Писатели рожденные в декабре. Литературный календарь на февраль

Одним из центральных событий Ветхого Завета является история Моисея, спасение еврейского народа от власти египетского фараона. Многие скептики ищут исторические доказательства происходивших событий, так как в библейском изложении было немало чудес, совершенных на пути к Однако, как бы там ни было, но эта история довольно занимательна и повествует о невероятном освобождении и переселении целого народа.

Предыстория и рождение Моисея

Рождение будущего пророка изначально было окутано тайной. Практически единственным источником сведений о Моисее являлись библейские писания, так как прямых исторических доказательств не существует, есть только косвенные. В год рождения пророка правящий фараон Рамзес II приказал всех новорожденных детей топить в Ниле, так как, несмотря на тяжкий труд и притеснения евреев, они продолжали плодиться и множиться. Фараон боялся, что когда-то они могут стать на сторону его врагов.

Именно поэтому мать Моисея первые три месяца прятала его от всех. Когда это стало уже невозможно, она просмолила корзинку и положила туда свое дитя. Вместе со старшей дочерью отнесла к реке и оставила Мариам проследить за тем, что случится дальше.

Богу было угодно, чтобы встретились Моисей и Рамзес. История, как было сказано выше, о подробностях умалчивает. Корзинку подобрала дочь фараона и принесла во дворец. По еще одной версии (которой придерживаются некоторые историки) Моисей принадлежал царскому роду и был сыном той самой дочери фараона.

Как бы там ни было, но будущий пророк оказался во дворце. Мариам, которая проследила за тем, кто поднял корзину, предложила в качестве кормилицы собственную мать Моисея. Так сын вернулся в лоно семьи на некоторое время.

Жизнь пророка во дворце

После того как Моисей немного подрос и перестал нуждаться в кормилице, его мать отвела будущего пророка во дворец. Там он прожил довольно долго, а также был усыновлен дочерью фараона. Моисей знал, какого он рода, знал, что он еврей. И хотя обучался наравне с остальными детьми царской семьи, но не впитал в себя жестокости.

История Моисея из Библии свидетельствует о том, что он не стал поклоняться многочисленным богам Египта, а остался верен верованиям своих предков.

Моисей любил свой народ и каждый раз страдал, когда видел его мучения, когда видел, как нещадно эксплуатировали каждого израильтянина. Однажды случилось то, что заставило будущего пророка бежать из Египта. Моисей стал свидетелем жестокого избиения одного из народа его. В порыве ярости будущий пророк вырвал плеть из рук надсмотрщика и убил его. Так как никто не видел, что он сделал (как думал Моисей), то тело было просто закопано.

Через некоторое время Моисей понял, что многим уже известно о том, что он сделал. Фараон приказывает арестовать и убить сына своей дочери. Как относились друг к другу Моисей и Рамзес, история умалчивает. Почему за убийство надсмотрщика его решили судить? Можно учитывать разные версии происходящего, однако, скорей всего, решающим было то, что Моисей был не египтянином. В результате всего этого будущий пророк решает бежать из Египта.

Бегство от фараона и дальнейшая жизнь Моисея

По библейским данным будущий пророк направился в землю Мадиамскую. Дальнейшая история Моисея повествует о его Он женился на дочери священника Иофора Сепфоре. Живя этой жизнью, он сделался пастухом, научился жить в пустыне. У него также появилось два сына.

Некоторые источники утверждают, что, прежде чем жениться, Моисей некоторое время жил с сарацинами, имел там видную должность. Однако следует все же учесть, что единственным источником повествования о его жизни является Библия, которая, как и всякое древнее писание, со временем обросла неким иносказательным налетом.

Божественное откровение и явление Господа пророку

Как бы то ни было, но библейская история о Моисее повествует, что именно в Мадиамской земле, когда он пас стада, ему было откровение Господа. Будущему пророку на этот момент исполнилось восемьдесят лет. Именно в этом возрасте на его пути встретился куст терновника, которых полыхал пламенем, но не сгорал.

На этом месте Моисей получил наставление о том, что он должен спасти народ Израиля от египетской власти. Господь повелел вернуться в Египет и отвести свой народ в землю обетованную, освободив его от длительного рабства. Однако Всемогущий Отец предупредил Моисея о трудностях на его пути. Чтобы у него была возможность их преодолеть, ему было даровано умение творить чудеса. Из-за того что Моисей был косноязычен, ему в помощь Бог повелел взять брата Аарона.

Возвращение Моисея в Египет. Десять казней

История как провозвестника Божьей воли, началась в тот день, когда он предстал пред фараоном, который правил в то время в Египте. Это был другой правитель, не тот, от которого в свое время убежал Моисей. Конечно, на требование отпустить израильский народ фараон ответил отказом, да еще и увеличил трудовую повинность для своих рабов.

Моисей и Рамзес, история которых более туманна, чем хотелось бы исследователям, схватились в противостоянии. Пророк не смирился с первым поражением, он приходил к правителю еще несколько раз и в конечном итоге сказал, что падет на землю египетскую кара Божья. И так случилось. По воле Бога случились десять казней, которые пали на Египет и его жителей. После каждой из них правитель призывал своих чародеев, однако они нашли волшебство Моисея более искусным. После каждого несчастья фараон соглашался отпустить народ Израиля, но каждый раз передумывал. Лишь после десятой еврейские рабы стали свободными.

Конечно, на этом история Моисея не закончилась. Пророку еще предстояли годы путешествий, а также столкновение с неверием соплеменников, пока все они не добрались до Земли Обетованной.

Установление Пасхи и исход из Египта

Перед последней казнью, которая обрушилась на народ египетский, Моисей предупредил людей Израиля о ней. Это было умерщвление первенцев в каждой семье. Однако предупрежденные израильтяне помазали свою дверь кровью ягненка не старше одного года, и кара их минула.

В эту же ночь произошло празднование первой Пасхи. История Моисея из Библии рассказывает о ритуалах, которые ей предшествовали. Заколотого ягненка необходимо было запечь целым. Затем кушать стоя, собравшись всей семьей. После этого события народ Израиля покинул землю египетскую. Фараон в страхе даже просил это сделать скорее, видя то, что случилось ночью.

С первой зарей вышли беглецы. Знаком воли божьей был столп, который ночью был огненный, а днем облачным. Считается, что именно эта Пасха со временем преобразовалась в ту, которую мы знаем сейчас. Освобождение еврейского народа от рабства символизировало именно это.

Еще одним чудом, которое случилось практически сразу после выхода из Египта, был переход через Красное море. По велению Господа расступились воды, и образовалась суша, по которой израильтяне и перешли на другой берег. Фараон, который погнался за ними, также решил последовать по дну моря. Однако Моисей со своим народом уже были на другой стороне, и воды моря опять сомкнулись. Так погиб фараон.

Заветы, которые получил Моисей на горе Синай

Следующим пунктом остановки еврейского народа стала гора Моисея. История из Библии рассказывает, что на этом пути беглецы видели немало чудес (манна небесная, появляющиеся источники родниковой воды) и укреплялись в своей вере. В конечном итоге, после трехмесячного путешествия израильтяне пришли к горе Синайской.

Оставив народ у ее подножия, сам Моисей поднялся на вершину за наставлениями Господа. Там состоялся диалог между Отцом Всего Сущего и его пророком. В результате всего этого были получены десять заповедей, которые стали основными для народа Израиля, которые стали основой законодательства. Также были получены заповеди, которые охватывали гражданскую и религиозную жизнь. Все это было записано в Книгу Завета.

Сорокалетнее путешествие по пустыне израильского народа

Возле еврейский народ простоял около года. Затем был дан знак Господом, что нужно идти дальше. История Моисея как пророка продолжалась. Он и дальше нес бремя посредника между своим народом и Господом. Сорок лет они странствовали по пустыне, иногда подолгу жили в местах, где условия были более благоприятны. Израильтяне постепенно становились ревностными исполнителями тех заветов, которые дал им Господь.

Конечно, были и возмущения. Не всех устраивали такие длительные странствия. Однако, как свидетельствует история Моисея из Библии, народ израильский все же добрался до Земли обетованной. Однако сам пророк так и не дошел до нее. Моисею было откровение, что дальше их поведет другой вождь. Он почил на 120 году жизни, однако никто так и не узнал, где это случилось, так как кончина его была тайной.

Исторические факты, подтверждающие библейские события

Моисей, история жизни которого нам известна только из библейских рассказов, является значительной фигурой. Однако есть ли официальные данные, которые подтверждают его существование как исторической фигуры? Некоторые считают все это лишь красивой легендой, которая была придумана.

Однако некоторые историки все же склоняются к тому, что Моисей - фигура историческая. Об этом свидетельствуют некоторые сведения, которые содержатся в библейском рассказе (рабы в Египте, рождение Моисея). Таким образом, можно сказать, что это далеко не вымышленная история, и все эти чудеса случились на самом деле в те далекие времена.

Следует отметить, что на сегодняшний день это событие отображено не единожды в кинематографе, а также созданы мультфильмы. В них рассказано о таких героях, как Моисей и Рамзес, история которых в Библии мало описана. Особое внимание в кинематографе уделяется чудесам, которые случались во время их путешествия. Как бы там ни было, но все эти фильмы и мультфильмы воспитывают в подрастающем поколении нравственность и прививают мораль. Также они полезны и для взрослых, особенно тех, которые потеряли веру в чудеса.

Моисе́й (ивр. ‏מֹשֶׁה‏‎, Моше́ , «взятый (спасённый) из воды»; араб. موسىٰ‎ Муса , др.-греч. Mωυσής, лат. Moyses) (XIII век до н. э.), в Пятикнижии - еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме.

Согласно Книге Исхода, Моисей родился в то время, когда его народ увеличивался в численности и египетский фараон был обеспокоен тем, что израильтяне могут помочь врагам Египта. Когда фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков, мать Моисея, Иохаведа спрятала его в корзинке и пустила её по водам Нила. Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребёнка.

Когда Моисей вырос, он увидел притеснение своих соплеменников. Он убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина, и сбежал из Египта в землю мадианитян. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника (Неопалимой купины), к нему обратился Бог, который повелел Моисею вернуться обратно в Египет и просить освобождения израильтян. После десяти казней Моисей вывел израильтян из Египта через Чермное море, после чего они остановились у горы Синай, где Моисей получил десять заповедей. После сорока лет скитаний по пустыне и долгожданного прихода израильского народа на землю Ханаанскую, Моисей умер у берегов реки Иордан.

Существование Моисея, а также достоверность его жизнеописания в Библии является предметом споров среди библеистов и историков. Библеисты обычно датируют его жизнь XVI-XII вв. до н. э., в основном связывая с фараонами Нового царства.

Имя

Согласно Библии, значение имени Моисей связано со спасением из вод Нила («вытянутый»). Это имя Моисею дала дочь фараона (Исх. 2:10). Здесь игра слов может также быть намеком на роль Моисея, который вывел израильтян из Египта. Античный историк Иосиф Флавий повторяет библейское толкование, утверждая, что имя Моисей состоит из двух слов: «спасенный» и египетского слова «Мои», означающего воду. Семитологи выводят происхождение имени от египетского корня msy , означающего «сын» или «рождать».

Жизнеописание

Библейский рассказ

Основной источник сведений о Моисее - библейское повествование на древнееврейском языке. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Левия (Исх. 2:1). Моисей родился в Египте (Исх. 2:2) в царствование фараона, который «не знал Иосифа » (Исх. 1:8), бывшего первым вельможей при одном из его предшественников. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил евреев в рабов.

Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын (Исх. 2:2). Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев (Исх. 2:3). Не имея более возможности его прятать, она положила младенца в тростниковую корзину, обмазанную снаружи асфальтом и смолой, и оставила в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание (Исх. 2:5).

Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. 2-я треть XVI в. Картинная галерея. Дрезден

Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх. 2:6), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мириам (Исх. 15:20), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его (Исх. 2:7-9). Дочь фараона назвала ребёнка Моисей («вынутый из воды») «потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх. 2:10). В Библии не упоминается, как долго Моисей жил у своего родного отца и матери, предположительно, он оставался с ними два или три года (Жена зачала и родила сына, и видя, что он очень красив, скрывала его три месяца Исх. 2:2). В книге Исход говорится, что «вырос младенец» у родителей, но какого возраста он достиг, неизвестно.«И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына » (Исх. 2:10). Вскармливала своего же сына Моисея мать, нанятая дочерью фараона. А когда отняла от груди, отдала. И был Моисей как сын дочери фараона (Исх. 2:10).

Согласно новозаветной книге «Деяния святых апостолов», когда Моисей был отдан дочери фараона, его стали обучать «всей мудрости египтян» (Деян. 7:22).

Моисей вырос как приемный сын в семье фараона. Однажды Моисей вышел из царских покоев к простолюдинам. Он был глубоко огорчен рабским положением родного народа. Увидев египтянина, бившего еврея, Моисей убил воина и закопал в песке, а бывший обиженный назавтра рассказал всем евреям об этом случае. Затем Моисей пытался помирить ссорящихся между собой двух евреев. Но обижавший другого еврея еврей сказал Моисею: «кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина?» Вскорости евреи довели информацию и до египтян. Фараон узнал об этом и искал убить приемного сына. Моисей, опасаясь за свою жизнь, бежал из Египта в землю Мадиамскую. Так автор Торы покинул уют царского дома, родину и скитался некоторое время.

Семья

Моисей, бежав из Египта в землю Мадиамскую, остановился у священника Иофора (Рагуила). Жил у Иофора, пас его скот и женился на его дочери Сепфоре. Она родила ему сыновей Гирсама (Исх. 2:22; Исх. 18:3) и Елиезера . После Исхода евреев из Египта Моисей собрал многотысячную армию и истребил мадианитян (народ своей жены).

В книге Числа упоминается, об упрёках его сестрой Мариам и братом Аароном, за то, что его жена - эфиопка (кушитка) по национальности. По мнениям библеистов, это могла быть не Сепфора, а ещё одна жена, которую он взял после Исхода евреев из Египта.

Откровение

Выпасая скот у горы Хорив (Синай), он из неопалимой купины получил призыв Бога, открывшего ему своё Имя (Яхве (ивр. יהוה), «Аз есмь сущий») к освобождению своего народа. Моисей спросил, что ему делать, если израильтяне ему не поверят. В ответ Бог дал Моисею возможность творить знамения: он превратил посох Моисея в змея, а змея - снова в посох; затем Моисей положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул её, и рука была здорова.

Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему в помощники служить «его устами» (Исх. 4:16), так как Моисей ссылался на своё косноязычие), ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта. Причём сначала Моисей и Аарон от имени Яхве просили фараона отпустить евреев в пустыню на три дня для принесения жертв.

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию пёсьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня (Исх. 12:31), и евреи, взяв скот и останки Иакова и Иосифа Прекрасного, ушли из Египта в пустыню Сур.

Исход

Переход евреев через Красное море. И. К. Айвазовский. 1891

Бог показывал беглецам путь: он шёл перед ними днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь (Исх. 13:21-22). Сыны Израиля перешли через Чермное море, которое расступилось перед ними, но потопило армию фараона, которая преследовала израильтян. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу (Исх. 15:1-21).

Моисей повел свой народ в Землю Обетованную через Синайскую пустыню. Сначала три дня они шли пустыней Сур и не находили воды кроме горькой, но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в неё указанное им дерево (Исх. 15:24-25). В пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех следующих сорока лет блужданий) ежедневно посылал им с неба манну.

В Рефидиме Моисей по повелению Бога извёл воду из скалы горы Хорива, ударив в неё своим жезлом. Здесь на евреев напали амаликитяне, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх. 17:11-12).

В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля, а потом Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Так был заключен завет между Богом и избранным народом. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и о законах богослужения.

Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по сорок дней. Во время его первого отсутствия народ согрешил, нарушив только что заключенный завет: сделал Золотого тельца, которому евреи начали поклоняться как Богу, выведшему их из Египта. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца (Семнадцатое тамуза). После этого опять на сорок дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с лицом, осиянным светом Божьим, и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена Скиния.

Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе - Бог дал указание сказать слова скале, но по маловерию они ударили в скалу два раза.

В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания.

Смерть

Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную. Господь перед смертью призвал его на хребет Аварим: «И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана» (Втор. 34:1). Там он и умер. «Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6).

Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина.

Жил Моисей 120 лет. Из которых сорок лет провёл в странствиях по Синайской пустыне.

Античная традиция

О Моисее упоминали греческие и латинские авторы.

По свидетельству римского историка Иосифа Флавия, египетский историк Манефон (IV-III вв. до н. э.) сообщал, что фараон приказал переселить в каменоломни всех прокажённых и больных другими болезнями. Прокажённые избрали своим предводителем гелиопольского жреца Осарсифа (имя в честь бога Осириса), который после изгнания сменил имя на Моисей. Осарсиф (Моисей) установил для сообщества изгнанных законы и повелел не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними единой клятвой. Он также возглавил войну против фараона. Однако в войне переселенцы потерпели поражение, и армия фараона преследовала разбитых врагов до пределов Сирии. Однако Иосиф Флавий называет сведения Манефона «вздорными и лживыми». По мнению Флавия, Моисей был сделан начальствующим над египетским войском против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их.

По Херемону, Моисея звали Тисифен, он был современником Иосифа, которого звали Петесеф. Тацит называет его законодателем иудеев. Источник, использованный Помпеем Трогом, называет Моисея сыном Иосифа и отцом Арруаса, царём иудеев.

Египетские источники

Древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее.

Моисей в авраамических религиях

В иудаизме

Моисей (ивр. ‏מֹשֶׁה‏‎, «Моше») - главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных. Так в книге Второзаконие сказано: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Втор. 34:10). Также о нём говорится: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Чис. 12:6-8). Однако в Книге Исход Моисею запрещено видеть лицо Бога: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20).

На основе повествования Книги Исход иудеи считают, что свод религиозных законов иудаизма (тора) был дан Моисею Богом на горе Синай. Однако, когда Моисей, спустившись с горы, увидел, как евреи поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил скрижали. После этого Моисей вернулся на вершину горы и написал заповеди своей рукой.

В каббале раскрывается соответствие Моисея (Моше) и сфиры нецах . А также то, что Моисей - это кругооборот (гилгул) души Авеля.

Обычно иудеи упоминают Моисея как Моше Рабейну, то есть «наш учитель».

В христианстве

Моисей - великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа в Нагорной проповеди - Новый Завет.

Согласно синоптическим евангелиям, во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илия.

Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка.

В исламе

В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́ (араб. موسى‎). Он - один из величайших пророков, собеседник Аллаха, которому был ниспослан Таурат (Тора). В Коране Муса (Моисей) упоминается 136 раз. В суре 28-й Корана рассказывается о рождении и спасении Мусы из вод Нила (Коран, 28: 3 - 45 и др.)

Муса - пророк в исламе, один из потомков пророка Якуба. Он родился и некоторое время прожил в Египте. В то время там властвовал Фираун (Фараон), который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу, который в это время владел Мадьяном.

Историчность Моисея

Существование Моисея и его роль в ранней истории Израиля - предмет давних споров. Первые сомнения в историчности Моисея и достоверности его жизнеописания были высказаны ещё в Новое время. В современную эру ряд историков и библеистов приводит доводы в пользу того, чтобы считать Моисея легендарной фигурой. Они отмечают, что древневосточные (включая древнеегипетские) письменные источники и археологические памятники не содержат никаких сведений о Моисее или событиях исхода. Их оппоненты указывают на дефицит исторических памятников и утверждают, что события исхода, связанные с Моисеем имеют минимальные шансы на отражение в памятниках бронзового и раннего железного веков. Однако и те и другие признают, что записи сказаний о Моисее предшествовала длительная устная традиция, которая могла видоизменить, переиначить, исказить или дополнить первоначальные предания. Этим точкам зрения противостоят сторонники школы «библейского минимализма», которые полагают, что Ветхий Завет был написан иудейскими жрецами около IV-II веков до н. э. и подавляющее большинство событий и фигур этой части Библии являются вымышленными.

Сторонники документальной гипотезы рассматривают Пятикнижие как результат компиляции нескольких источников, четыре из которых (Яхвист, Элохист, Священнический кодекс и Девторономист) составляют основной массив текста. Они отмечают, что фигура Моисея и его роль в каждом источнике отличается. Так в Яхвисте Моисей безоговорочный лидер исхода. Жреческий кодекс стремится преуменьшить роль Моисея и акцентирует внимание на роли брата Моисея Аарона, к которому возводили свою родословную иерусалимские священники. Элохист в противовес Аарону подчеркивает роль Иисуса Навина, который оказался верен слову Бога более Моисея. Наконец Девторономист подчеркивает роль Моисея как пророка и законодателя. Из этих наблюдений делается вывод, что предания о Моисее сложились постепенно и их версии в разных традициях отличались. Эти выводы оспариваются критиками документальной гипотезы.

Библеисты также отмечают, что в текстах об исходе, которые считают более ранними, чем основной массив Пятикнижия (ранние пророки, псалмы, «песнь моря») Моисей не упоминается. На этом основании выдвигается предположение о том, что в ранних устных традициях Моисей или не был героем исхода или имел незначительную роль. И только позднее составители письменного предания построили весь рассказ вокруг фигуры Моисея, от которого они вели свою родословную. Такие заключения также оспариваются на том основании, что предполагаемые упоминания об исходе являются краткими и Моисей в них мог быть не упомянут по желанию авторов.

Моисей и фараон: версии

Предпринималось множество попыток установить, к какому периоду истории Древнего Египта Библия относит события исхода евреев, и о каком фараоне в ней говорится. Существует несколько версий того, когда, предположительно, произошел исход евреев, и, следовательно, когда жил Моисей. Большинство версий связывают исход с фараонами Нового царства. Это подразумевает, что деятельность Моисея приходится на промежуток XVI-XII веков до н. э.

Библия не называет упоминаемого фараона по имени, хотя в ней именам часто уделяется много внимания. Так, в Исходе упомянуты имена двух повитух, которых фараон призвал к себе, но не имя фараона (Исх. 1:15). Согласно Исходу, после бегства Моисея из Египта в Мадиамскую землю фараон умер («спустя долгое время, умер царь Египетский») (Исх. 2:23). Таким образом, в Исходе фигурируют не менее двух фараонов.

Различные библеисты пытались идентифицировать фараона Книги Исход со следующими фараонами:

Яхмос I (1550-1525 до н. э.)
Тутмос III (1479-1425 до н. э.)
Рамсес II (1279-1213 до н. э.)
Мернептах (1212-1202 до н. э.)
Сетнахт (1189-1186 до н. э.)

На Яхмоса I указывали те, кто полагали, что израильтяне покинули Египет после изгнания гиксосов. Яхмос I успешно воевал с гиксосами и захватил их столицу - Аварис. Те, кто пытались установить дату исхода на основе библейского летоисчисления, приходили к заключению, что исход приходится на правление Тутмоса III. В Рамсесе II, ведшего обширные строительные работы с привлечением большого числа людей, видели фараона-угнетателя. При Мернептахе, сыне Рамсеса II, Египет начал слабеть, поэтому правление Мернептаха считали более вероятным временем для исхода. Отсутствие мумии этого фараона также служило поводом для спекуляций до того времени, когда мумия была обнаружена.

Моисей и Эхнатон

В 1939 году в своей работе «Моисей и монотеизм» Зигмунд Фрейд связал учение Моисея с религией, которую в Египте насаждал во время своего правления фараон Эхнатон (правил приблизительно в 1351-1334 годах до н. э.). Эта религия предполагала поклонение только одному божеству - диску солнца Атону. В монотеизме (или генотеизме) Эхнатона Фрейд усматривал истоки единобожия иудаизма. Основываясь на сведениях Манефона, Фрейд высказывает догадку, что после провала этой религии в Египте один из учеников Эхнатона (Осарсиф) предпринял попытку объединить под её эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 г. до н. э.

На сегодняшний день догадка Фрейда представляет интерес лишь для историков психоанализа.

В искусстве

изобразительное искусство:
  • Моисей (Микеланджело)
  • Моисей (фонтан в Берне)
  • Смерть и завещание Моисея
литература:
  • Поэма И. Я. Франко «Моисей»
  • Зигмунд Фрейд написал книгу «Моисей и монотеизм» (З.Фрейд: Этот человек Моисей), посвященную психоаналитическому исследованию жизненного пути Моисея и его отношений с народом.
музыка:
  • опера Джоаккино Россини;
  • опера Арнольда Шёнберга;
  • опера Мирослава Скорика;
  • американский негритянский спиричуэл «Go Down Moses».
кинематограф:
  • Персонаж на imdb.com
  • Мультфильм «Принц Египта» (1998)
  • Фильм «Десять заповедей» (1923) и его одноименный римейк (1956)
  • Фильм «Моисей» (1974)
  • Фильм «Пророк Моисей: Вождь-освободитель» (1995)
  • Фильм «Исход: Цари и боги» (2014)

Иконопись

Иконописные подлинники дают такое описание внешности пророка Моисея:

Великий старец 120 лет, еврейского типа, благонравный, кроткий. Плешив, со средней величины бородой прядями, очень красив собою, телом мужествен и силён. Носил нижний хитон синего цвета, с разрезом спереди и подпоясанный (ср.: Исх. 39:12 и далее); сверху - ефод, то есть длинное полотно с прорезом посредине для головы; на голове - покрывало, на ногах - сапоги. В руках у него - жезл и две скрижали с 10 заповедями.

Кроме скрижалей изображали и свиток с надписью:

  • «Кто есмь аз, яко да пойду к фараону царю египетскому, и яко да изведу сыны израилевы от земли египетския.» (Исх. 3:11).
  • Иногда приводится другой текст: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его» (Исх. 15:1).

Существует также традиция изображать пророка ещё достаточно молодым («средовеком»): это иконы с изображением пророка при Купине неопалимой, изувающим сапоги от ног своих (Исх. 3:5), или получающим от Господа скрижали.

Одним из центральных событий Ветхого Завета является история Моисея, спасение еврейского народа от власти египетского фараона. Многие скептики ищут исторические доказательства происходивших событий, так как в библейском изложении было немало чудес, совершенных на пути к Земле Обетованной. Однако, как бы там ни было, но эта история довольно занимательна и повествует о невероятном освобождении и переселении целого народа.

Рождение будущего пророка изначально было окутано тайной. Практически единственным источником сведений о Моисее являлись библейские писания, так как прямых исторических доказательств не существует, есть только косвенные. В год рождения пророка правящий фараон Рамзес II приказал всех новорожденных детей топить в Ниле, так как, несмотря на тяжкий труд и притеснения евреев, они продолжали плодиться и множиться. Фараон боялся, что когда-то они могут стать на сторону его врагов.

Именно поэтому мать Моисея первые три месяца прятала его от всех. Когда это стало уже невозможно, она просмолила корзинку и положила туда свое дитя. Вместе со старшей дочерью отнесла к реке и оставила Мариам проследить за тем, что случится дальше.

Богу было угодно, чтобы встретились Моисей и Рамзес. История, как было сказано выше, о подробностях умалчивает. Корзинку подобрала дочь фараона и принесла во дворец. По еще одной версии (которой придерживаются некоторые историки) Моисей принадлежал царскому роду и был сыном той самой дочери фараона.

Как бы там ни было, но будущий пророк оказался во дворце. Мариам, которая проследила за тем, кто поднял корзину, предложила в качестве кормилицы собственную мать Моисея. Так сын вернулся в лоно семьи на некоторое время.

Жизнь пророка во дворце

После того как Моисей немного подрос и перестал нуждаться в кормилице, его мать отвела будущего пророка во дворец. Там он прожил довольно долго, а также был усыновлен дочерью фараона. Моисей знал, какого он рода, знал, что он еврей. И хотя обучался наравне с остальными детьми царской семьи, но не впитал в себя жестокости.

История Моисея из Библии свидетельствует о том, что он не стал поклоняться многочисленным богам Египта, а остался верен верованиям своих предков.

Моисей любил свой народ и каждый раз страдал, когда видел его мучения, когда видел, как нещадно эксплуатировали каждого израильтянина. Однажды случилось то, что заставило будущего пророка бежать из Египта. Моисей стал свидетелем жестокого избиения одного из народа его. В порыве ярости будущий пророк вырвал плеть из рук надсмотрщика и убил его. Так как никто не видел, что он сделал (как думал Моисей), то тело было просто закопано.

Через некоторое время Моисей понял, что многим уже известно о том, что он сделал. Фараон приказывает арестовать и убить сына своей дочери. Как относились друг к другу Моисей и Рамзес, история умалчивает. Почему за убийство надсмотрщика его решили судить? Можно учитывать разные версии происходящего, однако, скорей всего, решающим было то, что Моисей был не египтянином. В результате всего этого будущий пророк решает бежать из Египта.

Бегство от фараона и дальнейшая жизнь Моисея

По библейским данным будущий пророк направился в землю Мадиамскую. Дальнейшая история Моисея повествует о его семейной жизни. Он женился на дочери священника Иофора Сепфоре. Живя этой жизнью, он сделался пастухом, научился жить в пустыне. У него также появилось два сына.

Некоторые источники утверждают, что, прежде чем жениться, Моисей некоторое время жил с сарацинами, имел там видную должность. Однако следует все же учесть, что единственным источником повествования о его жизни является Библия, которая, как и всякое древнее писание, со временем обросла неким иносказательным налетом.

Божественное откровение и явление Господа пророку

Как бы то ни было, но библейская история о Моисее повествует, что именно в Мадиамской земле, когда он пас стада, ему было откровение Господа. Будущему пророку на этот момент исполнилось восемьдесят лет. Именно в этом возрасте на его пути встретился куст терновника, которых полыхал пламенем, но не сгорал.

На этом месте Моисей получил наставление о том, что он должен спасти народ Израиля от египетской власти. Господь повелел вернуться в Египет и отвести свой народ в землю обетованную, освободив его от длительного рабства. Однако Всемогущий Отец предупредил Моисея о трудностях на его пути. Чтобы у него была возможность их преодолеть, ему было даровано умение творить чудеса. Из-за того что Моисей был косноязычен, ему в помощь Бог повелел взять брата Аарона.

Возвращение Моисея в Египет. Десять казней

История пророка Моисея, как провозвестника Божьей воли, началась в тот день, когда он предстал пред фараоном, который правил в то время в Египте. Это был другой правитель, не тот, от которого в свое время убежал Моисей. Конечно, на требование отпустить израильский народ фараон ответил отказом, да еще и увеличил трудовую повинность для своих рабов.

Моисей и Рамзес, история которых более туманна, чем хотелось бы исследователям, схватились в противостоянии. Пророк не смирился с первым поражением, он приходил к правителю еще несколько раз и в конечном итоге сказал, что падет на землю египетскую кара Божья. И так случилось. По воле Бога случились десять казней, которые пали на Египет и его жителей. После каждой из них правитель призывал своих чародеев, однако они нашли волшебство Моисея более искусным. После каждого несчастья фараон соглашался отпустить народ Израиля, но каждый раз передумывал. Лишь после десятой еврейские рабы стали свободными.

Конечно, на этом история Моисея не закончилась. Пророку еще предстояли годы путешествий, а также столкновение с неверием соплеменников, пока все они не добрались до Земли Обетованной.

Установление Пасхи и исход из Египта

Перед последней казнью, которая обрушилась на народ египетский, Моисей предупредил людей Израиля о ней. Это было умерщвление первенцев в каждой семье. Однако предупрежденные израильтяне помазали свою дверь кровью ягненка не старше одного года, и кара их минула.

В эту же ночь произошло празднование первой Пасхи. История Моисея из Библии рассказывает о ритуалах, которые ей предшествовали. Заколотого ягненка необходимо было запечь целым. Затем кушать стоя, собравшись всей семьей. После этого события народ Израиля покинул землю египетскую. Фараон в страхе даже просил это сделать скорее, видя то, что случилось ночью.

С первой зарей вышли беглецы. Знаком воли божьей был столп, который ночью был огненный, а днем облачным. Считается, что именно эта Пасха со временем преобразовалась в ту, которую мы знаем сейчас. Освобождение еврейского народа от рабства символизировало именно это.

Еще одним чудом, которое случилось практически сразу после выхода из Египта, был переход через Красное море. По велению Господа расступились воды, и образовалась суша, по которой израильтяне и перешли на другой берег. Фараон, который погнался за ними, также решил последовать по дну моря. Однако Моисей со своим народом уже были на другой стороне, и воды моря опять сомкнулись. Так погиб фараон.

Заветы, которые получил Моисей на горе Синай

Следующим пунктом остановки еврейского народа стала гора Моисея. История из Библии рассказывает, что на этом пути беглецы видели немало чудес (манна небесная, появляющиеся источники родниковой воды) и укреплялись в своей вере. В конечном итоге, после трехмесячного путешествия израильтяне пришли к горе Синайской.

Оставив народ у ее подножия, сам Моисей поднялся на вершину за наставлениями Господа. Там состоялся диалог между Отцом Всего Сущего и его пророком. В результате всего этого были получены десять заповедей, которые стали основными для народа Израиля, которые стали основой законодательства. Также были получены заповеди, которые охватывали гражданскую и религиозную жизнь. Все это было записано в Книгу Завета.

Сорокалетнее путешествие по пустыне израильского народа

Возле горы Синай еврейский народ простоял около года. Затем был дан знак Господом, что нужно идти дальше. История Моисея как пророка продолжалась. Он и дальше нес бремя посредника между своим народом и Господом. Сорок лет они странствовали по пустыне, иногда подолгу жили в местах, где условия были более благоприятны. Израильтяне постепенно становились ревностными исполнителями тех заветов, которые дал им Господь.

Конечно, были и возмущения. Не всех устраивали такие длительные странствия. Однако, как свидетельствует история Моисея из Библии, народ израильский все же добрался до Земли обетованной. Однако сам пророк так и не дошел до нее. Моисею было откровение, что дальше их поведет другой вождь. Он почил на 120 году жизни, однако никто так и не узнал, где это случилось, так как кончина его была тайной.

Исторические факты, подтверждающие библейские события

Моисей, история жизни которого нам известна только из библейских рассказов, является значительной фигурой. Однако есть ли официальные данные, которые подтверждают его существование как исторической фигуры? Некоторые считают все это лишь красивой легендой, которая была придумана.

Однако некоторые историки все же склоняются к тому, что Моисей — фигура историческая. Об этом свидетельствуют некоторые сведения, которые содержатся в библейском рассказе (рабы в Египте, рождение Моисея). Таким образом, можно сказать, что это далеко не вымышленная история, и все эти чудеса случились на самом деле в те далекие времена.

Следует отметить, что на сегодняшний день это событие отображено не единожды в кинематографе, а также созданы мультфильмы. В них рассказано о таких героях, как Моисей и Рамзес, история которых в Библии мало описана. Особое внимание в кинематографе уделяется чудесам, которые случались во время их путешествия. Как бы там ни было, но все эти фильмы и мультфильмы воспитывают в подрастающем поколении нравственность и прививают мораль. Также они полезны и для взрослых, особенно тех, которые потеряли веру в чудеса.

Литературный календарь
Февраль



1 февраля 1884 года родился
,
прозаик, драматург, эссеист,
литературный критик, о котором
В. Шкловский сказал:
«В литературу Замятин вошел
сильно и уверенно — как ледокол,
ломая перед собой лед».


1 февраля 1902 года родился
Джеймс Мёрсер Лэнгстон Хьюз-

американский поэт, прозаик, драматург и колумнист. Хьюз известен как один из ведущих и влиятельных писателей культурного движения «Гарлемского ренессанса» и первооткрыватель «джазовой поэзии».Хьюз оставил чрезвычайно богатое наследие в самых разных жанрах: поэзия, роман, автобиографическая проза, рассказы, пьесы.

2 февраля 1700 года родился
Иоганн Кристоф Готшед —

известный немецкий писатель и деятель культуры, критик, историк литературы и театра, теоретик раннего Просвещения, теоретик немецкого языка и литературы, наиболее авторитетный защитник языковой унификации во второй половине XVIII в.
Как писатель Готтшед занимает
выдающееся место в истории развития
немецкой литературы.



2 февраля 1812 года родился

украинский поэт и писатель.



2 февраля 1822 года родился
Александр Иванович Пальм —
российский писатель, поэт и драматург, петрашевец. К лучшим произведениям Пальма принадлежит роман «Алексей Слободин», изображающий петербургские литературно-политические кружки и напечатанный под псевдонимом П. Альминский, как и его повесть — «Конец старого романа». Роман «Алексей Слободин» интересен описаниями встреч петрашевцев и их характеристиками,
в частности: С. Ф. Дурова, Ф. М. Достоевского, А. Н. Плещеева и Петрашевского.



2 февраля 1882 года родился

ирландский писатель и поэт,
представитель модернизма.



2 февраля 1892 года родился

русский советский писатель,
автор исторического романа
«Порт-Артур», посвящённого
русско-японской войне 1904—1905 гг.
Лауреат Сталинской премии
первой степени.


2 февраля 1905 года родилась
Айн Рэнд
(урождённая Алиса Зиновьевна Розенбаум) —
американская писательница и философ, создатель философского направления объективизма.




2 февраля 1938 года родился

российский литературовед и писатель, специалист по творчеству А. П. Чехова.


3 февраля 1874 года родилась
Гертруда Стайн —
американская писательница, теоретик литературы. Экспериментальная, близкая к кубизму поэзия и проза Стайн (сб. «Нежные кнопки», 1914; роман «Становление американцев», 1925, и др.), ориентированные на европейский авангард, но при этом стремившиеся передать американский дух, колорит, склад мысли и устную речь, никогда не находили широкого читательского признания. Единственным исключением стала «Автобиография Алисы Б. Токлас» (1933), написанная Гертрудой Стайн уже в достаточно пожилом возрасте. Это живой и остроумный очерк Парижа в годы перед Первой мировой войной, написанный от лица ее возлюбленной, — эта книга многократно переиздавалась, переведена на многие языки.



3 февраля 1887 года родился

выдающийся австрийский поэт.



3 февраля 1899 года родился
Лао Шэ —
видный китайский прозаик, драматург, публицист, более известный реалистической и сатирической прозой; один из ведущих мастеров
национальной литературы.



3 февраля 1946 года родился
Аркадий Трофимович Драгомощенко —

поэт, прозаик, переводчик. Первый лауреат Премии Андрея Белого в области прозы (1978, за роман «Расположение среди домов и деревьев»).


4 февраля 1505 года родился
Миколай Рей —
польский писатель и музыкант, политик и общественный деятель эпохи Возрождения. Считается «отцом польской литературы» — был одним из первых польских поэтов, писавших на польском языке.



4 февраля 1799 года родился
Жуан Батиста да Силва Лейтан
де Алмейда Гаррет —
португальский писатель и политический деятель, виконт. Считается родоначальником романтизма в Португалии.



4 февраля 1808 года родился
Йозеф Каетан Тыл —
чешский драматург и поэт,
автор текста к национальному
гимну Чехии.



4 февраля 1820 года родилась

чешская писательница,
родоначальница
современной чешской прозы.



4 февраля 1873 года родился
,
прозаик, которого называли
выдающимся изобразителем
животного царства.



4 февраля 1907 года родился
-
русский советский поэт, переводчик,
автор драмы в стихах «Рембрандт»,
исторических поэм и баллад,
великолепной лирики.
Одно из лучших его стихотворений
«Хочешь знать, что такое Россия —
Наша первая в жизни любовь?»,
обращённое к истокам русского духа,
датировано 18 сентября 1942 года,
когда поэт дожидался разрешения
выехать на фронт.
Трагически погиб в сентябре 1945 г.



4 февраля 1900 года родился

французский поэт и кинодраматург.
Превер был реформатором так
называемого свободного стиха —
без рифмы, но с определенным
внутренним ритмом и
музыкальностью строф.
Этот стиль свободного стихосложения
был данью сюрреализму
в поэзии и получил широкое
распространение в Европе.
Стихи Превера хотя и не рифмованы,
но построены так, что этого
не чувствуется, и они воспринимаются
читающим и слушающим легко и органично. Нет в его стихах и знаков препинания.Превер говорил: «Я вываливаю груду слов о том, о чем хочу сказать, не собираясь никому навязывать, как их следует читать, произносить. Пусть каждый делает это, как он хочет — по своему настроению, со своей интонацией».



5 февраля 1804 года родился
Йохан Людвиг Рунеберг-
финский поэт шведского происхождения, писавший на шведском языке стихи национально-романтического
содержания. Наиболее известен циклом стихов «Рассказы прапорщика Столя»; одно из стихотворений этого цикла — «Наша земля» — стало гимном Финляндии.



5 февраля 1836 года родился
, общественный деятель, критик,
публицист, поэт.



5 февраля 1893 года родился

поэт, переводчик, один из основателей
и главных теоретиков имажинизма.



5 февраля 1914 года родился
Уильям Сьюард Берроуз —
американский писатель и эссеист.
Один из ключевых американских
авторов второй половины XX века.
Член Американской академии
искусств и литературы. Командор французского Ордена
Искусств и литературы (1984).
Роман Берроуза «Голый завтрак»
в настоящее время считается
одним из самых важных произведений
американской литературы второй
половины XX века.



6 февраля 1753 года родился
Эварист Дезире де Форж Парни —
французский поэт, член
Французской академии с 1803.
Парни сформировался под влиянием
Вольтера. Ведущим жанром лирики
Парни была элегия. Сборник «Любовные стихотворения» вышел в 1778 г.,
в 1779 г. — сборник «Поэтические безделки».

В 1799 г. он написал ироикомическую поэму «Война старых и новых богов», в которой пародировал Библию.


6 февраля 1886 года родился
Луи Пьерар —
бельгийский поэт, публицист
и политический деятель. наиболее
известным произведением Пьерара стала напечатанная впервые в 1924 г.
«Трагическая жизнь Винсента Ван Гога»
— собрание ценных биографических
сведений и свидетельств, широко
используемых последующими авторами.



6 февраля 1914 года родился
Аркадий Александрович Кулешов —
белорусский советский поэт,
переводчик. Народный поэт БССР.
Лауреат двух Сталинских премий.
Лауреат Государственной премии
Белорусской ССР имени Янки Купалы.
Лауреат премииЛенинского
комсомола Белоруссии.



6 февраля 1958 года родился
Андрей Геннадьевич Лазарчук —
один из наиболее заметных современных
авторов, работающих в области
литературной, философской
фантастики, турбореализма.


6 февраля 1925 года родился
Прамудья Ананта Тур —
выдающийся индонезийский писатель.




7 февраля 1478 года родился

английский юрист, лорд-канцлер, мыслитель, писатель, гуманист.



7 февраля 1655 года родился

французский драматург.
Комедии Реньяра заключают в себе
ценный материал для закулисной
истории высшего французского общества
конца XVII и начала XVIII вв.



7 февраля 1812 года родился

английский писатель, романист и очеркист. Самый популярный англоязычный писатель при жизни, он и в наше время имеет репутацию классика мировой литературы, одного из крупнейших прозаиков XIX века.



7 февраля 1885 года родился

американский писатель;
первый в США лауреат Нобелевской
премии по литературе.



7 февраля 1905 года родился
Поль Низан —
французский философ и писатель.



7 февраля 1937 года родилась
Дорис Герке —
немецкая писательница, известный автор
детективных романов.



8 февраля 1577 года родился
Роберт Бёртон —
английский священнослужитель, писатель
и ученый, автор энциклопедического сочинения «Анатомия меланхолии».



8 февраля 1828 года родился

французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики.
Член Французского
Географического общества.



8 февраля 1900 года родился
,
писатель, лингвист, переводчик.



8 февраля 1921 года родился
Иван Павлович Мележ —
белорусский советский прозаик, драматург, публицист. Народный писатель Белорусской ССР. Лауреат Литературной премии им. Я. Коласа. Лауреат Ленинской премии. Лауреат Государственной премии
Белорусской ССР им. Я. Коласа.



9 февраля 1441 года родился

среднеазиатский тюркский поэт,
философ суфийского направления,
государственный деятель
тимуридского Хорасана.



9 февраля 1783 года родился
,
поэт,переводчик, критик,
общественный деятель.



9 февраля 1867 года родился

выдающийся японский писатель,
один из основоположников современной
японской литературы.



9 февраля 1885 года родился
Ваан Терьян —
выдающийся армянский поэт
и общественный деятель.



9 февраля 1910 года родилась
Клара Моисеевна Моисеева —
русская писательница. Член Союза
писателей СССР. Моисеевой принадлежит
целый ряд исторических повестей для детей среднего и старшего возраста,
рассказывающих о различных странах
и культурах Древнего мира.



9 февраля 1938 года родился
,
прозаик.



9 февраля 1940 года родился
,
часто также Кутзее —
южноафриканский писатель, критик,
лингвист. Лауреат Нобелевской
премии по литературе 2003 года.
Первый писатель, дважды удостоившийся
Букеровской премии.



10 февраля 1775 года родился
Чарльз Лэм —
английский поэт, публицист и
литературный критик эпохи романтизма, один из крупнейших мастеров жанра эссе в истории английской литературы.



10 февраля 1881 года родился

русский писатель и переводчик,
одна из последних крупных фигур
Серебряного века.



10 февраля 1890 года родился
,
поэт, прозаик,переводчик, лауреат
Нобелевской премии по литературе
1958 года.



10 февраля 1898 года родился

немецкий драматург, поэт, прозаик,
театральный деятель, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль».



10 февраля 1919 года родился

русский драматург, сценарист и поэт.
Член Русского ПЕН-центра,
творческого совета журнала
«Драматург», редакционно-издательского
совета альманаха «Петрополь».



10 февраля 1933 года родился
Михаил Михайлович Рощин —
советский, российский прозаик,
драматург и сценарист.



10 февраля 1938 года родился
Георгий Александрович Вайнер,
писатель, сценарист.



11 февраля 1657 года родился
Бернар Ле Бовье де Фонтенель —

французский писатель и ученый. В «Entretiens sur la pluralit é des mondes» (1686) в очень изящной и лёгкой форме разговоров, происходивших по вечерам под открытым небом между автором и маркизой, ранее ничего не слышавшей о предмете, излагают важнейшие сведения о земле, луне, планетах, неподвижных звёздах как о солнцах в среде собственных планетных систем. С особенным вниманием он останавливается на интересном для светских людей вопросе об обитаемости других миров. В 1708 году напечатал один из лучших своих трудов, особенно по языку и манере изложения „Eloges des académiciens“.


11 февраля 1802 года родилась
Лидия Мария Чайлд —
видный представитель американского аболицианизма, активист движения
за защиту прав женщин, борец за
права индейцев, писатель и журналист,
автор нашумевшего романа
«Hobomok: A Tale of Early Times»,
опубликованного под псевдонимом
Американец.



11 февраля 1874 года родилась

шведская детская писательница
и иллюстратор детских книг. Книги, как написанные, так и иллюстрированные
Эльзой Бесков, чрезвычайно популярны
в Швеции, постоянно переиздаются.



11 февраля 1894 года родился
,
писатель, автор научно-художественных
книг для детей.



11 февраля 1917 года родился

американский писатель и сценарист.
Его романы переведены на 56 языков
и изданы тиражом свыше 300 миллионов экземпляров в более чем 100 странах, по его сценариям снято 25 фильмов.
Его имя присутствует в Книге
рекордов Гиннеса: Шелдон — самый
«переводимый» автор в мире.



12 февраля 1828 года родился

ведущий английский писатель
викторианской эпохи.
Из его многочисленных романов
наиболее известен «Эгоист» —
тонкий и ироничный психологический
анализ душевных движений английского
помещика и его невесты.



12 февраля 1865 года родился
Казимеж Пшерва-Тетмайер —
польский поэт, прозаик, драматург. Награждался литературными премиями за стихотворения в честь Адама Мицкевича (1888) и Ю. И. Крашевского (1889). Цикл рассказов «На Скалистом Подгале», созданный по мотивам фольклора польских горцев считается лучшим произведением Тетмайера.



12 февраля 1915 года родился

русский советский писатель.
Лауреат Сталинской премии первой
степени за роман «Далеко от Москвы».



13 февраля 1784 года в Полтаве родился

поэт, знаменитый переводчик «Илиады».


13 февраля 1769 года родился
,
поэт-баснописец, драматург,
академик Петербургской Академии Наук. Издавал сатирические журналы
«Почта духов» и др. Создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова «…книгой
мудрости самого народа».



13 февраля 1879 года родилась
Сароджини Найду —
индийская поэтесса, участница движения за независимость Индии от Великобритании. Сароджини написала более 150 лирических стихотворений, которые в дальнейшем были включены в сборники «Золотой порог» (1905 год), «Птица времени» (1912 год), «Сломанное крыло» (1917 год). Позднее все они были объединёны в сборник «Царственная флейта Её стихи переводились на индийский и европейские языки (переводами на русский язык занимался Самуил Яковлевич Маршак).



13 февраля 1881 года родилась
Элеанор Фарджон —
английская детская писательница. Элеанор писала стихи, рассказы и повести, притчи и миракли, песенные тексты к оперным спектаклям для детей, но главным в её творчестве были сказки.



13 февраля 1903 года родился

франкоязычный писатель бельгийского происхождения, один из самых знаменитых в мире представителей детективного
жанра в литературе.



13 февраля 1915 года родился
-
бразильский прозаик, драматург, театральный критик. В 1949 году ассоциация театральных критиков Бразилии присудила Гильерме Фигейредо золотую медаль и диплом лучшего
драматурга Бразилии.



13 февраля 1932 года родился
Игорь Давыдович Шаферан —
советский поэт-песенник.



14 февраля 1855 года родился
,
русский писатель, критик.



14 февраля 1870 года родился

русский писатель, казак,
участник Белого движения.



14 февраля 1947 года родился

русский советский писатель-фантаст.
Член Союза писателей СССР.
Лауреат премий «Бронзовая улитка»
и «Странник».



15 февраля 1867 года родился
Николай Александрович Энгельгардт —
русский писатель, поэт, публицист,
литературный критик. Автор романов
и повестей, статей о Н. В. Гоголе, А. С. Пушкине, И. С. Тургеневе, Максиме Горьком, книг «История русской литературы XIX столетия» (1902—1903), «Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати (1703—1903)» (1904), мемуарной книги «Давние эпизоды» (1911).



15 февраля 1900 года родился
Ян Леопольдович Ларри —
советский детский писатель, фантаст.



15 февраля 1906 года родился
,
татарский поэт,
герой-антифашист, сказавший в своих стихах: «Песнь свою я посвятил народу.
Жизнь свою народу отдаю».



15 февраля 1909 года родился
Николай Иванович Рыленков —
русский советский поэт, автор
стихотворного пересказа
«Слова о полку Игореве».



15 февраля 1912 года родился
Андрей Павлович Лупан —
молдавский советский писатель и общественный деятель. Народный писатель Молдавской ССР.



15 февраля 1920 года родилась
Анне-Катарина Вестли —
норвежская детская писательница. На родине её называли «бабушкой всей Норвегии», сравнивая с Астрид Линдгрен в связи с большим вкладом в развитие детской литературы.



16 февраля 1804 года родился
Жюль Габриель Жанен —
французский писатель, критик и журналист, член Французской академии. Интерес к Жанену как представителю «неистового романтизма» проявлял Пушкин, называвший его роман «Мёртвый осёл и гильотинированная женщина» «прелестным Ослом».



16 февраля 1831 года родился
,
прозаик.



16 февраля 1891 года родилась
Анна Дмитриевна Радлова,
урождённая Дармолатова —
русская поэтесса и переводчица.


17 февраля 1853 года родился
Ярослав Врхлицкий —
выдающийся чешский поэт, драматург, переводчик, глава так называемой «космополитической» школы в чешской литературе.



17 февраля 1856 года родился

широко известный классик французской фантастики, писавший на рубеже двух столетий, настоящее имя которого Анри-Жозеф-Оноре Бекс.

17 февраля 1864 года родился
Эндрю Бартон «Банджо» Патерсон — австралийский поэт, автор баллад и стихотворений, действие которых происходит в сельской Австралии. Наиболее известное произведение Патерсона — «Танцующая Матильда» — часто рассматривается как неофициальный гимн Австралии.



17 февраля 1906 года родилась
,
русская поэтесса, общественный деятель.
Ее стихи знает каждый… Их не возможно
не знать, так как каждый был ребенком.
И каждое стихотворение этой удивительной женщины делало нас
чище и добрее…



17 февраля 1912 года родилась
-
«великая леди фантастики» — американская писательница-фантаст. Лауреат около 20 премий и призов. Американская ассоциация писателей-фантастов удостоила Нортон высокого титула Великого Мастера.


17 февраля 1920 года родился
Тревор Дадли-Смит -
писатель, классик шпионского романа. Больше Всего книг написал под псевдонимом Эллестон Тревор, однако всемирную известность писателю принес псевдоним Адам Холл и цикл романов о Квиллере, агенте вымышленной британской секретной организации, выполняющем задания по всему земному шару. Всего о похождениях Квиллера написано более 20-ти романов, лучшим из которых является первый – «Берлинский меморандум».




18 февраля 1825 года родился

венгерский романист, одна из наиболее влиятельных фигур в венгерской литературе XIX века. Известен по романам «Безымянный замок», «Венгерский набоб», «Золотой человек».



18 сентября 1850 года родился
Аусеклис —
латышский поэт, выдающийся представитель народного романтизма в латышской литературе, переводчик.



19 февраля 1812 года родился
Наполеон Станислав Адам
Феликс Зигмунд Красинский —
польский поэт и драматург, причисляется к величайшим польским поэтам эпохи Романтизма наряду с Адамом Мицкевичем
и Юлиушом Словацким.


19 февраля 1852 года родился
Нико Иосифович Ломоури -
грузинский писатель и поэт. Заслуга Ломоури как народника в грузинской литературе заключается в правдивых описаниях тяжелойжизни крестьян в условиях их экономической и культурной отсталости. Ломоури также писал для детей(«Али», «Каджана» и др.).




19 февраля 1869 года родился

выдающийся армянский поэт
и писатель, общественный деятель.



19 февраля 1884 года родился
Лео Киачели —
грузинский советский писатель.
Лауреат Сталинской премии второй степени.



19 февраля 1896 года родился

французский писатель и поэт,

основоположник сюрреализма.


19 февраля 1899 года родился
Борис Николаевич Агапов —
русский советский писатель и киносценарист. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1947). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1946,1948).



19 февраля 1920 года родился
Яан Кросс —
советский и эстонский писатель.



19 февраля 1931 года родился

русский писатель, литературный критик.
19 февраля 1952 года родился

современный японский писатель и кинорежиссёр. Настоящее имя
Рюноскэ Мураками.



19 февраля 1956 года родился

российский автор-исполнитель, музыкант, актёр. Член Союза писателей России.
Народный артист Российской Федерации.
Автор и первый исполнитель песни
«Как здорово, что все мы здесь
сегодня собрались».



20 февраля 1852 года родился
,
русский писатель и публицист.



20 февраля 1894 года родился

польский писатель, поэт, драматург, переводчик. Председатель Союза польских писателей. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».



21 февраля 1874 года родился
Дмитрий Иосифович Гулиа —
абхазский писатель, народный поэт Абхазии. Основоположник абхазской письменной литературы.



21 февраля 1885 года родился
Саша Гитри —
французский писатель, актёр, режиссёр
и продюсер. Плодовитый драматург, написал более сотни пьес и снял по некоторым из них фильмы.



21 февраля 1886 года родился

русский поэт-футурист.



21 февраля 1907 года родился

англо-американский поэт, родившийся
в Великобритании, а после Второй мировой войны ставший гражданином США. Одена называют одним из величайших поэтов ХХ века; он писал в жанре интеллектуальной лирики, обращаясь как к социально-радикальной, так и к философско-религиозной проблематике. Стал лауреатом Пулитцеровской премии по поэзии за барочную эклогу «Век тревоги» (1948). Оден также получил Премию Боллингена (1953), Национальную книжную премию за сборник «Ахиллов щит» (1956) и Национальную литературную медаль (1967).



21 февраля 1922 года родился

советский писатель, редактор, журналист. Участник Второй мировой войны, морской пехотинец. Главный редактор обнинской газеты «Вперёд» в 1965—1968 гг. Автор исторической повести о Кавказской войне
«Громовый гул».



21 февраля 1943 года родилась

русская писательница, сценарист.
Первая женщина — лауреат премии Русский Букер. Лауреат премии Большая книга. Произведения Людмилы Улицкой переведены не менее, чем на 25 языков.



21 февраля 1962 года родился

современный американский писатель и фриланс-журналист. Наиболее известен как автор книги «Бойцовский клуб», по который позже был снят фильм Дэвидом Финчером.




22 февраля 1821 года родился

(«Козьма Прутков»), поэт, драматург, известный как один из создателей образа «Козьмы Пруткова».



22 февраля 1861 г года родилась
Анастасия Алексеевна Вербицкая –
русский прозаик.



22 февраля 1866 года родился
Джалил Гусейнкули оглы Мамедкулизаде—
азербайджанский журналист, просветитель и писатель-сатирик.



23 февраля 1758 года родился
Василий Васильевич Капнист —
русский поэт и драматург,
общественный деятель.



23 февраля 1808 года родился
Пётр Васильевич Киреевский —
русский писатель, переводчик,
фольклорист, археограф.



23 февраля 1840 года родился
,
автор первого словаря уголовного жаргона России. Выход на экраны сериала «Петербургские тайны», снятого по роману В.Крестовского «Петербургские трущобы», вернул популярность забытому автору.



23 февраля 1903 года родился

чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист чехословацкой компартии. День казни Фучика — 8 сентября — был выбран для празднования
Дня солидарности журналистов.



23 февраля 1944 года родился

английский писатель и репортёр,
автор исторических романов про королевского стрелка Ричарда Шарпа.



24 февраля 1595 года родился
Матей Казимир Сарбевский —
литовско-польский латиноязычный поэт и теоретик литературы. При жизни считался наиболее выдающимся латиноязычным поэтом Европы. Папа римский Урбан VIII увенчал его лавровым венком.



24 февраля 1786 года родился

немецкий филолог, брат Якоба Гримма. Представитель, как и брат,
гейдельбергских романтиков, ставивших целью возрождение общественного и научного интереса к народной культуре.



24 февраля 1848 года родился
Эжен-Мельхиор —
французский дипломат, писатель-путешественник, археолог, меценат и литературный критик, историк литературы, член Французской академии.
Выражение «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», принадлежит не Достоевскому, как принято считать, а Эжену-Мельхиору де Вогюэ. Хотя и это не совсем верно. Полностью цитата звучит - «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — справедливо говорят русские писатели … », то есть является некой "обобщённой цитатой".



24 февраля 1852 года родился
Джордж Огастас Мур -

ирландский поэт, прозаик, драматург и критик, стоял у истоков движения «Гэльское возрождение», стремившегося создать национальную ирландскую литературу на английском языке.


24 февраля 1895 года родился
-
русский советский писатель, драматург.

Сергей Есенин отзывался о нём:
«…Иванов искреннейший парень. Уж как
его жизнь ни мытарила, как ни ломала, —
он всегда был и остался настоящим художником. Он редкий человек, который понимает и любит искусство».



24 февраля 1892 года родился

русский советский
писатель, первый секретарь
и председатель правления
Союза писателей СССР.
Герой Социалистического Труда.



24 февраля 1899 года родился
Жак Прессер —
нидерландский историк,
писатель и поэт, наиболее известен
своей книгой «Пепел на ветру: уничтожение голландского еврейства»
о преследованиях нидерландских —

русский поэт, переводчик, прозаик.

25 февраля 1842 года родился
Карл Фридрих Май —
немецкий писатель, поэт, композитор, автор знаменитых приключенческих романов для юношества, многие
из которых экранизированы.



25 февраля 1871 года родилась

(настоящее имя Лариса Петровна
Косач-Квитка) —
украинская писательница, переводчица, культурный деятель. Писала в самых разнообразных жанрах: поэзии, лирике, эпосе, драме, прозе, публицистике.



Дата рождения неизвестна,
крещен 26 февраля 1564 года

английский поэт, переводчик и драматург-трагик елизаветинской эпохи, наиболее выдающийся из предшественников Шекспира, шпион. Благодаря ему
в елизаветинской Англии получил распространение не только
рифмованный, но и белый стих.



26 февраля 1802 года родился

французский писатель,
глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии.



27 февраля 1807 года родился

американский поэт. Автор
«Песни о Гайавате» и других
поэм и стихотворений.



27 февраля 1902 года родился

американский прозаик, автор многих известных всему миру романов и повестей: «Гроздья гнева», «К востоку от рая», «О мышах и людях», «Зима тревоги нашей» и др. Лауреат Нобелевской премии по литературе.



27 февраля 1925 года родился
Нафи Григорьевич Джусойты
(Нафи Джусоев) —
народный писатель Осетии, поэт, драматург, публицист, литературовед, переводчик. Академик, главный научный сотрудник Юго-Осетинского НИИ им. З. Н. Ванеева, доктор филологических наук, член-корреспондент Академии наук Грузинской ССР, лауреат премии «Яблоко нартов».



28 февраля 1801 года родился
Мотеюс Валанчюс —
литовский писатель-просветитель, историк и церковный деятель. Литературное мастерство, богатство языка, красочные картины народного быта и нрава сделали Валанюса родоначальником литовской художественной прозы.



28 февраля 1866 года родился

русский поэт-символист, философ, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, идеолог дионисийства. Яркий представитель «Серебряного века».



29 февраля 1920 года родился

русский советский писатель, литературовед, публицист. Один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», значительного направления советской литературы 1960—1980-х годов.




Top