Сказки о животных кратко. Народные сказки о животных: список и названия
Фонетика
Вы уже давно задумывались над тем, почему немецкий кажется таким резким и твёрдым языком? Это зависит от определённых моментов, на которые русскоговорящие, изучающие немецкий язык, должны обращать внимание.
В данной статье представлены самые важные правила по немецкой фонетике, начинающиеся с общей информации и заканчивающиеся более конкретной. Применяя их на практике, Вы сможете значительно улучшить своё немецкое произношение.
1. Интонация
a) В отличие от русского языка, в немецком языке практически каждое слово произносится по отдельности, что напоминает ритм стаккато в музыке.
b) Контраст между ударными и безударными слогами в немецком языке намного больше, чем в русском: ударные слоги выделяются более резко и напряжённо, тогда как безударные слоги заглушаются и произносятся слабее.
c) Немцы привыкли акцентировать основные части речи в предложении: существительные, прилагательные, полнозначные глаголы, числительные, вопросительные и указательные местоимения. Служебные части речи, как артикли, предлоги, союзы, вспомогательные глаголы, личные и притяжательные местоимения, в свою очередь, не акцентируются.
d) В русской речи происходит резкая смена между звуковыми высотами, в то время, как немцы в своей речи долгое время остаются на одной и той же высоте тона. Русская интонация движется внутри октавы, а немецкая - внутри квинты.
2. Словесное ударение
В отличие от русского ударения, в немецком языке оно является неподвижным, т. е. ударение не переносится с одного слога на другой, если форма слова меняется.
Как правило, оно падает на первый корневой слог:
→ Spra
che
[ˈʃpχaːχə]
(язык)
→ es
sen
[ˈɛsən]
(кушать, есть)
→ glück
lich
[ˈɡlʏklɪç]
(счастливо, счастливый)
→ al
les
[ˈaləs]
(всё)
Однако существует много слов с определёнными префиксами и суффиксами, которые берут ударение на себя.
3. Безударные гласные
В отличие от русского языка, где безударные гласные произносятся иначе, чем ударные, немецкие гласные не редуцируются и произносятся так же, как и ударные гласные, только менее продолжительно.
→ Scho
ko
lade
[ʃokoˈlaːdə]
(шоколад)
→ re
gulieren
[ʁeɡuˈliːʁən]
(регулировать)
→ Tschai
kowski
[ʧaɪˈkɔfski]
(Чайковский)
→ ja
panisch
(японский)
4. Долгие и краткие гласные
В немецком языке различают долгие и краткие гласные, от которых может даже зависеть значение многих слов, которое существенно отличается.
→ Staa
t
[ʃtaːt]
~ Sta
dt
[ʃtat]
(государство ~ город)
→ Bee
t
~ Be
tt
(клумба, грядка ~ кровать)
→ Mie
te
[ˈmiːtə]
~ Mi
tte
[ˈmɪtə]
(аренда ~ середина)
→ Hö
hle
[ˈhøːlə]
~ Hö
lle
[ˈhœlə]
(пещера ~ ад)
5. Долгие гласные
Гласный звук является долгим...
...в случае двойной гласной буквы:
→ Idee
(идея)
→ doo
f
(тупой
(чел.)
)
→ Haa
r
(волос(ы))
...перед немой
→ o
h
ne
[ˈoːnə]
(без)
→ fa
h
ren
[ˈfaːʁən]
(ехать, ездить, водить)
→ Schu
h
[ʃuː]
(ботинок)
...перед согласной буквой <ẞ>:
→ Stra
ß
e
[ˈʃtχaːsə]
(улица)
→ grü
ß
en
[ˈɡʁyːsən]
(приветствовать, передавать привет)
→ blo
ß
((один) только)
...перед комбинацией букв ,
,
→ Ze
br
a
[ˈtseːbʁa]
(зебра)
→ Ja
gd
(охота
(погоня)
)
→ Ke
ks
(печенье)
...в ударном открытом слоге:
→ Na
me
[ˈnaːmə]
(имя)
→ le
sen
[ˈleːzən]
(читать)
→ wo
(где)
...в ударном закрытом слоге, который при словоизменении открывается:
→ Ta
g
(день)
~ Ta
ge
→ ro
t
[ʁoːt]
(красный)
~ ro
tes
→ tu
n
(делать)
~ tu
6. Краткие гласные
Гласный звук является кратким...
...перед двойной согласной буквой:
→ Pu
pp
e
[ˈpʊpə]
(кукла)
→ schne
ll
[ʃnɛl]
(быстро, быстрый)
→ ho
ff
en
[ˈhɔfən]
(надеяться)
...перед согласной буквой
→ He
x
e
[ˈhɛksə]
(ведьма)
→ bo
x
en
[ˈbɔksən]
(боксировать)
→ A
x
t
(топор)
...перед буквосочетаниями
→ Ko
pf
(голова)
→ ni
ch
t
(не)
→ wa
sch
en
[ˈvaʃən]
(мыть, стирать)
...в закрытом слоге:
→ u
nd
[ʊnt]
(и)
→ fi
n
den
[ˈfɪndən]
(находить)
→ ka
lt
(холодно, холодный)
7. Полудолгие гласные
Гласный звук является полудолгим...
...в безударном открытом слоге:
→ Akku
[ˈaku]
(аккумулятор)
→ di
rekt
(непосредственно, непосредственный)
→ Phy
sik
(физика)
→ De
batte
(дебаты, спор)
→ auto
matisch
(автоматически)
8. Двойные согласные
Двойные согласные в немецком языке всегда произносятся как одинарные, в отличие от русского языка, где они в определённых случаях могут удлиняться.
→ Ann
a
[ˈana]
(Анна)
→ Kass
e
[ˈkasə]
(касса)
→ Summ
e
[ˈzʊmə]
(сумма)
9. Глухие согласные с придыханием
В русском языке согласные <К>, <Т> и <П> слегка произносятся как [g], [d] и [b]. Однако немецкие аналоги В большинстве случаев произносятся с сильным придыханием.
→ K
ak
ao
(какао)
10. Оглушение звонких согласных
Как и в русском языке, немецкие звонкие согласные в определённых случаях теряют свою звонкость.
В конце слова/слога:
Перед глухим согласным звуком внутри слова:
11. Уподобление согласных
Когда в конце и в начале слова либо слога встречаются согласные звуки, то при обычном темпе речи они уподобляются. Различают два вида уподобления - полное и частичное.
При полном уподоблении согласные с тем же местом артикуляции полностью сливаются:
При частичном уподоблении глухость согласного в конце слова переносится на первый согласный следующего слова, который автоматически теряет свою звонкость:
12. Отсутствие смягчения согласных
В русском языке существует явление смягчения согласных, напр. в слове «тень» (). В связи с этим различают мягкие и твёрдые согласные. В немецком же никакое смягчение согласных никогда не происходит.
→ Ti
sch
(стол)
13. Твёрдый приступ
Немецкие гласные звуки могут произноситься с усилением голосовых связок, которые издают легкий щелчок. Именно этот так называемый твёрдый приступ придаёт немецкой речи её специфическую резкость. Произносится этот звук в начале того слова/слога, которое/который начинается гласным звуком.
В начале слова:
Внутри слова:
14. Сильный отступ
В немецком языке краткие и долгие гласные звуки по-разному присоединяются к согласным, которые стоят после них. Долгие гласные присоединяются к согласным более плавно (как в русском языке), тогда как краткие гласные присоединяются к согласным более резко, причём согласный звук останавливает звучание гласного. Называется это явление «сильный отступ» и объясняется тем, что краткие гласные в основном выступают в закрытых слогах.
→ Schal
[ʃaːl]
~ Scha
ll
[ʃal]
(шарф ~ звук)
15. Шва
Во многих языках присутствуют так называемые редуцированные звуки шва. В немецком языке есть два таких звука.
Первый из них всегда отображается буквой <Е> и встречается исключительно в безударных слогах. В качестве определённых безударных префиксов и суффиксов эта буква при обычном темпе речи как бы «глотается», как, например, первая <О> в русском слове «молоко», т. е. её практически не слышно. Качество её произношения зависит лишь от темпа речи:
Второй звук шва в немецком языке является средним из звуков [а], [ɔ] и [ə]. Этот звук может отображаться или буквой |
В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с разными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и способам образования. Дети учатся разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. А также производить многие другие языковые операции. После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания - фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения - из слов, а слова - из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам - начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе. Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика». Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать - записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после - в звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове. Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла]. Анализируем: Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает. Посмотрим, как произвести разбор слова "друзья" по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз"й"а´]. И анализируем: В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука. Показываем, как следует делать разбор слова "язык" по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й"изы´к]. Разберите фонетически: Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука. Посмотрим, как выглядит разбор слова "белка" по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б"э´лка]. И произведите : В данном слове одинаковое количество букв и звуков - по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения. Теперь давайте сделаем разбор слова "ель" по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л"]. Теперь произведем анализ: Таким образом, в слове «ель» 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает. Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках "Н", "Р", "Л", "М", следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение: «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные. Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд"э´й"], «дождь» - [до´щ"]. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как "праздник", "дрожжи", т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [пра´з"н"ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы. Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр"иох"а´д"ирный"]. Как видим, ударный тут звук [а]. Слогоделение - тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове "синяя" наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога). Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе. Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика -
это наука о сочетании звуков в речи. Фонетический разбор, или звуко-буквенный, - это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ
предлагается выполнять как упражнение в учебных целях. Под анализом понимается: При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а
вторые - речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения). Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить В русском языке десять гласных звуков: Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые - мягким. И двадцать один согласный звук: Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие - с помощью шума. Парными называют те
согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными - те, которые не
образуют пары: [Л], [М], [Р]. При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] - всегда мягкие, вне зависимости от
того, какой гласный образует с ними слог. Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] - всегда твердые. [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] - сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук
образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные - звонкие звуки. В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать
согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию. Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора. Фонетический разбор слова всё чаще вызывает затруднения, хотя подобные задания выполняют уже в начальной школе. Суть разбора – услышать и перенести на бумагу
звучание слова. Для большинства детей задание является сложным и непонятным. Попробуем помочь ребятам провести разбор слова, ответить на основной вопрос, сколько звуков в слове. Вконтакте Наука о языке имеет свою классификацию. Одним из ее разделов является фонетика. Она изучает звуковой состав языка
. Интересно звуковое соотношение в человеческой речи: Для понимания фонетики следует выделить звуки и буквы, четко их различать
. Написание и произношение одного слова чаще всего не совпадает. Знаков (букв) может быть меньше или больше, чем звуков
. Возможен вариант, когда произносится один звук, а на письме фиксируется буквенное изображение другого. Такие несоответствия объясняются орфографическими и орфоэпическими правилами. Фонетика оставляет за собой только нормы произношения. Какие понятия встречаются в разделе «Фонетика»: Каждое понятие имеет свои особенности, количество терминов. Так создается целая наука. Что такое фонетический разбор слова? Это характеристика его звукового состава слова
. Фонетика — схема Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, — это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения
. Несколько советов по проведению звукового анализа слов: Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании: В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше: Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм
. Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем. Фонетический разбор слова — пример. При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы: Основное различие — в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта.
Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.
В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в полугласная
. В школьном курсе ее считают согласным – это «й»
. Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука: Раздвоение появляется в определенных условиях: В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают
. Гласные можно разделить на две группы. Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.
Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы. Звуки речи В русском языке согласных всего двадцать
. Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа: Парные по звонкости и глухости
имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим
. Внимание!
Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита. Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова
. Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение: Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать
. При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко
. Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных. Таблица звуко-буквенного разбора слова. Рассмотрим, как проводится звуковой анализ слова. Слово анализируется письменно. Процесс можно сравнить с транскрипцией, к которой мы привыкли при изучении иностранных языков. Порядок анализа: Для упрощения задачи слово записывается в столбик по отдельным буквам
, затем рядом каждая буква раскладывается на звуки с описанием их характеристик. Всё – 1 слог в- [ф] — согл. твердый, глухой и парный; с — [с’] – согл., мягкий, глухой и парный; ё — [о] – гласный и ударный. Фонетический разбор слова юла. Ла-зер – 2 слога л — [л]- согл., твердый, звонкий и непарный; а — [а] – гласный и ударный; з — [з’] – согл., мягкий, звонкий и парный; е — [э] – гласный и неударный; р — [р] – согл., твердый, звонкий и непарный. Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам. Слух помогает при обучении ораторскому искусству
, овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты. Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают
с делением слов на части для переноса. Виды слогов: Разборы слова по слогам строятся по правилам: Внимание!
Порядок разбора со временем меняется. Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила. Фонетический разбор слов
Уроки русского. Звуки и буквы
Теперь вы знаете, как делается звуковой анализ слова и создается схема, передающая его звучание в живой речи. Разбор слов помогает развить фонетический слух
, укрепляет память, разъясняет некоторые орфографические правила. Знание алгоритма разбора позволит сделать все быстро и грамотно. Фонетика
- раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака. Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи. Звук
- это наименьшая звуковая единица слога. Звук - это то, что мы слышим и произносим. При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма - три буквы, а звуков четыре й-а-м-а
). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т
) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З
], а пишем С
) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии. Гласных звуков шесть - а, о, у, э, ы, и
, но на письме они обозначаются десятыо буквами - а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я
. Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-йэ, ё-йо, ю-йу, я-йа - ехать - [j"э
]хать, ёжик- [j"о
]жик, юла - [j"у
]ла, яма-[j"а
]ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как [j"
]. Согласными
называются звуки
, которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких" согласных и 10 глухих. Звонкие - б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слое они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому. Произносим: [сат
], [хлеп
], [морос
], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз"ба
], а пишем косьба. Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите - б, в, г, д, ж, з. Остальные четыре звонких -
р, л, н, м и четыре глухих -
х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим. Из числа согласных выделяются 4 шипящих -
ж, ч, ш, щ. Был, бал - согласные б, л в этих словах твердые. Били
- согласные б, л
в этом слове произносятся мягко. Обычно мягкость согласного звука легко различается на слух. Мягкость согласного создается дополнительной артикуляцией - подъемом средней части языка к твердому нёбу. На конце слов мягкость согласных слышится еще более отчётливо, так как она часто служит и средством различения значения слова: Согласный ц
и согласные шипящие ж, ш
в русском языке всегда являются твердыми, шипящие" ч, щ
- всегда мягкими. После ц
ь (мягкий знак) никогда" не пишется (палец, колодец, огурец
), а после шипящих ж, ш
, а также ч,_щ
ь (мягкий знак) иногда ставится, но не для обозначения мягкости предшествующего согласного, а для указания на различные грамматические формы слов - рода, числа, обозначения части речи (ночь, режь, туч, сторож
). Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами: В некоторых словах с двумя согласными, если первый из них произносится мягко, после него пишется ь - весьма, просьба, молотьба, женитьба и т. д. Слогом
называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например: В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я - второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения. Примеры:
Ударение
Ударением
называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это - звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе
-рестора
н, торго
во-промы
шленный
). Ударение в русском языке может стоять на любом слоге на первом, на втором, на третьем и т. д. Поэтому они называется свободным (кни"
га, бума"
га, переде"
лка
). Ударение может быть как подвижным, так и постоянным. Постоянное
ударение всегда ставится на одном и -том же слоге (тоска, тоски, тоской
). Подвижное
ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка
). Ударение в русском языке не только выполняет произносительную функцию (т. е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но может одновременно указывать и на различное смысловое значение слова (у
же
и уже
, засы
пать
и засыпа
ть
, дома
и до
ма
). Фонетический разбор
Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану: 1. Затранскрибировать слово, поставив ударение. Образец фонетического разбора: В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию. Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д. Могут быть предложены следующие типы упражнений: На едином государственном экзамене в качестве заданий к разделу «Фонетика
» предлагается сделать частичный фонетический разбор
.
→ T
ant
e
[ˈt
ʰ
ant
ʰ
ə]
(тётя)
→ P
ap
a
[ˈp
ʰ
ap
ʰ
a]
(папа)
→ Geld
[ɡɛlt]
(деньги)
→ täg
lich
[ˈtɛːklɪç]
(ежедневно, ежедневный)
→ Ab
gas
[ˈapɡaːs]
(выхлопной газ)
→ abend
s
(по вечерам)
→ Ob
s
t
(фрукты)
→ gewag
t
[ɡəˈvaːkt]
(рискованно, рискованный)
→ mit
T
ina
(с Тиной)
→ am
M
ontag
(в понедельник)
→ nach
r
echts
(направо)
→ auf
W
iedersehen
(до свидания)
→ bis
d
ann
(до встречи)
→ seit
g
estern
(со вчерашнего дня)
→ ab
S
amstag
(с субботы)
→ dank
B
en
(благодаря Бену)
→ la
chen
[ˈlaχən]
(смеяться)
→ Dü
bel
[ˈdyːbəl]
(дюбель)
→ ke
hren
[ˈkeːʁən]
(подметать)
→ i
n A
sien
[
ʔ
ɪnˈ
ʔ
aːziən]
(в Азии)
→ u
m ei
ns
[
ʔ
ʊmˈ
ʔ
aɪns]
(в час)
→ au
ßer O
pa
[
ʔ
aʊsɐˈ
ʔ
oːpa]
(кроме дедушки)
→ viel e
nger
(намного уже/теснее)
→ Eri
nnerung
[
ʔ
ɛɐˈ
ʔ
ɪnɐʁʊŋ]/[
ʔ
ɐˈ
ʔ
ɪnɐʁʊŋ]
(воспоминание, напоминание)
→ Thea
ter
(театр)
→ Poe
t
(поэт)
→ verei
sen
/
(леденеть)
→ Fete
[ˈfeːtə]
~ Fe
tte
[ˈfɛtə]
(вечеринка, празднество ~ жирная)
→ Koma
[ˈkoːma]
~ Ko
mma
[ˈkɔma]
(кома ~ запятая)
→ Hüte
[ˈhyːtə]
~ Hü
tte
[ˈhʏtə]
(шляпы ~ хата, хижина)
→ be
reit
(готово, готовый)
→ lebe
n
[ˈleːbən]
(жить)
→ Ate
m
[ˈaːtəm]
(дыхание)
→ Ige
l
[ˈiːɡəl]
(ёж)
→ Auge
[ˈaʊgə]
(глаз)
→ Ge
müse
[ɡəˈmyːzə]
(овощи)
→ für
(для, за)
→ wir
(мы)
→ Natur
(природа)
→ Frisör
(парикмахер)
→ Mutter
/Mutter
[ˈmʊtɛɐ]/[ˈmʊtɐ]
(мать)
→ ver
gessen/ver
gessen
/
(забывать)
Примечания:
Для лучшего понимания всех правил Вам необходимо
прослушать аудиозапись!
Данные правила являются общим обзором
и после первого ознакомления не нуждаются в заучивании наизусть, т. к. понимание и умение применять многие моменты приходит только в процессе изучения и на практике
.
Понятие «твёрдые и мягкие согласные» имеет в русском и немецком языках совсем разные
значения. В немецком языке просто имеются в виду глухие и звонкие
согласные, так что если немец будет настаивать на том, что «согласный
В отличие от современного немецкого языка, которому соответствуют правила в данной статье, до первого этапа реформы немецкого правописания согласная буква <ẞ> чаще всего ставилась после кратких гласных. Соответственно, люди старшего поколения всё ещё комбинируют её с краткими гласными, что иностранцев, изучающих немецкий язык, вводит в заблуждение
. Больше информации на эту тему Вы найдёте в разделе .
|
Обоснование темы
Понятие фонетического разбора
Пример первый
Пример второй
Пример третий
Пример четвёртый
Пример пятый
Делаем выводы
Особые случаи разбора
О роли транскрипции
К вопросу о слогоделении
звонкие непарные звуки
[Й’]
[Л]
[М]
[Н]
[Р]
глухие непарные
[Х]
[Ц]
[Ч’]
[Щ’]
звонкие парные
[Б]
[В]
[Г]
[Д]
[Ж]
[З]
глухие парные
[П]
[Ф]
[К]
[Т]
[Ш]
[С]
Правила разбора на звуки
Образец звуко-буквенного разбора слова
Примеры фонетического разбора
Особенности фонетики
Принципы и правила
Характеристика гласных и согласных
Гласные
Согласные
Модель слова
Алгоритм проведения анализа
Пример. Фонетический разбор слова «все»
Фонетический разбор слова «лазер», пример
Разделение на слоги
Заключение
Буквы
- это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.
Буква - это то, что мы видим и пишем.
Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.Гласные звуки
Гласными
называются звуки
, в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не.встречая препятствий, выходит легко через рот.Согласные звуки
Глухие - п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ
Все согласные, кроме шипящих и
ц могут быть и твердыми, и мягкими.
стал - сталь, был - быль, стань - cтan, жарь - жар.
1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными - сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо
;
2) постановкой после согласного букв и
, е
, ё
, ю
, я
; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и "ц
") произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком - бил, бюро, дядя, реже, серый
.
В других же словах, хотя и слышится мягкость первого согласного, ь (мягкий знак) не пишется - ранний, каменщик, кончик.
Кроме смягчения согласных, мягкий знак употребляется еще и для разделения звуков, когда он стоит между согласной и гласной (семья, вьюга, бьют)Слог
Го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.
Мой, мо-я, вскользь, семь-я, здеш-ний и зде-шний, се-стра и сест-ра, ка-мен-ный, об-щест-вен-ный.
Если согласные стоят с обеих сторон гласной, то такой слог называется закрытым (край-ний. као-ман. как, дол-гий
). если же только с одной стороны, то открытым (мо-я, бу-ма-га, де-ла
).
Деление слов на слоги необходимо для усвоения правил переноса слов, для определения ударений, правильного произнесения слов и написания.
2. Определить количество слогов, указать ударный.
3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
5. Указать количество букв и звуков.
6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный/безударный;
согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.
его [j"и-вo
] 2 слога, второй ударный
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б"
] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например
: шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан
и т.д.).