Написать сообщение о творчестве рахманинова. Рахманинов Сергей Васильевич (творчество)

Бурно развивалась. Активно проходили реформы , общество начинало жить по-новому.

Девятнадцатое столетие подарило России целую плеяду талантливых деятелей культуры. , скульптору и наконец, . В конце 19 века, родился Сергей Васильевич Рахманинов, творить которому, было суждено уже в 20 веке.

Сергей Васильевич родился в марте 1873 года в Новгородской области. Семья его принадлежала к дворянскому сословию, очень любила музыку. А дед имел определенную известность в музыкальных кругах, как автор романсов.

С пяти лет Сергей начал получать систематическое образование. В 1882 году, будучи 9-летнем мальчиком, поступает в Петербургскую консерваторию. Спустя три года судьба забросила его в Москву, где он продолжил обучение в местной консерватории.

В Московской консерватории Сергей Рахманинов был учеником известного музыканта и педагога Зверева. Учитель у него был более, чем достойнейший. Помимо Сергея, он занимался воспитанием, известного в будущем, русского композитора .

За годы обучения, Рахманинов пишет несколько музыкальных произведений, которые дают начало его музыкальному будущему. Творчество его произвело впечатление на . Личность Петра Ильича в итоге оказала большое влияние на молодого композитора, который уважал Чайковского, как личность, и высоко ценил его профессиональные качества.

В 1893 году Петр Чайковский умирает. Это трагическое событие ошарашило Рахманинова. Свои эмоции и переживания русский композитор сразу же отражает в новом музыкальном произведении - «Памяти Великого художника». В последующие годы появится симфония «Утес», романсы «В молчанье ночи тайной», «Не пой красавица при мне», «Весенние воды».

В 1897 году состоялась премьера Первой Симфонии Рахманинова. Премьера была провальной. Причина провала, по воспоминаниям очевидцев, находилась главным образом в плохой подготовке оркестра и дирижера Глазунова. Сам композитор же, считал главной причиной неудачи себя. Он сильно переживал, и несколько лет даже не писал музыку.

В начале 20 века в творчестве Сергея Рахманинова начинается подъем. Карьера безусловно идет по возрастающей. В ближайшие 15 лет композитор напишет множество уникальных музыкальных произведений. Второй концерт для фортепьяно с оркестром идет «на ура», кантата «Веста» и концерт номер три для фортепьяно с оркестром, симфония «Остров мертвых» и множество других произведений, сделали автора одним из самых известных русских композиторов. В эти же годы маэстро все более уверенно чувствует себя в роли дирижера, работает в Большом театре, пишет оперы.

В феврале 1917 года в Российской Империи грянула революция. Интеллигенции, людям творческих профессий, живется нелегко. Наступил декабрь, и Сергей Васильевич едет на гастроли в Скандинавские страны. С берегов Скандинавского полуострова, его путь лежал, не на Родину, а в Новый свет. Теперь композитор вместе с семьей живет в США.

За рубежом Рахманинов много гастролирует, его концерты пользуются популярностью. Из-за больших гастрольных программ, у него почти не остается свободного времени для творчества. Однако через несколько лет прожитых за рубежом, он все же начинает писать музыку, правда не в тех объемах. Его творческий кризис был связан с тоской по Родине. В жизни любого талантливого человека творческой профессии, тема Родины далеко не последняя. Родной быт, родная культура, природа - все это вдохновляет человека для творчества. А ничего этого в США у него не было.

Умер Сергей Васильевич Рахманинов в начале весны 1943 года, в США.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) - выдающийся русский композитор, пианист и дирижер. В своей музыкальной деятельности творчески переработал принципы западноевропейской музыки, удачно сочетая традиции московской и петербургской композиторских школ.

Его сочинения отличаются глубокой эмоциональностью, необыкновенным лирическим ощущением жизни, патриотизмом и демократичностью. В своих произведениях композитор стремился передать все величие русского духа, используя язык народного распева и колокольного звона. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с самыми выдающимися исполнителями планеты.

Детство и юность

Сергей Рахманинов появился на свет 20 марта (1 апреля) 1873 года в родовом имении матери Онег, расположенном в Новгородской губернии. В этих местах прошло его раннее детство. Красивая природа русского северо-запада навсегда запала в душу будущего композитора, и ее образы не раз будут встречаться в его произведениях. Благодаря своей бабушке, вместе с которой юный Сергей посещал местные монастыри, он навсегда полюбил старинные русские обрядовые напевы и народные песни.

Любовь к музыке передалась композитору с кровью матери, ведь его старшие родственники имели к ней прямое отношение. Дед Рахманинова учился у Д. Фильда, а впоследствии стал пианистом, сочинял музыку и выступал с концертами в разных городах. Отец Василий Аркадьевич был от природы наделен музыкальной одаренностью, а мать Любовь Петровна с ранних лет учила играть сына на фортепиано.

Позднее его новым преподавателем стала А. Орнатская, поспособствовавшая устройству своего подопечного в Петербургскую консерваторию. Однако учеба здесь явно не заладилась, и на семейном совете было решено отправить Сергея в Москву в частный пансион профессора местной консерватории Н. Зверева. Позднее его наставниками станут также А. Зилоти и С. Танеев. В это время Сергей знакомится с П.Чайковским, предрекшим ему большое будущее.

Композиторский дебют

В 1892 году Рахманинов заканчивает Московскую консерваторию как композитор и пианист, а уже на следующий год он получил золотую медаль за оперу «Алеко», которая была написана на либретто, предоставленное всем студентам, выпускавшимся по классу свободной композиции. Это произведение очень понравилось П. Чайковскому, присутствовавшему на выпускном экзамене и поставившему Сергею пятерку с тремя плюсами. По его рекомендации оперу приняли к постановке в Императорском Большом театре. Она имела грандиозный успех у широкой публики. Критики отмечали необыкновенный драматизм произведения, его внутреннее богатство и выразительность мелодии.

Большая поддержка Чайковского, обладавшего высочайшим авторитетом в музыкальном мире, вдохновила Рахманинова на новые свершения. В это время появляется симфония «Утес», цикл «Музыкальные моменты», а также ряд романсов, среди которых «В молчании ночи тайной» и «Весенние воды». Смерть великого композитора так впечатлила Рахманинова, что он написал «Эллегическое трио», в котором гениально передал всю боль расставания со своим наставником.

Первые опусы композитора принесли ему широкую известность, но не прибавили богатства. Рахманинов вынужден был устроиться на работу в Мариинское женское училище. В 1897 году он один сезон отработал дирижером в частной русской опере С. Мамонтова и сумел поднять этот жанр на новую высоту. Вскоре Сергея Васильевича постигла новая неудача: премьера его Первой симфонии оказалась полностью провалена. Отчасти причина этого была связана с ошибочными действиями музыкантов, выступавших под управлением неопытного дирижера А. Глазунова. Внес свою лепту в фиаско и новаторский характер представленного музыкального материала. Этот провал настолько сильно повлиял на душевное состояние Рахманинова, что он на несколько лет прекратил писать музыку и даже вынужден был лечиться у психиатра. Впрочем, это не помешало ему заниматься другими делами. В 1899 году Сергей Васильевич выехал в первое международное турне как исполнитель, дав концерт в Лондоне. В это же время он неоднократно выступал вместе с Ф. Шаляпиным.

На пути к новым свершениям

Только в 1900 году композитор закончил Второй фортепианный концерт, ознаменовавший начало нового периода его творчества. В 1901 году это произведение прозвучало в Москве в авторском исполнении вместе с оркестром под руководством А. Зилоти. Второй концерт моментально обрел большую популярность и стал неотъемлемой частью репертуара лучших пианистов мира. Позднее фрагменты произведения будут неоднократно звучать в различных кинофильмах. Сразу после этого Рахманинов пишет Сонату для виолончели и фортепиано, которая оказалась наполнена поэтически-взволнованным тоном. Распевные темы произведения поражают эмоциональной насыщенностью и необыкновенной полнотой звучания.

Всеобщее признание композиторского гения Рахманинова привело его на сцену Большого театра, где он служил на протяжении двух сезонов. В этот период он написал две одноактовые оперы «Скупой рыцарь» и «Франческо де Римини», которые, правда, не снискали большой славы в отличие от «Алеко». Еще одна опера «Монна Ванна» так и осталась незаконченной. В 1906 году Сергей Васильевич отправился в путешествие на Апеннины, а затем переехал в Германию и три года прожил в Дрездене.

В 1909 году Рахманинов написал Третий фортепианный концерт, который не уступает по мелодизму и свежести вдохновения Второму концерту, превосходит его в зрелости и твердости мысли. По мнению Асафьева, именно с этого произведения начинает складываться «титанический стиль рахманиновской фортепианности». Вскоре он отправляется на гастроли за океан, а возвратившись, получает должность инспектора русской музыки.

Новая музыка

С начала второго десятилетия XX века Рахманинов увлекся крупными хоровыми формами, создав блестящие богослужебные композиции «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». В письме своему другу профессору Московской консерватории он так охарактеризовал работу над литургией: «Давно не писал...ничего с таким удовольствием». Дебютное исполнение произведения Синодальным хором состоялось в Москве в ноябре 1910 года.

В 1913 году увидело свет очередное монументальное произведение- музыкальная поэма «Колокола», написанная на слова стихотворения Э. По, переведенного К. Бальмонтом. Подтолкнуло Рахманинова к написанию музыки анонимное письмо, к которому был приложен русский перевод стихотворения По с комментарием, что он должен прекрасно лечь на музыку. Этот поэтический труд сразу запал в душу Сергею Васильевичу, и он принялся «с лихорадочным жаром» работать над своим сочинением.

В эти годы он написал несколько романсов: «Сирень», «Маргаритки» (на стихи И. Северянина), «Здесь хорошо», а также ряд небольших пьес для фортепиано. Всего в творческой биографии Рахманинова насчитывается около 80 романсов, большинство из которых он посвящал женщинам. Так, в 1916 году им были созданы шесть произведений, посвященных выдающейся исполнительнице Нине Кошиц. Сергей Васильевич неоднократно лично аккомпанировал ей на концертах и показывал свою восторженную влюбленность. После отъезда из страны Рахманинов больше не напишет ни одного романса.

Жизнь в эмиграции

В 1917 году во время революционного лихолетья, кода к власти пришли большевики, Рахманинов отправился вместе с семьей на гастроли в Скандинавию и больше не вернулся на родину. Этот шаг дался ему крайне тяжело, ведь в один момент была прервана та духовная связь, которая соединяла его со своей страной. «Уехав из страны, я потерял желание сочинять», - скажет позднее Рахманинов. В 1918 году он вместе с женой и детьми отправляется в США. Здесь он проявил себя, прежде всего, как талантливейший пианист, за четверть века давший множество концертов. Лучше всего ему удавалось исполнять собственные произведения, а также различные варианты интерпретаций сочинений композиторов-романтиков - Листа, Шопена, Шумана. Также здесь он очень редко выступал в качестве дирижера, хотя его приглашали руководить Бостонским симфоническим оркестром и оркестром в Цинцинатти.

Большая занятость во многом объясняет длительный творческий застой Сергея Васильевича. Только в период 1926/27 годов после почти десятилетней паузы он пишет свой Четвертый концерт. Причем автор несколько раз дорабатывал это произведение, посвященное Н. Метнеру. Первое исполнение концерта прошло в Филадельфии в марте 1927 года. В 1934 году Рахманинов написал «Рапсодию на тему Паганини». Это произведение включает в себя 24 вариации, посвященные 24 капрису великого итальянца, вдохновившего им не одного композитора. Рапсодию чаще всего исполняют без перерыва, но внутри она органично делится на три части.

В 1941 году Рахманинов закончил писать свое последнее произведение «Симфонические танцы». В этой симфонической сюите отчетливо слышны любимые автором церковные мотивы, а также музыкальные нотки оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Вообще, все его зарубежные сочинения проникнуты неким трагизмом, мистицизмом, осознанием отрыва от своей почвы. Несмотря на тяжелую болезнь (рак легких), Сергей Васильевич продолжал активную концертную деятельность. Всего за полтора месяца до смерти он вдохновенно играл первый концерт Бетховена, и только серьезный приступ болезни заставил его прервать гастроли. Сергей Рахманинов ушел из жизни 28 марта 1943 года в Берерли-хиллз и похоронен на кладбище Кенсико.

Личная жизнь

В жизни великого композитора было немало женщин, в разное время выступавших его музами. Среди них Верочка Скалон, для которой он написал романс на стихи А. Фета «В молчанье ночи тайной». Затем в его жизни появилась новая любовь - жена его близкого друга П. Ладыженского ─ Анна. Она покорила его своими черными цыганскими глазами и необыкновенной женственностью. Как знак поклонения к ней появился романс «О нет, молю, не уходи». В 1893 году у Рахманинова появляется новое увлечение - Наталья Сатина, которую хорошо знал еще с отрочества, так как одно время жил в доме ее родителей. По традиции и ей композитор написал романс, на этот раз «Не пой, красавица, при мне». Их отношения переросли в брак, который пара заключила в 1902 году. Через год у них родилась старшая дочь Ирина, а в 1907 году младшая Татьяна.

Ранние годы.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. его детские годы прошли в имении Онег неподалеку от Новгорода. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы:бескрайние просторы полей и лесов, величавые воды реки Волхов, с которой связан былинный сказ о певце-гусляре Садко.
Первой учительницей музыки будущего композитора (он начал заниматься с четырех лет) была его мать Любовь Петровна. мальчик делал быстрые успехи, но, несмотря на выдающиеся способности к музыке, его вместе с братом Володей его решили определить в пажеский корпус. Однако разорение семьи изменило это решение. Обучение в пажеском корпусе, стоившее дорого, оказалась теперь не по средствам. Володю отдали в кадетский корпус, а девятилетнего Сережу - в петербургскую консерваторию.

Петербургская консерватория .
Условия для занятий в консерваториии складывались неблагоприятно. Отец оставил семью - мать и шестерых детей. Сережа поселился у бабушки и тети, которые жалели его и всячески баловали. Предоставленный сам себе, Сережа изрядно бездельничал. "Моя бабушка, - вспоминал впоследствии Рахманинов, - была очень добродушная, она верила всему, что я ей говорил. Я получал от нее 10 копеек в день на расходы и на проезд в консерваторию, но я уходил прямо на каток и проводил там все утро". В результате часто случались плохие отметки по общеобразовательным предметам. С музыкальными занятиями дело обстояло благополучнее благодаря природным способностям. Но в классе фортепиано серьезной системной работы не было.
Летние каникулы Сережа проводил с бабушкой Софьей Александровной Бутаковой под Новгородом, где с большим удовольствием слушал перезвоны старинных церковных колоколов, пение монастырского хора. Эти детские впечатления отразились в дальнейшем в произведениях Рахманинова.
Тогда же возникли первые попытки сочинять музыку. это были импровизации на фортепиано, которые Сережа нередко выдавал за произведения известных композиторов.
1885 году в Петербург приехал двоюродный брат Рахманинова Александр Ильич Зилоти. в недавнем прошлом любимый ученик Н.Г. Рубинштейна и Ф. Листа, он, несмотря на молодость(будучи всего на десять лет старше Сережи), был уже известным пианистом, преподавал в Московской консерватории. Прослушав игру Сережи на фортепиано, Зилоти предложил матери перевести того в Московскую консерватории и получил согласие.

Московская консерватория.
Зилоти определил брата в класс педагога, друга Чайковского, Николая Сергеевича Зверева,который взял Сережу на полный пансион. Так он обычно поступал по отношению к одаренным ученикам. Зверев не только не брал денег за обучение, но, напротив, сам оплачивал преподавателей, обучавших мальчиков иностранным языкам и общеобразовательным предметам. он водил их в театр, на концерты. В летние месяцы воспитанники вместе с ним ездили на подмосковную дачу, в Крым, в Кисловодск.
Зверев был требовательным педагогом, приучил своих учеников к систематической работе. Строго взыскивал за провинности, не терпел лжи, лени, хвастовства. Уроки начинались ровно в шесть утра, и тот, кто по расписанию был первым, садился за инструмент. Исключений не было ни для кого, даже если накануне ученики поздно возвращались из театра или с концерта.
Поначалу такой суровый режим тяготил Сережу, но постепенно он привык к нему и превратился в человека исключительно собранного, волевого, дисциплинированного.
"Лучшим, что есть во мне. я обязан ему", - впоследствии говорил Рахманинов о Звереве.
в 1885/86 годы в Москве давал свои знаменитые исторические концерты А. Рубинштейн. Воспитанники Зверева прослушали весь цикл, и это оставило неизгладимое впечатление. Рахманинов Вспоминал: "Вот как мы учились играть в России: Рубинштейн давал свои Исторические концерты.... Он, бывало, выйдет на эстраду и скажет: " Каждая нотка у Шопена - чистое золото. слушайте!" И он играл, а мы слушали". Антон Григорьевич бывал у Зверева в гостях. Приходили к Звереву и другие интересные гости: профессора университета, художники, актеры, музыканты. Часто бывал Чайковский. Он сразу выделил Рахманинова из всех воспитанников, следил за его музыкальным развитием. Волнующим событием для Рахманинова стал экзамен по теории музыки при переходе на старшее отделение консерватории. Рахманинов получил на нем оценку 5+. Чайковский помог своему любимцу Сереже поставить в Большом театре оперу "Алеко". Он знал по собственному опыту, как тяжело начинающему музыканту прокладывать себе дорогу.
На старшем отделении консерватории Рахманинов Занимался в классе свободного сочинения у Аренского, в классе контрапункта у Танеева, фортепиано - у Зилоти. Уже в это время всех поражала феноменальная одаренность молодого музыканта, его редкая музыкальная память. Ему достаточно было услышать один раз сложное музыкальное произведение, например первую часть симфонии, чтобы тут же сыграть ее. Он наизусть запоминал пьесу, просмотрев ноты 3-4 раза. Рахманинов часто выступал в концертах, о нем заговорили как о выдающемся пианисте.
В 1891 году Зилоти покинул консерваторию, и Рахманинов решил сдать выпускные экзамены по классу фортепиано досрочно, годом раньше. сложную экзаменационную программу он выучил за три недели и блестяще исполнил ее. В следующем 1892 году он окончил консерваторию по классу композиции с Большой золотой медалью.

Ранние сочинения.

Уже в консерватории Рахманинов достиг больших успехов в области композиции. Созданные им в эти годы произведения свидетельствуют о таланте, силь­ном, глубоком, самобытном. Подлинным шедевром явилась среди них знаменитая П р ел ю д и я до-диез м и н о р, со­чиненная в 19 -летнем возрасте. "Однажды прелюдия про­сто пришла, и я записал ее. Она подступила с такой силой, что я не смог бы отделаться от нее, если бы даже попытался. Она должна была быть, и она стала", - писа л Рахманинов.

С каждым новым проведением мелодия звучит все более страстно. В среднем разделе прелюдии (Agitato ) она преобразуется в мятежно-порывистую тему, стремящуюся вверх. Следует напряженное развитие, после чего в репризе прелюдии (она написана в трехчастной форме) дра­матизм достигает высшей точки. Грозно звучит многократно усилен­ный октавами мотив-колокол, но и второй элемент утратил жалобный характер. В мощном изложении восьмизвучными аккордами он вос­принимается как протест, воля к действию. Однако исход борьбы не­ясен. Напряжение спадает, все тише звучат удары колокола, завершая прелюдию.

В консерватории был написан также Первый фортепи­анный концерт фа-диез минор. Это произведение, по-юно­шески непосредственное, - замечательная удача молодого композитора. В нем ярко проявился его мелодический дар.

Дипломной работой Рахманинова стала опера "Алеко" на сюжет поэмы Пушкина "Цыганы". Тема для сочинения оперы была предложена ему и двоим товарищам по курсу за месяц до выпускных экзаменов. Рахманинов написал оперу за 17 дней! Такая творческая активность поразила Аренского, который воскликнул: "Если вы будете продол­жать с такой скоростью... вы сможете писать по двадцать четыре акта в год! Это куда как хорошо!".

Для Рахманинова сюжет из цыганской жизни явился сильнейшим стимулом творческого вдохновения. Именно цыганская натура для многих художников прошлого была олицетворением естественной красоты, могучего порыва к воле.

Чуткой душой музыканта Рахманинов уловил и вопло­тил в своей юношеской опере трагический конфликт между стремлением личности к свободе и несбыточностью этого стремления. Рушатся мечты Алеко, надеявшегося среди цы­ган, живущих вольной кочевой жизнью, "презрев оковы просвещенья", обрести счастье: погибают Земфира и ее воз­любленный. Одной из впечатляющих страниц оперы яв­ляется Каватина Алеко. Она становится выражением глав­ной идеи произведения. Это психологический портрет крупным планом, лирическая исповедь огромной силы и страсти.

Десятилетие после окончания консерватории (1890-е годы).

Большой успех "Алеко" на экзамене, а затем в Боль­шом театре окрылил Рахманинова. Он много сочиняет. По­являются оркестровая фантазия "Утес", Первая симфония, фортепианные пьесы, романсы, духовный концерт а капелла и другие произведения. Рахманинов-композитор становит­ся известным, о нем пишут статьи.

В эти годы Рахманинов много читал. Подолгу стоял пе­ред картинами русских художников в Третьяковской гале­рее, часто бывал у Третьяковых дома. Любил ходить в театр, особенно в Малый, где выступали корифеи русской сцены - Мария Ермолова, Пров Садовский. Но жизнь складывалась трудно. Решительный и властный в исполнительстве и твор­честве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, час­то испытывал неуверенность в себе. Мешали житейская не­устроенность, одиночество, скитания но чужим углам, мате­риальные затруднения.

Сильным душевным потрясением стала для Рахмани­нова внезапная кончина Чайковского 25 октября 1893 года. Под трагическим впечатлением Рахманинов написал трио "Памяти великого художника" для скрипки, виолончели и фортепиано.

Первая симфония, исполненная в Петербурге под управлением Глазунова, успеха не имела, и Рахманинов тя­жело переживал это событие. В Москву он вернулся мрач­ным, расстроенным. Он потерял веру в себя, в свой талант, стал сомневаться в правильности выбранного жизненного пути. Несколько лет ничего не сочинял, лишь выступал в концертах, правда, всегда с неизменным успехом. Матери­альное положение его становилось все хуже. Но тут не­ожиданно Рахманинов получил приглашение от известно­го мецената С. И. Мамонтова занять должность дирижера в его оперном театре. Сезон, проведенный в нем, имел боль­шое значение для композитора. Он досконально изучил партитуры многих опер, приобрел дирижерский опыт, по­знакомился с выдающимися художниками, оформлявши­ми спектакли, - Васнецовым, Поленовым, Серовым, Врубе­лем, Коровиным. Крепкая дружба завязалась у Рахмани­нова с Шаляпиным, работавшим тогда в театре Мамонто­ва. Оба музыканта часто выступали вместе. По словам со­временника, "эти два великана, увлекая один другого, бук­вально творили чудеса".

Рахманинов посещал Льва Толстого, у которого всегда находил моральную поддержку. Дружеские отношения сло­жились у него с Чеховым и Буниным, с артистами Художе­ственного театра.

В 1899 году Рахманинов впервые выступал за границей (в Лондоне), в следующем году побывал в Италии. Радост­ным событием явилась для него постановка "Алеко" в Пе­тербурге по случаю 100-летнего юбилея Пушкина с Шаля­пиным в партии Алеко. Так постепенно готовился внутрен­ний перелом, и в начале 1900-х годов Рахманинов возвра­щается к творчеству.

Годы творческой зрелости (1900-1917).

XX век на­чался в жизни композитора со Второго фортепианного концерта, прозвучавшего как могучий набат. Современники услышали в нем голос Нового времени - напряженного, взрывчатого, с предчувствием грядущих перемен. Успех кон­церта, впервые целиком исполненного в 1901 году в Москве, был огромен. Он окрылил Рахманинова, вызвал небывалый творческий подъем. "Я занимаюсь целыми днями и горю в огне", - сообщает Рахманинов в одном из писем. Одно за другим появляются кантата "Весна", прелюдии, романсы, Вто­рая симфония. За эту симфонию, как ранее и за Второй кон­церт, Рахманинов удостоен премии имени Глинки. В 1909 году написан Третий фортепианный концерт - одно из выдающихся творений Рахманинова.

В музыке этого времени много пылкой восторженности и воодушевления. Но возникают и другие настроения. Раз­мышления о жизни и смерти порождают трагические обра­зы Первой фортепианной сонаты, навеянной трагедией "Фа­уст" Гёте; симфонической поэмы "Остров мертвых" по кар­тине швейцарского художника Л. Бёклина. Со временем эти настроения углубляются. Сложное время, революцион­ные потрясения, начавшаяся в 1914 году первая мировая война, тяжелые утраты, которые понесло русское искусство, порождают ощущение надвигающейся катастрофы. В му­зыке Рахманинова все чаще возникают агрессивные образы, мрачные, подавленные настроения (например, в отдельных частях вокально-Симфонической поэмы "Колокола" на сти­хи Эдгара По, в ряде романсов, в "Этюдах-картинах" ор. 39). Однако, создавая подобные произведения, Рахманинов нахо­дил в себе силы преодолевать эти настроения. Олицетворе­нием вечной красоты становится для него любимая с дет­ства русская духовная музыка. В 1910 году он пишет "Ли­тургию Иоанна Златоуста", а в 1915-м - "Всенощное бде­ние" для хора а капелла.

Интенсивное творчество сочеталось в эти годы у Рахма­нинова с не менее интенсивной концертной - пианистиче­ской и дирижерской - деятельностью. Некоторое время он работал в Большом театре и оставил память о замечатель­ных постановках русских опер. Эта работа вдохновила ком­позитора на создание двух одноактных опер - "Франческа да Римини" (по "Божественной комедии" Данте) и "Скупой рыцарь" (по "маленькой трагедии" Пушкина). Они были по­ставлены на сцене Большого театра и прошли с успехом.

Кроме того, Рахманинов принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Дягилевым в Па­риже. Одно время руководил Филармоническими концер­тами в Москве. Объездил с концертами многие европейские страны, гастролировал в Америке, где его выступления про­ходили с триумфом.

Но гораздо охотнее Рахманинов выступал перед русской публикой. В годы первой мировой войны он дал много кон­цертов в разных городах России. Половину сборов с них отдал на благотворительные цели, на нужды русской армии.

Рахманинов был отзывчивым человеком. Внешне суровый, всегда, однако, был готов прийти на помощь. Очень любил своих детей. "У меня есть две дочки... зовут их Ирина и Татьяна или Боб и Тасинька. Это две непослушные, непокорные, невоспитанные - но премилые и преинтерес­ные девочки. Я их ужасно люблю! Самое дорогое в моей жизни! И свет­лое!"

Рахманинов увлекался спортом, летом совершал прогулки верхом, зимой катался на коньках. Незадолго до начала войны приобрел автомо­биль, который водил сам. "Когда работа делается не по силам, сажусь в автомобиль и лечу верст за пятьдесят отсюда, на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса".

Рахманинов любил свое имение Ивановку в Тамбовской губернии. Здесь были созданы его лучшие произведения. "Он любил русскую зем­лю, деревню, крестьянина, любил хозяйничать на земле, сам летом брал косу, ненавидел, как личного врага, лебеду и прочие сорняки и часто часа­ми мне рассказывал, как хороша деревня", - вспоминала известная писательница Мариэтта Шагинян.

Рахманинов за границей. Последние произведения. 1917 год стал переломным в судьбе Рахманинова и его се­мьи. Февральскую революцию он встретил радостно, октябрь­ская вынудила его покинуть Россию навсегда. Главными причинами были опасения за судьбу семьи, ощущение своей ненужности новому обществу.

В декабре 1917 года Рахманинов с семьей выезжает в Швецию. Он дает концерты в Скандинавских странах, а за­тем переезжает в США. Началась изнурительная концерт­ная деятельность вначале в Америке, затем по всей Европе, подчинявшаяся суровым законам музыкального бизнеса. Количество выступлений было огромным: только в сезон 1919/20 года он дал 69 концертов. С ним выступали миро­вые знаменитости: скрипач Яша Хейфец, виолончелист Пабло Казальс, дирижеры Леопольд Стоковский, Артуро Тоскани-ни, Юджин Орманди, Бруно Вальтер. Его концерты проходи­ли в переполненных залах, портреты не сходили со страниц американских газет. Его узнавали продавцы, шоферы такси, носильщики, преследовала армия корреспондентов и фото­репортеров. Но триумф Рахманинова-исполнителя не мог заглушить в нем страстной тоски по отечеству. Даже круг близких друзей за рубежом ограничивался преимущественно выходцами из России. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки со­отечественников как за рубежом, так и на родине.


1

В статье рассмотрено влияние вмещающего ландшафта на творчество композитора С.В.Рахманинова. Он создал свой стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку двадцатого века. Природа имения Ивановка в Тамбовской губернии была его вдохновителем. Здесь он работал, отдыхал и черпал силы для своих гастролей. Почти все написанное Рахманиновым в России создавалось в Ивановке. Ради лета в Ивановке Сергей Васильевич отказывался от самых выгодных гастрольных предложений. Объясняя причину своего творческого кризиса после отъезда за границу, Рахманинов говорил, что, уехав из России, он потерял самого себя, что "у музыканта, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить".

композитор

вмещающий ландшафт

1. Аничкина Н.В. Влияние характеристик вмещающего ландшафта на народные игры. /Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы VIII международной научно-практической конференции. (21-22 мая 2010 г.; г. Липецк): В 3 ч. - Липецк: ЛГПУ, 2010. Ч. 1.- с. 165-168.

2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -М.: Рольф, 2002. - 560 с.

3. Историческая справка о Казанской церкви в с. Старая Казинка Мичуринского района Тамбовской области. [Электронный ресурс] / URL: http://starkazinka.prihod.ru/history(дата обращения 10.01.2016)

4. Музей-усадьба С.В. Рахманинова. [Электронный ресурс] / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 10.01.2016)

5. Рахманинов Сергей Васильевич (воспоминания о нем). [Электронный ресурс] / URL: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1136(дата обращения 10.01.2016)

6. Рахманинов, Сергей Васильевич https: [Электронный ресурс] / URL: https: //ru.wikipedi a.org/wiki/(дата обращения 10.01.2016)

7. Фраёнова О.В. Рахманинов // Большая Российская энциклопедия. Том 28. - Москва, 2015. - с. 267-270.

Душа стремится к свету и прозренью,
Готовит к новой жизни свой полет.
Ивановка затоплена сиренью,
От счастья сердце радостно поет.
Кристаллы фиолетовых энергий
Любви всеобщей высекают ток,
В небесный колокол звонит нам Сергий,
И льется музыки божественный поток!

А.К. Лукина

Вмещающий ландшафт - одно из фундаментальных понятий в системе социоестественной истории, изучающей взаимодействие природы и общества, которые возникают и развиваются на отдельных территориях и в определенных исторических отрезках времени.

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) — русский композитор, пианист-виртуоз, дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку двадцатого века

Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье. Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841-1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Село Старая Казинка является фамильным гнездом рода дворян Рахманиновых. Находится это село в Мичуринском районе, где Тамбовская область граничит с Липецкой.

Родоначальником тамбовской ветви Рахманиновых был царский стольник Иевлий Кузьмич Рахманинов, обосновавшийся в 1727 году в Старой Казинке. Представителями рода Рахманиновых, вышедших из Старой Казинки, были известный просветитель XVIII века, переводчик и публицист Иван Герасимович Рахманинов (1753-1807 гг.), русский учёный-математик, профессор и ректор Киевского университета Иван Иванович Рахманинов (1826—1897 гг.), знаменитый музыкант и композитор Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943 гг.)

В конце 1889 года Рахманинов приехал в гости к Варваре и Александру Сатиным. Их имение Ивановка в Тамбовской губернии стало его любимым местом отдыха и его лучшей творческой лабораторией. Ивановка стала местом, куда он «всегда стремился». Ивановка в жизни Рахманинова заняла особое место. «Я считаю его своим, - писал С. Рахманинов в одном из писем М. Шагинян, - так как живу здесь 23 года. Именно здесь давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось» (8 мая 1912 года. Ивановка).

Именно здесь Рахманинов создавал свои лучшие произведения, здесь во многом формировался как личность, как композитор. В Ивановке Сергей Рахманинов встретился с тремя сестрами Скалон, одной из которых была Вера. Девушка влюбилась в юного музыканта, и он ответил ей взаимностью. Рахманинов посвятил ей созданный в Ивановке романс «В молчанье ночи тайной», написанный им на стихи Александра Фета. Уехав в Москву, он написал ей более ста трогательных и возвышенных писем. Вере Скалон Сергей Рахманинов посвятил романс для виолончели и фортепьяно и вторую часть своего Первого фортепьянного концерта. В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию. Его дипломная работа опера "Алеко" по произведению А. С. Пушкина «Цыганы». Кроме неё написаны первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова. В период с 1890 года по 1917 год он почти каждую весну, лето, а часто и осень проводил в Ивановке. В 1902 году он женился на дочери Сатиных и своей двоюродной сестре Наталье Александровне (1877-1951 гг.) В Ивановке родились обе дочери Сергея Васильевича и Натальи Александровны - Ирина (1903) и Татьяна (1907). Именно здесь, среди степного раздолья расцвел талант великого музыканта. Здесь он много и плодотворно работал. В Ивановке появляются фортепианные концерты, музыкальные моменты, этюды-картины, романсы, симфонические произведения «Цыганское каприччио», «Утес» и многие другие. В период с 1890 по 1917 годы С.В.Рахманинов жил по следующему распорядку: осень, зима - гастроли по России, Европе, Америке; весна, лето - жизнь в Ивановке. Ради лета в Ивановке Сергей Васильевич отказывался от самых выгодных гастрольных предложений. Ивановка была для него,по его собственным словам, «милым сердцу и душе монастырем». Рахманинов любил ивановские сады, большой тенистый парк, пруды, чистый воздух и аромат прилегавших к усадьбе полей и лугов. Украшением и гордостью ивановского парка того времени была сирень. Отдельные кусты сирени были посажены даже между плодовыми деревьями в садах. Сергей Рахманинов очень любил цветущую сирень. Она вдохновляла его на создание произведений. Один из его романсов так и называется «Сирень». Место и время создания- Ивановка, апрель 1902 года. Автор стихов - Е. Бекетова, старшая дочь профессора А. Н. Бекетова, ректора Московского университета.

По утру, на заре,

По росистой траве,

Я пойду свежим утром дышать;

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать…

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живёт;

На зелёных ветвях,

На душистых кистях

Моё бедное счастье цветёт.

Одной из первых исполнительниц романса была А. Нежданова, чьи корни тоже были с Тамбовщины. В своих воспоминаниях она пишет: «Будучи артисткой Большого театра и выступая в концертах, я обязательно включала в свои программы романсы Рахманинова: исполняла всеми любимые вдохновенные романсы “Сирень”, “Здесь хорошо”, “У моего окна”, “Островок” и много других, таких же прекрасных по своей выразительности, поэтичности и красоте мелодии произведений».

С. А. Сатина, двоюродная сестра композитора писала: "К нашей усадьбе примыкала небольшая, около 100 дворов, деревня Ивановка. Вокруг нас простирались бесконечные поля, сливавшиеся на горизонте с небом. Вдали, на западе, виднелась колокольня нашей приходской церкви, находящейся в пяти верстах от Ивановки. На севере — чья-то ветряная мельница, на восток — ничего кроме полей, а на юг — наш осиновый лес. На протяжении многих верст вокруг Ивановки эти осины и наш сад около дома, были единственными деревьями среди полей, и поэтому этот осинник являлся убежищем для зайцев, лисиц, и даже забегавших иногда откуда-то волков, в особенности же для птиц, вивших там свои гнёзда и наполнявших воздух щебетом и пением."

Почти все написанное Рахманиновым в России прошло через Ивановку. В Ивановке Рахманинов работал над симфоническими пьесами «Утес», «Остров мертвых», «Цыганское каприччио», над Первой и Второй симфониями, операми «Монна Ванна», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», «Литургией Святого Иоанна Златоуста», поэмой «Колокола», Первым, Вторым, Третьим, Четвертым концертами для фортепиано с оркестром. В Ивановке Сергей Васильевич написал 24 прелюдий, 9 этюдов-картин, 2 сонаты, 49 романсов. 1 ноября 1918 года Рахманинов эмигрировал в США. Больше он никогда не был в России. В связи с отъездом у него начинается творческий кризис, он перестаёт писать музыку. Только через восемь лет он возвращается к композиторской деятельности. Рахманинов начинает работать и создаёт шесть произведений, среди которых "Четвертый концерт" и "Три русские песни". Объясняя причину своего молчания после отъезда за границу, Рахманинов говорил, что, уехав из России, он потерял самого себя, что "у музыканта, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить". Понимая, что вернуться в Ивановку он не может, пробует воссоздать черты сходства с природой Ивановки при строительстве виллы в Швейцарии, где и жил с 1930 по 1940 год. Вернувшись в США в 1941 году он заканчивает своё последнее произведение "Симфонические танцы". В годы Второй мировой войны Рахманинов даёт в США несколько концертов, в пользу Красной Армии. Денежные средства он передал со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». На деньги композитора был построен для армии боевой самолёт. Рахманинов очень хотел поехать на родину. По воспоминаниям внука Александра, Рахманинов «очень глубоко и искренне любил Россию, свою Отчизну, но терпеть не мог советский строй и его руководителей». До конца дней он хранил в памяти светлые воспоминания о "своей родине" Ивановке и стремился туда. Написанные в эти годы Три русские песни, Третья симфония, Симфонические танцы - это его любовь к России, к родной земле, которую он поцеловал, уезжая за границу, и на которую так и вернулся. После его смерти у секретаря нашли списки, насчитывавшие сотни адресов, по которым от имени Рахманинова оказывалась помощь. Он всегда помогал русским и России.

Большое место в творчестве С.В.Рахманинова занимают образы русской природы. Ивановка сыграла важную роль в возникновении его типично русских музыкальных картин. Живописные рахманиновские "пейзажи", созданные в Ивановке или под ее впечатлением, замечательны тем, что они передают не только картины природы, но и его эмоциональное состояние, что вместе со зрительным и слуховым восприятием природы композитором в них отражено все то, что соединялось в его представлении о Родине - душа русского человека, его влюбленность в свой край, его думы, его песни. В Ивановской усадьбе раскрылись и другие склонности С.В.Рахманинова. Он был русским. А русские, как нация, сформировались как земледельческий этнос. Посадить что-либо - это у русских в крови. Даже сейчас, несмотря на изобилие продуктов в магазинах, даже очень богатые русские обязательно посадят около дома сельскохозяйственные растения. Рахманинов также занимался сельским хозяйством: старался улучшить породу скота, покупал новый, современный инвентарь, интересовался полевыми работами. С русским пейзажем творчество Рахманинова связано своей сердцевиной, сокровенным движением души, рождающим вдохновение. Рахманинов говорил: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Музыка Сергея Васильевича Рахманинова органично сочетается с поэзией Федора Ивановича Тютчева. Композитор написал на стихи Тютчева четыре романса. В своем творчестве Рахманинов впервые обратился к лирике Тютчева в 1906 году, когда им были написаны два романса: трагический: «Всё отнял у меня» и лирический «Фонтан». Написаны они были летом в Ивановке. Но одним из замечательнейших образцов камерного вокального творчества Рахманинова это романс «Весенние воды» на стихи Ф. И. Тютчева. Он весь словно залит потоком солнца и в нём бушует ликование. «Молодые гонцы» весны радостно будят все вокруг и сообщают о грядущем обновлении, ведь его так заждалась природа. Энергия музыки подчёркивает вдохновенную силу этого таинственного превращения, которое повторяется каждый год, однако после долгой зимы и природа, и человек ждут весеннюю капель с нетерпением. Музыка Рахманинова в «Весенних водах» восходит к древнеславянскому мифу и чувству ожидания любви, страстного желания обновления Земли, что находится в подсознании и просыпается с небывалой силой каждой весной.

Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!.."

Музыка Рахманинова передает упоение жизнью. Она то льется, как бесконечная, широкая мелодия (Второй концерт), то бурлит, словно стремительные вешние потоки (романс «Весенние воды»). Рахманинов рассказывает о тех минутах, когда человек наслаждается покоем природы или радуется красоте степи, леса, озера, — и музыка становится особенно нежной, светлой, какой-то прозрачной и хрупкой (романсы «Здесь хорошо», «Островок», «Сирень»), В «музыкальных пейзажах» Рахманинова, тонко и одухотворенно передано обаяние русской природы: широкой, раздольной, бесконечно щедрой и поэтичной.

Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знамённого распева. Рахманинов вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.

Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941). И мы видим, что самый продуктивный его период был тогда, когда он находился в окружение русской природы, которая подпитывала его, давала силы и вдохновение. Россия не забыла своего сына. В 1968 году создан музей, а с 1987 года — Музей-усадьба С.В. Рахманинова в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области. С 1982 года в Ивановке ежегодно проводится Международный музыкальный фестиваль имени С.В. Рахманинова. Также, в рамках Международного Рахманиновского музыкального фестиваля, традиционно проходят концерты в Казинке.

Про Рахманинова-композитора часто говорят, что он «самый русский композитор». Рахманинов сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910; Всенощная, 1916). Рахманинов был порождением Руси и русской природы. Он воплощение русских пословиц, например таких как эта: "ну какой же русский не любит быстрой езды". Сергей Васильевич любил верховую езду, прогулки на моторной лодке и в автомобиле. Рахманинов написал произведения, в которых выразил то чувство счастья, какое испытывают люди среди полей, лесов, лугов и нив. Максим Горький сказал о нём: «Как хорошо он слышит тишину». Рахманинов синтезировал различные тенденции национального музыкального искусства и объединил их в Русский национальный стиль. Рахманинов любил ивановские сады, большой тенистый парк, пруды, чистый воздух и аромат прилегавших к усадьбе полей и лугов. Ивановка была частицей великой Родины. Её природа способствовала обострению национального самосознания композитора и пробуждала патриотизм. И эту великую любовь к вмещающему русскому ландшафту мы слышим во всех его произведениях.

Библиографическая ссылка

Пушилин Н.О. ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА РАХМАНИНОВА КАК ОТРАЖЕНИЕ ВМЕЩАЮЩЕГО ЛАНДШАФТА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=14334 (дата обращения: 18.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской («Могучая Кучка») школ в единый и цельный русский национальный стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении явился как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова - современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae.

Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Эволюция творческого стиля

Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889-1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900-1909 и 1910-1917) и поздний (1918-1941).

Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае - венского классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.

Первый - ранний период - начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение - один из первых в мировой музыке примеров полистилистики - словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского - Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере.

Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. 23. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой - претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода - грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913).

Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».

Поздний - зарубежный период творчества - отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки - и джаза, древнерусского знаменного распева - и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века - и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл - абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.

Последнее произведение Рахманинова - Симфонические танцы (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем - Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Рахманинов одним из первых осуществил синтез классической традиции и джаза.

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.




Top