Константин Кинчев. Житие мое

18 сентября выходит двадцатый альбом группы «Алиса» под названием «Эксцесс» — первая работа коллектива, средства на которую были собраны при помощи краудфандингового портала «Планета.Ру». Кампания началась в мае этого года, вскоре после перенесенного Константином Кинчевым инфаркта. На данный момент поклонники «Алисы» собрали больше 10 млн руб. В «Эксцесс» вошла дюжина песен, в том числе написанные по следам украинских событий. 1 сентября для акционеров был выпущен интернет-сингл, включающий песни «Дайте каплю огня» и «Rock-n-Roll жесток», а также кавер-версию песни «Честное слово» группы «Калинов мост». В преддверии релиза «Газета.Ru» побеседовала с Кинчевым.

— В альбоме «Эксцесс» есть песня «Rock-n-Roll жесток». У вас это слово вообще часто встречается, но всегда в разном контексте. Как изменилось восприятие этого слова за годы карьеры?

— Знаете, в любой песне, мне кажется, все сказано. Я свои песни никогда не расшифровывал и сейчас не стану. Такие вопросы в тупик всегда ставят — ощущение, как будто я на иностранном языке пою. Послушайте, там все сказано.

AlisA/Facebook.com

— А почему вы решили перезаписать «Честное слово» «Калинова моста»?

— Она мне всегда нравилась. И вообще, мы с Димой Ревякиным друзья. Даже не друзья, а скорее братья. Я просто воспользовался случаем. У «Калинова моста» был какой-то юбилей, и Дима предложил исполнить какую-нибудь песню, я выбрал «Честное слово», потому что давно хотел ее спеть. Спел ее с «Калиновым мостом», а потом поступило предложение поучаствовать в трибьюте, и мы записали эту песню сами, по-своему. Так, как сами ее слышали. Мне очень нравится, как она получилась. Диме тоже, кстати, понравилось. Я хотел сделать ее в таком танцевальном ключе, с прямой бочкой, и The Doors немножко поярче проявить — это же посвящение Джиму Моррисону, по сути.

— Про эту песню тоже не будете говорить, почему она вам близка?

— Это о песня и о переживаниях по поводу того пути, который мы называем дорогой рок-н-ролла. Дима рассказывает, как он «встретил» Моррисона, а потом о том, как он шел своей дорогой. Мне это все созвучно, я эту песню понимаю и воспринимаю как свою.

— Вы же еще раньше пели другую песню «Калинова моста» — «Ранним утром».

— Да, ее я тоже люблю, но пока руки не дошли. Мы сейчас еще сделали для трибьюта Толи Крупнова песню «Война». Она, мне кажется, очень актуальна на сегодняшний день. Пока не знаю, когда трибьют выйдет, но в любом случае я подумываю задействовать «Войну» в нашем новом альбоме. Надо только с Сашей Юрасовым (директор «Черного обелиска». — «Газета.Ru») поговорить на эту тему.

— То есть работа над следующей пластинкой уже ведется?

— Ну да, мы уже начали. Конкретно пока рано говорить, но что-то такое вырисовывается.

— Расскажите теперь про «Эксцесс». Как эта пластинка сочинялась?

— Песни писались в основном прошлой зимой… Или позапрошлой зимой… Не помню уже. Пластинка возникла из моего ощущения времени. Я всегда говорю, что я просто ретранслятор времени — как и все мы в той или иной степени.

— А что для вас означает слово «эксцесс»? Почему именно оно оказалось в заглавии альбома?

— Ну вы почитайте в толковом словаре, что оно означает.

— А я уже почитал.

— Так и прекрасно! Значит, мы понимаем, о чем говорим! (Смеется. ) Альбом о том, что происходит вовне и внутри меня — как и все прочие альбомы. Все довольно банально.

— Предыдущие альбомы вы писали или, во всяком случае, сводили в Германии, а в случае с «Эксцессом» там делался только мастеринг. Почему на этот раз решили обойтись своими силами?

— Потому что выросли и решили сами попробовать, пошли на такой эксперимент. Мне кажется, что Дима Парфенов (клавишник «Алисы». — «Газета.Ru») с этой задачей прекрасно справился и сильно вырос как звукорежиссер. Он занимался и записью, и сведением.

— Последняя песня называется «Емеля». Этот персонаж уже появлялся у вас в стихотворении, записанном на альбоме «Шабаш». Мы с одним режиссером как-то говорили, что Емеля — это архетип русской мечты: надо лежать на печи и быть хорошим человеком, и тогда все само сложится. Что этот персонаж для вас значит?

— Вот ровно это и значит, вы все правильно говорите.

— За время, прошедшее с выхода альбома «Цирк», вы написали и опубликовали две песни — «Так надо» и композицию, название которой мы не можем написать по закону о мате. Первую выложили на сайте для свободного прослушивания, но в альбом она не вошла, а вторую решили зафиксировать. Чем обусловлен этот выбор?

— Мне кажется, что «Так надо» — это более сиюминутная вещь. А вторая — более актуальная.

— Она была написана по горячим следам украинских событий. У вас как-то изменилось ее восприятие? Она стала более актуальной для всех нас?

— Ну да, именно так. Время идет, акценты меняются. Я не стал петь «нас опять [обманули]», но это вертелось на языке, конечно. Я и на концертах несколько раз так пел. Но на альбоме оставил так, как было в изначальном тексте, хотя подразумевается, что это касается всех нас.

— У вас в песнях раньше почти не было мата. Почему именно это слово?

— Оно самое емкое. Мат хорош и нужен тогда, когда иначе не сказать, а не для того, чтобы в речи мусорить. Мат в этом смысле очень полезная вещь.

— А к закону о мате вы как относитесь?

— Да чушь это очередная. Они там получают какие-то внушительные зарплаты и занимаются «законотворчеством», итогом которого становятся подобные инициативы.

— Штрафов не боитесь? У нас же запрещено публично материться.

— Ну слушайте, есть же у нас ведущий Первого канала . По-моему, он прекрасно себя чувствует (смеется ).

— Вроде бы «Ленинград» платит за каждый концерт какие-то небольшие штрафы, этим дело и кончается.

— Ну вот. А я со сцены не матерюсь. У нас уважаемая публика радостно подхватывает припев, избавляя меня от необходимости выкидывать слова из песни (смеется ).

— Расскажите теперь о сотрудничестве с «Планетой.Ру». Как возникла эта идея?

— Мне понравился результат, которого Гребенщиков добился пару лет назад. Я посмотрел на опыт «Планеты» в этой области, решил попробовать.

— А почему не закрыли счет после того, как были собраны заявленные 4 млн?

— Потому что это недостаточная сумма, на самом деле. Все просто не очень хорошо себе представляют, как это устроено. Ансамбль наш пишет альбом за свой счет, эти средства мы пытаемся компенсировать, а это два года работы 12 человек. Раньше этим занимался издатель, теперь мы решили сделать это напрямую. Вычтите отсюда еще то, что забирает сама «Планета», и деньги, которые пойдут на печать дисков.

— Сейчас вы собрали 10 млн, этого достаточно?

— Да хотелось бы еще больше собрать, чего греха таить. «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать» — так великие говорили, и я придерживаюсь этого принципа.

— Вам в итоге понравился этот опыт?

— Ну да, и ребята там, на «Планете», хорошие. Теперь осталось дождаться, как они справятся со своими обязанностями. Сейчас сбор закончится, и им надо будет заниматься рассылкой, оперативно предоставлять уважаемой публике все то, что она должна получить. Кроме того, печать дисков начнется только тогда, когда мы закроем сбор, чтобы напечатать в буклете имена всех акционеров. Но я думаю, мы справимся.

— А в тур с «Эксцессом» поедете?

— Да вы знаете, я сейчас после инфаркта — концертов мы не играли с апреля. В ноябре впервые вновь выйдем на сцену, и пока я планирую ограничиться московской и питерской презентациями «Эксцесса». Может быть, еще сыграю на свой день рождения в Москве и Питере. Концертной деятельностью, иными словами, мы сейчас не занимаемся, а она была единственным источником дохода. Так что сбор на «Планете» в том числе нужен для того, чтобы обеспечить себя средствами к существованию. По стране я сейчас ездить не готов, надо посмотреть, что будет на презентациях в Москве и Питере. Не знаю пока, буду ли я задыхаться на сцене.

— Дай вам Бог здоровья.

— Спасибо. Я стараюсь, занимаюсь потихонечку, восстанавливаюсь. Но каков будет результат — не от меня зависит.

— Давайте напоследок вернемся к «Эксцессу». Это довольно резкое слово, вы говорите, что оно отражает время. А можете как-то сформулировать свои ощущения от него? Кто-то говорит про то, что возвращаются 90-е, другие — что впереди новый 17-й год…

— Я тут процитирую себя. В песне «Мое поколение» я себе позволил такую дерзость, под которой подписываюсь и сегодня: «Я могу предвидеть, но не могу предсказать». Я не знаю, что будет, но предвидения кое-какие имею.

В Лужниках "Алиса" исполнит все песни из оригинальной пластинки 1989 года, на концерте прозвучат не только восемь песен двадцатилетней выдержки, зрителей ждет шоу, которое продлится несколько часов. 22 ноября аналогичный юбилейный концерт пройдет в Петербургском СКК.

В преддверии выступлений Константин Кинчев ответил на вопросы читателей Ленты.Ру и рассказал об истории создания "Шестого лесничего" и будущих планах "Алисы". Вопросы читателей сокращены, ответы Константина Кинчева приведены полностью.

- "Золотым составом" можно назвать Вас, Петра Самойлова, Михаила Нефедова и Андрея Шаталина. Почему сейчас в группе нет последних двух?

Я считаю оптимальным нынешний состав, который работает уже шестой год. Считаю его "золотым" наравне с тем составом, который был во времена "Шабаша" и "Для тех, кто свалился с Луны". Состав был: Нефедов, Самойлов, Чумичкин, Шаталин и Королев. Нынешний состав считаю даже, может быть, сильнее, чем тот. Я абсолютно доволен этим составом, менять ничего не собираюсь, шесть лет мы вместе – дай бог, столько же и еще столько же проработаем.

Уход Нефедова и Шаталина был для меня как гром среди ясного неба, поскольку об уходе они сообщили администрации, а не мне. Взяли и ушли, абсолютно не мотивируя, в принципе, сильно подставив группу – у нас гастроли были запланированы.

Мы выкрутились из ситуации, так как репетиционный период был долгий. Слава богу, что пришел Игорь Евгеньевич Романов и Андрей Вдовиченко, барабанщик. Так что все, что ни делается, - все к лучшему.

- Почему замечательные музыканты группы АлисА так мало импровизируют? Неужели вся импровизация ограничивается барабанным соло Андрея и некоторыми штришками Игоря на гитаре?

У нас и в предыдущий период особо импровизаций не было. А учитывая то, что мы работаем с компьютером, то есть находимся в жесткой ритмической сетке, - все-таки импровизировать нет возможности, да и особого желания. В том жанре, в котором мы работаем, импровизация не подразумевается. Мы же джаз не играем.

Лучшие дня

- Почему из панка вы двинулись в металл? Зачем поменяли стиль?

Я не очень понимаю, что значит "стиль", мало того, я считаю, что заявляя, что ты работаешь в определенном стиле, ты как бы ставишь некие виртуальные стены, через которые потом очень сложно пробиться. Поэтому я считаю, что мы играем в стиле, который присущ только "Алисе", не более и не менее того. Вот, собственно, и все. Поэтому этот "стиль", как Вы выразились, мы в свое время назвали "жги-гуляй бит", он остается по сей день для нас оптимален, интересен и непредсказуем, то есть он позволяет всячески экспериментировать.

- Как вы относитесь к арт- и прогрессив-року?

Я не совсем понимаю, что такое "прогрессив-рок". Вообще, честно говоря, в стилях и направлениях я слабо ориентируюсь.

- В последних альбомах Вы исполняли песни вместе с дочерью. Могут ли ожидаться в дальнейшем ещё песни с Вериными партиями?

Если возникнет какая-то песня, в которой мне будет нужен женский вокал, естественно, я обращусь прежде всего к дочери, которая хорошо поет, чтобы не искать никого со стороны.

- Каково послание песни "Падал снег"? Действительно ли стоит "жить ради боли" и почему?

Зачем расшифровывать то, что написано. Все послания в самих песнях и заключаются. Если вдумчиво послушать эти песни – я надеюсь, что ответ придет сам собой.

- Ответы могут быть у каждого слушателя разные?

Да, конечно, всем позволено сотворчество. Мало того – это просто приветствуется.

- Вы какое-то касательство к оформлению дисков своих имеете?

Да, в общем, конечно, участвуем. Мало того, мы формируем саму идею. Другое дело, что я не очень знаком с программой Photoshop, поэтому идею воплощают художники.

- Когда ждать нового альбома?

Новый альбом в демо-версии готов, осталось его записать. Надеюсь и думаю, что он появится в следующем году - скорее всего, осенью, в сентябре.

- Каково Ваше отношение к строительству "башни Газпрома" в Питере?

Я солидарен со всей прогрессивной общественностью – не надо этот центр строить. Другое дело, что я реалист и прекрасно понимаю, что мое "нет" услышано не будет. Коль они решили его построить – они его построят. Ну это уже их мера ответственности, а не моя.

- Чье исполнение песни Рикошета на "Выходе дракона" вам понравилось больше всего? А чье менее всего?

Я сам формировал трибьют, поэтому все исполнители приглашались мной осмысленно, осознанно. Поэтому я благодарен всем, кто участвовал в проекте, и выделять кого-то не собираюсь, потому что все молодцы.

- То есть в музыкальном плане никто не разочаровал?

В музыкальном плане мы делали все сами. То есть всю музыку делала "Алиса", а исполнители были приглашенные. Единственный трек, стоящий особняком, являющийся исключением, подчеркивающим правило, это трек Лагутенко, который сделал музыкальную основу вместе с "Мумий Троллем", но он настолько тонко и четко вписался в канву того звучания, которое формировали мы, что в общем мы ничего не меняли и оставили версию музыкантов "Мумий Тролля".

- Планируется ли в ближайшее время выпуск акустических или концертных альбомов?

Ни то, ни другое не планируется. Почему? Потому что нет желания. Акустику я играть не люблю. Возможно, это кому-то интересно, но это неинтересно мне. Поэтому мы акустику и не играем. Что касается концертного альбома – это тоже определенная трата времени, когда можно заниматься более важными, интересными для нас делами. Интереснее записывать новый альбом.

- Почему такой чести - юбилейного тура, удостоен именно "Шестой Лесничий", а не "Блокада" или "Энергия", которые вышли раньше? Будет ли аналогичный юбилейный тур, посвящённый выходу "Шабаша"?

Так сложилось, что на каком-то этапе мне просто надоело выдумывать для своих концертов информационные поводы, которые от меня постоянно требуют промоутеры. Я решил пойти по такому простому для меня пути. Тем более, группе уже много лет.

А мысль эта возникла чуть позже, чем можно было отмечать двадцатилетие "Энергии" и двадцатилетие "Блокады". Если бы мысль возникла чуть раньше, было бы отмечание и этих альбомов. А следующий год у нас пойдет под знаком "Шабаша". Весной будем отмечать двадцатилетие этого альбома.

- Будет ли выпущен DVD Шестой лесничий 20 лет спустя?

Концерт? Нет, не хочу. Хотя предложения были, но это, опять же, много времени, работы. Хочется заниматься новым альбомом.

- Почему в этом году вы выступали больше на байк-фестивалях?

Просто байкеры стали нас приглашать. А мы группа концертная. Почему нет, если наши райдеры выполняются и все условия соблюдаются? Спасибо байкерам, но мы можем приехать и на какие-то другие фестивали.

- После юбилейного 25-35-50 сет-лист на концертах практически не менялся (за исключением 1-2 песен). Не менялся даже их порядок!

Потому что мы поем то, что считаем нужным, и, я считаю, это наше главное завоевание перед аудиторией - мы делали, что хотим, и продолжаем этим же самым заниматься. "Атеист" мы пели в Москве в июне на концертной площадке "Зеленый театр" в Парке Горького. По-моему, этот фестиваль назывался "Уроки русского".

- Очень хотели бы пойти на предстоящий коцерт 14 ноября в Лужниках, но узнав, что стоимость билета 2420 р. в партер, при всей нашей любви к "Алисе", посчитали - перебор. Хотя в том же Питере стоимость билета составляет около 800 рублей (в СКК)?

Я тоже считаю, что это уже перебор. В четверг моя администрация встречается с промоутером и будет убеждать, чтобы понизили цены на билеты. Думаю, что эту битву мы проиграем, - соответственно, будем настраиваться на то, что будем играть в пустом зале.

- А уже случалось подобное?

Игра в пустом зале? Пока не было. Все-таки каким-то образом зал заполняется. Но я считаю, что цены на билеты слишком высокие.

- Откуда появилось такое сочетание цветов -"красное на черном"? Очень похоже на футбольную атрибутику, ваши фаны на них похожи.

Нет, ну, конечно, всю эстетику сочинил я, а дальше уже пошли вариации. "Розы", допустим, фан-движение ввело в обиход, какие-то еще элементы. А так – нет, конечно, вся эстетика – это мое детище, также как и само название – "Армия".

- Поддерживаешь постоянный контакт с поклонниками? Насколько я знаю, ты вел с ними диалог на официальном сайте.

Я уже отказался от этого и не отвечаю на вопросы. В какие-то периоды отвечал на вопросы, потом мне это надоело, устал отвечать. Вот пользуюсь услугами "Ленты.ру", чтобы ответить на вопросы поклонников "Алисы".

- Я был на последних концертах в Донецке и Харькове... Меня очень удивило и порадовало то, что вместо милиции и охранников дежурили алисоманы.

Был один интересный эксперимент на концерте на Украине. Основа "выездных", то есть это основа самых главных алисовских группировок, которые тоже имеют свои названия (к счастью, они не враждуют друг с другом), предложила свои услуги в плане охраны мероприятий. В Харькове у нас был обычный инцидентный концерт, когда я ругался с охраной, уходил со сцены и так далее. После этого концерта основа как раз предложила взять на себя ответственность за проведение концерта. И в Донецке, и в Киеве мы провели концерты следующим образом - нанятая охрана работала только в фойе, а милиция работала только снаружи площадки. Непосредственно концерт охраняли сами алисоманы. Огромное им спасибо за это, они с честью с этим справились, это действительно очень большая ответственность.

Я сейчас буду пытаться убедить промоутеров в том, чтоб охрана внутри зала была бы алисовская.

- Есть вопрос по поводу истории с конфликтом между фанами "Алисы" и байкерами. Что-то такое было?

Было, да. То есть вроде как все наши основные группировки встретились с "Волками" и "Волки" проставились. Слава богу, конфликт исчерпан.

Для меня это было неожиданностью, потому что такие инциденты случались в начале 90-х.

- Константин, сейчас вы так же плотно общаетесь с Хирургом и другими Ночными волками после майских столкновений Ваших поклонников с ними?

Общаюсь, конечно, мы понимаем друг друга. Другое дело, что это не те структуры, которые могут обеспечивать порядок на мероприятиях, потому что у них свои банды, у нас свои банды. И зачем стравливать банды, когда мы можем своими бандами охранять порядок на мероприятиях?

- Общаетесь ли Вы с Сергеем "Пауком" Троицким?

Время от времени он приходит на наши концерты. Дружить не дружим, просто знакомы. Точно так же, как и с Хирургом – мы не дружим, но приятельствуем. Я позитивно отзываюсь о Хирурге. Он большое дело делает, креативный человек. Умудряется такие проекты продвигать.

- Как, например, в Севастополе?

Да, как в Севастополе, там была такая мощная акция.

Конечно, да. Все братья. И белорусы, и (читатель, может быть, удивится) я еще и казахов к братьям отношу. Почему нет? И татары братья.

- То есть совместное проживание на протяжении многих лет сильнее последних политических событий?

Так а при чем здесь люди, это же политики ругаются, а люди-то здесь при чем?

- Расскажите о Вашей дружбе с Александром Башлачевым. Как Вы считаете, почему такой потрясающий человек, такие великие песни незаслуженно забыты?

Что касается Башлачева, мы с ним приятельствовали. Его смерть оставила незаживающую рану. Это, пожалуй, одна из первых потерь в моей жизни, то есть я терял друзей, а близкого по оружию человека я потерял впервые. Поэтому в "Шестом лесничем" есть песня, которую я посвятил ему, чтобы хоть как-то попытаться вытащить его из той депрессии, в которую он попал. Песня называется "Солнце за нас". Не удалось. Он решил, как решил, поэтому уже больше двадцати лет его нет с нами.

- Есть кто-то, кого Вы можете по праву назвать продолжателями творческих идей группы "Алиса"? Кроме "Пилота"?

- "Пилот" не продолжает традиции, они своим делом занимаются. Илья Черт просто такой человек, что ему все время хочется на кого-то походить, такое свойство характера. Я тоже не лишен этого искушения, время от времени не могу устоять перед соблазном и чьи-то музыкальные формы себе перетаскиваю. Не присваиваю, а так, даю развитие той темы, которая меня колыхнула, по крайней мере, мне бы хотелось в это верить. Ну и у Илюши, наверное, то же самое. Когда ему нравится "Алиса", у него получается что-то, похожее на "Алису", когда ему нравится ДДТ, он начинает быть похожим на ДДТ, когда нравится "Кино" - на "Кино".

- Как ты относишься к творчеству группы "Depeche Mode"?

Depeche Mode - хорошая группа, всегда с любопытством жду их нового альбома.

- Константин, как вы относитесь к группе "Калинов Мост"?

- "Калинов мост" – мне братья, Дима Ревякин – брат, этим все сказано.

- Правда ли, что первые записи гр. "Сектор газа" ушли в столицы из Воронежа через Вас? Вообще, какое у Вас отношение к творчеству Юрия Клинских?

Колхозный панк "Сектора газа" – не близкий мне жанр. Хой достиг определенных вершин, жалко, что он умер рано.

Да, история с их первыми записями - правда. Он принес мне записи и попросил, чтобы я отвез их Майку Науменко. Я отвез.

- Вы прекрасно исполнили песню Майка "Старые раны". Может быть стоит иногда исполнять ее на концертах?

Спасибо. Мы какое-то время ее исполняли, она была у нас в репертуаре, сейчас ушла. Возможно, опять возникнет.

- Женский ансамбль "Федорино горе" испоняет "Небо славян", ролик есть на youtube. Вы видели, как Вам понравилось?

Я видел их как-то в интернете, просто не знал, что это так называется. По-моему, довольно мило.

- Поддерживаешь ли ты отношения с Шевчуком?

Мы никогда и не дружили. У нас ровные отношения, какими были – такими и остались. При встрече кланяемся и все.

- Вопрос про Михаила Борзыкина - какие между вами отношения, что вы думаете о нем как человеке, музыканте, о его отношении к религии и гражданской позиции.

Борзыкин – талантливый человек. Социальная форма его протеста абсолютно ясна, понятна. Другое дело, что я его мировоззренческие позиции не разделяю, потому что я все-таки за космос, а не за хаос. Плохенький мир, но мир. Я за такие позиции. А так, я считаю, что он талантливый человек.

- Как Вы можете прокоментировать события в группе "Агата Кристи", связанные с объявленным прекращением существования группы?

- "Агата Кристи" - талантливые люди, хорошие музыканты. Занимаются тем, чем считают нужным.

Видимо, им надоело друг с другом... Это же их внутренняя кухня, откуда я знаю, в чем там дело. Может быть, так. Может быть, какой-то пиар-ход такой. Не знаю, им виднее.

- Вы раньше говорили,что песню "Спокойная Ночь" Виктора Цоя будете исполнять всегда... В связи с чем иногда она не звучит на концертах?

Если она иногда не звучит – значит, иногда я не отвечаю за свои слова. Позвольте мне это считать главным грехом моей жизни, главным несоответствием оброненному слову. Я был бы счастлив, если бы это было так. Хотя мы ее играем практически всегда.

- Согласны ли вы с фразой "Патриотизм - последнее пристанище негодяя"?

- Почему Вы переделали татуировку на левой руке? Тему русской сказки с избушкой на курьих ножках забили восточным драконом?

Ничего подобного, там добавился Змей Горыныч - тоже представитель русских народных сказок. Причем с косыми глазами. Явно пьяный. Змей Горыныч – это не восточный персонаж. Он трехглавый. И очень добрый, потому что пьяный, так, дымок у него из пасти идет чуть-чуть.

- Вы удивительно молодо выглядите для своих лет! Даже лучше, чем Ковалев из "Пилигрима". В чем ваш секрет?

Мне кажется, что я выгляжу на свои года.

- С кем Вы хотели бы выступить на одной сцене из западных исполнителей?

Ни с кем. Мне ни с кем не хочется делить сцену, потому что это всегда головная боль по отстраиванию аппаратов. Я люблю играть сольно. Если с кем-то приходится играть – это вынужденные меры.

- Какие у Вас любимые писатели?

Из последнего, что я прочитал, ни одна книга не оказала никакого влияния. Правда, последние годы я вообще читал немного.

- Нет времени?

Да и желания нет читать художественную литературу. А так, из представителей жанра художественной литературы с большой буквы я люблю перечитывать Довлатова. Ни к чему не обязывает и выстраивает очень хорошее душевное состояние.

- Насколько случаен гениальный бум русского рока 80-х? И почему всё исчезло разом, уступив место коммерческим проектам типа "рокопопс"?

Есть книга у Германа Гессе "Паломничество в страну Востока". Там тоже один персонаж очень сильно сокрушался по поводу того, что паломничество куда-то делось, не понимая того, что он просто сам уже вышел из этого движения. Никуда ничего не девается, просто вы находитесь в другом измерении.

- Насколько важны и сильны семейные ценности для Вас? Как они уживаются с имиджем бунтаря?

Имидж бунтаря – это не ко мне. Я вообще неимиджевый человек. Я просто проживаю собственную жизнь, где семья занимает большее место, нежели профессия.

- Известно, что вы большой любитель футбола (не такой большой, как рыбалки, конечно). Болеете за Зенит (как в прошлом году) или за ЦСКА?

Я болею за "ЦСКА" и за "Зенит".

- Что вы считаете самым важным в воспитании ребенка?

Не навредить.

- То есть по сути ребенок должен сам определиться?

В выборе призвания стоит подсказывать, а в выборе профессии – нет, это не так важно. Потому что если человек поймал призвание, то для него уже абсолютно естественно связывать призвание с профессией. Главное, чтобы человеком оставался. Не ел других людей.

- Хотел бы узнать о Ваших гастрономических пристрастиях.

Мои гастрономические пристрастия таковы: чтобы была еда, чтобы можно было поддерживать жизнь.

- То есть ты не гурман?

Довольствуюсь тем, что мне готовит жена, а готовит она хорошо.

- Ваши родители...что они думают по поводу вашей творческой деятельности?

Мой папа давно умер, десять лет как. Мама жива-здорова, дай бог ей долгих лет жизни. Я уже нахожусь в том возрасте, когда родители исключительно гордятся своими детьми.

- Что для вас вера и предательство?

Вера – это самое ценное, что есть в человеке. Без веры человек похож на животное.

Что касается предательства – человек просто вычеркивается из списка живущих, и я двигаюсь дальше.

- Могли бы вы простить измену?

А это уже сила воли, сила духа должна быть... Я не знаю. Слава богу, господь не посылал мне подобных испытаний.

- Каково Ваше отношение к таким личностям в истории, как генералы Власов и Краснов?

Мое отношение? Прежде всего, я, слава тебе господи, ни к тем, ни к другим не отношусь. Уже хорошо. Дай бог, чтобы у меня не было такого же выбора, какой перед ними поставила жизнь. Как бы я себя вел на их месте – не знаю. Но надеюсь, что я бы остался верен своей земле. Как бы мне подсказывала совесть, так бы и поступал. Судить этих исторических персонажей я не буду, потому что не имею права, не зная их жизнь и внутреннюю мотивацию.

- Каково Ваше отношение к распаду СССР?

Мне нравится моя страна в тех границах, в которых она существовала. Я довольствуюсь теми границами, в которых она существует, и хотелось бы, чтобы она в этих границах и осталась.

- "Популярность" православия - это дань моде или действительно многие люди в России приходят к вере?

Тут для кого как, откуда же я знаю. Я не могу заглянуть в душу каждому человеку. У кого как. Нужна большая степень ответственности, чтобы держать ответ перед Создателем и Творцом.

- Какие из святых мест России Вам особенно близки?

Где храм есть, там и хорошо.

Я не за эмоциями хожу в церковь, а для того, чтобы душе лучше становилось. А эмоциональная составляющая – это важно для тех, кто заходит в храм свечку поставить - там покатило, а там нет. А оно на самом деле везде ровно и хорошо.

- Дядя Костя, если человек ходит не каждое воскресение в церковь, но раз в месяц, к примеру. Но при этом, человек каждодневно читает молитвы и держит посты.. Очень ли это плохо? Стыдно задать этот вопрос батюшке, буду благодарна, если ответите.

Можно попробовать и вопрос задать, и ответ получить. И попытаться по этому ответу как-то жизнь построить. Тогда глядишь – и стеснение пройдет. А так – ну что я вам советовать буду? По мне, не ешь другого человека – значит, уже молодец, уже хорошо.

- На какой лодке сейчас Вы плаваете на рыбалку и каким мотором пользуетесь (на фотках Вашей рыбалки на Онеге в 2006 г. была видна 15-шка Ямахи)? Таскаете ли с собой в лодке как положено по правилам багор, спасжилеты или там, где нет водной милиции, "забиваете на это"?

Сейчас я хожу на "ХТ 540", мотор у меня "Сузуки" 115-ый. Буду ли менять? Да, в общем, в мыслях есть, просто нет средств. Если будут свободные деньги – поменяю на более серьезную посудину. А вот что касается ГИМСа, все, что требует ГИМС, на борту моего судна присутствует. Даже ракетница, которой не было, сейчас есть.

- Как прошла рыбалка в этом году?

Неплохо прошла, за рыбалку по пятьдесят штук ловил. Самые крупные: лосось - шесть килограмм, судак - пять килограмм.

- А где ты рыбачил?

Буду я вам водоем выдавать! Это все на севере.

- Насколько актуально клише "вскормленных пеплом великих побед" для современного российского общества? И в какой идеологии можно найти выход для отряхивания этого пепла, мешающего России идти дальше?

Отряхнуть и забыть.

До той поры, пока мы Ленина по православным канонам не захороним, мы этим пеплом и будем питаться. Захороним Лукича – глядишь, и забудем о пепле великих побед.

- Хотелось бы узнать Ваше отношение к СМИ. Нет ли впечатления, что хотят думать за народ?

Абсолютно с Вами согласен. Любые средства массовой информации ангажированы и несвободны. Поэтому если они не управляются одной структурой, то они будут управляться многими. Вот, собственно, и вся разница между девяностыми и двухтысячными.

- Давят ли на тебя власть имущие?

На меня – нет, а на кого-то наверняка. Кто как себя позиционирует.

- То есть в принципе степень личной свободы не зависит от того, живешь ли ты в России или где-то еще?

Все дело в том, как себя человек ощущает. Если ощущает себя свободным – он и в тюрьме будет свободным. Ощущает себя как в тюрьме – так воли сколько не давай, он все равно будет несвободным. Все внутри человека.

- Недавно в нашем городе снесли памятник Ленину - один из добрых двух десятков... Как Вы относитесь к пересмотру советской истории? Можно ли (и нужно ли) ликвидировать памятники Ленину, Дзержинскому и пр.?

Мне не нравятся эти памятники. Если это художественная ценность, которая для меня весьма спорна, то пускай стоят. Если это символ, то лучше его убрать.

- Концерты в Китае - бывали, есть, будут?

Нет, не было и вряд ли будут.

- Это не идеологический вопрос, а чисто организационный?

Конечно. Я с удовольствием поехал бы в Китай, если бы позвали. Другое дело, откуда китайцы знают о существовании нашей группы "Алиса"?

- По прошедшему недавно туру по Украине: скажите отмена концерта в Днепропетровске - это вина организаторов или есть другие мотивы?

Там одна банальная причина: я так понимаю, что организаторы испугались той продажи, которая была на тот день, и решили концерт отменить. Их право.

Я считаю, что промоутер перестраховался. Учитывая, сколько народу было в Харькове, Донецке и Киеве, в Днепропетровске было бы столько же. Но он посчитал, что не будет концерта.

- Можно ли проводить сольные концерты в Питере чаще, а не два раза в год?

Я так думаю, что два раза даже многовато.

- На Украине вы частый гость, а Белоруссию редко радуете.

В Белоруссию мы редко ездим. Это все вопросы-то не к нам. Мы готовы выезжать куда угодно, если соблюден райдер и есть стопроцентная предоплата. Потому что иначе мы не движемся.

- Последнее время каждая ваша новая программа начинается с тура по Украине. Это какое-то мистическое совпадение или новая добрая традиция?

Это не мистическое совпадение и не добрая традиция, просто промоутер, с которым мы работаем по Украине, предлагает, как только завершаются одни гастроли: "Когда поедем в следующий раз?" – "Когда скажешь". Сейчас договорились, что поедем, когда выйдет новый альбом. То есть осенью опять будем у вас.

- Ваше отношение к странам Прибалтики - и реально ли ждать Ваших концертов?

Прибалтика – она такая... На море стоит, сосны там, дюны, песок. И еще молочная продукция, говорят, неплохая. И рыба. Это все, что я знаю о странах Прибалтики.

- То есть планов съездить туда нет?

Этим летом мы были в Нарве на байк-фестивале.

- Сколько человек технического персонала ездит с Алисой по городам?

Всего нас движется двенадцать человек.

- Вместе с музыкантами?

Да. Из них два гитарных техника, они же грузчики.

- Есть ли у Вас место (город,страна) где Вы никогда не выступали, но очень хотелось бы?

Наверное, города какие-то остались. Допустим, в Воркуте мы не играли.

- Но хотелось бы?

А почему нет? Конечно. Мы готовы играть, где угодно. Лишь бы была площадка и аппаратура.

- А Дальний Восток?

Мы на Дальний Восток постоянно ездим. Даже был период года два назад, когда по два раза в год ездили. В этот год не ездили. На следующий год, наверное, позовут опять.

- После того, как США бомбили Сербию, Вы сказали что в эту страну не поедете. Скажите изменилось ли ваше отношение к гастролям по США и смогут ли ваши поклоники в Америке попасть на ваш живой концерт?

После того, что они сделали в Сербии, я в США зарекся ездить. После того, как Обама решил не размещать свои ракеты в Чехии и Польше, - посмотрю и, может, так и быть, посещу эту ненавистную мне страну...

- Как вы относитесь к идее панславизма? Бываете в Сербии, или всё ограничивается концертами?

Раньше я сказал, что я и татар, и казахов тоже считаю братскими народами. Я как-то шире на это смотрю, хотя может показаться, что я такой дремучий упертый националист. Нет, это не так. Достаточно подвижный, но националист.

Опять же, радуясь новости о том, что к нам скоро приедут монстры русского рока, вспомнила об интервью с Кинчевым. которое я написала. но так нигде и не опубликовала. Такой эксклюзивчик, правда несколько давний - кидаю в журнал сюда.

«К середине 1980-х главной звездой Ленинградского Рок-клуба стала «Алиса» с новым вокалистом Костей Кинчевым. Выступать перед ними другие группы отказывались: кому охота шагнуть на сцену и быть закиданным пустыми бутылками?»
Федор Чистяков, бывший лидер группы «Ноль» в интервью Илье СтогOFFу для книги «Грешники»

Прошло двадцать лет. Изменилась страна, изменился и сам рок-н-ролл, изменился и Костя Кинчев. Но «Алиса» жива, а покуда существует одна из легенд русского рока – можно говорить о том, что «рок-н-ролл жив!» Так считает теперь уже не Костя, но Константин Евгеньевич Кинчев.

- В каком городе, по вашему мнению, самая преданная публика?
- Как ни странно, в Санкт-Петербурге!

В недавно созданном Вами совместно с множеством рок-музыкантов гимне рок-н-роллу есть такие строчки: «Не помню точно, но кто-то сказал, будто рок-н-ролл – это он. В комплексах рождается спесь… Не больше того». В чей огород все же камушек?
- Ну, если там фамилии не стоит, значит, я это оставил в тайне, и если бы я хотел открыть ее, я бы поставил там фамилию.


Если уж вы не хотите открыть тайну, кому был посвящен этот опус, расскажите тогда о процессе создания песни… Все же почти все рокеры страны в одной композиции…
- Очень хорошо проходил процесс… Я благодарен всем тем, кто откликнулся на мое предложение исполнить эту песню. Единственный прецедент был во время работы над песней. Юрий Юлианович (Шевчук- прим.авт.) записался, но потом перезвонил и сказал, что не хочет участвовать все же. Он человек сложного характера, вот и закапризничал…

- А за строчки никто не «дрался»? Или распределение проводилось вашей «железной рукой»?
- Моей рукой, да. Я же – автор.

- Поддерживаете ли вы движение Шевчука против засилия поп-музыки?
- Нет, не поддерживаю. Это пустая трата времени и сил.

- Как появляются ваши песни? С чем связано их написание?
- Только с моим душевным порывом. Все песни, которые рождаются, связаны с ним. А вообще, как-то так сложилось, что песни появляются… самостоятельно. Порой, когда начинаешь писать, даже толком не понимаешь, о чем ты пишешь. Это некая ритмическая пульсация. Импульсы ловишь и в них погружаешься… Что это? Импульсы потрогать нельзя, это также, как ветер. Все знают, что он есть, а никто его не видел.

Вопрос о понимании смысла песен авторами и слушателями… Виктор Цой, говорят, пел песню «Перемен!» о школьных переменах, а люди поняли совсем по-другому…
- Послушайте, я хорошо знал Виктора Робертовича… Это был очень ироничный человек, и все эти сказки – лишь отмазки для журналистов. Он пел совсем о другом.

Константин, вы же рокер… Потому прощения за вопрос просить не буду… посоветуйте свое любимое средство от похмелья!
- Я уже не пью, наверное, лет девять, и даже пиво… Потому забыл уже, что такое – похмелье.

- Но было же!
- Ну, было когда-то. Наверное, капустный рассол хорошо помогал.

Вы занимаетесь только музыкой, или же бизнес вас тоже интересует? Вы куда-либо инвестируете заработанные средства?
- Исключительно музыкой и более ничем. Бизнесом я никогда не занимался и вряд ли буду. Это отнимает колоссальное количество энергии и времени. А у меня время строго лимитировано, да и не так много мне его вообще осталось. Разбрасываться нет смысла.

Несколько лет назад в интервью вы признались, что стрижете себя сами и вообще не заморачиваетесь на своем имидже. Сейчас ситуация как-то изменилась?
- Ну… я сейчас вроде не подстрижен! Именно так все и осталось, я время от времени беру ножнички и укорачиваю волосы.

- Константин, как считаете, какая фишка должна быть у молодой подрастающей группы?
- Не знаю. Я не тяну на молодую и подрастающую группу.

А если вспомнить первое выступление группы «Алиса»? Какова была ваша изюминка, которая заставляла людей слушать вас и фанатеть…
- Я не знаю, что это за изюминка. Я просто выходил на сцену и люди радовались. Это начиналось с танцев еще в городе Красногорске. Когда мы начинали играть, уважаемая публика просто переставала драться и почему-то начинала танцевать.

- «Алиса» - не просто одна из легенд русского рока, вех его становления, вы и нынче кумир молодежи. Чем вы объясните то, что подрастающее поколение так же фанатеет от ваших песен, как и их родители?
- Прежде всего, я бесконечно благодарен «подрастающему поколению» за оказанный мне кредит доверия. Видимо, что-то есть такое во мне и в моих песнях, что греет сердца молодых людей.

- Как вы относитесь к актуальной в наше время проблеме пиратства?
- Да также, как и к борьбе с попсой. Бесполезно, на мой взгляд, абсолютно что-то с этим делать. Да и вообще, это вопрос не ко мне, а к издателю. Я заканчиваю работу над альбомом в тот момент, когда подписывая договор, передаю права на него издателю, ну а как тот уже будет заниматься продвижением его на рынке – не моя забота. Я же в этот моменту же занимаюсь новыми песнями, может быть, следующим альбомом. Зачем мне интересоваться судьбой уже сделанного?
Моя философия проста: песни написаны, песни отданы. Кто хочет, тот слушает. Кто не хочет, тот выбрасывает в корзину. Вот и все.

- Рок-н-ролл жив? По вашему мнению и на сегодняшний день?
- Если субъективно – то да. А объективно я не берусь судить. Субъективно… я могу переносить это понимание на группу «Алиса». «Алиса» жива, значит и рок-н-ролл жив!

- Есть такой вопрос, который вам ни разу не задавали, вопрос, на который бы вы не смогли ответить?
- Нет такого вопроса, мне все уже задавали… Я готов к любому вопросу, и мне кажется, на все вопросы я уже за свою долгую жизнь ответил.

Кинчев, Бутусов, Гребенщиков… Они потому и легенды, что к нашему миру, даже находясь на расстоянии вытянутой руки во время интервью или пресс-конференции, не имеют никакого отношения. Кинчев куда ближе мне, когда я за сотню метров от сцены, а значит и от него, подпеваю: «Мы движемся по струнам судьбы…», чем когда, находясь на расстоянии все той же руки, задаю вопрос об истории создания этой песни…

"Современный мир живет по законам зоны. Чтобы выжить, надо "не верить, не бояться и не просить". Но если хочешь называться человеком, необходимо бояться обидеть Бога..." - уверен Константин Кинчев.

Не будет преувеличением сказать, что лидер группы "Алиса" Константин Кинчев - самый харизматичный из российских рокеров. Он всегда выступал под лозунгом "Компромисс не для нас!" и любил два цвета: черный и красный. Поклонники "Алисы" считались самыми "безбашенными" из рок-фанатов, и их название - "Армия "Алисы" - точно отражало суть движения. Бешеная энергетика Кинчева заводила зал с полоборота, а поклонники готовы были идти за ним куда угодно. Хотя четкой идеи - куда и зачем идти, до поры до времени не существовало. Но потом она появилась - православие. Наступил срок, Кинчев пришел к белому цвету. Дошло до того, что концерты "Алисы" стали посещать некоторые священники... На днях Константину Кинчеву исполнилось 50 лет. Юбиляр рассказал "Итогам" о пройденном пути. В своей привычной манере. Без обиняков.

Для рокеров юбилей тоже не пустой звук: некоторые из ваших коллег аж в Кремль гостей приглашали. Вот признайтесь, если бы вы сейчас встретили себя прежнего, из 80-х, что бы сказали этому отроку?

Ну, например: "Старик, а ты неплохо выглядишь, в отличие от меня!" (Улыбается.)

Ваш образ жизни заметно поменялся. Но кое-кто сетует: "Вот, православный, а все выступает с обнаженным торсом и в шортах".

- "Кое-кому" советую на себя обратить внимание, может, чего и накопает. Просто стараюсь прислушиваться к советам Церкви. Да и интерес некоторых священников - таких, как отец Андрей Кураев, которые знают и любят этот жанр, мне абсолютно понятен. Потому что искренней и свободней рок-музыки сложно что-либо придумать.

Когда-то вы сказали: "Как повелось от корней, ратную службу несут всяк на своем рубеже - инок, воин и шут". Образ шута для вас совместим с церковностью?

Шутовство для меня - абсолютная свобода. Может, это прозвучит высокомерно, но шут может позволить себе смотреть на мир свысока. Порой с иронией. Порой с любовью. Порой с негодованием. А как шутовство соотносится с православием в глазах широкой общественности... которая, как правило, негативно отзывается о православной вере, - мне неведомо.

Шутовство для многих рокеров любимое амплуа. Но сегодня о "смерти рока" только ленивый не говорит. Ведь это музыка бунта, а против чего нынче бунтовать?

- "Бунт", "протест..." Это все, извините, глупейшие клише, придуманные журналистами и обсасываемые больше двадцати лет. Не было никакого протеста. Была иная жизнь, которая воспринималась как противостояние системе. А на самом деле все наоборот. Это система противостояла и бунтовала против рок-движения. За примерами далеко ходить не надо: сажали, вязали и т. д., и т. п. А мы при всем при этом просто жили, наплевав на все социальные условности. И сейчас продолжаем жить так же, говоря в лицо окружающей действительности или "да, да" или "нет, нет".

А противостояние с музыкальным истеблишментом? Вот, например, много говорят о вашей ссоре с Михаилом Козыревым. Как вы относитесь к той версии, которую он изложил в книге "Мой рок-н-ролл"?

Честно говоря, я эту книгу не читал, но судя по высказываниям в Интернете, там сплошное передергивание. Поэтому оставляю эти "мемуары" на "литературной" совести автора.

А как вы относитесь, например, к обвинениям в национализме, прозвучавшим в ваш адрес после песен "Небо славян" и "Звери"?

Я привык ко всевозможным обвинениям и, честно говоря, реагирую на них по пословице "Собака лает, караван идет".

Иногда довольно громко лает. Ходят слухи, что за песню "Власть" вам даже запретили въезд на Украину.

Никто мне этого не запрещал, это вы черпаете информацию из газет, вероятно. Я как ездил на Украину, так и езжу. Понятия не имею, что возмутило в песне "Власть" украинских общественных деятелей и некоторых журналистов. Там такое во власти творится, что черт ногу сломит! На протяжении пяти лет шмат сала "власти" друг у друга тырят, полностью наплевав на свой народ. Вот примерно об этом и песня, про украинскую власть со всеми ее "оранжевыми соплями".

А почему вы в свое время отказались от гастролей в Америке? Туда уж точно никто въехать не запретит.

В моем понимании Америка - враг. К народу это определение не имеет никакого отношения, это напрямую касается внешней политики государства. И что мне прикажете делать на территории врага?

Поклонники из "Армии "Алисы" идут за вами не только как за музыкантом, но и как за миссионером. Но не обречено ли православие в современном Вавилоне, не вытесняет ли его "религия матрицы"?

Миссионерством я не занимаюсь, не занимался и не собираюсь. Если же кому-то очень хочется присвоить мне это звание, придется уточнять, что "миссионером" я являюсь с того момента, как ступил на рок-площадку. Что же касается православия... Думаю, обществу полезно вернуться к Богу, и это никогда не поздно. А разрыва с Богом быть не может, Он же всегда рядом. Да и не общество Господь ждет, а человека. Каждого.

Убедительно, но не для всех. Вот, к примеру, песня "Бойся, проси и верь". Это не скрытый ответ уголовно-блатной морали и группе "Тату" с их "Не верь, не бойся, не проси"?

Современный мир живет в состоянии перевернутого сознания. И потому руководствуется, сам того не ведая, законом зоны. Где, чтобы выжить, надо "не верить, не бояться и не просить". Но если хочешь называться человеком, необходимо бояться обидеть Бога, просить помощи Божьей и верить, что эта помощь всегда придет.

Нужна ли сегодня цензура в шоу-бизнесе, на ТВ или на сцене?

Когда по центральным каналам показывают фильмы типа "Враг у ворот", как-то возникает желание отцензурировать сетку вещания. Вообще с трудом представляю себе, чтобы на американском телевидении транслировались ленты, героями которых являются хорошие русские, борющиеся со плохими американцами...

Ну встречаются же и вполне аутентичные вещи. Как вы относитесь к "Острову" Лунгина? Могли бы сыграть в подобном фильме?

Очень сильный фильм, смотрел его шесть раз. Побольше бы таких. А сыграть бы не смог...

Иногда вы выступали как убежденный монархист. Самодержавие возможно и уместно в наше время?

Невозможно, но уместно. Самодержавную власть я рассматриваю как колоссальную ответственность перед Богом и народом. Единоличная ответственность - это не ответственность тысяч, которые скидывают решения друг на друга, в итоге не добиваясь ничего, кроме личных благ.

А вы сами как к ответственности относитесь? Вот, скажем, предложили бы вам войти в Общественную палату или в президентский совет по культуре. Согласились бы?

Шутам не место в палатах. Шутам место на площадях.

Евгений Белжеларский

Штрихи к портрету

Инок, воин и шут

Говоря школьным языком, Константин Кинчев - "типичный представитель поколения", выросшего в кочегарках и на богемных кухнях. На заре перестройки, когда известная вольность просочилась уже в молодежную среду, а идеологический надзор еще не был снят, Кинчеву досталась роль козла отпущения. Он пел о "времени червей и жаб", о том, что "сторожа продолжают спать, но сон их явно нарушен". А комсорги строго-настрого наказывали комсомольцам не ходить на его концерты и не слушать его песни, героем которых, по мнению одного критика, был "доктор Буги, сумасшедший и наркоман". На группу "Алиса" навесили всех существующих собак. В каком-то смысле не случайно. Все происходило как в известном рок-гимне: "...Академики чешут плеши, погоны свистят в свисток, румяные домохозяйки зеленеют при слове "рок". Товарищи в кабинетах заливают щеками стол, им опять за обедом стал костью в горле очередной рок-н-ролл". Потом переменились времена и лозунги. Никто уже никого не запрещал, но хорошим тоном стало изображать радикальность за деньги. Резко вывернув невидимый штурвал, Кинчев вновь оказался изгоем во всех "изрядно порядочных" сообществах. Как раз в этот момент случилось главное событие в жизни доктора Буги - теперь уже бывшего. Он поверил в Бога и пришел к православию.

Сегодня Кинчев с какой-то аввакумовской решимостью во взгляде убеждает своих поклонников держать ум во аде, а сердце на небесех. Кто-то скажет: да мало ли у нас сегодня надевших кресты - и чиновников, и менеджеров, и партийных боссов? Все так. Но Константин - православный в самом исконном, катакомбном смысле слова. Что, несмотря на многочисленные хождения высших лиц со свечками, воспринимается сегодня почти как инакомыслие. "Назолотили крестов, навтыкали где ни попадя. Да променяли на вино один - который был дан..." Для Кинчева вера - это убеждения, а не декорум. Он даже может выступать на сцене в шортах и с обнаженной грудью, почему нет? И вместе с тем отменить концерты на время Страстной недели. Поскольку, следуя сказанному апостолом Павлом, стремится блюсти "то обрезание, которое в сердце, - по духу, а не по букве".

Итоги №1/655 (01.01.09)


За четверть века ваш слушатель изменился? Энергия сегодняшнего зала отличается от первых «алисоманов» в тельниках и пионерских галстуках?

Бросая взгляды в зал, я не вижу практически никаких изме-нений. Это, как и 25 лет назад, двадцатилетние. Старые подтягиваются на ретроспективные меро-приятия… Тогда милиция сильно прессовала публику — сейчас отношения более терпимые. Видимо, долгим своим существованием мы заслужили некое послабление (смеется).

В 80-е, во времена Ленинградского рок-клуба, было ощущение единства русского рока. А потом все рассыпалось. Почему?

Это было ощущение единства, как в тюрьме. Знаете, все сидят и мечтают о свободе. Когда же ее получают, кто-то встает на путь праведный и завязывает со своим уголовным прошлым, а кто-то подрывает ближайший магазин и опять садится. Вот пока мы были в тюрьме, все мечтали. И потом, рок-клуб — он был публичным явлением. Мы были на виду. А свободу получили — и каждый пошел своей дорогой.

Вам жаль?

Жаль вот чего. Я недавно наткнулся на канал «Ностальгия», и там как раз крутилась передача «Музыкальный ринг»… «Аукцыон», «Центр», «Звуки Му», «Джунгли», «Телевизор» — я же хорошо все эти группы помню, знаю и люблю. Многие из них мне не близки, но каждая была самобытной, индивидуальной. А сейчас все усреднено форматом, яркое и талантливое не поощряется. Все играют одно и то же.

А вы, как лидер «Алисы», сильно изменились за эти годы?

В профессиональном смысле мне сложно себя оценивать. Потому что я просто живу себе и живу, совершаю кучу ошибок, нахожу в себе потребность в них покаяться.

Если говорить о критиках, то я согласен с ними: мы стали жестче и музыкальнее. В текстах я не отказался от эзопова языка. Так интереснее слова в предложения складывать.

В советские годы эзопов язык выполнял совсем другую функцию…

Смысл вуалировал… Но потом коммунистический режим рухнул — и слава Богу. Стало возможно выражать свои мысли не стесняясь. И тут многие поняли, что им особо и сказать-то нечего.



А вы помните, как шифровали тексты, чтобы свои поняли, а власть не догадалась? Были какие-то коллективные занятия тайнописью?

Мы поступали топорнее. Во времена рок-клуба сущест-вовал отдел, который «литовал» наши тексты: там ставили печать «допущено к исполнению». Чтобы их обмануть, нужно было придумать ход. Допустим, песню «Мое поколение» мы посвящали борьбе угнетенного народа какой-то республики с империализмом. Ставили липовые эпиграфы. Если покопаться в архивах госбез-опасности, то там они, наверное, сохранились.

Есть стереотип, что рок всегда существует в оппозиции к чему-то. В 60-е годы в США этим «чем-то» были общество потребления и война во Вьетнаме. В СССР — государст-венная система. С чем сегодня нужно бороться русскому року, и нужно ли?

Я хотел бы вопросом на вопрос ответить. А вы считаете, что рок — это музыка протеста или как-то иначе относитесь к этому жанру?

Я считаю, что рок — это музыка.

Спасибо! Вот и я считаю, что это музыка и вид искусства. Значит, часть нашей с вами культуры. Протест — он, конечно, есть. Но это не главная составляющая моих песен.



А что главное?

А шекспировские истории: любовь, ненависть, жизнь, смерть, правда и предательство — все как обычно.

Вот вы о вечном, а я об изменчивом. У рок-тусовки больше нет общего врага. У кого это — попса, у кого — власть. Вы вот в песнях припечатываете гламур, идеологию успеха. А у вас есть идеологические враги?

Враги внутри меня все сосредоточены. Борюсь посредством того оружия, которое мне Господь дал — вот песни пишу о том, что во мне нехорошо и с чем бы хотелось справиться. Ну и по жизни стараюсь соответствовать песне. Просто не врать, как ни пафосно это звучит.

В последнее время рокеры снова активно заговорили о своих политических убеждениях. Это что, возвращение на общественную сцену?

Если говорить о концертах Шевчука, то это размытая позиция и чистой воды популизм. «Не стреляй!» — к кому он обращается?

К народу.

Вот именно. К народу вообще. И народ этот с ликова-нием все принимает. Он не видит, что это чистой воды конъюнктура.

А рок не должен выполнять функцию общественной совести?

Рок-музыканты должны хорошо играть и петь свои песни. А дело государства — прислушиваться или не замечать.



А у вас есть старые знакомые, которым вы руки не подадите из-за разницы во взглядах?

Пожалуй, таких нет. Каждый имеет право на свой взгляд на жизнь. Я уважаю это право, хотя и могу считать позицию человека заблуждением, вредным для моей страны. И это — поле для дискуссии, которая может перерасти в мордобой.

Перерастает?

Зависит от количества выпитого. Поскольку я человек непьющий, у меня не перерастает.

Но переубеждать заблуждающегося нужно?

Нет, пусть сам делает свои ошибки. Кто ты такой, чтобы заставлять человека жить по своему образу и подобию? Ты и сам можешь ошибаться. Я не унич-тожитель по духу.

Кстати о духе. Вы в 1992 году крестились. Что стало для вас самым тяжким испытанием после этого?

Люди, которые не встают на этот путь, не видят искушений. Им кажется, что они замечательно живут и достойны лучшей участи в ином мире. А многие и вовсе считают эту жизнь конечной фазой существования. Но как только ты на этот путь встаешь, ты видишь свое несовершенство. Чем дальше идешь, тем яснее видишь. Открывается колоссальное поле для работы.

Такие вещи, как творческий кризис, гордыня, уныние, депрессия — они уходят из жизни. Все грехи прописаны, и все они в тебе живут. Помни и борись — и все, этого достаточно. А как старец Серафим говорил, стяжай благодать Духа Святого, и вокруг спасутся тысячи. То есть делай себя лучше и через себя — мир вокруг.

В 2006-м вы с Юрием Шевчуком и Романом Неумоевым ездили к митрополиту Кириллу. Эта встреча вам что-то дала?

Я, честно говоря, вообще не понял, зачем мы ездили: ну, просто познакомились и разошлись. Хотя потом Шевчук вместе с отцом Андреем Кураевым отправился на Украину и объездил 20 городов. Это полезная акция, учитывая тамошнюю ситуацию — давление сектантов, попытки раздробить Русскую православную церковь. Другое дело, находит ли это какой-то отклик в сердцах слушателей.

Пока что отклик у украинских слушателей вызвало ваше заявление о том, что Крым будет русским. Получаете гневные письма?

Да нет пока.

Ваши радикальные взгляды и заявления вообще у многих вызывают неприятие. С тех пор, как у вас в песнях появилась православная и, скажем так, патриотическая лексика, их попросту стали убирать из радиоэфиров.



Моя мировоззренческая позиция всегда была достаточно жесткой. Конечно, либеральная общественность ощетинилась, и началась кампания шельмования: я стал фашистом, мракобесом, выжившим из ума старым наркоманом. Этими высказываниями интернет пестрил в начале 2000-х. Я знал, что так и будет. Но мне по барабану, кто что говорит. Я знаю, что иду своей дорогой. Собаки вокруг лают, а моя машина движется. Мне вообще не привыкать к ярлыку «фашист»: я «фашистом» был и в 85-м году, при советской власти. Оправдываться не буду и не хочу. Оставим эти высказывания на совести либеральной общественности.

Либералов не люблю.

А как вы считаете: России необходимо всегда иметь какого-то «врага» или она должна быть толерантной?

Понимаете, дело в чем — очень легко махать шашкой и высказывать негодование, когда на тебе не лежит ни малейшей ответственности, когда твой крест — это балаган на кухне или на митингах-междусобойчиках. Видел я, как на «марше несогласных» было 200 человек, а вокруг 500 телекамер. У меня соседка по деревне говорит: вот было бы замечательно, если бы Санкт-Петербург к Финляндии присоединился! И вот таких мнений у либералов миллиард. Каждая кухарка знает, как управлять государством. А сама может только болтать и варить вареники да щи. Очень просто хаять — строить гораздо сложнее. А государство взяло на себя эту ответственность. И понимает, что мы и рады бы ни с кем не ссориться, но геополитическая ситуация такова, что нам угрожают. Потому что мы богаты природными ресурсами, занимаем огромную территорию, а население у нас ничтожно в сравнении с территорией. Мы — лакомый кусок! Поэтому или мы будем защищать свою землю и оставим потомкам то, что завоевали наши предки, или превратимся постепенно в никому не нужный Люксембург. Вот Люксембургу легко быть толерантным!

Вы считаете, что у нас есть очевидные враги?

Мне абсолютно ясно, что Америка считает нас врагом. Мы долгие 16 лет старались ей понравиться. Очень хотели, чтобы нас полюбили… Никто нас любить не будет. Прагматичный рационализм — вот чем они руководствуются в отношениях с нами. Выгоднее, как говорит наше руководство, иметь в партнерах слабого: им удобно манипулировать. А когда мы становимся сильнее, это вызывает негодование у заокеанского партнера.

То есть, по-вашему, «сохраняется биполярный мир», как говорили советские дикторы.

Мы же хотели вступить в НАТО на заре наших реформ, после распада Советского Союза. Но нас не взяли. А если бы взяли, непонятно, кому это НАТО могло бы противостоять. И статус потенциальных врагов они оставили все-таки нам, а не какому-то там международному терроризму.

И вы, похоже, разошлись с Шевчуком во взглядах на то, что произошло в Осетии?

Моя позиция такова: мы защитили осетинский народ, за что он, надеюсь, будет благодарен нам в веках. Мы не оставили в беде своих друзей. И за этот поступок, кроме благодарности к моей стране, моему государству, у меня других чувств нет. Я как раз, в отличие от рокеров-уфимцев — это касается и Шевчука, и группы «Люмен», — не противопоставляю страну государству. Мне нравится мое государство в его нынешнем состоянии. Мне не нравится экономический кризис, но это мировая беда. Переживем и ее.

К глобализации вы как относитесь?

Это построение Вавилона, который Господом Богом был разрушен. Мы снова наступаем на те же грабли. Я за буйный цвет национальных суверенитетов. Я хочу, чтобы все национальности жили в пределах, которые им Господь указал, и не ассимилировались.



А как тогда быть с мигрантами из бывших союзных рес-публик — ассимилироваться им в России или нет?

Имейте в виду, что я сейчас размышляю, как та барышня на кухне: это не моей компетенции дело. Но если серьезно смотреть на проблему, от нехватки рабочей силы никуда не деться. Поэтому трудовая миграция неизбежна. А коли она есть, есть и перемещение народов туда-сюда в поисках лучшей доли. У нас весь Таджикистан, Узбекистан, Кавказ сейчас работает и живет. Но важно, чтобы они изучали русский язык, приобщались к нашей культуре и в итоге могли бы ассимилироваться, коль скоро они перешагнули рубежи своей территории. И если этого не происходит, мы закладываем бомбу замедленного действия. В конце позапрошлого столетия албанцы начали заселять исконно сербскую территорию — и до чего дело дошло?

Переселенцы и веру должны перенимать?

У нас многоконфессиональная страна. Мы всегда умуд-рялись мирно жить с мусульманами, и мир их дому. И дай Бог, так же мирно жить и дальше.

Но у нас это мирное сосуществование иногда оборачивается тяжелой ненавистью к иноверцам.

Это происходит по вине сектантов. Истинный ислам и наша соборная апостольская церковь всегда центричны. Только секты, отколовшиеся от христианства и от ислама, тоталитарны, радикальны и исповедуют уничтожение неверных. Это не имеет никакого отношения к настоящей религии. А вот харизматичные лидеры группируют вокруг себя людей недалеких и обиженных — и поехало-покатило. Чтобы манипулировать этой пуб-ликой, надо искать врага. Враг найден — деньги пошли. Сразу же общественные фонды из-за бугра начинают вливать в эти секты средства. Для чего это делается? Опять же, чтобы страна-противник была слабой. Это очевидные вещи. И не видеть этого может или мерзавец, или дурак. К кому себя либералы причисляют — это их дело.

А вы в Америке бываете, у врагов-то?

Я ездил в США давно — после бомбардировок Сербии отказался туда ездить и с гастролями, и просто так. У меня никаких претензий к людям, к американцам, нет. Люди везде примерно одинаковы. Есть хорошие, есть плохие. Но существует система власти.

В современном искусстве много прецедентов с анти-религиозной тематикой: идут судебные процессы по делам об оскорблении чувств верующих. Может ли церковь запрещать или цензурировать самовыражение творца?

Здесь дело вот в чем. Мы-то, конечно, за свободу. Но когда чужая свобода делает тебе больно, ты ведь протестуешь? Это нормальная ситуация. Вот когда допускаются кощунственные публичные биеннале, или какие там слова они еще используют…

…перформансы...

Да, перформансы! И они, эти биеннале и перформансы, делают больно очень многим людям, и мне в том числе. Мне от этого даже физически больно. Жена считает, что они, художники, об этом знают. Но я не думаю, что они знают, сомневаюсь даже, задумываются ли. Они просто самовыражаются, наплевав на все вокруг. Если бы существовал внутренний, сердечный цензор, каждый шаг человека соизмерялся бы с волей Божьей и цензура не нужна была бы совсем.

То есть государство или церковь все же должны вмешиваться?

1

У государства серьезных задач и без этого полно. Запретами можно добиться только озлобления. Но на место зарвавшихся ставить надо. И у нас для этого есть достаточно радикальная организация «Союз православных граждан», которые приходят на выставки и ломают там все. И правильно делают.

А попса у вас не вызывает негодования?

Вообще никакого. Если у артиста есть публика, он имеет право на существование. Другое дело, что поп-музы-канты по большей части заняты обслуживанием вечеринок, дней рождения и свадеб. Но так оно всегда и было. Ресторанные артисты вернулись в ресторан, в сферу обслуживания. Я к этому жанру не имею ни малейшего отношения.

Я с рынком соприкасаюсь, только когда заканчиваю альбом и продаю его издателю. Начинается тендер. Многие издатели говорят, что рынок чудовищный, ужасный и все падает, падает, падает… А между тем почему-то выстраиваются очереди на покупку нашего альбома. И здесь действует простой рыночный механизм: кто больше денег предлагает, тому мы альбом и отдаем. Это не моя задачка — как в эфире крутить песни и все прочее. Эфиры появляются, когда издателю надо продать альбом: он нанимает пиар-агентство, заставляет меня давать интервью, как вот вам сейчас. Я послушно выполняю свои обязательства. А когда альбом выходит, все забывают о моем существовании. И я опять занимаюсь музыкой. Вообще-то приблизительно так всегда и было. Даже в трудные времена мы с семьей не голодали — нас музыка кормила.

Что же для вас главное в музыке?

Энергия. Я концерты по телевизору не могу смотреть: они мертвые все, как и театральные постановки. Поэтому в театр и на рок-концерты надо ходить. После заключительных аккордов искусство музыки растворяется в воздухе, так же как театр, чем последний для меня и ценен. Я вот кино не очень люблю… Есть, конечно, хорошие фильмы, но в восторг меня может привести только театр.

С возрастом ощущение энергии не уходит? Или энергия — это вещь без возраста?

Если бы мне это дело надоело, уверяю вас, я перестал бы им заниматься. Мне нравится моя работа. Я тут прочитал статью о Rolling Stones. Автор анализирует это явление и приходит к выводу, что роллинги — великие мудаки. Если по поводу меня возможны всякие циничные домыслы — почему я музыкой занимаюсь, то Джаггер — богатый человек, может обходиться и без концертов. Но почему-то играет в свои шестьдесят четыре года — ему это нравится! Я из тех мудаков, которым нравится выходить на сцену. В этот момент время для меня не существует, оно растворяется.

Фотографии: Федор Савинцев для «РР»; Алексей Куденко/Коммерсант




Top