На что живут цыгане. Как живут современные цыгане

Настроение сейчас - отл:)

В России цыгане появились триста лет назад. Первые таборы пришли со стороны Польши и практически сразу получили российское подданство. Сенатским указом 1733 года им разрешили «жить и торговать лошадьми», а также дозволили приписываться к любому сословию. Так, кроме цыган-крестьян появились цыгане-мещане и купцы, а XIX век ознаменовался и многочисленными браками между русскими дворянами и солистками цыганских хоров.

Положение цыган в Российской империи можно назвать даже привилегированным. К примеру, любой «беспачпортный бродяга» подлежал отправке по этапу по закону о бродяжничестве - только не цыган. Закон, конечно, не переписывали, просто решили, что он не про вольные таборы писан.

Вплоть до революции основными занятиями русских цыган были мена и перепродажа лошадей, но пришла новая власть, которая считала торговлю крайне подозрительным занятием. Однако цыганские активисты выдвинули тезис о «народе в лохмотьях». Это на время смягчило сердца большевиков, именно тогда на волне умиления был организован театр «Ромэн». Но идиллия длилась недолго. Вскоре начались расстрелы, облавы и массовые высылки в Сибирь.

Несмотря на все страдания во время Великой Отечественной войны цыгане добровольно уходили в партизанские отряды и сражались в рядах Красной Армии, в том числе и в артиллерийских, танковых, летных войсках. Многие из них были удостоены боевых наград. Так что у фронтовика Будулая из знаменитого кинофильма Александра Бланка немало реальных прототипов.

Около четверти советских цыган погибло во время геноцида. Потери были бы больше, если бы не помощь славянского населения. Цыган предупреждали о появлении карателей и прятали с риском для жизни. Объяснялось это в том числе и тем, что цыгане приносили местным крестьянам ощутимую пользу: одни снабжали мужиков дешевой кустарной продукцией, другие подряжались вскапывать огороды, возить дрова и торф.

После войны попыток навязать цыганам оседлый образ жизни не предпринималось до 1956 года, когда был издан указ, поставивший бродяжничество под запрет.

В начале 1990-х годов жизнь цыган вновь изменилась. Они стали первыми «челноками» во время перестройки. Ныне, увы, многие семьи погрязли в криминальном бизнесе - наркоторговле. Но по-прежнему существует и цыганская интеллигенция, артисты и музыканты; многие цыгане работают на производстве и в строительстве.

По официальным данным, численность российских цыган - 183 тысячи человек. Но словом «цыгане» обозначается множество разных этнических групп, из которых в России представлено более двадцати; мы описали некоторые из них.

Руска рома

Занятия: Торговля лошадьми, гадание, музыка.
История: Пришли в Россию в начале XVIII века. Уже в XIX веке русские цыгане были не только кочевниками, но и артистами, купцами и крестьянами. Ныне большинство имеет хорошее образование и владеет различными профессиями Особенности: Cамая многочисленная группа. Русско-цыганский диалект - язык межгруппового общения. Очень гостеприимны; легко идут на контакт с представителями других национальностей.

Занятия: Мена лошадей, кузнечное дело, гадание, музыка (исполняют песни русских цыган).
История: Украинские цыгане. Пришли с румынских земель, проживают на Украине с начала XVII века, значительное их число осело в России (Ростов, Воронеж, Самара).
Особенности: Одна из самых образованных этногрупп. Многие известные цыганские артисты России (Сличенко, династия Эрденко) - сэрвы.

Занятия: Музыка и ремесла (изготовление кирпича, плетение корзин).
История: Несколько столетий жили оседло, подверглись сильной ассимиляции. В границах СССР появились в середине XX века после присоединения Закарпатья. В советские годы работали на заводах и в сельском хозяйстве. После 1990 года многие лишились работы и стали выезжать в Россию.
Особенности: Говорят по-венгерски. По вероисповеданию католики и протестанты.

Занятия: Торговля, кузнечное дело, гадание.
История: Перекочевав на Крымский полуостров, приняли ислам, в диалекте появилось много заимствований из языка крымских татар. Голод 1930-х годов вынудил часть крымов переместиться в Закавказье, на Украину и в Россию.
Особенности: Считаются лучшими танцорами. Консервативны. Прочие цыгане предпочитают не иметь с ними конфликтов.

Кишиневцы

Занятия: Торговля, гадание.
История: После отмены крепостного права перекочевали из Молдавии на Украину и в Россию. До революции происходил процесс формирования купечества. До указа 1956 года имели криминальные заработки, но с переходом на оседлость занялись легальным бизнесом.
Особенности: Сохраняют свой диалект, в котором много молдавских слов, чтут старинные обычаи. Зажиточны, строят просторные красивые дома - образцы «цыганского вкуса».

Занятия: Торговля лошадьми, гадание.
История: Первые таборы перебрались в Россию из Венгрии в 70-х годах XIX века. Не выдержали конкуренции с русскими цыганами - торговцами лошадьми, лучше знавшими рынок, и долгое время жили на заработки женщин-гадалок.
Особенности: Cейчас завершается переход от католичества к православию. Имеют среди цыган репутацию богатых и несколько заносчивых людей.

Лингурары

Занятия: Изготовление деревянных ложек, корыт и прочей утвари.
История: Часть лингураров перекочевала в Молдавию из балканских стран в середине XX века.
Особенности: Православные христиане. Цыганский язык лингурарами утрачен - говорят по-молдавски. Подвержены ассимиляции. Женщин, продающих ложки, можно встретить и сейчас, в том числе за пределами Молдавии.

Котляры (кэлдэрары)

Занятия: Лужение посуды, изготовление котлов, гадание, перепродажа металла.
История: Румынского происхождения, православные. Переселились в Россию в конце XIX - начале XX века, живут большими замкнутыми общинами.
Особенности: Имеют богатый фольклор, соблюдают строгий свод нравственных норм, основанный на понятии «осквернения» - пэкэлимос. Женщины продолжают заниматься гаданием.

Занятия: Кузнечное дело и гадание.
История: Предки проживали в придунайском княжестве Валахия уже в XVII веке. Наиболее многочисленны на Украине и в южных областях России.
Особенности: Женщины до сих пор носят национальные костюмы. Сохраняют свой диалект цыганского языка. Большинство занимается мелкой торговлей и малоквалифицированным трудом. До сих пор изготавливают тяпки, подковы, цепи и т. п.

Люли (мугат)

Занятия: Ремесла, мена скота, музыка, гадание.
История: Прямые потомки выходцев из Индии, осели в Средней Азии, не дойдя до Византии. Многое в обычаях и в одежде заимствовали у коренного населения (хотя, например, паранджу среднеазиатские цыганки никогда не носили).
Особенности: Мусульмане. Родные языки - таджикский и узбекский. После 1992 года вынуждены были выбираться на заработки в Россию и на Украину. Мужчины нанимались на сельхозработы и стройки, но зачастую единственным источником доходов становился сбор подаяния.

Занятия: В прошлом - выступления с дрессированными медведями.
История: Молдавские цыгане, православные. В XIX веке главным ремеслом мужчин стало кузнечное дело; женщины в советское время нанимались на сельхозработы в колхозы и совхозы.
Особенности: Продолжают жить и работать в Молдавии, редко выезжая за ее пределы; несколько семей до сих пор выступают с медведями.

Томные романсы и пляски с медведями на потеху публике, отсутствие нормального жилья и даже начального образования, шикарные дворцы и масштабные фестивали - весь блеск и вся нищета повседневной жизни самого известного кочевого народа в нашем рассказе.

Цыгане - это явление воистину глобальное, интернациональное. Они живут на каждом континенте, где-то вбирая культуру местного населения, но всегда сохраняя свою. Непонятные широким слоям населения, что часто относится к цыганам предосудительно, они продолжают кочевать по миру со своим «цыганским духом», будто сами по себе. И эта проблема социализации в современном, сжимающемся под действием глобализации мире у них определяется тем же, чем и у израильских бедуинов . Цыгане не признают государственные границы, а государства не признают тех, кто не признает их границы.

Фото: borda, deviantart

И уж кому, как не нам, обитателям территорий бывших Российской Империи и Советского Союза, замечать метаморфозы, произошедшие с цыганским народом. Ещё столетие назад без цыган с их маленькими оркестрами и танцевальными труппами невозможно было представить ни одно более-менее крупное застолье, артисты цыганского рода отличали своим присутствием хороший кабак от плохого, на каждой ярмарке были они с обязательным дрессированным медведем. Сегодня же российские цыгане ассоциируются у большей части населения с полунищенским существованием в незаконно занятых хлипких хибарах, преступной деятельностью и прочими не слишком приятными вещами. Произошла эта трансформация, понятное дело, не сама по себе - ассимиляция и перевод на оседлый образ жизни цыган были важными пунктами социальной программы советской власти, чему сами цыгане зачастую не были рады. Во многих таборах запрещалось получение даже начального образования (это, в общем-то, считается в цыганской среде правилом хорошего тона), плоды чего в виде массовой необразованности российские цыгане пожинают до сих пор (не без исключений, конечно, например, сэрвы считаются одной из наиболее образованных цыганских этногрупп в мире).

Фото: Joakim Eskildsen

Фото: Joakim Eskildsen

И случай с Советской Россией отнюдь не уникален - цыгане в Европе всегда делили звание гонимого народа с евреями. Вместе с ними они оказались и в числе народов, ставшими жертвами Холокоста. В более демократичной форме это продолжается и сегодня (массовые выселения цыган с территории Франции в 2010 году, например). Так что же заставляет цыганский народ веками под чудовищным давлением жить так, как жили их предки, заниматься привычными (пусть зачастую и предосудительными с точки зрения закона) делами, сопротивляться совершенству современного мира до последнего? Ответ прост - романипэ. Это неписаная философия цыган, бытовая эзотерика (не религия, по вероисповеданию большинство цыган - христиане, немного - мусульмане), свод законов, передающийся из уст в уста, из поколения в поколение. То, что принято назвать «цыганским духом» - образ жизни, выбранные профессии, культурные традиции.

Фото: Joakim Eskildsen

Фото: Joakim Eskildsen

Но под давлением современного мира и нашей реальности, не терпящей альтернатив от свободолюбивых людей, «цыганскому духу» остаётся всё меньше и меньше свободного пространства. Например, большая часть цыган, которых издревле принято считать исключительно кочевым народом, давно перешла на оседлый образ жизни. Многие таборы расселились по свободным домам в деревнях и на окраинах городов, пережив уже несколько поколений оседлости. Цыганский дом - небольшая хижина, часто, покосившаяся от старости, преимущественно одноэтажная. Последний факт связан с тем, что женское тело ниже пояса у цыган считается чем-то сакрально грязным, а, следовательно, им нельзя находиться этажом ниже того, по которому ходит дама. Хотя, не без исключений, например, жители цыганского гетто Столипиново в болгарском Пловдиве давно от этого правила отказались, иначе они просто не могли бы жить в престарелых пятиэтажных «хрущёвках». Из дизайнерских особенностей дома - обязательное наличие большого зала (часто в ущерб жилому пространству), в котором цыганская семья принимает гостей и проводит массовые праздники. У тех цыган, что по заветам предков продолжают вести кочевой образ жизни, роль зала выполняет свежий воздух. Вместить всех гостей в дома на колёсах, в наше время заменивших цыганам кибитки, понятное дело, представляется задачей невыполнимой.

Фото: Joakim Eskildsen

Фото: Joakim Eskildsen

Как и всем народам мира, цыганам не чуждо социальное расслоение - разница между благосостоянием простых людей и так называемых цыганских баронов может достигать невероятных размеров. Дома же баронов, глав таборов, в руки к которым зачастую стекаются незаконные финансовые потоки, могли бы остро контрастировать с покосившимися хибарами и замызганными грязью жилыми прицепами, если бы располагались среди них. Но, как правило, бароны ставят свои поражающие роскошью (и, часто бывает, полным безвкусием) особняки в весьма фешенебельных районах. Величина прибылей некоторых из цыганских лидеров иногда обусловлена тем, что приворовывать в цыганском обществе не считается чем-то зазорным. По одной из легенд, табор, проходивший мимо распятия Христа, прихватил с собой один из гвоздей - в следствии Бог разрешил народу немного присваивать чужое.

Фото: gdtlive.com

Но не воровством лошадей и попрошайничеством единым живут цыгане. Своих доходы многие из них предпочитают извлекать честным трудом. Не трудом на фабриках, который у этого народа считается «нецыганской» профессией, за которую могут даже изгнать из этнического общества, но талантами первоклассных артистов. Цыгане могут навсегда осесть на одном месте, они могут перестать разговаривать на родном языке, но при этом собственную культуру цыгане не забывают никогда. И даже гадания, с которыми у нас часто ассоциируются цыгане, воспринимаются в их среде как эзотерическое артистическое искусство. Но куда большего успеха цыганский народ добился в музыке и танцах. В России они до сих пор распевают романсы и отплясывают цыганочку, в Испании играют и танцуют фламенко не хуже самих испанцев, но со своим колоритом, в Турции исполняют свой особенный танец живота, в котором не прочь показать своё мастерство и цыганские мужчины. Всё это культурное разнообразие сегодня уже сложнее встретить на улице (тем более, в приличной концентрации, которая осталась если только на Балканах), зато буйным цветом оно расцветает на фестивалях цыганской культуры - майском «Кхаморо» в Праге, осеннем «Романи Яг» в Монреале, сентябрьском «Амала» в Киеве. И каждый день - в любом месте, где сегодня живут цыгане, ведь их образ жизни, «цыганский дух», романипэ - это и есть настоящее искусство.

Фото: Angelita70, panoramio

Как правило, цыган видели все народности мира. Эта кочующая нация расселилась практически повсеместно, вливаясь и перенимая многое у тех, с кем она бок о бок соседствует. Во время Второй мировой войны, геноцид цыган был таким же ужасающим, как и «решение еврейского вопроса», однако достоверных данных, ввиду того, что у цыган не было паспортов или еще каких-то документов, удостоверяющих личность, по-прежнему нет.

Историками называются лишь приблизительные цифры в районе 200 тысяч человек. Сейчас цыгане, благодаря огромной плодовитости восстановили свою мировую численность и увеличивают ее год от года. У них появились свои развитые и просвещенные бароны, они освоили последние достижения техники, однако большинство, так и остались верны своей средневековой культуре.

Итак, что мы знаем о современных цыганах?

Язык

Большинство цыганских народностей давно утратили свой родной язык, только 20% цыган по всему миру сохранили верность родному наречию, остальные же переняли языки той страны, в которой они остановились. Только в России цыгане говорят по-цыгански, и здесь количество носителей одного языка необычайно велико. Алфавит у цыган также отсутствует, однако по всему миру они пишут либо русскими, либо румынскими, либо венгерскими буквами, в зависимости от места рождения. Также именно эти три вышеперечисленные страны считаются у цыган нечто вроде «родины».

Обычаи

Хоть и лошадей в промышленных масштабах цыгане красть перестали, однако подкова - главный символ удачи. Найти на дороге подкову, что с наступлением прогресса стало делом невероятно сложным, у цыгана - главное событие жизни, однако если он нашел ее концами к себе - то она считается испорченной - из нее расплескается счастье. Если же подкова обращена к цыгану выпуклой стороной, значит, ее скорее надо подбирать и тогда удача никогда не покинет цыгана.

У каждого цыгана в ходу два или три имени. Одно для паспорта, второе, короткое, для повседневного обращения в таборе. Третье имя - удачливое, имеет звучание сходное с драгоценностями или цветком: Лилия, Роза, Рубинчик, Валюта.

Свадьба - не менее главное обрядовое событие

Женятся обычно в 16-18 лет, хотя можно и раньше, по согласию родителей. Сначала происходит сватовство, потом родители невесты оценивают, хорош ли жених или нет, если все гладко - устраивают пышную свадьбу, которая все чаще проходит в кафе или ресторане. Диджеев, тамаду и прочих свадебных персонажей приглашать считается дурным тоном.

Старший или влиятельнейший родственник берет на себя обязанности распорядителя и объявляет - танцует семья такая-то, и все от мала до велика обязаны танцевать. Под утро жениха с невестой отправляют в опочивальню, а родственники стерегут дверь, им обязаны показать простынь с доказательствами того, что свадьба была «честная».

Свадьба неизменно записывает на видео, и данный видеоматериал - богатство и своеобразная валюта у цыган. Дальние таборы приходят специально «купить свадебное видео», а посиделки с просмотром и пересмотром «своей свадьбы, чужой свадьбы и свадьбы родственников» заменяют наши привычные сериалы и походы в кино.

Внешний вид

Цыганки в цветастых широких юбках - это не только дань прошлому, но и дань цыганской моде, которая неизменна из века в век - чем шире, блестящее и богаче выглядит юбка - тем красивее цыганка. В брюках ходить нельзя, так как брюки слишком выделяют все то, «нечистое», что находится ниже пояса. По той же причине цыганской женщине необходимо уметь ловко управляться со своей широкой юбкой, ей нельзя задевать ей мужчин - это оскорбление.

Ношение большого количества золота, цыгане современности объясняют просто

Во-первых, это фамильные драгоценности, память о родителях. Во-вторых, ведя непрерывную кочевую жизнь сложно брать с собой и перевозить нажитое имущество, а если все переведено в золотые украшения - задача упрощается. На каждого ребенка покупаются браслеты, цепочки, серьги, еще с рождения. Невесту должны обеспечит солидным золотым приданным, а цыганские бароны нередко носят большой золотой крест еще и как символ своего высокого положения.

Заработок

Цыгане работать не любят - это общепризнанный факт. Однако мужчинам, которые в основном проводят свое время за игрой в карты и дружескими посиделками, хочется есть, поэтому у цыган заработок происходит следующим образом. Самые младшие, под присмотром одной-двух «мамок» идут попрошайничать, молодняк постарше предоставлен сам себе - они собирают железный лом, бутылки, но так или иначе тоже должны поставлять деньги.

Старшие, как правило, занимаются торговлей. Торгуют цыгане в основном одеждой или предметами домашнего обихода (ковры, куртки, тапочки) либо, поддавшись веяниям времени, перепродают китайские мобильники и планшеты. Мужчины в этом случае обеспечивают охрану и надзор.

Воровство или сбыт наркотиков, вопреки распространенному мнению, редкость для цыган. В среднестатистическом таборе, попавшийся на таком сородич изгоняется из сообщества, человеку перестают помогать и приглашать в гости. Переезд в другой город ничего не даст - цыганская почта работает как часы, и весть о «плохом ромале» передастся очень далеко.

Очень узкий сегмент, те самые просвещенные и окультуренные цыганские семьи занимаются недвижимостью - сдают в аренду помещения или держат свои кафе и рестораны. Именно их называют баронами, и именно у них отстроены большие особняки, рядом с которыми стоят внедорожники последних моделей.

Образование и медицина

Вот в чем цыгане безнадежно отстали и вовсе не горят желанием сокращать разрыв. В школы отдают детей неохотно, так как учеба мешает заработку. Даже поступивший туда цыган вряд ли сможет полноценно закончить ее, так как к получению любых документов, аттестатов, паспортов и прочее - цыгане относятся с неприязнью.

Свидетельство о рождении - даже этот документ считается у цыган вовсе необязательным и его же отсутствие первое препятствие для поступления в школу. Только с наступлением неумолимого прогресса, когда для социальных льгот, проживания и пересечения границ стал обязательно требоваться паспорт, цыгане стали получать его, зачастую ставя в графе «прописка» первый попавшийся город.

Лечатся цыгане исключительно травами и заговорами

В аптеках, по их мнению, нет ничего кроме химии, а настойки трав, ягод и испытанный секретный заговор - лучшее средство от болезни. Если же цыган все-таки умирает, значит просто подошел его жизненный путь к концу, надо обязательно выбросить все его вещи, кроме золота, и по возможности сломать его дом.

«Не балуйся, а то цыганке отдам!» - не раз слышал я, как мамы пугают так детей. Но кто такие цыгане, и почему их все так боятся? Действительно ли они гипнотизируют людей и выманивают деньги? Кто такой барон и как он живет? За ответами на эти вопросы я отправился в цыганский табор.

Однажды я выезжал из города и заметил по обочине странные картонные домики. Посмотрев дома на карту, я увидел, что это цыганский поселок. Я был очень удивлен - никогда бы не подумал, что такое бывает по-настоящему и в Челябинске. С тех пор мысль наведаться туда не покидала меня. И вот, волей случая мы уже едем.

Оба табора находятся на выездах из города, с противоположных сторон. Мы выбираем тот, в котором, как оказалось, у нашего водителя есть знакомый. По дороге все шутят, вспоминая цитаты из фильма «Большой куш», ожидая, как нам попытаются «впарить» фургон и «собаку в нагрузку»...

И вот мы на месте. Я вижу перед собой одноэтажные дома, сколоченные из фанерных досок. Домики серые и грязные, их всего около 25–30. Первой мы видим цыганку, которая гонит гусей в загон, я тороплюсь достать фотоаппарат, но не успеваю.

Наша машина останавливается и внезапно, изо всех щелей появляются дети, которые облепляют машину. Становится не по себе.

Мальчик в красной футболке только что вышел из «Приоры» и держит в руках ключи и сотовый телефон.

У цыган есть необычное умение - они неожиданно появляются из ниоткуда и так же неожиданно исчезают. К нам подходит мужчина и спрашивает, зачем мы к ним заехали. Объяснив, что мы хотим пофтогографировать быт, нам дают разрешение. Что интересно, это не особо важно, потому что, как выяснилось, разрешение каждый из них дает свое, не спрашивая остальных, а остальные могут быть и против.

Я начинаю фотографировать, а вокруг меня толпа детей. Все кричат «дядя, сфотографируй меня!» и лезут в кадр. Начинается просто какой-то ужас... Все бегут за мной, трогают за руки, пытаются снять очки. Девочка рядом садится в лужу и начинает ходить в туалет...

Наш водитель Серега был здесь несколько раз и говорит, что лучше сфотографировать их или сделать вид - все равно не отстанут. Я начинаю снимать детей, и с каждым кадром они не успокаиваются, а напротив, все громче кричат и просят фотографировать их еще. При этом они все толкаются и лезут в кадр первыми.

Поселок состоит из нескольких импровизированных улиц. Здесь живет около 30 семей.

Скоро появляется сын одного из авторитетных мужчин в таборе - Валера (в синей футболке слева) и сообщает нам, что в таборе траур и пока нам лучше не фотографировать здесь, а приезжать через неделю. Мы понимающе вешаем камеры на шею.

Но при этом он сам просит сфотографировать некоторых детей, которые не успокаиваются... Я окончательно запутываюсь и продолжаю снимать.



На улицу потихоньку стягиваются взрослые мужчины. Все сначала выглядят очень сурово и спрашивают о цели нашего визита и вроде бы запрещают снимать, но потом сами позируют и пытаются попасть в кадр.

А один цыган даже красиво сел и сам попросил его запечатлеть.

И самый активный мальчик, который вышел из «Приоры»

Я постепенно двигаюсь к машине, боясь за свои карманы, мои напарники тоже уже садятся. Немного успокоился я только тогда, когда сел на заднее сиденье за тонированными стеклами и закрыл дверь на кнопку. Теперь дети лезут в машину, не давая закрыть дверь, и кричат «дядя, дай копеечку!».

С борьбой мы закрываем дверь в машину и трогаемся. Я молюсь, чтобы машина не сломалась и мы побыстрее уехали. За нами еще бегут несколько цыганят...

Естественно, мы не удовлетворяемся таким результатом и принимаем решение отправиться во второй табор, который стоит в другом конце города. Прибыв на место, мы видим точно такие же домики. Но если в первом таборе у нас был хоть какой-то знакомый, то здесь мы вообще никого не знаем. Поэтому, приехав, мы еще несколько минут сидим в машине, предвкушая то, что сейчас начнется...

Но здесь все начинает развиваться несколько по другому сценарию. Первой нас замечает женщина, и уже за 30 секунд из одной она превращается в несколько с детьми. Дети, увидев камеру, сразу просят сфотографировать их, но не так нагло, как в первом таборе, а уже намного более цивилизованно. Женщина оттаскивает своего ребенка, не желая, чтобы он попал в кадр.

Но это ему (или ей) не особо мешает. Все уже смеются, включая маму.

В этом таборе все происходит намного спокойнее. Цыганки начинают рассказывать нам, что их поселок хотят отобрать, и все говорят фамилию Давыдов. Говорят, что к ним уже приезжали люди с камерами и что-то снимали. Общаются они спокойно и вежливо, даже на некоторое время становится интересно и приятно с ними разговаривать. Разница с первым поселком разительная.




За разрешением на съемку нас отправляют к барону, и мы начинаем искать его дом. По пути за нами отовсюду наблюдают и с интересом рассматривают. Но дети ведут себя прилично, не кричат и не бегут толпой.

Дом барона был найден не сразу, попробуй различи эти дома...

И уже около дома нас встречают несколько взрослых и крепких мужчин и начинают, что называется, задавать «неудобные вопросы». Здесь уже становится не по себе. Адекватно воспринимать реальность мозгу не дают стереотипы про цыган.

Кое-как объяснив им, зачем мы приехали, мы видим подъезжающую к дому машину. «А вот и барон из магазина приехал!».
Мне сразу представляется, что сейчас выйдет какой-то здоровый черноволосый мужик в золотых цепях и шубе на голое тело, но к нам подходит очень приятный и приветливый мужчина по имени Юра. По крайней мере, так он нам представился. Я рассказываю о наших съемках.

Он приглашает нас в дом. Мне становится жутко, со спины подходит около десятка мужчин и все настойчиво предлагают войти в дом и «выпить чаю». В конце концов мы соглашаемся и следуем внутрь. В голове крутятся самые жуткие картины.

Миновав маленькую прихожую, мы сразу попадаем в кухню. Садимся за стол и вдоль стен встают мужчины, барон садится с нами за стол. Все остальные стоят. Смотря на это все, возникает устойчивая ассоциация со сценой из фильма «Большой куш». С нами так же разговаривает один барон, но все остальные мужчины дополняют его ответы.

У плиты суетится женщина - жена барона. И уже скоро на столе появляется три стакана на блюдцах, в каждом из которых лежит слива. Мы с коллегами недоуменно переглядываемся. Но вскоре выясняется, что это традиционное приготовление чая. В эту же кружку кладется обыкновенный пакетик чая и заливается кипятком.

В верхней левой части кадра, вы можете увидеть, как вдоль стен стоят те самые цыгане.

Мы начинаем разговор с Юрием, и я объясняю, что моя цель - показать в своем репортаже цыган обыкновенными людьми. Показать, что цыгане такие же люди, как все, и что человеческое им не чуждо. Первые вопросы мы почему-то задаем о свадьбе.

Традиционная свадьба, какая она?
- Детей мы женим в 12 лет...

Мы сначала думаем, что это шутка, но Юра улыбается и начинает объяснять.

Когда мальчику уже 12 - его пора женить. Его отец разговаривает с отцом какой-нибудь девочки и они договариваются о женитьбе.

Мальчика, а девочку тем более, спрашивать никто не будет. За них уже все решено.

Почему детей женят так рано? Это нужно для того, чтобы мальчик, как будущий мужчина, с детства привыкал нести ответственность и понимал, что у него есть семья, которую нужно кормить и защищать. Свадьба длится три дня и мало чем отличается от нашей с вами традиционной свадьбы.

Пока идет эта беседа, на столе появляется кое-какая еда. Я уже, совершенно осмелев и забыв о том, «что меня пытаются отравить», уплетаю бутерброд. А мужчины, будто окончательно расслабившись, расходятся по делам, а один садится с нами за стол.

Как раз в день нашего приезда в таборе гостил цыган из Самары, приехавший в гости на несколько дней. Он тоже показался довольно приветливым и общительным. По дому ходит мальчик без штанов, жуя что-то, а рядом с ним «пёсик».

Я выбираю момент и задаю вопрос, который больше всего меня волнует: «Почему вы не живете в квартирах, а строите свои дома» и получив ответ, я нахожусь в шоке.

Нельзя, чтобы женщины были над мужчиной. Это неправильно и недопустимо.

Оказывается, у цыган страшное преступление, если женщина находится на втором этаже, над головой мужчины.

«Она должна знать свое место и всегда быть ниже», - показывает нам рукой Юра.

Мы затрагиваем тему иерархии и выясняется, что это касается и еды. За одним столом с мужчинами женщины есть не могут - они едят после. Но если женщина уже старая и мудрая, то иногда её пускают за стол, выражая уважение. Более того, нижняя часть тела женщины считается изначально оскверненной. И одежда, которую носит женщина ниже пояса. Прикасаться к ней мужчина никогда не будет.

Традиционно, у женщины должна быть длинная юбка до пола. У мужчин традиционная одежда - папаха. Рассказав об этом, Юрий убегает в комнату искать в шкафу шапку. Для фотографии он одевает её.

- Она осталась мне еще от деда. Позор мужчине, когда у него нет такого головного убора, тем более, если ты барон, - рассказывает Юра. Но на сегодня традиции опускаются, ведь мы живем в современном мире, и папаха одевается уже только по праздникам.

Барон, кстати, выбирается всем табором. В его задачи входит контроль за порядком в таборе, решение споров, контроль денег и т.д. Барон - это такой локальный и 100% уважаемый «президент». Очень важно, чтобы в таборе был порядок. В первую очередь для того, чтобы другие цыгане, из других городов, никогда не могли сказать, что в нашем таборе что-то плохо.

Каждый вечер, цыгане собираются на «пятиминутку». Здесь табор обсуждает, как у кого дела, кто в чем провинился, как дела на работе и т.д. Работают, кстати, челябинские цыгане с металлом. Даже называют себя они «металлоломщики». Поэтому молодые мужчины-цыгане не фотографируются - боятся.

А вот с русскими вы дружите? Бывает такое, что они приходят в табор? - спрашиваю я и понимаю, что задаю глупый вопрос. Сам ведь сижу, пью вкусный чай и угощаюсь нехитрой едой.
- Конечно, у нас часто гостят русские друзья, и мы общаемся с соседним поселком.
- А бывает брак между русскими и цыганами?
- Нет, ни в коем случае! Это недопустимо!

С Юрием общаться очень интересно. Он рассказывает нам про проблемы.

Администрация города не хочет давать бумаги, подтверждающие право владения землей, поэтому мы не можем строить уже нормальные, хорошие дома. Вдруг нас выгонят? Сейчас у меня идут переговоры с Давыдовым, и я надеюсь, что скоро все у нас получится, и мы сможем законно жить на свей земле.

Оказывается, цыгане, которые сидят на улицах с грудными детьми, так же ненавистны настоящим цыганам, как и нам с вами. Зовутся они «люли». Люли - это позор цыганского рода. Кстати, они православные. Но бывают и мусульмане, они называются «харохане». К цыганкам, которые на вокзале раздевают людей, Юра относится тоже негативно. «Это ведь просто грабеж!», - говорит Юрий.

В доме становится душно и жарко от чая и мы выходим на улицу.

В прихожей кошка с котятами.

А с другой стороны - пёсик.

На улице женщины кипятят воду. Дети здесь, кстати, все грязные и чумазые. Но это выглядит даже смешно. Зато все сытые и довольные.

Пока мы ходим и фотографируем, в табор приезжает такси. Я сначала подумал, что у меня галлюцинации, а потом увидел, что это цыгане приехали домой.

Один дом здесь вообще выглядит прилично, и на нем есть даже спутниковая тарелка, которая не очень сочетается со всеобщим хаосом в поселке. К слову, в этом таборе тоже около 30 домов и 30–40 семей.

А другие дома, выглядят, например, так:

Мы разговариваем с Юрием и мимо нас идет женщина. «Повернись!» кричит она. Мы с недоумением смотрим на Юру и он улыбнувшись рассказывает.

Как правильно воровать, кто нравится цыганским девушкам, как цыгане борются с наркоманами и почему у современных цыган нет денег? Поговорил с самим цыганским бароном Артуром Михайловичем Черарем. Первое, что сделал барон – передал визитку, которая с трудом вмещала все его титулы:

Цыганский барон всея Молдовы;
Общественно-политический деятель Республики Молдова и стран СНГ;
Всемирный комиссар по цыганским судам Крис-Романи от Euro International Romani Union;
Президент международного благотворительного фонда "Культура, развитие и возрождение нации" имени барона Мирчи Чераря;
Почётный президент коалиции цыганских неправительственных организаций Республики Молдова;
Министр иностранных дел и министр масс-медиа цыганских организаций Молдовы:
И прочая, и прочая.

Артур Черарь – сын знаменитого цыганского барона Мирчи Чераря, который вместе со своим братом Валентином ещё в советские времена сделал состояние на пошиве нижнего белья под маркой "Черарь". Мирча и Валентин Черари были одними из первых, если не первыми миллионерами в СССР. По слухам, у Мирчи даже был личный самолёт, а у его овчарки были золотые зубы. Но слухов вокруг него ходило так много, что ничего нельзя утверждать наверняка.

Шикарные дома на Цыганской горке в Сороках начали вырастать с середины-конца 80-х, как раз в период расцвета кооперативного бизнеса Черарей. В 1998 году барон Мирча Черарь умер, и его наследником стал Артур. Он уверяет, что его кандидатура была утверждена на полноценных выборах, за него отдали свои голоса 98% цыганских избирателей. Королём он пока не стал.

Барону сейчас 55 лет, родился он в 1960 году в Сороках. После школы учился в местном ПТУ и совхоз-техникуме, получал образование товароведа и инженера. Затем, по его собственным словам, учился в МГИМО. Ни одно из учебных заведений он так и не окончил, зато некогда работал в знаменитом цыганском театре "Ромэн". У барона есть сын Артур, его будущий наследник, и две дочери.

Пообщаться с цыганским бароном очень просто. У вас должно быть к нему дело, способное принести деньги. Ну а что вы хотели – это же легендарный цыганский барон!

Приезжаю в Сороки и ищу дом Артура. Первая же цыганка показывает направление, маленький цыганенок настаивает, что без его помощи мы дом не найдем, и требует посадить его в машину. Дом находится через 50 метров по этой же дороге.

Трехэтажный кирпичный дом в центре Сорок. Встречает гостей Артур с супругой. «Хорошая у меня жена, но жаль, что только одна!» – сразу шутит барон. Дом не достроен и, видимо, достроен не будет никогда. Деньги у цыган закончились...

Всё у нас есть, одного только нет.
- Чего же?
- Денег!


Моему роду, роду баронов, больше тысячи лет. Мне один сказал недавно: "Вы знаете, господин барон, у вас есть имя". Всё! Мой отец был признанный барон – считаю, что он был королём, царём, императором! Это же великая Империя была. Со всех концов Советского Союза приезжали к нему: и за деньгами, и за советом, и за тем, чтобы рассудить, и за тем, чтобы попросить помощи. Все приезжали к Мирче Черарю.

С 65-го года он начал... Мне 5 лет тогда было, и я с детства ходил на все сходки, на все разборки. И, честно говоря, я не сожалею о том, что всю свою сознательную жизнь был правой рукой этого человека. Он достоин уважения: красавец был, умница, образование – 5 классов. Прошёл голод в 46-м году.

Дедушка до Берлина дошёл, взял Берлин, вернулся обратно. Старшая сестра отца Алуна вытаскивала воду из колодца, увидела его, крикнула "Папа!", у неё случился разрыв сердца, и до вечера она умерла. Вот тебе трагедия: от радости – разрыв сердца!


Во дворе стоят две "Чайки" и еще какой-то автохлам. Барон мечтательно рассказывает, что "Чайки" он обязательно восстановит, и сразу хвастается, что одна из машин принадлежала Андропову.


Если бы не грёбаные таможни, сохранился бы Союз, мы бы многим утёрли нос. Я не скрою: мы первыми миллионерами были официально, когда открылось кооперативное движение в бывшем Союзе. У нас работала фирма, мы являлись спонсорами всех передач, в том числе передачи "Петало Романо" ("Цыганская Подкова")...

Многие машины в Сороках на российских номерах.


Цыгане в Сороках есть, но большинство уезжает. Строят дома в Подмосковье, в Серпухове, имеют двойные гражданства. Дома здесь оставили, не продают, но некоторые уже хотят продавать. Говорят: "Какая мне перспектива? Я лучше возьму себе там земельный участок где-нибудь в Подмосковье – в Серпухове, в Чехове, в Пушкино. Мне главное место. Я построю там себе гостиницу, и каждый день ко мне будут узбеки, таджики приезжать".

«О! У тебя Брайтлинг!» – Артур за два метра безошибочно определяет марку часов и просит посмотреть. Садимся за стол. Супруга приносит домашнее вино, сало, лук и редис.


В Румынии скользкие цыгане, в том числе и король румынских цыган. Якобы он король... А кто его выбирал? Он приехал сюда первый раз ещё когда, Царствие Небесное, его папа был жив-здоров, 3-4 года тому назад. Когда мой папа был признанным бароном Советского Союза, лучшим другом Леонида Ильича Брежнева, я был единственный цыган в Советском Союзе, первый, который учился в МГИМО московском... А кто он такой? Я смотрю на него и думаю: и ты пришёл меня назначать? Да мне не нужно твоё назначение... Это не то, что от гордости. Просто: кто ты есть такой, что ты сделал для народа и вообще – что ты сделал?

Потом мне сказали: его отец работал с ментами. Он залаживал ментов, ихнее "секуритате" там... И вот на таком поприще они поднялись. Дальше что? Другое дело, когда ты, как мой отец, был спонсором, помогал и бедным, и дуракам. У себя забирал, последнее отдавал – лишь бы было хорошо и было мирно. Может быть, он не был прав. Но он говорил: "Ты тоже прав. На – иди делай, чтобы было хорошо, чтобы был мир. Нас и так мало".

Молдавский способ наливать вино. Крышка не до конца откручивается, и вино льется медленно.


Я вхожу в число людей, которые за то, чтобы мы сохранили свою республику и ни к кому не присоединялись. И мы за восточное партнёрство, за бывший Советский Союз, мы за Таможенный союз. Запад – это же проходимцы. Да, может быть, у них всё красиво, но это не то, что мы прожили, что мы знаем и что мы видели. У них вся жизнь в кредитах, и они хотят, чтобы мы тоже от кредитов зависимы были.

Раньше было так: делай всё что хочешь. Не имел тот, кто не работал. Да и тот имел! Пускай меня Господь простит, и вы извините, но я всегда говорю: милее, добрее, иногда глупее, сильнее и богаче, чем русский народ, нет никого на свете. Не то что вы сегодня пришли ко мне в гости. Я им сказал всем – румыноязычным и всем остальным – что возле жопы русского можно прожить ещё 8000 лет.




Сейчас сделан официальный запрос о моём официальном статусе цыганского короля СНГ и дальнего зарубежья. Здесь пройдёт официальная инаугурация – не где-нибудь в Москве, в Киеве или в Минске, а именно в Молдове. Когда ещё Молдова будет иметь такую честь, чтобы все королевские дворы мира приехали сюда на эту инаугурацию? В том числе и Елизавета, королева Англии.

А что мне Кишинёв? Он вообще ничего не даёт, он забирает у нас. У меня тут люди живут, трудятся, мне нужно создавать рабочие места.



Дом очень бедный, особенно по цыганским меркам. Спят барон с баронессой прямо в гостиной...


Мы, цыгане, тоже крадём. Но не крадём так, как они, по-глупому. Если ты умница, вот ты украл, да? 100 тысяч, 200 тысяч, миллион долларов. Возьми, раскрути его, заработай на нём. И скажи: Господи, прости, пожалуйста, я хочу вернуть то, что я украл, обратно, и плюс ещё сверху... Закинь ему под крыльцо, чтобы он утром открыл дверь и нашёл там... Вот тогда у тебя благословение будет, божье благословение!

Сейчас очень плохое положение у цыган во всём мире. Нас немножко аффектировала эта ситуация финансовая. Пока был Союз и лет 10 после Союза, у нас нормально было. Но сейчас обнищали. И если мы пройдёмся сегодня с вами по Сорокам, то увидите, что на самом деле людей нету дома, они все в разъездах. Кто по России... Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан – везде. Вот именно молдавские цыгане.



Некоторые СМИ пишут, что доход семьи Черарей может составлять 20-40 млн евро в год. Непохоже на правду.

Действительно, наш народ талантлив во всём. Торговля – они умеют, хорошие психологи. Люди-то зарабатывают. Часть цыган занималась этим издревле, они молодцы. А вот часть начала хернёй заниматься.



Я что, для себя всё это делаю? Я ничего с собой в могилу не заберу. Ни этот дом, который я хочу поднять ещё на 10 этажей вверх... Сделать офис, сделать тронный зал... Плюс ещё я хочу открыть Международный институт баронства. Я провёл общее собрание и сказал: "Давайте мы откроем тут не цыганский университет, а международный университетский центр с факультетом цыганологии". И все дали своё согласие. Ко мне приезжали с Сорбонны, с Парижа, и сказали: "Чем нужно будет, мы вам поможем".



Помимо "факультета цыганологии", Артур мечтает открыть в Молдове цыганскую газету и телевидение.

Артур в молодости


Сороки для всех цыган бывшего Советского Союза – это как Мекка для всех мусульман мира, культурно-исторический центр. Некоторым не нравится, что, мол, мы не крутые по воровству. Нет, мы трудяги, мы кузнецы, брат. Мы – самый древний ВПК мира, мы обковали оружием всех королей, царей, фараона – всех-всех. Даже дамасская сталь, булат. Надо говорить "бутлат". "Бут" – это "много", много слоёв лат. "Лат" – и у вас, у русских осталось. Мы же древние арийцы, и у нас санскрит.

На фото отец и дядя


С Украины большинство цыган уехало в Белоруссию и в Россию. У всех же родственники там. Пооставляли дома и "утекли". Что, идти воевать? С кем воевать? Против братьев, против сестёр, против детей? Что мы, изверги? Мы же ещё не забыли, что нам сделали эти... Ты меня спроси, почему мы не очень с румынами. Потому что они хуже, чем немцы были. Они сделали еврейские и цыганские гетто. Холокост. Мы не забыли ещё.

Дом не достроен, денег нет...

На втором этаже тоже все скромно...

Сюда приводят гостей

Главное сокровище барона – коллекция фарфоровых статуэток...


Иногда идёшь к цыгану в дом – у него для мыши нету кусочка хлеба сгрызть. Но золотая цепь есть и золотые зубы. Он себе формирует статус. Но я себе формирую статус из друзей. Хотя я знаю, что 50% из них – враги. Я всегда говорил: "Не хвалите меня, потому что я знаю, сколько во мне весу. Вы, наоборот, меня критикуйте, дабы я стал более совершенным".



Цыганские свадьбы длятся три-четыре дня. Раньше, при Советском Союзе, неделю. Все Сороки – начальник милиции, весь горисполком – все у нас на свадьбе. Ты думаешь, у нас свадьба была? У нас концерт был, а не свадьба, спектакль! Сейчас не меньше, чем 300-400 евриков надо положить на стол. Но что сегодня 300-400 евриков? Зато ты гульнул на тысячу! Музыка очень дорогая у нас. Как девушка выбирает себе жениха? Чем цыган-наркоман, лучше русский. А ещё лучше еврей.


Всем гостям Артур играет на баяне и фортепьяно. Играет и поет отлично! В числе других его талантов – знание нескольких языков. Сам он говорит, что знает 15, включая, например, идиш и фарси.


Я не скрою. У нас были времена, когда варили на дом чернушку, ширялись-пырялись, много пацанов умерло от передоза. Остались матери, жёны, дети, слёзы, понимаешь... Мы навели порядок. Ментов в сторону – и заходили туда. Пиздюлей по полной. Обливали бензином и говорили: "То, что ты пиздюлей получил – получил за то, что так и так. У нас дети растут, у нас внуки растут, правнуки есть, а ты хочешь заработать на слезах – лёгкие деньги, большие. Хорошо, да? Тебе-то хорошо, а людям-то...".

Мы заходили в дома, бомбили всё и говорили: одна спичка – и ты сейчас сгоришь вместе со своими членами семьи и своим домом, а мы скажем, что так и было. И выбирай себе: или ты прекращаешь, уходишь из нашего города и там иди живи среди чужих, а не среди цыган. И оттуда тебя прогонят, потому что хвостик идёт позади тебя, хвост уже есть. А на нём написано, что ты конченый. Всё: ты убийца. В России и на Украине, и в той же Прибалтике – везде преобладает эта ширка-пырка.

На Украине было, что и сами цыгане подсаживались – и дети, и молодёжь. Это люди, полностью потерявшие чувство достоинства. Человечность – всё потеряли. Поэтому мы вынуждены были...


Во дворе разруха...

Мы идем по разбитым дорогам на самый верх Цыганской горки...

За рекой уже Украина, Винницкая область. Людей на другой берег возит паром. Артур мечтательно рассказывает, что хочет построить здесь мост как в Сан-Франциско и сделать его платным, а на вырученные деньги отстроить Сороки.

Люди на улицах его узнают, но какого-то особого трепета перед бароном не испытывают. В какой-то момент ко мне пристает цыганский мальчишка и начинает клянчить вино, еду и деньги. Артур пытается отогнать его от машины, но мальчишка не слушается. Артур нервничает и повышает голос, но мальчишка только смеется и продолжает тянуть руки к сумке.

Вид на Сороки, Цыганскую горку...

Империя начала разрушаться после смерти отца Артура... Последним громким событием, которое потрясло Сороки, были его похороны. Перед тем, как Мирча Черарь был похоронен, его тело 40 дней держали в доме, чтобы с ним успели попрощаться все желающие цыгане мира. Для этого барона пришлось забальзамировать и ежедневно обкладывать постель, где он лежал, тонной льда. Возле дома играл ансамбль "Лэутарий", а посетителям показывали эпизоды из жизни барона.

За это время из Италии привезли гроб за $14 тысяч, а фамильный склеп выложили индийской плиткой и провели туда электричество. Помимо самого гроба, в склеп поставили телевизор, компьютер, принтер, факс, ружьё, бутылку виски и даже набор бритвенных принадлежностей "Жилетт". Ходят слухи, что туда загнали ешё и любимую "Волгу" барона, но Артур Черарь говорит, что это глупости.

Сегодня почти все дома заброшены или не достроены. В Сороках никого не осталось, а о былом богатстве барону напоминают только статьи в советских газетах, которые рассказывали читателям про овчарок с золотыми зубами и личном самолете.




Top