Крамской неутешное горе картина краткое описание. Иван крамской

Иван Николаевич Крамской вошел в отечественную живопись как новатор, реформатор и популяризатор.

Краткая биография

Крамской И. Н. родился в 1837 году в Острогожске в семье писаря.

Окончил с отличием училище в этом же городе, живописи учился и работал подмастерьем в иконописной мастерской, но всего лишь год. В 16 лет уехал из родного города и путешествовал в течение трех лет по России, практикуясь в мастерстве живописца, акварелиста и ретушера у харьковского фотографа.

В 1857 году Крамской поступает в не имея никакого специального образования. Однако обучение в Академии так и не закончил, так как возглавил "бунт четырнадцати" и в виде протеста против существующих традиций учреждения вышел из состава студентов, прервав обучение.

В 1863 году начинает работать в Обществе поддержки художников в качестве преподавателя. Стоит во главе группы сподвижников, которые организуют Артель художников, а затем и Товарищество передвижных выставок.

И. Н. Крамской: характеристика творчества

Основным жанром, в котором работал И. Н. Крамской был портрет, порою стоящий на грани с бытовым жанром. Художника интересовали в его персонажах черты человека-гражданина, с богатством и достоинством его внутреннего мира, с его чувствами и переживаниями, надеждами и стремлениями. Крамской был мастером психологической характеристики.

Преданный своему делу и обладавший огромной тягой к живописи, трудолюбием и неуемной работоспособностью, И. Н. Крамской ушел из жизни за мольбертом, работая над портретом доктора Рауфхуса. Прожил он всего полвека, но оставил потомкам богатое художественное наследие. Многие из полотен мастера хранятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

История создания самого драматичного полотна

Семейная жизнь Крамского была трагичной. Очень быстро он потерял двух младших сыновей. В результате трагических переживаний художника и было им написано драматичное полотно. "Неутешное горе" Крамского, по словам И. Е. Репина, была "живой действительностью". Источники утверждают, что в чертах главной героини просматриваются черты жены автора Софьи Николаевны.

Для "Неутешного горя" Крамской очень долго выбирал композиционное решение. Он нарисовал несколько его вариантов, но остановился на самом простом и лаконичном. В целом работа продолжалась четыре года.

Полотно Крамского "Неутешное горе": описание

Большую часть холста занимает в рост выполненная фигура скорбящей женщины в траурном платье, с платком в руке, которым она прикрывает рот. Слез уже нет, но взгляд устремлен в одну точку. Фигура словно застыла в своей скульптурности. Есть что-то схожее с изображением матери на полотне Крамского и монументом Матери-Родины, скорбящей о своих сынах.

У ног женщины рассыпаны, будто возложены к монументу, цветы. Каждый из них является не просто цветком - символом. символизирует огромную всепоглощающую любовь, желтые нарциссы - символы смерти в юношеском возрасте, но одновременно и возрождения. Нарциссы еще символизируют возможность безумия, к которому, по мифологии, может привести долгое вдыхание их аромата, а также обманутые надежды. Зеленые стебли распустившихся и еще не пустивших бутоны растений символизируют вечную жизнь. Продолжая описание картины Крамского "Неутешное горе", необходимо обратить внимание на то, что женщина стоит возле коробки с цветами и венком, готовой, видимо, для церемонии похорон. Венок круглой формы также означает вечность и бессмертие. А вплетенные в него розовые, белые и светло-желтые розы - нежность, непорочность и чистоту, заботу любящей женщины - в данном случае матери.

Героиня находится в простой бытовой обстановке, что еще более подчеркивает реальность происходящего. Она стоит на самом краю картины, едва не ступая за ее пределы в сторону пустоты и пугающей неизвестности. Такая же черная пустота зияет и за спиной матери - на заднем плане за портьерой. Символ душевной опустошенности, тьмы, заполнившей сердце женщины, невидение позитивного будущего - только черное горе, боль и тоска после трагедии ожидают ее впереди!

Колорит полотна Крамского "Неутешное горе", как и ее настроение, мрачная. Использованы цвета коричневой и серой гаммы.

Полотно Крамского "Неутешное горе" - одно из самых драматически насыщенных произведений мастера.

Иван Крамской Неутешное горе . 1884 Холст , масло . 228 × 141 см Государственная Третьяковская галерея , Москва (инв. 679 )

«Неуте́шное го́ре» - картина русского художника Ивана Крамского (1837-1887), написанная в 1884 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 679). Размер картины - 228 × 141 см .

История и описание [ | ]

Картина «Неутешное горе» была задумана и писалась под впечатлением от личной трагедии, постигшей художника - смерти его младшего сына Марка в 1876 году. На картине изображена скорбящая женщина в траурном чёрном платье - в её чертах угадывается сходство с женой художника Софьей Николаевной .

Крамской работал над этой картиной около четырёх лет. Прежде чем остановиться на окончательном композиционном решении, он создал несколько предварительных вариантов. Крамской рассказывал про окончательный вариант картины: «Остановился, наконец, на этой форме, потому что больше двух лет эта форма не вызывала во мне критики» .

В окончательном варианте картины художник чрезвычайно сдержан в показе внешних проявлений человеческих чувств. Они главным образом сосредоточены в глазах женщины и в её руках. Одной рукой она прижимает к губам платок, другая рука опущена. Глаза отрешённые, полные безысходной тоски .

Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, - удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой - обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там - тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта).

Карандашный набросок картины

Когда картина была готова, Крамской написал Павлу Третьякову : «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее». Третьяков взял картину в свою коллекцию, но заставил художника принять за неё деньги .

В поэме «Москва - Петушки » картина «Неутешное горе» преследует главного героя в пьяном бреду: так, в вагоне электрички «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек».

Примечания [ | ]

  1. Государственная Третьяковская галерея - каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . - Москва: Красная площадь, 2001. - Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А-М. - С. 316. - 528 с. - ISBN 5-900743-56-X .
  2. Крамской Иван Николаевич - Неутешное горе (неопр.) (HTML). Государственная Третьяковская галерея , www.tretyakovgallery.ru. Проверено 29 сентября 2012. Архивировано 1 ноября 2012 года.
  3. Крамской Иван Николаевич - Неутешное горе, 1884 (неопр.) (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 29 сентября 2012.
Иван Крамской. Неутешное горе.

Иван Крамской.
Неутешное горе.

1884. Холст, масло. 228 x 141.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.


В феврале 1884 года открылась двенадцатая передвижная выставка. Крамской дал на выставку картину «Неутешное горе» - о горе матери, потерявшей ребенка.

Мысль написать такую картину возникла у него давно, спустя несколько лет после того, как один за другим погибло у него двое сыновей.

Ни одна картина Крамского не имеет такого количества подготовительного материала - вариантов, эскизов, этюдов, зарисовок. В них художник идет ко все большей строгости отбора художественных средств. В одном из первых вариантов (Государственный Русский музей) изображена молодая женщина с остановившимся, помертвевшим взором, в изнеможении от слез опустившаяся на пол.

Вариант, находящийся в Музее латышского и русского искусства в Риге, отличается большей строгостью холодных тонов, более скупой повествовательностью. Гроб перенесен в глубину холста, он скрыт портьерой, за которую судорожно ухватилась женщина в глубоком трауре.

Однако чрезмерная откровенность слишком явно выраженного страдания была чужда Крамскому, он ищет выражения сдержанного, целомудренного чувства, которое не выносится на люди, для которого чужой взгляд оскорбителен.

В окончательном варианте (1884, Государственная Третьяковская галерея) вся сила выразительности сосредоточена на лице и фигуре стоящей женщины.

У стола стоит мать, одна... Она смотрит прямо перед собой. На ней черное траурное платье, волосы небрежно заколоты, к губам прижат платок. Она уже не плачет. Рядом на кресле - ящик с цветами, цветы на полу. Детское кружевное платье - последнее, которое она наденет на своего ребенка.

Дверь в соседнюю комнату приоткрыта. На полу у двери - отражение красноватого света: это горят восковые свечи у гроба. Все кончено. Из жизни ушел ребенок, а кругом все осталось по-старому: ковер на полу, по стенам картины, на столе альбом с фотографиями, книги...

В этой картине «стоит» мертвая тишина. Все внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, - это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. Яркий венок резко контрастирует с траурным платьем убитой горем матери и кажется неуместным рядом с ним - этот диссонанс подчеркивает атмосферу потерянности, царящую в картине. Символичен красный цветок в горшке, тянущийся вверх.

В нем есть странная ненадежность, подсказывающая нам, насколько хрупка человеческая жизнь.

Мать словно наедине со своим горем, и ее сдержанность придает облику черты подлинного величия, трагизма. Общечеловеческий смысл образа подчеркивается деталью, которую легко прочитывали современники: в правом верхнем углу композиции художник помещает срезанный рамой фрагмент картины И. К. Айвазовского Черное море, в которой сам Крамской видел воплощение человеческих раздумий о первоосновах бытия.



Иван Айвазовский. Черное море
(На Черном море начинает разыгрываться буря).
1881. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.


«Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю», - признавался Крамской. Эта деталь тоже несет на себе символический смысл, сближая жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилями.

Это - одна из лучших картин Крамского. На современников она произвела потрясающее впечатление и до сих пор нельзя смотреть на нее без волнения. Ведь недаром Репин говорил, что «это не картина, а реальная действительность».

«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее», - писал Павел Михайлович Третьяков Крамскому.

«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, - отвечал собирателю Крамской, - это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт.

Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Это не самообольщение, потому что я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет эта форма не возбуждала во мне критики…»

Иван Крамской - Неутешное горе.

Год создания: 1884

Холст, масло.

Оригинальный размер: 228 × 141 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Описание картины Ивана Крамского «Неутешное горе»

Данная картина была написана Иваном Николаевичем Крамским в сложный, для него, период жизни. В то время в его семье случилось ужасное событие – утрата двух маленьких сыновей. Иван Крамской очень страдал. И, как истинный художник, смог передать свои чувства на картине.

Главная героиня картины – женщина, которая одета в траурное платье. Женщина не двигается, а просто стоит. Главная героиня – это женщина средних лет. Ее волосы уже успела тронуть седина. Она нервно сжимает в своих руках кружевной платочек, который приблизила к губам.

Может показаться, что женщина спокойна и уже смирилась с горем, но это не так. Она чувствует себя несчастной. Но ее горе находится не на грани безумия. Это осознанное горе. Эмоции героини картины очень точно переданы в ее печальном, полном боли, взгляде. Стоит вам обратить внимание на ее взгляд, как вы тут же почувствуете холод, которым он пропитан. Невозможно не сопереживать героине данного полотна.

В ее позе, взгляде – во всем прослеживается безысходность. Женщина никак не может разыскать выход из сложившегося положения. Она стоит и безмолвно горюет возле гроба своего дитя. Для матери нет ничего хуже, чем похороны собственного ребенка.

Очень тяжело точно рассказать о том, что чувствует героиня картины. Женщина статична и все вокруг словно остановилось в неведении. Может показаться, что весь мир замер в ожидании чего-то неведомого. Все звуки смолкли, и женщина осталась наедине с тишиной и своими мыслями.

Гроб дитя изображен в самом краю картины. Единственное яркое пятно во всем полотне – это яркий и красочный траурный венок. А, стоящий на полу возле гроба цветок в горшке словно маленький символ жизни, веры и надежды на то, что страдания рано или поздно закончатся и жизнь обязательно продолжит идти размеренным ходом.

Ключевые слова: неутешное горе крамской

Крамской Иван
«Неутешное горе» 1884
холст, масло 228х141 см

Картина написана под впечатлением от личной трагедии, постигшей художника - смерти его младшего сына Марка в 1876 году.

На картине изображена скорбящая женщина в траурном чёрном платье - в её чертах угадывается сходство с женой художника Софьей Николаевной.

Крамской работал над картиной около четырёх лет, сделав несколько предварительных вариантов. Из письма: «я остановился, наконец, на этой форме, потому что больше двух лет эта форма не вызывала во мне критики».

Когда картина была готова, Крамской отдал её в дар Павлу Третьякову. Третьяков взял картину в свою коллекцию, но все же заставил художника принять за неё деньги.

Иван Крамской. Неутешное горе.
1884. Холст, масло. 228 x 141. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В феврале 1884 года открылась двенадцатая передвижная выставка. Крамской дал на выставку картину «Неутешное горе» — о горе матери, потерявшей ребенка. Мысль написать такую картину возникла у него давно, спустя несколько лет после того, как один за другим погибло у него двое сыновей.

Ни одна картина Крамского не имеет такого количества подготовительного материала — вариантов, эскизов, этюдов, зарисовок. В них художник идет ко все большей строгости отбора художественных средств. В одном из первых вариантов (Государственный Русский музей) изображена молодая женщина с остановившимся, помертвевшим взором, в изнеможении от слез опустившаяся на пол.

Вариант, находящийся в Музее латышского и русского искусства в Риге, отличается большей строгостью холодных тонов, более скупой повествовательностью. Гроб перенесен в глубину холста, он скрыт портьерой, за которую судорожно ухватилась женщина в глубоком трауре. Однако чрезмерная откровенность слишком явно выраженного страдания была чужда Крамскому, он ищет выражения сдержанного, целомудренного чувства, которое не выносится на люди, для которого чужой взгляд оскорбителен.

В окончательном варианте (1884, Государственная Третьяковская галерея) вся сила выразительности сосредоточена на лице и фигуре стоящей женщины.

У стола стоит мать, одна... Она смотрит прямо перед собой. На ней черное траурное платье, волосы небрежно заколоты, к губам прижат платок. Она уже не плачет. Рядом на кресле — ящик с цветами, цветы на полу. Детское кружевное платье — последнее, которое она наденет на своего ребенка. Дверь в соседнюю комнату приоткрыта. На полу у двери — отражение красноватого света: это горят восковые свечи у гроба. Все кончено. Из жизни ушел ребенок, а кругом все осталось по-старому: ковер на полу, по стенам картины, на столе альбом с фотографиями, книги...

В этой картине «стоит» мертвая тишина. Все внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, - это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. Яркий венок резко контрастирует с траурным платьем убитой горем матери и кажется неуместным рядом с ним - этот диссонанс подчеркивает атмосферу потерянности, царящую в картине. Символичен красный цветок в горшке, тянущийся вверх. В нем есть странная ненадежность, подсказывающая нам, насколько хрупка человеческая жизнь.

Мать словно наедине со своим горем, и ее сдержанность придает облику черты подлинного величия, трагизма. Общечеловеческий смысл образа подчеркивается деталью, которую легко прочитывали современники: в правом верхнем углу композиции художник помещает срезанный рамой фрагмент картины И. К. Айвазовского Черное море, в которой сам Крамской видел воплощение человеческих раздумий о первоосновах бытия. «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю», - признавался Крамской. Эта деталь тоже несет на себе символический смысл, сближая жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилями.

Это — одна из лучших картин Крамского. На современников она произвела потрясающее впечатление и до сих пор нельзя смотреть на нее без волнения. Ведь недаром Репин говорил, что «это не картина, а реальная действительность».

«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее», - писал Павел Михайлович Третьяков Крамскому.

«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, - отвечал собирателю Крамской, - это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Это не самообольщение, потому что я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет эта форма не возбуждала во мне критики…»




Top