Кто родился в один год с достоевским. Правнук достоевского рассказал о вредных привычках писателя

ЛЕКЦИЯ № 38

Международные отношения и региональные конфликты

Военно-политические блоки.

Стремление западных стран и СССР укрепить свои позиции на мировой арене вело к созданию военно-политических блоков. Наибольшее их число возникло по инициативе и под главенством США: НАТО (1949 г.), АН-ЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США, 1951 г.), СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Паки­стан, Таиланд, Филиппины, 1954 г.), Багдадский пакт (Велико­британия, Турция, Ирак, Пакистан, Иран, 1955 г.; после выхо­да Ирака - СЕНТО).

В 1955 г. была образована Организация Варшавского догово­ра (ОВД). В нее вошли СССР, Албания (вышла в 1968 г.), Бол­гария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

Основные обязательства участников блоков заключались во взаимной помощи друг другу в случае нападения на одно из государств-союзников.

Практическая деятельность внутри НАТО и прежде всего в военно-техническом сотрудничестве, а также в создании США и СССР военных баз и развертывании своих войск на территории союзных государств на линии противостоя­ния блоков. Особенно значительные силы сторон были сосредо­точены в ФРГ и ГДР. Здесь же было размещено большое коли­чество атомного оружия.

Периоды «холодной войны» и международные кризисы.

В «холодной войне» выделяют два периода. Для периода 1946 - 1963 гг. характерно нарастание напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского кризиса. Это период создания военно-политических блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух социально-экономических систем. Значительными событиями были Корей­ская война 1950 - 1953 гг., война Франции во Вьетнаме 1946 - 1954 гг, подавление СССР восстания в Венгрии в 1956 г., Суэц­кий кризис 1956 г., Берлинские кризисы 1948 -1949, 1953 и 1961 гг., Карибский кризис 1962 г. Ряд из них едва не вызва­ли новую мировую войну.

Второй период «холодной войны» начался в 1963 г. Он ха­рактеризуется переносом центра тяжести международных кон­фликтов в «третий мир», на периферию мировой политики. Од­новременно отношения США и СССР трансформировались от конфронтации к разрядке международной напряженности, к переговорам и соглашениям, в частности, о сокращении ядер­ных и обычных вооружений и о мирном решении международ­ных споров. Крупнейшими конфликтами были война США во Вьетнаме и война СССР в Афганистане.

Карибский кризис.

Весной 1962 г. руководители СССР и Кубы приняли решение негласно разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. СССР рассчитывал сделать США столь же уязвимыми для ядерного удара, каким стал Советский Союз после размещения американских ракет в Турции. Получение сведений о размещении советских ракет на «красном острове» вызвало панику в США. Противостояние достигло своего пика 27 - 28 октября 1962 г. Мир был на грани войны, однако благо­разумие восторжествовало: СССР вывез ядерные ракеты с остро­ва в ответ на обещания президента США Дж. Кеннеди не втор­гаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.

Война во Вьетнаме.

США оказывали помощь Южному Вьет­наму, однако режим, установившийся там, оказался под угро­зой краха. На территории Южного Вьетнама развернулось пар­тизанское движение, поддерживаемое Демократической Респу­бликой Вьетнам (ДРВ, Северный Вьетнам), Китаем и СССР. В 1964 г. США, использовав в качестве предлога собственную провокацию, начали массированные бомбардировки Северного Вьетнама, а в 1965 г. высадили войска в Южном Вьетнаме.

Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с партизанами. США применяли тактику «выжженной земли», осуществляли массовые расправы с мирными жителя­ми, но движение сопротивления ширилось. Американцы и их местные подручные несли все большие потери. Столь же безу­спешно американские войска действовали в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны во всем мире, в том числе в самих США, наряду с военными неудачами заставили американцев пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американские войска были выве­дены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу - г. Сайгон. Появилось новое государство - Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ).

Война в Афганистане.

В апреле 1978 г. в Афганистане прои­зошел военный переворот, осуществленный приверженцами ле­вых взглядов. Новое руководство страны заключило договор с Советским Союзом и неоднократно просило его о военной помо­щи. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Гражданская война между сторонниками и противниками ново­го режима в Афганистане все сильнее разгоралась. В декабре 1979 г. СССР принял решение о вводе в страну ограниченного контингента войск. Присутствие советских войск в Афгани­стане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР действовал в рамках соглашения с руководством страны и ввел войска по его просьбе. По сути, советские войска оказа­лись втянутыми в гражданскую войну в Афганистане. Вывод советских войск из Афганистана был осуществлен в феврале 1989 г.

Ближневосточный конфликт.

Международные еврейские (сионистские) организации выбра­ли территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира еще в начале XX в. В ноябре 1947 г. ООН приняла реше­ние о создании на территории Палестины двух государств: араб­ского и еврейского. Иерусалим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено Государство Из­раиль, а 15 мая Арабский легион, находившийся в Иордании, выступил против израильтян. Началась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войска Египет, Иордания, Ливан, Си­рия, Саудовская Аравия , Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более половины территории, пред­назначенной для арабского государства, и западную часть Иеру­салима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан по­лучила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек.

С тех пор противостояние евреев и арабов в Палестине оста­ется одной из острейших проблем. Сионисты призывали евреев всего мира переселяться в Израиль, на «историческую родину». Для их размещения на арабских территориях создавались ев­рейские поселения. Влиятельные силы в Израиле мечтают о соз­дании «Великого Израиля» от Нила до Евфрата (символически эта идея отражена в государственном флаге Израиля). Союзни­ком Израиля стали США и другие западные страны, СССР под­держал арабов.

В 1956 г. объявленная президентом Насером на­ционализация Суэцкого канала ударила по интересам Велико­британии и Франции (Насер поддерживал антифранцузское вос­стание в Алжире). Началась тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта. 29 октября 1956 г. изра­ильская армия перешла египетскую границу, а в зоне канала высадились англичане и французы. Силы были неравны, гото­вилось наступление на Каир. Лишь после угрозы СССР приме­нить силу против агрессоров в ноябре 1956 г. военные действия были прекращены, а войска интервентов покинули Египет.

5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против араб­ских государств в ответ на деятельность Организации освобож­дения Палестины (ООП) во главе с Ясиром Арафатом, соз­данной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине араб­ского государства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продвигались вглубь Египта, Сирии, Иордании. Протесты против агрессии, охватившие весь мир, и усилия СССР заставили Израиль уже 10 июня остановить военные действия. В ходе ше­стидневной войны Израиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, западный берег реки Иордан, восточную часть Иеру­салима, Голанские высоты на сирийской территории.

В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действова­ли более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полуострова. В 1970 и 1982- 1991 гг. израильские войска втор­глись на территорию Ливана для борьбы с находившимися там палестинскими беженцами. Часть территории Ливана оказалась под контролем Израиля. Лишь в начале XXI в. израильские вой­ска покинули Ливан, однако провокации против этой страны продолжались.

Все попытки ООН и ведущих мировых держав добиться пре­кращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1978-1979 гг. при посредничестве США удалось подписать в Кемп-Дэвиде мирный договор между Египтом и Израилем. Из­раиль выводил войска с Синайского полуострова, но палестин­ская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных терри­ториях Палестины началась интифада - восстание палестинцев. В 1988 г. было объявлено о создании Государства Палестина. По­пыткой разрешить конфликт стала договоренность между лиде­рами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестин­ской автономии на части оккупированных территорий. Однако Палестинская автономия находилась в полной зависимости от Израиля, а на ее территории оставались еврейские поселения.

Ситуация обострилась в конце XX - начале XXI в., когда началась вторая интифада. Израиль был вынужден вывести свои войска и переселенцев из сектора Газа. Но взаимные об­стрелы территории Израиля и Палестинской автономии, терро­ристические акты продолжались. Летом 2006 г. шла война меж­ду Израилем и ливанской организацией «Хесболла». В конце 2008 г. - начале 2009 г. израильские войска нанесли удар по сектору Газа, где у власти находилось радикальное движение Хамас. Военные действия привели к гибели сотен палестин­цев.

Разрядка.

С середины 50-х гг. СССР неоднократно выступал с инициативами всеобщего и полного разоружения. Важнейшие шаги по смягчению международной обстановки были сделаны в 70-е гг. В США и в СССР росло понимание, что дальнейшая гон­ка вооружений становится бессмысленной, что военные расходы подрывают экономику. Улучшение отношений между СССР и Западом получило название разрядка.

Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация отношений СССР с ФРГ. Важным пунктом договора между ними было признание западных границ Польши и границы между ГДР и ФРГ (1970). Во время визита в СССР в мае 1972 г. прези­дента США Р. Никсона были подписаны соглашения об ограни­чении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об огра­ничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Новый Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2) был подпи­сан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокращение численности баллистических ракет.

30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся заклю­чительный этап Совещания по безопасности и сотрудни­честву глав 33 европейских стран, США и Канады. Его итогом стал Заключительный акт, в котором были зафиксированы прин­ципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказ от применения силы и угрозы ее применения.

В конце 70-х гг. снизилась напряженность в Азии. Прекра­тили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях све­та в начале 80-х гг. вновь привели к усилению гонки вооруже­ний и росту напряженности.

Международные отношения в конце XX - начале XXI в.

Перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро стала оказывать существенное влияние на международные отношения.

Глава Советского Союза выдвинул идею нового политического мышления в международных отношениях. Он заявлял, что главной является проблема выживания челове­чества и ее решению должна быть подчинена вся внешнеполи­тическая деятельность. Решающую роль сыграли встречи и пе­реговоры на высшем уровне между и президен­тами США: сначала Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем-старшим. Они привели к подписанию двусторонних договоров о ликвида­ции ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и об ограни­чении и сокращении стратегических наступательных вооруже­ний (СНВ-1) в 1991 г.

На нормализации международных отношений благоприятно сказалось и завершение вывода советских войск из Афгани­стана.

После распада СССР Россия продолжила политику друже­ственных отношений с США и другими ведущими западными государствами. Был заключен ряд важных договоров по даль­нейшему разоружению и сотрудничеству (например, договоры по СНВ-2 и СНВ-3). Резко снизилась угроза новой войны с ис­пользованием оружия массового поражения. Вместе с тем советско-американские соглашения времен перестройки и позд­нейшие российско-американские соглашения содержали немало односторонних уступок со стороны СССР и России.

С 90-х гг. в мире осталась только одна сверхдержава - США. Вместо биполярного мира времен «холодной войны» возник однополярный мир. США взяли курс на наращивание своего во­оружения, в том числе и новейшего. В 2001 г. США вышли из Договора по ПРО 1972 г., а в 2007 г. объявили о размещении систем ПРО, фактически направленных против России, в Чехии и Польше.

В 2008 г. проамериканский режим, установленный в Грузии, совершил масштабное нападение на Южную Осетию - одно из непризнанных государственных образований на территории быв­шего СССР. Агрессия была отражена российскими войсками и местными ополченцами. После этого Российская Федерация при­знала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Серьезные перемены произошли на рубеже 80 - 90-х гг. в Ев­ропе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по урегулированию гер­манского вопроса и объединению Германии. СССР вывел из Гер­мании свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия, в 2004 г. - Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония, в 2009 г. - Ал­бания и Хорватия. В 2009 г. в военную организацию НАТО вер­нулась Франция.

Целью НАТО провозглашается обеспечение коллективной безопасности ее членов в европейско-атлантическом регионе. На­падение на одну из стран НАТО трактуется как нападение на союз в целом. НАТО открыт для вступления новых членов, спо­собных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО: развитие международного сотрудничества и предотвра­щение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защита ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

Высшим политическим органом НАТО является Североат­лантический совет (Совет НАТО), который состоит из пред­ставителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Северо­атлантический совет может организовывать встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения совета принимаются единогласно. В период между сес­сиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран - участниц блока в ранге послов.

Высшим военно-политическим органом НАТО является Коми­тет военного планирования, который дважды в год собирается на свои сессии на уровне министров обороны. В период между сессиями функции Комитета военного планирования осущест­вляет Постоянный комитет военного планирования, в состав ко­торого входят представители всех стран - участниц блока в ранге послов.

Высший военный орган НАТО - Военный комитет, состоя­щий из начальников генеральных штабов стран - членов НАТО. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Главное командование в Европе воз­главляет верховный главнокомандующий (всегда американский генерал).

В рамках НАТО существует ряд программ, среди них важ­нейшая - «Партнерство во имя мира». В Совет евроатлантического партнерства (СЕАП) входят 46 стран, в том числе Укра­ина и Россия.

В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском простран­стве. Происходили вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Процессы становления само­стоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии сопровождались войнами, массовыми этническими чистками, потоками беженцев. НАТО с 1993 г. активно вме­шивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны.

Еще один очаг напряженности продолжает существовать на Ближнем Востоке. Неспокойным регионом является Ирак. Слож­ными остаются отношения между Индией и Пакистаном. В Аф­рике периодически вспыхивают межгосударственные и граж­данские войны, сопровождающиеся массовым истреблением на­селения.

Сохраняется напряженность в ряде регионов бывшего СССР. Здесь до сих пор существуют непризнанные государственные об­разования – Приднестровская Республика, Нагорный Кара­бах.

С 2001 г. США провозгласили своей главной целью борьбу с международным терроризмом. Помимо Ирака американские войска вторглись в Афганистан, где при помощи местных сил был свергнут режим талибов. Это привело к многократному ро­сту производства наркотиков, которые широким потоком хлы­нули в страны бывшего СССР и Европы.

В самом Афганистане боевые действия между талибами и ок­купационной армией все более усиливаются. США угрожают применить военную силу против Северной Кореи, Ирана, Сирии, других стран. Все это стало возможным из-за складывания однополярного мира, где господствуют Соединенные Штаты. Од­нако совершенно очевидно, что даже такое могущественное го­сударство, как США, тем более в условиях развала экономики из-за начавшегося в 2008 г. кризиса, не сможет решить глобаль­ные мировые проблемы.

Подобным положением недовольны другие постоянно расту­щие центры силы - Европейский союз, Китай, Индия. Они, как и Россия, выступают за создание многополярного мира, за расширение роли ООН.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем состояли причины образования военно-политических бло­ков? В чем заключались их задачи?

2. Каковы причины кризисов в 40 - 50-х гг.? Каковы были их по­следствия?

3. Каковы причины и последствия крупнейших военных конфлик­тов 60 -80-х гг.?

4. Что такое разрядка? В чем ее причины? Какие были достигну­ты соглашения?

5. Как изменилось соотношение сил в мире в конце XX - начале XXI в.?

6. Составьте таблицу, отражающую хронологию крупнейших меж­дународных конфликтов, которые произошли во второй поло­вине XX - начале XXI в.

Вместе с тем, в то же время произошли события, кото-рые сделали неизбежным новое обострение соперничества Советского Союза и Соединенных Штатов. Начиная с 50-х годов, советское руководство стало активно поддерживать освободительное движение в так называемых странах «тре-тьего мира». В 1955 г. СССР оказал протекцию президенту Египта Г.А. Насеру, когда тот, после национализации Суэц-кого канала, подвергся нападению Англии, Франции и Из-раиля. В 1957 г. Советский Союз успешно испытал меж-континентальную баллистическую ракету и вывел на орби-ту Земли искусственный спутник. Данное событие впер-вые создавало гипотетическую возможность ядерной ата-ки СССР территории США.

Возникновение нового витка напряженности произош-ло в связи с проблемой Западного Берлина» С 1958 г. Н.С. Хрущев стал добиваться изменения его статуса. Встре-ча советского лидера с новым президентом США Д. Кенне-ди, состоявшаяся в апреле 1961 г. в Вене, явилась оче-видным провалом советского внешнеполитического курса. В августе 1961 г. по решению политического руководства стран Варшавского Договора в Берлине была возведена полоса укреплений, полностью изолировавшая Западный Берлин от остальной части ГДР.

Апогей «холодной войны». Карибский кризис

Самым острым оказался карибский кризис 1962 г ., вызванный раз-мещением СССР ядерных ракет средней дальности на Кубе в непосредственной близости от США. Мир оказался на по-роге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь благодаря своевременно заключенному секретному компромиссу между Д. Кеннеди и Н. С. Хрущевым, в рамках которого советс-кие ракеты были выведены с Кубы взамен обещания США отказаться от агрессии против этой страны и демонтажа американских ядерных ракет в Турции.

Карибский кризис сменился периодом относительной разрядки в советско-американских отношениях и междуна-родных отношениях в целом. 15 августа 1963 г. был под-писан договор о запрещении ядерных испытаний в атмос-фере , космосе и под водой, ставший первым соглашением по контролю над вооружениями стратегического класса.

В то же время карибский кризис привел к окончатель-ному размежеванию внутри социалистического лагеря. Чрезвычайной остроты достигли советско-китайские отношения. В 1963 г. руководство Китая сформулировало за-явление, касавшееся территориальных претензиях этой стра-ны к СССР; данный дипломатический шаг сопровождался рядом провокаций на границе. Кульминацией стал воору-женный конфликт 1969 г. в районе острова Даманский.

Разрядка- К началу 70-х гг. гонка атомных вооруже-ний между двумя сверхдержавами привела к перенасыще-нию их арсеналов, реально поставившей мир перед лицом ядерной катастрофы. Изменилось и отношение обществен-ности западных стран к курсу своих правительств. Не пос-леднюю роль в достижении разрядки сыграла и в целом взвешенная политика СССР в отношении войны США во Вьетнаме и ближневосточного кризиса 1967 г.

В первой половине 70-х гг. международные отношения вступили в эпоху разрядки напряженности. В 1969 г. стра-ны Варшавского Договора выступили с предложением о со-зыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Евро-пе (СБСЕ). 12 августа 1970 г. был подписан советско-за-падногерманский договор, по которому признавались окон-чательными послевоенные границы в Европе и фиксиро-вался отказ от применения силы. В декабре 1970 г. был заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. — между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В сентябре 1971 г. подписывается соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из концепции неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом зтого города.

В мае 1972 г. состоялся первый в истории советско-американских отношений визит в Москву президента США Р. Никсона, в ходе которого были заключены Договор об ограничении систем противовоздушной обороны, Времен-ное соглашение об ограничении стратегических наступа-тельных вооружений (ОСВ-1), а также документ, фиксиру-ющий «Основы взаимоотношений между СССР и США». Зги договоры, наряду с подписанным в 1973 г. Соглашени-ем о предотвращении ядерной войны, явились важнейши-ми документальными актами, обозначившими поворот от конфронтации к разрядке в отношениях между двумя сверхдержавами.

В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического и ток-сического оружия и об их уничтожении. В 1976 г. был под-писан советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях.

Кульминацией процесса разрядки стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Сове-щания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Базо-вым элементом этого документа явилась декларация прин-ципов взаимоотношений стран-участниц совещания: их су-веренного равенства; неприменения силы или угрозы си-лой; нерушимости послевоенных границ; мирного урегули-рования споров; невмешательства во внутренние дела; ува-жения прав человека и др. Однако на фоне разрядки про-должали вспыхивать региональные конфликты. В 1971 г. началась очередная война между Индией и Пакистаном. В 1973 г. разразилась новая арабо-израильская война.

Кризис политики «разрядки». Обострение противоре-чий. Судьба разрядки оказалась недолгой. В качестве глав-ной причины ее срыва выступило не только диаметрально противоположное понимание причин и перспектив разряд-ки, но и вытекаввдие отсюда попытки использовать ее для изменения в свою пользу соотношения сил в мире. С 1976 г. советское руководство начало размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на- территории ГДР и Чехослова-кии, что создавало дополнительную угрозу западноевропей-ским странам. Нарастало и противостояние СССР и США в рамках локальных конфликтов (в Анголе, Мозамбике, Эфи-опии, Никарагуа и др.).

Окончательный крах разрядки про-изошел после ввода советских войск в Афганистан в декаб-ре 1979 г. Международная атмосфера вновь приобрела чер-ты конфронтации. В этих условиях победу на президентс-ких выборах в США одержал сторонник жесткого подхода к СССР Р. Рейган. В США стали разрабатываться планы стратегической оборонной инициативы (СОИ), предусмат-ривающей создание ядерного щита в космосе. В 1983 г. НАТО приступил к размещению в Европе новых американ-ских ядерных ракет средней дальности. Это резко ухудши-ло стратегиче-ское положение СССР. Намечался новый тур гонки ракетно-ядерных вооружений.

Перестройка и «новое мышление» во внешней поли-тике. Завершение «холодной войны»

Советское руковод-ство оказалось вынужденным в очередной раз сменить свои стратегические ориентиры во. внешней политике в целях смягчения международной напряженности. Данные изме-нения совпали со сменой высшего руководства в СССР. Пер-воначально новый советский лидер М.С. Горбачев ставил своей целью добиться очередного потепления климата меж-дународных отношений, без принципиальных изменений самого внешнеполитического курса. Тем не менее, обстоя-тельства сложились таким образом, что с 1987 года был провозглашен переход к«новому политическому мышле-нию».

Правящая советская элита заявила о приверженнос-ти принципам коллективной безопасности и уважении су-веренного права народов на выбор собственных путей раз-вития. В 1987 г. руководители сверхдержав подписали до-говор об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. В том же году нача-лась нормализация отношений с Китаем. СССР отказался от подавления «бархатных» революций 1989 г. в странах Восточной Европы, с территорий которых стали выводить-ся советские войска. «Холодная война» постепенно при-ближалась к своему завершению. Распад СССР в 1991 году фактически означал окончание «холодной войны». Круше-ние Советского Союза и образование СНГ знаменовали на-чало российской внешней политики.

Федор Михайлович Достоевский оставил после себя не только великое литературное наследие, но и потомство. В браке с первой супругой Марией Дмитриевной детей у писателя не было, а вот вторая жена Анна Григорьевна родила ему четверых. Как же сложилась их судьба? И что стало с внуками и правнуками Федора Михайловича?

Дети

Анна Григорьевна Достоевская в девичестве носила фамилию Сниткина и была дочерью мелкого чиновника. Анна Григорьевна познакомилась с писателем, когда работала у него стенографисткой. У супругов была большая разница в возрасте (больше 20-ти лет), но это не помешало семейному счастью и рождению детей.

Их первенец, дочь София, появилась на свет в 1868 году. Однако в том же году она простудилась и умерла. Девочку похоронили на одном из кладбищ Женевы, где в тот момент и находилась чета Достоевских.

Уже в следующем 1869 году Анна Григорьевна подарила мужу вторую дочь Любовь. Это случилось в немецком Дрездене. Девочке было 12 лет, когда ушел из жизни сам писатель. Любовь Федоровна впоследствии тоже взялась за перо, написала несколько рассказов и мемуаров, посвященных отцу, но ни те, ни другие особого успеха не имели. Еще до революции Достоевская уехала на лечение за границу и назад не вернулась. Она умерла в Италии в возрасте 57 лет от болезни крови.

В 1871 году уже в Петербурге появился сын Федор. В детстве и юности он тоже писал, но после его стали больше увлекать лошади. Федор Федорович жил в Крыму, где и занимался коневодством. Достоевский-младший скончался в возрасте 51 года.

Другой сын Алексей, 1875 года рождения, умер, когда ему не было еще и 3-х лет. По одной из версий, причиной смерти стала эпилепсия, которой, как известно, страдал и его отец.

Внуки и правнуки

У первого сына Достоевского Федора было трое детей. Дочь Федора Федоровича скончалась еще в младенчестве, а сын тоже Федор умер в возрасте 16 лет. Последний писал талантливые стихи и вполне мог бы стать известным поэтом. Продолжил род только второй внук писателя Андрей, родившийся в 1908 году. Андрей Федорович стал инженером. Он жил в Ленинграде и преподавал в техникуме.

Андрей Федорович в свою очередь стал отцом Дмитрия, правнука Достоевского. Дмитрий Андреевич появился на свет в 1945 году. Его сестра умерла в раннем детстве. Правнук писателя всю жизнь трудился по рабочим специальностям: был электриком, монтером и даже водителем трамвая. Он здравствует и поныне и проживает в Санкт-Петербурге. У Дмитрия Андреевича есть сын Алексей и четверо внуков Анна, Вера, Мария и Федор.

Братья и сестры

У самого Федора Михайловича Достоевского было трое братьев и четыре сестры. Старший Михаил не только писал, но и занимался переводами. Он умер в 43 года. Один из младших братьев писателя Андрей стал архитектором, а другой Николай - инженером.

Сестра Федора Михайловича Варвара вышла замуж за состоятельного человека и стала Карепиной. Она была крайне скупа и повторила судьбу старухи-процентщицы из «Преступления и наказания». Варвару Михайловну убил дворник, который позарился на ее сбережения.

Две другие сестры Достоевского Вера и Любовь оказались близнецами. Любовь умерла в младенчестве, а Вера зарегистрировала отношения с неким Ивановым. Судя по воспоминаниям современников писателя, брак Веры Михайловны был счастливым.

Самая младшая в семье Александра Михайловна дважды шла под венец и была сначала Голеновской, а после Шевяковой. Шевякова, как и Карепина, не отличалась щедростью и даже судилась со своими родными братьями.

Мне всегда кажется странным, что даже такой великий писатель, как Достоевский (1821-1881) , и приблизительно не мог себе представить, что произойдет в совсем недалекие времена. Хотя он и написал «Бесы», памфлет на русских революционеров, но не смог предугадать, что опасность придет несколько с другой стороны и что уже почти всё готово для прихода этой опасности. «Заговор» (в который никто не верит) уже составлен, и оставались только некоторые технические вопросы его претворения в жизнь.

Достоевский, боготворивший простой русский народ, «горячо молившийся» за государя и за российскую империю, ненавидевший западные народы и предрекавший им скорую гибель - сколько злобы им высказано о немцах, французах, швейцарцах, не говоря уже о поляках! - не предвидел, что его любимые жена и дети доживут до величайшей российской катастрофы, попадут в самую тупую советчину.

В 1879 году он пишет Анне Григорьевне, своей жене насчет покупки имения:

«Я всё, голубчик мой, думаю о моей смерти сам (серьезно думаю) и о том, с чем оставлю тебя и детей. … ты не любишь деревни, а у меня все убеждения, что 1) деревня есть капитал, который к возрасту детей утроится, и 2) что тот, кто владеет землею, участвует и в политической власти над государством. Это будущее наших детей…»

«За деток и за судьбу их трепещу»

Крамской. Портрет Достоевского.

Я уже писал ранее, что жена писателя, Анна Григорьевна, дожила до 1918 года. В апреле 1917-го она решила удалиться в небольшое свое имение около Адлера, чтобы подождать, пока улягутся беспорядки. Но революционная буря докатилась и до черноморского побережья. Дезертировавший с фронта бывший садовник в имении Достоевской заявил, что подлинным хозяином имения должен быть он - пролетарий. А.Г.Достоевская бежала в Ялту. В ялтинском аду 1918 года, когда город переходил из рук в руки, она провела последние месяцы своей жизни. Там было даже некому ее похоронить, пока спустя полгода из Москвы приехал сын Федор Федорович Достоевский:

«В разгар Гражданской войны Федор Достоевский-младший пробрался в Крым, но мать свою в живых уже не застал. Ее выгнал сторож из собственной дачи, и она умерла всеми брошенная в ялтинском отеле. По воспоминаниям его сына (внука писателя) Андрея Федоровича Достоевского, когда Федор Федорович вывозил из Крыма в Москву архив Достоевского, оставшийся после смерти Анны Григорьевны, его едва не расстреляли чекисты по подозрению в спекуляции - сочли, что транспортирует в корзинах контрабанду».

Дети Достоевского не были отмечены сколько-нибудь значительными талантами, и жили они недолго.

Сын Достоевского, Федор (1871 - 1921), окончил два факультета Дерптского университета - юридический и естественный, стал специалистом по коневодству. Был самолюбив и тщеславен, стремился везде быть первым. Пытался проявить себя и на литературном поприще, но разочаровался в своих способностях. Жил и умер в Симферополе. Могила не сохранилась.

Любимая дочка Достоевского Любовь, Любочка (1868-1926), по воспоминаниям современников, «была заносчива, высокомерна, да и просто неуживчива. Она не помогала матери увековечивать славу Достоевского, создавая свой образ как дочери знаменитого писателя, впоследствии вообще разъехалась с Анной Григорьевной». В 1913 г. после очередного выезда за границу на лечение она осталась там навсегда (за границей она стала «Эммой»). Написала неудачную книгу «Достоевский в воспоминаниях своей дочери»… Личная жизнь ее не сложилась. Умерла в 1926 году от лейкоза в итальянском городе Больцано.

Племянник Достоевского, сын его младшего брата, Андрей Андреевич (1863—1933), удивительно скромный и преданный памяти Федора Михайловича человек. У него была роскошная квартира на Почтамтской. Конечно, после революции его капитально уплотнили. Андрею Андреевичу было шестьдесят шесть, когда его отправили на Беломорканал. Через полгода после освобождения он умер...

Прежняя квартира Достоевских была перегорожена и переделана в советскую коммуналку, и семья была втиснута в одну комнатенку… А перед столетием Ленина этот дом признали непригодным для жилья и осчастливили правнука новосельем на окраине Ленинграда, в убогой хрущевке.

Сам правнук Достоевского, Дмитрий Андреевич, 1945 года рождения, проживает в Санкт-Петербурге. По специальности он водитель трамвая, всю жизнь проработал на маршруте №34.

Правнук Дмитрий Достоевский

Достоевский – это целый мир со всеми его реальными и воображаемыми противоречиями, возможностями, тенденциями, прошлым, настоящим и будущим. Его творчество вызывало и вызывает до сих пор огромный интерес, как у читателей, так и у литературоведов. О Достоевском написано огромное количество статей, монографий, научных работ.

На фоне этого богатого исследовательского материала кажется несколько странным, что тема детей, детства, детскости изучалась не столь широко. Эта тема и сейчас довольно слабо разработана, хотя литература по некоторым аспектам темы всё же имеется.

В 1907 году Р. А. Янтарёва публикует работу «Детские типы в произведениях Достоевского», в которой детские персонажи романов писателя классифицирует как три основных типа: нервные дети (Лиза Хохлакова, княжна Катя), униженные и оскорблённые (Нелли, Илюшечка), дети-феномены (Коля Красоткин, герой рассказа «Маленький герой»). Работа представляет большой интерес, но уклон в ней всё-таки психолого-педагогический. Впоследствии до второй половины XX-го века вопрос о детях и детстве в творчестве Достоевского специально не изучался.

Из статей на эту тему, появившихся в 70-ые годы, наиболее интересны небольшая, но содержательная статья Е. Семёнова «Тема детей в литературно-философской концепции Ф.М.Достоевского», статья Ю. Карякина «Всё – дитё», целый ряд публикаций В. С. Пушкарёвой: «Тема детских страданий в произведениях Ф. М. Достоевского»(1970), «Детство в концепции «золотого века» Ф. М. Достоевского»(1971) и др. Лейтмотив всех статей – униженные, страдающие дети, ставшие зеркалом социальных, классовых противоречий. Впервые делается попытка соотнести тему детства с идеей гармонии мира и философскими взглядами писателя.

Заслуживает внимания вышедшая в 90-ые годы работа Б. Тарасова «Будущее человечество...», где он касается проблем изображения детства в творчестве Ф. Достоевского. Автор отмечает, что Достоевскому характерна тенденция «овзрослять» детские персонажи, заметно изменять своеобразие их восприятия через внедрение в него взрослого сознания и его проблем, делать детей полноправными участниками диалогических романов.

Таким образом, пробел, образовавшийся в изучении темы детства и детскости, постепенно заполняется, хотя имеющаяся литература лишь намечает некоторые аспекты изучения темы детства в творчестве Достоевского, но её не исчерпывает.

Итак, «дети» Достоевского. В произведениях писателя их много. Они разные, но схожи в одном: счастливых среди них практически нет. «Современное русское семейство становится всё более и более случайным, – пишет Фёдор Михайлович. Именно случайное семейство – вот определение современной русской семьи. Старый облик свой она как-то вдруг потеряла…». По мысли Достоевского, никогда в предшествующие периоды русской истории семейство «не было более расшатано, разложено, более не рассортировано, не оформлено, как теперь».

Дети в «случайных семействах» не сохраняют духовных и нравственных связей с отцами и вступают в жизнь, ничем не связанные с прошлым, с семьёй, с детством. Особенно трагично положение детей в бедных семьях: «нужда, забота отцов отражаются в их сердцах с детства мрачными картинами, воспоминаниями иногда самого отравляющего свойства. Ребёнок из такой семьи уносит с собой в жизнь «ожесточённое сердце» и «одну лишь грязь воспоминаний».

Отсутствие высшей, объединяющей всех идеи в «случайном семействе» приводит к тому, что родители не знают, как воспитывать детей, предпочитая нанимать учителей, что значит, по мнению Достоевского, откупиться от ребёнка («ленивая семья»), либо воспитывать в связи с какой-нибудь новой, модной идеей, глубоко не усвоенной ни отцом, ни тем более ребёнком, что приводит к искажениям в развитии личности. Без высшей идеи родители не могут быть для ребёнка живым примером, который, по мысли писателя, имеет большее значение, чем преподанные родителями отвлечённые истины и понятия.

«Братья Карамазовы» – это «роман о русских теперешних детях, ну и конечно о теперешних их отцах, в теперешнем взаимном их соотношении». Парадоксальным образом именно взаимопонимание, «теперешнее взаимное соотношение» «русских теперешних детей» и «теперешних их отцов», как раз и становится основой конфликта. Слишком хорошо видят они друг в друге семейные пороки, слишком остро чувствуют родственную зависимость во зле. Связывающая их общей греховностью «карамазовщина» раздражает и побуждает к протесту. Сыновья бунтуют против отца как объединяющего их злого начала.

Наконец, «упрощённое» воспитание часто приводит к непомерным амбициям, к неразборчивости в приятии идей (обычно европейских), к непониманию собственных национальных основ (к разряду неглубоко усвоенных западных теорий Достоевский относил и революционные идеи). Через приобщение к ним выходцы из случайных семейств реализуют свою детскую ненависть и «мстят» за «случайность» свою.

Такие герои, маленькие страдальцы, появляются уже в «Бедных людях». Это «задумавшиеся дети» чиновника Горшкова, нищий мальчик на улице. Еле намеченные детские образы не просто часть общей картины жизни «бедных людей», это восприятие мировой трагедии через муки ни в чём не повинных детей, чистых ангельской чистотой.

Несчастье, постигшее семью Горшковых, передано через особую, жуткую тишину, окутавшую жизнь всей семьи. Об этой семье никто ничего не слышит. Только ночью, кода в доме царит тишина, слышно иногда всхлипывание, потом шёпот, опять всхлипывание, точно как будто плачут, да так тихо, «так жалко». И самое мучительное для Макара Девушкина: «Даже детей не слышно. И не бывает этого, чтобы когда-нибудь порезвились, поиграли дети, а уж это худой знак». Эта подробность - особая печаль ребёнка, его неискупимые страдания - повторяются в «Бедных людях» ещё дважды и каждый раз всё тоньше и больнее.

Уже в первом крупном произведении Достоевского всплывает сразу несколько «детских» тем, которые пройдут через всё творчество писателя: тема сиротства, которая впоследствии найдёт наивысшее своё воплощение в рассказе «Мальчик у Христа на ёлке»; тема безразличного отношения большинства людей к детским страданиям и как ответная реакция – ожесточение сердца; тема безвинного детского страдания.

Начиная с «Бедных людей» из произведения в произведение кочуют у Достоевского маленькие нищие, те самые дети, которые «снятся и мерещатся» и из-за которых взбунтуется Иван и захочет пострадать Митя. Ребёнок сам по себе, его внутренний мир, особенности его развития остаются пока за пределами первого романа Достоевского, хотя этот особый мир всегда привлекал его внимание.

Этот мир мечтательного, болезненного, уединённо и фантастично развивающегося ребёнка исследует Достоевский в «Неточке Незвановой». Повествование ведётся от лица главной героини. Её исповедь (можно так сказать) основана не столько на фактах жизни героини, сколько на их эмоциональном восприятии и совсем недетском анализе.

Особенности развития героини обусловлены прежде всего жизненными обстоятельствами. Она выросла в семье, где не было игрушек, где никогда не смеялись, не было искренности, не было счастья. Эта семья окончательно разваливается со смертью матери и бегством, безумием, а вскоре и смертью отца. Для Неточки наступает время перехода от «первого детства» к «зарождению правильного сознанья», потеря «ангельского чина», даваемого только бездумностью существования.

У Достоевского, есть выражение для обозначения этого перехода - «пришибление истиной»: «дети правду узнают в девять лет», то есть «прозу» и факт действительности», и «эта истина их пришибает». Истина заключается в жестокости жизни, в безнаказанности зла, в несправедливости общественного устройства.

После потери сознания на улице Неточка оказывается в доме старого князя, видит его глаза, полные сострадания, и чувствует, что пробудилась для новой жизни. Семья князя окружила Неточку заботой, но у неё появилось новое чувство: «Я сирота». Судьба героини складывается более или менее благополучно, но это не уменьшает драматизма её развития, хотя Неточка – «кроткая», в её душе нет ненависти к миру.

Другим вариантом «овзрослённого» ребёнка является Нелли из «Униженных и оскорблённых». Если Неточка – самоё кротость, то Нелли – воплощение гордости, она живёт ненавистью и бунтом. У героини тяжёлый, мучительный характер, «странный, нервный и пылкий, но подавляющий свои порывы, симпатичный, но замыкавшийся в гордость и недоступность». Люди причинили Нелли много зла, и она невольно, подсознательно хочет отомстить им, спровоцировать на раздражение, вывести из себя. Кротость старого доктора - единственное оружие, к которому она не готова, и это оружие побеждает девочку.

«Преждевременное» развитие не далось Нелли даром: оно навсегда унесло с собой мир и спокойствие из сердца, расшатало нервную систему, подорвало здоровье. Нелли умирает. Образ Нелли вызывает глубокое сочувствие ко всем несчастным, оскорблённым и униженным детям.

Сквозную для Достоевского тему сиротства продолжают образы детей Мармеладова из романа «Преступление и наказание». Мы видим их глазами Раскольникова, который привёл домой их пьяненького отца. Мармеладовы живут в узкой тесной комнате, освещённой огарком копеечной свечи. Комната проходная. Через задний угол протянута дырявая простыня, за нею находится кровать. В комнате два стула и клеенчатый ободранный диван, старый кухонный стол, некрашеный и ничем не покрытый. Девочка лет шести спит на полу, «как-то скорчившись и уткнув голову в диван». Мальчик, годом старше, весь дрожит в углу и плачет: его только что «прибили». Старшая девочка лет девяти, тоненькая, в одной худенькой и разодранной рубашке, стоит в углу возле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшей как спичка рукой. А мать, больная, чахоточная, с раскрасневшимися до пятен щеками, ходит взад и вперёд по комнате, сжав руки на груди, с запёкшимися губами и нервно и прерывисто дышит. Страшное впечатление производит эта картина «при последнем освещении догоравшего огарка». Здесь сама нищета и разорение.

Трагизм положения семьи Мармеладовых усугубляется после нелепой смерти главы семейства под колёсами щегольской коляски. Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. Спасает детей от гибели Свидригайлов. Такой финал нехарактерен для произведений Достоевского.

В этом же романе трижды возникает образ ребёнка – девочки, над которой надругались (тема надругательства над ребёнком – сквозная в творчестве Достоевского). Первый образ – пьяная девочка, которую Раскольников случайно встречает на бульваре. «Вот, смотрите, совсем пьяная… Кто её знает, из каких, не похоже, что по ремеслу. Вернее же всего где-нибудь напоили и обманули…, в первый раз… понимаете? Да так и пустили на улицу», – говорит Раскольников городовому. Второй – девочка-самоубийца из жизни и сна Свидригайлова. И третий – пятилетняя девочка из сна, с лицом камелии, с огненным бесстыдным взглядом, заставившая даже Сидригайлова в ужасе прошептать: «Как! пятилетняя!.. это, … что ж это такое?»

Страницы романа «Преступление и наказание», посвящённые детям, овеяны теплом, любовью, сочувствием, но всё же образы детей остаются на периферии сюжета, хотя существенно обогащают картину «униженных и оскорблённых».

Множество сюжетных ходов, связанных с детьми, было намечено Достоевским в черновых набросках к «Идиоту», но в окончательном тексте романа дети остались только в воспоминаниях Мышкина. Но, тем не менее, детская линия в романе ярко выражена: князя Мышкина Достоевский наделяет любовью и привязанностью к детям. «Ребёнку можно говорить – всё; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие детей, отцы и матери даже своих детей. От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они всё понимают. Большие не знают, что ребёнок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет», - замечает князь Мышкин.

Но самое главное, что открыл князь Мышкин своим слушательницам, – это то, что дети одновременно могут быть жестоки и милосердны; они смогли злобу, презрение к падшему несчастному человеку сменить на чувство любви, дружбы, привязанности; дети оценили искренность «Леона», доверились ему, совместными усилиями скрасили последние дни Мари. Мышкин не только любит детей, их общество, но и сам в чём-то ребёнок. Ребячливость и взрослость присущи ему в равной степени.

Любимый детский возраст Достоевского - дети до семи лет и дети двенадцати-тринадцати лет. О первых он говорит устами своего героя Ивана Карамазова так: «Дети, пока дети, до семи лет например, страшно отстоят от людей: совсем будто другое существо и с другой природой». Двенадцать-тринадцать лет – возраст вполне ещё сохранивший самую младенческую, трогательную невинность и незрелость с одной стороны, а с другой – уже приобретший скорую до жадности способность восприятия и быстрого ознакомления с такими идеями и представлениями, о которых, по убеждению чрезвычайно многих родителей и педагогов, этот возраст даже представить себе будто бы ничего не может». Этот возраст обрисован в Нелли, в Коле Красоткине и других русских мальчиках из «Карамазовых», в Коле Иволгине, с их стремительностью увлечения и самыми благородными и ложными идеями, со способностью к бескорыстной, чистосердечной любви, со всеми сердечными страданиями, но без осознанной чувственности, то есть так, как у Лизы Хохлаковой. Они уже способны понять идею умом; и они ещё способны принять её всем чистым, цельным сердцем.

Подросток раним, неустойчив. У него резче, чем у взрослого, выпячено самолюбие, самомнение, мнительная щепетильность; они осознали уже полностью тайну пола. Таков Аркадий Долгорукий, главный герой романа «Подросток». Он принадлежит к «случайному семейству». Едва ли не с самого рождения Аркадий был отдан на «чужие руки и рано ощутил свою «выброшенность» из родственного круга, из нормального существования. Аркадий почти не выносит из детства светлых воспоминаний, не получает от своего отца в наследство руководящей жизненной идеи. Он самостоятельно должен найти ответ на вопрос, что есть добро и что есть зло. Через внутреннюю борьбу, через победу над собой, через овладение собой герой приходит к добру. «Я взял душу безгрешную, но уже загаженную возможностью разврата, раннею ненавистью за ничтожность и «случайность свою и с тою широкостью, с которою ещё целомудренная душа уже допускает сознательно порок в свои мысли, уже лелеет его в сердце своём, любуясь им ещё в стыдливых, но уже дерзких и бурных мечтах своих, - всё это оставленное единственно на свои силы и на своё разумение, да ещё на Бога. Всё это «выкидыши» общества, «случайные» члены «случайных семей» - так характеризует Достоевский своего юного героя в «Дневнике писателя» за 1876 год.

Подросток Достоевского душевно ломкий и неравномерный, ещё сохранивший связь с детской невинностью и вместе с тем более открытый искушениям дурного. Выход из детства отмечен у Достоевского печатью трагизма. На светлую душу ребенка падает тень безобразной, жестокой стороны жизни. Он узнаёт то, с чем ещё не в силах внутренне справиться, и это ранит его душу. Детская натура, по Достоевскому, может поражаться злом, может отзываться на зло, и зло обладает для неё силой соблазна и в том случае, если, как в романе «Подросток», добрые начала берут верх..

Тема детских страданий, всю жизнь волновавшая Достоевского, нашла отражение и в рассказе «Мальчик у Христа на ёлке». Рассказ написан в последние годы жизни и связан с размышлением о «русских теперешних детях». В основе произведения принцип контраста: великолепная ёлка в комнате за окном – и маленький оборвыш, под самое Рождество замерзающий на улице. В предсмертном видении бедному, несчастному мальчику представляется, что его приводит на райский праздник Христос, защитник обездоленных, униженных и оскорблённых. Рассказ заканчивается трагически: «А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замёрзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла прежде его». Финал рассказа – приговор миру, в котором страдают и гибнут дети. Страдания детей для Достоевского – один из главных признаков несправедливо устроенного мира. Одна слезинка ребёнка не стоит, по мысли писателя, счастья человечества.

Всё творчество Достоевского пронизано любовью к ребёнку, вниманием к его судьбе, беспокойством за его будущее. Детей, также как и своих взрослых героев, писатель ставит в критические ситуации, исключительные обстоятельства – дети часто оказываются в таких положениях, когда с ними происходит какое-то страшное событие, потрясение, и в момент которого детская душа надрывается, надламывается. Дети в произведениях Достоевского, повинуясь общей атмосфере его произведений, подтягиваются до взрослых героев через раннее столкновение с несовершенством человеческой жизни, через надрыв и надлом. Именно «взрослые» дети, сознающие «прозу» и «факт» действительности, становятся активными участниками сюжетных конфликтов его произведений. «Задумывающиеся» дети, форсирующие стадию детства и начинающие рассуждать о добре и зле, любви и ненависти – таковы детские персонажи в произведениях писателя.




Top