Литературный вечер «Я горжусь своей Родиной. Изучение нового материала

Флаг
Белый, синий, красный —
Это наш красивый флаг.
Белый, синий, красный —
Это наш российский знак!

Белый — небо, синий — вода,
Красный — цветы, и леса, и луга.
Красный еще означает любовь,
Красный еще означает и кровь.
Синий еще означает добро,
Синий еще означает тепло.

А белый — он белый.
И грустен, и тих,
И любит он добрых двух братьев своих.
И красного любит, и синего тоже,
Хотя они совсем не похожи.

Кузьмина Юля, 12 лет,
Волгоградская область

Родина моя
— Что значит «Родина моя»?—
Ты спросишь, я отвечу:
— Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля
От края и до края,
Все это — Родина твоя,
Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.

Н. Поляков. Родина моя

Герб России
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Он — России дух свободный.

В. Степанов

Флаг России
Белый цвет — березка.
Синий — неба цвет.
Красная полоска —
Солнечный рассвет.

В. Степанов

Флаг
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак —
Красно-сине-белый флаг!

С. Куприна

Герб
Не ищите вы гербы
Под осинкой как грибы!
Их найдем мы на монетах
И на гербовых конвертах,
И на гербовой бумаге,
На печати и на флаге!

С. Крупина

Родные просторы
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию смотреть,

То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы:
Ленты рек, озера, горы...

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

В. Степанов

Советский флаг
Флаг переполненный огнем,
Цветущий, как заря,
И тонким золотом на нем
Три доблести горят:
То молот вольного труда,
Серпа изгиб литой,
Пятиконечная звезда
С каймою золотой.

Был побежден народный враг
Народною рукой,
И сто народов этот флаг
Взвивают над собой —
На самой высшей высоте,
На самой дальней широте,
Среди полей и городов,
Меж волн бесчисленных рядов.

В нем — человечеству привет,
И проще в мире флага нет,
В нем — нашей славы жаркий цвет,
И жарче в мире флага нет,
В нем — нашей силы грозный свет,
Сильнее в мире флага нет;
В нем — правда наших красных лет,
Правдивей флага нет!

Николай Тихонов

Родина
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Вся в черных обручах меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Константин Симонов

Стихи о государственных
символах России

Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
Как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.

***
На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой — двуглавый,
Символизирует страну -
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко -
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами - короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный

***
А флаг России — триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный - это красота.
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть еще цвета,
Что значат еще цвета два.
Синий - Украины цвет,
Белый - Белоруссии.
Народы их объединились,
Чтобы жить в согласии.
День рожденья есть у флага
В середине августа.
Символы страны родной
Помните, пожалуйста!

***
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия - любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил.
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!

Т. А. Попова с. Ильинка, Приморский край

Герб России
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.

В. Степанов

Флаг России
Белый цвет - берёзка,
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.

В. Степанов

Российский флаг
Каждый цвет - для всех нас знак.

Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.
Стойкость, жертвенность, отвага -
Смысл такого цвета флага.

Синий цвет на флаге - верность,
Твердость духа, неизменность,
Доброта, простосердечье,
Что людьми ценились вечно.

Белый - это чистота,
Благородство, высота.
Светлых Ангелов привет
Означает белый цвет.

Трех цветов Российский флаг.
Многоценен этот стяг!
Он - в столице над Кремлем,
Греет всех своим теплом.

Это - флаг любви, победы.
Не страшны с ним бури, беды.
Русь под знаменем стоит
В испытаньях, как гранит.

Предки, крепкие в борьбе,
Возвещают о себе.
Значит, выстоим и мы -
Милой Родины сыны.

Знамя верное у нас -
Мы не дрогнем в страшный час!

Е. Кучбарская

Цель: Расширять представления о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека.

Задачи: Раскрывать значение понятия «патриотизм»; развивать стремление быть патриотом своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ресурсы: карта Казахстана, сердца по числу учеников, аудиозапись песни «Для всех».

Круг радости

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и мое сердце радуется. И, как всегда, приглашаю вас в наш замечательный «Круг радости». Возьмемся за руки.

Здравствуй, наша школа,

Мы с тобой, мы тебя любим!

Здравствуй, наш город Петропавловск,

Мы с тобой, мы тебя любим!

Здравствуй, наша Родина - Республика Казахстан,

Мы с тобой, мы тебя любим!

Здравствуй, наша планета Земля,

Мы с тобой, мы тебя любим!

А почему ваше сердце радуется? (Высказывания детей: «оценке, подаркам, ответу, сказкам»). Все это обеспечивает наша Родины - государство Республика Казахстан. А как вы думаете, что такое Родина? (Высказывания детей)

Родина моя

Что значит: «Родина моя?» -

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Н. Полякова

А какой вы видите свою Родину? (красивой, мирной, независимой)

А от нас это зависит? (Да зависит)

В чем на ваш взгляд, выражается любовь к родному краю?

Испытываете ли вы чувство гордости за свою Родину?

По вашим высказываниям и рисункам видно, что вы гордитесь своей Родиной. (Награждение за конкурс рисунков «Моя Родина - Казахстан!»)

Накануне сегодняшнего дня был проведен конкурс чтецов «Менің Қазақстаным» на казахском языке. (Награждение лучших чтецов)

Чтение стихотворений учащимися

«Отан» М. Әлімбаев, читает Влад Шарвалиев

«Ана тілі» С. Кәттебаев, читает Вика Голубцова

«Астана» Т. Молдағалиев, читает Лёня Чеботарев

Упражнение

Ребята, сейчас мы с вами проверим как вы знаете наш государственный язык. Вам будет необходимо выбрать слова и словосочетания, имеющие отношение к понятию «Родина».

Туған жер табиғаты

Тәуелсіздік

Адал, таза

Махаббат

Халық әндері

Еңбек адамдары

(Все слова и словосочетания имеют отношение к слову Родина)

Коллективная работа

(В комнату вносят карту Казахстана)

Ребята, посмотрите, перед вами лежит карта нашей Родины. Давайте сейчас все вместе встанем в нее, чтоб всем хватило места. Вам не тесно? (Нет) Тогда пригласим сюда гостей. Посмотрите, на этой маленькой карте нам всем хватило места, а значит и в нашей огромной Родине найдется место для каждого.

Круг «От сердца к сердцу»

Ребята, давайте сделаем большой круг, и покажем всему миру, какая у нас огромная Родина - Республика Казахстан.

А сейчас с помощью этих сердец мы подарим нашу любовь и пожелания нашей Родине. (Дети с помощь сердец выкладывают карту Казахстана)

(После всех пожеланий дети поют песню «Для всех»)

К.Паустовский. Главы из книги «Мещёрская сторона» ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы. Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами. В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-"болтун" заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды. Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая и на над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории. Я нарушил обычай географов. Почти все географические книги начинаются одной и той же фразой: "Край этот лежит между такими-то градусами восточной долготы и северной широты и граничит на юге с такой-то областью, а на севере - с такой-то". Я не буду называть широт и долгот Мещёрского края. Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком "великого пояса хвойных лесов". Он тянулся некогда от Полесья до Урала. В него входили леса: Черниговские, Брянские, Калужские, Мещёрские, Мордовские и Керженские. В этих лесах отсиживалась от татарских набегов древняя Русь. ЛЕСА Мещёра - остаток лесного океана. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал в исследовании о Мещёрском крае такие слова: "Здесь в могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу". По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру,- на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны. В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны. Одинокий самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря. Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов. Кроме сосновых лесов, мачтовых и корабельных, есть леса еловые, березовые и редкие пятна широколиственных лип, вязов и дубов. В дубовых перелесках нет дорог. Они непроезжи и опасны из-за муравьев. В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту все тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца. Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру. Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду,- ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и козятся журавли, обеспокоенные дымом костра. Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко - кажется, за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха. Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце - солнце бесконечного летнего дня. Так мы живем в палатке на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой - этот запах не исчезает неделями. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости. Должно быть, два-три часа сна в лесах стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц. Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста. Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок - ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги. Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее, как бритвой. Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба все время шла рядом с лодкой. Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Черная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло. Я бросил в волчицу тяжелым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки. Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место. Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная. В Мещёре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная. Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу. Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли - от их отражения в воде. В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене - желтоватая, в Великом озере - оловянного цвета, а в озерах за Прой - чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды. Но большинство озер все же - черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер - чем старее торф, тем темнее вода. Я упомянул о Мещёрских челнах. Они похожи на полинезийские пироги. Они выдолблены из одного куска дерева. Только на носу и на корме они склепаны коваными гвоздями с большими шляпками. Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам. РОДИНА ТАЛАНТОВ На краю Мещёрских лесов, недалеко от Рязани, лежит село Солотча. Солотча прославлена своим климатом, дюнами, реками и сосновыми борами. В Солотче есть электричество. Крестьянские кони, согнанные в ночное на луга, дико смотрят на белые звезды электрических фонарей, повисшие в далеком лесу, и всхрапывают от страха. Я жил первый год в Солотче у кроткой старушки, старой девы и сельской портнихи, Марьи Михайловны. Ее звали вековушей - весь свой век она коротала одна, без мужа, без детей. В ее чисто умытой игрушечной избе тикало несколько ходиков и висели две старинные картины неизвестного итальянского мастера. Я протер их сырым луком, и итальянское утро, полное солнца и отблесков воды, наполнило тихую избу. Картину оставил отцу Марьи Михайловны в уплату за комнату неизвестный художник-иностранец. Он приезжал в Солотчу изучать тамошнее иконописное мастерство. Он был человек почти нищий и странный. Уезжая, он взял слово, что картина будет ему прислана в Москву в обмен на деньги. Денег художник не прислал - в Москве он внезапно умер. За стеной избы по ночам шумел соседский сад. В саду стоял дом в два этажа, обнесенный глухим забором. Я забрел в этот дом в поисках комнаты. Со мной говорила красивая седая старуха. Она строго посмотрела на меня синими глазами и комнату сдать отказалась. За ее плечом я разглядел стены, увешанные картинами. - Чей это дом? - спросил я вековушу. - Да как же! Академика Пожалостина, знаменитого гравера. Умер он перед революцией, а старуха - его дочь. Их там две живут старухи. Одна совсем дряхлая, горбатенькая. Я недоумевал. Гравер Пожалостин - один из лучших русских граверов, работы его разбросаны всюду: у нас, во Франции, в Англии, и вдруг - Солотча! Но вскоре я перестал недоумевать, услышав, как колхозники, копая картошку, заспорили, приедет ли в этом году в Солотчу художник Архипов или нет. Пожалостин - бывший пастух. Художники Архипов и Малявин, скульптор Голубкина - все из этих, рязанских мест. В Солотче почти нет избы, где не было бы картин. Спросишь: кто писал? Отвечают: дед, или отец, или брат. Солотчинцы были когда-то знаменитыми богомазами. Имя Пожалостина до сих пор произносится с уважением. Он учил солотчан рисовать. Они ходили к нему тайком, неся завернутые в чистую тряпицу свои холсты на оценку - на хвалу или поругание. Долго я не мог свыкнуться с мыслью, что рядом, за стеной, в темноватых комнатах старого дома, лежат редчайшие книги по искусству и медные гравированные доски. Поздно ночью я выходил к колодцу напиться воды. На срубе лежал иней, ведро обжигало пальцы, ледяные звезды стояли над безмолвным и черным краем, и только в доме Пожалостина тускло светилось окошко: дочь его читала до рассвета. Изредка она, вероятно, поднимала очки на лоб и прислушивалась - стерегла дом. На следующий год я поселился у Пожалостиных. Я снял у них старую баню в саду. Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и кленах, покрытых лишаями. На стенах в пожалостинском доме висели прекрасные гравюры - портреты людей прошлого века. Я никак не мог избавиться от их взглядов. Когда я чинил удочки или писал, толпа женщин и мужчин в наглухо застегнутых сюртуках, толпа семидесятых годов, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием. Я подымал голову, встречался взглядом с глазами Тургенева или генерала Ермолова, и мне почему-то становилось неловко. Солотчинская округа - страна талантливых людей. Недалеко от Солотчи родился Есенин. Однажды ко мне в баню зашла старуха в поневе - принесла продавать сметану. - Ежели тебе еще сметана потребуется,- сказала она ласково,- так ты приходи ко мне, у меня есть. Спросишь у церкви, где живет Татьяна Есенина. Тебе всякий покажет. - Есенин Сергей не твой родственник? - Поет? - спросила бабка. - Да, поэт. - Племянничек мой,- вздохнула бабка и вытерла рот концом платка.- Был он поет хороший, только больно чудной. Так ежели сметанка потребуется, ты заходи ко мне, милый. На одном из лесных озер около Солотчи живет Кузьма Зотов. До революции Кузьма был безответный бедняк. От бедности сохранилась у него привычка говорить вполголоса, незаметно - лучше уж не говорить, а помалкивать. Но от этой же бедности, от "тараканьей жизни" сохранилось у него и упрямое желание во что бы то ни стало сделать своих детей "настоящими людьми". В избе Зотовых появилось за последние годы много нового - радио, газеты, книги. От старого времени остался только дряхлый пес - никак не хочет умирать. - Как его ни корми, все равно тощает,- говорит Кузьма.- Такой у него на всю жизнь завод остался бедняцкий. Кто почище одет, тех боится, хоронится под лавку. Думает - господа! У Кузьмы трое сыновей-комсомольцев. Четвертый сын - еще совсем мальчик, Вася. Один из сыновей, Миша, заведует опытной ихтиологической станцией на озере Великом, около города Спас-Клепики. Как-то летом Миша привез домой старую скрипку без струн - купил ее у какой-то старухи. Скрипка валялась в старухиной избе, в сундуке,- осталась от помещиков Щербатовых. Скрипка была итальянской работы, и Миша решил зимой, когда на опытной станции будет мало работы, съездить в Москву - показать ее знатокам. Играть на скрипке он не умел. - Если окажется ценной,- сказал он мне,- подарю кому-нибудь из наших лучших скрипачей. Второй сын, Ваня,- учитель ботаники и зоологии в большом лесном селе, за сто километров от родного озера. Во время отпуска он помотает матери по хозяйству, а в свободное время бродит по лесам или по озеру по пояс в воде, ищет какие то редкие водоросли. Их он обещал показать своим ученикам, шустрым и страшно любопытным. Ваня человек застенчивый. От отца к нему перешли незлобивость, расположение к людям, любовь к душевным разговорам. Вася еще учится в школе. На озере школы нет - там всего четыре избы,- и Васе приходится бегать и школу через лес, за семь километров. Вася - знаток своих мест. Он знает каждую тропинку в лесу, каждую барсучью нору, оперение каждой птицы. Его серые прищуренные глаза обладают необыкновенной зоркостью. Два года назад на озеро приехал из Москвы художник. Он взял Васю себе в помощники. Вася перевозил художника на челне на другой берег озера, менял ему воду для красок (художник рисовал французскими акварельными красками Лефранка), подавал из коробки свинцовые тюбики. Однажды художника с Васей застигла на берегу гроза. Я помню ее. Это была не гроза, а стремительный, предательский ураган. Пыль, розовая от блеска молний, неслась по земле. Леса шумели так, будто океаны прорвали плотины и затапливают Мещёру. Гром встряхивал землю. Художник с Васей едва добрались до дому. В избе художник обнаружил пропажу жестяной коробки с акварелью. Краски были потеряны, великолепные краски Лефранка! Художник искал их несколько дней, по не нашел и вскоре уехал в Москву. Через два месяца в Москве художник получил письмо, написанное большими корявыми буквами. "Здравствуйте,- писал Вася.- Отпишите, что делать с вашими красками и как их вам переслать. Как вы уехали, я их искал две недели, все обшарил, пока нашел, только сильно простыл, потому уже были дожди, заболел и не мог вам раньше отписать. Я чуть не помер, но теперь хожу, хотя еще очень слабый. Так что не сердитесь. Папаня говорил, что было у меня воспаление в легких. Пришлите мне, если есть у вас какая возможность, книжку про всякие деревья и цветных карандашей - охота мне рисовать. У нас уже падал снег, но только стаял, а в лесу под елочкой - смотришь - и сидит заяц! Остаюсь Вася Зотов".

МОУ «Бебелевская средняя общеобразовательная школа»

Конспект занятия кружка «Родное слово» для учащихся 5 класса

«Что значит Родина моя?»

(Н.Полякова)

Руководитель кружка : учитель русского языка

и литературы Ремпель Елена Николаевна

Бебелево 2014

«Что значит: Родина моя?»

Н.Полякова.

Цели занятия:

Обучающие:

Продолжить формирование представления у школьников о России как многонациональной державе с многовековыми культурными традициями;

Познакомиться с особенностями человеческой личности в области духовного мира.

Развивающие:

Способствовать формированию у детей мотивации к осознанному нравственному выбору;

Воспитательные:

Продолжить формирование представления у детей о месте и роли культурного наследия малой родины в мире.

Задачи :

Оборудование: карта Мира, России, Калужской области, Ферзиковского района, деревень Бебелевского сельского совета, мультимедийная установка.

На доске записаны тема урока «Что значит Родина моя?»,
эпиграф к уроку:

О, Русь - великий звездочет!

Как звезд не свергнуть с высоты,

Так век неслышно протечет,

Не тронув этой красоты.

Н. Рубцов

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Изучение нового материала.

Слово учителя:

«Россия - наша Родина».

Эти слова мы слышим очень часто и поэтому важно, чтобы они не стали для нас обыденными, привычными.

Каждое слово в русском языке несет в себе богатый внутренний смысл; недаром слово язык переводится со славянского как народ. А слово народ как раз и есть одно из составляющих слова Родина.

Давайте попробуем это доказать.

Вспомним уроки русского языка и подберем однокоренные слова к слову Родина (род, родной, родители, природа, родственник, народ).

Нам знакомо еще одно название Родины - Отечество.

Как вы понимаете значение слова Отечество?

Значение этих двух слов одинаково, но слово Отечество имеет более возвышенный оттенок.

Итак, подберем однокоренные, родственные слова к слову Отечество (отец).

Эти священные понятия не случайно запечатлены в русском языке словами одного корня. Ни одно из них не существует без другого.

Обратите внимание - на обложке ваших учебников изображено дерево.

Почему? (у всех людей на земле должны быть корни, без которых не удержаться в мире и т.д.)

Как вы думаете, как мы должны относиться к тому, что обозначено словами Родина, Отечество? (с любовью)

Что значит с любовью?

Записать на доске: любить Родину - значит:

Защищать и т.д.

Значит, мы не просто должны говорить о любви к своей земле, это очень легко, а быть деятельными, то есть трудиться, прилагать усилия к тому, чтобы Родине, Отечеству было с нами хорошо и спокойно.

Родина, Отечество образует государство.

Как называется наше государство? (Россия, Российская Федерация).

Как называли раньше? (Русь)

Покажите на карте Мира нашу страну.

Нет ли на карте еще одной страны под названьем Россия?

Что это значит?

Как вы понимаете значение слов малая Родина?

Попробуем найти на карте Калужской области, Ферзиковского района нашу малую Родину, наши родные места.

    Физкультминутка.

    Просмотр видеоролика с песней «Родимые места» (песня размещена на диске, где собраны лучшие работы с Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча», материал диска размещен в интернете).

Какие вы знаете песни, стихотворения о родимых местах?

    Слово учителя.

Мы можем долго перечислять богатства нашей Родины, но давайте подумаем - какова же главная ценность России? (люди, их жизнь, труд, культура и т.д.)

Россия - семья многих народов.

Какие народы населяют нашу страну? (русские, татары, удмурты, осетины и т.д.)

На Руси с древнейших времен всем народам жилось комфортно, потому что страна не запрещала народам быть разными, сохранять свою самобытность (пояснить лексическое значение слова самобытность).

У каждого народа свои традиции, культура, религия. Все мы очень разные, но важнейшие ценности одни, какие? (Отечество, семья, милосердие, сострадание, любовь).

    Знакомство с известными людьми малой Родины.

Дети называют уважаемых людей Бебелевского сельского совета, рассказывают о них.

В помощь - диск, на котором размещен материал, собранный членами творческого объединения «Юные туристы-краеведы» (руководитель учитель русского языка и литературы Захарова Н.А., материал прилагается)

    Итоги занятия.

Рефлексия.

Что нового узнали на занятии?

О чем хотели бы узнать ещё?

    Домашнее задание.

По желанию: подобрать стихотворения, нарисовать рисунки по теме занятия.




Top