Какие наиболее яркие композиционные части. Основная идея «Слова» и ее раскрытие в сюжете и композиции



  • Когда и как начиналась русская литература?

  • Какие произведения древнерусской литературы вы помните?

  • Известны ли имена их авторов?

  • Какие жанры древнерусской литературы вам известны?


Междоусобицы

  • Междоусобицы

  • Половцы

  • Летопись

  • Патриотизм

  • Честолюбие


  • Историк, коллекционер, граф Мусин-Пушкин обнаружил старинную рукопись в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря в сборнике XVI в.


  • В 1812 г. в Москву вошли наполеоновские войска. Особняк А.И. Мусина-Пушкина на Разгуляе в огне пожара не погиб, но погибла графская библиотека. Был утрачен и старинный сборник с единственным древним списком «Слова».


  • В 1185 г., не предупредив киевского князя Святослава и других князей,отправился в поход на половцев новгород-северский князь Игорь Святославович со своим сыном, братом и племянником.



    «Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, ещё в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIVвека…» (В. Чивилихин. «Память»).


Ипатьевская летопись

  • Ипатьевская летопись

  • Выступление в поход Игоря.

  • Солнечное затмение.

  • Присоединение к войску Всеволода.

  • Первое удачное столкновение с половцами.

  • Неудачи второго боя.

  • Ранение и пленение Игоря.

  • Набеги половцев на Русь.

  • Побег Игоря.


Уроки 3–4 «СЛОВО» КАК ВЫСОКОПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)

25.03.2013 21997 2642

Уроки 3–4 «Слово» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение
(идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)

Цел и: познакомить с образной системой «Слова», его основной идеей; дать понятия патриотизма, честолюбия; работать над выразительным чтением.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова».

(Планы отражены на доске.)

План событий
по Ипатьевской летописи

План событий по композиционным
частям «Слова»

1. Выступление в поход Игоря.

2. Солнечное затмение.

3. Присоединение к войску буй-тур Всеволода.

4. Первое удачное столкновение
с половцами.

5. Неудачи второго боя.

6. Ранение и пленение Игоря.

7. Набеги половцев на Русь.

8. Побег Игоря.

1. Вступление.

2. Сборы в поход, предзнаменование.

3. Первый бой.

5. Второй бой.

6. История сражения с половцами.

7. Поражение.

8. Лирическое отступление о междоусобицах.

9. Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава.

10. Обращение к князьям.

11. Плач Ярославны.

12. Возвращение Игоря.

13. Приветственная встреча.

– Чем повествование в «Слове» отличается от Ипатьевской летописи? (Оно более лирично, эмоционально, окрашено авторским отношением к излагаемому материалу.)

– Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову»? (Лирическое отступление о междоусобицах, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны.)

2. Выразительное чтение (или чтение наизусть) понравившихся отрывков с последующими комментариями.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа.

– Как в них проявился «пронизывающий душу патриотизм» неизвестного автора?

– Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря? (Это раздумья не только о честолюбии и человеческой гордыне, но и о любви к Родине.)

2. Характеристика образной системы «Слова».

1) Какие образы «Слова» вам запомнились?

2) Как вы их себе представляете?

3) Сопоставьте ваше представление с иллюстрациями В. А. Фаворского (с. 13 учебника).

4) Кто же главный герой «Слова о полку Игореве»?

Обмен мнениями.

Князь Игорь? Нет. О нем говорится больше, чем о других князьях, но почти всегда в любовно-укоризненном тоне.

Игорев полк? Но последний потерпел поражение, открыв дорогу на Русь Степи.

Ярославна? Она прекрасна, трогательна, героична, но она – лицо все-таки эпизодическое, персонаж, возможно, лучшей, но единственной главы поэмы.

Святослав Киевский? Он – воплощение государственной мудрости и отеческого благородства, высказыватель суждений по поводу происходящих событий, он – второе поэтическое «я», недаром его речь, именуемая Златым словом, незаметно переходит в авторское обращение к князьям.

Учитель. Подлинный же герой поэмы – р усская земля. Ей певец отдает весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю привязанность и верность.

Княжеские дружины для автора – «русские сыны», «русские полки», которых ждут «жены русские». Храбрые воины, вспоминаемые в поэме четыре раза, – «русичи». В контексте поэмы это слово имеет эпическое звучание, оно словно навечно высечено в граните: «…русичи великая поля чрвленными щиты прегородиша». Или: «…ту пиръ доконечаша храбрии русичи».

Автор – незаурядная фигура Руси домонгольской; его патриотический пафос не был порождением личных настроений и убеждений. Ценность поэмы для того времени состояла в том, что она высказывала в непревзойденной художественной форме то, что зрело в умах лучших людей эпохи. Так, в Ипатьевской летописи, в записи под 1168 годом, князь восклицает: «Нам дай б ог за крестьян и за Русскую землю головы свои сложити».

В «Слове» земля Русская предстает во всей своей исторической и природной красоте. Глазами автора народ словно впервые взглянул на родные и давно обжитые места. Раскинувшаяся на необъятных просторах – от Волхова до Черного моря, – Русская земля была «украсно украшена» городами, селами, крепостями.

Можно сказать, что Русь выросла и закалилась в борьбе со Степью. Обороняясь, а нередко переходя в наступление, Русь отстаивала и свой народ, и государственность, и свою молодую, несомненно незаурядную культуру, и выполняла роль щита Европы на Востоке. Недаром с такой гордостью вспоминается в Игоревой песне «поход Святослава» – грозного и великого, который, наступая на землю половецкую, притоптал холмы и яруги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота, пленил хана Кобяка.

Но наступила невеселая година, когда, по словам Игорева певца, стал брат оспаривать брата, и стали князья про малое «это великое» говорить. Из-за усобиц стали «поганые» со всех сторон приходить с победами на землю Русскую. Автор не просто вспоминает о минувших победах, не только скорбит о несчастьях современности, постигших Русскую землю. Поэт призывает встать за «обиду сего времени», за землю Русскую.

Существует даже предположение, что «с лово», произнесенное на встрече князей, заставило их на несколько лет прекратить распри и зорко следить за происками кочевников, то есть дало краткую военную передышку.

Певец «Слова», соколиным взором осматривая все края родной земли, погружаясь в былые века, был деятельным сыном бурного времени, знал все радости, скорби, поражения и победы своих лет.

Он первым избрал главным героем произведения Русскую землю, положив начало героической традиции, живущей века.

3. Изучение композиции «Слова».

– Какова же композиция «Слова»?

Учитель. Безусловно, она сложна, ее называют непоследовательной, эмоциональной, мозаичной. Автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь и обратно, то рассказывает о событиях 1185 года, то прерывает рассказ воспоминаниями прошлого. Однако в этой непоследовательности есть своя художественная логика. Давайте обратимся к тексту.

(часть I, гл. 12, с. 17–18).

Учитель. Автор по-своему распоряжается временем, и в разгар битвы, когда дорого каждое мгновение, делает лирико-историческое отступление, вспоминая дела прежних лет и прежде всего усобицы, начатые родоначальником нынешних Олеговичей, ведущих сейчас схватку, – Олегом Святославичем. Временное отвлечение необходимо не только для того, чтобы мы поняли историческую предопределенность совершающегося – неизбежность поражения как следствие княжеских раздоров. «Справка-пауза» выполняет здесь и художественную цель. Опрометчивость и неразумность Игоря мы видим на широком историческом фоне. Игорь таков, убеждает поэма, каким его сделало время.

Не случайно в отвлечении приводится и моральная сентенция о том, что в прошлом похвальбы уже приводили князей на суд б ожий, оборачивались погребальным покрывалом. Многозначительное сообщение подготавливает нас к тому, чтобы понять: Игорь находится в таком же положении, как и участники былых распрей, и его не минует наказание за дерзкую вылазку в Поле, за стремление к личной славе, за нежелание умерить свой пыл и быть с другими князьями «за одно сердце».

– Давайте посмотрим, а как природа «откликается» на происходящие события?

В «Слове» мы присутствуем при чуде рождения того чувства природы, которое спустя столетия найдет свое полное выражение в тютчевской поэтической строфе:

Не то, что мните вы, природа;

Не слепок, не бездушный лик, –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Присмотримся к облику и характеру степи, в которой развертываются основные действия похода.

Идущую по дороге рать степь встречает ревом грозы, воем волков по оврагам, клекотом орлов; рать слышит, как лисицы «брешут» на красные щиты. Ночью степь оглашают «щекотом» соловьи, утром дружину будит говор галок… Круглые сутки степь звучит, говорит ковыльной речью, полной необыкновенно важного значения. Поэт любит символический полевой пейзаж, когда сама природа – «дружелюбная» к «своим» – пытается предупредить храбрых витязей о предстоящем побоище. Для этой цели на художественное полотно набрасываются резкие цветовые мазки. Издалека видны меняющиеся краски: «кровавые зори свет возвещают», «черные тучи с моря идут», «трепещут синие молнии». Дождь, пришедший с Дона, сыплет на войско стрелами…

В пору бегства Игоря – при всем драматизме повествования – наш взгляд останавливается на степных реках, стелющих зеленую траву, на берегах песчаных, где кишмя кишат в тростниковых зарослях лебеди, чайки, утки. Все отмечено острой живописной выразительностью, напряженным динамизмом.

Выразительное чтение фрагмента (ч. III, гл. 2–5, с. 30–32).

– Разделив «Слово» условно на части, озаглавьте их:

1) Рассказ о походе Игоря.

2) Сон и «златое слово» Святослава.

3) Плач Ярославны.

4) Рассказ о побеге Игоря из плена.

– А с чего начинается «Слово»? (С небольшого вступления, в котором автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Но, восхищаясь искусством старого певца Бояна, он отказывается вести свое повествование-рассказ «по замышлению Бояна», он намерен повествовать «по былям сего времени» – ближе к действительным событиям.)

– Как вы думаете, зачем автор предлагает нам увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек зрения? (Рассказ о походе Игоря выстроен так, что мы смогли увидеть его глазами воина и восхитились дерзкой смелостью князя; услышали голос мудрого государственного правителя и задумались о судьбе Русской земли, прониклись правотой его страстного призыва встать за землю Русскую; нас тронуло и пленило горе Ярославны, скорбящей о муже и стремящейся помочь ему. И в каждом из этих видений событий своя правда, своя «быль». Но во всех откликах на поход Игоря – боль. Душа автора болит за Игоря, за судьбу Русской земли.)

Вывод.

Идеал автора – могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть князей братьями, способными почувствовать чужую боль, помочь в горе. «Слово» – это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле. (Запись в тетради.)

4. Изучение влияния фольклора на «Слово».

Учитель. Когда говорят о фольклорности «Слова», то обычно вспоминают о богатстве дописьменного творчества, да и о всей устной поэтической стихии, всегда жившей в народе, и рассматривают, как это богатство отразилось в Игоревой песне.

В устной народной литературе сложились устойчивые представления о народном характере. Достаточно сопоставить страстность и молодечество Игоря и удаль Всеволода с действиями Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича, и станет ясным, что их поступки – буйство в бою, нежелание соразмерить силы с опасностью – не являются исключением. Они ведут себя как сыновья эпохи.

Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь.

Самый поразительный герой «Слова» – Всеслав Полоцкий, чей образ соединил в себе черты реального («летописного») князя с волшебником Волхом Всеславичем, фольклорным оборотнем, который днем правил людьми, а ночью царствовал над зверями.

– На примере любого фрагмента покажите фольклорную основу «Слова». (в ыписать примеры постоянных эпитетов, сказочных мотивов, повторов, приема одушевления природы и т. д.).

III. Итог уроков.

Домашнее задание: написать домашнее сочинение на одну из тем:

 Образ Русской земли на страницах «Слова»;

 Плач Ярославны в переводе Жуковского и Заболоцкого (сопоставительный анализ);

 Какой из эпизодов «Слова» оказался наиболее интересен для вас и почему?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

В литературоведении про композицию говорят разное, но есть три основных определения:

1) Композиция – это расположение и соотнесенность частей, элементов и образов произведения (компонентов художественной формы), последовательность введения единиц изображаемого и речевых средств текст.

2) Композицией называется построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое, обусловленное его содержанием и жанром.

3) Композиция – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении.

У всех этих страшных литературоведческих понятий, в сущности, довольно простая расшифровка: композиция – это расположение романных отрывков в логическом порядке, при котором текст становится цельным и обретает внутренний смысл.

Как, следуя инструкции и правилам, мы собираем из мелких деталей конструктор или пазл, так мы собираем из текстовых отрывков, будь то главы, части или зарисовки, и целый роман.

Пишем фэнтези: курс для любителей жанра

Курс для тех, у кого фантастические идеи есть, а писательского опыта нет или его мало.

Если вы не знаете, с чего начать – как развить идею, как раскрыть образы, как, в конце концов, просто изложить связно то, что придумалось, описать то, что увиделось, – мы предоставим и необходимые знания, и упражнения для практики.

Композиция произведения бывает внешней и внутренней.

Внешняя композиция книги

Внешняя композиция (она же архитектоника) – это разбивка текста на главы и части, выделение дополнительных структурных частей и эпилога, введения и заключения, эпиграфов и лирических отступлений. Еще внешняя композиция – это деление текста на тома (отдельные книги при глобальной идее, ветвистом сюжете и большом количестве героев и персонажей).

Внешняя композиция – это способ дозирования информации.

Романный текст, написанный на 300 листах, без структурной разбивки неудобочитаем. Как минимум ему нужны части, как максимум – главы или смысловые отрезки, разделенные пробелами или звездочками (***).

Кстати, для восприятия удобнее короткие главки — до десяти листов – ведь и мы, будучи читателями, одолев одну главу, нет-нет, да посчитаем, сколько страниц в следующей – и дальше читать или спать.

Внутренняя композиция книги

Внутренняя композиция, в отличие от внешней, включает гораздо больше элементов и приемов компоновки текста. Все они, однако, сводятся к общей цели – выстроить текст в логичном порядке и раскрыть авторский замысел, но идут к ней разными путями – сюжетными, образными, речевыми, тематическими и др. Разберем их подробнее.

1. Сюжетные элементы внутренней композиции:

  • пролог – вступление, чаще всего – предыстория. (Но некоторые авторы прологом берут событие из середины истории, а то из финала – оригинальный композиционный ход.) Пролог – интересный, но необязательный элемент как внешней композиции, так и внешней;
  • экспозиция – исходное событие, в котором , представляются герои, намечается конфликт;
  • завязка – события, в которых завязывается конфликт;
  • развитие действий – ход событий;
  • кульминация – высшая точка напряжения, столкновение противоборствующих сил, пик эмоционального накала конфликта;
  • развязка – итог кульминации;
  • эпилог – итог истории, выводы по сюжету и оценка событий, наметки дальнейшей жизни героев. Необязательный элемент.

2. Образные элементы:

  • образы героев и персонажей – продвигают сюжет, являются главными конфликта, раскрывают идею и авторский замысел. Система действующих лиц – каждый образ в отдельности и связи между ними – важный элемент внутренней композиции;
  • образы обстановки, в которой развивается действие, — это описания стран и городов, образы дороги и сопровождающие пейзажи, если герои в пути, интерьеров – если все события происходят, например, в стенах средневекового замка. Образы обстановки – это так называемое описательное «мясо» (мир истории), атмосферность (ощущение истории).

Образные элементы работают, в основном, на сюжет.

Так, например, из деталей собирается образ героя – сирота, без роду и племени, но с магической силой и целью – узнать о своем прошлом, о своей семье, найти свое место в мире. И эта цель, по сути, становится сюжетной – и композиционной: из поисков героя, из развития действия – из поступательного и логичного продвижения вперед – формируется текст.

И то же самое касается образов обстановки. Они и создают пространство истории, и одновременно ограничивают его определенными рамками – средневековым замком, городом, страной, миром.

Конкретные образы дополняют и развивают историю, делают ее понятной, видимой и ощутимой, как правильно (и композиционно) расставленные предметы обихода в вашей квартире.

3. Речевые элементы:

  • диалог (полилог);
  • монолог;
  • лирические отступления (авторское слово, не касающееся развития сюжета или образов героев, отвлеченные размышления на определенную тему).

Речевые элементы – это скорость восприятия текста. Диалоги – динамика, а монологи и лирические отступления (в том числе описания действия от первого лица) – это статика. Зрительно текст, в котором нет диалогов, кажется громоздким, неудобным, нечитаемым, и это отражается на композиции. Без диалогов она тяжела для восприятия – текст кажется затянутым.

Монологичный текст – как громоздкий сервант в небольшой комнате — опирается на множество деталей (и еще больше содержит в себе), в которых порой сложно разобраться. В идеале, чтобы не утяжелять композицию главы, монологичный (и любой описательный текст) должен занимать не больше двух-трех страниц. И ни в коем случае не десять-пятнадцать, их просто мало кто будет читать – пропустят, глянут по диагонали.

Диалоги же, напротив, состоят из эмоций, легки для восприятия и динамичны. При этом они должны быть не пустыми – только ради динамики и «героических» переживаний, а информативными, и раскрытие образа героя.

4. Вставки:

  • ретроспектива – сцены из прошлого: а) длинные эпизоды, раскрывающие образ героев, показывающие историю мира или истоки ситуации, могут занимать несколько глав; б) короткие сценки (флешбэки) – от одного абзаца, часто исключительно эмоциональные и атмосферные эпизоды;
  • новеллы, притчи, сказки, байки, стихи – необязательные элементы, которые интересно разнообразят текст (хороший пример композиционной сказки – «Гарри Поттер и Дары смерти» Роулинг); главы другой истории при композиции «роман в романе» («Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова);
  • сны (сны-предчувствия, сны-предсказания, сны-загадки).

Вставки – это внесюжетные элементы, и убери их из текста – сюжет не изменится. Однако они могут пугать, смешить, тревожить читателя, подсказывать развитие сюжета, если впереди – сложный событийный ряд.сцена должна логично проистекать из предыдущей, каждая следующая глава должна быть связна с событиями предыдущей (если несколько сюжетных линий – значит, главы и скрепляются по событиям линий);

расположение и оформление текста в соответствии с сюжетом (идеей) – это, например, форма дневника, курсовой работы студента, романа в романе;

тема произведения – скрытый, сквозной композиционный прием, который отвечает на вопрос – о чем история, в чем ее суть, какую главную мысль до читателей хочет донести автор; в практическом плане решается через выбор значимых деталей в ключевых сценах;

мотив – это устойчивые и повторяющиеся элементы, которые создают сквозные образы: например, образы дороги – мотив путешествий, авантюрной или бездомной жизни героя.

Композиция – это явление сложное и многослойное, и во всех ее уровнях разобраться тяжко. Однако разбираться надо, чтобы знать, как выстроить текст, чтобы он легко воспринимался читателем. В этой статье мы поговорили об основах, о том, что лежит на поверхности. И в следующих статьях копнем чуть глубже.

Следите за обновлениями!

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте

Cлайд 1

Cлайд 2

Древнерусская литература в 9 классе Довыдова А.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №1234 г.Москвы

Cлайд 3

Художественное произведение, хотя и близко к летописи; Тема: неудачный поход на половцев северского князя Игоря в конце апреля – начале мая 1185 года; Время написания: вскоре после похода; Другие источники, повествующие об этом походе: Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись. «Слово о полку Игореве»

Cлайд 4

Северский князь Игорь Святославович; его брат Всеволод Святославович из Трубчевска; его сын Владимир Игоревич из Путивля; его племянник Святослав Ольгович из Рыльска. Участники похода:

Cлайд 5

История «Слова…» Открыто в конце 18 века Мусиным-Пушкиным Впервые опубликовано в 1800 году в Москве

Cлайд 6

Cлайд 7

Историческая основа «Слова…» В 1185 году Новгород-Северский князь Игорь Святославович, не предупредив Киевского князя Святослава и других князей, отправляется в поход на половцев в половецкие степи.

Cлайд 8

Ипатьевская летопись Выступление в поход Игоря Солнечное затмение Присоединение к войску бур-тур Всеволода Первое удачное столкновение с половцами Неудачи второго боя Ранение и пленение Игоря Набеги половцев на Русь Побег Игоря из плена … … … … … … … … … … … Композиция похода князя Игоря «Слово о полку Игореве»

Cлайд 9

Доделать таблицу; Чем повествование «Слова…» отличается от летописного? Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову…»? С какой целью включает их в повествование автор «Слова…»? Домашнее задание:

Cлайд 10

Вступление Сборы в поход, солнечное затмение Первый бой Сон Второй бой История сражений с половцами Поражение войска Игоря Лирическое отступление о междоусобицах Сон Святослава, «Золотое слово» Святослава Обращение Автора к русским князьям Плач Ярославны Возвращение Игоря из плена Приветственная встреча Игоря Композиция «Слова…»

Cлайд 11

Вначале повествование ведется от лица Автора. Автор – человек, хорошо знающий военное дело, начитанный, знающий события прошлого. Особенности композиции

Cлайд 12

Предзнаменование Плохое предзнаменование безрассудной храбрости Игоря Игорь идет в поход НАПЕРЕКОР судьбе.

Cлайд 13

Автор пытается понять, почему храбрый, мужественный князь и его опытная дружина потерпели поражение вспоминает времена деда Игоря – Олега (11 век) Причина тяжелого положения русской земли в прошлом и настоящем, причина поражения Игоря – в несогласии русских князей, в их раздорах. Часть I главы 12-13

Cлайд 14

Сон Святослава «смутный»; Святославу дается знать о походе Игоря, его поражении и нашествии на Русь врагов. Тем самым подчеркивается роль вел. киевского князя как главы рус. князей и всей Русской земли; Худ. функция Сна Святослава - обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами; Образы сна символичны. Часть II глава 1 Взгляд на поход Игоря Святослава:

Cлайд 15

его «одевают» черной паполомой, т. е. погребальным покрывалом, как мертвого; Видеть во сне кровать - тоже плохая примета по сонникам: к болезни или смерти; тис считался в древности самой ценной породой для гроба и в связи с этим был символом смерти; пить во сне вино, и особенно мутное, - «плохая примета», «знак печали и досадного известия»; Рассыпающийся жемчуг - символ слез в сновидениях. Сон Святослава

Cлайд 16

Смысл Сна Святослава: Святослав, сидящий «в Киеве на горах», грозный и великий, во сне видит себя не в Киеве - столице Киевской Руси, ее центре, а на самой окраине, у небольшого пограничного городка на юго-западе Руси - Плесньска. Вместо «золотого стола» киевского (символа власти, силы, могущества) он оказывается во сне в погребальных санях (символ не-жизни, не-могущества, не-бытия), в которых несут его к морю - символу «того света» и одновременно - месту пребывания половцев, к ним в плен. Во сне со Святославом происходит то, что произошло наяву с Игорем и другими князьями-участниками похода. Сон Святослава

Cлайд 17

взгляд на поход Игоря с т.з. судеб всей Русской земли. Прямое осуждение Игоря и Всеволода; Обвиняет их в честолюбивом стремлении прошлую славу себе присвоить, а будущую поделить между собой; Не сомневается в их личном мужестве, не унижает их достоинства; Святослав = Автор. «Золотое слово» Святослава, со слезами смешанное, - Часть II глава 5

Cлайд 18

«Золотое слово» Святослава переходит в обращение к русским князьям; Напоминает князьям о том, как в прошлом усобицы обессилили Русскую землю и привели к гибели ее князей; Напоминает каждому из князей о его силе, уме, могуществе; Призывает князей исполниться ратного духа, объединить свои силы и вернуть Руси ее былые славу и могущество. Святослав = Автор Часть II главы 6-13 Обращение к русским князьям

Cлайд 19

На городской стене в Путивле плачет жена Игоря Ярославна; Она не размышляет, не осуждает, а просто печалится, горюет; Обращается к силам природы, просит о помощи мужу; Ярославна скорбит обо всех русских воинах, не только о муже; Это собирательный образ – голоса всех русских женщин, их печаль и нежность, страдания от войн и междоусобиц всех русских женщин. Часть III глава 1 Плач Ярославны

Cлайд 20

Силы природы (по просьбе Ярославны) помогают Игорю; Сказочные мотивы: разговор Игоря с рекой Донец; преображение Игоря в разных зверей и птиц. Часть III глава 2-7 Половецкая степь. Побег Игоря.

Cлайд 21

Торжественная и праздничная концовка Вся Русская земля радуется возвращению Игоря: «Села рады, города веселы», «Но восходит солнце в небеси – Игорь-князь явился на Руси» Заключение. Часть III глава 8

Cлайд 22

Вместе с кем отправляется Игорь в поход? Когда написано «Слово…»? Чем в Игоре восхищается Автор? Как излагаются события (манера изложения) в «Слове…»? Охарактеризуйте Автора «Слова…». С какой целью описывается солнечное затмение? Почему Автор обращается ко временам Олега? Самостоятельная работа


Top