Какое открытие предсказал жюль верн. Физик-самоучка из курской области знает, как построить машину времени

Не удивляйтесь: Жюля Верна, писателя-фантаста, непревзойденного мечтателя и книжного путешественника, в среде любителей фантастики кое-кто действительно считает... пришельцем. Правда, не с других планет, а с других времен, из будущего. Или же из параллельного нам мира, это уже как кому по нраву. Иначе, как он в ХІХ веке мог спрогнозировать на будущее 108 открытий: технических, научных, и даже – социальных и политических?

И немногие сегодня считаются с одной незаметной, но важной деталью творческой биографии писателя: он детский писатель. Жюль Габриэль Верн родился на острове в устье реки Луары, похожем очертаниями на корабль, плывущий в открытое море. Как здесь не замечтаться о морских приключениях, дальних странах и вообще – о странствиях? Отец Жюля, Пьер Верн, был известным состоятельным адвокатом. Сыну желал, как заведено, того же – закончить лицей, переехать в Париж, стать лиценциатом юридической практики и, в конце концов, заменить отца в адвокатской конторе.

Но Жюль начал образование с частных уроков, которые давала вдова капитана парусного судна, не вернувшегося из плавания. От нее услышал много романтических историй. Потом хорошо учился в семинарии, был в десятке лучших учеников, а затем – оказался в лицее парижской Школы права. Дорога в родительскую контору была открыта. Но море! Портовый город Нант, его атмосфера, не могли не повлиять на развитие мальчишки. И повлияли! Когда ему было 11, за небольшие деньги уговорил своего друга Фройдо, который служил юнгой на одном из кораблей (его название было «Коралы»), который захватил воображение Жюля – поменяться местами и отправиться в неизвестные страны вместо него. И так бы и произошло, если бы отец не догнал парусник на паровом катере уже на выходе в открытое море.

А затем молодой Жюль Верн оказался в Париже. Что-то там все-таки было в воздухе, в атмосфере, в этом городе, если молодые люди, получив лицейные или университетские дипломы, бросались в водоворот литературы, поэзии, театра. Так произошло и с молодым новоиспеченным юристом, которого с тщетной надеждой на адвокатские практики поддерживал средствами отец Пьер. Поддерживал, чтобы юноша не «пустился в бега» в наполненном искушениями свободном городе, и посылал 100 франков в месяц. Но именно в это время состоялась встреча, которая перевернула всю жизнь Жюля и определила его путь на длинные десятилетия: знакомство с самим Александром Дюма! Дюма давно уже не писал сам – это делали за него «литературные подмастерья», вот он и искал себе таких грамотных, фантазеров. Несколько дней пробыл Жюль Верн в гостях у литературного монстра, в его замке «Монте-Кристо», а тот присматривался к гостю. И разошлись, оба удовлетворенные знакомством. «Э! – сказал себе Дюма. – Этот талантливый, с хорошим воображением парень не годится, он слишком самостоятельный.» «Э! – вскоре сказал себе Жюль Верн – если он придумал исторический роман, то и я придумаю такое, чего еще не было. Географический роман!»

Но первыми литературными попытками стали… водевильные пьески, которые Верн носил на показ Александру Дюма. Одну из них – «Сломаные соломинки» даже поставили в театре, которым владел Дюма. Но ни денег, ни славы, она не принесла. Жюль продолжал учиться – он сообразил: если не будет это делать, хотя бы формально изображать свое стремление к адвокатской мантии, не видеть ему от отца и тех 100 франков. Он и учился, и писал, а еще – перелистывал тонны научной и географической литературы в библиотеках и что-то старательно выписывал, начав создание своей знаменитой картотеки.

Мало того, за время, остававшееся до выхода первого романа, успел даже жениться. С вдовой Онорин, которая сначала спокойно восприняла и подъемы молодого мужа в пять утра (это осталось у него на всю жизнь), и поздние вечера при свечах с бумагами и рукописями. А он продолжил и свои странные знакомства. То был Дюма, а здесь еще встретился старый, слепой путешественник Жак Араго, который длинными вечерами «забивал баки» молодому то ли адвокату, то ли брокеру, или может, журналисту, рассказывая о своих приключениях в неизведанных странах. Жюль запоминал и записывал. Он начал писать – «научный» роман, даже не подозревая, что именно этим прославит себя. Потом в кругу знакомых появился знаменитый фотограф Надар, который увлекался аэронавтикой. Его рассказы так поразили начинающего-романиста, который твердо решил: первый роман будет о путешествии на воздушной пуле!

И еще одно знакомство, которое тоже определило последующую писательскую судьбу. В Париж после длинных политических скитаний и преследований прибыл из изгнания знаменитый издатель Гетцель. Роман «Пять недель на воздушном шаре» был написан, и Жюль дрожащими руками во время первой же встречи передал его издателю. Гетцель прочитал, и у него тоже задрожали руки: этот юноша нужен ему! Для дальновидных планов: он собирался издавать необычный для тех времен «Журнал воспитания и развлечений». Нужны были авторы, которые умели не только описывать приключения, но и делать это интересно, увлекательно, чтобы дети не только следили за событиями, но и попадали под определение научных исследований и достижений, которые ежедневно высыпались из научных лабораторий. Это был он!

Предвидения исполнились… почти все

Жюля Верна как литературное явление породил издатель Гетцель. И не пожалел, поскольку между ним и Жюлем возникли дружеские отношения, которые никогда не переходили границу деловых. Но потом были времена, когда разбогатевший Жюль Верн выручал Гетцеля в затруднении. Издатель сделал очень точный выбор. Уже первый роман смели с полок за несколько дней. Мало того: в этом романе начались те чудеса предвидения, которые сопровождали Верна и дальше. И, в конце концов, дали потомкам повод заподозрить его в том, что он вообще «не из этого мира и времени».

Что можно сказать о таком описании: «Инструмент, напоминающий большое пианино. Вы нажимаете на клавиши и сразу получаете данные любого характера, выполняете разные операции и расчеты…» Это же наш компьютер, не так ли? А между прочим, написал эти строки Жюль Верн в 1863 году в романе «Париж в 1968 году». В своем первом произведении он описал путешествие к истокам реки Нил, которые не были открыты! Там еще никто из людей не побывал, никто не видел озеро Виктория и знаменитого гигантского водопада на реке Замбези. Исследователи доберутся туда только через два года! А он – написал. И множество романов, в которых изображал такое, чего не было и вроде бы и быть не могло. А затем, через несколько десятилетий, все исполнялось – откуда он знал?

Так предвидел появление акваланга, подводного скафандра, электромобиля, гигантских подводных лодок, космических путешествий, регенерацию воздуха во время этих путешествий, видеосвязь и телевидение, гигантскую башню в центре Европы (Эйфелева появилась через 10 лет!), строительство Турксиба, местонахождение будущего американского космодрома на мысе Канаверал. Даже электрический стул для казни преступников описал задолго до его появления.

Откуда ему это извесно? О самолетах, вертолетах, электросварках, всепланетной телефонной связи, о факсе, в конечном итоге! О космических путешествиях. Или он и в самом деле – посланец из будущего? Причем иногда все, что он описывал, так не укладывалось в головы современников, что один из рассказов, написанный по просьбе американского газетного магната Беннета, просто запретили. И он увидел свет лишь в ХХ веке. А рассказ был очень интересным! Назывался «Один день американского журналиста в 2829 году». И описывалась там. Американская империя доллара, которая стала самой мощной в мире, и ей могли противостоять лишь Россия и Китай. Это так напоминает сегодняшние времена, что начинаешь понимать, почему американцы спрятали рукопись этого рассказа от человеческих глаз на долгие годы.

Нет смысла анализировать все романы Жюля Верна. Но известно, что после их прочтения, причем в детстве, сотни тысяч мальчиков и девочек нашли свою профессию, увлеклись путешествиями, замечтались о подчинении космоса и подводных глубин, решили стать инженерами. Он писал так, что издатель Гетцель уже после ознакомления со вторым романом предложил контракт на 20 лет! При условии, что писатель будет «издавать на-гора» по два романа. И выдавал! Иногда его упрекали, что как-то очень слабо прописывает «женские» (любовные) линии в своих романах. Жюль Верн отвечал: «Дети, мои читатели, интересуются совсем другим».

Так и вышло, что детского писателя Жюля Верна и сегодня серьезно обсуждает очень взрослая литературная критика и ученые. И среди вопросов, которые они задают отныне сами себе: «Кто он и откуда, Жюль Верн»?

Из будущего? В это легко поверить. На его могиле писатель так и изображен – с рукой, протянутой к звездам. К будущему.

Жюль Верн Научные открытия писателя фантаста

Учитель географии « МКОУ Ситцевская СОШ»

Звонарёва И. Ю.

2015 год


Жюль Верн 1828−1905

Всего Ж. Верн написал около

70 романов.

В них он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевидение и космические полеты.

Из 108 научных предвидений Ж. Верна воплощены в жизнь более половины.

Однако главной заслугой этого писателя является создание жанра научно-фантастического романа.

Идеи Верна оказали влияние на

К. Э. Циолковского, В. А. Обручева, Д. И. Менделеева, И. А. Ефремова .



Жюль Верн

Робур-завоеватель


Рождение Ж. Верна как писателя-фантаста можно считать осень 1862 года, когда он написал роман «Пять недель на воздушном шаре

Писатель рассказывал в нем о жизни столицы Франции во второй половине XX века. И что удивительно, верно предсказал развитие города. Он обогнал время на сто с лишним лет.


" Что бы я ни сочинял, что бы я ни выдумывал, всё это всегда будет ниже действительных возможностей человека. Придёт время, когда наука опередит фантазию." Жюль Верн


Одно из самых знаменитых предсказаний французского писателя – это книга «Париж в двадцатом веке», которая была найдена и опубликована только в 1994 году. Она моментально стала бестселлером, а современные ученые осознали, что Верн был талантливым провидцем.

В нем описывались небоскребы, электропоезда с огромными скоростями, банки с вычислительными машинами и даже глобальная информационная сеть, правда, на основе телеграфа.



А его книга «Из России в Пекин» довольно точно описывает строительство трансазиатской магистрали .


Жюль Верн был одним из первых смельчаков, которые заговорили о космических полетах. Об этом писатели и даже ученые не задумывались до девятнадцатого века.

Снаряд «Колумбиады» был алюминиевым в романе «С Земли на Луну» И именно сплавы алюминия использовались при создании посадочного модуля «Аполлонов».




«Да, положительно, на воде лежал целый слой нефти, и эта нефть плыла вместе с течением Ангары в Иркутск.»

Признаки нефти на Байкале замечали давно. И писатель заставил ее в большом количестве плыть по Ангаре.

Единственный «русский» роман – «Необыкновенное путишествие от Москвы до Иркутска или Михаил Строгов», в котором нашла отражение Сибирь: природа, люди, быт. Впервые эта книга была издана в Париже в 1875 году

Описание встречаемых героями романа городов, рек, сел даны автором в основном верно. Живописностью, глубиной и достаточным правдоподобием отличается описание Нижегородской ярмарки, это картина, полная красок, юмора.



В этом году произведение Жюля Верна «Двадцать тысяч льѐ под водой». отмечает свой 145-летний юбилей.

В 1898 году Жюль Верн упоминал в интервью журналисту А. Брюссону, что на мысль о романе его навела Жорж Санд. В письме, написанном осенью 1865 года, она советовала ему написать книгу о путешествии в глубинах океана в подводном корабле.

Несомненно, на написание романа повлияло и близкое знакомство Жюля Верна с изобретателем «полупогружного корабля» Жаном-Франсуа Конселем. Его имя автор дал одному из героев романа. А название «Наутилус» носила подводная лодка, которую американский изобретатель Роберт Фултон предлагал в начале XIX века Наполеону в качестве секретного оружия против Англии.



Волею обстоятельств профессор раскрывает тайну, взволновавшую мир, - чудовище оказывается подводным кораблем, чудом инженерной мысли, озарением гениального изобретателя.

Создатель и хозяин подводного корабля под названием «Наутилус», владыка всего подводного мира - капитан Nemo. Именно так отрекомендовался он профессору Аронаксу, не желая, очевидно, открывать свое настоящее имя (лат. nemo означает никто).


20 000 лье под водой - это удивительное кругосветное плавание, которое совершают обитатели подводного корабля, как нельзя лучше приспособленного и для отдыха, и для научных занятий. Капитан забрал с собой в глубины морей коллекцию шедевров живописи, огромную библиотеку и дополнил все это собранием чудес, найденных на дне океанов.

Однако он не до конца порвал связь с теми, кто остался на суше: время от времени «Наутилус» подходит к берегу, с борта корабля передают кому-то таинственные ящики. И профессор Аронакс понимает, что Н. помогает тем, кто борется за свободу, отдавая им сокровища «Наутилуса»





Роман Ж . Верна "Таинственный остров "


Новая подводная лаборатория воплотит в реальность романы Жюля


офис компании Three Rings Design. Похож на "Наутилус" из романа Жюля Верна






В романах Жюдя Верна читатели находили не только восторженное описание техники, путешествий, но яркие, живые образы благородных героев, симпатичных чудаковатых ученых.

Это достойный пример для подражания

современной молодёжи.

В 19 веке появились самолеты, акваланги, видеофоны и космический корабль, а также полеты в космос и электрический двигатель… Где появились? Конечно в романах, рассказах и повестях Жюля Верна!

Некоторые подозревали, что у этого французского писателя, бывшего пражского адвоката, то ли была тайная комната с машиной времени, то ли (что более вероятно) встроенный в мозг генератор гениальных изобретений. Иначе как объяснить его прозрение в конце 19-го века, когда всего этого еще в помине не было.

В 2013 году любители приключений и научной фантастики, да и вообще все читатели, отмечают юбилей писателя - Великому Жюлю Верну — 185 лет!

А ведь без его гениальных предвидений не было бы сейчас, пожалуй, ни полетов в космос, ни субмарин. Папа римский благодарил Верна за нравственную чистоту его произведений, а венецианцы устраивали в его честь факельные шествия.

«Заглянул как-то парижский адвокат Жюль Верн в магазин букиниста. "Нет ли, — говорит, — у вас такой книги, чтобы и приключения в ней были и научная польза". Он ведь, хотя и был человеком серьезным и уважаемым адвокатом, но приключения любил, как мальчишка. В одиннадцать лет будущий великий писатель чуть было не удрал в Индию — нанялся даже на шхуну юнгой! Так вот, Верн очень любил приключения. И науку любил. А ему отвечают: "Нет, мол, у нас такой книги ". Обидно! Решил Верн исправить дело и взялся за перо — благо фантазии ему было не занимать.

Так из парижского адвоката родился писатель-романист. А вместе с ним появился и новый жанр — научная фантастика. Нет, до того, конечно, Верн что-то писал. Трудно ведь вот так сразу взять и написать целый роман. Было несколько пьесок, водевилей, рассказов, но все это особым спросом у парижской публики не пользовалось. Только написав "Пять недель на воздушном шаре", Верн понял: его настоящее призвание — романы.

И принялся за работу. Вставал каждый день в пять утра и писал до семи вечера. В девятнадцатом веке уж коли писали, так писали. Если же собрать все литературное наследие Жюля Верна, наберется, пожалуй, томов 120. Он ведь пообещал своему издателю писать по два романа в год. И нередко план перевыполнял.

За свою жизнь Жюль Верн проторил дорогу к центру земного шара ("Путешествие к центру Земли"), облетел вокруг Луны ("С Земли на Луну"), совершил кругосветное путешествие по 37-й параллели ("Дети капитана Гранта"), окунулся в тайны подводного мира ("Двадцать тысяч лье под водой"), прожил много лет как Робинзон на "Таинственном острове", обогнул Землю по суше и воде за 80 дней и совершил еще много подвигов, для которых, кажется, не хватило бы и десятка человеческих жизней. Все это, разумеется, в своих книгах.

Вот каков был писатель Жюль Верн. Был он отцом научной фантастики, гениальным предшественником Герберта Уэллса, Рэя Бредбери, Кира Булычева и других наших любимых писателей». Из статьи А.Субботина (журнал «Костер», февраль 2003 года).

Жюль Верн много путешествовал по миру, он был в Англии, Шотландии, Скандинавии, Соединенных Штатах, Алжире, Португалии, Италии, Дании, Голландии, Нидерландах, на Мальте и др.

То, что предсказания научных открытий и изобретений, содержащиеся в романах Жюля Верна, постепенно сбываются, писатель-фантаст объяснял так: «Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов. Ни одна моя книга не написана без помощи этой картотеки. Я внимательно просматриваю двадцать с лишним газет, прилежно прочитываю все доступные мне научные сообщения, и, поверьте, меня всегда охватывает чувство восторга, когда я узнаю о каком-нибудь новом открытии...» (из интервью Жюля Верна журналистам ). После его смерти осталась картотека писателя, включающая свыше 20 тыс. толстых тетрадей со сведениями из всех областей человеческих знаний.

Примеры? Пожалуйста! В романе «С Земли на Луну» (1865) местом старта Жюль Верн выбрал Флориду и разместил свой «космодром» недалеко от мыса Канаверал, в романе так же правильно указана начальная скорость, необходимая для отрыва от Земли; в романе «Вокруг Луны» (1869) был описан эффект невесомости, спуск космического корабля, охваченного пламенем в атмосфере Земли и его приводнение в Тихом океане всего в трех милях от того места, где приводнился через сто лет, в 1969 году «Аполлон-11», вернувшийся с Луны.

Вы читали его книги? В каких произведениях Жюль Верн предсказал научные открытия и изобретения?

Если еще не читали – вас ждут увлекательные приключения и путешествия! Поторопитесь! Путешествие начинается!

Над книгой

Снова в печке огонь шевелится,

Кот клубочком свернулся в тепле,

И от лампы зеленой ложится

Ровный круг на вечернем столе.

Вот и кончены наши заботы -

Спит задачник, закрыта тетрадь.

Руки тянутся к книге. Но что ты

Хочешь, в дальние синие страны,

В пенье вьюги, в тропический зной

Поведут нас с тобой капитаны,

На штурвал налегая резной?

Зорок взгляд их, надежны их руки,

И мечтают они лишь о том,

Чтоб пройти им во славу науки

Неизведанным прежде путем.

Сжаты льдом, без огня и компаса,

В полумраке арктических стран

Мы спасем чудака Гаттераса,

Перейдя ледяной океан.

По пещерам, подземным озерам

Совершим в тесноте и пыли,

Сталактитов пленяясь узором,

Путешествие к центру земли.

И без помощи карт и секстанта,

С полустертой запиской в руке,

Капитана, несчастного Гранта,

В детстве многие из нас зачитывались книгами Жюля Верна , непревзойденного мастера и рассказчика фантастических историй, географа, исследователя и путешественника. Кто из нас не мечтал изучить подводный мир вместе с бесстрашным капитаном Немо, слетать на Луну или хотя бы совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре

А ведь в то время, когда он писал свои истории, мало кто помышлял о том, что все это возможно. И мало кто знает сегодня, что из 108 фантастических идей этого человека, в ХХI в. нереализованными останутся лишь десять. Без ответа до сих пор остается и самый главный вопрос - "Откуда он все это знал?".

К признанию и славе на воздушном шаре

"Придет время, когда наука опередит фантазию", - уверял Жюль Верн современников. Известность пришла к нему только в 35 лет, когда свет увидел роман "Пять недель на воздушном шаре", после было написано еще 60 романов и почти в каждом - новое предсказание. Но это вовсе не означает, что француз обладал даром ясновидения и мог предсказывать будущее - он всего лишь очень интересовался наукой, внимательно следил за передовыми достижениями того времени и постоянно общался с учеными. И именно эта его прозорливость вкупе с хорошим воображением сделали его гениальным фантастом.

Жюль Верн мечтал о том, что когда-нибудь человек полетит на Луну

Однако "полетами на воздушном шаре" Жюль Верн ограничиваться вовсе не собирался, мысль его летела намного дальше. В романах "Властелин мира" и "Робур-Завоеватель" он описал, как должны выглядеть, самолет и вертолет, поднимающие человека в небо, а в "Необыкновенных приключениях экспедиции Барсака" поведал читателям, что такое самолет с переменным вектором тяги.

Самым смелым "пророчеством" писателя считается предположение о полете человека в космос, на Луну. Герои его романа "С Земли на Луну" отправились исследовать спутник Земли на "лунной пушке". Кстати, француз не только предсказал путешествие и высадку человека на Луну, но и рассчитал приблизительную стоимость этого предприятия. Кроме того, Верн точно описал размеры ракеты, место отправления (Флорида) и даже экипаж, состоящий из трех человек. Межгалактические путешествия описываются также в его романе "Гектор Сервадак".

Загадочный мир капитана Немо

Современники Жюля Верна утверждали, что он не любил, когда его называли предсказателем. "Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются".

Первую в мире атомную подлодку символично окрестили "Наутилусом"

Именно так случилось с известной всем подводной лодкой "Наутилус" - уже в то время ученые и судостроители проводили эксперименты и пытались строить подводные суда, которые смогли бы находиться в плавании долгое время. Более того, в то время, как Верн приступил к написанию романа "20 тысяч лье под водой", во Франции была спущена на воду первая механическая подводная лодка, окрещенная "Ныряльщиком". Писатель вовсе не скрывал, что собирал о ней все необходимые сведения. Например, то, что судно может погрузиться на глубину не более 10 м, внутри него с трудом помещается команда из 12 человек, а подводная скорость достигает лишь 4 узла в час.

Дело оставалось за малым - полетом фантазии. "Наутилус" капитана Немо претерпел значительные изменения. Во-первых, он был просторным, словно океанский лайнер. Во-вторых, глубина его погружения исчислялась километрами, а скорость достигала 50 узлов - даже атомные субмарины ХХI в. не способны соперничать с великим "Наутилусом". Да, Жюль Верн немного увлекся и зашел слишком далеко в своих фантазиях, но нельзя не отметить, что общие тенденции развития подводных кораблей он предугадал точно. Кстати, первую в мире атомную подлодку ее создатели символично окрестили "Наутилусом".

Что связывает электрический стул и Эйфелеву башню?

Французский фантаст ушел из жизни в начале ХХ столетия, в 1905 г., и ужасы мировых войн были ему неведомы. Однако, как всякий разумный человек, он уже в то время задумывался о том, какой разрушительной силой обладает оружие и к каким страшным конфликтам может привести его усовершенствование и распространение. В романе "Пятьсот миллионов бегумы" он коснулся этой темы, рассказав историю немецкого профессора по имени Шульце - одержимого националиста, жаждущего мирового господства, который изобрел гигантскую пушку, способную поражать цель на огромных расстояниях с помощью снарядов с ядовитым газом. Очень похоже на современное химическое оружие, не правда ли? Ну а сам Шульце напоминает не кого иного, как Гитлера, приход к власти которого Жюль Верн, получается, попросту предвосхитил.

Сегодня роман "Париж в 20 веке" некоторые литераторы называют первой антиутопией

Это сегодня мы называем его гениальным фантастом, а ведь был момент, когда писателя окрестили бездарным и едва не лишили возможности заниматься любимым делом. Случилось это с его вторым романом "Париж в ХХ веке", написанным в 1863 году. В нем тогда еще малоизвестный автор нарисовал картину, как будет выглядеть мир и, в частности, Париж, спустя столетие.

Герои романа раскатывают по Парижу 1960-х на автомобилях и метро. "Электрические канделябры" на Елисейских полях освещают огромные рекламные надписи, а над городом парит ажурная башня, которую построят лишь в 1889-м. Ничего не напоминает? Неужели сам Эйфель рассказывал Верну о своей задумке построить "красавицу"?

Кроме того, там есть "Машина снимает копии писем, и 500 служащих непрерывно отправляют их по адресам", а также "фотографический аппарат, который позволяет отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или контракты с партнером, находящимся на расстоянии в 5 тысяч лье". "Чтобы связаться с Америкой из Европы, требуются считанные секунды" - это телефонная сеть опутала планету.

В "Париже будущего" высятся небоскребы и ни одно учреждение не обходится без "инструмента, чем-то напоминающего большое пианино, которое может осуществлять любые расчеты", а преступников казнят с помощью... электрического разряда. И кто знает, что бы гениальный писатель еще придумал и каких бы историй написал бы, проживи он немного дольше.

Эйфелеву башню Жюль Верн тоже предсказал

Сбывшиеся предсказания Жюля Верна

Электрический стул ("Париж в ХХ веке") Подводная лодка ("20 тысяч лье под водой") Самолет ("Властелин мира") и самолет переменным вектором тяги ("Необыкновенные приключения экспедиции Барсака") Вертолет ("Робур-Завоеватель") Космические корабли и пилотируемые полеты в космос, в том числе - на Луну и межпланетные ("С Земли на Луну", "Гектор Сердавак") "Кружевная" башня в центре Европы ("Париж в ХХ веке") Видеосвязь и телевидение ("Париж в ХХ веке") Строительство Турксиба ("Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали (Из России в Пекин)") Ядерное оружие ("Пятьсот миллионов бегумы") Компьютер, ксерокс и факс ("Париж в ХХ веке").

Читателей романа, сочинённого в 1863 году, Ж. Верн силой воображения переносит в Париж 1960 года и подробно описывает такие вещи, об изобретении которых в первой половине XIX века никто и не догадывался: по улицам города движутся автомобили (правда, у Ж. Верна они работают не на бензине, а на водороде для сохранения чистоты окружающей среды), преступников казнят при помощи электрического стула, а кипы документов передаются по средством прибора, очень напоминающего современный факс.

Вероятно, эти предсказания показались издателю Этцелю чересчур фантастическими, а может, он счел роман слишком мрачным – так или иначе, но рукопись была возвращена автору и в итоге затерялась среди его бумаг на полтора столетия.

В 1863 году знаменитый французский писатель Жюль Верн опубликовал в «Журнале для образования и отдыха» первый роман из цикла «Необыкновенные путешествия» - «Пять недель на воздушном шаре». Успех романа вдохновил писателя; он решил и впредь работать в этом «ключе», сопровождая романтические приключения своих героев все более искусными описаниями невероятных, но тем не менее тщательно продуманных научных чудес, рожденных его воображением. Цикл продолжили романы:

  • «Путешествия к центру Земли» (1864)
  • «С Земли на Луну» (1865)
  • «20 000 лье под водой» (1869)
  • «Таинственный остров» (1874) и т.д.

Всего Жюль Верн написал около 70 романов. В них он предсказал многие научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевиденье и космические полеты. Жюль Верн предвидел практическое применение:

  • Электродвигателей
  • Электронагревательных приборов
  • Электрических ламп
  • Громкоговорителей
  • Передачи изображений на расстояние
  • Электрической защиты зданий

Невероятное сходство вымышленного и реального

Замечательные сочинения французского писателя имели для многих поколений людей важный познавательный и воспитательный эффект. Так, в одной из фраз, высказанной фантастом в романе «Вокруг Луны» относительно падения снаряда на лунную поверхность, была заключена идея реактивного движения в пустоте, идея, впоследствии развитая в теориях К. Э. Циолковского. Неудивительно, что основоположник космонавтики не раз повторял:

«Стремление к космическим путешествиям заложено во мне Жюлем Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении».

Космический полет в подробностях, весьма близких к реальным, впервые был описан Ж. Верном в сочинениях «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). Эта знаменитая дилогия – выдающейся пример «виденья сквозь время». Она была создана за 100 лет до того, как пилотируемый полет вокруг Луны был реализован на практике.



Но что поражает более всего, так это удивительное сходство между полетом вымышленным (у Ж. Верна – рейс снаряда «Колумбиады») и реальным (имеется в виду лунная одиссея корабля «Аполлон-8», который в 1968 году совершил первый пилотируемый полет вокруг Луны).

Оба космических аппарата – и литературный, и реальный – имели экипаж, состоящий из трех человек. Оба стартовали в декабре с острова Флорида, оба вышли на окололунную орбиту («Аполлон» правда, совершил вокруг Луны восемь полных витков, в то время как его фантастических «предшественник» – всего один).

«Аполлон», облетев Луну, при помощи ракетных двигателей вернулся на обратный курс. Экипаж «Колумбиады» решил эту проблему похожим способом, использовав ракетную силу… сигнальных ракет. Таким образом, оба корабля с помощью ракетных двигателей перешли на траекторию возвращения, чтобы опять-таки в декабре приводнится в одном и том же районе Тихого океана, причем расстояние между точками приводнения составляет всего 4 километра! Размеры и масса двух космических аппаратов так же практически одинаковы: высота снаряда «Колумбиады» - 3,65 м, вес – 5 547 кг; высота капсулы «Аполлона» - 3,60 м, вес – 5 621 кг.

Великий фантаст предугадал все! Даже имена героев французского писателя - Барбикен, Николь и Ардан – созвучны именам американских астронавтов – Борман, Ловелл и Андерс…

Как не фантастично все это звучит, но таков был Жюль Верн, точнее его предсказания.




Top