Константин кинчев интервью. Группа алиса - пресса

18 сентября выходит двадцатый альбом группы «Алиса» под названием «Эксцесс» — первая работа коллектива, средства на которую были собраны при помощи краудфандингового портала «Планета.Ру». Кампания началась в мае этого года, вскоре после перенесенного Константином Кинчевым инфаркта. На данный момент поклонники «Алисы» собрали больше 10 млн руб. В «Эксцесс» вошла дюжина песен, в том числе написанные по следам украинских событий. 1 сентября для акционеров был выпущен интернет-сингл, включающий песни «Дайте каплю огня» и «Rock-n-Roll жесток», а также кавер-версию песни «Честное слово» группы «Калинов мост». В преддверии релиза «Газета.Ru» побеседовала с Кинчевым.

— В альбоме «Эксцесс» есть песня «Rock-n-Roll жесток». У вас это слово вообще часто встречается, но всегда в разном контексте. Как изменилось восприятие этого слова за годы карьеры?

— Знаете, в любой песне, мне кажется, все сказано. Я свои песни никогда не расшифровывал и сейчас не стану. Такие вопросы в тупик всегда ставят — ощущение, как будто я на иностранном языке пою. Послушайте, там все сказано.

AlisA/Facebook.com

— А почему вы решили перезаписать «Честное слово» «Калинова моста»?

— Она мне всегда нравилась. И вообще, мы с Димой Ревякиным друзья. Даже не друзья, а скорее братья. Я просто воспользовался случаем. У «Калинова моста» был какой-то юбилей, и Дима предложил исполнить какую-нибудь песню, я выбрал «Честное слово», потому что давно хотел ее спеть. Спел ее с «Калиновым мостом», а потом поступило предложение поучаствовать в трибьюте, и мы записали эту песню сами, по-своему. Так, как сами ее слышали. Мне очень нравится, как она получилась. Диме тоже, кстати, понравилось. Я хотел сделать ее в таком танцевальном ключе, с прямой бочкой, и The Doors немножко поярче проявить — это же посвящение Джиму Моррисону, по сути.

— Про эту песню тоже не будете говорить, почему она вам близка?

— Это о песня и о переживаниях по поводу того пути, который мы называем дорогой рок-н-ролла. Дима рассказывает, как он «встретил» Моррисона, а потом о том, как он шел своей дорогой. Мне это все созвучно, я эту песню понимаю и воспринимаю как свою.

— Вы же еще раньше пели другую песню «Калинова моста» — «Ранним утром».

— Да, ее я тоже люблю, но пока руки не дошли. Мы сейчас еще сделали для трибьюта Толи Крупнова песню «Война». Она, мне кажется, очень актуальна на сегодняшний день. Пока не знаю, когда трибьют выйдет, но в любом случае я подумываю задействовать «Войну» в нашем новом альбоме. Надо только с Сашей Юрасовым (директор «Черного обелиска». — «Газета.Ru») поговорить на эту тему.

— То есть работа над следующей пластинкой уже ведется?

— Ну да, мы уже начали. Конкретно пока рано говорить, но что-то такое вырисовывается.

— Расскажите теперь про «Эксцесс». Как эта пластинка сочинялась?

— Песни писались в основном прошлой зимой… Или позапрошлой зимой… Не помню уже. Пластинка возникла из моего ощущения времени. Я всегда говорю, что я просто ретранслятор времени — как и все мы в той или иной степени.

— А что для вас означает слово «эксцесс»? Почему именно оно оказалось в заглавии альбома?

— Ну вы почитайте в толковом словаре, что оно означает.

— А я уже почитал.

— Так и прекрасно! Значит, мы понимаем, о чем говорим! (Смеется. ) Альбом о том, что происходит вовне и внутри меня — как и все прочие альбомы. Все довольно банально.

— Предыдущие альбомы вы писали или, во всяком случае, сводили в Германии, а в случае с «Эксцессом» там делался только мастеринг. Почему на этот раз решили обойтись своими силами?

— Потому что выросли и решили сами попробовать, пошли на такой эксперимент. Мне кажется, что Дима Парфенов (клавишник «Алисы». — «Газета.Ru») с этой задачей прекрасно справился и сильно вырос как звукорежиссер. Он занимался и записью, и сведением.

— Последняя песня называется «Емеля». Этот персонаж уже появлялся у вас в стихотворении, записанном на альбоме «Шабаш». Мы с одним режиссером как-то говорили, что Емеля — это архетип русской мечты: надо лежать на печи и быть хорошим человеком, и тогда все само сложится. Что этот персонаж для вас значит?

— Вот ровно это и значит, вы все правильно говорите.

— За время, прошедшее с выхода альбома «Цирк», вы написали и опубликовали две песни — «Так надо» и композицию, название которой мы не можем написать по закону о мате. Первую выложили на сайте для свободного прослушивания, но в альбом она не вошла, а вторую решили зафиксировать. Чем обусловлен этот выбор?

— Мне кажется, что «Так надо» — это более сиюминутная вещь. А вторая — более актуальная.

— Она была написана по горячим следам украинских событий. У вас как-то изменилось ее восприятие? Она стала более актуальной для всех нас?

— Ну да, именно так. Время идет, акценты меняются. Я не стал петь «нас опять [обманули]», но это вертелось на языке, конечно. Я и на концертах несколько раз так пел. Но на альбоме оставил так, как было в изначальном тексте, хотя подразумевается, что это касается всех нас.

— У вас в песнях раньше почти не было мата. Почему именно это слово?

— Оно самое емкое. Мат хорош и нужен тогда, когда иначе не сказать, а не для того, чтобы в речи мусорить. Мат в этом смысле очень полезная вещь.

— А к закону о мате вы как относитесь?

— Да чушь это очередная. Они там получают какие-то внушительные зарплаты и занимаются «законотворчеством», итогом которого становятся подобные инициативы.

— Штрафов не боитесь? У нас же запрещено публично материться.

— Ну слушайте, есть же у нас ведущий Первого канала . По-моему, он прекрасно себя чувствует (смеется ).

— Вроде бы «Ленинград» платит за каждый концерт какие-то небольшие штрафы, этим дело и кончается.

— Ну вот. А я со сцены не матерюсь. У нас уважаемая публика радостно подхватывает припев, избавляя меня от необходимости выкидывать слова из песни (смеется ).

— Расскажите теперь о сотрудничестве с «Планетой.Ру». Как возникла эта идея?

— Мне понравился результат, которого Гребенщиков добился пару лет назад. Я посмотрел на опыт «Планеты» в этой области, решил попробовать.

— А почему не закрыли счет после того, как были собраны заявленные 4 млн?

— Потому что это недостаточная сумма, на самом деле. Все просто не очень хорошо себе представляют, как это устроено. Ансамбль наш пишет альбом за свой счет, эти средства мы пытаемся компенсировать, а это два года работы 12 человек. Раньше этим занимался издатель, теперь мы решили сделать это напрямую. Вычтите отсюда еще то, что забирает сама «Планета», и деньги, которые пойдут на печать дисков.

— Сейчас вы собрали 10 млн, этого достаточно?

— Да хотелось бы еще больше собрать, чего греха таить. «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать» — так великие говорили, и я придерживаюсь этого принципа.

— Вам в итоге понравился этот опыт?

— Ну да, и ребята там, на «Планете», хорошие. Теперь осталось дождаться, как они справятся со своими обязанностями. Сейчас сбор закончится, и им надо будет заниматься рассылкой, оперативно предоставлять уважаемой публике все то, что она должна получить. Кроме того, печать дисков начнется только тогда, когда мы закроем сбор, чтобы напечатать в буклете имена всех акционеров. Но я думаю, мы справимся.

— А в тур с «Эксцессом» поедете?

— Да вы знаете, я сейчас после инфаркта — концертов мы не играли с апреля. В ноябре впервые вновь выйдем на сцену, и пока я планирую ограничиться московской и питерской презентациями «Эксцесса». Может быть, еще сыграю на свой день рождения в Москве и Питере. Концертной деятельностью, иными словами, мы сейчас не занимаемся, а она была единственным источником дохода. Так что сбор на «Планете» в том числе нужен для того, чтобы обеспечить себя средствами к существованию. По стране я сейчас ездить не готов, надо посмотреть, что будет на презентациях в Москве и Питере. Не знаю пока, буду ли я задыхаться на сцене.

— Дай вам Бог здоровья.

— Спасибо. Я стараюсь, занимаюсь потихонечку, восстанавливаюсь. Но каков будет результат — не от меня зависит.

— Давайте напоследок вернемся к «Эксцессу». Это довольно резкое слово, вы говорите, что оно отражает время. А можете как-то сформулировать свои ощущения от него? Кто-то говорит про то, что возвращаются 90-е, другие — что впереди новый 17-й год…

— Я тут процитирую себя. В песне «Мое поколение» я себе позволил такую дерзость, под которой подписываюсь и сегодня: «Я могу предвидеть, но не могу предсказать». Я не знаю, что будет, но предвидения кое-какие имею.

Опять же, радуясь новости о том, что к нам скоро приедут монстры русского рока, вспомнила об интервью с Кинчевым. которое я написала. но так нигде и не опубликовала. Такой эксклюзивчик, правда несколько давний - кидаю в журнал сюда.

«К середине 1980-х главной звездой Ленинградского Рок-клуба стала «Алиса» с новым вокалистом Костей Кинчевым. Выступать перед ними другие группы отказывались: кому охота шагнуть на сцену и быть закиданным пустыми бутылками?»
Федор Чистяков, бывший лидер группы «Ноль» в интервью Илье СтогOFFу для книги «Грешники»

Прошло двадцать лет. Изменилась страна, изменился и сам рок-н-ролл, изменился и Костя Кинчев. Но «Алиса» жива, а покуда существует одна из легенд русского рока – можно говорить о том, что «рок-н-ролл жив!» Так считает теперь уже не Костя, но Константин Евгеньевич Кинчев.

- В каком городе, по вашему мнению, самая преданная публика?
- Как ни странно, в Санкт-Петербурге!

В недавно созданном Вами совместно с множеством рок-музыкантов гимне рок-н-роллу есть такие строчки: «Не помню точно, но кто-то сказал, будто рок-н-ролл – это он. В комплексах рождается спесь… Не больше того». В чей огород все же камушек?
- Ну, если там фамилии не стоит, значит, я это оставил в тайне, и если бы я хотел открыть ее, я бы поставил там фамилию.


Если уж вы не хотите открыть тайну, кому был посвящен этот опус, расскажите тогда о процессе создания песни… Все же почти все рокеры страны в одной композиции…
- Очень хорошо проходил процесс… Я благодарен всем тем, кто откликнулся на мое предложение исполнить эту песню. Единственный прецедент был во время работы над песней. Юрий Юлианович (Шевчук- прим.авт.) записался, но потом перезвонил и сказал, что не хочет участвовать все же. Он человек сложного характера, вот и закапризничал…

- А за строчки никто не «дрался»? Или распределение проводилось вашей «железной рукой»?
- Моей рукой, да. Я же – автор.

- Поддерживаете ли вы движение Шевчука против засилия поп-музыки?
- Нет, не поддерживаю. Это пустая трата времени и сил.

- Как появляются ваши песни? С чем связано их написание?
- Только с моим душевным порывом. Все песни, которые рождаются, связаны с ним. А вообще, как-то так сложилось, что песни появляются… самостоятельно. Порой, когда начинаешь писать, даже толком не понимаешь, о чем ты пишешь. Это некая ритмическая пульсация. Импульсы ловишь и в них погружаешься… Что это? Импульсы потрогать нельзя, это также, как ветер. Все знают, что он есть, а никто его не видел.

Вопрос о понимании смысла песен авторами и слушателями… Виктор Цой, говорят, пел песню «Перемен!» о школьных переменах, а люди поняли совсем по-другому…
- Послушайте, я хорошо знал Виктора Робертовича… Это был очень ироничный человек, и все эти сказки – лишь отмазки для журналистов. Он пел совсем о другом.

Константин, вы же рокер… Потому прощения за вопрос просить не буду… посоветуйте свое любимое средство от похмелья!
- Я уже не пью, наверное, лет девять, и даже пиво… Потому забыл уже, что такое – похмелье.

- Но было же!
- Ну, было когда-то. Наверное, капустный рассол хорошо помогал.

Вы занимаетесь только музыкой, или же бизнес вас тоже интересует? Вы куда-либо инвестируете заработанные средства?
- Исключительно музыкой и более ничем. Бизнесом я никогда не занимался и вряд ли буду. Это отнимает колоссальное количество энергии и времени. А у меня время строго лимитировано, да и не так много мне его вообще осталось. Разбрасываться нет смысла.

Несколько лет назад в интервью вы признались, что стрижете себя сами и вообще не заморачиваетесь на своем имидже. Сейчас ситуация как-то изменилась?
- Ну… я сейчас вроде не подстрижен! Именно так все и осталось, я время от времени беру ножнички и укорачиваю волосы.

- Константин, как считаете, какая фишка должна быть у молодой подрастающей группы?
- Не знаю. Я не тяну на молодую и подрастающую группу.

А если вспомнить первое выступление группы «Алиса»? Какова была ваша изюминка, которая заставляла людей слушать вас и фанатеть…
- Я не знаю, что это за изюминка. Я просто выходил на сцену и люди радовались. Это начиналось с танцев еще в городе Красногорске. Когда мы начинали играть, уважаемая публика просто переставала драться и почему-то начинала танцевать.

- «Алиса» - не просто одна из легенд русского рока, вех его становления, вы и нынче кумир молодежи. Чем вы объясните то, что подрастающее поколение так же фанатеет от ваших песен, как и их родители?
- Прежде всего, я бесконечно благодарен «подрастающему поколению» за оказанный мне кредит доверия. Видимо, что-то есть такое во мне и в моих песнях, что греет сердца молодых людей.

- Как вы относитесь к актуальной в наше время проблеме пиратства?
- Да также, как и к борьбе с попсой. Бесполезно, на мой взгляд, абсолютно что-то с этим делать. Да и вообще, это вопрос не ко мне, а к издателю. Я заканчиваю работу над альбомом в тот момент, когда подписывая договор, передаю права на него издателю, ну а как тот уже будет заниматься продвижением его на рынке – не моя забота. Я же в этот моменту же занимаюсь новыми песнями, может быть, следующим альбомом. Зачем мне интересоваться судьбой уже сделанного?
Моя философия проста: песни написаны, песни отданы. Кто хочет, тот слушает. Кто не хочет, тот выбрасывает в корзину. Вот и все.

- Рок-н-ролл жив? По вашему мнению и на сегодняшний день?
- Если субъективно – то да. А объективно я не берусь судить. Субъективно… я могу переносить это понимание на группу «Алиса». «Алиса» жива, значит и рок-н-ролл жив!

- Есть такой вопрос, который вам ни разу не задавали, вопрос, на который бы вы не смогли ответить?
- Нет такого вопроса, мне все уже задавали… Я готов к любому вопросу, и мне кажется, на все вопросы я уже за свою долгую жизнь ответил.

Кинчев, Бутусов, Гребенщиков… Они потому и легенды, что к нашему миру, даже находясь на расстоянии вытянутой руки во время интервью или пресс-конференции, не имеют никакого отношения. Кинчев куда ближе мне, когда я за сотню метров от сцены, а значит и от него, подпеваю: «Мы движемся по струнам судьбы…», чем когда, находясь на расстоянии все той же руки, задаю вопрос об истории создания этой песни…

Брать интервью у Константина Кинчева непросто: закрытый, прямой. Но при всей этой внешней сложности интерес к личности лидера "Алисы" с годами только возрастает. И у тех, кто разделяет его взгляды, и у тех, кто там - на другом берегу. О пути, когда в 14 лет решил стать рок-звездой, до 35-летия легендарной "Алисы" - в редком интервью.

"Мне хотелось, чтобы было так, так волею судьбы и случилось. Я этому очень рад и благодарен уважаемой публике, что она находит что-то в нас и, прежде всего, во мне, убогом. Спасибо огромное всем, что с нами, без вас мы никто. А так, жизнь удалась, конечно же", - говорит Кинчев.

Несколько лет лидер группы "Алиса" практически не общался с прессой. Кинчев не философствует, не ораторствует и не прикидывается мыслителем. Ответственность большая.

"У меня есть возможность трибуны. Мне легче говорить о своих приоритетах жизненных, а они у меня очевидны. Я, может, не достоин. Но я воин Христов. Есть надежда у меня и есть примеры, что кто-то приходит в лоно церкви. Благодаря песням".

Свои лучшие песни накануне концертов в честь 35-летия "Алисы" Константин Кинчев попросил выбрать своих поклонников. Это тоже впервые.

"27 октября мы играем в Санкт-Петербурге, а 2 ноября мы играем в Москве. Всех приглашаю, приходите, и мы встретимся на этом незабываемом мероприятии, состоящем из двух концертов, а помимо этих мы будем еще по стране ездить. А чем они знаменательны, не знаю, мы, как всегда, будем петь свои песни от души".

В известной каждому "Красное на черном" - гибель и возрождение, цвета самого Кинчева. И, конечно, очищающий огонь.

"Константин был определенно самым выразительным исполнителем, и он становился самой песней, когда он пел. Однажды я снимала его во время пения "Доктора Франкенштейна". Хотя он пел только для меня и камеры, он был таким же сумасшедшим и выразительным, как когда он пел перед 300 или 3000 человек. Наверное, он лучший русский рок-исполнитель, которого я когда-либо встречала", - говорит певица Джоанна Стингрей.

Побывать на живых концертах "Алисы" - это понять все с первого появления Кинчева на сцене, с первого слова или не понять ничего. Каждый из 20 альбомов "Алисы" концептуальный, каждый рассказывает, размышляет о чем-то важном.

Армия "Алисы" вместе начиная с первого альбома "Энергия", который уже стал платиновым, до "Эксцесса", деньги на который она собрала за четыре дня. И лидер Константин Кинчев всегда на их стороне.

"Уважаемый ОМОН, не нужно с детьми воевать. Уважаемые дети, не нужно воевать с ОМОНом, это тоже ваши братья. Все мы живем здесь, у нас одна Родина - которую нужно защищать от внешнего врага".

О том, что в небольшой питерской студии репетирует великая группа, говорит только надпись на стене: "Алисе 35". И с соседями-рокерами жителям этого обычного питерского двора повезло. Кинчеву не все равно.

"Вы еще общественной работой занимаетесь?" - "Приходится. Уважаемые, закройте помойку!"

Короткое обращение, а на следующее утро свалку начали разбирать. И тут снова про ценность слов: для того чтобы быть услышанным и донести суть, Кинчеву не нужно много говорить. Его слышат и в маленьких ДК, и в больших залах, и в космосе, и на льду, и на футбольном поле.

"Я смотрел все игры с удовольствием и рад, что сборная России выступила столь успешно. Обидно, что из-за одного зазнавшегося человеку, по-пижонски исполнившего пенальти, мы не вышли в полуфинал. А так прекрасно выступили, ура", - говорит Кинчев.

За прямолинейность и волю к свободе в советское время его ненавидела система. Лидера "Алисы" обвиняли в подстрекательстве, открывая реальное уголовное дело, в словах видели ультраправые взгляды, в жестах - призывы, в надписях - экстремистские тексты.

"По поводу надписи на этой футболке, которую признали экстремистской. "Православие или смерть". Я вспоминаю слова Феофана Затворника: "Мне без православия не спастись". Это мне без православия не спастись", - откровенно рассказывает Константин.

Когда говорят: музыка, которая не играет фоном - это про "Алису". Сложная, некомфортная, неформатная, в которой нет проходящих слов. И поэтому в поздравлениях самой группе тоже не может быть случайных фраз.

"Группе "Алиса" и лично Косте: Константин Евгеньевич, брат, старший брат, делай свое дело. Пусть все это продолжается как можно дольше. Все, что ты делаешь. Потому что все это очень нужно. Очень все необходимо, мне кажется. Поэтому был и остаюсь твоим верным фанатом", - поздравляет музыкант Сергей Галанин.

"В первую очередь, надежный, со своим мнением, со своим видением в той или иной ситуации. Мудрый, пластичный, мягкий, как сказать - такой домашний. И прекрасный собеседник", - говорит музыкант Дмитрий Ревякин.

"Он магический человек, магический, таких сейчас не делают", - уверяет Диана Арбенина.

Интервью Константина Кинчева для газеты АиФ.

Интервью было взято через Интернет и воспроизведено здесь в первозданном виде. Необходимо заметить, что этот вариант "несколько" отличается от напечатанного в газете.

1) Альбом "Танцевать" легкий по форме (он в чем-то схож с "Джазом"). Это означает что с возрастом тянет к простоте? Надоело играть тяжелую музыку?
Кинчев: Если считать что за год после выхода "Солнцеворота" я сильно "сдал" и меня внезапно потянуло к "простоте", то, конечно, да... А если добавить к этому что большинству песен из альбома "Танцевать" уже более пятнадцати лет лет, то следует логичекий вывод - я был "уставшим стариком" практически с рождения...

2) Ты неоднократно признавался, что живешь в деревне с апреля по ноябрь, вообще в последнее время очень сильно поэтизируешь и идеализируешь жизнь в деревне. Но в новом альбоме слово "город" звучит часто, а вот песен про жизнь в деревне я не обнаружил???
Кинчев: Рекомендую повнимательней послушать альбом - вдруг что-нибудь да откроется...

3) Говоришь что не пьешь уже второй год. И даже после баньки стопку водки или бокал пива - ни-ни? После какого случая завязал?
Кинчев: Если человек говорит что не пьет - это означает что он не пьет ВООБЩЕ! Как говорил Шемякин: "Для меня рюмка водки как капелька крови для акулы". А что касается "случая", так этих "случаев" было так много, что и не грех завязать пить.

4) У тебя в нескольких альбомах есть маршевые песни. Мне показалось, что песня "Путь в сторону леса" тоже (несмотря на лирический текст) по музыкальной форме маршевая. Ты не равнодушен к этой форме? Если "да", то почему?
Кинчев: Амне казалось, что "Путь в сторону леса" сделан в стиле старого доброго буги-вуги. Если буги-вуги в моем исполнении тебе кажется маршем, то мне даже страшно представить, чем тебе покажется композиция, которую я мог бы назвать маршем?! Для меня эталоном марша вляется "Тема врага" из 7-ой Симфонии Шестаковича.

5) Вообще, весь альбом "Танцевать" не совсем злободневен. Он вне времени и по звуку и по содержанию (лирический). С возрастом становится сложно соответствовать духу времени? Пытаешься ты это делать или тебя это абсолютно не волнует? Мне все-таки кажется, что любой музыкант (верующий или нет) пытается шагать в ногу со временем, ловить музыкальные тенденции, быть если не модным, то хотя бы востребованным. А ведь ты работаешь на ту самую аудиторию, которой просто необходимо ощущение сегодняшнего дня.
Кинчев: Удивительное дело! С одной стороны, записав глобальную работу типа "Шабаша" или "Солнцеворота", постоянно слышу упреки в излишней "злободневности" или в том, что рок как "музыка протеста" (известный журналисткий штамп), всех уже достал! С другой стороны, стоит сделать лирический альбом, будь то "Джаз" или "Танцевать", нарываюсь на упреки во "вневременности", хотя это, скорее - комплимент. И потом, что такое "шагать в ногу со временем"? Мне кажется, что движение во времени,для каждого имеет разное направление... А что касается аудитории "Алисы", то не могу не
заметить, что на протяжении всей жизни группы, а ей без малого 20 лет, возрастной предел не увеличивается в сторону "старения", а лишь пополняется детьми, за что меня тоже постоянно укоряют(!), типа "взрослый человек, а у Вас безумные малолетние фаны!". В связи со всем этим у меня
возникает вопрос - почему я все время кого-то не устраиваю? Вероятно в преклонном возрасте, я должен написать песенку про Элис, дабы прослыть гармоничной личностью шагающнй в ногу со временем???

6) Кстати о поклонниках. У "Алисы" самые преданные фэны. Как тебе кажется, почему они так преданы (или мне так кажется)?
Кинчев: Вероятно моим фанам тоже не нравится "шагать в ногу современем", поэтому они шагают вместе со мной, подтверждая известный тезис "Мы вместе!", чему я очень рад.

7) Можешь вспомнить самые безумные выходки фанатов и как ты пытаешься с этим бороться?
Кинчев: Самый безумный поступок за последнее время совершили два человека - Форель и Окорок - они отправились за нами в Хабаровск, Уссурийск и Владивосток, истратив при этом огромную кучу денег ими же и заработанных! Я не в коей мере не борюсь с движением под названием "выезд", а напротив, всячески приветствую, потому что сам люблю путешествовать... И если бы мне сечас было лет 17-20, я бы с удовольствием ездил на гастроли... за группой "АЛИСА"! Но я лишен этой возможности, так как мне уже 42 года, и я в этой группе играю...

8) Как ты думаешь твои родные и близкие (жена, дети) испытывают какие-то неудобства, связанные с твоей известностью. Если можно - примеры, эпизоды?
Кинчев: Никаких "неудобств" они не испытывают, а "удобства" я им обеспечиваю.

9) Как тебе кажется, что сегодня происходит с поколением рок-музыкантов, твоих ровесников (я имею в виду "Чайф", "Аквариум", "ДДТ", Сукачева, Бутусова и иже с ними).
Кинчев: ...Стареют, брюзжат, толстеют... Чего не могу сказать о себе - самом красивом рокере Отечества (шутка), да и о Борисе Борисовиче Гребенщикове - самом изящном и глубоком человеке на нашей рок-сцене.

Полупанов: Я задавал этот вопрос Шахрину. Он очень интересно ответил. Конкретно про тебя, он сказал, что мол Кинчев находится в поиске себя, от этого он не стал менее талантлив, просто Костя сейчас на перепутье. А вот о Шевчуке он отозвался не очень доброжелательно, мол непонимаю, что с
Юрой происходит, он вдруг начал всех учить жить.
Кинчев: Рад за Володю Шахрина, который не взирая на перманентное пребываение в оранжевом настроении, не теряет ясность мысли.

10) Хоть новый альбом и назван так, но он естественно не "танцевальный" (название, кстати, многих вводит в заблуждение). А ты сам интересно, танцуешь? Я имею в виду не когда ты на сцене, а так дома подо что-нибудь, может, под Киркорова или Пугачеву?
Кинчев: Быть может я и не иду в ногу со временем,но мне почему-то кажется, что под Киркорова и Пугачеву, танцуют только в привокзальных ресторах областных центров (да простит меня Алла Борисовна)!

11) Свободное время ты посвящаешь чему...?
Кинчев: Я не очень понимаю, что такое "свободное время"? Это то время за которым я "никак не могу успеть"? Или что -то другое? Дело в том, что в моем понимании самое свободное и радостное время это - время проведения концерта. Именно ему (концерту) я и посвящаю его (время).

Интервью взял Владимир Полупанов

"Современный мир живет по законам зоны. Чтобы выжить, надо "не верить, не бояться и не просить". Но если хочешь называться человеком, необходимо бояться обидеть Бога..." - уверен Константин Кинчев.

Не будет преувеличением сказать, что лидер группы "Алиса" Константин Кинчев - самый харизматичный из российских рокеров. Он всегда выступал под лозунгом "Компромисс не для нас!" и любил два цвета: черный и красный. Поклонники "Алисы" считались самыми "безбашенными" из рок-фанатов, и их название - "Армия "Алисы" - точно отражало суть движения. Бешеная энергетика Кинчева заводила зал с полоборота, а поклонники готовы были идти за ним куда угодно. Хотя четкой идеи - куда и зачем идти, до поры до времени не существовало. Но потом она появилась - православие. Наступил срок, Кинчев пришел к белому цвету. Дошло до того, что концерты "Алисы" стали посещать некоторые священники... На днях Константину Кинчеву исполнилось 50 лет. Юбиляр рассказал "Итогам" о пройденном пути. В своей привычной манере. Без обиняков.

Для рокеров юбилей тоже не пустой звук: некоторые из ваших коллег аж в Кремль гостей приглашали. Вот признайтесь, если бы вы сейчас встретили себя прежнего, из 80-х, что бы сказали этому отроку?

Ну, например: "Старик, а ты неплохо выглядишь, в отличие от меня!" (Улыбается.)

Ваш образ жизни заметно поменялся. Но кое-кто сетует: "Вот, православный, а все выступает с обнаженным торсом и в шортах".

- "Кое-кому" советую на себя обратить внимание, может, чего и накопает. Просто стараюсь прислушиваться к советам Церкви. Да и интерес некоторых священников - таких, как отец Андрей Кураев, которые знают и любят этот жанр, мне абсолютно понятен. Потому что искренней и свободней рок-музыки сложно что-либо придумать.

Когда-то вы сказали: "Как повелось от корней, ратную службу несут всяк на своем рубеже - инок, воин и шут". Образ шута для вас совместим с церковностью?

Шутовство для меня - абсолютная свобода. Может, это прозвучит высокомерно, но шут может позволить себе смотреть на мир свысока. Порой с иронией. Порой с любовью. Порой с негодованием. А как шутовство соотносится с православием в глазах широкой общественности... которая, как правило, негативно отзывается о православной вере, - мне неведомо.

Шутовство для многих рокеров любимое амплуа. Но сегодня о "смерти рока" только ленивый не говорит. Ведь это музыка бунта, а против чего нынче бунтовать?

- "Бунт", "протест..." Это все, извините, глупейшие клише, придуманные журналистами и обсасываемые больше двадцати лет. Не было никакого протеста. Была иная жизнь, которая воспринималась как противостояние системе. А на самом деле все наоборот. Это система противостояла и бунтовала против рок-движения. За примерами далеко ходить не надо: сажали, вязали и т. д., и т. п. А мы при всем при этом просто жили, наплевав на все социальные условности. И сейчас продолжаем жить так же, говоря в лицо окружающей действительности или "да, да" или "нет, нет".

А противостояние с музыкальным истеблишментом? Вот, например, много говорят о вашей ссоре с Михаилом Козыревым. Как вы относитесь к той версии, которую он изложил в книге "Мой рок-н-ролл"?

Честно говоря, я эту книгу не читал, но судя по высказываниям в Интернете, там сплошное передергивание. Поэтому оставляю эти "мемуары" на "литературной" совести автора.

А как вы относитесь, например, к обвинениям в национализме, прозвучавшим в ваш адрес после песен "Небо славян" и "Звери"?

Я привык ко всевозможным обвинениям и, честно говоря, реагирую на них по пословице "Собака лает, караван идет".

Иногда довольно громко лает. Ходят слухи, что за песню "Власть" вам даже запретили въезд на Украину.

Никто мне этого не запрещал, это вы черпаете информацию из газет, вероятно. Я как ездил на Украину, так и езжу. Понятия не имею, что возмутило в песне "Власть" украинских общественных деятелей и некоторых журналистов. Там такое во власти творится, что черт ногу сломит! На протяжении пяти лет шмат сала "власти" друг у друга тырят, полностью наплевав на свой народ. Вот примерно об этом и песня, про украинскую власть со всеми ее "оранжевыми соплями".

А почему вы в свое время отказались от гастролей в Америке? Туда уж точно никто въехать не запретит.

В моем понимании Америка - враг. К народу это определение не имеет никакого отношения, это напрямую касается внешней политики государства. И что мне прикажете делать на территории врага?

Поклонники из "Армии "Алисы" идут за вами не только как за музыкантом, но и как за миссионером. Но не обречено ли православие в современном Вавилоне, не вытесняет ли его "религия матрицы"?

Миссионерством я не занимаюсь, не занимался и не собираюсь. Если же кому-то очень хочется присвоить мне это звание, придется уточнять, что "миссионером" я являюсь с того момента, как ступил на рок-площадку. Что же касается православия... Думаю, обществу полезно вернуться к Богу, и это никогда не поздно. А разрыва с Богом быть не может, Он же всегда рядом. Да и не общество Господь ждет, а человека. Каждого.

Убедительно, но не для всех. Вот, к примеру, песня "Бойся, проси и верь". Это не скрытый ответ уголовно-блатной морали и группе "Тату" с их "Не верь, не бойся, не проси"?

Современный мир живет в состоянии перевернутого сознания. И потому руководствуется, сам того не ведая, законом зоны. Где, чтобы выжить, надо "не верить, не бояться и не просить". Но если хочешь называться человеком, необходимо бояться обидеть Бога, просить помощи Божьей и верить, что эта помощь всегда придет.

Нужна ли сегодня цензура в шоу-бизнесе, на ТВ или на сцене?

Когда по центральным каналам показывают фильмы типа "Враг у ворот", как-то возникает желание отцензурировать сетку вещания. Вообще с трудом представляю себе, чтобы на американском телевидении транслировались ленты, героями которых являются хорошие русские, борющиеся со плохими американцами...

Ну встречаются же и вполне аутентичные вещи. Как вы относитесь к "Острову" Лунгина? Могли бы сыграть в подобном фильме?

Очень сильный фильм, смотрел его шесть раз. Побольше бы таких. А сыграть бы не смог...

Иногда вы выступали как убежденный монархист. Самодержавие возможно и уместно в наше время?

Невозможно, но уместно. Самодержавную власть я рассматриваю как колоссальную ответственность перед Богом и народом. Единоличная ответственность - это не ответственность тысяч, которые скидывают решения друг на друга, в итоге не добиваясь ничего, кроме личных благ.

А вы сами как к ответственности относитесь? Вот, скажем, предложили бы вам войти в Общественную палату или в президентский совет по культуре. Согласились бы?

Шутам не место в палатах. Шутам место на площадях.

Евгений Белжеларский

Штрихи к портрету

Инок, воин и шут

Говоря школьным языком, Константин Кинчев - "типичный представитель поколения", выросшего в кочегарках и на богемных кухнях. На заре перестройки, когда известная вольность просочилась уже в молодежную среду, а идеологический надзор еще не был снят, Кинчеву досталась роль козла отпущения. Он пел о "времени червей и жаб", о том, что "сторожа продолжают спать, но сон их явно нарушен". А комсорги строго-настрого наказывали комсомольцам не ходить на его концерты и не слушать его песни, героем которых, по мнению одного критика, был "доктор Буги, сумасшедший и наркоман". На группу "Алиса" навесили всех существующих собак. В каком-то смысле не случайно. Все происходило как в известном рок-гимне: "...Академики чешут плеши, погоны свистят в свисток, румяные домохозяйки зеленеют при слове "рок". Товарищи в кабинетах заливают щеками стол, им опять за обедом стал костью в горле очередной рок-н-ролл". Потом переменились времена и лозунги. Никто уже никого не запрещал, но хорошим тоном стало изображать радикальность за деньги. Резко вывернув невидимый штурвал, Кинчев вновь оказался изгоем во всех "изрядно порядочных" сообществах. Как раз в этот момент случилось главное событие в жизни доктора Буги - теперь уже бывшего. Он поверил в Бога и пришел к православию.

Сегодня Кинчев с какой-то аввакумовской решимостью во взгляде убеждает своих поклонников держать ум во аде, а сердце на небесех. Кто-то скажет: да мало ли у нас сегодня надевших кресты - и чиновников, и менеджеров, и партийных боссов? Все так. Но Константин - православный в самом исконном, катакомбном смысле слова. Что, несмотря на многочисленные хождения высших лиц со свечками, воспринимается сегодня почти как инакомыслие. "Назолотили крестов, навтыкали где ни попадя. Да променяли на вино один - который был дан..." Для Кинчева вера - это убеждения, а не декорум. Он даже может выступать на сцене в шортах и с обнаженной грудью, почему нет? И вместе с тем отменить концерты на время Страстной недели. Поскольку, следуя сказанному апостолом Павлом, стремится блюсти "то обрезание, которое в сердце, - по духу, а не по букве".

Итоги №1/655 (01.01.09)





Top