Поэма М. Ю

Романтизм -это одно из основных литературных направлений XIX века. Главное в романтизме-это духовное,творческое становление личности,стремящейся к идеалу,через вымышленные события,на фоне бушующих эмоциональных страстей.Поэма Мцыри-это одно из ярчайших произведений русского романтизма.
Лермонтов отклонился от канонов классицизма,ввёл вольное композиционное построение произведений.Действие поэмы не происходит в одном месте,за один день и одними лицами.Поэма охватывает три дня жизни Мцыри,смена пейзажей,предыстория,побег,встреча грузинки,бой с барсом,возвращение,
исповедь.Нарушены главные принципы классицизма,поэтому поэма -это яркое произведение романтизма.
Основа произведения романтизма-это конфликт между реальным миром и вымышленным,идеальным миром.Реальный мир Мцыри-это монастырь,его тюрьма,а он рвётся на свободу,не зная,что это такое,но мечтая об этом.
Конфликт Мцыри-это оторванность его от реально мира,где он живёт и грёзы о вымышленном мире свободы,где он никогда не был.
Драматический сюжет-главный герой одинок и несчастен,стремление к идеалу приводит к трагедии сильной личности.Мцыри мечтает о свободе,он стремится в вымышленный мир,для него идеал-это его родные места,память о них,а на деле-он пленник,заточённый в монастырь.Борец,сильная личность погибает-это трагедия Мцыри.
Использование ярких,эмоциональных средств художественной выразительности,передающих человеческие страсти.Лермонтов использует яркие эпитеты,передающие душевное состояние Мцыри,олицетворяет природу с живым существом,метафоры, описывающие монастырь,состояние монаха,после исповеди Мцыри,сравнения дают нам образ страсти юноши.
Авторское отношение к действительности выражено через главного героя-бунтаря.Мцыри и есть герой -бунтарь,рвущийся на свободу.Он пленник души,но его дух вырывается наружу и он обретает покой.Всё происходящее мы видим глазами юноши,мы ощущаем природу,страсти,боль,разочарование через ощущения юноши.
Чувства на первом месте,отрицание рациональности,разумности,на фоне природных явлений.Разум Мцыри пленён идеей о свободе,он пленник своих мечтаний.Страсти бушуют на фоне природы,гроза,ночь,небеса,ветер-буйство стихии,как выражение чувств Мцыри.Его побег неразумен,он теряет путь и возвращается назад в тюрьму,но разум молчит,его гонит душа,жаждущая свободы.
Исповедь беглеца потрясает,три дня сделали юношу по-настоящему свободным.Его бунтарский дух вырвался из тела покорного пленника.Мцыри-настоящее дитя природы,он рвётся на свободу.Открытие,что он вернулся туда,откуда бежал,убивает свободолюбие юного горца.Мцыри сдаётся,его дух сломлен.Но он счастлив,он увидел за три для столько,сколько не видел за всю свою жизнь.
Жизнь Мцыри коротка,три дня свободы и обретение покоя.Мцыри умирает в согласии с собой,его дух свободен,его могила смотрит на горы родного Кавказа,ветер качает акации и доносит звуки далёкой Родины.

Дата добавления: 18 Декабря 2013 в 16:58
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: сочинение

Скачать в ZIP архиве (12.00 Кб)

Вложенные файлы: 1 файл

Скачать файл

МЦЫРИ.docx

- 14.56 Кб

"Мцыри" – поэма русского романтизма.

Одна из вершин художественного наследия является поэма «Мцыри». Она отражает влюбленность автора в горный Кавказ. Именно он потряс воображение впечатлительного ребенка. Оставшиеся впечатления, побудили поэта к раскрытию мужественного характера героя, каким является поэма «Мцыри». В поэме главный герой сильно приближен к современности. Судьба горца, который рвется к свободе из плена, но не получившего её, была очень близка тому поколению. На мой взгляд, романтизм поэмы заключается в удачном создании яркого и живого образа, как Мцыри - одинокого, живущего мечтой и ищущего гармонии с природой.

Мы знакомимся с Мцыри в монастыре, куда он попадает еще ребенком, плененным русским генералом. Именно тогда в ребенке развился дух его предков, сделав его гордым и непокорным. Прошло время, Мцыри привык к плену и стал понимать чужой язык. Внезапный побег юноши в одну из осенних ночей подарил ему несколько дней счастья, а монахам – непонимание его поступка. Монастырь для него становится тюрьмой, всю свою жизнь юноша хотел вырваться на свободу. Поэма не раскрывает до конца стремления героя. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом.Сумрачный и одинокий он раскрывает свою “душу” в исповеди, после этого воспринимается как герой романтических поэм. Строки о несчастливом детстве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди характерна для романтических поэм и связана со стремлением глубже раскрыть свою душу.

Создание Лермонтовым образ гордого и непокорного юноши невозможно забыть. Даже потеря надежды перед смертью не смогла сломить волю одинокого и гордого героя:


Краткое описание

Одна из вершин художественного наследия является поэма «Мцыри». Она отражает влюбленность автора в горный Кавказ. Именно он потряс воображение впечатлительного ребенка. Оставшиеся впечатления, побудили поэта к раскрытию мужественного характера героя, каким является поэма «Мцыри». В поэме главный герой сильно приближен к современности. Судьба горца, который рвется к свободе из плена, но не получившего её, была очень близка тому поколению.

8220 Мцыри 8221 как романтическая поэма

Романтизм как литературное направление сложился на рубеже XVIII и XIX вв. Фундаментом для его становления послужило предшествовавшее ему течение – сентиментализм. Именно его основные принципы были заимствованы, а в дальнейшем получили развитие в романтизме. Говоря об этом направлении, нельзя не упомянуть о “мастерах”романтиках, таких как В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Романтические мотивы нашли отражение даже в литературе XX в. – у А.М. Горького в “Старухе Изергиль”. Произведения всех авторов этого направления объединены несколькими общими положениями, без которых романтическое творчество невозможно: во-первых, автор такого произведения концентрирует внимание на главном герое, его внутреннем мире, переживаниях, и внешний мир читатель видит глазами этого героя; во-вторых, существуют определенные черты характера, присущие романтическому герою; в-третьих, для произведений этого направления характерно изображение ситуаций нереальных, выдуманных, слишком отдаленных от действительности, и главному герою обычно приходится делать сложный нравственный выбор; также, углубляясь в описание чувств, автор мало обращает внимание на факты.

Все эти принципы можно с легкостью обнаружить в поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”, которая наряду с его “Демоном”, стихотворениями В.А. Жуковского, помой А.С. Пушкина “Кавказский пленник”, а также некоторыми другими произведениями признана истинным образцом романтического творчества.

Доказательство того, что “Мцыри” – романтическая поэма, стоит начать с образа главного героя. Его биография до времени повествования отличается краткостью и некоторой сентиментальностью: его, шестилетнего, захватили в плен, но он “занемог” и, будучи при смерти, был оставлен в монастыре, на попечение монахов; на первый взгляд, юный пленник привык к своим “оковам” - он даже собрался принять монашеский обет, но однажды исчез, был найден через три дня израненный. С предсмертной исповеди фактически и начинается поэма. Такая ситуация действительно в некоторой степени надуманна, хотя история и отмечает подобные случаи, когда детей горцев захватывали в плен, но по состоянию их здоровья, из жалости или вследствие ненужности оставляли в монастырях. Мцыри, которому в момент повествования едва ли есть двадцать лет, приходится выбирать: остаться ли жить в монастыре и принять непонятное и вызывающее его насмешку христианство или бежать, оставить тоскливые стены. Но куда ему бежать? Ведь он фактически не существует для своих родных – они давно оплакали и забыли, и в монастыре он жить не может – тишина в его стенах давит на юного пленника. Почему он не может выносить душную атмосферу кельи, думается, точно не понимает и он сам. В шестилетнем возрасте он вряд ли мог многое запомнить, вольная жизнь ассоциируется у него с родителями, лица которых он также, скорее всего, не помнит – лишь смутные образы, соотносящиеся с какой-то лучшей жизнью, по определению романтиков – жизнью “там”. Таким образом, причину его бегства можно назвать не порывом куда-то, а стремлением откуда-то, то есть из монастыря. Это движение скорее инстинктивно и некоторым образом напоминает несознательное желание зверя вырваться из клетки. Мцыри – как истинно романтическому герою – присущ так называемый романтический максимализм, для него существует разделение мира только на “черное” и “белое”, поэтому и жизнь, по его убеждению, возможна только на свободе.

Вообще, говоря в свободе, нельзя рассматривать ее однозначно. Это понятие глубоко личное, и порой оно может принимать значение, противоположное общепринятому, что можно доказать на примере поэмы В.А. Жуковского “Шильонский узник”. Человек, почти всю свою жизнь проживший в темнице, через много лет выпущенный на так называемую свободу, с сожалением “вздыхает” о своей тюрьме; для него как раз родился парадокс: его свобода – в тюрьме. Таким образом, вопрос о том, что есть для Мцыри свобода, спорен. В поэме есть факт, указывающий на родственное с Шильонским узником толкование этого термина, – Мцыри, побыв вне монастыря несколько дней, умирает и, умирая, оказывается в той самой келье, из которой бежал. Это говорит о том, что сама природа препятствовала его вольному порыву, что он был противоестественным.

Однако побег совершен. Мцыри оказался на лоне дикой природы, которую ранее он видел лишь из окна кельи, и она предстает перед читателем вкупе с новыми, пробуждающимися чувствами героя. Горные хребты навевали ему образ отцовского дома, сестер, качавших его колыбель… Каждое дерево, птица, каждый звук и запах возбуждали непонятные, щемящие сердце ощущения, тоска достигла своей высшей точки после того, как Мцыри увидел молодую грузинку с кувшином. Конечно, она не была одной из его сестер, но, вероятно, именно пригрезилась ему в незнакомке.

После “взрыва” чувств произошел “взрыв” силы духа – борьба с барсом. Поединок человека со зверем не стоит воспринимать буквально: он, как и вся поэма, символичен. Это не только противоборство могучего духа и физической силы; это картина души Мцыри, где ведут борьбу два начала: инстинктивное стремление к свободе и привычка выросшего в темнице “цветка”. Мцыри обладает врожденным и усилившимся в период заточения мятежным духом; он, пленник, ищет общения, его тянет к молодой грузинке, к далекому курящемуся аулу.

Не стоит считать, что его попытка контакта с окружающим миром провалилась. Он нашел общий язык – с собой, он понял, испробовал жизнь; его смерть оказывается в некотором смысле и победой – он все-таки вырвался из мира “келий душных и молитв”. И, хотя, в принципе, он побежден, победителя нет – монастырский уклад пошатнулся из-за возможности бежать из заточения. Довольно интересно, что поэма открывается изображением разрушенного, опустевшего монастыря. Таким образом, противоборство двух миров – мира “келий душных и молитв” и чудесного мира “тревог и битв” – противоборство, заканчивающееся ничем, является центральным действием в поэме, и Мцыри рассматривается не в качестве конкретного героя, но как любой человек вообще; монастырь, куда не проникают солнечные лучи, представляется, разумеется, не просто зданием, но символом неволи в широком понимании, его стены закрывают мир человеческой души от природы. Если сам монастырь еще может выпустить Мцыри (ведь в любом монастыре есть двери), то старик монах как бы дополняет темницу, делая ее грозным, последним пристанищем вошедшего. Именно против этого поднял бунт Мцыри – против царящего безмолвия, ведь даже монах, как и камни монастыря, хранит молчание и не дает мятежному духу героя вырваться на “родину”, найти утраченный “рай”.

Это стремление из неестественности к естественности есть одна из основных черт романтизма. Подчеркивая природное начало человека, романтики утверждали, что родившаяся на воле душа не может терпеть никакого ограничения своего полета; отсюда и такая неприязнь писателей (соответственно, и их героев) ко всему, что делает личность человека зависимой от чего-либо, будь то общество или обыденная жизнь.

Поэма "Мцыри" создана в поздний период творчества М.Ю. Лермонтова, в 1839 году. Исследователи считают ее одним из последних образцов романтической поэзии столетия.

Черты романтизма мы находим в сюжете произведения, названии, композиции, форме изложения (основная часть поэмы – монолог главного героя), образах и мотивах.

Одна из черт романтических произведений – экзотика. Название поэмы непривычно для слуха русского читателя. Оно вызывает в памяти воспоминания о дальних странах с незнакомой яркой природой, непривычным бытом людей. Грузинское слово "мцыри" имеет двойной смысл. Оно может переводиться как "неслужащий монах", но может и означать "пришелец", "странник".

Образ центрального героя таинственен, на это указывает и двойной смысл названия. Неясно, из какого народа Мцыри происходит, где именно находится его родина, при каких обстоятельствах он попал в плен, что стало с его семьей, в финале поэмы непонятно, отчего именно он умирает. Таинственность – не единственная черта Мцыри. Герой необычайно смел, ловок и умён, он умеет видеть прекрасное, выражать мысли эмоционально и образно. Мцыри чуждо смирение, и именно поэтому он не смог бы стать монахом. Изображается герой вольный, мятежный, который даже перед лицом смерти не просит о прощении, а рай и вечность готов променять "за несколько минут / Между крутых и темных скал", в краю, где он играл ребенком.

Для романтического сюжета характерны мотивы изгнания или побега. Из привычных мест герой отправляется в места необычные: в незнакомые страны, в дикий лес, в фантастичсексий мир.

У Лермонтова герой бежит в родные места. Далекая родина кажется ему идеальным пространством. Душа Мцыри стремится "в тот чудный мир тревог и битв". Противопоставление свободы и несвободы подчёркивает романтическое двоемирие: всю жизнь герой провел в плену и всю жизнь стремился к свободе, символом которой стали дальние горы, "…где в тучах прячутся скалы,/ где люди вольны, как орлы". Желание героя осуществляется: он на свободе. Однако добраться до далёкого дома ему не удаётся. Мир свободы в поэме – мир дикой природы. Многократно используя олицетворение, Лермонтов одушевляет этот удивительный мир. Перед читателем разворачиваются яркие картины Кавказских гор и лесов, бесконечно красивых и опасных. Неспособный выжить в этом вольном мире, герой оказался на краю гибели «… и в исступлении рыдал, / И грыз сырую грудь земли»… «Напрасно в бешенстве порой / Я рвал отчаянной рукой / Терновник, спутанный плющом: / Все лес был, вечный лес кругом…» Идеал, как во многих романтических произведениях, остался недостижимым.

Кульминация поэмы - сражение с барсом. Романтики внимательно относились к фольклору, собирали легенды, заимствовали из них мотивы, образы. Сюжет борьбы с диким зверем (как правило, с тигром) характерен для грузинского фольклора. В произведении этот сюжет выглядит как борьба человека со стихией, борьба, заведомо обреченная на поражение, но от этого не менее напряженная. Финал битвы подчёркивает исключительность героя. Мцыри делает невозможное. Он побеждает.

Мотив борьбы, характерный для романтизма, определяет и характер образных средств поэмы. Так, одним из самых распространенных приёмов выразительности является противопоставление, антитеза. Противопоставлены воля–неволя, земля–небо, родина–чужбина, прошлое–настоящее, старость–молодость, тьма–свет, а, в конечном итоге, жизнь и смерть. Герой не боится смерти: главное для него – вкусить жизни, прожить жизнь краткую, но яркую, запоминающуюся, несмотря на то, что приобщение к такой жизни может привести к гибели. В этом и смысл эпиграфа: "Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю".

Так в поэме «Мцыри» мы находим все черты романтического произведения. Исключительный герой оказывается в исключительных обстоятельствах, убежав от привычного обыденного мира. Противопоставлены мир монастыря, мир далёкого дома и мир дикой экзотической природы. Мятеж, нарушение запрета, стремление к воле, свободе – такие мотивы составляют основу поэмы.

"Мцыри" М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма

Примерный текст сочинения

Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. "Любимый идеал" поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны "пламенная страсть" к свободе, стремление к действию, "боренью". Его "огненной душе" близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героями. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Да, только могучий духом исполин может так естественно ощущать дружбу "меж бурным сердцем и грозой". Исключительность личности Мцыри как романтического героя подчеркивают и необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну".

Автор обращает основное внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказывает автор в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Значит, такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над эпическим. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. "Душой дитя, судьбой монах", он был одержим "пламенной страстью" к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Значит, характер Мцыри, его мысли и поступки и определяют сюжет поэмы.

Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти "пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом", "горные хребты, причудливые, как мечты". Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.

Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Таким образом, мы видим, что Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о душевной широте его натуры. Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность, а это приводит его к выводу о совершенстве и гармонии мира. Романтичность пейзажа усиливается от того, как образно эмоционально говорит о нем Мцыри. В его речи часто используются красочные эпитеты ("сердитый вал", "горящая бездна", "сонные цветы"). Эмоциональность образов природы усиливают и необычные сравнения, встречающиеся рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему "братьев в пляске круговой". Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. В рассказе юноши о природе ощущается любовь и сочувствие ко всему живому: поющим птицам, плачущему, как дитя, шакалу. Даже змея скользит, "играя и нежася". Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Битва с барсом изображена в духе романтической традиции. Барс описан весьма условно как яркий образ хищника вообще. Этот "пустыни вечный гость" наделен "кровавым взором", "бешеным скачком". Романтична победа слабого юноши над могучим зверем. Она символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть все препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются романтическими символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на "рай и вечность". Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.

Своеобразие романтического образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия. Лермонтовский герой бросал вызов разуверившимся, апатичным и равнодушным героям "Думы". Белинский назвал Мцыри "огненной душой", "исполинской натурой", "любимым идеалом нашего поэта". Романтический образ Мцыри, лишенный конкретных примет эпохи, преодолел время и пространство и продолжает пробуждать к действию, к "боренью" все новые и новые поколения.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Рода сверхреальность. Это-то и сближает Мцыри с Демоном. Герои соприкасаются в точке, которая неизменна почти для всех произведений Лермонтова. Образ Мцыри оказывается связанным не с преодолением демонизма, а, напротив, является одним из глубоко сложных толкований демонической темы. Демона с Мцыри сближает мечта о свободе, "небесном" рае, где он не знал дисгармонии. В рамках "Божьего мира" его...

И стих поэмы). Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою "душу" в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более...

И самого царя. В призыве гусляров: «Каждому правдой и честью воздайте!» слышится голом народа имеющего право судить всех, не исключая и носителя верховной власти. Поэма Лермонтова проникнута духом общественно политического протеста против социальной несправедливости и просветительского произвола. По меткому выражению А.В. Луначарского, она содержит «заряд гигантского мятежа». Демократическая идея...




Top