Капитанская дочка какое символическое значение имеет буран. Тема бурана и ее значение в повести "Капитанская дочка" Пушкина А.С

Введение

Наиболее глубокие из современных исследований представляют художественный мир Пушкина как сложнейшее противоречивое целое, которое не может быть сведено ни к одному из своих идеологических полюсов.

Пушкин, воспитанный в Лицее, был совершенно равнодушен к православию, нерелигиозен, но он был искренне верующим человеком с собственным глубоким мистическим опытом. Отец русской поэзии интересовался не только гороскопами, которые Эйлер составлял по просьбе Екатерины, но он знал и тайную силу камней и талисманов. Именно поэтому на его известном портрете вы можете видеть столько перстней на его пальцах.

Получив разрешение царя на работу с архивами для написания истории восстания Пугачёва, Пушкин занялся главным для себя делом - исследованием характера и души русского народа. Непрерывное многолетнее изучение русской и мировой истории и культуры, работа в архивах привели Пушкина к пониманию необходимости самодержавия и православия для русского народа, хотя он сам был глубоко чужд любым идеям о монархии, использующей идеологию религиозного воспитания

Образ стихии в произведении

Функции образов природной стихии в творчестве А. С. Пушкина разнообразны: эстетическая, философская, символическая, сюжетная. В «Капитанской дочке» образ стихии выполняет прежде всего символическую и философскую функции, перед нами описание бурана, метели. Обе стихии представляют собой сложные символы и помогают Пушкину раскрыть в этих произведениях свою философию.

В «Капитанской дочке» стихия предстает перед читателями в образе бурана, описанного во второй главе. При его изображении Пушкин использует детали и сравнения: зимнюю степь Пушкин называет «снежным морем», движение кибитки похоже на плаванье судна по бурному морю. Пугачев предлагает, если небо прояснится, искать дорогу по звездам, как это всегда делали мореплаватели. Несколько раз Пушкин называет буран «бурей», хотя это слово больше подходит для описания состояния морской, водной стихии. Рисуя образ страшного бурана, Пушкин использует аллитерацию, паронимический ряд слов на букву «б». «Ну, барин, -- закричал ямщик, -- беда буран!»

Пророческий сон Гринева навеян бураном («я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури, значит, образ бурана в произведении тоже является пророческим. Вся повесть «Капитанская дочка» представляет собой описание стихии Пугачевского восстания. Образ бурана предвещает и символизирует страшные события, бурю гражданской войны, народной смуты. Образ Пугачева сливается с образом бурана. Пугачев выполняет роль лоцмана, который выводит Гринева из бескрайнего «снежного моря». Природная стихия сталкивает Гринева и Пугачева, но народная стихия разъединяет этих героев.

Пугачев появляется внезапно из «мутного кружения метели», в предварение мужицкого бунта… Он - оборотень и - как оборотень - не поддается четкой фиксации. Точнее сказать, в нем совмещаются несколько зрительных образов, создавая перед глазами притягательную загадку. Фигура материализуется из ночного сумрака и снежного вихря, и образ Пугачева, знаменуя дальнейшие метаморфозы в романе, с самого начала вращается: «Вдруг я увидел что-то черное», «Что там чернеется?»; «… Воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что-то шевелится. Должно быть, или волк, или человек». Развивая эту линию интерпретации образа Пугачева, Абрам Терц пишет: «Цепь переворотов и насильственных смертей плелась возле трона. А вы еще спрашиваете: отчего произошла революция в России?

«Мутное кружение метели» в «Капитанской дочке» символизирует еще и саму жизнь, случайность, непредсказуемость жизни, как в повести «Метель». И в «Метели» и в «Капитанской дочке» стихия все-таки счастливо влияет на судьбу главных героев. Ведь если бы Гринев не встретил Пугачева в ту ночь посреди снежной степи и потом не подарил бы ему заячий тулуп, то неизвестно, как сложилась бы судьба Гринева при встрече с Пугачевым в Белогорской крепости.

Невольно приходит на ум, что как в результате наводнения в «Медном всаднике», так и во время народного восстания в «Капитанской дочке» погибают невиновные люди. Пугачевцы убивают капитана Миронова, его жену, в период наводнения гибнут Параша и ее мать. В «Капитанской дочке» результаты гражданской войны страшны: «Бедствие доходило до крайности… состояние всего обширного края было ужасно». «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» -- заключает Пушкин устами Гринева.

Полагаю, что образ стихии в повести Пушкина «Капитанская дочка» помогает читателям понять смысл этого произведения и важные для автора идеи. «Бессмысленный и беспощадный» бунт народа, разъяренная водная стихия -- это кара, посланная Богом и правителям, и самому народу за то, что они превратились в тиранов и рабов. Пушкину ненавистны и «барство дикое», и «рабство тощее», о чем он говорит и в своей гражданской лирике, и в рассматриваемой повести.

Описания природы в пушкинской прозе так же просты и кратки, как и описания внешности, домашней обстановки, быта героев. Вот, например, один из пейзажей в повести «Капитанская дочка»: «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом. Солнце садилось». Другой пейзаж еще более краток: «Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи». Основной пейзаж повести - картина бурана: «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась,росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл;сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.“Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!”… Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран - символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное.В «Капитанской дочке» из метели так же неожиданно появляется Пугачев. Таким образом,Пушкин уже в этом пейзаже заявляет о своем отношении к описанным историческим событиям.Образ Пугачева в поэме, безусловно, неоднозначен. В нем есть и ум, и отвага,и великодушие, но «жить убийством и разбоем» - значит «клевать мертвечину». А «шайки разбойников» Пугачева злодействуют повсюду, разоряют селения, крепости, самовластно казнят и милуют… Значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж. Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг - и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой.Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны «правильные» поступки,источником которых может быть лишь любовь и милосердие. Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете. Помня о встрече с молодым человеком, о подаренном Гриневым заячьем тулупчике, Пугачев спасает его от смертной казни, сохраняет жизнь Маше.Однако, кроме определенного духовного дидактизма, в повести достаточно сильно звучит и идея судьбы, значения ее в человеческой жизни. Встреча с незнакомым чернобородым мужиком в страшный, смертельно опасный буран определяет всю дальнейшую судьбу героя. Вожатый выводит Гринева к постоялому двору, не дав молодому человеку погибнуть от снежной стихии. Точно так же впоследствии Пугачев «выводит» его из вихря исторических событий, не дав своим «молодцам» его повесить и пощадив Машу.Эти события в повести предваряет не только картина бурана, но и «пророческий» сон Гринева.

Пушкин был чрезвычайно суеверным человеком, верил в приметы и значения снов. Не случайно его герои часто видят «пророческие» сны (вспомним Татьяну Ларину, Германна в «Пиковой даме») . Свой «вещий» сон видит и Гринев. Из дальнейшего содержания повести мы узнаем, что, действительно, дорога к счастью пройдет для Гринева и Маши через «мертвые тела» и «кровавые лужи» , а Пугачев станет им своего рода «посаженым отцом» . Топор в руках чернобородого мужика окажется символом возмездия.
Таким образом, на степной дороге (другое ее значение – жизненный путь) судьба главного героя повести Гринева пересечется с судьбой Пугачева. Их пути будут перекрещиваться не раз, и не раз Пугачев спасет и самого Гринева, и его невесту. Пушкину важно подчеркнуть значимость этой сцены. Отсюда и символический образ бурана, и детали, воссоздающие облик Пугачева. И везде мы видим незримую симпатию, возникшую между двумя героями.

Cцена бурана. Пейзаж у Пушкина немногословен, точен и выразителен. Короткие предложения без пышных эпитетов и сравнений дают тем не менее образную картину: туча «тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо» . Метафора помогает почувствовать страх и беспомощность людей перед надвигающейся стихией: «В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем» .
Образ метели, бурана в литературе не нов. Новым было символическое значение стихии, которое вслед за Пушкиным подхватили многие русские писатели (например, А. Блок в поэме «Двенадцать») . Бушующее море, яростный ветер, метель – это символы стихийных эпохальных событий: восстаний, революций.
В этом эпизоде есть «мрак и вихорь» и езда по полю, похожая «на плаванье судна по бурному морю» . Пушкинский буран в степи – это символ стихийности народного восстания под предводительством Пугачева. Отсюда – одушевленность в описании метели: «И ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным» .




Top