Соколов булгаковская энциклопедия читать. Булгаковская энциклопедия

Борис Соколов

Булгаков. Энциклопедия.

Людмиле, Игорю и Вадиму с любовью

Предисловие ко второму изданию

Вы держите в своих руках "Булгаковскую энциклопедию". Несмотря на ученое название - "энциклопедия", она не слишком академична и по возможности популярна (но не в ущерб истине и не за счет точности выводов и оценок). Мы сознательно ставили целью собрать в ней наиболее интересные для самой широкой публики сведения о жизни и творчестве Булгакова. В то же время в энциклопедии нет детального описания всех фельетонов и репортажей писателя, многие из которых ныне представляют интерес лишь для специалистов-булгаковедов. Нет и статей, посвященных всем булгаковским родным и знакомым, всем писателям и философам, которые повлияли на автора "Мастера и Маргариты" (иначе пришлось бы в несколько раз увеличить объем энциклопедии). Из произведений писателя мы посвятили от-дельные статьи всем романам, повестям, пьесам, инсценировкам, киносценариям, оперным ли-бретто и рассказам. Среди фельетонов, очерков и репортажей были отобраны только наиболее любопытные по содержанию, контексту, прото-типам и аллюзиям. Из родственников Булгакова отдельных статей удостоились лишь родители, жёны и родные братья и сестры. Из друзей выделены двое ближайших, Н. Н. Лямин и П. С. Попов. Следует помнить, что для сколько-нибудь полного представления всего круга булгаковских друзей и знакомых потребовалась бы отдельная книга, не уступающая в объеме данному изданию.

Булгаков вошел в русскую и мировую литературу прежде всего как автор романа "Мастер и Маргарита", который многие литературоведы и вдумчивые читатели считают лучшим романом XX столетия. Поэтому отдельные статьи мы посвятили придуманным зданиям романа, вроде Дома Грибоедова, и нескольким десяткам основных персонажей "Мастера и Маргариты" (о главных персонажах других булгаковских произ-ведений говорится в статьях, посвященных соответствующему роману, повести, пьесе и т. д.). Кроме того, параллели с последним и наиболее знаменитым булгаковским романом, где нашли свое завершение многие мотивы творчества писателя, прослеживаются и в других статьях энциклопедии. В подборе включенных в энциклопедию статей о писателях, философах, политических и военных деятелях, мы руководствовались как субъективными предпоч-тениями, так и стремлением уменьшить дублирование информации. Поэтому, в частности, нет отдельных статей, посвященных Гоголю, Пушкину, Льву Толстому, Гёте, Гофману, Достоевскому, Франсу, Мольеру, Сервантесу и многим другим. О перечисленных писателях в связи с их влиянием на героя нашей энциклопедии говорится в статьях об инсценировках их произведений (вроде "Мертвых душ" и "Войны и мира"), о персонажах "Мастера и Маргариты", главные герои которого напрямую связаны с гетевским "Фаустом", а также в ряде других. В то же время, сознавая, что читатель жаждет в каждой статье видеть некоторую законченную целостность, не требующую обязательного обращения к другим статьям энциклопедии, мы часто даем одну и ту же информацию в разных ракурсах и в контекстах, нередко даже повторяя отдельные цитаты. По ходу изложения приводятся необходимые сведения об упоминаемых лицах и событиях. Курсивом в тексте выделены названия тех статей энциклопедии, знакомство с которыми помогает уяснению смысла данной.

В творчестве Булгакова, и особенно в романе "Мастер и Маргарита", отчетливо прослеживается интерес писателя к истории христианства, вопросам демонологии, различным мифам прошлого и настоящего. Поэтому в энциклопедии присутствуют общие проблемные статьи: Демонология, Масонство и Христианство, где рассматривается отражение соответствующих явлений в булгаковских произведениях. И во всех статьях, составивших данную книгу, мы старались особое внимание уделять демонологии и мифологии, а также реальным прототипам и литературным источникам булгаковских произведений. Отдельные статьи посвящены языку и стилю Булгакова и произведениям современных русских писателей, являющихся продолжением "Мастера и Маргариты". Правда, приходится признать, что продолжатели далеко не дотягивают до своего великого предшественника.

Лучше ориентироваться в булгаковской биографии поможет помещенная в конце энциклопедии хроника жизни и творчества, а ближе познакомиться со многими сюжетами, связанными с Булгаковым, - следующая за хроникой подробная библиография. Помимо сочинений писателя и посвященных ему работ здесь приведен состав прижизненных булгаковских сборников и полный перечень прижизненных публикаций его произведений. В тексте энциклопедии, учитывая ее популярный характер, фамилии исследователей жизни и творчества Булгакова приведены только в случаях прямых цитат из их работ.

В энциклопедию не включены статьи о нескольких пьесах ("Братья Турбины", "Самооборона" и др.), известных лишь по названию. Тексты этих пьес до нас не дошли.

Оговоримся, что насчет родных и близких Булгакова разные источники дают противоречащие друг другу сведения о многих важных моментах биографии, в том числе о датах рождения и смерти. Метрические же документы часто либо отсутствуют, либо до сих пор не опубликованы. Мы будем очень признательны всем, кто пришлет свои замечания и уточнения к тексту энциклопедии.

Уникальная особенность Булгакова, благодаря которой роман "Мастер и Маргартита" стал одним из самых популярных романов XX века в нашей стране и пользуется любовью читателей всего мира, - это умение с максимально возможной для художественного текста простотой сказать о сложных философских проблемах. Писатель аккумулировал опыт как русской, так и западной литературной, философской и демонологической традиции в оригинальных образах своих произведений. В главных из них, благодаря простому, но эстетически безукоризненному языку, легко сосуществует несколько уровней восприятия для разных категорий читателей. Прежде всего, написанное Булгаковым можно читать как занимательную беллетристику. При некоторой привычке к "эзопову языку" советской эпохи можно также легко выявить идейную позицию автора по отношению к коммунистической власти и к событиям в современной ему России и в мире. И гораздо более сложная задача - постигнуть философию Булгакова, относительно сущности которой продолжаются ожесточенные споры среди исследователей и читателей.

Данная энциклопедия, как и любое авторское произведение такого рода, во многом субъективна. Мы постарались в первую очередь привести ту интерпретацию произведений Булгакова и событий его биографии, которая представляется нам наиболее близкой к истине. Под истиной же мы понимаем действительне намерения писателя при работе над произведением. Естественно, что другие исследователи и читатели нередко предпочитают альтернативные прочтения событий булгаковской жизни и творчества, образов его произведений. Подобная альтернативность толкований будет существовать всегда. Да и сами авторские намерения меняются в ходе творческого процесса и оказываются весьма трудноуловимыми. Порой писатель не может их однозначно осознать, не говоря уж об индивидуальном восприятии одних и тех же образов разными читателями. Дело здесь в следующем. У каждого по-настоящему великого литературного произведения существуют даже не сотни, а тысячи и десятки тысяч литературных и реальных источников. Если бы и удалось когда-нибудь, например, каким-то чудом выявить все источники романа "Мастер и Маргарита", то сопоставить их все было бы не под силу даже самому гениальному уму, поскольку подобная задача выходит далеко за пределы возможностей человеческого мышления. Да и однозначно доказать, был ли тот или иной человек прототипом литературного героя, а та или иная книга источником образа, практически невозможно. То же справедливо и относительно любой писательской биографии. Многие факты из нее не могут быть твердо доказаны или опровергнуты, поскольку не подкреплены документами или несколькими независимыми друг от друга свидетельствами современников. Даже в случае, когда гипотезы не противоречат всем известным фактам биографии писателя и творческой истории произведения, как правило, конкурируют между собой несколько таких гипотезинтерпретаций. Вероятно, здесь при прочих равных условиях стоит применить принцип "бритвы Оккама", названной так в честь знаменитого английского философа и богослова XIV в. Уильяма Оккама, Он призывал не увеличивать без нужды число оснований для выводов и отдавать предпочтение тем из теорий, которые дают наиболее простое объяснение максимуму фактов. Точно так же следует подходить и к интерпретации художественных образов и фактов, связанных с историей произведения и биографией писателя. Однако данный принцип ни в коем нельзя сделать императивным (обязательным) для всех читателей. Поэтому для каждого существует и всегда будет существовать, сколько бы ни появилось томов научных исследований, свой Пушкин, свой Гоголь, свой Булгаков... "Булгаковская энциклопедия" отнюдь не призвана утвердить истину в последней инстанции. Такая истина вряд ли вообще постижима до конца применительно к художественному творчеству и подлинным авторским намерениям. Мы стремились дать всем поклонникам Булгакова новую пищу для ума и одновременно с помощью некоторых твердо установленных фактов развеять ряд мифов, связанных с именем и произведениями этого популярнейшего писателя.

К 125-летию Мастера. Самое полное издание единственной Булгаковской энциклопедии, не имеющей себе равных. Всё о жизни и творчестве великого писателя. Лучший путеводитель по Вселенной Михаила Булгакова. Белая Гвардия и Дни Турбиных, Дьяволиада и Записки юного врача, Собачье сердце и Роковые яйца, Я убил и Морфий, Бег и Кабала святош, Театральный роман и Мастер и Маргарита -в этой иллюстрированной энциклопедии вы найдете исчерпывающую информацию не только обо всех без исключения произведениях и персонажах Булгакова, но и о нем самом, его семье, его друзьях и врагах, обо всех этапах и событиях его короткой жизни, многие из которых замалчивались десятилетиями, будь то служба Михаила Афанасьевича вБелой армии, его пристрастие к морфию, многолетняя травля советской прессы, сложные отношения с женщинами или вмешательство Сталина в его судьбу.

Страна:

Российская Федерация

Научная сфера: Место работы:

Кафедра политологии и социологии МГУПечати им. Ивана Федорова

Альма-матер : Известен как:

трудами по истории и филологии

Борис Вадимович Соколов (2 января , Москва) - российский историк , критик и литературовед . доктор филологических наук, кандидат исторических наук , член Русского ПЕН-Центра .

Биография

Автор 60 книг по отечественной истории и филологии, в том числе энциклопедий «Булгаков» и «Гоголь», книг "Расшифрованный Булгаков: Тайны «Мастера и Маргариты», «Тайны русских писателей», «Моя книга о Владимире Сорокине», «Михаил Булгаков: Загадки судьбы», «Михаил Булгаков: Загадки творчества», биографий Михаила Булгакова, Сергея Есенина , маршалов Тухачевского и Жукова , Берии и Сталина , Гитлера и Гиммлера , Инессы Арманд и Надежды Крупской ; книг «Вторая мировая: факты и версии», «Тайны Второй мировой», «Тайны финской войны», «Сто великих войн», «Сто великих политиков», «Оккупация: правда и миф», «Россия: Удачи минувшего века» (в соавторстве), «Буденный», «Врангель», «Рокоссовский» и др. Книги Б. В. Соколова переведены на польский, японский, латышский и эстонский языки. Он автор нескольких сотен научных статей, в том числе переведённых на иностранные языки.

Борис Соколов является одним из экспертов фильма «The Soviet Story » , который вызвал неоднозначные оценки и обвинения в манипуляциях и фальсификациях .

C 17 сентября 2008 года перестал работать в РГСУ. Согласно интерпретации событий, представленной самим Соколовым , после публикации 19 августа 2008 года в «Газете» (хозяин газеты - Владимир Лисин , владелец Новолипецкого металлургического комбината) статьи под названием «Проиграл ли Саакашвили» с подзаголовком «Итоги войны в Грузии не так однозначны, как их рисует официальная пропаганда» . В данной статье Соколов утверждает, что Россия все равно нашла бы другой повод, чтобы провести военную операцию против Грузии, даже если бы не было грузинского удара по Цхинвали. В случае, если бы Грузия не нанесла удар по Цхинвали, то, по мнению Соколова, Россия смогла бы разыграть другой сценарий и захватить Тбилиси за одни сутки. Автор провозглашает действия Саакашвили «не только вполне рациональными, но и единственно возможными для его спасения». С точки зрения автора статьи, «Саакашвили решил упредить потенциального противника и начать войну в день начала Олимпиады, на котором присутствовал российский премьер, в то время как российский президент отдыхал на Волге. В результате российские войска вместо того, чтобы немедленно вторгнуться в Грузию, вынуждены были в течение двух дней отбивать у грузин Цхинвали». После этого «грузинская армия явно по заранее разработанному плану быстро отошла в район Тбилиси». В целом, победу в конфликте автор отдаёт полностью Грузии, у которой «шансы на вступление в НАТО теперь высоки как никогда», в то же время Россия со всех точек зрения проиграла. После выхода такой статьи руководство университета потребовало его увольнения по собственному желанию. По утверждениям Соколова, это произошло после звонков в ректорат университета из администрации президента. Статья «Проиграл ли Саакашвили?» была удалена с сайта газеты.

В марте 2010 г. подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти ».

Критика

Деятельность Б. Соколова вызвала резкую критику со стороны некоторых историков и литераторов.

Так, Борис Жутовский в своей книге описывает крупную ссору, произошедшую между Б. Соколовым и Львом Разгоном по поводу того, что в своей книге («Энциклопедия Булгаковская», стр. 153-154) Соколов опубликовал информацию о том, что Г. И. Бокий завел на своей даче бордель, куда втянул и двух своих юных дочерей. . (Одна из дочерей Бокия была женой Л. Разгона)

Литератор, выступающий под псевдонимом «Марк Десадов», обвинил Соколова в использовании в своей книге «Тайны Второй мировой» (М.: Вече, 2001) фрагмента написанного им порнорассказа в качестве источника без указания автора .

Обвинения в фальсификации данных о потерях РККА в годы Великой Отечественной войны

Ряд историков, социологов и публицистов считают, что работы Б. Соколова не имеют исторической достоверности и ненаучны. Соколов оценил общее число погибших советских военнослужащих в - гг. в 26,4 млн. человек, при этом немцы на восточном фронте потеряли всего 2,6 млн. (то есть соотношение потерь 10:1). Академик РАН Геннадий Осипов охарактеризовал Б. В. Соколова как «самого неутомимого „профессионального“ фальсификатора», а его подсчёты абсурдными, поскольку «за все годы войны было мобилизовано (с учетом довоенного числа военнослужащих) 34,5 млн человек, из которых непосредственными участниками войны было около 27 млн человек. После окончания войны в Советской Армии числилось около 13 млн человек. Никак из 27 млн участников войны не могли погибнуть 26,4 миллиона.».

Библиография

  • Соколов Б. В. . Сто великих войн. М.: Вече 2000, 2001. - 544 с., ISBN 5-7838-0903-9
  • Соколов Борис Вадимович . Михаил Булгаков: загадки судьбы. М.: Вагриус, 2008. ISBN 978-5-9697-0625-5
  • Соколов Борис Вадимович . Михаил Булгаков: загадки творчества. М.: Вагриус, 2008. ISBN 978-5-9697-0626-2
  • Соколов Б. В. Булгаков. Энциклопедия . Алгоритм, 2003. ISBN 5-320-00143-6
  • Соколов Б. В. Барон Унгерн . Чёрный всадник. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. - 448 ., 8 л. ил. - (Историческое расследование). ISBN 978-5-462-00585-5
  • Соколов Б. В. Вторая мировая. Факты и версии. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 432 с. ISBN 5-462-00445-1
  • Соколов Б. В. Оккупация. Правда и мифы. Москва: АСТ, 2002. online version
  • Соколов Б. В. Адольф Гитлер. Жизнь под свастикой. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 384 с., 32 л. ил. ISBN 5-462-00101-2
  • Соколов Б. В. Герман Геринг. Железный маршал. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 416 с., 16 л. ил. ISBN 5-462-00492-3
  • Соколов Б. В. Иосиф Сталин: Власть и кровь. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 400 с., 16 л. ил. ISBN 5-462-00170-3
  • Третий рейх. Мифы и действительность Эксмо, Яуза, 2005
  • Соколов Б. В. Правда о Великой Отечественной войне (Сборник статей). - СПб.: Алетейя, 1999 (

Вы спросите, где я нашел дополнительные сведения об авторах? Обратите внимание на раздел меню "Сообщество Мастера", в котором есть пункт "Клуб Мастера" . Между прочим, если вам тут понравится и если вы тоже любите творчество Булгакова, то можете стать полноправными членами этого клуба.

Ссылки на основные разделы, составляющие сердцевину энциклопедии, содержатся в меню под рубрикой, которая так и называется - "Энциклопедия". Начинается все с "Биографии" . Это не очерк, а очень подробный хронограф, начинающийся 3 (15) мая 1891 года, когда "в семье преподавателя Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) в Киеве родился первый ребенок - сын, Михаил Афанасьевич Булгаков. Место рождения - дом священника о. Матвея Бутовского (Воздвиженская ул., 28)". И далее, с разбивкой на страницы по десятилетиям, вплоть до рокового 1940 года. Цитата, приведенная мной, весьма характерна, ибо везде, где только можно, в скобках приводятся подробные адреса людей и домов, девичьи фамилии женщин, настоящие имена людей, живших или писавших под псевдонимами, и т. д. В основном предложения краткие. Но в одном, на которое взгляд мой упал случайно, я чуть не запутался. Судите сами: "Конец сентября (мы находимся в 1921 году. - В. Л.) - Булгаковы переезжают в квартиру при детском саде печатников "Золотая рыбка" (Воротниковский переулок, 1, кв. 2) к родственникам Надежды Андрея Михайловича Земского, мужа сестры Булгакова (жена брата А. М. Земского Бориса Мария Даниловна заведовала детским садом и имела при нем квартиру)". Речь, очевидно, идет не о какой-то там "надежде" Андрея Михайловича Земского, пусть и с большой буквы, а о том, что он был мужем Надежды, сестры Булгакова. В скобках порядок слов формально правильный, но весьма затруднительно пробраться через нагромождение имен: "Земского Бориса Мария Даниловна", да еще при том, что эта Мария Даниловна - жена брата, а только что речь шла про мужа сестры... Понять все это, конечно, можно, но не лучше ли все-таки поменять порядок слов, например: "Мария Даниловна, жена Бориса, брата А. М. Земского, заведовала детским садом".

Следующий раздел "Энциклопедии" - "Персонажи" . Я недавно по какому-то поводу заинтересовался прообразом доктора Борменталя из "Собачьего сердца". Но тут его не нашел. Ибо на этой странице представлены герои лишь одного произведения Булгакова, правда, самого, наверное, знаменитого - романа "Мастер и Маргарита". О каждом из них - целое исследование.

Вот, например, вполне проходной персонаж - поэт Александр Рюхин . Тот, кто давно не перечитывал роман, может, даже и не вспомнит, что Рюхин сопровождает повредившегося рассудком Ивана Бездомного в клинику доктора Стравинского. Прообразом Рюхина послужил Владимир Владимирович Маяковский. Поэтому в рассуждениях Рюхина насчет Пушкина слышен отзвук стихотворения Маяковского "Юбилейное", посвященного тезке романного поэта. Скажем, "стрелял, стрелял в него этот белогвардеец Дантес" явно навеяно строчками: ""Сукин сын Дантес! //Великосветский шкода. //Мы б его спросили: // - А ваши кто родители? //Чем вы занимались //до 17-го года?"

Тут, между прочим, приводится любопытный отрывок из воспоминаний С. А. Ермолинского о бильярдных сражениях Булгакова с Маяковским:

"- От двух бортов в середину, - говорил Булгаков.
Промах.
- Бывает, - сочувствовал Маяковский, похаживая вокруг стола и выбирая удобную позицию. - Разбогатеете окончательно на своих тетях манях и дядях ванях, выстроите загородный дом и огромный собственный бильярд. Непременно навещу и потренирую.
- Благодарствую. Какой уж там дом!
- А почему бы?
- О, Владимир Владимирович, но и вам клопомор не поможет, смею уверить. Загородный дом с собственным бильярдом выстроит на наших с вами костях ваш Присыпкин".

Каков провидец Булгаков, а?

Если о вполне второстепенном персонаже в "Энциклопедии" написано столько, то можете себе представить, какие диссертации тут развернуты вокруг основных героев. Например, Воланду посвящено 9 (девять!) компьютерных страниц. Приведу только несколько их тематических заголовков: "Пришествие дьявола в Москву по Марксу - Ленину", "Булгаков отдал виллу в Ницце Воланду", "Жулик-скряга и литератор-конъюнктурщик"...

Мастеру отведено еще больше - 10 страниц. Оно и понятно, это ведь во многом автобиографический образ. Достаточно вспомнить, что автор поделился с главным героем романа своей любовью или что призыв критика Мстислава Лавровича "крепко ударить по пилатчине" навеян статьей в газете "Рабочая Москва" от 15 ноября 1928 года под заголовком "Ударим по булгаковщине!".

О прообразах персонажей других книг Булгакова можно прочесть в посвященных этим книгам очерках, расположенных в разделе "Произведения" . Подчеркиваю, в данном случае это именно рассказы о произведениях, а не они сами. Например, о том же "Собачьем сердце" повествуют пять компьютерных страниц. Я нашел сведения о прототипах профессора Преображенского и даже некоего Морица, позже переименованного в Альфонса, только упомянутого сластолюбивой пациенткой гениального врача, а вот про доктора Борменталя так и не обнаружил ничего.

Что меня поразило, так это мелькающие там и тут доклады "в органы" различных "внимательных агентов". В советской стране я ведь тоже жил, хотя и позже, и про стукачей тоже слышал, но все равно, когда читаешь подробные донесения, с пересказом сюжетов прочитанных в кругу знакомых произведений, с передачей реакции этих знакомых, волосы дыбом встают. Сколько же "баронов Майгелей" крутилось вокруг каждого более или менее значимого человека!

Понятно, что "Булгаковская энциклопедия" была бы не полна без сведений о де монологии. Им тут посвящен одноименный раздел . Помните предсказание судьбы Михаила Александровича Берлиоза, произнесенное Воландом на Патриарших прудах:

"Он смерил Берлиоза взглядом, как будто собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде: "Раз, два... Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть - несчастье... вечер - семь..." - и громко и радостно объявил:
- Вам отрежут голову!"

Оказывается, тут каждое слово не случайно. Цитирую: "Согласно принципам астрологии, двенадцать домов - это двенадцать частей эклиптики. Расположение тех или иных светил в каждом из домов отражает те или иные события в судьбе человека. Меркурий во втором доме означает счастье в торговле. Берлиоз действительно наказан за то, что ввел в храм литературы торгующих - членов возглавляемого им МАССОЛИТа, озабоченных только получением материальных благ в виде дач, творческих командировок, путевок в санатории (о такой путевке как раз и думает Михаил Александрович в последние часы своей жизни). Несчастье в шестом доме означает неудачу в браке. Из дальнейшего повествования мы узнаем, что жена Берлиоза сбежала в Харьков с заезжим балетмейстером. В редакции 1929 года Воланд более ясно говорил, что "луна ушла из пятого дома". Это свидетельствовало об отсутствии у Берлиоза детей. Неудивительно, что единственным наследником председателя МАССОЛИТа оказывается киевский дядя, которому Воланд тотчас предлагает дать телеграмму о смерти племянника. Седьмой дом - это дом смерти, и перемещение туда светила, с которым связана судьба литературного функционера, означает гибель Берлиоза..."

Особый раздел создатели энциклопедии посвятили "Великому балу у Сатаны" . Прообразом его, по воспоминаниям Е. С. Булгаковой (в записи В. А. Чеботаревой), послужили впечатления от приема в американском посольстве в Москве 22 апреля 1935 года, куда посол США Уильям Буллит пригласил писателя с женой. Но, разумеется, Булгаков не был бы Булгаковым, если бы ограничился фиксацией реальных событий, пусть и выглядящих фантасмагорически на фоне тогдашней жизни. Символика тут многоплановая, от роз, которыми украшен зал, где происходит бал, до уподобления романной Маргариты бездетной французской королеве Маргарите Валуа. Пересказать все это невозможно, читайте - очень увлекательно!

Тем, кого интересует булгаковская Москва , рекомендую заглянуть в соответствующий раздел. Вы найдете в нем рассказы о "нехорошей квартире" на Большой Садовой, о "Театре Варьете" , о московских очерках писателя...

В особый раздел - "Театр Булгакова" - выделены рассказы обо всех его пьесах, инсценировках и оперных либретто.

Мы приблизились к завершению нашей прогулки, а я даже не перечислил всех тем сайта. Надеюсь, вы простите мне это упущение, восполнив его собственными изысканиями. Тем более что, повторяю, навигация по сайту проста. Отвечу лишь на напрашивающийся вопрос: "А где же сами произведения Михаила Афанасьевича? И есть ли тут они?" Есть! В рубрике "Библиотека" особой строкой выделено мое любимое "Собачье сердце" , иллюстрированное кадрами из знаменитого фильма с Евгением Евстигнеевым. Остальные произведения ищите в разделе , который так и называется. Я не знаток, но, похоже, здесь представлен весь Булгаков. Правда, ссылки ведут на другие сайты, чаще всего - в знакомую нам "Библиотеку Мошкова" . Но ведь, чтобы попасть в электронную библиотеку, даже от компьютера отходить не надо!

Виктор Лихт(webprogulki.wallst.ru)

О различиях двух изданий подробнее я расскажу чуть ниже, а сейчас о самой энциклопедии. Понятно, что целиком и полностью она посвящена одному – таланту Михаила Афанасьевича. Но вложить в неё всю информацию, которая на сегодня известна о писателе невозможно (даже в «самое полное издание»), поэтому энциклопедические статьи рассказывают нам о самых значимых, по мнению её автора и составителя, событиях, материалах, людях и персонажах, имеющих отношение к Булгакову. Есть отдельные статьи о повлиявших на писателя мыслителях (Кант, Ницше, Бердяев, Шестов, Флоренский) и писателях (Мейринк, Сенкевич), о членах его семьи (жёнах, родителях, братьях) и друзьях, о прототипах некоторых персонажей (Слащёв, Петлюра), о политических фигурах того времени (Ленин, Сталин, Троцкий, Бухарин). Практически каждому литературному произведению писателя посвящена отдельная статья в энциклопедии, и это не только романы, повести, рассказы, пьесы; вошли сюда также фельетоны, репортажи и даже либретто приветственного выступления труппы МХАТа на сорокалетии Художественного театра (кстати, в первом издании энциклопедии данной статьи не было).

Большая часть материалов, конечно, посвящена главному и самому известному произведению Булгакова – роману «Мастер и Маргарита»: это заглавная статья, статьи о главных и второстепенных персонажах (от Лиходеева до Магарыча), о местах действия («Дом Грибоедова», «Театр Варьете», «Нехорошая квартира») и событиях (Великий бал Сатаны). Кроме того, в «БЭ» присутствуют «общие проблемные статьи», как их обозначил в предисловии Борис Соколов, посвящённые демонологии, масонству и христианству. Приложением даны фактическая хронология жизни писателя «Михаил Булгаков: дела и дни, 1891 – 1940 гг.», библиография (в трёх частях: 1. Прижизненные издания 2. Отдельные издания сочинений 3. Литература о жизни и творчестве) и именной указатель фигурирующих в «БЭ» личностей (как реально живших, так и придуманных). Если это и не всё, что сегодня можно узнать о Булгакове, то очень многое. Поклонникам таланта писателя, даже тем, чьи знания о нём ограничиваются исключительно романом «Мастер и Маргарита», иметь эту книгу в своей библиотеке не помешает.

ПС. Теперь для тех, у кого уже имеется в библиотеке первое издание «БЭ»: чем отличается от него вариант 2016-го года? Количество статей изменилось не сильно, в основном объём книги увеличился из-за прироста «удельного листового веса» самих материалов. Они стали более подробными, присутствует больше цитат и фотографий. Есть лишь одно сокращение - удалён из книги текст пьесы «Сыновья муллы», который публиковался в 1996 году как один из материалов приложения. В остальном - только прирост. Добавлены статьи о Фридрихе Ницше, о продолжениях «Мастера и Маргариты» (которые были написаны уже в наше время другими авторами), о фельетоне «Муза мести» (посвящён творчеству Николая Некрасова, при жизни Булгакова не публиковался), об уже упомянутом праздничном либретто «Юбилейное заседание», отдельная статья о булгаковском языке и стиле. Закрывающий издание именной указатель в «БЭ» 1996-го года тоже отсутствовал.

К 125-летию Михаила Булгакова издательство ЭКСМО запустило специальную серию, которая так и называется «125 лет Мастеру». Об одной книге из неё – «Мастер и демоны судьбы » – я уже писал, теперь расскажу о «Булгаковской энциклопедии» (в дальнейшем по тексту – «БЭ»). Автор у этой книги тот же, что и у предыдущей, Борис Соколов. Но сама энциклопедия издана в 2016 году не в первый, и я так полагаю, далеко не в последний раз. И хотя на обложке гордо значится «Самое полное издание», уверен, что в будущем будет и ещё полнее, например, к следующему юбилею Булгакова. С чего бы мне так думать? Просто у меня на книжной полке рядышком стоят самое первое и самое позднее на сегодняшний день издания «БЭ», и даже внешне видно, насколько эта книга «подросла» (ну ещё бы, 592 страницы против 832) за прошедшие двадцать лет, впервые она вышла в свет в 1996 году в издательстве «Локид».

О различиях двух изданий подробнее я расскажу чуть ниже, а сейчас о самой энциклопедии. Понятно, что целиком и полностью она посвящена одному – таланту Михаила Афанасьевича. Но вложить в неё всю информацию, которая на сегодня известна о писателе невозможно (даже в «самое полное издание»), поэтому энциклопедические статьи рассказывают нам о самых значимых, по мнению её автора и составителя, событиях, материалах, людях и персонажах, имеющих отношение к Булгакову. Есть отдельные статьи о повлиявших на писателя мыслителях (Кант, Ницше, Бердяев, Шестов, Флоренский) и писателях (Мейринк, Сенкевич), о членах его семьи (жёнах, родителях, братьях) и друзьях, о прототипах некоторых персонажей (Слащёв, Петлюра), о политических фигурах того времени (Ленин, Сталин, Троцкий, Бухарин). Практически каждому литературному произведению писателя посвящена отдельная статья в энциклопедии, и это не только романы, повести, рассказы, пьесы; вошли сюда также фельетоны, репортажи и даже либретто приветственного выступления труппы МХАТа на сорокалетии Художественного театра (кстати, в первом издании энциклопедии данной статьи не было).

Большая часть материалов, конечно, посвящена главному и самому известному произведению Булгакова – роману «Мастер и Маргарита»: это заглавная статья, статьи о главных и второстепенных персонажах (от Лиходеева до Магарыча), о местах действия («Дом Грибоедова», «Театр Варьете», «Нехорошая квартира») и событиях (Великий бал Сатаны). Кроме того, в «БЭ» присутствуют «общие проблемные статьи», как их обозначил в предисловии Борис Соколов, посвящённые демонологии, масонству и христианству. Приложением даны фактическая хронология жизни писателя «Михаил Булгаков: дела и дни, 1891 – 1940 гг.», библиография (в трёх частях: 1. Прижизненные издания 2. Отдельные издания сочинений 3. Литература о жизни и творчестве) и именной указатель фигурирующих в «БЭ» личностей (как реально живших, так и придуманных). Если это и не всё, что сегодня можно узнать о Булгакове, то очень многое. Поклонникам таланта писателя, даже тем, чьи знания о нём ограничиваются исключительно романом «Мастер и Маргарита», иметь эту книгу в своей библиотеке не помешает.

ПС. Теперь для тех, у кого уже имеется в библиотеке первое издание «БЭ»: чем отличается от него вариант 2016-го года? Количество статей изменилось не сильно, в основном объём книги увеличился из-за прироста «удельного листового веса» самих материалов. Они стали более подробными, присутствует больше цитат и фотографий. Есть лишь одно сокращение - удалён из книги текст пьесы «Сыновья муллы», который публиковался в 1996 году как один из материалов приложения. В остальном - только прирост. Добавлены статьи о Фридрихе Ницше, о продолжениях «Мастера и Маргариты» (которые были написаны уже в наше время другими авторами), о фельетоне «Муза мести» (посвящён творчеству Николая Некрасова, при жизни Булгакова не публиковался), об уже упомянутом праздничном либретто «Юбилейное заседание», отдельная статья о булгаковском языке и стиле. Закрывающий издание именной указатель в «БЭ» 1996-го года тоже отсутствовал.




Top