Порядок регистрации ип в пфр. После регистрации ип: регистрация пфр, фсс, фомс
С 2017 года ИП не регистрируются в пенсионном фонде после найма первого сотрудника.
Как было раньше?
До 2017 года ИП регистрировались как работодатели в ПФР и ФСС. С 2017 году взносы контролирует налоговая. Пенсионный фонд больше не регистрирует ИП-работодателей.
Нужно ли сообщать налоговой о найме сотрудника?
Тоже не нужно. Налоговая говорит об этом в письме . Она и так узнает о сотрудниках ИП из квартальной отчётности по взносам.
Как получить регистрационный номер в ПФР?
Если вы наняли первого сотрудника после 1 января 2017 года, у вас будет только один регномер в ПФР — тот, который выдали сразу после регистрации ИП. Указывайте его в отчётности за сотрудников.
Нужно ли регистрироваться в ФСС?
Да — зарегистрируйтесь в ФСС в течение 30 календарных дней после найма первого сотрудника по трудовому договору. Сообщать о работнике по гражданско-правовому договору нужно только в том случае, если в договоре предусмотрено, что вы платите за сотрудника взносы на травматизм. Для регистрации в ФСС понадобятся:
- копия вашего паспорта
- трудовые книжки сотрудников
- гражданско-правовые договоры, если в них установлены взносы на травматизм.
О том, как ИП принять первого сотрудника на работу, мы рассказывали раньше .
Нужно ли сниматься с учёта в ФСС?
Если вы уволили всех сотрудников и нанимать новых не собираетесь, то да, с учёта в ФСС можете сняться, чтобы не подавать нулёвки. Для этого в ФСС нужно будет предоставить:
— копии документов, которые подтверждают, что трудовые отношения прекратились: копию соглашения о расторжении договора или копию приказа об увольнении.
ФСС снимет ИП с учёта в течение 14 дней.
При этом помните, что большинство отчётов нужно будет подавать до конца года всё равно, потому что они строятся нарастающим итогом. Это 6-НДФЛ, 4-ФСС, РСВ и 2-НДФЛ по итогам года. СЗВ-М подавать будет не нужно.
С 1 января 2002 года вопросы пенсионного страхования регулируются нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Обязанность и порядок уплаты работающими гражданами страховых взносов, размеры тарифов определяются законодательными актами, исходя из социальных гарантий пенсионного обеспечения каждого гражданина и единых принципов исчисления пенсий.
Регистрация ИП в территориальных органах ПФР может быть несколько раз по разным основаниям.
Во-первых , индивидуальный предприниматель должен зарегистрироваться в качестве страхователя, уплачивающего взносы в виде фиксированного платежа за себя.
Во-вторых , он обязан повторно зарегистрироваться, сделать постановку на учет в Пенсионный фонд, если он является работодателем и заключает с гражданами трудовые или гражданско-правовые договоры.
В-третьих , предпринимателю необходимо пройти регистрацию, если он пожелал уплачивать фиксированный платеж выше установленного.
Прежде всего, ИП регистрируется в фонде в качестве страхователя, уплачивающего взносы в виде фиксированного платежа за себя. Процедура регистрации аналогична той, что применяется для регистрации организаций. ПФР должен зарегистрировать ИП в течение пяти дней с момента представления в ПФР регистрирующим органом сведений из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Еще один из вариантов - это купить готовую фирму.
ИП-работодателям больше не нужно самостоятельно становиться на учет в ПФР
С 01.01.2017 года отменен заявительный порядок постановки на учет ИП, имеющих наемных работников, в качестве страхователей. Данные об ИП-работодателе ПФР получит из ИФНС.
Примечание : Письмо ФНС от 31.01.2017 № БС-4-11/1628@
Это новшество связано с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговикам. Теперь регистрация и снятие с учета страхователей-ИП в территориальных отделениях ПФР производится на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП и поступающих из ИФНС.
Согласно новым правилам ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам, исчисляют и уплачивают страховые взносы, а также сдают по месту своего жительства.
А информация, содержащаяся в сданном расчете, будет автоматически направляться в ПФР в рамках информационного взаимодействия между ведомствами.
Регистрация в предпринимателя ПФР
Налоговая инспекция самостоятельно передает сведения о новом предпринимателе своим коллегам из ПФР. Они, в свою очередь, обязаны поставить предпринимателя на учет и присвоить ему регистрационный номер. На это отводится три дня (абз. 2 п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Закон № 167-ФЗ). В итоге представители Пенсионного фонда должны направить предпринимателю документ о регистрации в ПФР в качестве страхователя (абз. 6 п. 1 ст. 11 Закона № 167-ФЗ).
Как видим, зарегистрировавшийся ИП без работников не должен представлять в ПФР какие-либо документы. Постановка на учет осуществляется без его участия (путем обмена информацией между органами ФНС и ПФР).
Этот же порядок применяется для регистрации в территориальном органе ПФР глав крестьянских (фермерских) хозяйств и частных детективов. Индивидуальные предприниматели, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и частные детективы регистрируются в территориальном органе ПФР по месту жительства. Члены крестьянских (фермерских) хозяйств не регистрируются в территориальных органах ПФР, поскольку страховые взносы за них уплачивает глава хозяйства, членами которого они являются.
После регистрации индивидуальному предпринимателю присваивается регистрационный номер и страхователю направляется уведомление об этом.
Регистрация ИП в ПФ РФ в качестве работодателя
Если ИП заключил трудовой договор хотя бы с одним работником и начал выплачивать ему вознаграждение, то нужно встать на учет в ПФР и ФСС в качестве работодателя. Поясним, какие именно действия следует совершить ИП, нанявшему работников или заключившему с физическим лицом договор на выполнение работ или оказание услуг.
Чтобы встать на учет в ПФР, ИП должен в течение 30 дней со дня заключения договора представить в ПФР по месту жительства (раздел III Порядка, утв. постановлением правления ПФР от 13.10.08 № 296п):
- заявление о регистрации;
- свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП;
- документы, удостоверяющие личность и подтверждающие регистрацию по месту жительства;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- документы, подтверждающие наличие у предпринимателя наемных работников (например, трудовой или гражданско-правовой договор).
После этого территориальный орган ПФР, осуществивший регистрацию ИП в качестве страхователя, выдаст индивидуальному предпринимателю уведомление о регистрации.
Заявление для регистрации ИП в территориальном органе ПФР индивидуальные предприниматели должны подавать и в том случае, если они пожелают добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в ПФР в части, превышающей суммы фиксированного платежа. Таким образом, это будет уже третьим основанием для регистрации в органах ПФР.
Вместе с заявлением предприниматель представляет паспорт, уведомление о регистрации в ПФР в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. После регистрации территориальный орган ПФР выдает уведомление о регистрации страхователя, вступившего в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Штраф за нарушение регистрации предпринимателя в ПФР
1. Нарушение 30-дневного срока регистрации в ПФР (п. 1 ст. 27 Закона № 167-ФЗ, письмо ПФР от 07.05.10 № КА-30-24/4871). Опоздание на срок до 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей, нарушение срока регистрации более чем на 90 рабочих дней наказывается штрафом в размере 10 000 рублей.
2. Нарушение срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов () - Административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей.
О СНЯТИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С УЧЕТА в ПФР
Раньше, при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя обязательным было получение справки в Пенсионном фонде для дальнейшего предоставления ее в регистрирующий орган. Без этого документа в инспекции физическому лицу отказывали в его желании расстаться со статусом индивидуального предпринимателя. Сегодня в связи с изменениями в законодательстве регистрирующий орган должен сам запрашивать необходимую информацию о предпринимателе в территориальном органе Пенсионного фонда.
Действующие нормативные акты никак не связывают данный документ с наличием или отсутствием у предпринимателя задолженности по страховым взносам. Он только подтверждает представление предпринимателем в Пенсионный фонд сведений в соответствии с требованиями следующих норм:
- "пп. 1" - "8 п. 2 ст. 6" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - страховой номер; фамилия, имя, отчество; дата рождения; место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство;
- "п. 2 ст. 11" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - сведения о работающих у него застрахованных лицах;
- "п. 4 ст. 9" Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" - реестр застрахованных лиц.
При наличии сведений о невыполнении требований, предусмотренных вышеуказанными положениями, регистрирующим органом принимается решение об отказе в регистрации. Задолженность по уплате страховых взносов, если таковая имеется у предпринимателя, причиной для отказа не является. Долги, правда, никуда не уйдут и будут числиться за вами уже как за физическим лицом. Рано или поздно эту задолженность все равно придется погасить.