Новая жизнь народной сказки с энергосберегающим началом. Сказка о сбережённой энергии Сказка по энергосбережению

Полина Андреенко
Сказки на тему энергосбережения

Данные сказки я сочинила на районный конкурс "Береги тепло и свет - это лучший вам совет" . Иллюстрации к сказкам рисовали сами дети .

Беседуя с детьми на тему энергосбережения , можно вовлекать в процесс сочинения сказок и детей .

Дождик

Небо было сумрачным. Толстые неуклюжие тучи плыли на запад, толкая друг друга. Вот две огромные тучи с обеих сторон зажали маленькую серую тучку и она заплакала. Полил дождь. Крупные прозрачные капли звонко забарабанили по стеклам.

Деда, а зачем нужен дождь? – Спросила девочка с двумя косичками.

Чтоб землю напоить, Настюша. Все живое воду любит. И деревья, и травы, и грибы. Вот овощи на грядке да цветы в саду мы поливаем, а вот дикорастущие растения пить хотят. Да и живность какая – звери, птицы из дождевых луж напьются… Вон, - смотри в окно – червяки дождевые повылезли, дождичку радуются…

Вода – это жизнь. Без воды все живое погибнет. Беречь воду надо. Не тратить без нужды, не загрязнять водоемы. Чтоб все живое не погубить. Да и сами мы без воды и трех дней не проживем…

Девочка высунула в открытое окно руку и ее ладонь быстро наполнилась чистыми дождевыми каплями. Настя стала переливать воду из одной ладошки в другую.

Чистая какая, как будто свежестью дышит.

А ты, Настюша, полей водицей дождевой свой цветок – пусть тоже порадуется дождичку!

Настя осторожно вылила водичку в горшочек с фиалкой.

Утром солнечные лучи разбудили девочку. Открывает она глаза – а на окошке распустилась фиалка, да такими крупными нежно-лиловыми цветами.

Деда, глянь, мой цветок расцвел! – радостно воскликнула девочка.

А это, внученька, благодаря дождевой водице. Видишь, как цветок тебя отблагодарил.

Деда, а что это за дымка на окне?

А это капельки обратно в небо просятся. Вчера дождь оросил землю, а теперь от тепла солнечных лучей вода из земли испаряется. Вчерашние капельки превращаются в пар и снова поднимаются в небо, собираются вместе – превращаются в облака. Ветер их гонит по небу, смотрит, где земля во влаге нуждается. Облака соберутся в тучи и снова водой прольются на землю. Это, Настенька, называется круговорот воды в природе.

Беседа о прочитанном :

О чем этот рассказ ?

Как вы поняли : для чего нужен дождь?

Почему нужно беречь воду?

Каким образом ее можно беречь?

Что такое «Круговорот воды в природе» ?

Как мальчик Петя научился за собой двери закрывать.

Жил-был в одной семье мальчик Петя. Жил он в деревне, с мамой и папой. Мальчик он шустрый, непоседливый. Любил он с ребятами на улице гулять, в футбол, в чехарду играть. В общем, такой же мальчик, как и вы. Только вот одна незадача : Петя двери не умел за собой закрывать. Оденется-обуется наспех – и бегом на улицу : дверь нараспашку и только видно, как пятки сверкают. А дверь за ним то папа закрывает, то мама… Ругаются : «Петя, полный дом мух напустишь!» , «Закрывай двери, кому говорят, - комары летят!» , «Да сколько можно двери за тобой, остолоп, закрывать уже!» .

Один раз в дом чуть соседская коза не зашла : подходит к полуоткрытой двери, заглядывает, любопытная, дверь рогами поддевает… Хорошо, что Шарик, дворовый пес ее лаем спугнул.

Так они и жили. Но вот лето закончилось. Наступила осень. Резко похолодало. Стали все в домах печи топить. И в детском саду отопление дали. А Петя так и не научился двери за собой закрывать…

В один воскресный день Петиным родителям срочно понадобилось отлучиться по делам. Попросили они Петю остаться дома : «Ты мальчик уже большой, в следующем году уже в школу пойдешь. Побудь дома один, подожди нас, мы скоро вернемся. Поиграй, мультфильмы посмотри. Только на улицу не ходи – ты дверь закрывать еще не умеешь». И уехали.

Петя включил мультфильмы, с машинками поиграл, с паровозиком. Надоело ему одному – скучно. Смотрит в окно – а на улице мальчишки играют. А Пете ой как к ним хочется… Думает : «Погуляю, полчасика только, и вернусь, родители ничего и не узнают» .

Надел он куртку, шапку, обулся – и выскочил из дома, как всегда, двери за собой не закрыв.

А на улице-то холодно. Ворвался ветер в дом и стал хозяйничать. Где листьев с улицы принесет, где листы бумаги раскидает. Холодно становится в доме. Двери хлопают, а закрыться сами не могут.

А погода портится : ветер снег с дождем нагнал. Разбегаются ребята по домам. И Петя домой побежал.

Смотрит : ветер двери бьет, выламывает. Заходит : дома разбросано все, да и холодно к тому же. «Вот попадет мне от родителей!» , – напугался мальчик, - «Узнают они, что я без них на улицу ходил! Двери-то я, простофиля, забыл закрыть… Что же теперь делать? Вот, не послушался родителей – отвечать придется…».

В это время к Пете в гости пожаловала бабушка. Заходит… «Петечка, внучок, что это? Дома Мамай прошел? Али фашисты? Где родители?». Рассказал Петя бабушке все , и о том, как родителей ослушался. Бабушка сказала ему : «Это, конечно, очень грустно, что ты непослушный такой. И стыдно, что тебе седьмой годок, а ты двери забываешь закрывать за собой. Зима на носу – тепло беречь надо. Видишь, как быстро тепло выветривается. Да и ветер что натворил… Но не расстраивайся : я тебя выручу, так и быть, раз тебя угрызения совести мучают – не все потеряно. Ты, прибирайся быстренько, а я печку растоплю. Не будем расстраивать родителей».

Петя быстренько убрался дома. Бабушка печку растопила. Чай заварила : «Иди внучок, чайком погрейся. А то простыл небось, вон носом шмыгаешь» . Сели они за стол. Огонь в печке трещит, тепло, хорошо стало.

А тут и родители вернулись. Петя с бабушкой им ничего не рассказали . Но Петя с тех пор стал внимательнее, и двери научился закрывать за собой. Родители до сих пор удивляются – когда это он повзрослеть успел…

Беседа о прочитанном :

Каким был мальчик Петя? Понравился он вам? Почему?

Почему нужно закрывать за собой дверь?

Каким образом Петя научился закрывать дверь?

Какие чувства испытывал Петя после того, как он вернулся домой?

Попало Пете?

Какие чувства были у бабушки? Почему она его не наругала и не рассказала все родителям ?

Публикации по теме:

Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка. Для того, чтобы ребёнок поверил в свои силы, раскрыл свои.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для старшей группы, на тему «В гостях у сказки» Цель: Совершенствовать речевую.

Программное содержание: Научить пересказывать содержание сказки, используя схемы. Формировать умение различать и называть эмоциональное.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Русские сказки (драматизация сказки «теремок»). Чтение сказки "Петушок и бобовое зернышко"».

«Хозяином быть не трудно»

Подготовительная работа:

Выставка рисунков учащихся на тему «Хозяином быть не трудно»;

Пазлы с изображением лампочки, газовой плиты, водопроводного крана;

Презентация.

Просмотр содержимого документа

Урок, посвященный энергосбережению

«Хозяином быть не трудно»

Подготовительная работа:

Выставка рисунков учащихся на тему «Хозяином быть не трудно»;

Пазлы с изображением лампочки, газовой плиты, водопроводного крана;

Презентация.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, в славном городе жили – были Заяц и лиса. Лиса жила на улице Ледяной, а заяц жил на улице лубяной. Встретились как-то Заяц и Лиса.

Лиса и говорит: «Заяц, пусти меня к себе жить, а то у меня в доме холодно, некомфортно. А платить за коммунальные услуги много приходиться»

Отвечает Заяц: «Жить я Лиса тебя не могу пустить - у меня семья большая, а вот как энергию сберечь – научу»

К дальним селам, городам

Что идёт по проводам?

Светлое величество!

Это - электричество!

Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии. Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии: в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию; согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия; не говоря уже об освещении квартир; о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.; даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.

Сейчас вам предстоит собрать пазлы и определить, что в наших домах требует особого контроля и экономичного отношения.

Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества. Воду, водицу, водичку мы любим, Кран повернём - и литрами губим. Знай, экономя водицу-сестрицу, Ты дашь возможность потомкам напиться. Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход. Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.

Как мы можем экономить воду:

Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта. Мойте посуду не под текущей струёй воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

А главное - не забывайте выключать воду! Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на её нагрев и перекачку.

Путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты. Как мы можем экономить воду? (Ответы детей).

Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина.

Лампа сутки погорит –

Сто кило угля спалит!

Если светит она зря,

Где экономия сырья?

Этот предмет к потолку подвесили,

В доме сразу стало весело.
Она висит без дела днем,

А ночью освещает дом.

Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Полюбуйся, посмотри-

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

Холодильник рассердился,

Взял, да сам и отключился.

“Работать трудно, - говорит, -

Если толстый лёд висит”.

Энергия на кухне

Предложу один секрет –

Экономный дам рецепт:

Печь включи.

Как закипит

Медленно еда кипит,

Электричество хранит.

Энергия на кухне: если кипячённую воду залить в термос, не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю. да еще и сэкономишь энергию.

Из горячего колодца

Через нос водица льётся

Термос нас не удивит,

Он водичку нам хранит.

Горячую, холодную,

Ко всему пригодную.

Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки

И сказали утюги:

Мы хозяйкам не враги!

Как погладишь пиджачок,

Отключи свой утюжок,

А остатками тепла

Мы отутюжим все шелка.

Дверь в подъезде закрывайте,

зря тепло не выпускайте!

Чтоб холодная зима

Не прокралась к нам в дома,

Вы окошки утеплите –

И в тепле себе живите!

ТЕСТ ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Просмотр содержимого презентации
«сказка о сбереженной энегии»

Хозяином быть

не трудно!!!



В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, в славном городе жили – были Заяц и лиса.

Встретились как-то Заяц и Лиса. Лиса и говорит: «Заяц, пусти меня к себе жить, а то у меня в доме холодно, некомфортно. А платить за коммунальные услуги много приходиться.» Отвечает Заяц: «Жить я Лиса тебя не могу пустить - у меня семья большая, а вот как энергию сберечь – научу»

Лиса жила на улице Ледяной

А заяц жил на улице лубяной

К дальним селам, городам

Что идёт по проводам?

Светлое величество!

Это - электричество!

Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:

в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;

согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия;

не говоря уже об освещении квартир;

о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.;

даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.

Давайте представим, что городская квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать?

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое - либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.


Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.

Воду, водицу, водичку мы любим,

Кран повернём - и литрами губим.

Знай, экономя водицу-сестрицу,

Ты дашь возможность потомкам напиться.

Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете?

Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.

Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды!


Как мы можем экономить воду:

  • Закрывайте кран, пока чистите зубы или

пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

  • Мойте посуду не под текущей струёй воды,

а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

  • А главное - не забывайте выключать воду!

Путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты. Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина.

Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на её нагрев и перекачку.


Лампа сутки погорит – Сто кило угля спалит! Если светит она зря, Где экономия сырья?

Этот предмет

к потолку подвесили,

В доме сразу стало весело.

Она висит без дела днем,

А ночью освещает дом.

Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила?

Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.


Энергия на кухне

Полюбуйся, посмотри-

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

Холодильник рассердился,

Взял, да сам и отключился.

“ Работать трудно, - говорит, -

Если толстый лёд висит”.

Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник в близи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.


Энергия на кухне

Предложу один секрет -

Экономный дам рецепт:

Печь включи. Как закипит

Отключи и чуть-чуть повремени …

Медленно еда кипит,

Электричество хранит.

На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.


если кипячённую воду залить в термос, не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю. да еще и сэкономишь энергию.

Из горячего колодца

Через нос водица льётся

Термос нас не удивит,

Он водичку нам хранит.

Горячую, холодную,

Ко всему пригодную.


Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки

И сказали утюги:

Мы хозяйкам не враги!

Как погладишь пиджачок,

Отключи свой утюжок,

А остатками тепла

Мы отутюжим все шелка.


Чтоб холодная зима

Не прокралась к нам в дома,

Вы окошки утеплите –

И в тепле себе живите!

Дверь в подъезде закрывайте, зря тепло не выпускайте!


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

  • Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?
  • Вы не забываете закрывать двери в подъезде?

Вы не держите форточки постоянно открытыми?

  • На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?
  • У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?

Если вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.


Берегите энергию!!!

Знай, что нужно экономить

Воду, уголь, газ и нефть.

Если будешь это делать,

Хватит их на много лет.

Лампочка

Жила-была девочка. Каждый день она ходила в школу. А когда приходила, то всегда включала лампочку и делала уроки. Они с лампочкой подружились.

Однажды девочка ушла в школу и забыла выключить свет. Когда она вернулась, то увидела, что лампочка не горит. Девочке было очень жаль подругу. И когда мама купила новую лампочку, она никогда не забывала ее выключать.

Если из дома ты должен уйти, выключи все из электросети!!!

На большой планете, в одном большом городе, в одном большом доме жили бабушка и дедушка. Жили-поживали, горя не знали.

Вдруг наступила зима, подул ветер, похолодало. В квартире стало холодно. Бабушка и дедушка достали теплую одежду и валенки. Вроде бы и батареи горячие, а им все холодно. Включили обогреватель. Целый день греет он бабушку и дедушку.

Не видели они, что рамы у окон закрыты неплотно, не утеплены, и все тепло уходит на улицу.

Они забыли, сколько энергии тратится для того, чтобы тепло приходило в наши дома, сколько потрачено для этого топлива.

Нужно каждому из нас внести свой вклад в благородное дело - защиту окружающей среды.

Нужно к зиме обязательно утеплить свои дома, а не включать обогреватели.

Так мы сократим расход энергии, сбережем нефть, уголь и газ, добытые очень тяжелым трудом.

Сказка об экономии электричества

Жил-был медведь Кузя. Он был забывчивый, глупый. Неподалеку от него жил заяц Петя. Петя любил чистоту, красоту и экономил всё.

Как то раз стало мишке скучно, и пошёл он в гости к Пете. Заходит в дом и видит: все чисто, убрано, но почему-то в комнате не было света.

Он пригласил пройти Кузю в дом. Они вместе сели на диван и начали разговаривать о том, о сем.

Мишка, дождавшись, когда заяц рассказал о том, что вчера он ходил в лес, ему там встретился ёж, и они вместе собирали грибы, хотел задать своему собеседнику вопрос.

Наконец заяц закончил свой рассказ и спросил очень вежливо: «Кажется, ты хотел что-то спросить?»

«Да», - ответил Кузя.

Мишка начал задавать вопрос, который он хотел задать с того момента, как вошел в дом: «Почему свет был выключен, когда я пришел, ведь ты был дома?»

Петя усмехнулся: «Ты об этом?!»

Потом начал говорить более серьезно: «Я экономлю. Поэтому выключаю свет, когда выхожу из комнаты».

Тут у Кузи родился вопрос: «А как электричество поступает к нам в дом?»

«Электричество создается на электростанции, потом через провода поступает в подстанцию, где электричество идет уже не по проводам, которые на улице, а по проводам, которые закопаны под землей. С помощью электричества в современной жизни работают большинство приборов: пылесос, телевизор, компьютер, стиральная машина, утюг и т.д. Сейчас ток вырабатывают не только на электростанциях, но вода тоже вырабатывает ток. На реках строят электростанции. Только их называют не ЭЛЕКТРОстанции, а ГИДРОстанции. В старину электричество добывали с помощью мельниц. Они также строились как на воде, так и на суше».

Кузя так смотрел на Петю, что тот испугался и спросил: «Ты что, собираешься меня съесть?»

«Нет, просто все это похоже на целое приключение, поэтому все это так интересно».

С того момента мишка стал экономить электроэнергию, выключать свет и все остальные приборы.

Сказка

В некотором царстве, некотором государстве жил царь. Был он молод, справедлив, любил чистоту и порядок. Его владения славились зелеными лесами и чистыми реками и озерами. Подданные царя следили за этой красотой.

Вдруг жители стали замечать, что в местных озерах стала гибнуть рыба, водоемы обмельчали. Царь решил выяснить, что же случилось с его красивыми окрестностями.

А оказалось, что когда жители стали пользоваться водопроводом, они забыли про экономию воды. Тогда царь издал указ: «Тот, кого заметят в небрежном отношении с водой, будет наказан. Он будет сослан в пустыню до тех пор, пока не осознает своего поступка».

С тех пор жители государства задумались о своем неправильном поступке и постарались своим бережным отношением к воде помочь природе.

Сказка о роботе Кеше

Жила-была маленькая девочка Маша. Она жила со своей мамой Леной и папой, который работал инженером-конструктором.

…Однажды вечером к дому подъехала машина. Из машины вышли два человека и втащили огромную коробку. Рабочие внесли коробку в дом, за ними вошел папа. Он сказал: «Дочка, мне конструкторское бюро сделало робота Кешу, который должен пройти испытание».

Папа привез домой Кешу. Кеша был электриком, он следил за всеми электроприборами. Он сразу починил все розетки, исправил пылесос, который вот уже две недели не работал, отрегулировал телевизор, поменял все лампочки. Моя мама была просто счастлива. Она каждый день повторяла: «Вот у нас в доме наконец-то появился мужчина».

А Кеша не переставал трудиться, он следил за порядком: вот папа не выключил в туалете свет, вот мама забыла, что у неё на плите стоит кастрюля и она уже целый час разговаривает по телефону со своей подругой. И Кеша стал готовить обед.

Прошел месяц. Кеша прошел испытание, он стал незаменимым помощником для моей мамы. А когда мама заполняла книжки по оплате за квартиру и свет, то обнаружила, что в этом месяце за свет у нас платить стало меньше, потому что Кеша постоянно экономил энергию.

Вот такой чудесный Кеша живет в нашей квартире.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр
«Смоленский зоопарк»
города Смоленска
Методический сборник
сказок и рассказов про Петю
к теме «Энергосбережение ресурсов и экология»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Тишкина Ирина Николаевна
2016 г
СОДЕРЖАНИЕ
Дидактические материалы для 1-2 класса по экологии
Введение ………………………………………………….3
Раздел I
Сказки:
Спор трех красавиц…………………………………….4
Кот - экономист ……………………………………….5
Раздел 2
Рассказы про Петю:
Подарок бабушке……………………………………….6
Африканские проблемы……………………………….7
Сложная задача…………………………………….. ….8
Как Галинку учили экономить электроэнергию…8
Транспорт для города………………………… …… …9 Петина любовь……………………………………..……10
Введение
«Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение человеческой цивилизации…»
Г.Ягодин, Л. Третьякова.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс образования, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. В результате чтения и обсуждения сказок и рассказов из сборника дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по энергосбережению и охране природы. .Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о других.
Произведения из данного сборника были прочитаны на занятиях экологического кружка в 1 и 5 классах. После обсуждения ребятам было предложено нарисовать иллюстрации к рассказам. Эти рисунки и использованы в сборнике.
Сборник был представлен родителям на родительском собрании и вызвал положительный отклик как полезное дело и напомнил об экономии ресурсов самим родителям.
Сборник можно использовать во внеклассной работе, при проведении классных часов и как занимательный материал на уроках окружающего мира, для развития речи первоклассников.
Раздел I В сказках поднимаются вопросы энерго и ресурсосбережения. .Главный герой - первоклассник Петя. Сказки носят познавательный, исследовательский характер.
Раздел II Содержание рассказов воспитывает гражданина, умеющего рационально использовать энергию и природные ресурсы, заставляет его задуматься, сравнить свое поведение и мысли с поступками героев.
Хотите воспитать из своего ребенка разумного хозяина, рассказывайте ему полезные сказки.
Спор трех красавиц
Жил –был первоклассник Петя. Он был фантазер и выдумщик. .А еще его интересовало все на свете. Петя всегда хотел узнать как все устроено Однажды, после его седьмого дня рождения на столе остались свечи из торта. На них упал лунный свет из окна и…мальчик услышал разговор…
- Какая я красивая! Что бы человек без меня делал?! – гордо заявила свеча.
-И чем же ты так гордишься? Моя красота в 10 раз ярче! Вступила в разговор обычная лампочка из настольной лампы.
-Как чем! Если бы не я …человек до сих пор, как в древности, сидел бы вечерами в темноте, а на работу отправлялся только тогда, когда рассветет! А Новый год и день рождения! -Без меня –никак!
-Ну ты и придумала.-вспыхнула лампочка -Ты- прошлый век! Я- главней! Без меня уже давно невозможно обойтись! От меня нет копоти, как от тебя и пожар не грозит! Я - победитель! И не спорь!
Петя не выдержал и возмутился. -Эх, -ты -простая лампочка! Ты не знаешь, что уже существуют новые, энергосберегающие лампы. Они экономичней тебя в 8 раз! - Да! да, это про меня! Звонким голосом пропела энергосберегающая лампа в люстре. - Я-лучшая. Заявила она. Даже спорить не интересно. Это очень видно, то есть –о-ч-е-в-и-д-н-о! Свеча от обиды погасла, простая лампочка расстроено замигала. - Уважаемая свеча, пожалуйста, не обижайтесь! Поспешил успокоить свечу Петя. - Я очень люблю смотреть на ваше пламя. А если вдруг отключают свет – то вы- наша спасительница. Новые лампы,конечно, красивые, современные. Они – результат прогресса. Но… Потом мальчик задумался - А не вредно ли это для природы?

Кот-экономист.
Жил – был кот и звали его Тишка. Жил он в хорошей, большой семье, где его все любили. Но больше всех любил кота мальчик Петя. И вот однажды приснился Пете сон. Сидят они с котом на кухне. А бабушка блины решила испечь. - Как же я устаю! - вдруг заявил кот. -Это от чего? Удивился Петя. Ты же ничего не делаешь. - Вот и делаю. Я считаю! –Что считаешь? -Считаю, сколько раз бабушка холодильник откроет. Вот, смотри. И, действительно. Сначала она достала яйца, потом – молоко. Третий раз бабушка открыла холодильник, чтобы масло достать, блины смазывать. Потом- достала творог. И тут решила суп сварить. Мясо из морозилки достала. Затем открыла дверцу, чтобы овощи достать. Уже шесть раз получилось. Тишка решил, что этого мало и стал к бабушке в глаза заглядывать и мяукать. -Ах ты мой сладенький,- Кушать хочешь? И опять из холодильника молоко достала и корм коту.
-Вот видишь, с горечью заметил кот. Восемь раз за 5 минут! А за день Сколько выходит! Какая же техника такое обращение выдержит!. А сколько энергии зря тратится! Неужели нельзя все за один раз достать! А ведь она еще и миксер включит и телевизор, чтобы новости слышать.!
-Пойдем к тебе в комнату, посмотрим, что там зря работает.
–Ой. А там, правда, и телевизор, и принтер, и компьютер работал. И все лампочки почему-то горели. Телефон на зарядке уже давно зарядился.
rightbottom00 -Караул! Мы же скоро по миру пойдем!- сокрушался кот. Я вам говорю, говорю, а вы не понимаете! А еще людьми называетесь! Стыдно! И тут Петя проснулся. Рядом Тишка лежит и хитро так на мальчика посматривает.
А может, это и не сон был вовсе?
Подарок бабушке
Наступал Новый год! Все готовили угощения, украшали елки и квартиры, готовили подарки близким. И Петя задумался. Что подарить маме, бабушке, папе и своей младшей сестренке? А еще у него был лучший друг-Пашка. Его никак нельзя забыть!
Конечно подарок должен быть необычным, интересным и полезным. И что же это может быть…? Тут Петя зашел на кухню за конфеткой. Он точно знал, что сладкое помогает мозгу. И увидел на плите кипящий чайник. Он кипел еже давно, потому, что вся кухня была в пару.
- Это бабушка опять забыла, что поставила чайник на плиту, расстроился мальчик. - Вот беда! - Ой, нет! Наоборот! Здорово, что я зашел на кухню за конфеткой!
- Я теперь знаю, что надо подарить бабушке!
А вы догадались? ….(чайник со свистком)

Африканские проблемы
-Да, Плохо быть маленьким! Переживал Петя.-Чтобы купить полезную вещь, нужны деньги, но я ведь еще не зарабатываю сам, значит надо просить у взрослых. А какой же это подарок, если нужно на ее покупку просить у самой же бабушки!
И он отправился к своему другу Пашке за советом.
- Пашка, привет!
-Приветик, ответил Пашка не отрываясь от телевизора. - Смотри, смотри Петька, что показывают!. В Африке, оказывается с водой совсем беда! Воды-нет! Хотя и понятно. Африка!
-Паш, а что там у тебя в ванной? Спросил Петя, услышав звук капающей воды.
-Это вода из крана капает. Отцу все некогда починить. Все время на работе. Уже неделю капает. Я привык и не замечаю.
И тут по телевизору диктор сказал, что неисправный кран может накапать до 200 литров воды в сутки. Мы с Пашкой замолчали. Петя был фантазером, а вот Пашка очень любил математику. И тут же, наверно, начал подсчитывать сколько теряет воды наш дом, в котором 300 квартир, наш город, наша страна,весь мир.
- Ой, проговорил мой друг охрипшим голосом.
-Это же…Наверно и Африке бы хватило?.
А вы как думаете?

Сложная задача
Однажды в школе нам задали составить задачу, чтобы в ней было два однозначных и два двузначных числа. Да еще сказали, что задача должна быть полезной. Петя долго ломал голову над задачей, а потом отправился к маме за помощью.
-Это очень просто –сказала мама. .Я в домоуправлении видела плакат. Там написано, что 1 кВ/ч энергии нужен, чтобы сшить 2 пары обуви, произвести 14кг сыра и испечь 38 кг хлеба. А сохранить его можно если просто чаще протирать лампочки и плафоны. Хорошо протертая лампочка светит на 15% ярче грязной!
- Ой, спохватился Петя, а когда у нас генеральная уборка?
Как мы Галинку учили экономить электроэнергию
У Пети есть маленькая сестренка. Ей 4 года. Она еще малообразованная, не то, что брат. Он-первоклассник...Однажды в пятницу Галинка в садик не пошла и мама, убегая на работу, попросила ребят разогреть всем обед. Мы с Пашкой узнали в школе, что надо экономить электроэнергию и решили научить сестренку экономии. Пришли из школы и специально включили все приборы в сеть. Первым делом, конечно, телевизор и компьютер. Свет во всех комнатах, в коридоре. на кухне. .А там, конечно, холодильник всегда работает. Настала очередь включать микроволновку…
Пришлось нам уроки при свечах делать и обед холодным есть. Хорошо, что пожар не устроили! Почему?

Транспорт для города
Отправился как то Петя с отцом на ярмарку. Раньше на ярмарках коней продавали, продукты, наряды. А тут на ярмарке автомобили выставлены. Чудеса! Сейчас почти у всех в семье автомобиль есть. -Это же здорово,скажете вы! Папа машины рассматривает, а продавцы консультанты свои машины нахваливают. Прямо как коней в старину. Петя быстро устал и заскучал. –Ты чего такой кислый, спрашивает отец. Мы же машину пришли выбирать. Сейчас время прогресса. Все надо делать быстро, везде успевать. Без машины – никак! Не на велосипеде же мне на работу ездить!
-Не знаю, заявил Петя. Я – против машин! От них только вред природе и проблемы вечные с ремонтом, с парковкой. На работу нужно на общественном транспорте добираться. Быстрее выйдет! А велосипед! От него пользы больше, чем от автомобиля. Теперь даже у больших магазинов появились велопарковки. Велосипед –это экономия, мобильность, здоровье и природе не вредит. Прав ли Петя? А как считаешь ты?

Петина любовь
Петя записался в экологический кружок. Он вроде и не собирался, но Аня.. Это его соседка по парте. Смешная такая. Думает, что все знает. Вот Петя и решил ее проверить. Взял в библиотеке книгу по экологии и стал читать про энергосбережение. Узнал много нового и так увлекся этой проблемой, что даже решил в будущем стать энергетиком. Раньше он забывал свет выключать, компьютер и принтер. И чайник кипятил весь, если даже чая одну чашку надо было подогреть. Он очень расстроился, когда узнал, что половина потребляемой энергии у нас расходуется впустую.
А недавно Петя решил закаляться. Причем же здесь энергосбережение? Просто он узнал, что комфортная температура для человека зимой в помещении 20 градусов тепла, а летом-26 градусов. Стал умываться холодной водой. Вот и экономия энергоресурсов, а, значит и помощь природе.
Однажды Аня пригласила ребят из кружка к себе на день рождения. После чаепития Петя вызвался мыть посуду и всех удивил, рассказав, что мыть посуду можно в наполненной водой раковине, предварительно закрыв слив. Ополаскивать в емкости с чистой водой. Это экономит воду в 3-5 раз!
Молодец Петя! Стал настоящим экологом. Только вот кто же его любовь теперь? Аня или экология?

Обложка- Журавлева Елизавета – 6 лет, Шишкарев Евгений-7 лет, Демченко Александра – 11 лет,
Бабешкина Милена-11 лет, Щепетев Даниил- 7 лет, Самойлов Сергей -11 лет, Мартынов Владислав -11 лет

Цель: Воспитывать бережное отношение к энергоресурсам.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, —

что вся Земля - наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рождения в нем живем.

Ещё о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь

И мы докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

А к нам сегодня кто-то пришел в гости. Давайте отгадаем кто это?

Газ и воду он считает

Ни о чем не забывает

Крутит диск, меняет цифры

Иногда он очень быстрый

Иногда и медлен очень

Догадались? Это….счетчик.

Верно, к нам в гости сегодня пришел счетчик.

Счетчик. Здравствуйте, я счетчик, у меня на животе цифры и я очень-очень люблю считать. Когда у меня маленькие цифры- у меня хорошее настроение, значит люди экономят энергию, берегут ее, а когда на животе большие цифры- я расстраиваюсь, это означает, что люди не экономные и не бережливые. А вы какие?

В оспитатель: Мы очень-очень бережливые. Ребята всегда выключают свет, кран с водой всегда хорошо закрывают. Так что у тебя должно быть очень хорошее настроение.

Счетчик. Ну не знаю, мне кажется, ребята не знают, что такое энергия, и для чего она нужна.

Воспитатель. А я им сейчас расскажу, а ты, Счетчик, посиди пока и отдохни.

Счетчик.

Хорошо, я пока вас послушаю.

Воспитатель. Итак, ребята, давайте подумает, без чего не может прожить человек? (слайд 2)

Верно, без воды, тепла, света и еды.

Все это можно назвать одним словом «энергия». (слайд 3)

А сколько нужно одному человеку такой энергии? Много. А сколько живет людей на планете? Много. (слайд 4)

А хватит ли энергии на всех, если ее не экономить? Конечно нет. (слайд 5)

И тогда в один ужасный день кому то не достанеться тепла, кому то воды, кому то газа, а кому-то света. (Слайд 6

Поэтому, ребята, нужно энергию беречь, как будто это самое главное сокровище на свете.(слайд 7

Счетчик. Да-да, как то я пришел в гости в один дом, а там просто ужас какие не бережливые люди жили. Вот послушайте.

Бабушка Арина

Правила не знает –

Газовой плитою

Дом обогревает. (слайд 8)

Ясь в своей квартире

Свет везде включает,

А что светит солнце,

Он не замечает. (слайд 9)

Папа на диване

Задремал немножко,

Телевизор вместо папы

Смотрит наша кошка. (слайд 10)

Рад Серёжа в ванной

Надувной подушке,

А из лужи рядом

Квакают лягушки. (слайд 11)

Счетчик. Боюсь и вы ребята точно такие же.

Воспитатель: Что ты, что ты. Наши ребята не такие. Вот смотри, какие они умненькие и бережливые. Ребята, давайте покажем нашему счетчику какие мы молодцы.

Что нужно для того, что бы сэкономить по больше света? (слайд 12)

1. всегда выключать свет, когда выходишь из дома

2. не включать много электроприборов

3. не включать свет в солнечную погоду (Игра «Солнышко взошло»)

4. не оставлять включенным радио и телевизор, если вы их больше не слушаете и не смотрите (Игра телевизор-радио)

5. заменить лампочки на энергосберегающие (Поменять на доске)

6. очищать их от пыли

7. вызвать электрика

8. установить счетчик

Вода (слайд 13)

1. сделать так, что бы вода не капала

2. поставить счетчики на воду

3. вызвать сантехника

Тепло. (слайд 14)

1. поставить регулятор на батарею

2. заделать все щели (Игра «Утепление окон»)

3. поменять окна на стеклопакеты

Газ (слайд 15)

1. поставить счетчик на газ

2. не отапливаться, когда холодно газом

Воспитатель : Ну что, счетчик, ты убедился, что наши ребята знают правила энергосбережения.

Счетчик : Да, убедился. Вы действительно знаете все об энергии и как ее сохранить. Если каждый будет соблюдать эти правила, воды, газа, света и тепла хватить на долгие годы. (слайд 16) А на память я хочу подарить вам волшебные чудо лампочки. Лампочки не простые, а энергосберегающие.

Дарит раскраски.

Счетчик. А пока вы раскрашиваете энергосберегающие лампочки, я пробегусь по вашим домам и посмотрю, не оставил ли кто-нибудь в квартирах не выключенный свет и воду. До свидания.

Воспитатель. До свидания. Приходи к нам еще.

Скачать презентацию

воспитатель ГБДОУ№ 63

Пунтус Светлана Владимировна

воспитатель ГБДОУ№ 78

г. Санкт-Петербург, Фрунзенск ий район, Россия




Top