Общество русской культуры татарстана. Глава Общества русской культуры РТ: «Русский мусульманин – странное явление

Г.Пронин

Зачем и кому в Казани нужен "Дом русской культуры"?

В одной из книг Владимира Солоухина есть такой рассказ-притча. В зоопарк привезли медведя и отвели ему большую клетку. Но медведю что-то не нравилось. Несколько дней он не находил себе места и в конце концов заболел. Тогда ему расширили клетку, но это не помогло. Наконец, один умный администратор догадался построить медведю внутри большой клетки маленький домик. Медведь тут же спрятался в него, отлежался несколько часов и выздоровел. После этого вылез к людям, чтобы забавлять их.

Человеку нужен не просто дом, а родной дом. Дом своего языка, своей культуры, своей традиции. Психическое состояние человека, его душевный настрой бывают важнее всего. Важнее физического здоровья, важнее материального благосостояния. Люди готовы терпеть любые лишения, когда осталась вера в справедливость и когда у них есть родная культура. В ней, в родной культуре, в родном языке, в родном доме человек находит свое утешение. С ними отводит он свою душу.

"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне надежда и опора - великий, могучий русский язык", - сказал классик, будучи за границей.

Все сказанное относится ко всем нациям и ко всем временам, но особенно тяжело тем, кто, имея за плечами богатую культуру, видит, что будучи на своей родине он начинает терять эту свою культуру, свою идентичность. Ёто происходит, с одной стороны, потому что деньги стали править миром, а культуру свели к массовым гуляниям по большим праздникам; с другой стороны, потому что одна нация, ставшая "титульной" недооценивает самочувствия другой не менее крупной нации, каждый день теряющей свои позиции на родной земле. А это ведет к нарастанию напряженности в обществе.

Спасти положение может только взаимное уважение людей разных национальностей, понимание не только материальных, и даже не столько материальных, сколько духовных потребностей народов. Ёта потребность в родной культуре возникает не три раза в год (Новый год, Сабантуй и День республики), а ежедневно. И нуждаемся мы не столько в массовых "интернациональных" гуляньях, сколько в небольших, может быть, камерных, но постоянных, систематических праздниках души, связанных с близкой нам родной культурой. Наш великий земляк Лев Толстой говорил, что человеку ежедневно нужно четыре вещи: физический труд, умственный труд, творчество и культурное общение. Ежедневно! Как и еда и питьё. Но если поесть и попить можно и в одиночестве, то культурно общаться возможно только в специально устроенных для этого местах.

Существующие дома и дворцы культуры, оставшиеся с советских времен, изжили себя и естественно погибают. Слишком большие залы используются редко и неэффективно, а отопление и другие коммунальные услуги стоят дорого. Другие помещения дворца сдаются в аренду, в фойе и коридорах не протолкнешся из-за бойкой торговли. Какая тут культура!

Культура требует сосредоточенности, внимания, сопереживания, сотворчества. И не столько в больших залах, сколько в тесном кругу понимающих и внимающих друг другу людей. Не случайно самыми эффективными формами культурных объединений в Казани стали, например, возникшие по собственной инициативе литературные, поэтические и художественные объединения, различные клубы и кружки при музеях города, там где есть возможность и где их пускают.

Например, при музее, а точнее, при Картинной галерее Константина Васильева уже много лет работают несколько клубов: поэзии, философии, киноклуб. Проводятся различные выставки, концерты, презентации книг, картин, документальных фильмов. И многое другое. И всё в одном зале, вместе с картинами, днём мешая посетителям выставки, вечером требуя дополнительной охраны и обслуживания силами тех же сотрудников музея с мизерной зарплатой, которые уже отработали свой 8-часовой рабочий день. А проводить, например, регулярные репетиции народных ансамблей песни и пляски в музее уже нет никакой возможности. Нет и средств на костюмы, на музыкальные инструменты и т.д. В таких условиях и на одном энтузиазме культуру не сохранить.

Другая основополагающая идея состоит в том, что настоящая культура конкретна, то есть принадлежит конкретному народу, живущему в конкретной местности и сохраняющему свои конкретные традиции. Как сказал наш великий художник Иван Иванович Шишкин "Пейзаж должен быть не только национальным, но и местным". И мировое интернациональное значение приобретают именно те произведения искусства и культуры, которые имеют конкретную национальную форму и конкретное национальное и даже местное содержание. При этом они могут отражать на своем местном языке и в местных формах общечеловеческие или сверхчеловеческие, и даже божественные ценности. Культура по всей своей природе национальна. И наша задача беречь именно национальные и местные особенности культуры во всех её проявлениях, и, прежде всего, в искусстве. Нельзя делать винегрет из разных культур, как и из религий. Хотя в метафизическом плане у всех культур и религий есть общий первоисточник, но законом любого проявления в нашем человеческом мире является многообразие, цветущая сложность культур и цивилизаций. Отдельные заимствования возможны и где-то неизбежны, но взаимопроникновение культур, попытки образовать какую-то общечеловеческую интернациональную культуру - это конец культуры, это самая вредная и бескультурная идея. Нельзя спеть один куплет в пентатонике, а другой - в двенадцатитоновой системе, разве только для юмора. Странно было бы на украинском рушнике вышивать шамаили, или на мечети ставить семисвечник вместо полумесяца. Нелепо выглядела бы северная ёлочка на южном степном пейзаже, или русский танец в исполнении полуголых африканцев. Нельзя путать стили. Нельзя разрушать традиции.

Совсем другой вопрос - дружба народов. Надо просто различать: когда решаются государственные или общественные вопросы, то все собираются вместе за общим круглым столом, независимо от национальности, культурных традиций и вероисповедания. А когда наступает время молитвы, то каждый идет в свою церковь, или мечеть, или синагогу.

С культурой несколько сложнее. Когда наступает время отвести душу, то каждый выбирает тот коллектив, в котором он может утолить жажду своих культурных потребностей. Ёто может быть человек любой национальности, в том числе смешанной, но культура, в которой он воспитан, и в которую его влечет душа, имеет обязательно национальный и конкретно-местный характер. Иначе это не культура, а эрзац, псевдокультура. К сожалению, многие не чувствуют разницы. Оторвались от своих корней, сбиты с толку советским интернациональным соцреализмом или уже порабощены надвигающимся с Запада постмодернизмом.

В современных условиях требуется новая концепция народных культурных учреждений. Современные дома культуры надо строить по следующим принципам.

  1. Дом культуры должен быть национальным, этническим, ибо, как уже было выше сказано, культура по своей сути национальна и базируется на национальных и религиозных традициях конкретного народа.
  2. Вместо больших залов, столь же огромных фойе и коридоров, как например, в ДК имени Ленина, лучше устроить небольшой дом культуры на пять-десять небольших комнат для занятий клубов по интересам, для библиотеки, фонотеки, и пару небольших залов для репетиций и камерных концертов, а также для занятий национальными видами спорта.
  3. Современные дома культуры должны быть комплексными культурно-спортивными национальными организациями.
  4. Вместо редких массовых мероприятий для пассивных зрителей (для которых устаиваются сабантуи и каравоны) в таких домах культуры надо создавать небольшие, но разнообразные коллективы действительно активных, работающих на культуру людей. Ёто, например, кружки хорового пения, танца, народного театра, народных промыслов (рисования, вышивания, плетения, резьбы по дереву и т.п.).

Ведь настоящая культура это не просто изучение и наблюдение. Культура это прежде всего созидание. Ёто личное участие людей в творческом жизненном процессе. Для чего и нужен дом культуры. В советское время это хорошо понимали. Только вот культура была какая-то зарегламентированная. Социалистическая по содержанию и национальная по форме на самом деле культура чаще всего выглядела серой безвкусицей.

Идея клубов и кружков по интересам вроде бы не новая, но есть существенные отличия от старых организационных форм.

Во-первых, массовость здесь создается не за счет разового скопления народа из пассивных наблюдателей, а за счет разнообразия постоянно действующих, но активных творческих личностей.

Во-вторых, такие дома культуры строятся по национальному признаку, ибо настоящая культура национальна не только по форме, а и по содержанию. Другой вопрос, что по источнику вдохновения культура может быть высокодуховной или массовой, обывательской, профанной.

В-третьих, именно в небольших коллективах создаются условия для восстановления глубинных национальных корней культуры и духовности, что совершенно уничтожается в толпе случайно собравшихся разнокультурных народов.

Конечно, есть общенародные праздники, где звучат песни разных национальностей: День Победы, День России, День Республики. Ёто совсем другое. Ёто тоже святое. Но как сохранить традиционную национальную культуру и религию каждого народа России, наше главное богатство, во всём его многообразии! Задача посложнее, но и важнее для души, которую нам нельзя потерять. Не хлебом единым жив человек.

Не все это остро чувствуют. Многие заняты добыванием хлеба насущного, отложив "душу" на потом. Но по вечерам, уткнувшись в телевизор, в сплошную чернуху и рекламу, они еще более ясно ощущают, что потеряли не только свое благосостояние, но и свою культуру, свою веру. А это невосполнимо и незаменимо никакими телевизионными боевиками и никакими городскими массовыми зрелищами. Культура сохраняется и развивается в тиши музеев и библиотек, в благоговейном внимании в театрах и в концертных залах, воспитывается в школах и институтах, создаётся в профессиональных творческих мастерских и, наконец, в народных домах культуры. Без этого последнего звена вся цепь традиции и культуры разорвётся.

Русской культуре в Советском Союзе особенно не везло. Ради абстрактной идеи интернационализма, в угоду которому культура была оторвана от своих национальных корней, все русское было фактически запрещено. Другие национальные культуры пострадали меньше, потому что надо было как-то поддерживать дружбу народов. А русские вытерпят, потому что их много и это якобы придает им величия. Но это нас и губило. Ибо не количество народа, а качество нашего этнического самосознания и культуры, сознание своей идентичности сохраняет нацию. Не спасало и то, что государственным языком в СССР был русский. Ведь на нём можно было говорить, читать и думать только в идеологически выдержанных современных штампах. Всё действительно русское, национальное, традиционное было просто недоступно. Многих русских писателей, например, даже классиков, просто не печатали. Других давали избранно. Даже Льва Толстого, "зеркало русской революции", мы толком не знали, не говоря о Достоевском, Бунине и др.

Вот и сейчас в школах преподают какую-то усреднённую интернациональную культуру, хотя и на русском языке. Всего понемножку от каждой культуры, в переводе на русский. И ничего серьёзного и глубокого. То же и в средствах массовой информации, и то же - в домах культуры.

Так зачем и кому же нужен "Дом русской культуры" в Казани?

Прежде всего, конечно, русским по культуре. Во-вторых, тем кто понимает, что настоящая культура всегда национальна, и что это самое дорогое, что у нас есть. Не спорт, не экономика, а именно культура и духовность - вот главное богатство народов России. Дом русской культуры нужен всем культурным народам Татарстана. Ёто будет образец и для других народов нашей республики и для России в целом, как сохранять свою национальную культуру и, тем самым, сохранять уважение дружбу между народами.

Республика Татарстан была начинателем многих инициатив, ставших образцом для других регионов России, в том числе в решении национальных вопросов. Однако, окончательное решение этих вопросов невозможно без создания правильных условий для возрождения и развития культуры. Такими правильными условиями было бы создание национально-культурных автономий и национальных домов культуры.

"Русскому дому" быть!

Боль русских в России об утрате своей идентичности, о фактическом разделении народа с распадом СССР, о невозможности национального воспитания не фикция, а проблема требующая пристального осмысления и скорейшего решения.

Убежден, что роль и место русского народа в российской действительности находится не на должном уровне, хотя эта нация является государствообразующей и составляет 80% населения страны.

Вопрос о необходимости создания в Татарстане центра русской культуры стоял на протяжении всего постсоветского периода. За это десятилетие на территории Татарстана появилось много национальных культурных центров: от еврейской общины до немецкого дома, многочисленные татарские национально-культурные организации. Русские же в Татарстане не могут найти себе места для выражения своих духовных потребностей. Немногие фольклорные коллективы находят себе пристанище в порой необорудованных помещениях, праздник в их души приходит лишь раз в год на фольклорном фестивале. Сложившаяся ситуация и узость подхода к проблеме приводит к тому, что русскую культуру в настоящий момент олицетворяют с частушками, матрешками и ложками. На центр русской культуры возлагаются такие обязанности как разработка научно-методической программы по возрождению и развитию всего спектра русской культуры от национального воспитания в школе и дошкольных учреждениях до развития национально-спортивных и патриотических секций. По данной проблематике в настоящее время уже работают ученые мужи нашего города. Не следует забывать о необходимости поддержки народно-художественных промыслов.

Особо отмечаю, что указанные действия ни в коей мере не направлены на ущемление культурных прав других национальностей. Русский народ был и остается становым хребтом России и оттого будет ли у него хорошее самочувствие, зависит состояние российского общества в целом. Смею вас заверить, что работа по образованию центра русской культуры в Татарстане "Русский дом" будет вестись вплоть до появления оного, и на страницах данного издания будет подробнейшим образом освещаться ход борьбы за "Русский дом".

Первый шаг в деле создания центра русской культуры "Русский Дом" был сделан 27 ноября 2002 года на встрече Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева с представителями Общества русской культуры города Казани и Казанского отделения Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования. Встреча была посвящена проблемам национально-культурного развития русского населения в Республике Татарстан и путям их решения.

Донской К.В.

Протокол встречи M. Ш.Шаймиева с представителями Общества русской культуры города Казани и Казанского отделения Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования

ПРОТОКОЛ встречи Президента Республики Татарстан M. Ш.Шаймиева с представителями Общества русской культуры города Казани и Казанского отделения Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования

Казань, Кремль

Присутствовали: М.Ш.Шаймиев, Ё.С.Губайдуллин, З.Р.Валеева, В.А.Швецов, А.И.Демидов, В.Н.Липужина, С.Г.Дьяконов, Р.С.Хакимов, Б.Х.Зиннуров, И.В.Терентьева, А.Р.Зарипов, М.Х.Хасанов, И.Г.Тарханов, Р.А.Набиев, А.М.Сибагатуллин, И.Р.Гафуров, В.М.Козлов, Н.Г.Магдеев, ЛЛ.Нагуманова, М.А.Гадыльшин, Г.Е.Емельянов, МЛ.Айтуганова, Ф.Г.Галимуллин, А.П.Григорьев, С.К.Джаксыбаев, ё.А.Зимаков, Е.В.Игнатьев, Н.П.Кузьмина, Е.А.Лисин, Р.А.Ратникова, А.Л.Салагаев, А.К.Смирнов, Н.Г.Хайруллин, Г.Г.Шамсутдинов, М.ё.Щеглов, Р.Р.ёсупов.

Повестка дня: проблемы национально-культурного развития русского населения в Республике Татарстан и пути их решения.

Выступили: М.Ш.Шаймиев, АЛ.Салагаев, ё.А.Зимаков, М.ё.Щеглов, З.Р.Валеева, Н.П.Кузьмина, А.П.Григорьев, Е.В.Игнатьев, А.К.Смирнов, Г.Е.Емельянов, Р.А.Набиев, А.И. Демидов, Л.Н.Нагуманова, С.К.Джаксыбаев.

  1. Совместно с Казанской епархией Русской Православной Церкви, русскими и славянскими национально- культурными общественными организациями и приходом Богоявленского собора г. Казани определить статус и форму использования колокольни (ул. Баумана, 78); разработать проект развития историко-архитектурного комплекса Богоявленского собора.
          Кабинет Министров РТ
          Администрация города Казани
          Министерство культуры РТ
          Совет по делам религий при
          Кабинете Министров РТ
          январь 2003 года
  2. Изучить состояние и подготовить отдельный перечень зданий и памятных мест города Казани, связанных с именем Ф.И.Шаляпина, осуществить комплекс мер по их консервации и реставрации, разработать экскурсионные маршруты по шаляпинским местам. Определить место для размещения музея Ф.И.Шаляпина, приурочив его открытие к празднованию 1000-летия Казани.
          Администрация города Казани
          Министерство культуры РТ


          Март 2003 года
          (открытие - февраль 2005 года)
  3. Образовать общественно-государственную комиссию по анализу и обобщению опыта преподавания в специализированных учебных заведениях с углублённым изучением русского языка, истории и культуры русского народа. На основании рекомендаций комиссии решить вопрос об открытии в Республике Татарстан подобного рода учебных заведений с соответствующим учебно-методическим обеспечением.
          Министерство образования РТ
          Май 2003 года
  4. Предусмотреть в сетках вещания государственных каналов телевидения и радио увеличение доли тематических передач, посвящённых проблемам и достижениям русской культуры в Республике Татарстан.
          ГТРК "Татарстан"
          Июнь 2003 года
  5. Разработать меры по повышению статуса и соответствующему финансовому обеспечению ежегодного республиканского фестиваля русских фольклорных коллективов "Каравон".
          Министерство культуры РТ
          Министерство финансов РТ
          Администрация Лаишевского района РТ
          Апрель 2003 года
  6. Рассмотреть проект концепции развития острова-града Свияжск. Активизировать работу по реализации федеральных и республиканских программ возрождения Свияжска. Совместно с представителями общественности разработать специальную программу по развитию туризма на острове. При участии местного самоуправления предусмотреть и ввести в действие комплекс зафиксированных в нормативно-правовой форме мер, которые обеспечивали бы реальную самоокупаемость туристических проектов, имеющих отношение к Свияжску.
          Кабинет Министров РТ
          Государственный Совет РТ
          Июль 2003 года
  7. Рассмотреть возможность создания Республиканского центра русской культуры "Русский дом".
          Кабинет Министров РТ
          Министерство культуры РТ
          январь 2003 года
  8. Решить вопрос о преобразовании Центра русского фольклора города Казани в Республиканский центр русского фольклора, с соответствующим финансовым и материально-техническим обеспечением.
          Министерство культуры РТ
          Министерство финансов РТ
          Администрация города Казани
          Февраль 2003 года
  9. Принять меры по урегулированию конфликтной ситуации, возникшей вокруг строительства православной часовни Святой Татьяны в городе Набережные Челны, предусмотрев возможность возведения на территории Парка Победы мусульманского культового объекта.
          Администрация города Набережные Челны
          Совет по делам религий при
          Кабинете Министров РТ
          Февраль 2003 года
  10. Провести в запланированные сроки реставрационные работы в храме-памятнике Нерукотворного образа Христа Спасителя на реке Казанка.
          Министерство культуры РТ
          Министерство строительства, архитектуры
          и жилищно-коммунального хозяйства РТ
          Администрация города Казани
          Октябрь 2004 года
  11. Совершенствовать формы взаимодействия органов государственной власти и управления Татарстана с общественными объединениями, представляющими интересы русского населения республики.
          Аппарат Президента РТ
          Кабинет Министров РТ Весь период

Контроль за исполнением принятых решений возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан З.Р.Валееву и доложить о проделанной работе в июле 2003 года.

Протокол подготовлен Отделом по связям с общественностью и межнациональным отношениям Аппарата Президента РТ

Исх.№ С-9 от 15.12.2002

Письмо премьер-министру РТ о "Русском доме"

Премьер-министру
Республики Татарстан
Минниханову Р.Н.

Протоколом встречи Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева с представителями Общества русской культуры г.Казани и Казанского отделения Международной славянской академии от 14 декабря 2002 г. пунктом 7 определено:

"Рассмотреть возможность создания Республиканского центра русской культуры "Русский дом" - Кабинет Министров РТ, Министерство культуры РТ, январь 2003 года".

В связи с этим направляем Вам наши предложения по концепции Русского дома и просим дать нам перечень зданий в центре г.Казани, подходящих для этих целей.

Концепция центра русской культуры "Русский дом"

Идея создания центра русской культуры в г.Казани возникла в период перестройки, когда было создано Общество русской культуры. Но в то время шла борьба за суверенитет, проходили демонстрации национальных экстремистов. Тогда было не до культуры. Хотя все же удалось создать Центр русского фольклора и Картинную галерею Константина Васильева. Сегодня, в более спокойной обстановке, появился реальный шанс дать новые возможности развитию русской культуры, в частности путем создания крупного русского национально-культурного центра в г.Казани.

Необходимость в таком очаге русской культуры вызвана следующими причинами:

  • острой потребностью русского населения РТ в углубленном изучении своей культуры и желанием участвовать в самодеятельном творчестве, сохранять и развивать русскую культуру;
  • возрастающим недовольством русского населения г.Казани, да и всей Республики Татарстан отсутствием места постоянного удовлетворения своих культурных потребностей;
  • отсутствием защиты русской культуры в РТ от засилья американской псевдокультуры не только по телевидению и кинотеатрах, но даже, например, в русском театре им.Качалова;
  • узостью подхода и формальным отношением некоторых чиновников к проблемам русской культуры, у которых все сводится к организации раз в году фольклорного праздника в г.Казани;
  • отсутствием серьезно проработанных методических материалов по поддержке и развитию русской культуры в регионе, и особенно в школьном воспитании; отсутствием школ с углубленным изучением русской культуры и духовности.
  • необходимостью постоянной, ежедневной поддержки всей полноты проявления русской культуры: частые песенные праздники, постоянные выставки русских художников, в том числе народных, самобытных; необходима систематическая помощь народным промыслам, народным видам борьбы и другим видам спорта, организация вечеров, связанных с памятными датами деятелей культуры, вечеров поэзии, классической музыки и т.д.

Основной целью центра русской культуры "Русский дом" является создание в г.Казани, а затем и во всей республике условий для постоянного, ежедневного получения доступа русского населения к сокровищницам своей культуры и духовности, возможности их участия в самодеятельном творчестве.

Второй задачей "Русского дома" будет методическое руководство и помощь в организации мероприятий по русской культуре в городе и республике.

Третья задача - организация крупных праздников русской культуры в г.Казани и в его окресностях.

Виды деятельности
  1. Сохранение и пропаганда различных проявлений традиций русской культуры в г.Казани, в Республике Татарстан.
  2. Создание и поддержка постоянно-действующих организованных и самодеятельных коллективов и индивидуалов (кружков, клубов, обществ, ансамблей, союзов, мастерских, частных предпринимателей и т.д.).
  3. Участие в организации массовых мероприятий в г.Казани и окрестностях, связанных с русской культурой (Свияжск, село Никольское и др.).
  4. Организация русских культурных мероприятий, в том числе по памятным датам.
  5. Собирание, реставрация и выставочная демонстрация памятников русской культуры, народных художественных промыслов, и прикладного искусства. Организация конкурсов, смотров.
  6. Создание библиотеки книг, архива фото-, фоно-, видео- документов русской культуры.
  7. Проведение научно-исследовательских работ, выполнение гумани-тарных проектов, направленных на повышение уровня образования и культуры.
  8. Организация обучения специалистов по русской культуре и связанных с ней областей.
  9. Проведение экскурсионных и туристических поездок по Республике, ознакомление с культурными и историческими памятниками Поволжья.
  10. Издание и реализация в стране и за рубежом своих газет, журналов, книг, брошюр, буклетов, открыток, календарей и др.
  11. Поиск и поощрение молодых талантов в области русской культуры.
  12. Поддержка национальных видов спорта, русских боевых искусств и традиций, пропаганда здорового образа жизни. Организация летних моло-дежных спортивных лагерей.
  13. Изготовление и продажа предметов народного прикладного искусства и сувениров.
  14. Организация и участие в выставках, аукционах, торговых ярмарках, в том числе во всероссийских и международных.
  15. Участие в создании в РТ других центров русской культуры, клубов, выставок, творческих и учебных организаций.
  16. Сотрудничество и взаимодействие с другими организациями и лицами по вопросам русской культуры в России и за рубежом.
  17. Создание интернет-сайта по вопросам русской культуры, лазерных дисков, аудио- и видео-фильмов.
  18. Организация помощи русским гимназиям во внедрении современных компьютерных технологий в образование и культуру.
  19. Организация различных консультационных услуг (культурных, экспертных, юридических).
Необходимое здание
  1. Один большой или 2-3 небольших выставочных зала для проведения постоянных и сменяемых выставок русских профессиональных и самодеятельных народных художников - 200 кв.м.
  2. Концертный зал для проведения еженедельных концертов, спевок и репетиций русской народной песни, классической музыки, романса - 200 кв.м.
  3. Спортивный зал для тренировок и показательных выступлений по русским национальным видам спорта - 200 кв.м.
  4. Небольшой зал-салон на 30-40 человек для проведения камерных поэтических и музыкальных вечеров, заседаний клубов и кружков по интересам - 50 кв.м.
  5. 3-4 комнаты для изготовления различных изделий народных промыслов - 3 х 33 = 100 кв.м.
  6. Костюмерная и уборная для артистов 2 х 20 = 40 кв.м.
  7. Научно-методический кабинет - 20 кв.м.
  8. Библиотека и фонотека по русской культуре - 40 кв.м.
  9. Два административных кабинета - 2 х 15 = 30 кв.м.
  10. Склад и хозяйственные помещения (мастерская) - 30 кв.м.
  11. Фойе и раздевалка для публики, туалеты, душевая - 50 кв.м.
  12. Буфет - 20 кв.м.

Общая площадь здания - 980 кв.м. (1000 кв.м.)
Зданиям с такими условиями удовлетворяют здания типа дворцов культуры или дворцов пионеров.
Аренда такого здания обошлась бы приблизительно в:

    1000 кв.м. х 200 руб. = 200 тыс.руб. в месяц.
Коммунальные услуги примерно ещё 50 тыс.руб. в месяц.

Итого на здание, если оно будет арендовано, необходимо финансирование со стороны государства: 250 тыс.руб. в месяц или 3 млн.руб. в год.

Если будут только коммунальные услуги (без арендной платы), то здание обойдется в 50 тыс.руб. в месяц или 600 тыс. руб. в год.

Письмо премьер-министру РТ о "Русском доме" № 2

Председателю Кабинета Министров
Республики Татарстан
Р.Н. Минниханову

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Общество русской культуры и другие общественные организации г. Казани, вышедшие с предложением о создании Республиканского центра русской культуры, не могут согласиться с предложениями Администрации г. Казани на размещение "Русского дома" в отселенном ветхом жилье. Тем более, что наши общественные организации не имеют денежных средств для финансирования реконструкции ветхих зданий.

Русское население составляет значительную долю налогоплательщиков РТ и в настоящее время не имеет ни одного русского культурного учреждения. Поэтому наши организации, выражающие интересы русского населения РТ, считают вопрос выделения здания для размещения "Русского дома" и его финансирования, безусловно, компетенцией Кабинета Министров РТ (что также отражено в протоколе встречи с Президентом РТ от 14 декабря 2002 г.).

Прошу рассмотреть вопрос по существу и дать конкретный ответ, не пересылая наш вопрос на нижестоящие уровни.

Справка

о выполнении пункта 7 "Протокола встречи Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева с представителями Общества русской культуры города Казани и Казанского отделения Международной славянской академии наук, искусства и образования" от 14 декабря 2002 г.

о создании Республиканского центра русской культуры "Русский дом"

- Кабинет Министров РТ, Министерство культуры РТ, январь 2003 г.

Общество русской культуры г.Казани вместе с другими русскими и славянскими центрами культуры РТ разработали концепцию Республиканского центра русской культуры "Русский дом" и с сопроводительным письмом направили Премьер-министру РТ Р.Н.Минниханову 29 января 2003 г.

Ответ был получен 5 марта 2003 г. от и.о. Зам. Главы администрации г.Казани А.А.Тутаевой о том, что "в настоящее время в муниципальной собственности г.Казани отсутствуют свободные помещения для размещения Центра" и предлагалось нам за свой счет (?) взяться за реконструкцию ветхого жилья, которое, как сказано в ответе "потребует вложения значительных финансовых средств".

Так как никаких финансовых средств, кроме выделяемых из АНКО РТ на редкие (1-2 раза в год) праздники у Общества русской культуры не имеется (постоянная работа Общества ведется на общественных началах, на энтузиазме), то 12 марта 2003 г. нами было направлено второе письмо Председателю Кабинета Министров РТ Р.Н.Минниханову, в котором мы сообщили, что не можем согласиться с предложениями Администрации г.Казани и считаем вопрос выделения здания для размещения "Русского дома" и его финансирования компетенцией не Администрации г.Казани, а Кабинета Министров РТ, как это и записано в протоколе встречи с Президентом РТ от 14 декабря 2002 г. Ответа до сих пор мы не получили. Неофициальные предложения Администрации г.Казани о выделении нам здания на окраинах города (в Соцгороде или в Дербышках) также не приемлемо. Таким образом, вопрос о создании "Русского дома" никак не решается из-за того, что он передан на более низкие уровни, не способные и не желающие его решить.

Приложения: ксерокопии двух наших писем в КМ РТ и одного ответа от Администрации г.Казани.

Глава «Общества русской культуры» в Татарстане Михаил Щеглов «пригласил» татар в «Русский мир», но сам не смог сформулировать, что это значит

В Казани прошел круглый стол, где обсуждали, куда входить татарам: в «российский» или в «русский» мир. Предложение Владимира Путина о создании закона о «российской нации» отвергли как сторонники русского, так и татарского движения, но поддержал муфтият Татарстана


Скорее живы, чем мертвы: российский автопром чувствует себя лучше в кризис

Лидеры отечественного автопрома чувствуют себя гораздо лучше в текущем году, нежели в прошлом. Об этом свидетельствуют результаты их деятельности. Компаниям удалось не только сохранить объемы выпуска своих автомобилей, но и существенно сократить убытки

Александр Жидких - Набережные Челны

Этот год стал настоящим испытанием для российских производителей автотехники как в легковом, так и в коммерческом сегменте. Правда, три кита, на которых в основном и держится сегодня отечественный автопром - «Автоваз», группа «Газ» и «Камаз», - по-разному прошли 3/4 пути 2016-го.

Группа «Газ» пока обнародовала результаты своей деятельности за первое полугодие. Как сообщает аналитическое агентство «Автостат» , за шесть месяцев холдинг увеличил выручку по МСФО на 11%, до 58,3 млрд рублей. Улучшение достигнуто за счет роста дивизиона «Автобусы» (на 34%), дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» (на 12%) и дивизиона «Силовые агрегаты» (на 9%), в том числе за счет роста объемов реализации новых продуктов, передает пресс-служба группы «Газ».

Высокие продажи обеспечили автомобили «Газель Next» - рост 45% по сравнению с прошлым годом. «Газ» реализовал свыше 8 600 автомобилей. В тренде автомобили «Газон Next» - их продажи выросли на 38%, до 2500 единиц. Благодаря расширению линейки группа увеличила долю в основных сегментах российского рынка: в сегменте фургонов - с 26% до 31%, в сегменте среднетоннажников - с 68% до 73%, автобусов среднего класса - с 85% до 88%.

«Результат, который мы получили на операционном уровне без учета создания резервов, подтверждает, что наша антикризисная стратегия работает, а производственный, технологический, инженерный потенциал компании позволяет сохранять конкурентоспособность наших предприятий в тяжелых экономических условиях», - сообщил «Автостату» президент «Газа» Вадим Сорокин .

Вадим Сорокин

При этом он добавил, что компания, несмотря на кризис, продолжает работу по выполнению инвестиционного плана, выводя на рынок новые продукты. Из новинок, которые вышли в текущем году, - новый микроавтобус «Газель Next», автобус нового поколения «Вектор Next», низкопольный автобус среднего класса производства Ликинского автобусного завода, газовый двигатель Ярославского моторного завода и топливная аппаратура «Евро-5».

«Автоваз»

Лучше, чем в прошлом году, чувствует себя «Автоваз». В сводном отчете компании по итогам деятельности за девять месяцев 2016 года говорится, что доля Lada на российском рынке легковых автомобилей составила 19,9% против 18,1% годом ранее. Продажи показали результат в 189 852 автомобиля, что на 6,7% ниже аналогичного периода 2015 года. При этом весь рынок сократился на 15,1%.

Как сообщает пресс-служба «Автоваза» , выручка компании достигла 130,5 млрд рублей. Ее объем, несмотря на дальнейшее снижение рынка, остался практически на уровне 2015 года (-0,6% к аналогичному периоду). Убыток от основной деятельности до обесценения составил 12,1 млрд рублей, что на 17% лучше аналогичного показателя прошлого года. Компания сократила операционный убыток в третьем квартале на 63% - с 9,35 млрд рублей в 2015 году до 3,5 млрд рублей в июле-сентябре 2016 года.

«Процесс финансового оздоровления компании ускоряется. Во втором квартале мы сконцентрировались на повышении кросс-функциональной эффективности. Результаты третьего квартала показывают первые позитивные тренды этой работы», - цитирует слова президента «Автоваза» Томаса Мора пресс-служба.

Исключение председателя Общества русской культуры Татарстана Александра Салагаева из Совета Ассамблеи народов Татарстана, произошедшее 16 ноября 2012 года на выездном совещании этого объединения этнических общин республики, получило разную реакцию общественности. Вместо известного в России и далеко за ее пределами казанского профессора, доктора наук, заведующего кафедрой социальной и политической конфликтологии в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, который в течение 19 лет возглавлял единственную национальную организацию русских в регионе, в Совет Ассамблеи народов Татарстана включили мало кому известного в Казани и в пределах республики председателя Нижнекамского общества русской культуры Василия Носова . Более того, чиновники Казанского Кремля недвусмысленно дают понять, что в их планах ликвидация Общества русской культуры Татарстана и создание новой, более лояльной региональной этнократии русской организации, 11 отделений которой уже создана в районах республики, о чем и объявил глава Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин, являющийся также спикером местного парламента.

Заведующий кафедрой политологии, социологии и менеджмента КНИТУ-КАИ, доктор политических наук Владимир Беляев заявил, что имя Носова он впервые слышит, и никто его не знает. « Выгоняя проблему на улицу, власти там с ней и встретятся, ведь власти и не собираются решать проблему, почему все в Татарии изучают в школах русский язык на 35-38% времени меньше, чем в других регионах», — считает казанский профессор, полагая, что именно борьба ОРК РТ за разрешение этнолингвистического конфликта в пользу добровольного выбора стандарта образования и послужила причиной исключение Александра Салагаева из Совета Ассамблеи народов Татарстана. По мнению политолога, « Татарстанскую Ассамблею народов, позволившую себе выкинуть русское общество на улицу, необходимо просто разогнать, как нагнетающую этнонациональные проблемы, как и соответствующий отдел по “национальным отношениям“ в аппарате Президента Татарстана распустить как некомпетентный».

Коллега Беляева политолог Глеб Прожилов склонен видеть корни ситуации « в сложившемся в Татарстане этнократическом режиме». « Говорить о пропорциональном представительстве русских в структурах республиканской власти уже не приходится. Соответственно, не приходится говорить и о защите их национальных интересов», — констатирует эксперт. По его мнению, новая русская организация, создаваемая региональными властями, вряд ли будет даже заикаться « об участии русских в политической жизни Татарстана». « Хотя лишь это способно изменить эту дискриминационную ситуацию», — уверен политолог.

Заместитель председателя регионального отделения партии « Российский общенародный союз» Витольд Филиппов резко осудил подобную политику: « Я в категорично негативной форме отношусь к попытке Казанского Кремля создать лояльную марионеточную структуру, которая фиктивно будет заниматься проблемами русских в Татарстане». Молодой политик считает, что « новая подконтрольная региональной этнократии организация будет деструктивным образом действовать против интересов русского народа». Позиция Казанского Кремля, уверен Филиппов, явно выражает его неспособность вести диалог и хоть как-то решать сложившиеся проблемы, а появление абсолютно лояльных региональной этнократии русских лишь усугубит ситуацию и может привести к радикализации протестных настроений в среде русского населения в республике и, в частности, городской молодежи, которой « надоело терпеть издевательскую дискриминационную политику правительства».

Сопредседатель Казанского гражданского союза Михаил Шаров видит проблему в том, что « Казанскому Кремлю очень мешают русские со своими проблемами, решение которых не вписывается во внутреннюю политику „независимого Татарстана“. « Региональным властям в этом плане логичней иметь „ручную“ организацию так называемых « русских», не видящих и не готовых решать проблемы русского и русскоязычного населения пока еще республики. Создание « ручной» организации позволит манипулировать общественным мнением русскоязычного населения даже за пределами региона, так как им непременно обеспечат медиа-поддержку, чтобы твердить, что « в Татарстане у русских нет никаких проблем», — отметил казанский общественник.

Критично отнеслась к новому курсу Казанского Кремля в « русском вопросе» и созданию « ручных» русских организаций и городская татарская интеллигенция.

« Региональной власти, стремящейся к формальной стабильности, нужен режим ручного управления общественными ресурсами и их предсказуемость. Это одна из особенностей политики Шаймиева, да и не только его — это законы самой природы власти», — считает лидер Общественного движения « Созидание» Айрат Шарипов . По его мнению, « власть, к сожалению, не умеет и не желает разговаривать с теми, кто проявляет несогласие с её политикой или какими-то её решениями и действиями». Общественник считает, что чиновники Татарстана выбрали другой путь — игнорировать несогласных и подтягивать к себе управляемых: « В краткосрочной перспективе это решает проблемы, в долгосрочной — создает новые: радикалы станут ещё более радикальными».

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов считает, что с русским национальным движением реализуется « кряшенский сценарий». « Создается абсолютно лояльная организация, во главе ее ставят местного олигарха соответствующей национальности, выделяются определенные бюджетные средства, например, на издание газеты или какое-то иное дело. Все это делается с одной целью - полную поддержку „мудрой политики мудрого хана“. Так сделали в 2002 году с кряшенами, поставив во главе специально созданной Общественной организации кряшен Татарстана главу ОАО « Холдинговая компания „Ак Барс“ Ивана Егорова, дали денег на издание кряшенской газеты « Туганайлар“ и т.п., требуя в ответ лояльность. Похоже, что такая же участь ждет русское национальное движение», — полагает Сулейманов.

Сам эксперт полагает, что Общество русской культуры развалят. Часть членов правления ОРК РТ (их 17 человек) перебежит в новую организацию, Василий Носов - фигура временная, чтобы пока отстранить Салагаева, поскольку созданы в 11 районах Татарстана русские организации, то к весне будут созданы таковые во всех 43 районах, после чего будет проведен учредительный съезд новой общереспубликанской организации в Казани, где изберут нового лидера из числа местной олигархии (среди экспертов пока звучат имена директора Национального банка Татарстана Евгения Богачева и главы КАМАЗа Сергея Когогина). Более того, региональные власти пойдут даже на определенные уступки: например, начнут издавать русскую национальную газету, на местном телеканале будет специальная передача о русской культуре и что-то в этом роде. Но и все. Справедливости ради, Раис Сулейманов высказал определенную критику в адрес Александра Салагаева: формальным поводом для Ассамблеи народов Татарстана, побудившем ее руководство исключить председателя ОРК из своего Совета, стало не проведение обязательных процедур для любой этнической общины, входящей в эту организацию: ежегодного отчетно-выборного собрания (из-за чего ОРК исключили из Единого государственного реестра юридических лиц), открытия банковского счета и т.п. « Все-таки если бы были выполнены эти несложные, но неизбежно необходимые для любой организации мероприятия, то это затруднило бы по этой причине исключить Александра Салагаева, а пока чиновники смело могут указывать на плохие менеджерские качества председателя ОРК как руководителя», — резюмировал эксперт.

Зато новый курс Казанского Кремля в « русском вопросе» полностью поддержали татарские национал-сепаратисты. Председатель набережночелнинского отделения Татарского общественного центра Рафис Кашапов (в прошлом условно судимый за разжигание ненависти по национальному признаку, а точнее за русофобию) считает, что Общество русской культуры - « русско-шовинистическая организация, можно сказать, даже русско-фашистская структура». « Я бы понял их, если бы они боролись за татарский университет, за латинскую графику, за открытие татарских гимназий и школ. Однако в последние годы они будоражат Татарстан своими акциями и мероприятиями, кушая татарский хлеб», — считает лидер татарских сепаратистов в Набережных Челнах. Кашапов посоветовал русским республики, съездить « за пределы Татарстана и Башкортостана, чтобы посмотреть как живут русские России в нищете и в развалинах, чтобы они бы радовались, что благополучно живут в Татарстане под предводительством мудрых руководителей Татарстана».

Ему вторит председатель Союза татарской молодежи « Азатлык» Наиль Набиуллин , известный организатор митингов и пикетов, где главными были плакаты « Чемодан, вокзал, Россия!», « Русские! В Рязани очень хорошо», « Татарстан - это не Россия!». « Деятельность Общества русской культуры Татарстана является угрозой стабильности республики и может послужить причиной для появления плохих межнациональных отношений, а также направлена на подрыв конституционного строя Татарстана, чтобы своим вечным „нытьем и жалобами“ в Москву о « притеснении русских“ в Татарстане, заставить федеральный центр или дать повод ему ликвидировать республику», — считает лидер « азатлыковцев». « Поэтому-то Общество русской культуры Татарстана необходимо незамедлительно ликвидировать», — заявил Набиуллин, добавив, что « у русских в Татарстане нет никаких проблем, и поэтому в существовании псевдонациональных, политических, вечно „ноющих“ организаций, делающих из мухи слона, в виде нынешнего ОРК, нет смысла». В то же время лидер « Азатлыка» поддержал инициативы Казанского Кремля: « Создание новой организации, которая будет заниматься чисто культурными вопросами, я полностью одобряю!»

Стоит отметить, что Общество русской культуры Татарстана было образовано 1 июня 1993 года вначале как Общество русской культуры г.Казани, впоследствии преобразованная как республиканская организация. В октябре 1993 года ОРК вошло в состав Ассоциации национально-культурных обществ Республики Татарстан (предшественница Ассамблеи народов Татарстана). Тем самым, она стала единственной русской национальной организацией, признаваемой местными властями в качестве таковой. В 1999 году Общество русской культуры публично отказалось от участия в праздновании « Дня суверенитета Татарстана» (так в 1990-е годы назывался нынешний праздник « День Республики Татарстан», отмечаемый ежегодно 30 августа) и впредь всегда воздерживалось от организации этого мероприятия.

От редакции "Русской Башкирии". Ситуация в Татарстане ухудшается еще быстрее чем мы предполагали. Судите сами - Общество русской культуры создавалось в откровенно смутный период конца 1980-х - начала 90-х годов отмеченный "парадом суверенитетов", митингами этносепаратистов, бойкотом официальной Казани общероссийских выборов и референдума. Тем не менее даже на тот момент власти Татарстана понимали всю бессмысленность попыток полностью заглушить позицию русских организаций. В трагические дни октября 1993 года руководители ОРК подали заявление о вступлении в Ассоциацию Национальных Культурных Обществ РТ, в мероприятиях которой русские активно участвовали вплоть до последних событий. Теперь этого права их пытаются лишить. И это в условиях роста влияния исламистов, вот кто мечтает опустить регион в архаику, для чего необходим отъезд русского населения из республики, как это уже произошло и происходит до сих пор на Кавказе.

По словам Александра Леонидовича Салагаева представители ОРК сдали отчет в Управление юстиции, и оно никаких претензий не имеет. Вопрос возник из-за непредоставления нулевого баланса в налоговую службу. На этом основании ФНС исключила организацию из ЕГРЮЛ, а затем сняли с государственной регистрации. Хотя по закону "Об общественных объединениях" снять с регистрации может только Управление юстиции и через суд. Множество общественных организаций не сдают отчеты в налоговую и их не исключают годами, поскольку хозяйственная деятельность не является для общественных объединений основной. Исключение произошло 10 сентября 2012 и позднее этим воспользовалось Управление по внутренней политике Аппарата Президента РТ (нач. А. Терентьев). Они созвали внеочередную конференцию Ассамблеи народов Татарстана и нас исключили. Тем самым закрыли доступ в Дом дружбы народов. Все это расправа за организацию компании за русский язык, и его преподавание на уровне федеральных стандартов! ОРК планирует обратиться в Арбитражный суд, и сейчас нам всем нужно чтобы общество знало о том что происходит.

Председателю Правительства РФ ,

Кандидату в Президенты России

В.В . Путину

Уважаемый Владимир Владимирович !

Почти десять лет назад в августе 2002 года при посещении Республики Татарстан Вы задали вопрос : «А легко ли русским в Татарстане ? »

Целое десятилетие ни Вы , ни люди из Вашего окружения при неоднократных посещениях Татарстана не нашли возможности встретиться с русской общественностью , чтобы получить ответ на этот вопрос !

Теперь послушайте , легко ли живется русским в Татарстане :

Общество русской культуры РТ неоднократно обращалось в различные инстанции , в том числе и к Вам, Владимир Владимирович с просьбой решить проблему преподавания русского языка в школах республики , у нас он преподается в урезанном объеме и как неродной ! Все письма переправлялись в Министерство образования и науки РТ откуда мы получали стандартные отписки .

Русская общественность неоднократно обращалась к руководству республики с просьбой создать в Казани Русский этнокультурный центр («Русский дом»). К чести первого президента РТ М. Шаймиева , который дважды встречался с Правлением Общества русской культуры , им было дано поручение проработать этот вопрос . Однако со сменой власти , вопрос о Русском доме окончательно похоронен . Президент Р. Минниханов , выезжая за рубеж , постоянно встречается с представителями татарских диаспор , оказывает им материальную и иную помощь . В частности , после встречи в Киеве в мае 2010 года было принято решение о приобретении на средства Республики Татарстан отдельного здания в центре столицы Украины . Позднее в этом здании был открыт национально-культурный центр . В то же время , он не нашел возможности встретиться с русской общественностью и решить вопрос по Русскому дому в Казани !

В Казани свои особняки имеют Всемирный конгресс татар , Татарский общественный центр , там же располагается радикальная молодежная организация «Азатлык ». Нам же выделена комната 10 кв . метров в Доме дружбы народов , а пользование другими помещениями зависит от указаний Управления по внутренней политике Аппарата Президента РТ : могут разрешить , а могут не пущать !

На протяжении десяти лет не передается , несмотря на обращения общественности и настоятеля о. Олега (Соколова ) Богоявленского храма , здание колокольни . Таких примеров можно приводить множество .

В данной ситуации властям проще объявить нас «экстремистами », чем решать наши вопросы !

Владимир Владимирович , мы внимательно следим за Вашими выступлениями по национальному вопросу . В течение двенадцати лет Вы избегали произносить слово «русский », включая нас в состав «россиян ». В последней статье по национальному вопросу Вы признали , что русские являются в России государствообразующим народом . Но в условиях сложившейся уродливо-ассиметричной этнофедерации республики получают все, а население центральных областей России - ничего . Хребет России истончается и это становится проблемой национальной безопасности России .

То , что русские являются государствообразующим этносом - это половинчатое признание , русские - это прежде всего этнос , со своей культурой мирового уровня и своими этнокультурными потребностями , которые не получают удовлетворения в федеральных и особенно республиканских СМИ. Мы , русские в республиках , фактически являемся заложниками антирусской политики федерального центра .

Сейчас идет Ваша предвыборная кампания , и Вы назначили четырех доверенных лица из Татарстана , но в списке нет ни одной русской фамилии ! Неужели Вы не доверяете никому из полуторамиллионного русского населения Татарстана ?

Возникает естественный вопрос , будут ли русские Татарстана в такой ситуации голосовать за Вашу кандидатуру на пост Президента Российской Федерации на ближайшие шесть лет?

Председатель Общества русской культуры РТ ,

профессор А.Л . Салагаев

О попытках сокрытия случаев противоправной деятельности представителей радикального ислама и этнокри

10 января в селе Базарные Матаки состоялось расширенное заседание общественного совета Алькеевского муниципального района Татарстана, на котором обсуждалось состояние межконфессиональных отношений. Подобное мероприятие было как нельзя кстати: благодаря ряду независимых интернет-порталов и федеральных СМИ стало известно, что в канун Рождественских каникул в райцентре появились так называемые «шариатские патрули», представители которых нападали на прохожих. Под предлогом, что те живут не по «Шариату», они отнимали у них деньги и ценности, а также уговаривали не праздновать Новый год - «кяферский праздник». Свои действия исламисты характеризовали как «дагват» («исламский призыв»).

Как следует из информации, опубликованной на различных ресурсах 3 января 2014 года, исламисты получили отпор от местных молодых людей из движения «Русские пробежки », членами которого в селе являются чуваши, русские и татары. Но как отреагировал на эту информацию районный Общественный совет? Об этом можно судить по тексту, вышедшему без подписи на ленте республиканского агентства «Татар-информ». Вот выдержки из этого лживого текста:

«…дезинформация активно создается и распространяется представителями радикальных движений и направлена на дестабилизацию межконфессиональной и межнациональной ситуации в республике… Показательно, что первоисточником информации является группа «Информпортал Общества русской культуры Республики Татарстан» в социальной сети «ВКонтакте», некоторые члены которой являются сторонниками крайних националистических взглядов. Часть из них привлечена к ответственности за экстремистскую деятельность, а отдельные активисты тесно сотрудничают с представителями неонацистской (фашистской) идеологии …».

Так, отрицая очевидное (вскоре изложенные факты еще раз подтвердил спецкорреспондент ИА «Русская народная линия», который побывал на месте), журналисты «Татар-информа» поспешили вылить тонну грязи на ОРК Татарстана. Мы предполагаем, что подобные действия предпринимаются Казанским кремлем с целью замолчать произошедшие межконфессиональные столкновения в республике. Вероятно, следующим шагом властей Татарстана станут репрессии в отношении местных активистов «Русских пробежек», участников русского движения республики в целом.

При этом важно, что «Информпортал Общества русской культуры Республики Татарстан » не является первоисточником информации об описанных событиях, как, следуя измышлениям «Татар-информа», сейчас утверждают другие местные СМИ.

Почему так происходит? После межнациональных столкновений в райцентре Нурлат, случившихся летом 2013 года, руководитель Департамента по вопросам внутренней политики АП РТ Александр Терентьев заявлял, что там на самом деле произошла «криминальная разборка», и что кто-то хочет «сделать из мухи слона». Однако вскоре следствию удалось доказать межэтническую подоплеку нурлатских событий, и это признал сам Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов .

К сожалению, из произошедшего не было извлечено никаких уроков. Все тот же Александр Терентьев, во всеуслышание заявляя, что все межнациональные и межконфессиональные проблемы в Татарстане исходят от «небольших групп русских фашистов », продолжает замалчивать рост исламистских и сепаратистских настроений в регионе. Более того, он пытается направить репрессивную активность силовых структур на представителей русских организаций и подростков, обсуждающих межнациональные проблемы в социальных сетях.

Между тем именно из Алькеевского района, в котором действуют «шариатские патрули», несколько человек уже отправились в Сирию, где сейчас воюют на стороне исламистов (братья Рустем и Руслан Нигматуллины ). Этот факт были вынуждены признать руководители силовых ведомств региона. В Нижнекамске и Набережных Челнах сторонники исламистов открыто агитируют помогать сирийской оппозиции, а бывший имам набережночелнинской мечети «Тауба» Айрат Вахитов и по сей день ведет в своем твиттере репортажи с сирийских фронтов и активно призывает к джихаду волонтеров из Татарстана.

На этом фоне Александр Терентьев на проходившем 23 декабря в Москве круглом столе Всемирного русского народного собора по теме «Откуда исходит угроза православию в Татарстане? » не постеснялся заявить: «У нас не может не вызывать возмущение работа некоторых информационных ресурсов, которые применительно к Татарстану употребляют выражения «ползучая исламизация», «шариатские патрули. А имевшие место угрозы принять ислам священнику из села Базарные Матаки и поджог его дома за отказ это сделать – это события 2010 года, то есть трехлетней давности ».

Символично, что позиция этого чиновника не нашла понимания на круглом столе, в результате чего, по свидетельствам очевидцев, Терентьев имел довольно бледный вид. Однако межэтническая ситуация в Татарстане не стала лучше. Так, 30 декабря 2013 года группа кавказцев в количестве 16 человек напала на местных парня и девушку, а затем избила (есть видео инцидента) троих подоспевших на подмогу товарищу молодых людей. Однако после вмешательства полиции зачинщики дружно написали заявления как «потерпевшие», а агрессорами оказались казанцы. Как полагают эксперты, это произошло только потому, что избитые молодые люди оказались представителями одной из патриотических организаций, связанных с футбольным фанклубом, а один из нападавших кавказцев – родственником сотрудника Центра по противодействию экстремизму МВД по Татарстану.

Что во всех этих условиях предпринимает местная власть? Взаимодействует с патриотически настроенной местной молодёжью, выступающей за здоровый образ жизни и готовой сотрудничать с правоохранителями? Сотрудничает с казаками, которые вынуждены охранять церкви в республике от поджогов исламистов? Нет, она ведёт борьбу с ними – первых преследуя полицейскими мерами, а вторым не давая даже официально зарегистрироваться, как это происходит в Алексеевском, Чистополе и Набережных Челнах.

Может быть, власть Республики Татарстан помогает Русской православной церкви (ведь половина верующих в республике – православные)? Может, вслед за строительством мечетей (общее количество 1524 по республике) руководство Татарстана принялось помогать строительству православных храмов (общее количество 225)? Нет. Проблему переложили на Минлесхоз РТ, и на пепелищах сожженных исламистами церквей до сих пор можно видеть лишь руины.

То, что Аппарат Президента Татарстана подготовил и провел встречу Рустама Минниханова с митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием , не является свидетельством трезвого анализа ситуации и желания выправить ее. Ведь после скандала с содомией в Казанской семинарии, получившего всероссийский резонанс, подобная встреча может лишь дискредитировать главу региона.

Главное, чем сейчас занимаются в Казанском кремле, – это подавление конструктивных инициатив общественности и замалчивание проблем в республике. Возмущает и позиция некоторых чиновников от МВД, которые с упорством, достойным лучшего применения, преследуют русских активистов, стремясь «записать» их в экстремисты, и не замечают действительно радикально настроенных ваххабитских элементов.

Так, в своём заявлении, сделанном 9 января 2014 года, заместитель начальника Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления МВД по Татарстану Рамиль Нугуманов отрицал инцидент в Базарных Матаках и наличие там «шариатских патрулей», которые он отчего-то назвал «исламскими». По поводу же драки на улице Баумана в центре Казани Нугуманов и вовсе солгал, сказав, что «четверо пытались учинить драку – двое из них – скинхеды, двое – представители Закавказья », хотя, конечно, знает, что число участников не «два – на – два», а, как минимум, «четверо – на – шестнадцать».

Характерно, что именно Нугуманов после прошедшего 4 ноября 2013 года в Казани Крестного хода без объяснения причин лично схватил и доставил лидера русской патриотической молодёжи Витольда Филиппова в отделение. В участке Филиппову объявили, что причиной его задержания стала «экстремистская символика». Таковой полицейские признали трехцветный шарф с надписью «Слава России!». Через несколько дней Глава императорского дома Романовых Великая княгиня Мария Владимировна , побывавшая в Казани, вручила экс-президенту - госсоветнику Татарстана Минтимеру Шаймиеву орден на ленте тех самых имперских цветов.

На фоне всего происходящего создается впечатление, что заседание в Алькеевском районе не даст никаких положительных результатов. Будет ли взамен покосившегося и догнивающего Храма Пресвятой Троицы достроена церковь? Наведут ли порядок в мечети «Мидхат », куда любили ходить братья Нигматуллины, воюющие сейчас в Сирии? Пока же складывается впечатление, что власти Татарстана снова загоняют проблемы «вглубь».

А.Л. Салагаев
Республики Татарстан, профессор

Председатель Общества русской культуры М.Ю. Щеглов
г. Казани, доцент

4849 0




Top