Обычай - это что такое? Примеры правовых, национальных, народных обычаев и обычаев делового оборота. Обычаи, их происхождение и значение

В отличие от манер и этикета обычаи присущи широким массам людей. Обычай есть стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ по­ведения людей. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые ре­комендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные сан­кции - неодобрение, изоляция, порицание. У славян существовали такие коллективные действия, как обычай рожать первого ребенка в родительском доме, обычай кормить отца новорожденного на крестинном обеде смесью каши, перца, соли, водки, а иногда и уксуса, обычай «печатать могилу» и др.

Врезка

М. Куприянова Английский этикет

У большинства слово «этикет» ассоциируется с чем-то вроде белой накрахмаленной скатерти, которая вытаскивается по праздникам. Между тем, пользуясь правилами этикета каждый день, вы получаете дополнительное удовольствие от общения с окружающими. Несколько слов о кон­кретных правилах хорошего тона. Кто должен проходить в дверь первым - муж­чина или женщина? На этот счет существуют две легенды. Наши предки, чтобы проверить, оби­таема ли пещера, первой запускали женщину. Если она возвращалась, мужи смело осваивали убежище, если нет- искали другое. В эпоху Средневековья женщина шла впереди мужчины и тем самым как бы охраняла его - культ Пре­красной Дамы был так силен, что было немыс­лимо напасть не только на женщину, но и на ее спутника. Сегодня мужчина должен идти впере­ди женщины тогда, когда он может защитить ее от возможной опасности, скажем, входя в зал Ресторана или в лифт. В остальных случаях он шествует сзади.

Приближаясь к двери, женщина ожидает, что мужчина откроет ее. На такую же услугу она может рассчитывать, выходя из машины. ^ какой стороны от женщины должен идти муж­чина - справа или слева? Поскольку он обязан вас П 0 Ддерживать правой, самой сильной своей ру-

кой, надо двигаться справа. Но из этого правила есть два исключения: если ваш спутник военный и если вы двигаетесь по улице, то выбирать надо наименее опасную или грязную сторону. Кто кого приветствует первым? Во французском военном уставе сказано, что первым здоровает­ся более вежливый. Но согласно этикету моло­дой должен приветствовать старшего, мужчи­на - женщину. А вот рука для пожатия подает-



ся в обратном порядке: женщина - мужчине, старший - младшему.

Вообще рукопожатие - не очень желательная форма приветствия для женщины. Протягивая руку, она часто не знает, то ли перста ей пожмут, то ли поцелуют. Поэтому женщине лучше пода­вать руку в расслабленно-неопределенном виде, чтобы у мужчины был выбор. Адаптировано и сокращено по: Московский ком­сомолец. 1994. 7 апреля.

Цивьян Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковым системам. "арту, 1965. Т. 2. С. 144.

Обычай регламентирует поведение членов группы, укрепляет групповую сплоченность, приобщает индивида к социальному и культурному опыту группы. Примерами обычаев являются празднование Нового года, свадьбы, хождение в гости и т.д. Соблюдение норм обычая обеспечивается силой об­щественного мнения группы.

Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в поколение, на­зывается традицией (от лат. tradicio - передача, предание). Традиция - все то, что унаследовано от предшественников. В качестве традиции выступают цен­ности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, одно­полчан, подъем национального или ко­рабельного флага. Одни традиции вы­полняются в обыденной обстановке, а другие - в праздничной, приподнятой. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

Традиция есть способ воспроизвод­ства, процесс передачи (трансляции) от одного поколения к другому основ­ного содержания культуры - ценностей и норм. Традиции сохраняют все самое ценное в культуре.

Механизмом такой передачи являются:

♦ фольклор, т.е. изустное предание;

♦ имитация, повторение образца поведения. Адекватность достигается пу­тем многократного повтора действий, и в этом велика роль ритуалов.

В доиндустриальных обществах большая часть, а в дописьменных - все содержание культуры передавалось через традиции.

Значение традиций для жизни общества трудно переоценить. Они игра­ют роль, подобную наследственности в живом организме. И как нарушения в аппарате наследственности могут привести к гибели организма, так и куль­турные разрушения и утраты могут привести к деградации общества.

Традиции не дают распасться «связи времен», аккумулируют культурный опыт предшествующих поколений и передают его потомкам, что позволяет им строить свою жизнь не с нуля, а с того места, где остановились предки. Пре­рывание культурной традиции (в результате природных катастроф, войн) ве­дет общество к упадку. Утрата традиций означает потерю социально-истори­ческой памяти (общественная амнезия), в результате чего народ перестает ошущать себя субъектом истории, подобно тому как человек, потерявший память, перестает ощущать себя личностью. Таким народом (и обществом) легко манипулировать, как ребенком.

Поэтому иногда культурная традиция прерывается не только насильствен­но, но искусственно. Некоторые силы в самонадеянном нетерпении пыта­ются «загнать клячу истории», совершив «большой скачок». Основным спо­собом этого является разрыв связи поколений, натравливание «прогрессив­ных» детей на «отсталых» отцов: гитлерюгенд в Германии, хунвейбины в Китае. Печальные последствия этого общеизвестны. Вообще стремление отречься от старого мира, разрушить все до основания, сбросить Пушкина с парохода современности есть проявления крайнего бескультурья, социоло­гической безграмотности и национального беспамятства.

Реализация социокультурных норм часто выражается в обрядах и ритуа­лах - строго определенной последовательности символических действий, воп­лощающих те или иные социальные идеи.

Обряды сопровождают самые важные моменты в жизни человека - рожде­ние (крещение, наречение именем), взросление (инициация), создание семьи (венчание, свадьба), смерть (отпевание, погребение, поминки). Социальный смысл обряда состоит в способствовании лучшему усвоению индивидом груп­повых ценностей и норм. Сила обряда заключается в его эмоционально-психо­логическом воздействии наличность. На это направлена эстетическая сторона обряда - музыка, песни, танцы, выразительные жесты и т.д.

Часто обрядность связывают только с религией. На самом деле обрядовые (ритуальные) действия распространены во всех сферах социальной действи­тельности: воинская присяга, посвящение в студенты, открытие памятника, инагурация президента и т.д. Свои ритуалы существуют даже в тюрьме. На­пример, ритуал «прописки», т.е. приема новичка в тюремное сообщество; ри­туал «опускания» - перевода в низкостатусную группу, низшую «касту».

Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называются семей­ными; сельскохозяйственные и другие обряды - календарными.

В средневековой Англии существовал такой обычай. Когда подмастерье, за­нятого неквалифицированной грязной работой, переводили в мастера-печат­ники, которые были заняты чистой высококвалифицированной работой, то­варищи напоследок устраивали мойку наоборот. Юношу погружали в чан с от­ходами. Это могла быть запасенная заранее простокваша, куда в течение нескольких дней плевались, мочились и делали все, что приходило на ум, кол­леги. Через обряд посвящения, т.е. обряд перехода с одной работы на другую, проходили буквально все. Он сохранился в Англии вплоть до недавних дней, но в чисто символической форме.

Многие старинные обряды связаны с хлебом. Побратимство - разделе­ние лепешки между названными братьями, свадебный обряд - ритуал раз­деления хлеба между мужем и женой. «Хлеб-соль» - это приветствие явля­ется символом радушия и гостеприимства. При религиозном обряде прича­стия верующие «вкушают плоть» Бога в виде хлеба.

Церемония и ритуал

Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия пронизывают все области человеческой культуры.

Церемония - последовательность действий, имеющих символическое зна­чение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых со­бытий для общества или группы. Коронование - яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал - сильно стилизованный и тщательно спланированный набор же­стов и слов, исполняемый лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван драмати­зировать данное событие, вызвать у присутствующих благоговейный трепет. Пример ритуала - принесение жертвы языческому богу.

Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, обя­зательная часть ритуала взлета самолетов - ожидание команды «Взлет разрешен».

Ритуал прощания включает такие: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т.п. Ритуал зашиты науч­ной диссертации представляет собой сложный по составу набор элементов.

История многих ритуалов уходит в глубокую древность. Например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в I в. до н.э.). Ходить по огню и да­же плясать босыми могут на всех континентах. Так поступают, в частности, севе­роамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болга­ры. На Руси не ходили по раскаленным углям, но во время празднования прихо­да весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.

По мнению К. Лоренца, ритуал имеет культурное происхождение и выпол­няет три функции: запрета борьбы между членами группы; удержания их в замк­нутом сообществе; отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Накопление агрессии тем опаснее, чем лучше знакомы друг с другом члены данной группы, чем больше они понимают и любят друг друга. Иногда на незначительные жесты лучшего друга, стоит тому кашлянуть или высморкаться, мы отвечаем такой реакцией, как если бы нас уда­рил пьяный хулиган. Человеческая культура целиком основана на ритуале. Не-ритуализованных действий типа ковыряния, почесывания, чихания, плевков и т.п. в ней осталось очень мало. Их называют некультурными действиями.

Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его при­держиваемся, необходимы обществу. Но они нужны и каждому человеку. Ведь соблюдение ритуалов и культурных образцов требует контроля со сто­роны нашего сознания и воли, а настоятельный контроль за своим поведе­нием еще больше развивает сферу морали и нравственности.

Нравы и запреты

Разновидностью обычая являются нравы. Нравы - это особо значимые для группы и высокочтимые обычаи, имеющие моральное значение.

Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказы­вается более сурово, нежели нарушение традиций. От слова «нравы» проис­ходит «нравственность» - этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское moralis означает «нравственный». Нравы - обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие означало «самые уважаемые и освященные обычаи». Во многих обществах считается безнравственным ходить по улицам обнаженным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорблять старших, бить женщину, оби­жать слабого, издеваться над инвалидами и т.п.

Особой формой нравов являются особые запреты, которые называют табу. Это полинезийское слово обозначает систему запретов на совершение определен­ных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов), нару­шение которых в первобытном обществе каралось сверхъестественными силами.

Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, сло­во, предмет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей, связанных,

в частности, с прикосновением к трупу. Табуирование (процесс наложения табу) было широко распространено в архаичных обществах, но и в современ­ных культурах табу не исчезло.

Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В современном обществе табуированию подвергаются отдельные стороны: кровно-родственных отношений - запрет на инцест (кровосмешение); процес­са питания - запрет на каннибализм, запрет на употребление свинины у евреев и мусульман. Табуируются осквернение могил или оскорбление чувства патриотиз­ма. Табу - самый сильный из существующих в человеческом обществе вид соци­ального запрета, нарушение которого карается особенно жестко.

Мода и увлечения

Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и жела­ний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы культуры, как вку­сы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека.

Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль,

Врезка

Запреты в еде и питье

Они есть в разных религиях. В православии в вопросах приема пищи соблюдается принцип христианской свободы. Христос освободил лю­дей от обязанности соблюдать в еде и питье предписания Моисеева Закона, изложенные в Ветхом Завете.

И все же некоторые запреты существуют: нельзя есть удавлененых и крови (т.е. мяса, содержа­щего кровь), ибо «кровь есть душа». Нельзя пре­даваться излишествам в пище и пьянству, ибо «пьяницы царства Божия не наследуют». Особый режим питания у православных во время постов. Богопослушные иудеи едят кошерную пищу, т.е. ритуальную, приготовленную по специальным правилам. Она делится на несколько категорий - растительная, рыбная и мясная. При этом рыб­ная не считается кошерной, если у рыбы нет че­шуи. Мясная пища считается кошерной, если у животного не было ран. Правоверные иудеи не едят мяса с кровью. Кроме того, евреи могут употреблять в пищу только животных с раздво­енными копытами и отрыгивающих жвачку. Мяс­ную пищу они не едят после молочной в течение шести часов, зато молочную после мясной есть можно, но предварительно прополоскав рот. Самые подробные правила, касающиеся пищи, разработаны в исламе. Помимо прямых запре­тов есть также косвенные, означающие порица­ние или неодобрение. Безоговорочно запреща­ется употреблять свинину. Такой запрет суще­ствовал еще в Древнем Египте, среди иудеев, а затем и ранних христиан. Причина в том, что свинина в жарком климате портится быстрее и

возможностей отравиться этим мясом больше, чем бараниной или говядиной. Очень строго ислам запрещает употребление алкоголя. Грехом для мусульманина считается даже присутствие при пьяном застолье. Появ­ление запрета на спиртное не случайно. Пьян­ство мешало исполнению религиозных предпи­саний. Для правоверного мусульманина счита-

ется грехом пропустить хотя бы одну из пяти обязательных ежедневных молитв. Порицается, хотя и не запрещается, есть мясо мула. Это послабление историки объясняют фактом присоединения к исламу тюркских на­родов, в меню которых традиционно присутство­вала конина. Разрешается есть рыбу. В шариа­те - мусульманском своде законов и правил - отдельно оговаривается, какие части тела жи­вотных нельзя употреблять в пищу: кровь, по­ловые органы, матку, гланды, спинной мозг, желчный пузырь и т.п. Наконец, мясо даже «съе­добных» животных становится запретным, если животное заколото не по правилам шариата. Сокращено по источнику: АиФ. 1994. № 9.

манеру одеваться. Вкус индивидуален, поэтому он показывает, насколько че­ловек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов.

Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого по­коления свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широкими галстуками и т.п.

Мода - смена увлечений, овладевших большими группами.

Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо. Обычно это какие-то незначительные нормы - в одежде, питании, поведении и т.п. Если вкус может сохраняться у человека на про­тяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются. Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду. Пристрастие к твисту, корот­ким юбкам или «летающим тарелкам» можно назвать и модой, и увлечени­ем. В отличие от увлечения мода выражает социальные символы. Наличие модных слаксов считается престижным не потому, что они красивы, а пото­му, что слаксы - символ массовой культуры. Модные вещи стоят дороже обычной одежды, а их приобретение расценивается как успех. Модные вея­ния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависят не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.

Если обычаи и нравы - устойчивые и долговременные социальные нор­мы, то мода и увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковремен­ных образцов поведения. Мода - периодическая смена образцов массового поведения: в одежде, музыкальных вкусах, архитектуре, искусстве, речевом поведении. Обычай ориентирован натрадиции,амода - на современность, обновление, нововведение.

Мода не характерна для примитивных обществ, но становится распростра­ненным явлением в сложном, индустриальном обществе. Ее не удалось обна­ружить в кастовом обществе. В сословном обществе мода была ограничена кру­гом аристократов, в классовом обществе она подчиняла себе массы людей. Так называемое массовое, или поточное, производство, когда изготовляется стан­дартизованная и дешевая продукция, является таковым потому, что удовлетво-

Врезка

Версальская мода

С середины XVII в. законодателем моды стал французский двор короля Людовика XIV. Это был период расцвета абсолютной монархии во Франции. Проявлением ее в моде стала мода дворянская и королевская, продолжательница моды испанской, приспособленная к вкусам французов. Строгую геометрию сменили яркие тона и краски, сложный покрой. С этого време­ни французский вкус и мода завоевали всю Ев­ропу и не переставали владеть ею в течение столетий. Мода барокко ввела новые материа­лы и украшения; шелк и кружева вытеснили бархат. Одежда стала очень живописной. В сво­бодно развевающемся платье воплотилась фан­тазия, а вместе с ней стремление к эксцентрич­ности и роскоши. Дворяне носили камзолы, из­готовленные из парчи и украшенные золотыми

лентами, жилеты, узкие брюки до колен, шелко­вые чулки. Около 1640 г. появились парики с завитыми локонами. Законодателем моды был король. Людовик XIV любил экстравагантную одежду, носил башмаки, украшенные лентами шириной 40 см. Любимцам короля было разре­шено носить синий плащ на красной подклад­ке, расшитый золотом.

ряет потребности широких масс потребителей. С массовым производством в современное общество пришло массовое искусство и его элемент - мода.

Мода обладает свойством быстро приходить и быстро исчезать. Цикл смены вкусов и пристрастий людей очень короткий - несколько лет. Нередко на но­вом этапе возвращается то, что уже когда-то существовало. Цикл возвращения старого длится 20-30 лет. Например в 1980-е гг. среди молодежи в моде были рваные джинсы и косынки на лбу; так одевались хиппи еще в 1960-е гг. В моду у тинэйджеров вошли твист, шейк, узкие брюки, платья без рукавов, галстуки «пожар в джунглях», прогулки у водоемов и культурные беседы (о природе, погоде, музыке, книгах). В обиход вернулась культура 1960- 1970-х гг., т.е. одеж­да, манеры, музыка и дух поколения их родителей. Тинейджеров «новой вол­ны» стали называть фанатами родительского детства (стилягами).

Моде и увлечениям подчиняются не все сегменты человеческого поведе­ния. Религиозные действия, политическая деятельность, семейная жизнь в большей степени регулируются обычаями и традициями и в меньшей - мо­дой и увлечениями.

Вкусы определяются теми климатическими и географическими условия­ми, в которых проживает народ. Так, у зулусов и монголов, не имеющих вы­хода к морю, рыба никогда не была модным деликатесом, а в Океании редко едят мясную пищу. Основным продуктом (массовой модой) здесь является рыба, но жителям не хватает белка и они едят даже насекомых.

Однако при всем разнообразии человеческих вкусов есть один продукт, который употребляют все народы, - хлеб. Вплоть до Средневековья в боль­шей части цивилизованного мира в качестве хлеба использовали пресные лепешки. Лишь в самом начале средних веков лепешки в Европе были от­теснены хлебом из квашеного теста. Дрожжи появились в Египте 3,5 тыс. лет назад, но дрожжевой хлеб поначалу был доступен только избранным. Опыт его выпечки был заимствован из Египта в Древней Греции и Древнем Риме, где пекарь был возвышен над прочими ремесленниками. Когда люди освои­ли технологию выпечки дешевого хлеба, он стал модным продуктом, доступ­ным широким слоям населения.

Ценности

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Если верность считается ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и нечистоплотность осуждаются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Индивиды же мо­гут выбирать, разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценно­стям коллективизма, а другие - ценностям индивидуализма. Для одних выс­шей ценностью могут быть деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи ввели термин «ценностные ориентации». Они описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориен­тации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Честь и достоинство семьи - одна из важнейших ценностей человеческо­го сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что вы­соко оценивается окружающими. В качестве руководства к своему поведению он выбрал высокочтимые ценности. Они стали его культурной нормой, а пси­хологическая установка на их соблюдение - ценностной ориентацией. Изу­чая методом опроса ценностные ориентации современных россиян, социоло­ги могут выяснить: а) какими именно ценностями они предпочитают руковод­ствоваться на работе и в быту; б) как понимаются, правильно или неправильно, стоящие за частными ориентациями общественные идеалы.

Даже простейшие нормы поведения олицетворяют то, что ценится груп­пой или обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью выражается так:

♦ нормы - правила поведения;

♦ ценности -абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правиль­ное и неправильное, должное и недолжное

Основой восточной культуры Японии и Китая выступает сыновняя почти­тельность (по-китайски «сяо»). Она включает такие официально признан­ные обязанности, как уважение" к родителям, беспрекословное повиновение им, долг всю жизнь заботиться об отце и матери. Соблюдение одного только этого культурного стандарта так перестроило социальные отношения в об­ществе, что китайский народ сегодня, пожалуй, превосходит все другие по части уважения к старшим.

Ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространен­ные привычки соблюдать личную гигиену (умываться, чистить зубы, смор­каться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают цен­ностями и переводятся обществом на язык предписаний.

Предписания - это запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письмен­ной, формальной или неформальной).

Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь челове­ка - ценность, а ее охрана - норма. Ребенок - социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем - социальная норма. Одни нормы очевид­ны, воспринимаются на уровне здравого смысла, мы исполняем их не задумыва­ясь. Другие требуют напряжения и серьезного нравственного выбора. Уступать пожилым людям место, здороваться при встрече со знакомыми кажется очевид­ным. Однако остаться с больной матерью или идти воевать за освобождение Родины (перед такой дилеммой был поставлен герой одной из пьес Ж.П. Сар­тра) - выбор между двумя фундаментальными нравственными ценностями.

Таким образом, в обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, когда те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного типа, но и разных типов, например религиозные и патриотические: верующему, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Люди научились различными способами разрешать (полностью или частич­но, реально или иллюзорно) ценностные конфликты. К примеру, правосла-

вие и католичество не дают надежды на спасение неправедно нажившему бо­гатства человеку: «богатый да не войдет в царство Божие». Чтобы замолить грех стяжательства, русские купцы жертвовали громадные деньги на строительство храмов, приютов для бедных. В Западной Европе нашли более радикальный выход - протестантизм оправдывал богатство. Правда, протестантизм оправ­дывает только нажитое неустанным личным трудом. Поэтому протестантская этика сослужила человечеству великую службу, став в конечном итоге учени­ем не оправдывающим богатство, а призывающим к прилежному труду.

Рис. 34. Чтобы замолить грех стяжательства, русские купцы жертвовали громадные деньги

на строительство храмов

Ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым че­ловек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали Десять заповедей предусматривают сохранение че­ловеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодей­ствуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество вправе само устанавливать, что является ценностью, а что нет. К примеру, к традицион­ным ценностям американской культуры относятся личный успех, активность и упорный труд, эффективность и полезность, прогресс, вещи как признак благо­получия, уважение к науке. В русской культуре всегда ценился не индивидуализм, а коллективизм, который иногда уважительно называют соборностью, неличный успех, а общественное благо, не выгода и утилитаризм, а сострадание и милосер­дие. В то же время такие ценности, как упорный труд и уважение к науке высоко ценятся не только в американской культуре, но и в русской. А какие сходства и различия еще вы можете обнаружить? Поразмышляйте над этим.

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, об-щественные установления, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в праздничной, приподнятой обстановке. Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Церемония — последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование — яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала. Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов — ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной дис-сертации. По мнению К. Лоренца , ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: а) запрета борьбы между членами группы, б) удержания их в замкнутом сообществе и в) отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу.


Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций Нравы — обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей, связанных, в частности, с прикосновением к трупу.

Законы - нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обществе: совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юридические, законы, закрепленные Конституцией — главным политическим законом страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь.

Чем различаются между собой норма, право и обычай ? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая. Норма — моральное предписание того, как следует поступать. Обычай — распространенная практика, типичные, массовые действия, то, что случается по обыкновению. Например, конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.

По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены. Оно фиксировало обычай и само поощряло такую практику как массовую, т. е. как нечто обычное, распространенное. Напротив, повторный брак жены не соответствовал конфуцианским нормам сохранения целомудрия.

Традиции, обычаи, обряды имеются в каждой семье, которые очень ценны для воспитания добрых, порядочных людей. Например, утром, когда просыпаются родные люди, желают доброго утра друг другу, а на ночь желают спокойной ночи.

Под словом семья подразумевается кровная связь между родными, которых связывает быт, взаимосвязь, ответственность. Они всегда готовы помочь морально и материально своим родным, прийти на помощь, поддержать, порадоваться, погрустить.

Семейные традиции это манеры поведения, принципы, установленные в семье, привычки, которые ребенок будет выполнять в дальнейшем развитии и научит им своих детей.

Семейные праздники и традиции в семье могут позволить:

  1. Влияют на развитие ребенка, стабильности, помогают детям разглядеть в родителях друзей, с которыми можно весело провести время.
  2. Сближают родственников между собой, позволяют вместе провести время отдыха, радоваться жизни.
  3. Помогают стать полноценной семьей в обществе, получить культурное обогащение.

Человек, проживающий в семье, где присутствуют традиции, обычаи, будет окружен лаской и вниманием.

Рассмотрим, какие бывают семейные традиции в семье, примеры:

Название Особенность
День рождения, семейный праздник С помощью этого обычая дети, родители получат море удовольствия, прекрасного настроения от общения в кругу семьи.
Домашние хлопоты, уборка Ребенок с маленьких лет привыкает к порядку, чувствует себя полноценным членом семьи.
Детские игры Благодаря развивающимся играм ребенок начинает привыкать, любить родителей, учится навыкам, сохраняет доверительные и теплые отношения.
Семейные обеды Обычай помогает всем присутствующим дома, объединиться за одним столом, принимать гостей, обсуждать семейные проблемы родных, близких.
Семейный совет Кровные родственники семьи проводят заседания, где обсуждаются разные вопросы. Воспитание детей, поощрения, меры наказания.
Приветствия, прощания Различные хвалебные слова, поцелуи, объятия, знаки внимания детям со стороны родителей и близких.
Дни памяти и совместные прогулки Вспоминают и поминают ушедших родных, дни отдыха на природе, походы в цирк, кино, магазины помогают насытить свою жизнь разнообразной.

Люди, на протяжении жизни используют сложившиеся обычаи, обряды, передающиеся по наследству. В обрядах показываются обычаи семьи, проведение праздников, свадеб, различных торжеств. С помощью обрядов появились национальные песни, танцы.

Сколько в мире имеется семей, столько традиций, которые бывают увлекательные и интересные:

  1. Поход на рыбалку с ночевкой . Ночлег в палатке, вареная уха на костре принесут детям много новых положительных эмоций.
  2. Семейное приготовление обеда . При приготовлении любого блюда всем раздается задание. Это принесет кучу веселья, радостных эмоций.
  3. Дни рождения . Проснувшись утром, члену семьи говорят подсказку, по которой он ищет подарок.
  4. Путешествия к морю . Совместный сбор чемоданов, поездка на отдых, загар, купание. Это объединит, сблизит семью, подарит прекрасные впечатления.
  5. Делать своими руками подарки без какого-то повода, признаваться в любви.
  6. Всей семьей испечь пирог для детского сада на любой праздник, доставит много удовольствия.
  7. Сказка на ночь . Может читать не только мама, с папой по очереди. Затем пожелать детям приятных снов, заключить в объятия и поцеловать. Даже маленький ребенок почувствует, что он окружен заботой, вниманием, любовью родителей.
  8. Устраивать дома сценки , спектакли, пение песен, рассказывание стихов. Дружная семья будет довольна от этих мероприятий, особенно дети.
  9. Встречать рождество и новый год в новых местах, чтобы ребятишки надолго запомнили каждый год.

Новые традиции и обычаи

При появлении новой семьи, не всегда семейные традиции совпадают у супругов. У одного семейные праздники отмечались в широком семейном кругу, где присутствовали все родственники.

У невесты, наоборот, в тесном кругу. Из-за этого могут возникнуть разногласия и ссоры. Чтобы прийти к правильному итогу, можно придумать новые традиции, уставы в семье, при наличии желания и согласия.

Для этого необходимо выполнить шаги:

  • придумать новую семейную традицию, где будут участвовать все члены семьи;
  • первой проявить интерес к начинанию;
  • не следует слишком много придумывать обычаев ежедневно;
  • повторить традицию несколько раз, для закрепления и запоминания.

Семейные традиции разных стран

В отдельных странах, как правило, имеются свои уставы, порядки, обычаи, традиции. В Великобритании принято воспитывать детей в строгости, сдерживать эмоции.

Глядя со стороны, можно свидетельствовать, что они не любят своих детей. Наоборот, у них принято так отдавать родительскую любовь, что отличается от воспитания в России.

В Японии мать сидит с ребенком в декретном отпуске до достижения его 6 летнего возраста. Она не кричит на него, потакает, выполняет его капризы. В школе, наоборот детей воспитывают в строгости, приучают к порядку. В доме могут проживать несколько поколений.

В Германии имеется обычай в позднем возрасте заводить браки. Принято сначала сделать карьеру, после чего к 30 годам разрешается жениться, обзаводиться детьми.

В Италии , все родственники, даже дальние считаются одной семьей. Они часто собираются за общим столом, чтобы обсудить проблемы каждого.

Во Франции мать отдает больше внимания карьере. Родив ребенка, сидит с ним маленький период, после отдает его в детский сад на воспитание, а сама выходит на работу.

В Мексике, считается, что узаконивать отношения не является главной причиной для создания семьи. Часто молодожены живут гражданским браком, не регистрируя отношения.

В современной России существуют трудовые традиции семьи, которые могут передаваться из поколения в поколение. С помощью них, родня сближается, сохраняя семейное дело. Имеются минусы таких обычаев. Некоторым членам семьи могут быть семейные профессии чужды, непонятны, неинтересны.

Полезное видео

    Похожие записи

Обычай - это исторически возникшее стереотипное правило поведения, которое воспроизводится в какой-либо социальной группе или обществе и становится для его членов привычным. В основе обычая лежит детализированный образец поступков в конкретной ситуации, например, каким образом относиться к членам своей семьи, как разрешать конфликты, как выстраивать деловые отношения и т.п. Устаревшие обычаи чаще всего сменяются с течением времени новыми, более соответствующими современным требованиям.

«Обычай старше закона», - так утверждает словарь Ушакова. Давайте рассмотрим и попытаемся определить, что они собой представляют в разных сферах общественной жизни.

Всегда ли поведенческий образец становится обычаем?

Как уже упоминалось выше, обычай предполагает наличие поведенческого образца. Но последний не всегда может выступать в роли правила поведения, так как каждый человек имеет возможность выбирать один из возможных способов действия в зависимости от своих интересов, целей или задач.

А обычаев формируются только при соблюдении условия стереотипности и привычности конкретного образца поведения человека в сложившейся ситуации. Если следование обычаю естественно и не требует наличия механизма принуждения или контроля над выполнением, то он становится социальной нормой поведения.

Пример возникновения правового обычая

Если обычай - это закрепившийся стереотип поведения, который санкционируется государственной властью, - значит, он получил статус правового.

Формирование правовых обычаев происходит в результате многолетнего опыта (и этим они заметно отличаются от писаного права). Например, на создание системы права у народов Кавказа (относящихся к РФ) оказало огромное влияние не только российское законодательство и нормы шариата, но и многовековые традиции горцев.

К ним, безусловно, можно отнести почитание старших в семье (с чем, между прочим, связывают и знаменитый феномен долгожительства кавказцев). Или, например, обычай, ограничивающий в семье контакт между людьми, имеющими разное кровное родство (невестка со свекром в доме не могут встретиться даже случайно) - все эти нормы обычаев приобрели статус правовых, закрепившись в законодательстве.

Став правовыми, обычаи получают и юридическое значение: то есть суд или иной государственный орган может ссылаться на них как на источник права.

Если же они не поддерживаются государственной властью, то остаются на уровне бытовых норм поведения. Например, обычай на Кавказе, запрещенный официально, но фактически продолжающий существовать, или национальный обычай славян «обмывать» каждое значимое событие в семье или на работе, с которым также пока безуспешно борется закон.

Что такое правовой обычай: пример

Кстати, обратите внимание на то, что санкционирование правового обычая осуществляется в виде отсылки именно к нему, а не к его текстуальному закреплению в законе. Если же закрепление состоялось, то источником права становится не обычай, а нормативный акт, в котором он воспроизведен.

Как пример можно привести неписаный порядок, который в свое время был выработан в представительных органах власти: право открытия первого заседания новоизбранного парламента предоставлялось старейшему по возрасту депутату. В новой Конституции РФ (ч. 3 ст. 99) данный обычай получил правовое подтверждение и, соответственно, высшую законодательную силу.

Взаимодействие права и обычаев

Отдельно стоит рассмотреть отношения между и существующими в любом обществе обычаями. Как взаимодействуют законодательно закрепленные правила и народные обычаи, присущие отдельным социальным группам или слоям общества?

Чаще всего такие взаимоотношения сводятся к нескольким основным вариантам.

  • Полезные для государства и общества обычаи поддерживаются юридическими нормами и для их реализации создаются условия (уважительное отношение к старшим, забота о детях, приоритеты в имущественных отношениях и т. п.).
  • Юридические нормы периодически служат и для вытеснения вредных для общества обычаев, таких как, например, неумеренное потребление алкоголя или, у отдельных народностей, калым, кровная месть, выкуп невесты и некоторые нормы шариата. Существуют обычаи, связанные с расовой или религиозной нетерпимостью, которые естественно отсекаются государством.
  • В некоторых же случаях юридические нормы безразличны к обычаям, в основном, если они касаются межличностных отношений или бытового поведения.

Примеры законодательного закрепления народных обычаев

После того как обычай приобретает правовой характер и его соблюдение обеспечивается государственным механизмом контроля, он получает более устойчивое положение.

В качестве примера можно привести древние обычаи, характерные для общинного строя в российских деревнях. Они до начала 20 в. лежали в основе нормативно-правовых актов землепользования и земельных отношений. Все споры, возникавшие в процессе пользования наделом, решались на деревенском сельском сходе, а в суд обращались лишь в случаях, когда одна из сторон считала, что вынесенное решение несправедливо.

Принцип решения в суде таких, например, вопросов, как потрава посевов, перекос (нарушение межи во время косьбы), засев соседнего клина и др. в основном был продиктован именно обычаями возмещать нанесенный ущерб равным действием или определять ему цену: «ты засеял мою полосу, а я засею твою», «за урожай зерновых, собранный с самовольно засеянного клина - 8 копен хозяину, а 8,5 - за работу».

Взаимоотношение гражданского и обычного права в России

Правда, в судебной практике Российской Федерации в наше время редко применяются ссылки на так как до сих пор еще не сложилась окончательно и не просуществовала достаточное время стабильная правовая система, а общественное сознание продолжает меняться, что мешает созданию системы устоявшихся обычаев, которые могут быть источником права.

Зато в стране интенсивно развивается практика заключения гражданско-правовых договоров, основанных на соблюдении обычных норм, практикуется также и формирование подобным образом корпоративных кодексов. Обычай - это источник права, который применим в первую очередь в области так как там участники правовых отношений имеют определенную свободу выбора.

Что такое обычаи делового оборота?

Как уже было сказано выше, правовой обычай получил возможность наиболее широкого распространения в гражданском праве. Гражданский Кодекс РФ определяет, что обычай делового оборота - это устоявшееся правило поведения, повсеместно применяющееся в той или иной области предпринимательской деятельности, не предусмотренное законодательно и вне зависимости от того, фиксировалось ли оно в каком-то документе или нет.

Например, каждый понедельник на предприятиях в России принято проводить планерки, проезд в маршрутном такси в большинстве городов страны оплачивают сразу при входе, а в Иркутске, наоборот - при выходе или во время переговоров, проходящих в кафе или ресторане, если это не оговаривается дополнительно, дамы за себя не платят. К таким обычаям можно отнести и рукопожатие, подкрепляющее итог какой-либо договоренности и юридическую силу, которая есть у расписки, заверенной лишь подписью и т. п.

Развитие предпринимательства явилось толчком для возникновения новых правил в ведении бизнеса и обычаев делового оборота. Они дополняют имеющиеся законодательные акты в тех случаях, когда последние не могут полностью удовлетворить потребности какой-либо сфер деловых отношений. Так, в упоминается, например, что выполнение обязательств должно в точности соответствовать требованиям закона или правовых актов, а в случае отсутствия таковых - обычаям делового оборота. Аналогичную ссылку имеет и ст. 82, содержащаяся в Таможенном кодексе РФ.

Как сосуществуют многонациональные обычаи в России?

Народы, населяющие Россию, представляют собой множество этнических групп, имеющих разную культуру, традиции и обычаи. Это положение на протяжении всей истории государства диктовало потребность учитывать и национальный фактор при правовом регулировании.

В разное время отношение государства к возможности применения норм обычаев было разным: от следования принципу свободного развития национальных меньшинств до определения уголовной ответственности за принятие решений, исходящих из обычаев коренного населения.

Но в России, независимо от официальной позиции, всегда существовали традиционные правовые системы, создавая временами ситуацию двойного регулирования. Кстати, она сохранилась и до нынешнего времени, правда, перейдя на новый уровень взаимодействия между позитивным (государственным) и традиционным правом.

Заключение

Как видно из сказанного выше, обычай - это стереотип поведения, который может оказаться и источником права. Обычаи видоизменяются: часть из них привносится социальной практикой, некоторые - навязываются определенными слоями общества, некоторые - устаревают и отпадают.

Обычаи выступают в роли нормы, дополняющей закон, а также указателей должного и возможного в жизни каждого члена общества, они создаются людьми, и применение их способствует подъему уровня правовой культуры, а также накоплению опыта отношений между гражданами государства, стремящегося к установлению всесторонней демократии.


Обычаи - такие социальные нормы, которые формируются в обществе стихийно в результате длительного, многократного повторения определенных действий, и в силу этого становятся привычными, обязательными в жизни людей. Обычай, таким образом, закрепляет то, что сложилось в результате длительной социальной практики, т.е. результаты общественного опыта. Действия, поступки, которые в определенной социальной среде многократно повторяются, становятся обычаями (общими правилами) тогда, когда они одобряются и разделяются всей социальной группой или ее большинством.
Обычаи не требуют внешней обособленной силы для обеспечения их выполнения, поскольку являются привычными правилами поведения, которые выполняются автоматически, в силу того что люди привыкли поступать подобным образом. В ранние периоды развития человеческого общества обычаи выступали главным регулятором социальной жизни. Обычай, санкционированный государством, долгое время был одной из важнейших форм существования правовых норм.
Характерной особенностью обычаев является то, что они не образуют стройной системы правил, не взаимосвязаны друг с другом и регулируют лишь отдельные отношения между людьми, вошедшие в привычку.
К обычаям тесно примыкают традиции, которые в меньшей степени связаны с привычкой и представляют собой более обобщенные нормы поведения людей. Они выражают стремление людей продолжать, сохранять формы поведения, передаваемые предшествующими поколениями (традиции отмечать юбилейные даты, рождение ребенка, обряды бракосочетаний и т.п.).
Правовые нормы находятся в определенном взаимодействии с обычаями. С одной стороны, прогрессивные обычаи способствуют выработке устойчивого правопослушного поведения, поскольку в представлении большинства членов общества всякое противо- нравное и особенно преступное поведение воспринимается не как обычное. Как обычное воспринимается поведение, соответствующее правовым требованиям, что существенно влияет на повышение уровня правосознания и правовой культуры населения. А это оказывает положительное воздействие на укрепление законности и правопорядка.
В свою очередь и право оказывает влияние на обычаи. Но ню влияние зависит от характера последних. В некоторых случаях государство придает обычаям юридическое значение и они приобретают форму правового обычая, т.е. правовой нормы.
Прогрессивные, передовые обычаи и традиции правом поддерживаются и поощряются (при бракосочетаниях, празднованиях юбилеев, достижений в какой-то сфере деятельности и т.д.). Однако нередко в обычаях отражаются определенные предрассудки, элементы нигилистического отношения к праву, национальные противоречия, исторически сложившееся неравенство мужчины и женщины и др. Право конкурирует с такими обычаями, нейтрализует и вытесняет их.

Еще по теме Право и обычаи:

  1. 8.5. Право в системе социального регулирования. Взаимодействие права с моралью, обычаями, традициямии другими регуляторами



Top