов вечера 29-го января». Что и говорить, - отсрочка знаменитая. Начальники осмелели и стали настаивать еще более. Генерал Юденич тряс головою: «Нет, нет, нельзя, имеем сведения - из Сиваса идут подкрепления; ни одного дня больше».

Генерал X встал и разрешился докладом. Начиналось так: «Я, по опыту Порт-Артура, по опыту действий под крепостями...» и пошел, и пошел. Генерал X стоял несколько сзади и не видел лица генерала Юденича. Я приготовился, ибо видел лицо генерала Юденича и главное нетерпение, столь знакомое нам, его подчиненным. Даже пальцами правой руки забарабанил по столу. «Ну, думаю, хватит сейчас». «У нас тоже есть опыт взятия укрепленных позиций», прервал доклад генерала X генерал Юденич и потом резко: «Будете стрелять - отлично, не будете - обойдемся без Вас». Наступило молчание. Просьбы об отсрочке сразу прекратились.

Обводя взором всех, генерал Юденич увидел и меня в углу. Очевидно прочел на моем лице полное сочувствие. «Что, Георгий Иванович, много снега на Каргабазаре?» Я показал рукой на шею. «Спуститесь?» «Надо», отвечаю. «Да, надо». И вот все. Совещание окончилось».

Масловский Е.В. Мировая война на Кавказском фронте 1914 - 1917 гг. Париж, 1933

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЕРАЦИИ

Продвижение русской армии в Турции к лету 1916. Нива №31, 1916

ПОСЛЕДНЯЯ НАГРАДА

Около полудня 2 февраля в штаб армии срочно прибыл командир единственного приданного армии авиаотряда военный летчик поручик Мейер. Он только что вернулся с воздушной разведки, и так спешил, что ворвался в штаб «даже не переодевшись, в кожаном костюме и шлеме». «От пережитого волнения его лицо передергивалось нервной судорогой. Его аппарат в морозном воздухе с трудом перелетел через гребень Деве-Бойну, чуть не касаясь его крыльями аэроплана; в аппарате было более 20 ружейных пробоин. Поручик Мейер доложил, что он заметил необычное движение на улицах Эрзерума и некоторое количество повозок, тянувшихся по дороге от Эрзерума на запад. У него сложилось впечатление, что начинается эвакуация тыловых учреждений».

Генерал Юденич, понял, что наступила минута кризиса, и немедленно отдал приказ об атаке по всему фронту. Все произошло именно так, как и предполагал командующий. Турки уже начинали оттягивать свои войска, и теперь русские полки один за другим врывались на плечах врага в неприступные форты. К ночи пал форт Чобан-деде, а на рассвете 3 февраля 1916 г., на пятый день операции, войска Кавказской армии подошли к Карским воротам города Эрзерума. Первым вошел в город с казачьей сотней есаул Медведев - старший адъютант штаба 1-го Кавказского корпуса. Русским досталась вся крепостная артиллерия и значительная часть полевой, а также большое количество продовольствия и боеприпасов. При штурме было захвачено в плен 235 турецких офицеров и около 13000 солдат. Было взято 9 знамен и 327 орудия.

Потери русских войск во время штурма исчислялись: офицеров - 27 убитых и 151 раненых; солдат - 943 убитых и 7265 раненых, контуженных и обмороженных. Всего же за всю Эрзерумскую операцию русские потеряли: офицеров - 64 убитыми и 336 ранеными и контуженными и солдат - 2275 убитыми и 14460 ранеными, обмороженными и контуженными. Утром того же дня генерал Юденич выехал на автомобиле в Эрзерум и, пересев из-за глубокого снега на перевале Деве-Бойна на лошадь из проходившей казачьей части, прибыл в Эрзерум, где отдал приказания о преследовании. В результате энергичных действий Сибирской казачьей бригады были захвачены в плен остатки 34-й турецкой дивизии, не считая нескольких тысяч пленных и многочисленных орудий.Через неделю в Эрзерум прибыл Великий Князь Николай Николаевич. «Он, - пишет генерал Штейфон, - подошел к выстроенным войскам, снял обеими руками папаху и поклонился до земли. Затем обнял и расцеловал Юденича».

В связи с вопросом о награждении генерала Юденича начальник штаба Верховного Главнокомандующего генерал Алексеев сразу после штурма Эрзерума запросил Великого Князя Николая Николаевича: «На случай, если Государь Император изволит обратиться ко мне, всепреданнейше испрашиваю указания Вашего Императорского Высочества для доклада по сему и как могли бы быть редактированы заслуги этого генерала в Высочайшем приказе». На этот вопрос Великий Князь телеграфом сообщил Императору Николаю II свое мнение о генерале Юдениче: «Заслуга его велика перед Вами и Россиею. Господь Бог с поразительной ясностью являл нам особую помощь. Но, с другой стороны - все, что от человека зависимо, было сделано. Деве-Бойна и Эрзерум пали благодаря искусному маневру в сочетании со штурмом по местности, признанной непроходимой. По трудности во всех отношениях и по результатам, взятие Эрзерума, по своему значению, не менее [важно] чем операции, за которые генерал-адъютант Иванов и генерал-адъютант Рузский были удостоены пожалованием им ордена Святого Георгия 2-й степени.
Моя священная обязанность доложить об этом Вашему Императорскому Величеству. Просить не имею права. Ген.-Адъютант Николай. Эрзерум, 8 февраля 1916 г.»

Ответная телеграмма гласила: «Очень благодарю за письмо. Ожидал твоего почина. Награждаю Командующего Кавказской Армией генерала Юденича орденом Святого Георгия 2-й степени. Николай». Официальное сообщение, отредактированное генералом Алексеевым, пришло 16 февраля 1916г.: «Государь Император, в 15-й день сего февраля, Всемилостивейше изволил пожаловать командующему Кавказской Армиею Генералу от Инфантерии Николаю Юденичу, орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, 2-й степени, в воздаяние отличного выполнения при исключительной обстановке боевой операции, завершившейся взятием штурмом Деве-Бойнской позиции и крепости Эрзерум. Подписал - Генерал от Инфантерии Алексеев. Скрепил - Генерал-Лейтенант Кондзеровский».

ЭРЗЕРУМ ГЛАЗАМИ ПУШКИНА

В сию минуту прискакал на Топ-даг князь Бекович, со вчерашнего дня находившийся в Арзруме на переговорах. Он объявил, что сераскир и народ давно согласны на сдачу, но что несколько непослушных арнаутов под предводительством Топчи-паши овладели городскими батареями и бунтуют. Генералы подъехали к графу, прося позволения заставить молчать турецкие батареи. Арзрумские сановники, сидевшие под огнем своих же пушек, повторили ту же просьбу. Граф несколько времени медлил; наконец дал повеление, сказав: «Полно им дурачиться». Тотчас подвезли пушки, стали стрелять, и неприятельская пальба мало-помалу утихла. Полки наши пошли в Арзрум, и 27 июня, в годовщину полтавского сражения, в шесть часов вечера русское знамя развилось над арзрумской цитаделию.

Раевский поехал в город - я отправился с ним; мы въехали в город, представлявший удивительную картину. Турки с плоских кровель своих угрюмо смотрели на нас. Армяне шумно толпились в тесных улицах. Их мальчишки бежали перед нашими лошадьми, крестясь и повторяя: Християн! Християн!.. Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия…

[Мы втроем начали беседовать], (как будто век были знакомы). [Собаки притихли], (оттого что никто посторонний не тревожил их покоя).

В данных предложениях выделите графически союзы (заключите их в овал), подчеркните грамматические основы, объясните роль союзов, определите состав союзов. Почему так составлены союзы?

[Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь иней зеленеет], и [речка подо льдом блестит]. [Мы подъехали к крепости], (куда входила наша артиллерия). То [солнце тусклое блестит], то [туча черная висит]. (Когда до тончайшей мелочи и весь день пред тобой на весу), [лишь знойное щелканье беличье не молкнет в смолистом лесу].

[Мы втроем начали беседовать], (как будто век были знакомы). [Собаки притихли], (оттого что никто посторонний не тревожил их покоя).

В данных предложениях выделите графически союзы (заключите их в овал), подчеркните грамматические основы, объясните роль союзов, определите состав союзов. Почему так составлены союзы?

[Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь иней зеленеет], и [речка подо льдом блестит]. [Мы подъехали к крепости], (куда входила наша артиллерия). То [солнце тусклое блестит], то [туча черная висит]. (Когда до тончайшей мелочи и весь день пред тобой на весу), [лишь знойное щелканье беличье не молкнет в смолистом лесу].

[Мы втроем начали беседовать], (как будто век были знакомы). [Собаки притихли], (оттого что никто посторонний не тревожил их покоя).

В данных предложениях выделите графически союзы (заключите их в овал), подчеркните грамматические основы, объясните роль союзов, определите состав союзов. Почему так составлены союзы?

[Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь иней зеленеет], и [речка подо льдом блестит]. [Мы подъехали к крепости], (куда входила наша артиллерия). То [солнце тусклое блестит], то [туча черная висит]. (Когда до тончайшей мелочи и весь день пред тобой на весу), [лишь знойное щелканье беличье не молкнет в смолистом лесу].

[Мы втроем начали беседовать], (как будто век были знакомы). [Собаки притихли], (оттого что никто посторонний не тревожил их покоя).

В данных предложениях выделите графически союзы (заключите их в овал), подчеркните грамматические основы, объясните роль союзов, определите состав союзов. Почему так составлены союзы?

[Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь иней зеленеет], и [речка подо льдом блестит]. [Мы подъехали к крепости], (куда входила наша артиллерия). То [солнце тусклое блестит], то [туча черная висит]. (Когда до тончайшей мелочи и весь день пред тобой на весу), [лишь знойное щелканье беличье не молкнет в смолистом лесу].

[Мы втроем начали беседовать], (как будто век были знакомы). [Собаки притихли], (оттого что никто посторонний не тревожил их покоя).

В данных предложениях выделите графически союзы (заключите их в овал), подчеркните грамматические основы, объясните роль союзов, определите состав союзов. Почему так составлены союзы?

[Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь иней зеленеет], и [речка подо льдом блестит]. [Мы подъехали к крепости], (куда входила наша артиллерия). То [солнце тусклое блестит], то [туча черная висит]. (Когда до тончайшей мелочи и весь день пред тобой на весу), [лишь знойное щелканье беличье не молкнет в смолистом лесу].

[Мы втроем начали беседовать], (как будто век были знакомы). [Собаки притихли], (оттого что никто посторонний не тревожил их покоя).

В данных предложениях выделите графически союзы (заключите их в овал), подчеркните грамматические основы, объясните роль союзов, определите состав союзов. Почему так составлены союзы?

[Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь иней зеленеет], и [речка подо льдом блестит]. [Мы подъехали к крепости], (куда входила наша артиллерия). То [солнце тусклое блестит], то [туча черная висит]. (Когда до тончайшей мелочи и весь день пред тобой на весу), [лишь знойное щелканье беличье не молкнет в смолистом лесу].

[Мы втроем начали беседовать], (как будто век были знакомы). [Собаки притихли], (оттого что никто посторонний не тревожил их покоя).

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Если у Григоренко загорелась веранда , дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Тестирование.

Простые и составные союзы

* Обязательно

Фамилия имя *

1. На какие группы делятся союзы по строению? *

1. простые

2. сочинительные

3. подчинительные

4. составные

2. Найдите предложения с простыми союзами. *

1. Он подошёл к окну, чтобы открыть его.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

3. Несмотря на непогоду, обозы двигались без остановок.

4. В сотый раз я пожалел, что не родился художником.

3. Какой союз является лишним, учитывая строение союзов? *

1. ввиду того что

2. до тех пор пока

4. в то время как

4. Укажите предложения с составными союзами. *

1. В сторожке всё сохранилось так, как было при жизни охотника.

2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.

3. Мама ушла, потому что её вызвали на работу.

4. По мере того как неприятель отступал, наши войска продвигались вперёд.

5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения. *

1. Либо кто-то из лётчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)

2. Ребята поужинали, но все ещё сидели у костра. (В. Рыбаков)

3. Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)

4. Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)

Рефлексия

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

6. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

7. Я смогу безошибочно найти союзы_________

8. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

9. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

10. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

6. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

7. Я смогу безошибочно найти союзы_________

8. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

9. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

10. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

6. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

7. Я смогу безошибочно найти союзы_________

8. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

9. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

10. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

11. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

12. Я смогу безошибочно найти союзы_________

13. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

14. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

15. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

11. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

12. Я смогу безошибочно найти союзы_________

13. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

14. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

15. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

11. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

12. Я смогу безошибочно найти союзы_________

13. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

14. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

15. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

16. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

17. Я смогу безошибочно найти союзы_________

18. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

19. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

20. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

16. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

17. Я смогу безошибочно найти союзы_________

18. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

19. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

20. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

16. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

17. Я смогу безошибочно найти союзы_________

18. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

19. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

20. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

21. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

22. Я смогу безошибочно найти союзы_________

23. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

24. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

25. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

21. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

22. Я смогу безошибочно найти союзы_________

23. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

24. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

25. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

21. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

22. Я смогу безошибочно найти союзы_________

23. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

24. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

25. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

26. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

27. Я смогу безошибочно найти союзы_________

28. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

29. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

30. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

26. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

27. Я смогу безошибочно найти союзы_________

28. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

29. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

30. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

26. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

27. Я смогу безошибочно найти союзы_________

28. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

29. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

30. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

31. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

32. Я смогу безошибочно найти союзы_________

33. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

34. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

35. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

31. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

32. Я смогу безошибочно найти союзы_________

33. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

34. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

35. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

Рефлексия

31. Я оцениваю свои знания данной темы на ___

32. Я смогу безошибочно найти союзы_________

33. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

34. Я смогу объяснить товарищу данную тему____

35. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5»

374. Перепишите, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений: определите состав предложения в целом (простое или сложное; слож- носочиненное, сложноподчиненное или смешанного типа; союзное или бессоюзное), укажите, какие обособленные второстепенные члены предложения входят в него. В слож- носочиненном предложении укажите связь предложений; в сложноподчиненном - главную часть и вид придаточной, к какому слову в главной части относится придаточная, на какой вопрос отвечает, как связана с главной частью; если имеется несколько придаточных, то каков тип подчинения (последовательное или соподчинение, т. е. параллельное).

1. Много должна была я сносить во многом уступать многого не видеть между тем как моё самолюбие при- лежно замечало малейший оттенок небрежения. (П.) 2. Один из священнодействующих тут же находившихся приносивший с таким усердием жертвы Фемиде что оба рукава лопнули на локтях и давно полезла оттуда под- кладка за что и получил в своё время коллежского реги- стратора прислужился нашим приятелям как некогда Вергилий прислужился Данту и провёл их в комнату присутствия где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом за зеркалом и двумя толстыми книга- ми сидел один как солнце председатель. (Г.) 3. Княжна никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанною Пьеру к досаде и удивлению своему после короткого пребывания в Орле куда она приехала с намерением доказать Пьеру что не- смотря на его неблагодарность она считает долгом хо- дить за ним княжна скоро почувствовала что она его любит. (Л. Т.) 4. Попроси только он у дяди и ему да- дут такое же доходное место как у моего мужа. (Остр.) 5. Конец рассказа она вела таким возвышенным угро- жающим тоном и всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нота. (М. Г.) 6. Уля любила мать и отца и как это бывает в юности она не то что не думала а не могла представить себе что в самом деле придёт такая минута жизни когда надо будет самостоятельно решать свою судьбу отдельно от семьи. (Фад.) 7. По голосу его по то- му как он вдыхал запах речной воды оглядывался по сторонам и засмеялся когда пароход дал за поворотом короткий гудок и ночное эхо начало перекатывать этот гудок всё дальше пока не занесло в заокеанские леса я понял что Зуев не хочет торопиться только потому что с необыкновенной и какой-то изумительной радо- стью ощущает себя в привычных местах. (Пауст.) 8. Будет время приеду встречать нет так кого-нибудь пришлю. (Гайд.) 9. Поведение Нагульнова все расцени- вали по-разному одни одобряли другие порицали некото- рые сдержанно помалкивали. (Ш.)

375. Прочитайте текст. Сделайте полный синтаксиче- ский разбор предложений. Образец: Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия. (П.) Предложение сложноподчиненное: мы подъехали к кре- пости - главная часть; куда входила наша артиллерия - придаточная определительная, присоединяется при помо- щи союзного слова. Мы - подлежащее, выражено личным местоимением в форме именительного падежа; подъехали - сказуемое, выражено глаголом совершен- ного вида в форме прошедшего времени; к крепости - обстоятельство места, выражено сущест- вительным в форме дательного падежа с предлогом к; куда - союзное слово, выражено обстоятельственным наречием; входила - сказуемое, выражено глаголом несовершен- ного вида в форме прошедшего времени; наша - согласованное определение, выражено притя- жательным местоимением; артиллерия- подлежащее, выражено существитель- ным в форме именительного падежа.

Приехав домой, бабушка, отлешшвая мушки с лица и отвязывая фижмы, объявила дедушке о своём проигры- ше и приказала заплатить. Покойный дедушка, сколько я помню, был род бабушкина дворецкого. Он её боялся как огня; однако, услышав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя, принёс счёты, доказал ей, что в полгода они издержали полмиллиона, что под Парижем нет у них ни подмосковной, ни саратовской деревни, и начисто от- казался от платежа. Бабушка дала ему пощёчину и легла спать одна, в знак своей немилости. На другой день она велела позвать мужа, надеясь, что домашнее наказание над ним подействовало, но нашла его непоколебимым. И первый раз в жизни она дошла с ним до рассуждений и объяснений; думала усовестить его, снисходительно до- казывая, что долг долгу рознь и что есть разница между принцем и каретником. Куда! Дедушка бунтовал. Нет, дя и только! Бабушка не знала, что делать. С нею был коротко знаком человек очень замечатель- ный. Вы слышали о графе Сен-Жермене, о котором рассказывают так много чудесного. Вы знаете, что он вы- давал себя за изобретателя жизненного эликсира и фи- лософского камня. Над ним смеялись, как над шарлата- ном, а Казанова в своих «Записках» говорит, что он был шпион; впрочем, Сен-Жермен, несмотря на свою таинст- венность, имел очень почтенную наружность и был в об- ществе человек очень любезный. Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят о нём с не- уважением. Бабушка знала, что Сен-Жермен мог распо- лагать большими деньгами. Она решилась к нему при- бегнуть. Написала ему записку и просила немедленно к ней приехать. (По А. С. Пушкину.)

На другой день в пятом часу лагерь проснулся и получил приказание выступить. Вышед из палатки, встретил я графа Паскевича, вставшего прежде всех. Он увидел меня. «Êtes-vous fatigué de la journée d"hier?» — «Mais un peu, m. le Comte». — «J"en suis fâché pour vous, car nous allons faire encore une marche pour joindre le Pacha, et puis il faudra poursuivre l"ennemi encore une trentaine de verstes». Мы тронулись и к осьми часам пришли на возвышение, с которого лагерь Гаки-паши виден был как на ладони. Турки открыли безвредный огонь со всех своих батарей. Между тем в лагере их заметно было большое движение. Усталость и утренний жар заставили многих из нас слезть с лошадей и лечь на свежую траву. Я опутал поводья около руки и сладко заснул, в ожидании приказа идти вперед. Через четверть часа меня разбудили. Все было в движении. С одной стороны колонны шли на турецкий лагерь; с другой — конница готовилась преследовать неприятеля. Я поехал было за Нижегородским полком, но лошадь моя хромала. Я отстал. Мимо меня пронесся Уланский полк. Потом Вольховский проскакал с тремя пушками. Я очутился один в лесистых горах. Мне попался навстречу драгун, который объявил, что лес наполнен неприятелем. Я воротился. Я встретил генерала Муравьева с пехотным полком. Он отрядил одну роту в лес, дабы его очистить. Подъезжая к лощине, увидел я необыкновенную картину. Под деревом лежал один из наших татарских беков, раненный смертельно. Подле него рыдал его любимец. Мулла, стоя на коленях, читал молитвы. Умирающий бек был чрезвычайно спокоен и неподвижно глядел на молодого своего друга. В лощине собрано было человек 500 пленных. Несколько раненых турков подзывали меня знаками, вероятно принимая меня за лекаря и требуя помощи, которую я не мог им подать. Из лесу вышел турок, зажимая свою рану окровавленною тряпкою. Солдаты подошли к нему с намерением его приколоть, может быть из человеколюбия. Но это слишком меня возмутило; я заступился за бедного турку и насилу привел его, изнеможенного и истекающего кровию, к кучке его товарищей. При них был полковник Анреп . Он курил дружелюбно из их трубок, несмотря на то, что были слухи о чуме, будто бы открывшейся в турецком лагере. Пленные сидели, спокойно разговаривая между собою. Почти все были молодые люди. Отдохнув, пустились мы далее. По всей дороге валялись тела. Верстах в 15 нашел я Нижегородский полк, остановившийся на берегу речки посреди скал. Преследование продолжалось еще несколько часов. К вечеру пришли мы в долину, окруженную густым лесом, и наконец мог я выспаться вволю, проскакав в эти два дня более осьмидесяти верст. На другой день войска, преследовавшие неприятеля, получили приказ возвратиться в лагерь. Тут узнали мы, что между пленниками находился гермафродит. Раевский по просьбе моей велел его привести. Я увидел высокого, довольно толстого мужика с лицом старой курносой чухонки. Мы осмотрели его в присутствии лекаря. Erat vir, mammosus ut femina, habebat t. non evolutos, p. que parvum et puerilem. Quaerebamus, sit ne exsectus? — Deus, respondit, castravit me. Сия болезнь, известная Ипократу, по свидетельству путешественников, встречается часто у кочующих татар и у турков. Хосс есть турецкое название сим мнимым гермафродитам. Войско наше стояло в турецком лагере, взятом накануне. Палатка графа Паскевича стояла близ зеленого шатра Гаки-паши, взятого в плен нашими казаками. Я пошел к нему и нашел его окруженного нашими офицерами. Он сидел, поджав под себя ноги и куря трубку. Он казался лет сорока. Важность и глубокое спокойствие изображалось на прекрасном лице его. Отдавшись в плен, он просил, чтоб ему дали чашку кофию и чтоб его избавили от вопросов. Мы стояли в долине. Снежные и лесистые горы Саган-лу были уже за нами. Мы пошли вперед, не встречая уже нигде неприятеля. Селения были пусты. Окрестная сторона печальна. Мы увидели Аракс, быстро текущий в каменистых берегах своих. В 15 верстах от Гассан-Кале находится мост, прекрасно и смело выстроенный на семи неравных сводах. Предание приписывает его построение разбогатевшему пастуху, умершему пустынником на высоте холма, где доныне показывают его могилу, осененную двумя пустынными соснами. Соседние поселяне стекаются к ней на поклонение. Мост называется Чабан-Кэпри (мост пастуха). Дорога в Тебриз лежит через него. В нескольких шагах от моста посетил я темные развалины караван-сарая. Я не нашел в нем никого, кроме больного осла, вероятно брошенного здесь бегущими поселянами. 24 июня утром пошли мы к Гассан-Кале, древней крепости, накануне занятой князем Бековичем. Она была в 15 верстах от места нашего ночлега. Длинные переходы утомили меня. Я надеялся отдохнуть; но вышло иначе. Перед выступлением конницы явились в наш лагерь армяне, живущие в горах, требуя защиты от турков, которые три дня тому назад отогнали их скот. Полковник Анреп, хорошо не разобрав, чего они хотели, вообразил, что турецкий отряд находился в горах, и с одним эскадроном Уланского полка поскакал в сторону, дав знать Раевскому, что 3000 турков находятся в горах. Раевский отправился вслед за ним, дабы подкрепить его в случае опасности. Я почитал себя прикомандированным к Нижегородскому полку и с великою досадою поскакал на освобождение армян. Проехав верст 20, въехали мы в деревню и увидели несколько отставших уланов, которые, спешась, с обнаженными саблями, преследовали нескольких кур. Здесь один из поселян растолковал Раевскому, что дело шло о 3000 волах, три дня назад отогнанных турками и которых весьма легко будет догнать дни через два. Раевский приказал уланам прекратить преследование кур и послал полковнику Анрепу повеление воротиться. Мы поехали обратно и, выбравшись из гор, прибыли под Гассан-Кале. Но таким образом дали мы 40 верст крюку, дабы спасти жизнь нескольким армянским курицам, что вовсе не казалось мне забавным. Гассан-Кале почитается ключом Арзрума. Город выстроен у подошвы скалы, увенчанной крепостью. В нем находилось до ста армянских семейств. Лагерь наш стоял в широкой равнине, расстилающейся перед крепостию. Тут посетил я круглое каменное строение, в коем находится горячий железо-серный источник. Круглый бассейн имеет сажени три в диаметре. Я переплыл его два раза и вдруг, почувствовав головокружение и тошноту, едва имел силу выйти на каменный край источника. Эти воды славятся на востоке, но, не имея порядочных лекарей, жители пользуются ими наобум и, вероятно, без большого успеха. Под стенами Гассан-Кале течет речка Мурц; берега ее покрыты железными источниками, которые бьют из-под камней и стекают в реку. Они не столь приятны вкусу, как кавказский нарзан, и отзываются медью. 25 июня, в день рождения государя императора, в лагере нашем под стенами крепости полки отслушали молебен. За обедом у графа Паскевича, когда пили здоровье государя, граф объявил поход к Арзруму. В пять часов вечера войско уже выступило. 26 июня мы стали в горах в пяти верстах от Арзрума. Горы эти называются Ак-Даг (белые горы); они меловые. Белая, язвительная пыль ела нам глаза; грустный вид их наводил тоску. Близость Арзрума и уверенность в окончании похода утешала нас. Вечером граф Паскевич ездил осматривать местоположение. Турецкие наездники, целый день кружившиеся перед нашими пикетами, начали по нем стрелять. Граф несколько раз погрозил им нагайкою, не преставая рассуждать с генералом Муравьевым. На их выстрелы не отвечали. Между тем в Арзруме происходило большое смятение. Сераскир, прибежавший в город после своего поражения, распустил слух о совершенном разбитии русских. Вслед за ним отпущенные пленники доставили жителям воззвание графа Паскевича. Беглецы уличили сераскира во лжи. Вскоре узнали о быстром приближении русских. Народ стал говорить о сдаче. Сераскир и войско думали защищаться. Произошел мятеж. Несколько франков были убиты озлобленной чернию. В лагерь наш (26-го утром) явились депутаты от народа и сераскира; день прошел в переговорах; в пять часов вечера депутаты отправились в Арзрум, и с ними генерал князь Бекович, хорошо знающий азиатские языки и обычаи. На другой день утром войско наше двинулось вперед. С восточной стороны Арзрума, на высоте Топ-Дага, находилась турецкая батарея. Полки пошли к ней, отвечая на турецкую пальбу барабанным боем и музыкою. Турки бежали, и Топ-Даг был занят. Я приехал туда с поэтом Юзефовичем . На оставленной батарее нашли мы графа Паскевича со всею его свитою. С высоты горы в лощине открывался взору Арзрум со своею цитаделью, с минаретами, с зелеными кровлями, наклеенными одна на другую. Граф был верхом. Перед ним на земле сидели турецкие депутаты, приехавшие с ключами города. Но в Арзруме заметно было волнение. Вдруг на городском валу мелькнул огонь, закурился дым, и ядра полетели к Топ-Дагу. Несколько их пронеслись над головою графа Паскевича; «Voyez les Turcs, — сказал он мне, — on ne peut jamais se fier à eux». В сию минуту прискакал на Топ-Даг князь Бекович, со вчерашнего дня находившийся в Арзруме на переговорах. Он объявил, что сераскир и народ давно согласны на сдачу, но что несколько непослушных арнаутов под предводительством Топчи-паши овладели городскими батареями и бунтуют. Генералы подъехали к графу, прося позволения заставить молчать турецкие батареи. Арзрумские сановники, сидевшие под огнем своих же пушек, повторили ту же просьбу. Граф несколько времени медлил; наконец дал повеление, сказав: «Полно им дурачиться». Тотчас подвезли пушки, стали стрелять, и неприятельская пальба мало-помалу утихла. Полки наши пошли в Арзрум, и 27 июня, в годовщину полтавского сражения, в шесть часов вечера русское знамя развилось над арзрумской цитаделию. Раевский поехал в город — я отправился с ним; мы въехали в город, представлявший удивительную картину. Турки с плоских кровель своих угрюмо смотрели на нас. Армяне шумно толпились в тесных улицах. Их мальчишки бежали перед нашими лошадьми, крестясь и повторяя: «Християн! Християн!..» Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия; с крайним изумлением встретил я тут моего Артемия, уже разъезжающего по городу, несмотря на строгое предписание никому из лагеря не отлучаться без особенного позволения. Улицы города тесны и кривы. Дома довольно высоки. Народу множество, — лавки были заперты. Пробыв в городе часа с два, я возвратился в лагерь: сераскир и четверо пашей, взятые в плен, находились уже тут. Один из пашей, сухощавый старичок, ужасный хлопотун, с живостию говорил нашим генералам. Увидев меня во фраке, он спросил, кто я таков. Пущин дал мне титул поэта. Паша сложил руки на грудь и поклонился мне, сказав через переводчика: «Благословен час, когда встречаем поэта. Поэт брат дервишу. Он не имеет ни отечества, ни благ земных; и между тем как мы, бедные, заботимся о славе, о власти, о сокровищах, он стоит наравне с властелинами земли и ему поклоняются». Восточное приветствие паши всем нам очень полюбилось. Я пошел взглянуть на сераскира. При входе в его палатку встретил я его любимого пажа, черноглазого мальчика лет четырнадцати, в богатой арнаутской одежде. Сераскир, седой старик, наружности самой обыкновенной, сидел в глубоком унынии. Около него была толпа наших офицеров. Выходя из его палатки, увидел я молодого человека, полунагого, в бараньей шапке, с дубиною в руке и с мехом (outre

1 вариант

  1. К единицам синтаксиса относятся _____________________________________
  1. Словосочетание – это________________________________________________
  1. Согласование – это такой способ связи _________________________________
  1. Управление – это такой способ связи __________________________________
  1. Примыкание – это такой способ связи _________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. Подчеркните ручкой с/сочетания, образованные способом - согласование, карандашом – управление
  1. По наличию грамматической основы, предложения бывают ________

_____________________________________________________________(2 балла)

____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. БСП – это такое предложение ________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. Определите вид предложения (5 баллов)

Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.____________________

Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно._________________

Сыпучий снег летит на плечи над головою сучья гнет._______________________

.______________

11.Грамматическая основа предложения – это _________________

__________________________________________________(1 балл)

12. Подчеркните основу предложений. Укажите, чем она выражена .

Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (8 баллов)

13.Назовите способы выражения подлежащего _____________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(5 баллов)

14. Перечислите способы выражения сказуемого ___________________________

15.Расставьте знаки препинания. Подчеркните основу. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. (5 баллов)

«5»- 52-59

«4»- 42-51

«3»- 32-41

«2»- …31

Контрольная работа №1 (Словосочетание и простое предложение)

Учени__________класса __________________________________________________

2 вариант

  1. По наличию грамматической основы, предложения бывают

_____________________________________________________________(2 балла)

  1. СПП – это такое предложение _______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. ССП – это такое предложение ________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. Определите вид предложения (5 баллов)

Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.___________________

Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно._______ __________

Сыпучий снег летит на плечи над головою сучья гнет._____________________

Я убеждён лишь в одном: вдохновение приходит во время труда. _____________

Мы подъехали к крепости куда уже входила наша артиллерия .______________

  1. Грамматическую основу предложения составляют _____________________

____________________________________________________________(1 балл)

  1. Подчеркните основу предложений. Укажите, чем она выражена.

Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (8 баллов)

7.Назовите, чем может быть выражено подлежащее _______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(5 баллов)

8. Перечислите способы и виды выражения сказуемого

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________(5 баллов)

9 .Расставьте знаки препинания. Подчеркните основу. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. (5 баллов)

1) В знаменитой картине Брюллова «Последний день Помпеи» многие склонны были видеть отблеск трагедии 14 декабря. 2) Портрет Пушкина был написан Кипренским в 1827 году тем же годом помечено стихотворение «Послание в Сибирь». 3) Гоголь открывший Россию «Ревизора» и «Мертвых душ» восхищался Брюлловым.4) Глубина постижения природы это глубина и масштабность человека. 5) Старые лиственницы лишенные ветвей и коры самое лучшее топливо.

10..К единицам синтаксиса относятся ____________________________________

_____________________________________________________________(2 балла)

11.Словосочетание – это________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

12.Согласование – это такой способ связи ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

13.Управление – это такой способ связи __________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

14.Примыкание – это такой способ связи _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

15 .Подчеркните ручкой с/сочетания, образованные способом – примыкание, карандашом – согласование

Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, много сил, сдружился с девочкой, бесценный дар, прыгнуть вверх, бесчестный поступок, ярко разрисовать, хороший рассказчик, безвкусно одетый, умный ребёнок сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру, расшифруешь запись, бронзовая статуя, бежать быстро, пришел с другом, сливочное мороженое. (20 баллов)

«5»- 52-59

«4»- 42-51

«3»- 32-41




Top