Описание картины сычкова гринька. Федот Васильевич Сычков: неизвестные картины
Художник Сычков Федот Васильевич (1870-1958)
В наше время немногие знакомы с творчеством самобытнейшего художника Федота Васильевича Сычкова. А в 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны. Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.
"Автопортрет", 1893
Федот Васильевич Сычков (1870 -1958) -известный российский художник,родился в бедной крестьянской семье в селе Кочелаеве,Пензенской губернии. В двенадцать лет будущий художник,лишился отца.
Мать, оставшаяся с детьми без куска хлеба, вынуждена была ходить с котомкой по дворам, собирать “Христа ради”. Проявив родственную заботу, бабушка отправила внука в начальную школу.
Школьный учитель рисования П. Е. Дюмаев обнаружил у мальчика способности к рисунку и написал письмо-ходатайство к придворному живописцу Михаилу Зичи.
Долго ждали учитель и ученик ответа из Петербурга, однако дождались. В ответном письме содержался совет - отправить способного ученика в петербургскую художественную школу, но на какие средства - намека не было. Федот осознал главное: надо самому заработать на дорогу и ученье.
С детства Федот Сычков проявлял способности к живописи. Работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквях, выполнял портреты по фотографиям.
В 1892 году он уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала Арапова,обратившего внимание на талантливого молодого художника-самоучку.
В 1895 году Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств.
После окончания учёбы художник вернулся на родину.В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину «Вести с войны».Главная тема художника — жизнь крестьян, сельские праздники.
"Девушка в синем платке" , 1935
Полотна Федота Сычкова привлекают веселостью красок, белозубыми улыбками в обрамлении цветных платков, сиянием солнца и снега, ароматом полевых трав..
Он получил шесть премий на академических выставках в Петербурге.
Он удостоен серебряной медали на выставке в Сан-Луи (США).
Он заслужил поощрительную премию на Международной выставке в Риме.
А в 1908 году и самолично побывал в Англии, Франции и Германии.
Едва ли эти поездки добавили что-нибудь к его реалистичной, чисто русской живописи.
Но чувство удовлетворения от заграничного вояжа как результата достигнутого, безусловно, было. По приезде в Россию он вернулся в свое родное Кочелаево.
За плечами практически каждого гениального творца стоит женщина, которая своей поддержкой и мудростью поддерживала огонь таланта любимого человека.
Такой музой стала для Федота Васильевича Сычкова его жена - Лидия Николаевна. Она, как и муж, живо интересовалась народной культурой, в том числе и мордовской.
"Молодуха" , 1928
Лидия Николаевна бережно собирала предметы национального костюма, украшения. В ее коллекции было невероятное количество шалей, рубах, головных уборов, поясов, бус… Все это богатство использовал в своих портретах Федот Васильевич.
Умер в Саранске, будучи заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР
Блондинка-кокетка
"Учительница-мордовка" , 1937
Среди подсолнухов
"Крестьянская девушка"
Девочка, собирающая полевые цветы
Нет милей для женщин дела, чем вязание на спицах.
Отрешенны и серьезны их внимательные лица.
Головы наклон спокоен, и как будто спят ресницы.
Только кисти рук подобны в облаках летящим птицам.
Петли белой и пушистой пряжи тянутся друг к другу
и ложатся на колени - как при полном солнце вьюга
намела холмы и складки посреди цветного луга.
Нижет петли, словно четки - круг за кругом, круг
за кругом.
То, что выйдет - шаль да кофта, лишь предлог,
одно названье.
Спицы бьются в ритме сердца, словно предзнаменованье.
Хочешь, чтобы стало полным о твоей любимой знанье?
Последи за ней тихонько в час вечернего вязанья.
Ксения Фирсова
"Настя за вязанием" 1925 г
"Подружки" , 1916
"Колхозный базар" , 1936
Свет небес высоких, и блестящий снег,
И саней далеких одинокий бег...
"С гор" , 1910
"Тройка" , 1906
"Дети"
"Катание на масленицу"
Автор - lipatowa . Это цитата этого сообщения
Народный ХУДОЖНИК ФЕДОТ СЫЧКОВФедот Васильевич Сычков (1870 -1958) -известный российский художник,родился в бедной крестьянской семье в селе Кочелаеве,Пензенской губернии. В двенадцать лет будущий художник,лишился отца.
Мать, оставшаяся с детьми без куска хлеба, вынуждена была ходить с котомкой по дворам, собирать “Христа ради”. Проявив родственную заботу, бабушка отправила внука в начальную школу.
Школьный учитель рисования П. Е. Дюмаев обнаружил у мальчика способности к рисунку и написал письмо-ходатайство к придворному живописцу Михаилу Зичи.
Долго ждали учитель и ученик ответа из Петербурга, однако дождались. В ответном письме содержался совет - отправить способного ученика в петербургскую художественную школу, но на какие средства - намека не было. Федот осознал главное: надо самому заработать на дорогу и ученье.
С детства Федот Сычков проявлял способности к живописи. Работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквях, выполнял портреты по фотографиям.
"Автопортрет", 1893В 1892 году он уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала Арапова,обратившего внимание на талантливого молодого художника-самоучку.
В 1895 году Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств.
После окончания учёбы художник вернулся на родину.В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину «Вести с войны».Главная тема художника — жизнь крестьян, сельские праздники.
"Крестьянская девушка"Полотна Федота Сычкова привлекают веселостью красок, белозубыми улыбками в обрамлении цветных платков, сиянием солнца и снега, ароматом полевых трав..
Он получил шесть премий на академических выставках в Петербурге.
Он удостоен серебряной медали на выставке в Сан-Луи (США).
Он заслужил поощрительную премию на Международной выставке в Риме.
А в 1908 году и самолично побывал в Англии, Франции и Германии.
Едва ли эти поездки добавили что-нибудь к его реалистичной, чисто русской живописи.
Но чувство удовлетворения от заграничного вояжа как результата достигнутого, безусловно, было. По приезде в Россию он вернулся в свое родное Кочелаево.
"С гор" , 1910
"Христославы"
"Девушка в синем платке" , 1935
За плечами практически каждого гениального творца стоит женщина, которая своей поддержкой и мудростью поддерживала огонь таланта любимого человека.
Такой музой стала для Федота Васильевича Сычкова его жена - Лидия Николаевна. Она, как и муж, живо интересовалась народной культурой, в том числе и мордовской.
Лидия Николаевна бережно собирала предметы национального костюма, украшения. В ее коллекции было невероятное количество шалей, рубах, головных уборов, поясов, бус… Все это богатство использовал в своих портретах Федот Васильевич.
Умер в Саранске, будучи заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР
Источник: http://www.liveinternet.ru/journals...rev&categ=0
"Лепка снеговика " ,1910
"Тройка" , 1906
"Учительница-мордовка" , 1937
"Подружки" ,1916
"Приятели"
"Алма-атинские яблоки", 1937
"Девушка в цветах "
"Колхозный базар" , 1936
"У изгороди. Зима" ,1931
"Две девушки на снегу" , 1929
"У хаты" , 1915
"Трактористки", 1938
"Автопортрет" , 1899
"Молодуха" , 1928
"Девочка"
"Астры" , 1940
"Катание на масленицу"
"Жница " ,1931
"Проска" , 1932
"Крестьянка"
"Портрет актрисы Александры Дмитриевны Пель", 1913
"Дети в цветах" , 1932
"Трудный переход" , 1934
"Крестьянская девушка"
"Школьница отличница" ,1934
"Гринька"
"Портрет Лидии Николаевны Сычковой, жены художника" , 1903
"Возвращение с сенокоса" , 1911
"Портрет Екатерины Васильевны Сычковой, младшей сестры художника" , 1893
"Венеция. Рабочий поселок" , 1908
"Портрет девочки"
"Подружки"
"Плясунья Соня", 1932
"Катание На Масленицу" ,(Блондинка-Кокетка) ,этюд,1914
"Акулька"
"В Цветущем Огороде" , 1913.
"Водосвятие" , 1916
"Возвращение из школы"
"Девочка в красном платке" , этюд, 1955.
"Девочка,собирающая полевые цветы"
"Девочка в огороде" ,1912
"Девушка в оранжевом платке" ,1931
"Женский портрет" ,1897
"Женский портрет" ,1930
"Женщина с ребенком.Портрет Сестры" ,1903.
"Зимний Вечер", этюд,1925
"Зимняя дорога" , 1940
"Клубника" , 1910.
"Ледоход" ,1940
"Мордовка.Праздник Урожая" , этюд для панно,1937
"Портрет девушки"
Имя Ф.В. Сычкова, самобытного российского живописца, сегодня известно далеко не всем. А в 10-е годы позапрошлого века его полотна с успехом экспонировались не только по всей России, но и в Art-Saloon в Париже, охотно приобретались европейцами, интересовавшимися российской культурой и жизнью простых людей. Портреты девушек-крестьянок и барышень Сычкова соревновались по популярности с боярышнями К. Маковского, хотя пути этих двух художников так ни разу и не пересеклись.
Немного из биографии живописца
Детство Федота Сычкова (род. в Мордовии) прошло в крестьянской семье, в тяготах и бедности. Почувствовав с ранних лет тягу к рисованию, одаренный юноша поставил перед собой твердую цель – уехать учиться в Петербуржскую академию художеств. Но для этого необходимы были немалые средства. Заработать их юному живописцу удалось в иконописной школе, где он создавал настенные фрески, сохранившиеся до наших дней. Кроме того, начиная с подросткового возраста, будущий мастер жанрового портрета писал картины по фотографиям на заказ.
В 1895 г. 25-летний Федот Васильевич Сычков становится слушателем С-Петербкржской Академии художеств. В эти же годы окончательно формируется его самобытный живописный стиль и предпочтения в искусстве: тематика крестьянской жизни и сельских праздников становится приоритетной в его творчестве. В коллекции из 700 полотен его творческого наследия есть также немало портретов, натюрмортов, пейзажей.
Удивительные по эмоциональности картины Ф. Сычкова и сегодня производят впечатление на всех, кто их видит. А в те годы сюжеты его работ были настолько близки и понятны людям, что очень скоро к художнику пришла всенародная популярность. Его полотна множество раз участвовали в национальных и международных выставках, завоевав немало наград. Художник дожил до 88 лет, став заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР.
Обновленные полотна Ф. Сычкова
Несколько лет назад в музее искусств им. С.Д. Эрьзи в Мордовии была организована обновленная экспозиция работ художника. Его земляки сумели отыскать и отреставрировать ранее неизвестные полотна и представить их на суд публики. Это событие было приурочено к юбилейной дате – 140-летию со дня рождения известного художника.
Некоторые работы, до этого хранившиеся в запасниках музея, относились к периоду становления мастера. Легкие, наполненные воздухом света и цвета, полотна раннего Сычкова коренным образом отличались от того, что он писал в зрелые годы.
Широкой публике был представлен «Итальянский цикл», написанный во время путешествия в Рим, Ментону, Венецию. Это преимущественно пейзажи, а также работы, на которых запечатлены архитектурные шедевры: Колизей, Форум, площадь Сан Марко. Особенный интерес у публики вызвало обновленное полотно «Закладка станции Арапово» - также одна из ранних работ, которая стала судьбоносной в творческой биографии Федота Сычкова.
Мордовский музей располагает огромной частью наследия художника – около 600 картин и эскизов. Постоянно действующая экспозиция произведений Сычкова работает в нем уже на протяжении более полувека – с 1960 года. К его столетнему юбилею мастера в 70-м году в селе Кочелаеве был отреставрирован дом живописца, в котором затем был открыт музей памяти выдающегося художника. В экспозиции дома-музея бережно собраны не только картины, но и многие вещи, принадлежавшие Федоту Сычкову и его семье.
Федот Васильевич Сычков (1870 -1958) -известный российский художник, родился в бедной крестьянской семье в селе Кочелаеве, Пензенской губернии. В двенадцать лет будущий художник, лишился отца.
Мать, оставшаяся с детьми без куска хлеба, вынуждена была ходить с котомкой по дворам, собирать “Христа ради”. Проявив родственную заботу, бабушка отправила внука в начальную школу.
Школьный учитель рисования П. Е. Дюмаев обнаружил у мальчика способности к рисунку и написал письмо-ходатайство к придворному живописцу Михаилу Зичи.
Долго ждали учитель и ученик ответа из Петербурга, однако дождались. В ответном письме содержался совет - отправить способного ученика в петербургскую художественную школу, но на какие средства - намека не было. Федот осознал главное: надо самому заработать на дорогу и ученье.
С детства Федот Сычков проявлял способности к живописи. Работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквях, выполнял портреты по фотографиям.
"Автопортрет", 1893
В 1892 году он уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала Арапова, обратившего внимание на талантливого молодого художника-самоучку.
В 1895 году Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств.
После окончания учёбы художник вернулся
на родину.В 1900 году ему было присвоено звание художника за
картину «Вести с войны».Главная тема художника
— жизнь крестьян, сельские праздники.
"Крестьянская девушка"
Полотна Федота Сычкова привлекают веселостью красок, белозубыми улыбками в обрамлении цветных платков, сиянием солнца и снега, ароматом полевых трав..
Он получил шесть премий на академических выставках в Петербурге.
Он удостоен серебряной медали на выставке в Сан-Луи (США).
Он заслужил поощрительную премию на Международной выставке в Риме.
А в 1908 году и самолично побывал в Англии, Франции и Германии.
Но чувство удовлетворения от заграничного вояжа
как результата достигнутого, безусловно, было. По приезде в
Россию он вернулся в свое родное Кочелаево.
"С
гор" , 1910
"Христославы"
"Девушка в
синем платке" , 1935
За плечами практически каждого гениального творца стоит женщина, которая своей поддержкой и мудростью поддерживала огонь таланта любимого человека.
Такой музой стала для Федота Васильевича Сычкова его жена - Лидия Николаевна. Она, как и муж, живо интересовалась народной культурой, в том числе и мордовской.
Лидия Николаевна бережно собирала предметы национального костюма, украшения. В ее коллекции было невероятное количество шалей, рубах, головных уборов, поясов, бус… Все это богатство использовал в своих портретах Федот Васильевич.
Умер в Саранске, будучи заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР
"Лепка снеговика " , 1910
"Тройка" , 1906
"Учительница-мордовка" , 1937
"Подружки" , 1916
"Приятели"
"Алма-атинские яблоки", 1937
"Девушка в цветах "
"Колхозный базар" , 1936
"У изгороди. Зима" , 1931
"Две девушки на снегу" , 1929
"У хаты" , 1915
"Трактористки", 1938
"Автопортрет" , 1899
"Молодуха" , 1928
"Девочка"
"Астры" , 1940
"Катание на масленицу"
Имя мордовского живописца – Федота Васильевича Сычкова (1870 – 1958) вошло в современную антологию живописи под заголовком “Забытые имена”. Значит, пришла пора вспомнить!
Полотна Федота Сычкова привлекают веселостью красок, белозубыми улыбками в обрамлении цветных платков, сиянием солнца и снега, ароматом полевых трав. Сравним сычковскую “Тройку” (трое детишек везут на санках двоих) со знаменитой “Тройкой” Перова, написанной на шестьдесят лет ранее. У Перова – слезы, надрыв, трагедия. У Сычкова – улыбки, шалость, веселье. И это притом, что собственная жизнь Федота Сычкова (особенно на первых порах) была не идиллической. В двенадцать лет будущий художник, родившийся в селе Кочелаево, лишился отца. Мать, оставшаяся с детьми без куска хлеба, вынуждена была ходить с котомкой по дворам, собирать “Христа ради”. Проявив родственную заботу, бабушка отправила внука в начальную школу. Школьный учитель рисования П. Е. Дюмаев обнаружил у мальчика способности к рисунку и написал письмо-ходатайство к придворному живописцу Михаилу Зичи. Долго ждали учитель и ученик ответа из Петербурга, однако дождались. В ответном письме содержался совет – отправить способного ученика в петербургскую художественную школу, но на какие средства – намека не было. Федот осознал главное: надо самому заработать на дорогу и ученье.
Так началась его трудовая и творческая биография. Сперва - подмастерьем у иконописцев, потом - освоение церковных фресок и выполнение платных портретных работ по представленным фотографиям.Способного паренька заметил местный помещик генерал Арапов. Он был не прочь посодействовать юному дарованию и тем самым себя “приподнять” в глазах земляков, но так ли уж талантлив этот мальчонка? И Арапов поручает Федоту заказ-испытание: исполнить многофигурную композицию на “историческую” тему – “Закладка станции Арапово”. И – чтоб генерал там в рабочем виде показан, как в молодости, в трудах и без регалий.Надо ли говорить, что Сычков охотно взялся за это дело: или грудь в крестах, или голова в кустах. Он изобразил, говоря нынешним языком, “стройку века”, в центре (!) которой катил груженую песком тачку еще молодой “его превосходительство”.Но даже не этот факт восхитил заказчика, обозревавшего многофигурное, полное движения, полотно. Его радовало, что этот вихрастый мальчишка явно чувствует и перспективу, и композицию.С генеральского благословения и поддержки рублем Федот Сычков оказался в Петербурге, где и поступил в Рисовальную школу. Впрочем, генеральских средств на все не хватило, и Сычков снова берет заказы на портреты по фотографиям. Я восхищена талантом и упорством Федота! Ведь несмотря на все лишения, он закончил шестилетний курс школы за 3 года!Следующий этап – поступление в Академию художеств. Хотел к Репину, даже поймал его “за пуговицу” на академической лестнице. Тот – ни в какую: ни одного сидячего места! Впрочем, посоветовал поступить для начала в мастерскую баталистов.- Он тоже хороший профессор – Николай Дмитриевич Кузнецов. И у него места есть, – убеждал Репин.Так и попал Сычков к Н. Д. Кузнецову. А со временем и уходить никуда не захотел. Известный колорист, мастер жанровых картин и портрета, Николай Дмитриевич был в свое время отмечен самим Крамским. Чего уж тут от добра добра искать.Впрочем, Репина, как своего кумира и наставника Сычков никогда не забывал. То в мастерскую к нему заглянет, то решится копию снять с очередной репинской работы. От тех счастливых времен сохранил Сычков деловую записку-автограф Репина, в которой тот разрешал копировать репинский портрет государя, с такой вот, лестной для молодого художника, аргументацией: “Сычков хороший живописец”.В 1900 году Сычков завершил учебу в Академии, получил звание художника, а в дипломе, однако, отказали: нет, мол, документа о полном среднем образовании. А у него-то и начальное не до конца.Так и пошел он по дальнейшей жизни без диплома, но с верой в свой талант и в лучшее будущее. Оптимист он и есть оптимист. Впрочем, успех так и бежал, как собака, по следам его живых и веселых картин, таких как “Троицын день”, “С гор”, “Деревенская карусель”, “Крестьянские дети. Лето”. Кстати, эта последняя, написанная в 1914 году и находившаяся в частном собрании, а потом – в Доме пионеров и школьников Петроградского района г. Ленинграда, в 1973 году поступила в собрание Государственного Русского музея.Увы, далеко не у всех сычковских картин была столь почетная судьба. Многие через посредство родственника Сычкова художника-эмигранта Вещилова уплывали за границу, где оседали, как правило, в частных собраниях, откуда “выбраться”, за малым исключением, уже не могли. К чести Сычкова-художника надо сказать, что далеко не все его картины мирно успокаивались в безвестности в частных собраниях. Было и общественное признание. Он получил шесть премий на академических выставках в Петербурге. Он удостоен серебряной медали на выставке в Сан-Луи (США). Он заслужил поощрительную премию на Международной выставке в Риме. А в 1908 году и самолично побывал в Англии, Франции и Германии. Едва ли эти поездки добавили что-нибудь к его реалистичной, чисто русской живописи. Но чувство удовлетворения от заграничного вояжа как результата достигнутого, безусловно, было. По приезде в Россию он вернулся в свое родное Кочелаево.
Федот Васильевич Сычков - талантливый, самобытный художник, которого теперь знают немногие. А в свое время его барышни были не менее популярны в России и за рубежом, чем красавицы Константина Маковского, хотя в жизни и в искусстве пути художников были полярными.
Главная тема художника - жизнь крестьян, сельские праздники, народные гулянья, зимние забавы молодежи. Но творчество его гораздо шире. Ранний Сычков малоизвестен. Это так называемый "чистый портрет", где модель изображена на нейтральном фоне. А его пейзажи Рима, Венеции, Неаполя? Тоже плохо знакомы публике. Да и просто мордовские пейзажи... Кроме того, Федот Сычков создал очень красивые натюрморты. И соцреализм его не обошёл. Хотя его он писал очень мягко, в своей "сычковской" манере.
Талант Федота Васильевича был неподвластен времени - на девятом десятке он нарисовал самую лучшую картину - "Эрзянка" (1952)
Основным хранителем картин Федора Сычкова является Мордовский республиканский музей Изобразительных искусств им. С. Д Эрьзи. На его сайте - подробная биография и галерея.
Учительница-мордовка. 1937 г.